Семья как важнейший фактор развития личности ребенка
метки: Семья, Воспитание, Личность, Человек, Жизнь, Формирование, Институт, Детство
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………………….3
1 Теоретические подходы к выявлению роли семьи в развитии и формировании ребенка……………………………………………………………………………….6
1.1 Анализ понятия «семья» в психолого-педагогической литературе………….6
1.2 Роль семьи в формировании личности ребенка………………………………………8
2 Практика организации формирования и развития личности ребенка в семье………………………………………………………………………………………………………..13
2.1 Типы и методы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка………………………………………………………………………………………13
2.2 Методические рекомендации родителям по формированию и развитию личности ребенка………………………………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………………………..27
Введение
Семья — это главный институт воспитания детей. Все, что ребенок в детстве получает из семьи, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
2 стр., 712 слов
Дети и семьи ВИЧ инфицированных. Психологические аспекты
Дети и семьи ВИЧ инфицированных . Психологические аспекты Невозможноточносказать, сколькодетейпострадалооттого, чтоихродители, братья, сестрыилидругиечленысемьибылиинфицированыВИЧ. Срединих: · Дети, родившиесяуВИЧ-позитивныхматерей. · ВИЧ-позитивныедетиилидети, укоторыходинизродителейинфицирован. · Дети, укоторыхВИЧ-позитивныеотцы (частоониприэтомстрадаютгемофилией). · Дети, …
Семья как институт воспитания очень важна. Это обуславливается тем, что ребенок находится в ней значительный период своей жизни. Никакой из других институтов воспитания не может сравниться с семьей, так как в ней ребенок проводит основную часть своего времени. В семье закладываются основные качества личности ребенка.
Семья, как фактор воспитания, может влиять на развитие ребенка как положительно, так и отрицательно. Положительное влияние на личность ребенка проявляется в том, что самые близкие для него люди — мать, отец, бабушка, дедушка, бабушка, брат, сестра относятся к ребенку лучше, чем кто-то другой. Они заботятся о нем, уделяют ему большое количество времени и внимания. Но с другой стороны никакой из других социальных институтов не может нанести такого вреда в воспитании, как это может сделать семья.
В последнее время большинство учёных, психологов, педагогов считают, что все, что проявляется в ребёнке, хорошее и плохое, он получает из семьи, из детства. Со временем дети вырастают, а сформированные у него духовные и нравственные ценности, качества личности, моральные нормы останутся на всю жизнь. Именно этим взрослый человек будет руководствоваться в течение всей своей жизни, делая иногда непростой выбор. Те впечатления, которые человек получил в детстве, часто определяют работу, которую он выбирает в своей жизни. Ведь именно семья передает традиции и опыт поколений, который накапливался на протяжении многих лет.
Многие педагоги, психологи, психотерапевты, психоневрологи признают тему влияния семьи на формирование личности ребенка. Уже с древних времен проблема семьи и семейного воспитания волновала людей. Были написаны сочинения многими великими мыслителями прошлого: Аристотель, Платон, Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Каменский. В их работах семья рассматривается как фактор воспитания, оценивается её роль в становлении и развитии каждого человека. Данную проблему в России изучали выдающиеся ученые, такие как А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, А.И. Герцен, В.Ф. Одоевский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Т.Ф. Лесгафт, В.А. Сухомлинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой.
Особенности формирования личности ребенка в семье изучали такие ученые, как Д.Н. Добрович, Ю.П. Азаров, А.С. Спиваковская,А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер, А.Я. Варга, М. Буянов, Ю. Гиппенрейтер, С.В. Ковалёв, Н.В. Бондаренко, 3. Матейчек и другие.
14 стр., 6714 слов
Одаренные дети. Вопросы обучения, воспитания и общения
… при всех обстоятельствах быть человеком, личностью. 4. Практические методологический вопросы педагогики одаренных детей Главное направление в педагогическом воспитании одаренных детей – это изучение собственных … противоречия между регламентом и творчеством? В семейной. Только совместно с семьей можно творить педагогические чудеса. Чудо внутри детской души. Нужно войти …
А.С. Макаренко изучал семейные отношения и рассматривал важные вопросы воспитания в семье. Им была написана «Книга для родителей», в которой он показывает то, что семья — это первичный коллектив. Все в семье являются полноправными членами, которые выполняют свои функции и обязанности, даже ребенок.
В данной работе рассмотрены некоторые аспекты данной проблемы, так как именно благополучный психологический климат, гармоничные отношения в семье должны быть первой задачей родителей. Если не выполнять данные аспекты, то не получится сформировать здоровую полноценную личность ребенка. Иногда в семейных отношениях встречаются отклонения, которые негативно влияют на формирование личности ребенка, его самооценки, характера и других психических качеств. У таких детей часто возникают различные проблемы: ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении со сверстниками и взрослыми, состояние повышенной тревожности и многие другие.
Цель работы: изучение влияния семьи на формирование личности ребенка.
Объект: семейное воспитание.
Предмет: влияние семьи на формирование личности.
В соответствии с этим поставлены следующие задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме семейного воспитания;
2. рассмотреть роль семьи в формировании личности ребенка;
3. выявить влияние типов и медов воспитания на формирование личности ребенка в семье;
4. разработать методические рекомендации по формированию и развитию личности ребенка.
1 Теоретические подходы к выявлению роли семьи в развитии и формировании ребенка
1.1 Анализ понятия «семья» в психолого-педагогической литературе
Семья — это самый значимый фактор развития личности дошкольника, при котором происходит формирование его характера, первичных форм связей и отношений с внешним миром, воспринимаемых преимущественно через отношения с близкими взрослыми [6]. Также семья считается специфическим социальным институтом, который состоит из интересов общества и членов семьи [9]. В настоящее время выделяется несколько определений семьи как социального института.
Семья — это первичная ячейка социальной общности людей, которая основана на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств [15].
2 стр., 501 слов
Становление ребенка как личности
… авторами хорошо подмечено, что становление ребёнка как личности начинается в семье, с внутрисемейных отношений. Описывается существующая проблема взаимоотчуждения детей и родителей (психологи определили этот … факт по рисункам детей). В этих …
Семья — это сложное социальное явление, переплетающее в себе многообразные формы отношений и процессов [21]. Сложно сравнивать с семьей любые другие социальные образования, в которых удовлетворялись бы столько разнообразных общественных и человеческих потребностей. Семья — это такая социальная группа, с помощью которой накладывается отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Таким образом, по отношению к семье сложно предпринять объективное научное исследование. Американский социолог Гуд отмечал: «Мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно» [18].
В социологии семьёй называют социальные объединения, члены которого связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью. По существу семья — это система отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на браке или кровном родстве и имеющая исторически определённую организацию [2].
Другими словами можно сказать, что семья — это новый объект, в котором появляются новые свойства семьи, а старые могут таинственным образом исчезнуть. Семья — это, прежде всего, отношения между её лицами. Мы часто не понимаем, что создавая семью необходимо создавать взаимоотношения, построенные на любви, взаимопонимании и поддержке.
Семью можно отнести к особой, фундаментальной группе общества, оказывающей довольно заметное воздействие на общество с помощью воспроизводящей потомство функции. Ведь именно с помощью семьи осуществляется рождение, воспитание, выращивание новых членов общества. Кроме того, семья упорядочивает сексуальные отношения между людьми. Семья — это своеобразная модель общества, всех социальных связей и отношений для молодых людей. Например, в семье существуют материальные отношения, которые складываются независимо от воли людей. Это отношения между полами, экономические отношения между членами семьи в процессе производства необходимых благ. В семье человек впервые сталкивается с разделением труда [22].
7 стр., 3122 слов
Межличностные отношения. Психология малых групп
Контрольная работа по дисциплине: Психология Тема: Межличностные отношения. Психология малых групп Минск 2015 Содержание Введение 1. Межличностные отношения в группах 2. Классификация малых групп 3. … постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы) В зависимости от степени произвольности решения …
Между членами семьи существуют идеологические, нравственные религиозные и правовые отношения. Квалификационный рост, формирование трудовых ресурсов, миграция населения — это вопросы, на которые влияет семья. Именно с помощью семьи молодой человек принимает решение о том, куда пойти учиться. Но такие отношения основываются на чувствах любви, привязанности и заботы.
Таким образом, семья — это добровольный союз двух людей, который обладает неповторимым жизненным опытом, особенной жизненной позицией, своеобразным комплексом личностных характеристик и мировоззрением. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что семья — это открытая совмещенная психологическая система, в которой два человека в результате взаимодействия образуют совмещенный слой бытия [21].
1.2 Роль семьи в формировании личности ребенка
В настоящее время семья считается ведущим фактором развития личности ребенка, от которого зависит дальнейшая жизнь человека. Семья характеризуется как фактор воспитания личности ребенка. Один из факторов воспитания — это воспитательная среда, в которой организуется жизнь и деятел……..
Список используемой литературы
1. Акрушенко, А.В. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / А.В. Акрушенко, Т.В. Каратьян, О.А. Ларина. — М.: Эксмо, 2008. — 128 с. С. 49-51.
2. Антонов, А.И. Социология семьи. Учебное пособие [Текст] /А.И. Антонов, В.М. Медков. — М.: ЮНИТИ, 2006. — 237 с.
3. Антонов, А.И. Судьба семьи в России XXI века [Текст] /Л.И. Антонов, С.А. Сорокин. — М.: Просвещение, 2005. — 167 с.
4. Антонова, Л.И., Цветкова, Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших школьников о семье [Текст] /Л.И. Антонова, Н.А. Цветкова // Современные гуманитарные исследования. — № 1. — 2006.
5.Апряткина, Е.Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников / Е.Н. Апряткина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 176-180.
6. Артамонова, Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; ред. Е.Г. Силяева. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
9 стр., 4397 слов
Рабочая программа учебной дисциплины возрастная психология и психология семьи
… пособие для вузов/ Б. Д. Эльконин.- 3-е изд., стер.- М. : Академия, 2007.- 144с. Учебное итоговое тестовое задание по курсу: «Возрастная психология и психология семьи» … конструктивный тип, отношение зависимости, оборонительное отношение, отношение враждебности к другим, отношение враждебности к … развития человека; анализа научных текстов; реферирования научных текстов по заданной проблеме Содержание …
7. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 507 с.
8. Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ [Текст] / С.И. Голод. — СПб.: Питер, 2008. — 256 с.
9. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. — СПб.: Питер. 2006. — 176 с.
10. Жигинас, Н.В. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н.В. Жигинас. — Томск: ТГПУ, 2008. — 274 с.
11. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и семейное консультирование [Текст] / О.А. Карабанова. — М.: Просвещение, 2005. — 320с.
12. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова. — М.: Айрис-Пресс, 2008. — 256 с.
13. Коробицына, Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия / авт.-сост. Е.В. Коробицына. — Волгоград: Учитель, 2009. — 133 с.
14. Коррекция детско-родительских отношений: Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей / сост. Е.А. Дугинова. — Н-Куйбышевск: Ресурсный центр, 2009. — 103 с.
15. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Т.А. Куликова. — М.: ИЦ «Академия», 2000. — 232 с.С. 30.
16. Мальтиникова, Н.П. Методологические приоритеты рассмотрения детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьёй / Н.П. Мальтиникова // Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. — Челябинск. — 2009. — С. 122-125.
17. Пахолков, А.В. Источники формирования стереотипов семейной жизни [Текст] / А.В. Пахолков // Современное состояние теоретических и PDF прикладных психологических исследований в социальной и педагогической психологии. — Иваново: ИвГУ, 2007. -С.394-398.
9 стр., 4291 слов
Раздел 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
… 20.Реан А. А. и др. Психология и педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Петер., 2006. 21.Коломенский … методов воспитания при создании благоприятного отношения к соблюдению правил пожарной безопасности со … Основы общей психологии. Питер, 1999., Р. С.Немое. Психология. 3 книги. – М.: Владос, 1998. Дутов … времени, информационная перегрузка РТП и личного состава подразделений. И Нетипичные экстремальные …
18. Представления современной молодежи о семье. // Магистр. Международный психолого-педагогический журнал. — № 4. — 2001. — 12 с.
19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. — М.: Владос-пресс, 2006. — 384 с.
20. Селиверстов, В.И. Специальная семейная педагогика / В.И. Селиверстов, О.А. Денисова, Л.М. Кобрина и др. — М. Владос, 2009. — 358 с.
21. Семья и личность / Под ред. проф. Е.И. Сермяжко. — Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. — 101 с.
22. Сермяжко, Е.И. Семейная педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Е.И. Сермяжко. — Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. — 128 с.
23. Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. — 2000. — №3.
24. Схемы и таблицы по психологии и педагогике (учебно-методическое пособие) / Сост. И.Н. Афонина, Л.С. Барсукова, Т.Н. Соколова. — М.: Дошкольное образование, 2010. — 130 с. С. 86-88.
25. Тейлор, К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей / К. Тейлор. — М.:Владос-пресс, 2007. — 224 с.
26. Шведовская, А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста / А.А. Шведовская // Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. Психолог.наук. — М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. — 30 с.
27. Шевцова, С.В. Психология семьи как предмет научного анализа / С.В. Шевцова // Инновации в образовании. — 2004. — №4 — С. 79-82.
Источник
Центр Лечебной
Педагогики и Дифференцированного
обучения
«Наш Дом»
117593, Москва, ул.
Рокотова, 4, корп. 4 тел.: 426-75-00
Синяк Елена
Анатольевна E-mail: pushistena@yandex.ru
-зам. Директора
по УВР (I квалификационная категория),
Учитель начальных
классов
«Семья
как фактор воспитания и формирования
личности ребенка».
Традиционно
главным институтом воспитания является
семья. Семья, по мнению В.Н. Худякова,
является «тем первичным звеном, где
начинается становление ребенка как
личности. И то, что будет заложено в
ребенке с детства, должно неизбежно
проявиться в его будущей жизни». В
Конвенции о правах ребенка сказано:
“Ребенку для полного и гармоничного
развития его личности необходимо расти
в семейном окружении, в атмосфере
счастья, любви и понимания”.
То, что ребенок в
детские годы приобретает в семье, он
сохраняет в течение всей последующей
жизни. Важность семьи как института
воспитания обусловлена тем, что в ней
ребенок находится в течение значительной
части своей жизни, и по длительности
своего воздействия на личность ни один
из институтов воспитания не может
сравниться с семьей. В ней закладываются
основы личности ребенка, и к поступлению
в школу он уже более чем наполовину
сформировался как личность.
Семья
может выступать в качестве как
положительного, так и отрицательного
фактора воспитания. Положительное
воздействие на личность ребенка состоит
в том, что никто, кроме самых близких
для него в семье людей – матери, отца,
бабушки, дедушки, брата, сестры, не
относится к ребенку лучше, не любит его
так и не заботится столько о нем.
Лучшим средством воспитания правильных
отношений является личный пример отца
и матери, их взаимное уважение, помощь
и забота, проявления нежности и ласки.
Если дети видят хорошие отношения в
семье, то, став взрослыми, и сами будут
стремиться к таким же красивым отношениям.
И вместе с тем никакой другой социальный
институт не может потенциально нанести
столько вреда в воспитании детей, сколько
может сделать семья.
В семье ребенок
бывает свидетелем и участником самых
разных жизненных ситуаций, причем не
всегда позитивного содержания и смысла.
В этом отношении социальный опыт,
приобретаемый в семье, отличается
большим реализмом. Через призму
наблюдаемого поведения близких для
ребенка взрослых у него выстраивается
собственное отношение к миру,
формируются представления о ценности
тех или иных явлений, объектов.
Воспитание в
широком смысле этого слова – это не
только умышленное воздействие на ребенка
в моменты, когда мы его поучаем, делаем
замечания, поощряем, браним или наказываем.
Часто значительно больше действует на
ребенка пример родителей, хотя те свое
влияние могут и не осознавать. Несколько
слов, которыми машинально перебросятся
между собой родители, могут оставить в
ребенке значительно больший след, чем
долгие поучения, которые часто не
вызывают в нем ничего, кроме отвращения;
точно такое же действие может оказать
и понимающая улыбка, брошенное мимоходом
слово и т. п.
Отношение
ребенка к окружающим предметам, нормам
поведения, жизнедеятельности в родном
доме возникает опосредованно, благодаря
его общению со всеми членами семьи.
Эмоции, сопровождающие это общение,
помогают ребенку понять смысл, который
придается окружающему миру близкими
людьми. Он остро реагирует на тон и
интонацию взрослых, чутко улавливает
общий стиль, атмосферу отношений. Т.А.
Куликова пишет: «Семья предоставляет
ребенку разнообразные поведенческие
модели, на которые он будет ориентироваться,
приобретая свой собственный социальный
опыт. На конкретных поступках, способах
общения, которые ребенок видит в ближайшем
окружении и в которые бывает сам втянут
взрослыми, он учится сравнивать,
оценивать, выбирать те или иные формы
поведения, приемы взаимодействия с
окружающей действительностью.» Мы
разделяем ее точку зрения и можем с
полным правом говорить о том, что семейная
воспитательная среда определяет первые
контуры складывающегося у ребенка
образа мира, формируя соответствующий
образ жизни.
Очень важно, чтобы
то, чему мы учили ребенка, подкреплялось
конкретными примерами, чтобы он видел,
что у взрослых теория не расходится с
практикой.
Семья выступает
фактором воспитания еще и потому, что
является организатором разнообразных
видов деятельности детей. От рождения
ребенок, в отличие от многих представителей
животного мира, не обладает умениями,
которые обеспечат его самостоятельную
жизнь. Его взаимодействие с миром
организуют родители и другие члены
семьи. В этом заложен большой педагогический
смысл, ибо даже ребенок, которому
посчастливилось родиться в благоприятной
среде, не сможет полноценно развиваться,
если он ограничен, или лишен возможности
активного взаимодействия с ней. Дело в
том, что сам по себе он не овладевает
средствами освоения, усвоения и
присвоения тех достижений культуры,
которыми он окружен. В семье начинается
приобщение ребенка к различным видам
деятельности: познавательной, предметной,
игровой, трудовой, учебной, а также
деятельности общения.
Первоначально
ребенок действует совместно с взрослыми,
но по мере овладения ребенком отдельными
действиями, его деятельность становится
совместно-разделенной со взрослыми. В
это время ребенок становится субъектом
собственной деятельности, но и на этом
этапе ему необходимо внимание взрослых,
эмоциональная поддержка, одобрение,
поощрение, оценка, а иногда и подсказка
взрослого. Родителям важно соблюдать
меру, разумное соотношение детской и
своей собственной активности, не выполняя
за ребенка то, чему он уже научился.
Начиная с трех-четырех
лет, у ребенка дома должны быть постоянные,
ценимые другими членами семьи обязанности:
поливать комнатные растения, накрывать
вместе с мамой на стол, поддерживать
порядок в комнате и другое. По мере
взросления обязанности расширяются:
он может ухаживать за своей одеждой,
обувью, участвовать в приготовлении
пищи, насыпать корм в кормушку для птиц
и т.д. Все это с одной стороны, является
реальной основой для укрепления чувства
собственного достоинства, гордости, с
другой – будет закладывать первые
«кирпичики» трудолюбия.
Однако
у взрослых всегда возникают опасения,
что ребенок сделает что-то не так. Они
постоянно его останавливают. «Ты не
умеешь, дай я сделаю», «Не лезь!», «Не
трогай» – такие фразы мы часто слышим
от взрослых в повседневной жизни. Все
это сдерживает развитие самостоятельности,
решительности, смелости, а, следовательно,
осложнит жизнь ребенка, на других
возрастных этапах.
Если у ребенка
что-то не получается, то родители должны
постоянно вселять в него уверенность,
поддерживать в трудный момент, поощрять
малейшие начинания. Причем, чем ниже
самооценка и уровень притязаний, тем
настойчивее должны быть соответствующие
действия со стороны значимых для ребенка
взрослых.
Трудолюбие, на наш
взгляд, возникает тогда, когда ребенок
получает удовольствие от труда. В
качестве стимулов, подкрепляющих успехи
в деятельности, должны выступать те,
которые порождают положительные эмоции.
Чтобы этого
избежать, по мнению О.М. Дьяченко,
необходимо поручать ребенку больше дел
делать самостоятельно и при этом больше
ему доверять. Необходимо приветствовать
всякое стремление ребенка к самостоятельности
и поощрять его.
В раннем детстве
у детей формируется еще одно важное
качество, которое играет важную роль
в дальнейшей жизни ребенка. Это стремление
к признанию и одобрению со стороны
окружающих людей. На базе данного
качества возникают такие достоинства,
как настойчивость, целеустремленность,
работоспособность, уверенность в себе
и многие другие.
Для
развития у ребенка позитивного образа
«Я» значимыми являются чувства
собственного достоинства, гордости,
становление которых зависит от условий
жизни и воспитания, прежде всего в семье.
Поддерживать достоинство ребенка,
укреплять его хорошее мнение о себе –
задача семьи. Это удается сделать в тех
семьях, где ребенка включают в различные
виды деятельности, помогают «расти» в
них, видеть свои достижения и ощущать,
что они небезразличны родителям.
Возникшее чувство гордости за хорошо
выполненное задание, поручение
побуждает ребенка к новым «победам».
В деятельности
ребенок овладевает действительностью.
Но деятельность ребенка, как мы знаем,
всегда опосредована взрослыми,
направляется ими. Тем самым, главное
место в развитии личности ребенка
отводится процессу воспитания. Опираясь
на то, какими личностными качествами
ребенок уже владеет, взрослые, в нашем
случае – родители, организуют его
деятельность по овладению новыми
сторонами действительности и новыми
формами поведения.
Итак, мы выяснили,
что семья имеет большое значение для
формирования личности ребенка, так как
в ней он получает первый жизненный опыт,
в семье он вступает в разные виды
деятельности и общения, но на этом
семейное воспитание не ограничивается.
Формирование
каких же качеств и свойств личности
зависит от семьи, от родителей? О некоторых
мы уже говорили, однако, по мнению В.Я.
Титаренко набор их обширен, в него
входят:
развитие интеллекта
и творческих способностей;развитие
познавательных сил;формирование
опыта трудовой деятельности;нравственное и
эстетическое воспитание;становление и
развитие эмоциональной культуры;физическое здоровье
детей.
Все это и многое
другое составляет, по нашему мнению,
задачи семейного воспитания.
Для оптимального
формирования и развития личности ребенка
очень важно, чтобы именно в семье он
чувствовал себя спокойным, открытым,
эмоционально раскрепощенным, защищенным.
В
семейных отношениях наиболее легко
реализуется важная потребность человека
в общении. Она заключается в том, чтобы
получить от партнера сочувствие,
поддержку, одобрение. В.С. Заслуженюк и
В.А. Семиченко называют эту потребность
– потребность в «поглаживании» и
отмечают, что ребенку таких «поглаживаний»
в день необходимо не менее восьми. Итак,
человек рождается духовно благодаря
общению с окружающими людьми. По сути,
дом, где растёт маленький ребёнок – это
сложная психологическая лаборатория,
где улавливаются каждое слово, движение,
интонация.
Куликова Т.А.
Семейная педагогика и домашнее
воспитание. – М.: Издательский центр
Академия, 1999, с.104.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник