Семья социальный институт формирования и развития личности ребенка

Семья социальный институт формирования и развития личности ребенка thumbnail

Харлампьева Юлия
Консультация для родителей «Семья как социально-культурный институт формирования личности»

«Семья как социально-культурный институт формирования личности»

Воспитывает всё: вещи, явление, но прежде всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги».

А. С. Макаренко.

Воспитание и обучение ребенка – это процессы целенаправленные, многогранные по задачам и содержанию, сложные, разнообразные по формам, методами и приемами, непрерывные, длительные по времени. Всестороннее развитие человека – это тяжелый и длительный процесс, результат которого зависит от многих объективных и субъективных факторов. На формирование личности различные социальные институты наибольшее влияние имеет семья, в которой живет и воспитывается ребенок. Семья – важнейший институт общества, микрогруппа,в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное.

Для формирования гармоничной личности необходимо содействовать социализации ребенка не только в группе детского сада, но и в главном социальном институте — семье. Семья и детский сад, как институты социализации способствуют социально- психологической адаптации ребенка к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим его миром. Результатом ранней социализации является готовность детей в школу и свободное общение со сверстниками и взрослыми.

В истории человечества сложилось два направления воспитания: семейное и общественное. Современная наука убеждена, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, так как его сила и действенность несравнимы даже с квалифицированным общественным воспитанием. Современные психолого-педагогические исследования позволяют утверждать, что в системе разнообразных социальных институтов семья является важным, необходимым, глубоко специфичным и в высшей степени действенным компонентом воспитания детей.

Именно в семье ребенок приобретает первый социальный опыт, овладевает социальными ролями. Через семейные ценности, семейные традиции ребенок приобщается к культурно-историческому опыту предшествующих поколений.

Семья как социально-культурный институт оказывает активнейшее воздействие на развитие духовной культуры ребенка, на мотивы его поведения, на социальную направленность личности. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных ценностей.

Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества осваиваются в семье. С одной стороны, познание других людей начинается со своей семьи, с другой – именно в своей семье ребенок познает и идентифицирует себя.

Исследователи семейных отношений выделяют следующие факторы семейного воспитания, делающие его приоритетным по сравнению с другими институтами:

– глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания;

– постоянство и длительность воспитательных воздействий родителей;

– наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную и воспитательную деятельность семьи.

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. В современном обществе воспитание рассматривается не только как личное дело родителей, но и как их общественная обязанность.

В современных психолого-педагогических исследованиях выявлено, что социальная ориентация детей в общественно-историческом опыте начинается со становления такой социально-нравственной ценности, как постижение образа семьи, развитие «понимания чувств близких и родных». В свою очередь, постижение образа семьи облегчается тем, что в ней дети «не учатся жить, а живут». Между тем в последние годы, как убеждают научные данные, урбанизация жизни, нуклеаризация семьи приводят к разобщенности межличностных отношений ее членов, что пагубно сказывается на воспитании детей. Семья подвергается «жесточайшей деформации»: изменяются не только ее отдельные функции, но и социальные роли членов семьи. Непрочность семейных уз создает искаженный образ семьи у ребенка.Аналогичные выводы у зарубежных ученых: уравновешенным человеком и «удачным семьянином» становится тот, кто имел в детстве любящих друг друга родителей, был к ним сильно привязан, мог с ними откровенно говорить обо всем, к кому относились в семье благожелательно, уважительно, но требовательно. И наоборот, шансов на позитивное развитие очень мало у тех, кто видел в семье конфликты, кого били и унижали.

Семья является первичной и наиболее чувствительной к общественным изменениям социальной структурой. Система связей, взаимодействий и отношений ребенка и членов семьи регулируется на основе определенных ценностей и норм, традиций, обычаев, обрядов.

Очень важным положением является выделение связи между младшим и старшим поколением. В. А. Сухомлинский замечательно сформировал это положение, возведя почитание старших поколений младшими в закон жизни. В становлении нравственности ребенка большое значение имеет духовная связь самого младшего и старшего поколения. Уважение, почитание старших поколений – закон нашей жизни.

Именно социальные ценности, идеалы, нормы конкретной семьи обеспечивают эффективность семьи как социально-культурного института,который осуществляет ряд важных функций по отношению к ребенку:

– воспитательную (социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества);

– первичного социального контроля (моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, регламентация ответственности и обязательств в их отношениях);

– духовного общения (развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение).

Выполнение данных функций семьи во многом определяется значимостью семьи для ребенка, познавательным интересом к семье.

Семья – уникальный общественный организм. В ней наиболее ярко проявляются все стороны общественного бытия, его пороки и достоинства. Если подорваны основы, на которых держится семья, то распадается связь времен. Однако нити родства, духовной общности воспитания детей могут стать надежной связкой, способной выдержать испытание на разрыв. Преемственность между детьми и отцами – необходимое условие.

Таким образом, главным институтом формирования личности является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Значение семьи в воспитании ребенка очень велико, так как, семья закладывает основу, фундамент каждой личности, способствует ее социализации.

Источник

В статье рассмотрена роль семьи в процессе воспитания подрастающего поколения. Показана важность института семьи в выполнении воспитательной функции и сохранении общего жизненного тонуса личности.

Одной из важнейших функций семьи является воспитательная. Для нормального, полноценного развития ребенка семью нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Если до трех лет ребенок лишен достаточного внимания, заботы и тепла, непосредственного эмоционального контакта со взрослыми и прежде всего с матерью, то формирование многих социально значимых качеств детей растягивается на продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым [1, с. 74].

Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте [9].

Существует распространенное мнение, что городской образ жизни отличается от сельского более четким ритмом чередования работы и отдыха, будней и выходных дней. Посещение детьми школы в разные смены, а также неодинаковый режим труда у родителей приводит к тому, что ритм семейной жизни нарушается, а главное – время для внутрисемейного общения сокращается. Дети часто остаются предоставленными сами себе, а общение с родителями сводится к коротким вечерним часам досуга. Таким образом, аритмия семейной жизни чаще всего наблюдается, когда дети и родители, супруги имеют разное время труда и отдыха. Это приводит к дополнительным нагрузкам в семейных отношениях [2, с.140].

Рассматривая роль семьи в процессе социального воспроизводства подрастающего поколения, следует отметить, что существует и оборотная сторона медали. В данном случае речь идет о таких негативных явлениях, как консерватизм мышления и стереотипов поведения, которые унаследованы от уже ушедших поколений, и которые вольно или невольно передаются новым поколениям. Всякое новое неминуемо содержит в себе элементы старого, причем не только лучшего свойства [3, с.170].

К сожалению, семья может выступить не только в качестве источника нравственного и физического здоровья, но также источником аномалий, которые прямо или косвенно отражаются на состоянии младших поколений. Так, приобщение детей к спиртному, наркотикам, нервные перегрузки в результате напряженных отношений между мужем и женой, эмоциональная глухота и неумение помочь ближнему, безусловно, сказываются на психическом, а иногда и физическом состоянии того или иного члена семьи. Распространение нервно-психических заболеваний связано не только с трудовой деятельностью и ритмом городской жизни, но и семейными конфликтами [4, с.258; 5, с.50].

На стабильность семейных отношений в последнее время все сильнее действует и неравная нагрузка, приходящаяся как в самой семье, так и в общественной жизни на долю мужа и жены. Работая на производстве и дома, женщина больше устает, перегружена разными заботами [6, с.45].

Эмпирический материал показывает, что родительские образцы поведения в отношениях к детям, другим людям в большинстве случаев являются своеобразным эталоном для новых семей (дочерей и сыновей) на протяжении достаточно длительного времени. Лишь немногие респонденты (12%) не считают своих родителей примером для себя. Подавляющее большинство (87,9%) видят в своих родителях образец поведения в отношении к труду и детям. Итак, в процессе воспроизводства и воспитания молодого поколения семья выступает в качестве генератора, источника взглядов, представлений о мире, о месте человека в обществе [7, с.137; 8, с.82].

Таким образом, можем сделать вывод, что семья является одним из базовых агентов социализации личности. Именно она составляет первое и самое близкое «социальное окружение» ребенка, входящее само в более обширную социальную среду и несущее на себе ее отпечаток. Французский социолог Аник Першерон по этому поводу отмечала: «Входить в семью – означает участвовать в определенной системе эмоциональных отношений, принадлежать к данной социальной группе, иметь общую с ней историю, жить в определенном месте». И с помощью семьи ребенок вписывается в общество [9, с.194].

Источник

    1. Семья как социальный институт и среда формирования личности ребенка

Слову «семья» в научных источниках дается разное определение. В словаре Ожегова одним из определений слова «семья» является следующее: «группа живущих вместе близких родственников». В социальной педагогике трактовка термина приобретает несколько другое значение. Например, Столяренко Л.Д. пишет о том, что семья – это социально-педагогическая группа людей, необходимая для удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.

