Семья ребенка с нарушенным развитием

Семья ребенка с нарушенным развитием thumbnail

Наталья Павлова
Семья ребёнка с отклонениями в развитии

Семья ребенка с отклонениями в развитии.

Любое нарушение или отклонение поведения члена семьи, ведет к изменению ее структуры и всех внутрисемейных взаимоотношений. Семьи детей с ограниченными возможностями также имеют другую жизненную перспективу, они по – другому проходят стадии жизненного цикла семьи – некоторые стадии могут быть удлинены, сокращены или никогда не наступят, происходит изменение ожиданий на будущее. Еще одной распространенной трудностью в семье с особым ребенком является возникающее напряжение между супругами, которое часто приводит к распаду семьи.

Н. В. Лукьяненко указывает, что у родителей детей, имеющих особенности в развитии, в большей степени обнаруживается рассогласование между идеальным образом родителя, как принимающего и любящего и реальными чувствами к ребенку. Родители, особенно матери, в таких семьях в большей мере сосредоточены на себе как на родителе, чем на ребенке и взаимодействии с ним. Переживание себя как недостаточно хорошего родителя приводит к развитию сильнейшего чувства вины, сказывающегося как на родителе, так и на ребенке.

Специфические функции семей, имеющих детей с нарушениями в развитии:

1. Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации физического и психического состояния ребенка. Родители используют любую возможность для восстановления соматического здоровья ребенка.

2. Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. «Он наш, и мы его любим», – говорят родители. Ребенок полностью включается в жизнь семьи. Семьи, в которых внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением к каждому члену семьи. В таких семьях у детей легче и быстрее формируются эмоциональная стабильность, учебные навыки и знания, личностная зрелость, устойчивость к любым жизненным невзгодам.

3. Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда. Процесс образования любого ребенка, а ребенка с отклонениями в развитии особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно просто необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности родителей.

4. Приспособительно – адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к жизни. Одновременно они адаптируют и окружающую среду к возможностям ребенка. С этой целью они используют уже имеющиеся или создают самостоятельно новые приспособительные устройства. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности в самых сложных случаях.

5. Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с отклонениями в развитии протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с отклонениями в социальную среду является его адаптация в семье. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания. Ребенок с отклонениями в развитии должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.

6. Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т. д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно-полезной деятельности.

7. Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с отклонениями в развитии не лишены таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специального образования. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка позволяет родителям выявить его способности.

8. Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех – это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей инвалидов. Такие контакты очень полезны ребенку. Они повышают жизненный тонус, помогают раскрыть его способности.

Следует отметить, что перечисленные функции родителей нередко искажаются.

Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются систематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей особых усилий, терпения и любви.

Классификации стилей семейного воспитания. Детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

По принятию той или иной роли родителями по отношению к детям, можно выделить на четыре группы стилей воспитания:

Первая группа – родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. В качестве главной причины нарушений семейного микроклимата в этих семьях можно назвать систематические супружеские конфликты.

Такой стиль семейного воспитания оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.

Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения – гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.

Подобный стиль общения в семье ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах.

Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объема помощи, развитии самостоятельности ребенка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

В этих семьях отмечаются устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт переживания стрессогенных ситуаций. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.

Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, в жестких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.

При таком стиле воспитания у детей отмечаются аффективно – агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Это в еще большей степени осложняет их физическое и психическое состояние.

Таким образом, семья – особая социальная группа. Её члены не равны между собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. В семьях с дошкольниками с отклонениями в развитии роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети.

Следует отметить, что дети, у которых возможности контактов затруднены в результате нарушений нервной системы или моторики, значительно меньше контактируют не только с посторонними сверстниками, но и с близкими по возрасту своими родственниками, поскольку такие контакты лежат вне сферы интересов и притязаний обычных детей.

Таким образом, в результате исследования, можно сделать вывод, что:

– уровень личностной самооценки дошкольника, имеющего отклонения в развитии, повысится, если его взаимоотношения с родителями будут построены согласно компенсирующей модели воспитания (стиль сотрудничества);

– отношения дошкольника, имеющего отклонения в развитии, с родителями будут способствовать его совершенствованию, если: родители примут проблему дошкольника, построят модель семейных взаимоотношений с дошкольником, основанную на компенсирующем воспитании.

Благоприятная психологическая атмосфера в семье, психолого-педагогическая грамотность родителей влияет на нравственное поведение, формирование поведенческой компетентности дошкольника, имеющего отклонения в развитии.

Источник

Одним из самых
значимых факторов развития характера
ребенка дошкольного возраста при
формировании базовых черт его личности,
первичных форм связей и отношений с
внешним миром, воспринимаемых
преимущественно через отношения с
близкими взрослыми, является его семья.В
качестве основных условий, обеспечивающих
оптимальный тип семейного воспитания,
выступают: искренняя любовь к ребенку,
последовательность в поведении, единство
требований со стороны окружающих
взрослых, адекватность воспитательных
мер, наказаний, невключение в конфликтные
отношения взрослых. Все перечисленные
требования направлены на то, чтобы
обеспечить ребенку теплоту и надежность
атмосферы, что является залогом его
внутреннего спокойствия и стабильности
психики.Неблагоприятными чертами
личности матери, способствующими
происхождению семейных конфликтов, по
определению А. И. Захарова, являются:

– сензитивность
– повышенная эмоциональная чувствительность,
склонность все близко принимать к
сердцу, легко расстраиваться и волноваться;

– аффективность
– эмоциональная возбудимость или
неустойчивость настроения, главным
образом в сторону его снижения;

– тревожность –
склонность к беспокойству;

– недостаточная
внутренняя согласованность чувств и
желаний, или противоречивость личности,
в целом обусловленная трудно совместимым
сочетанием трех предшествующих и трех
последующих характеристик;

– доминантность
или стремление играть значимую, ведущую
роль в отношениях с окружающими;

– эгоцентричность
– фиксация на своей точке зрения,
отсутствие гибкости суждений;

– гиперсоциальность
– повышенная принципиальность,
утрированное чувство долга, трудность
компромиссов.

В отечественной
и зарубежной науке предпринимаются
попытки классифицировать типы воспитания,
приводящие к болезненным и асоциальным
реакциям. Нарушения процесса воспитания
в семье оценивают по следующим параметрам.

1. Уровень протекции
– чрезмерная и недостаточная.

2. Степень
удовлетворенности потребностей ребенка
– потворствование и игнорирование
потребностей ребенка.

3. Количество и
качество требований к ребенку –
чрезмерность и недостаточность требований
– обязанностей ребенка.

4. Неустойчивость
стиля воспитания – резкая смена стиля.

Устойчивые сочетания
выделенных параметров представляют
собой различные типы негармоничного
(неправильного) воспитания. Э. Г.
Эйдемиллером выделены следующие
отклонения в стилях воспитания:
потворствующая гиперпротекция,
доминирующая гиперпротекция, повышенная
моральная ответственность, эмоциональное
отвержение, жестокое обращение,
гипопротекция.

Наиболее
распространенными типами неправильного
воспитания в семьях, имеющих детей с
нарушениями в развитии, являются
гиперопека и гипоопека (Ф. Ф. Рау, Н. Ф.
Слезина).Гиперопека, или гиперпротекция,
– многократно исследовавшийся тип
воспитания, чаще всего встречающийся
среди матерей. Характеризуется чрезмерной
опекой родителей. Ребенка жалеют, балуют,
оберегают от трудностей, стремятся все
выполнить за него. Это делает ребенка
беспомощным и приводит к еще большему
отставанию в развитии.

Основные проявления
гиперпротекции:

– чрезмерная
забота о ребенке;

– неспособность
матери отпускать ребенка от себя, в том
числе и избыточный физический контакт,
например, длительное кормление грудью;

– так называемая
инфантилизация, то есть стремление
видеть в относительно большом ребенке
маленького.

Гиперопека
проявляется в двух полярных формах:
мягкой, потворствующей, и жесткой,
доминирующей.

Первая форма часто
приводит к формированию демонстративных
черт личности, вторая – к развитию
психастенического типа личности, то
есть человека, постоянно сомневающегося,
неуверенного в себе.В результате
длительной гиперопеки ребенок теряет
способность к мобилизации своей энергии
в трудных ситуациях, он ждет помощи от
взрослых и прежде всего от родителей.
Формируется, по терминологии Э. Берна,
«приспособившийся ребенок», который
функционирует за счет снижения своих
способностей чувствовать, проявлять
любознательность, и в худшем случае –
за счет проживания не своей жизни. Такой
ребенок, столь удобный родителям и
другим взрослым, проявит отсутствие
важнейшего новообразования дошкольного
возраста – инициативности.Второй тип
– гипоопека, или гипопротекция, –
неправильная родительская позиция,
проявляющаяся в недостатке внимания и
заботы к ребенку. Родители не уделяют
должного внимания ребенку, предоставляют
его самому себе. Это приводит к еще
большему отставанию в развитии, появлению
неадекватных реакций у ребенка. Дети в
таких семьях чаще всего нежданные,
нежеланные. На эту ситуацию дети реагируют
по-разному. Одни замыкаются, отчуждаются
от эмоционально «холодных» родителей,
пытаются найти близкого человека среди
других взрослых. Другие погружаются в
мир фантазий, придумывая себе друзей,
семью, пытаясь разрешить свои проблемы
хотя бы в сказочной форме. Некоторые
дети пытаются всячески понравиться
своим родителям, ведут себя льстиво и
угодливо, а при неудаче начинают обращать
на себя внимание другими доступными
способами – истериками, грубостью,
агрессией.Есть семьи, где детей вроде
бы и любят, и внимательны к ним, но
воспитывают очень строго, ориентируясь
не на свои чувства, а только на общепринятые
нормы. При этом не учитывают индивидуальных
особенностей своего ребенка, его темпа
развития, способностей, формируют
необходимые для «взрослой» жизни
качества и часто не обращают внимания
на его детскую жизнь, его переживания
и чувства. Фактически ребенок лишается
полноценного детства.Еще один тип
неблагоприятного семейного климата –
беспорядочные, нескоординированные,
но достаточно сильные позиции по
отношению к ребенку у разных членов
семьи. Это могут быть властная строгая
мать, формально относящийся к своему
ребенку отец и мягкая, добрая, чрезмерно
опекающая бабушка или, наоборот, суровый
отец и мягкая, но беспомощная мать. Все
это может привести к воспитательной
конфронтации внутри семьи. Разногласия
членов семьи по вопросам воспитания,
несомненно, отразятся на внутреннем
состоянии ребенка. Когда каждый член
семьи отстаивает свою позицию,
руководствуется только своими методами
и средствами воспитания, а порой
настраивает ребенка против других
членов семьи, ребенок просто теряется.
Он не знает, кого слушать, с кого брать
пример, как правильно поступать в той
или иной ситуации, так как все значимые
окружающие его взрослые по-разному
оценивают его слова, поступки, действия.
Ребенок не может понять, кто действительно
желает ему добра, кто его искренне любит
и ценит.Итак, тип воспитания влияет на
формирование определенных черт характера.
Так, воспитание, характеризующееся
теплыми отношениями при сильном
ограничении свободы поведения формирует
у ребенка такие черты личности, как
зависимость, подчиняемость. Сочетание
жесткого контроля с малой степенью
принятия ребенка формирует застенчивость,
слабое принятие роли взрослого. Неприятие
и предоставляемая свобода ведут к
формированию асоциальных типов поведения.
Теплые отношения в сочетании с достаточной
свободой обусловливают активность,
социальную адекватность, дружелюбие,
облегчают принятие роли взрослого. Мы
видим, что существует тесная связь между
неадекватными формами взаимодействия
в семье и развитием психологических и
эмоциональных расстройств у ребенка.
Задача специалистов, работающих с
семьями, имеющими детей с ограниченными
возможностями здоровья, состоит в
раскрытии последствий негармоничного
воспитания на личность ребенка и оказании
помощи родителям по его оптимизации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник