Семья в жизни и развитие человека ребенка
Роль семьи в жизни ребенка.
Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Именно с семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, умение бороться с трудностями. Только в тёплой, дружной атмосфере семьи зарождаются эти качества. Глядя на детей, можно сказать какие их родители, в какой семье они растут и воспитываются. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Но, несмотря ни на что, нужно трепетно относиться к такой ранимой, податливой детской душе, серьезно подходить к процессу воспитания.
Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью.
В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.
Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Глубокий постоянный контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем.
Жизнью доказано, что беды у детей, а потом и у взрослых – результат ошибок семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви, неумение хвалить и поддерживать своих детей. Ведь для ребенка важно, чтобы его любили таким, какой он есть.
Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.
Если:
Ребенка постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть).
Ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным).
Ребенок живет в упреках, он учится… (жить с чувством вины).
Ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других).
Ребенка хвалят, он учится … (быть благородным).
Ребенок растет в честности, он учится … (быть справедливым).
Ребенок растет в безопасности, он учится … (верить в людей).
Ребенка поддерживают, он учится … (ценить себя).
Ребенка высмеивают, он учится … (быть замкнутым).
Живет в понимании и дружбе, он учится … (находить любовь в мире).
Но и родительская любовь бывает разной: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Это разновидности уродливой любви. По этому поводу выдающийся педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует детей».
Любовь умиления – самое печальное в отношениях родителей и детей. К чему она может привести? Ребенок, в принципе, не ведает о таких понятиях, как «можно», «нельзя», «надо». Ему все дозволено. С годами у него складывается твердое убеждение, что он приносит радость всем окружающим уже одним тем, что он есть.
Еще страшнее любовь деспотическая. С малых лет у ребенка извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить людям. Из-за постоянных придирок, упреков родителей ребенок ожесточается. Нетрудно догадаться, что вырастет он черствым, бездушным.
Атмосфера духовной пустоты, убожества царит в семье, в которой родители откупаются от своих обязанностей. Они считают, что их долг заключается в обеспечении материальных потребностей своих чад. К сожалению, когда ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, сердца их закрыты для ласки, сострадания, милосердия.
Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека
НУЖНО:
-Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
-Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
-Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
-Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.
-Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.
-Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
-Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
НЕЛЬЗЯ:
-Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
-Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
-Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.
-Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.
-Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
-Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
-Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!
Итак, мы видим, что в процессе формирования личности главенствующую роль играет, прежде всего, семья, заменить ее нельзя ничем. Именно она является основой жизни и воспитания для ребенка. и только потом детский сад, школа, общество. Каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от родителей.
На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что родители в какой – то мере отстранились от процесса воспитания. Техническая революция и убыстрение образа жизни внесли в него немаловажную роль. Многие родители, которые выбрали занятой образ жизни, очень рано начинают отдавать своих детей на воспитание в руки нянь, бабушек и дедушек, либо в детский сад, где за ребенком следит воспитательница. Мобильные телефоны, планшеты, компьютер и мультики – вот, что на данный момент занимает основное место в жизни и развитии многих детей. И мало кто знает о влиянии мультфильмов на детей.
Как правило, это приводит к тому, что ребенок постепенно отрешается от людей и общества в целом, и становится одиноким. Виртуальная реальность теперь заменяет ему общение с родителями и родными. Как говорят исследователи, современная семья претерпела некоторые изменения, а, следовательно, постепенно меняется и общество в целом.
Заменить семью нельзя ничем. Именно она является основой жизни и воспитания для ребенка. Важно, чтобы родители проявляли теплоту и любовь по отношению к своим детям.
Источник
Реакция игнорирования
Семья – самая важная социальная группа в обществе. Она играет важную роль в жизни и развитии ребенка, удовлетворении его физических и эмоциональных потребностей, а также в моральном воспитании. Какие ошибки часто допускают родители в воспитании?
Обучение и воспитание ребёнка в семье
Одна из главных ролей семьи в обществе заключается в создании условий, в которых дети могли бы учиться позитивным ценностям, отношениям, поведению и навыкам на протяжении всей жизни. Родители должны научить своих детей быть ответственными за свой выбор, принимать участие в образовании своих детей, преподавать необходимые жизненные уроки. Ценности, формирующиеся в семье, влияют на выбор, который члены семьи делают как внутри, так и вне своей семьи в течение всей жизни.
Воспитание детей зависит от семейного опыта, который накоплен всей историей, традициями и культурой данной семьи.
Родители защищают и материально обеспечивают детей
Когда дети рождаются и растут, они сильно зависят от своих родителей и других членов семьи, которые заботятся о них. Семья нужна, чтобы защитить и материально обеспечить детей, любить их и оказывать эмоциональную поддержку.
Ребёнок нуждается не только в пище, одежде и крове, чтобы выжить, но у него также есть эмоциональные потребности. Дети, да и каждый из нас, хочет, чтобы его любили, понимали и поддерживали. В идеале члены семьи любят друг друга безусловно и поддерживают во всём, независимо от обстоятельств.
В такой семье каждый, и маленький ребенок, обучающийся катанию на велосипеде, и подросток, пытающийся пережить свой первый разрыв, и молодой женатый взрослый с детьми, которого только что уволили, может найти утешение в любви и эмоциональной поддержке своей семьи.
Доверительные отношения в семье
Ошибки современного воспитания
Семейные ценности за последние несколько десятилетий значительно изменились в связи с тем, что более 40 процентов из рожденных детей приходится на незамужних женщин. Это семьи, в которых мать заменяет отца. Растет число семей с неродным отцом, вследствие повторного брака матери.
По различным причинам многие из детей живут без своих родителей (ныне здравствующих) в доме бабушки и дедушки или родственников. При этом родительская роль в воспитании детей, особенно в долгосрочной перспективе, значительно снижается.
Вместо того, чтобы воспитывать своих детей в духе добра и благородства, целеустремленности и взаимопомощи, помогать ребёнку искоренить его личностные дефекты и усвоить хорошие качества, большинство сегодняшних родителей считают, что покупать дорогую одежду и продукты питания, платить высокую плату за образование – это их единственная обязанность. Они не понимают, что все это заставляет детей желать только материальных удовольствий, подпитывающих в них недостатки.
Вместе с тем, только счастливые родители могут породить счастливое поколение. Научить детей быть счастливыми возможно при доверительном общении родителей с детьми. Однако большинство современных родителей живут в спешке и стрессе. Когда мать и отец постоянно находятся в стрессовом состоянии, детям не хочется разговаривать с ними, делиться своими идеями, мыслями и проблемами.
Можно выделить несколько основных ошибок в поведении родителей, которые негативно сказываются на воспитании ребёнка:
- Привычка всегда жить прошлым не позволяет родителям понять своих детей, которые в силу своей природы легко забывают свое прошлое и всегда живут в настоящем. Поэтому дети счастливы здесь и сейчас. Когда родители вспоминают события прошлого и продолжают нести на себе бремя плохого опыта, с которым сталкивались в прошлом, они не могут слышать и понимать своих детей. Вывод – стараться жить настоящим, чтобы услышать своего ребёнка.
- Негативный разговор и подход в виде высказываний, типа «вы ничего не знаете», «вы бесполезны» причиняют детям огромную боль. Физические травмы исцеляются, но боль, причиненная на моральном уровне, не так легко исцелить. Вывод – мы должны быть всегда позитивны в своем подходе и речи, разговаривая с детьми. Наша беседа должна быть такой, чтобы она воодушевляла ребёнка.
- Не признание своих ошибок перед детьми приводит к напряжению и непониманию. Ведь дети видят все наши ошибки. Но, если родители пытаются скрыть свои ошибки или оправдать себя, то дети стараются сделать, то же самое. Вывод – признавать свои ошибки, тогда дети развивают в себе уважение к нам и пытаются подражать, учатся честно принимать свои ошибки. Ведь без ошибок нет опыта.
- Постоянно пытаться найти недостатки у детей – плохая привычка, приводящая к формированию заниженной самооценки у ребёнка. Вывод – стараться замечать и признавать хорошие качества у ребёнка. В результате со временем он осознает и примет свои личностные дефекты и попытается их искоренить. Постоянно акцентируя внимание на достоинствах наших детей вместо того, чтобы находить в них недостатки, мы будем сами в позитивном настроении, и докажем свою любовь к ребёнку, в которой он так нуждается.
- Сохранение своего личного имиджа во время общения с детьми или другими словами, проявление гордыни своим положением в обществе перед детьми, приводит к тому, что ребёнок игнорирует такого родителя. Он чувствует стену непонимания, и даже отчуждения. Вывод – родители должны вести себя естественно со своими детьми, забывая об своей карьере и положении в обществе. Только тогда они смогут оставаться счастливыми и эффективно воспитывать своих детей.
- Говорить авторитетно не стоит с детьми. Они нуждаются в разговоре на равных и с родительской любовью.
- Не учитывать, что у каждого человека своя природа при общении с детьми, значит отрицать, что ваш ребёнок уникален, как каждый человек. Он может иметь свои природные особенности, которые нужно уважать и принимать родителю как данность Всевышнего. Вывод – разговаривая с детьми, не думайте, что вы говорите с таким же человеком, как и вы. У вашего дитя есть другие черты и природные наклонности, которые вы должны принять и любить их вместе с ним.
- Отсутствие общения с детьми обычно связано с занятостью работой. Мы не всегда выслушиваем проблемы наших детей. Поручив ребёнка школе, мы забываем, что учителя чаще озабочены завершением своей учебной программы, а не состоянием ребёнка. В результате дети оказываются в психическом замешательстве. Они теряют уважение и веру в своих родителей, дерзят и не слушают их. Вывод – непринужденный разговор сближает детей и родителей. Поэтому очень важно, чтобы мы находили время, посидеть и непринужденно поговорить со своими детьми, хотя бы 15 минут в день. Это поможет воспитывать счастливого ребёнка.
- Завышенные ожидания родителей дети чувствуют интуитивно. Поскольку, их эго очень мало, они сразу же воспринимают вибрации ожиданий. Это отрицательно сказывается на их самооценке и мотивации, особенно тогда, когда родители их сравнивают с более успешным другом или подругой. Вывод – любите детей без ожиданий. Вместо того, чтобы ожидать, что «мой сын или дочь сохранит и укрепит мою репутацию в обществе», желательно думать: «я люблю своего ребёнка таким, какой он есть, он моё продолжение…».
Итак, семья выступает в роли защитника, чтобы обеспечить наилучшие возможности для жизни детей. На родителях лежит ответственность не только за физическое, но и духовное развитие своих чад. Обязанности семьи – воспитывать детей в любви и праведности, дать им моральный компас, чтобы они отличали добро от зла, научились верить и надеяться на лучшее.
Родители имеют огромную свободу воспитывать детей в соответствии со своей совестью и ценностями (в рамках законов государства).
Помните: только счастливые родители могут воспитать счастливого ребёнка!
Удачи в воспитании!
Текст: Анатомия здоровья
БЛАГОДАРИМ ЗА ВАШИ ЛАЙКИ И РЕПОСТЫ ЭТОЙ СТАТЬИ!
Источник
Задумывались ли вы когда-нибудь, что семья в начале отношений и семья, например, через десять лет – это совсем разные системы, системы людей, системы отношений. Меняются люди в своем развитии, меняются и отношения между ними. Часто семьи становятся более дружными, особенно с появлением детей, но столь же часто и разрушаются. Какие этапы в своем развитии проходит семья? Какие проблемы стоит ожидать? Попытаюсь кратко ответить в этой небольшой статье.
Какие же стадии развития проходит семья? На этот счет существует множество мнений, приведу одно из них. Итак, жизнь семьи включает шесть стадий:
добрачный период,
заключение брака и образование семьи,
семья с маленькими детьми,
семья с детьми подросткового возраста,
период взросления детей и их отделение,
период жизни семьи после отделения детей.
