Семья ведущий фактор развития ребенка

Семья ведущий фактор развития ребенка thumbnail

Автор: Антонова Светлана Львовна

Организация: МБДОУ д/с №36

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Арзамас

Семья – это особая социальная среда. В ней действуют правила и нормы поведения, может существовать своя иерархия, именно в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию людей на свои поступки. Не имея ни социального, ни личного опыта, ребёнок не может оценить ни своё поведение, ни проявления личностных качеств других людей.

Одним из самых значимых факторов развития характера ребенка дошкольного возраста при формировании базовых черт его личности, первичных форм связей и отношений с внешним миром, является его семья.

Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, – это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка.

Семья выступает организатором разнообразных видов деятельности детей. От рождения ребенок, не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром организуют родители и другие члены семьи. В этом заложен большой педагогический смысл, ибо даже ребенок, которому посчастливилось родиться в благоприятной среде, не сможет полноценно развиваться, если он ограничен или лишен возможности активного взаимодействия с ней. Именно в семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения. Первоначально взрослые действуют с ребенком совместно, стимулируя и подкрепляя его активность. Но по мере того, как ребенок овладевает отдельными действиями, предоставляется возможность организовать его деятельность как совместно-разделенную с взрослым. По мере овладения ребенком теми или иными действиями он превращается в субъекта собственной деятельности, но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослого, эмоциональная поддержка, одобрение, оценка, иногда – подсказка, дополнительная информация о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации и т.д. Родителям важно соблюдать меру, разумное соотношение детской и своей собственной активности, не выполнять за ребенка то, чему он уже научился.

Темп современной жизни настолько напряжен, что взрослым иногда легче сделать что-то за ребенка, чем ждать, когда он справится с этим сам. И родители продолжают кормить ребенка с ложки, убирать за ним игрушки, одежду, вытирать ему нос… Гораздо труднее и хлопотнее придумать и осуществить способ, который поможет включить в дело самого ребенка. С точки зрения воспитания первый путь неэкономичен, недальновиден, поскольку приводит к инфантилизму, к синдрому беспомощности в поведении ребенка и впоследствии – взрослого человека. Бесконечные опасения, излишняя осторожность взрослых, недостаток у них терпения и вечный дефицит времени приводят к тому, что в дошкольные годы, когда ребенку свойственна активность, стремление к самостоятельности (Я сам!), его постоянно останавливают: Ты не умеешь, дай я сделаю, Не лезь!, Не трогай!Это сдерживает развитие самостоятельности, решительности, а, следовательно, осложнит жизнь ребенка на следующих этапах, когда он будет посещать дошкольное учреждение.

Семейная среда – первая культурная ниша для ребенка, включающая в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка.

Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития.

Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам, расставание перед уходом на работу, в школу, детский сад, сборы на прогулку и т.д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи и многое другое. Так, например, день рождения бабушки: можно ограничиться дежурным звонком по телефону и традиционными поздравлениями, тогда педагогический эффект будет минимальным. А можно заранее вовлечь ребенка в подготовку подарка, обратив при этом внимание на то, что особенно порадует бабушку, что созвучно ее интересам. Продуманная воспитательная среда- это богатейшая пища для развития чувств, мыслей, поведения ребенка.

Читайте также:  Факторы и условия влияющие на психическое развитие ребенка

Нормальная семейная атмосфера – основа формирования личности.

Для этого необходимо:

  • осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта;

  • организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду;

  • в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино;

  • взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

Таким образом, семья – это первая школа общения ребенка и основной фактор формирования его личности.

Список используемой литературы:

1.Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / А.В. Акрушенко, Т.В. Каратьян, О.А. Ларина. – М.: Эксмо, 2008. – 128 с. С. 49-51.

2.Апряткина Е.Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников / Е.Н. Апряткина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 176-180.

3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Т.А. Куликова. – М.: ИЦ Академия, 2000. – 232 с.С. 30.

4. Семья и личность / Под ред. проф. Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. – 101 с.

Опубликовано: 11.12.2015

Источник

Семья — ведущий фактор воспитания и развития личности ребенка

Семья – это одна из основных ценностей, признаваемых обществом во все времена. Данная ценность является непреходящей. Она никогда не утратит своей значимости, нужности, переходящей в необходимость. Ее не сможет заменить ни один социальный институт, каким бы совершенным он ни был.

В теории семейного воспитания существенное требование, которое необходимо предъявить воспитателю и учителю, родителю, берущему на себя обязанность воспитания, руководства ребенком, вступающим в школу, — это понимание ребенка, его психических и индивидуальных свойств, так как, не зная условий психического развития ребенка, воспитатель может ежеминутно стать в тупик перед проявлением той или другой черты нрава воспитанника, не сумеет найти основной причины данного поступка и упустит из виду тесную связь индивидуальных особенностёй ребенка с его школьной обстановкой и семейной дисциплиной. Важно, чтобы каждый воспитатель отдавал себе ясный отчет во всех требованиях, которые ставят ребенку в стенах школы, и строго следить за тем влиянием, какое оказывает на ребенка школьный порядок. Бессознательное руководство личностью ребенка никогда не проходит без серьезных последствий и отзывается иногда на всей его последующей жизни. Воспитание в семье и в школе зачастую сводится к тому, что ребенка нужно учить, под словом «учить» нередко подразумевают: взыскать, наказать, пригрозить и т. д. В основе воспитания должен лежать «человечный» подход, подразумевающий взгляд на ребенка как на личность, а не на бесправное существо. Семья — ведущий фактор воспитания и развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Общественный строй указывает программу воспитания, социальная среда дает направления выполнения данной программы. Часто приходится слышать жалобы родителей на то, что они не властны создать для ребенка здоровую среду. Создать не властны, но в их силах нейтрализовать вредное влияние. Если в семье нормальные отношения между родителями и детьми, если родители стараются понять детскую душу и условия, при которых можно влиять на нее, то всякие другие влияния стушуются. Больше всего омрачает жизнь детей разлад между родителями, их невоспитанность, постоянная атмосфера недовольства, хмурые лица и т.д. Все это ранит детскую душу, оставляет на ней безобразные нравственные шрамы.

Другие ошибки семейного воспитания заключаются в безграничной любви родителей к детям, которые живут только для них, лишают детей самостоятельности, «оберегают от другого влияния, ставя себя на пьедестал всезнающего авторитета», создают из детей кумиров, которые вырастают эгоистами. Жизнь ребенка в руках семьи, семья может тащить детей к отжившим идеалам или поднимать их к идеалам, которые вступают в жизнь и за которыми будущее. Для успеха в семейном воспитании необходимо повседневное, систематическое и целенаправленное общение родителей с детьми и необходимо чувство меры. С одной стороны, любовь, ласка, приветливое обращение столь же необходимы для физического и душевного развития ребенка, как солнечный свет и чистый, богатый кислородом воздух. С другой стороны, заласкивающее, изнеживающее воспитание расслабляет силы ребенка, разлагает его личность, формирует в нем беспомощного, безвольного, малоценного члена общества. Воспитание в семье – важнейший источник формирования добрых нравов ребенка, ума, привитие социальных норм и ценностей.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам мальчиков

Источник

Существует множество определений семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности.

Проанализировав работы Б.М. Бим-Бада и С.Н. Гаврова (4), А.Г. Харчева (34),  Л.Б. Шнейдер (36) и других, можно сформулировать следующее рабочее определение семьи: это исторически обусловленная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, которые связаны между собой брачными и/или родительскими отношениями, общим бытом, эмоциональной поддержкой, ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизведении населения.

В этом определении подчеркивается именно воспитательное значение семьи, важность этой ее задачи для личности каждого человека и для общества в целом.

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции и структура. Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис (38) выделяют следующие функции семьи: хозяйственно-бытовую, эмоциональную, духовного (культурного) общения, первичного социального контроля, сексуально-эротическую и воспитательную, которую мы рассмотрим несколько подробнее. Воспитательная функция семьи заключается в необходимости удовлетворения потребностей взрослых людей в позициях отцовства и материнства, в контактах с детьми, в передаче и знаний и опыта, в возможности родителей «реализоваться» в детях.  В свою очередь, эта функция удовлетворяет потребность детей в любви и заботе, в социализации и подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе.

Структура семьи, по определению Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса, это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений (38). Они предлагают выделить два типа семей в соответствии с их структурой. В семьях первого типа (авторитарная семья) власть сосредоточена в руках одного члена семьи, а все остальные ему подчиняются. В семьях второго типа (демократическая семья) присутствует равноправие.

С. Минухин и Ч. Фишман (20) предлагают несколько иной взгляд на структуру семьи, используя предложенный А. Кестлером термин «холон» для описания семьи как  одновременно и части, и целого. В семейном холоне образуется три соединения: супружеское, родительское и возрастное (братско-сестринское). В рамках данной работы нас в наибольшей мере интересует родительский холон.

Взаимодействия внутри родительского холона включают семейное воспитание ребенка, где он обучается наиболее эффективным способам коммуникации. Его чувство адекватности формируется в зависимости от того, как старшие реагируют на него, он узнает, какое поведение вознаграждается и какое не поощряется. И, наконец, в родительской подсистеме ребенок получает опыт семейного стиля преодоления конфликтов и переговоров. Родительский холон может быть разнообразным по составу. Он может включать, например, дедушку или тетю, или, наоборот, исключать кого-либо (например, одного из родителей). По мере роста ребенка и по мере изменения его потребностей родительская подсистема должна меняться, обеспечивая тем самым гармоничные отношения в семье.

Таким образом, следует отметить, что семья является основным институтом воспитания.  То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.  Отношения между людьми в семье наиболее глубокие и прочные. По мнению Ю.В. Шилова, можно выделить 4 типа отношений в семье:

  • психофизиологические – это отношения биологического родства и половые отношения;
  • психологические, включают открытость, доверие, заботу, взаимную моральную и эмоциональную поддержку;
  • социальные, содержат распределение ролей, материальную зависимость, а также статусные отношения;
  • культурные – это внутрисемейные связи и отношения, обусловленные обычаями, традициями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, религиозной и т.д.), внутри которой данная семья возникла и существует (35).  

На семейное воспитание детей оказывает влияние вся эта сложная система отношений.

По определению Е.Г. Силяевой (28), факторы семейного воспитания – это те базовые условия, движущие илы, которые способствуют возникновению процессов развития и изменения личности ребенка. Можно разделить эти факторы на две группы: объективные и субъективные.

В группу объективных факторов семейного воспитания включаются следующие: экологические условия жизни семьи, качество которых отражается на здоровье и физическом росте ребенка;  место проживания семьи в территориальном и социокультурном контексте; этническая принадлежность семьи, оказывающая влияние на способы и характер взаимоотношений родителей и детей, обычаи и традиции воспитания, которых придерживаются член семьи; материальные и статусные условия жизни семьи, которые способствуют удовлетворению бытовых и социальных потребностей ее членов.

Читайте также:  Социальные факторы влияющие на психическое развитие ребенка

В группу субъективных факторов семейного воспитания включаются следующие: порядок рождения и ролевая позиция в семье (старший, средний, младший, единственный ребенок); структура семьи; степень близости контактов с родственниками, в том числе со старшими членами семьи, что создает психологическую защищенность, связь поколений, передается опыт, формируются семейные традиции; формы общения в семье в свободное время, способы проведения досуга определяют степень общительности ребенка, развитие его умения выстраивать контакты с другими людьми; социально-психологический климат в семье; прошлый опыт детства самих родителей, их общение со своими родителями; формы и виды деятельности, в том числе профессиональная, учебная деятельность родителей.

Таким образом, анализ факторов семейного воспитания указывает на то, что на ребенка большое влияние оказывают и место проживания, и статус семьи, и стиль общения членов семьи между собой, и климат в семье, и формы деятельности, характерные для семьи, т.е. весь комплекс условий ее существования.

Основная задача семьи, по мнению Г.М. Андреевой, – подготовить ребенка к полноценной жизни в обществе. Этот процесс носит двусторонний характер: с одной стороны, происходит усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в социальную среду; с другой стороны, этот опыт только тогда становится значимым для человека, когда он преобразуется в его собственные ценности и установки (2).

В.Н. Мясищев указывал на то, что ведущим компонентом воспитательного потенциала семьи являются внутрисемейные отношения, так как семья выступает, прежде всего, как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами. Внутрисемейные отношения взаимосвязаны с социальными, этническими и бытовыми отношениями, поэтому они играют особую роль в формировании личности ребенка (21).

По мнению В.Я. Титаренко, ведущая роль семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяется мера функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи (33).

Таким образом, семья таит в себе широкие возможности для общения и усвоения богатства общественных отношений и многообразных проявлений человеческой сущности. При этом, как считает Э. Эриксон, наиболее важным обстоятельством для  психического и нравственного развития ребенка является то, что общение в семье строится на основе брачных и родственных отношений, порождающих целый спектр интимно-эмоциональных, то есть глубоко личных, сокровенных и задушевных связей. Они характеризуются такими духовными ценностями, как супружеская, родительская, сыновняя (дочерняя) любовь и привязанность, возникающими в результате слияния биологического и социально-психологического начал в жизни человека. Совокупность этих духовных ценностей составляет нравственно-эмоциональную сторону семейных отношений, а глубина и насыщенность отношений этими ценностями – их нравственно-эмоциональную выразительность, которая играет незаменимую роль в формировании личности (39).

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. 363 с.
4. Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. Монография. – М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. 352 с.

20. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии / Пер. с англ. А.Д. Иорданского. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. 304 с.
21. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева / Вступительная статья А.А. Бодалева. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОД ЭК», 1995. 356 с.

28. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Академия, 2002. 192 с.

33. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 1987. 351 с.
34. Харчев А.Г. Социология воспитания. – М.: Политиздат, 1990. 220 с.
35. Шилов Ю.В. Фамилистика (Психология и педагогика семьи). – СПб.: Петрополис, 2000. 416 с.
36. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 512 с.

38. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2001. 512 с.
39. Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. – СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.

Источник