По мнению А.Г. Харчева, семья – это система отношений, которая объединяет супругов, других родственников или близких людей и друзей, необходимых супругам. Признаками семьи являются общность быта, моральные обязательства друг перед другом. Уникальность семьи в эмоциональном и родственном потенциале членов семьи. Подобную характеристику можно прочитать в «Педагогическом словаре»

Семья для ребенка – это то, где он рождается и формируется как личность в процессе своего роста и развития. Многие качества личности закладываются в ребенке в процессе взаимодействия с членами семьи. Только здесь его смогут понять, принять, не оттолкнут в трудный момент, поддержат в сложных ситуациях. Родители передают детям знания об окружающем мире, культурные традиции, которые им передали их родители и которые они смогли сохранить.

С семьей связывают такое понятие как «морально-психологический климат». В семье дети учатся понимать, что такое добро и зло, хорошо и плохо; закладываются представления о моральных, этических, нравственных нормах, формируется интерес к культурным духовным ценностям, появляется первая практика в сложных отношениях между людьми.

Проведя анализ литературы, мы выявили, что педагогами определяется специфика семейного воспитания. Основными характеристиками рассматривается: интеллектуально-познавательное развитие, формирование трудовых навыков, формирование общественной, ценностно-ориентированной позиции, привлечение к художественно-творческой, игровой деятельности, привитие навыков свободного общения с людьми.

Воспитание человека в семье продолжается на протяжении всей жизни, ежедневно. Если у человека есть семья, то связь с ней поддерживается независимо оттого, на каком отдалении он находится. Влияние это может быть как благотворным, так и негативным.

Нами было выявлено, что основой крепкой семьи, а значит, хорошими условиями формирования личности ребенка, будущего гражданина государства, будут теплые взаимоотношения, любовь, понимание и поддержка наряду с требовательностью и строгостью воспитания. Если ребенку не хватает любви, заботы родителей, то он, чаще всего, вырастает озлобленным, недоброжелательным человеком, у такого гражданина отсутствуют чувство такта, знание этики поведения, доброжелательство по отношению к другим людям. Когда ребенок живет в такой семье, чаще всего он становится замкнутым, малообщительным. Но есть и другой отрицательный результат от недостатков семейного воспитания: в семье, где ребенок был заласкан, эгоистичен, почитаем, вырастает изнеженный, самолюбивый, эгоистичный человек. В этом случае семейное воспитание не дает гармоничных условий для формирования личности и влияет на ребенка как отрицательный фактор воспитания.

Ученые выделяют и такую особенность семейного воспитания, как влияние на становление личности ребенка людей разных возрастов, т.к. семья, как правило, это социальная группа, в которой есть люди разных поколений (бабушка, дедушка, мама, папа и т.д.). Этот фактор нужно учитывать, потому что разные поколения – разные культурные ценности, жизненные ориентиры, идеалы, разное мировоззрение.В таком виде семья является той основой, когда закладываются традиции, формируются умения налаживать взаимоотношения разного характера.

Семья является средой, где проходит социализация личности. Семья – основа жизненного тренинга личности. Особенности взаимоотношений в родительской семье переносятся на свою семью, которую впоследствии создает ребенок, став взрослым членом общества. Социализация протекает в двух направлениях:

– целенаправленное воспитание ребенка в семье;

– в процессе социального научения.

Семейные традиции, общие интересы, поддержка, принятие совместных решений – залог добрых, сердечных отношений между членами семьи.

Источник

                                                             Соколова Т.Н., учитель истории

                                                             МБОУ СОШ с углубленным изучением

                                                             отдельных предметов №2 г. Волжский

                                                             Волгоградской области

 Семья  как социальный институт формирования и социализации личности.

Семья – это тот маленький мир, куда приходит появившийся на свет человек.  И от того, что он получит в семье, зависит его физическое и психическое развитие, а также  само формирование человека как личности.

Поэтому  очень важно видеть связь ребенка и его семьи.  Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей,  их личностный набор нравственных качеств в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Но кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная  атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

 Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения  детей, особенно подростков,  который  бы не зависел  от семейных условий в настоящем и  прошлом.

Подробнее остановимся на семейных условиях,  которые влияют на развитие и воспитание  детей.

В последнее время материальный уровень  семьи начинает играть все возрастающую роль. Более обеспеченные родители могут дать ребенку все необходимое для физического и интеллектуального развития. Они выбирают детский сад или школу  не по степени приближенности к дому, а  исходя из уровня образования этого учреждения и психологической комфортности для ребенка, где бы велось обучение в малокомплектной группе, с упором на иностранные языки и компьютерным  обучением, и т.д.  (подобные образовательные услуги из-за высокой стоимости не доступны большинству молодых семей). И, в дальнейшем, материально обеспеченные семьи имеют больше возможности помочь своим детям в получении высшего образования.

Немаловажную роль в психологическом развитии ребенка играет уровень образования  родителей. По данным  социолога Э. К. Васильевой, у родителей с высшим образованием  доля детей с высокой успеваемостью (средний балл  выше 4) втрое выше, чем в группе семей с неполным или  средним образованием. Эта зависимость сохраняется  даже в старших классах, когда дети уже имеют навыки самостоятельной учебной деятельности и не нуждаются  в непосредственной помощи  родителей.

Помимо образовательного уровня родителей, очень влияет на психическое состояние и развитие детей состав  самой семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные  семейные условия характерны для подавляющего большинства  так называемых трудных подростков.

Значительное влияние на личность ребенка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который  лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во – первых, подкрепление:  поощряя поведение,  которое  взрослые  считают правильным, и,  наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание  ребенка определенную систему  норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых,  идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как и они. В- третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Однако, невозможно спрогнозировать полностью результаты воспитания. Здесь возможен механизм психологического противодействия: ребенок, чью свободу  жестко ограничивают, может вырасти с повышенной тягой к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому, конкретные свойства личности ребенка в принципе не выводимы ни из свойств его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методов воспитания.

Вместе с тем важны эмоциональный тон семейных отношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы. На одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения, а на другом – далекие, холодные и даже враждебные.

В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрения, а во втором – строгость и наказания. Множество исследований доказывают преимущества первого подхода. Ребенок, лишенный явных доказательств родительской  любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает,  что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве не хватало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявиться как явно,  по отношению к родителям, так и  скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается  именно следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувство вины, тревоги и т.д.

Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а  в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом – пассивность, зависимость, слепое послушание. А за этими  типами отношений стоит не только распределение власти, но и разное направление внутрисемейной коммуникации: от родителей к ребенку, в других – от ребенка к родителям. Кроме того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются подростками и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль, в известной степени, компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.

Взаимоотношения родителей и детей меняются по мере взросления последних. Если в дошкольном, младшем школьном возрасте больше внимания уделяется привитию положительных привычек и формированию характера, то  в дальнейшем на первую ступень выступают взаимоотношения детей и родителей. Наилучшие взаимоотношения складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического  стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности,  активности,  инициативы и социальной  ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:

-родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком;

-власть используется лишь в меру необходимости;

-в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

-родитель устанавливает правила и твердо проводит их в  жизнь, но не  считает себя непогрешимым;

-он прислушивается к мнению ребенка, но не исходит только из его желаний.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль  вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье.

Родительские требования, если они кажутся не обоснованными, вызывают либо протест и агрессию,  либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того,  пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другое влияние – школа, сверстники, средства массовой информации и коммуникации , часто не могут восполнить этот пробел. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия,  способствуют  формированию личности со слабым  «Я».

Рассуждая о семье, как  факторе психического развития ребенка, необходимо отметить важность обнаружения у детей проявляющихся задатков и способностей. Есть множество примеров проявления талантов у детей, когда особое участие в их развитии относится к родителям. Заметить способности не трудно. Но родительский долг состоит в  том, чтобы развить эти способности ребенка, предоставить возможности для самореализации  личности    ребенка. Семью называют ячейкой общества, потому что она является малой частью общества и воспитывает детей,  формирует определенные черты и качества характера, развивает способности детей, способствует развитию интеллектуальной  и трудовой деятельности и формированию личности ребенка, готовит его ко взрослой жизни, как члена общества. Но наиболее важную роль можно отнести семье как источнику  формирования психического здоровья ребенка, начиная еще с дородового периода. Спокойное душевное состояние ребенка является залогом успехов ребенка в развитии способностей в  различных сферах деятельности. Любовь и взаимопонимания между родителями, между детьми и родителями, гибкие и демократичные  методы воспитания способствуют устойчивому психическому и гармоничному развитию личности ребенка.

Всегда нужно помнить: здоровые дети – это будущее здоровье общества. И какими они войдут в мир взрослых, в новое сообщество, зависит от микроклимата каждой семьи.

                    ЛИТЕРАТУРА :

Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М., 1986

Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

Петровский А.В.,  Ярошевский М.Г. Психология. Учебник. М.-Изд. Центр «Академия». 1998

Педагогика  /  Под ред.  Бабановского Ю К.-М.. 1988

Источник