Давайте рассмотрим более подробно каждую из этих стадий, что происходит и возможные проблемы.
Добрачный период. В этот период люди знакомятся друг с другом, составляют представление о другом человеке, возникает симпатия и влюбленность. Многие пары начинают жить совместной жизнью. Важными вопросами в этот период являются развитие способности любить и быть любимым, отделение от родителей, становление собственной самостоятельности, принятие ответственности за свою жизнь на себя, способность жить самостоятельно без советов родителей. Если какие-то из этих вопросов не решены в этот период, они переносятся в следующие стадии.
Образование семьи. Он один из самых важных, многие пары так и не завершают его и расходятся. Формируются общие семейные ценности, весь уклад жизни, распределяются роли и обязанности, определяется порядок ведения семейного бюджета, вопросы проживания, проведения досуга, определяются общие цели. Важным вопросом является, насколько семья смогла стать самостоятельной от родителей. При совместном проживании с родителями к собственным проблемам отношений, в этом случае, будут еще добавляться проблемы отношений с родителями.
Проходит влюбленность и супруги начинают более реально смотреть на своего избранника. Более отчетливо видны привычки, которые или не замечались, или не были видны. Это и «разбросанные носки», и время для друзей с пивом и футболом, и долгие подкрашивания перед зеркалом, долгие разговоры по телефону и т.д. Теперь эти привычки начинают вызывать раздражение, но если об этом ничего не говорится, то раздражение постепенно начинает накапливаться.
Обнаруживаются черты характера, которые, мягко говоря, не совсем приятны. Раньше они скрывались за идеализацией партнера, за выделением как раз наиболее приятных черт характера. Таким образом, перед супругами стоит выбор: или принять другого супруга в его уникальности или пытаться как-то повлиять с целью изменений. Второй путь кажется более легким, да и опыт родительской семьи влияет, и многие начинают идти по второму пути. Сейчас многие знают, что человека без его желания изменить нельзя, значит нужно вызвать желание. И тогда в ход идут различные манипуляции, например ограничение секса. О том, что возможны другие пути, многие и не подозревают. По сути дела, в этом периоде самым главным можно назвать этап принятия друг друга каждого в своей уникальности. Важнейшим условием, что это станет возможным, является любовь друг к другу.
Семья с маленькими детьми. Мне кажется, наиболее важным этапом здесь является рождение первого ребенка. Семейная система из двух человек должна измениться и адаптироваться к включению в нее ребенка, который с первых дней начинает занимать главное место в ней. Соответственно приходиться пересматривать многие вопросы, особенно удовлетворение своих потребностей, с учетом ребенка. Нужно сформировать позиции матери и отца как родителей, которые абсолютно новые для молодых супругов и часто пугают своей ответственностью, выработать свои вопросы воспитания ребенка.
Уход за ребенком очень сильно ограничивает возможности мама по ее прежнему образу жизни, в то время как у отца сохраняется внешне его прежний уклад. Молодой отец часто чувствует себя отодвинутым на второй план в интересах жены, но, с другой стороны, он становится единственным «кормильцем» семьи, и он берет на себя дополнительную ответственность. Но, в тоже время, молодая мама как раз иногда и не чувствует этой ответственности, в связи с чем возможны взаимные упреки.
Кроме того, часто супруги обнаруживают, что имеют разные взгляды на воспитание и насколько в этом каждый должен участвовать как отец и мама общего ребенка. Во многом связано это с взглядами, сложившимися в родительской семье, и часто к этому расхождению примешиваются советы по воспитанию от родителей (бабушек и дедушек). Возникают конфликты по воспитанию ребенка, и важно, как молодая семья сможет их разрешать.
Становление своей роли как родителей – процесс непростой, можно сказать переломный, кризисный для отца и мамы, он в большой степени определяет судьбу развития детей в семье, дальнейший характер отношений между детьми и родителями и дальнейшее развитие личности самого родителя.
Семья с детьми подросткового возраста. В этом периоде одним из основных выступает необходимость пересмотра прежних сложившихся отношения между детьми и родителями в связи с потребностью подростков во взрослении, необходимостью предоставить им некоторую независимость и самостоятельность. Кажущаяся родителям несерьезность этого взросления вызывает серьезные конфликты между родителями и детьми. Потребность подростков в самостоятельности и в тоже время их незрелость вызывает очень большую тревогу у родителей. Но если родителями не решаются их проблема в самостоятельности, то подростки начинают это право добиваться демонстративными поступками.
В тоже время сами родители вступают в период кризиса середины жизни, пересмотра достижений, карьеры, смыслов и ценностей, потребности в дальнейшем личном развитии. В супружеских отношений происходит часто переживание утраты любви и разочарование, «обесценивание» партнера, снижение чувства удовлетворенности браком.
На этой стадии часто бывают супружеские измены, которые отражают стремление супругов пересмотреть итоги жизненного пути. С новым партнером связываются новые жизненные цели и новые возможности, установление с ним боле близких эмоциональных отношений. Отношений, которые теперь будут свободны от прежних ошибок, чувства вины и горечи переживаний. При этом, как правило, поиск нового партнера — это не столько разочарование в бывшем муже или жене, сколько попытка переосмысления итогов жизненного пути с негативной точки зрения и рассматривается как возможность «начать жизнь с белого листа». Как правило, кризис середины жизни, только обнажает и обостряет давно назревшие противоречия внутри семейной системы, и если не пытаться разрешать эти противоречия, то они приводят к разрушению семьи и прекращению супружеских отношений.
Период взросления детей и их отделение. Взрослые дети могут жить вместе с родителями или отдельно, в другом городе, состоять в браке или оставаться холостыми и незамужними. Формируется новая система отношений по принципу «взрослый-взрослый». Происходит включение в семью новых людей (супруги или супруга взрослых детей), это организует новые отношения и изменяются прежние. Родители начинают осваивать новые роли – бабушек и дедушек. Между супругами на первый план, опять, как и вначале образования семьи, выходят отношения между ними. Отделение взрослых детей часто приводит к возникновению чувства утраты смысла жизни, охлаждению в супружеских отношениях (утрачена общая цель — воспитание детей), стремлению играть в семье детей роль наставника. Это приводит к попыткам родителей войти в семью взрослых детей на правах главенства и лидерства (они еще ничего не понимают, им надо подсказать), или к стремлению стать «незаменимым» членом новой семьи, присваивая, например, роль воспитателя детей. Часто это приводит к серьезным конфликтам, к которым добавляются незавершенные детские конфликты.
Некоторые супруги, оставшиеся без детей, начинают заново открывать друг друга, строить супружеские отношения на основе опыта радости и огорчений прежней семейной жизни, пробовать что-то новое, в том числе и в сексуальном плане. Однако возможен и другой сценарий развития семьи, когда супруги после отделения детей обнаруживают рядом с собой чужого человека, нет общих тем, общих интересов, нет интереса заново строить отношения, и они расстаются.
Период жизни семьи после отделения детей. Супруги входят в пенсионный период, старения и старости. Многие сохраняют еще долгие годы активность, однако она часто переориентируется, например, на дачные заботы. Если супруги успешно прошли предыдущий период, то у них остаются теплые супружеские отношения, связанные с заботой о здоровье друг другу, выполнением роли дедушек и бабушек. Но, в тоже время, в этот период возможна смерть супруга, друзей, ровесников, братьев, переживание их утраты, возникает необходимость перестроения жизни после смерти супруга, происходит «пересмотр» итогов жизни, принятие неизбежности собственной смерти.
Эти стадии или периоды отражают основные кризисы в развитии семьи. Проходя их благополучно, семья крепнет и развивается, в такой семье каждый ее член чувствует себя уютно и защищенно. Но к сожалению, статистика показывает, что многие семьи не могут преодолеть эти кризисы, они становятся непреодолимым барьером на ее пути. Желаю Вам все же преодолеть их благополучно.
Источник