Семья как условие развития одаренности ребенка

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы, учреждения дополнительного образования) на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т.д.) оказываются относительно безразличны для развития способностей. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка прежде всего повышенное внимание родителей.

Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.

Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного ребенка — чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Во многих случаях такое внимание приводит к симбиозу, т.е. тесному переплетению познавательных и личностных интересов родителей и ребенка. Хотя такое внимание впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно, несомненно, является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей. Часто родителями таких одаренных детей оказываются пожилые люди, для которых ребенок — единственный смысл жизни. Еще чаще одаренные дети являются единственными детьми в семье или, по крайней мере, фактически единственными (старший уже вырос и не требует внимания), и внимание родителей направлено только на этого ребенка. Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится его наставником в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спорте, том или ином виде научного познания. Это обстоятельство является одной из причин закрепления тех или иных познавательных или каких-либо других интересов ребенка.

Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать. Данное обстоятельство иногда имеет и отрицательные стороны: родители нередко вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами.

Развитию одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера. Содержательная сторона развития ребенка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения которой может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты.

От родителей зависит многое. В семье закладывается личность ребёнка, она же играет и большую роль в её формировании. Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

  • Уверенность, которая основывается на сознании самоценности
  • Понимание достоинств и недостатков в себе самом
  • Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску
  • Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию
  • Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки
  • Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми.

Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счёте, зависят от того, как эта личность разовьётся.

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Выступление на тему: «Роль семьи в развитии детской одаренности»

педагога дополнительного образования

Балабаевой О.А.

Мичуринский район, 2017г.

Одаренность, безусловно, дар природы. Родители первыми замечают признак одаренности в ребенке, от их реакции и дальнейшего отношения во многом зависти судьба юного дарования. Распространено мнение, что если дар дан человеку, то он не исчезнет и обязательно проявится. Однако исследования последнего времени опровергли эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном развитии и главную роль в развитии одаренности играет семья. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. А так как школа, оказывается, не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей, и сложно перестроить систему обучения, изменить отношение учителей к «нестандартным» детям, школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей, то это право работы с одаренными детьми взяла на себя система дополнительного образования.

 В условиях учреждения дополнительного образования этого добиться реально, так как, именно дополнительное образование расширяет сферу творчества одаренного ребенка.  Я убеждена, что эффективность воспитания такого ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют педагог и семья. Ведь в основе взаимодействия должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Практика моей работы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися подходят следующие формы:

Переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения. Традиционно стало использование  электронного почтового ящика, через который я могу общаться непосредственно с учеником и его родителями, обмениваясь файлами с информацией, в большие праздники подписываю и рассылаю поздравительные открытки каждой семье.

Очень популярны открытые занятия, которые организуются с целью ознакомления методикой преподавания. По желанию родителей и в удобное  время  проводятся занятия, где любой родитель может посмотреть, как занимается его ребенок, как ведет себя, порадоваться за успехи. Также традиционны стали досуговые спортивные мероприятия, где родители соревнуются вместе с детьми.  

Нередко, внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития (недостаточная материальная обеспеченность, плохие бытовые условия, неполная семья) оказываются не значимы для развития одаренности, а вот особенно важным, практически обязательным, для семьи любого одаренного ребенка является любовь и повышенное внимание к ребенку, вера в его силы. Ведь если не верить в талант, не понимать своей роли в развитии ребенка, бессмысленно мечтать о раскрытии его творческого потенциала. Не секрет, что такие семьи есть, и дети являются жертвами сложных, порой, неразрешимых родительских отношений. В таких семьях одаренному ребенку уделяется меньше необходимого ему внимания и у него возникают глубокие внутренние переживания, которые перерастают во внутренний конфликт, изменения в поведении: покорность, боязливость, робость или склонность к агрессии. И вот здесь ребенок ищет тот островок счастья и желаний, где бы он мог реализовать себя, открыться.

  Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо прослеживается высокая ценность образования, причем нередко и сами родители заняты в сфере интеллектуальных профессий и имеют разного рода интеллектуальные увлечения. Это обстоятельство является весьма благоприятным для развития  способностей ребенка. Ведь одаренность ребенка во многом зависит от того, какими способностями обладают сами родители, и как они будут развивать природные задатки ребенка. Именно на родителей в первую очередь ориентируется ребенок, сначала бессознательно, а потом достаточно осознанно, перенимая их манеру поведения, отношение к людям, работе, событиям и вещам. Именно в силах семьи создать условия для творческого развития ребенка в доме и вне его (обеспечение необходимыми материалами, местом для творчества; организацией посещения ребенком кружков, студий; приглашение специалистов для индивидуальных занятий и пр.).

В общении с ребенком любящие родители сами активно включаются в совместную познавательную деятельность — общие игры и занятия, совместный досуг вне дома (посещение музеев, выставок, стадионов, библиотек и т.д.), вовлечение ребенка в процесс обсуждения и решения познавательных задач и проблем. Это нередко приводит к объединению общих познавательных и личностных интересов, на основе которых между ребенком и родителями возникают устойчивые дружеские отношения. В таких случаях родители сами начинают обучать своего ребенка и очень часто становятся подлинными наставниками на долгие годы. С такими семьями очень легко общаться  и реализовывать планы. Они с удовольствием идут на контакт, предлагая свою помощь.

Огромную роль в развитии одаренного ребенка имеет эмоциональный климат семьи. Доверительный стиль детско-родительских отношений, доброжелательная и свободная атмосфера в доме — создают благоприятную психологическую базу для развития творческой личности. Фанатичное желание родителей развить определенные способности ребенка в ряде случаев имеет и свои отрицательные стороны. Много таких примеров из жизни, когда в ребенке видят будущего юриста или программиста, направляя его при этом только в эту деятельность, забывая, что у него, например отличный слух и прекрасный голос и огромное желание стать артистом, что у него природный дар отбивать чечетку и прославится этим  мастерством. Поэтому важно, вовремя услышать своего ребенка и помочь в определении будущей профессии.

 В некоторых семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении ряда социальных и в особенности бытовых навыков. Например, известны случаи, когда семилетний ребенок, будучи психически и физически здоровым не научился самостоятельно одеваться. Или, некоторые родители, обнаружив у своего малыша ранние проявления одаренности, например, в области изобразительного искусства, все свои усилия направляют на развитие его способностей именно в этой области. Родители ограничивают общение ребёнка со сверстниками, составляют для ребенка такое насыщенное расписание различных специальных занятий, что у него не остаётся времени для основного вида деятельности дошкольного возраста — детской игре.

Известны случаи, когда ребенок владеет отличными знаниями, хорошо эрудирован для своего возраста, но не будучи включен в сюжетно-ролевые игры со сверстниками, такой ребенок теряет важный источник полноценного личностного развития, не осваивает в достаточной мере навыки межличностных отношений. Вот здесь очень важно, вовремя заметить этого ребенка, помочь раскрыться ему, дать понять самому себе свою значимость в той или иной деятельности.  Кроме того, односторонность развития, которая в будущем может и не быть подкреплена выдающимися достижениями, крайне негативно скажется на всем многообразии интеллектуальных особенностей и на полноценном развитии прочих способностей.

Можно сделать вывод, что отношение родителей к детской одаренности — это один из основных слагаемых, влияющих на реализацию возможностей ребенка, и только семья может дать ребенку возможность развития способностей на самом важном и раннем этапе.

Завершить свое выступление хочется словами К. Маркса: «Каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность беспрепятственно развиваться».

Источник

Одаренные и талантливые люди необходимы человеческому обществу во все времена и особенно во времена политических, экономических и социальных перемен. Поэтому в современной России проблема выявления, поддержки и реализации потенциала одаренной личности приобретает особую значимость.

Проблема одаренности является одной из самых сложных и важных в психологии как в теоретическом, так и в практическом отношении. В настоящее время сделан существенный вклад в раскрытие феномена одаренности и отечественными, и зарубежными учеными. Значительное место в исследованиях психологов занимает проблема влияния на одаренных детей их ближайшего окружения – семьи, сверстников, школы (Е.С. Белова, В.Н. Дружинин, В.И. Панов, В.С. Юркевич, Н.С. Лейтес, J.F. Feldhusen, J.A. Jurich, H. Hackney, S.M. Moon и др.). Так, например, в работах Е.С. Беловой и И.П. Ищенко [1, 2] изучаются особенности проявления одаренности в дошкольном возрасте и анализируются условия семейного воспитания одаренных дошкольников.

Семья является первой социальной     группой, активно воздействующей на формирование личности ребенка. В семье закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти качества личности не развиваются спонтанно, а формируются под влиянием социально-психологических факторов, связанных с особенностями межличностных отношений и общения в семье.

Семья, родители играют особую роль в актуализации одаренности ребенка, в создании возможностей для его развития. Семейные ценности, характер детско-родительских взаимоотношений, психологический климат в семье влияют на то, как развивается одаренный ребенок, как оценивает свои возможности, как относится к своему таланту. Фактически, в контексте развития проблемы детской одаренности семья проявляется как одна из наиболее важных систем в процессе развития таланта. В литературе [1, 2] имеются данные опроса одаренных школьников: большинство детей (70 %) назвали своих мать или отца как людей, оказавших на них наибольшее влияние.

Поскольку семья оказывает такое значимое влияние на развитие одаренного ребенка, то очень важно проанализировать характеристики семейного окружения одаренных детей. Исследования семей одаренных детей показывают, что в таких семейных системах имеются уникальные динамические процессы, которые затрагивают различные аспекты семьи, такие как ценностные ориентации, супружеские, детско-родительские и детско-детские взаимоотношения, образ жизни, стрессогенные факторы, а также взаимодействие с другими системами, например, школой [3, 4].

Ценностные ориентации – важный аспект семейной системы. В семьях, имеющих детей с тем или иным видом одаренности, ценностные ориентации могут иметь характерные особенности. Например, семьи с интеллектуально одаренными детьми имеют тенденцию быть центрированными на ребенке, демонстрируют взаимоподдержку и близкие отношения. Такие семьи устанавливают высокие стандарты образования и достижений, поощряют интеллектуальную деятельность. Однако родители в этих семьях склонны оказывать давление на детей по поводу их школьных успехов.

Семьи с творчески одаренными детьми имеют разнообразные наборы ценностных ориентаций. Доминирующая ценность в таких семьях, по заключению исследователей, – независимость. Родители творчески одаренных детей чаще используют нетрадиционный стиль воспитания и более открыты к новому. Такие семьи культивируют наиболее важную черту личности творческих людей – способность думать и работать в направлениях, отличных от таковых у родителей, учителей и общества в целом.

В некоторых семьях родители могут воспринимать одаренность как угрозу семейным ценностям. Для одаренных детей в таких семьях возникает опасность нереализации способностей.

Н.С. Лейтес описал три типа отношения родителей к одаренному ребенку и его способностям:

  1. Отношение, при котором родители считают, что нет особой необходимости обращать внимание на любознательность ребенка, его стремление к познанию, неутомимую умственную активность, разнообразие интересов. В этом они видят лишь особенности возраста, а не проявление ярких способностей ребенка. Более того, узнав, что ребенок одарен, родители испытывают не гордость и удовлетворение, а растерянность и беспокойство. Они видят в одаренности ребенка нечто выходящее за рамки нормальности.
  2. Отношение, при котором родители воспринимают детские способности как готовый дар, которым спешат воспользоваться, удовлетворяя свое тщеславие. Желая обеспечить идеальные условия для развития таланта ребенка, родители записывают его в разнообразные кружки, студии, часто не учитывая склонности ребенка.
  3. Чаще всего встречается осторожное и внимательное отношение родителей к необычно ярким способностям ребенка. Основная трудность, с которой здесь сталкиваются родители, пытаясь помочь в раскрытии потенциала сына или дочери, заключается в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями одаренного ребенка [3].

Одаренные дети, особенно те, кто преуспевает академически, чаще встречаются в семьях с хорошо урегулированными, стабильными отношениями. Нормально функционирующие семьи одаренных детей характеризуются близкими отношениями, взаимоподдержкой, детоцентричностью. Такие семьи обеспечивают оптимальную среду для познавательного и личностного роста.

Семьи же творчески одаренных детей часто характеризуются натянутыми и напряженными отношениями. Члены таких семей более склонны проявлять независимость, чем близость.

В литературе описаны исследования того, как присутствие одаренного ребенка может влиять на структуру семейных отношений (H. Hackney, D. Peterson, R. Ross). Д. Петерсон установил четыре направления, по которым присутствие одаренного ребенка может влиять на семью: 1) соревнование между членами семьи, в особенности между одаренным ребенком и другими детьми в семье; 2) детская ревность; 3) нечувствительность членов семьи к уникальному явлению одаренности; 4) недостаток уважения членов семьи к особенностям одаренного ребенка [5].

Соревнование между детьми, или в крайнем варианте соперничество, и детская ревность могут возникать на фоне высоких достижений одаренного ребенка и повышенного внимания к нему со стороны родителей. Характерное для одаренных детей стремление брать на себя контролирующую и авторитарную роль в отношениях с другими детьми в семье также может быть причиной соперничества.

При рассмотрении особенностей семей одаренных детей необходимо выделить понятие адаптации – способности семьи приспособиться к внутренним и внешним стрессогенным факторам.

Одаренность, подобно другим исключительным явлениям, выступает особым стрессогенным фактором для семьи, создающим необходимость выработки адаптационных механизмов. По данным исследований [6], нормально функционирующие семьи одаренных демонстрируют высокий уровень адаптации, а семьи одаренных детей, плохо успевающих в школе, менее приспосабливаемы и более напряженные.

Известно, что одаренные дети могут показывать большие несоответствия между их познавательным, социальным и личностным развитием [7, 8]. Некоторые исследователи считают, что несоответствие между познавательным и социальным развитием тем больше, чем выше интеллект ребенка. Тем самым, такое асинхронное развитие одаренных детей также может выступать стрессогенным фактором для семьи [8].

Таким образом, семейному окружению высоко одаренных детей присущи следующие характеристики: 1) чаще всего, одаренные дети единственные в семье или старшие по порядку рождения; 2) они растут в обогащенной среде – в атмосфере ярких познавательных интересов самих родителей; 3) семья центрирована на ребенке – почти вся энергия родителей тратится на то, чтобы обеспечить раннее обучение в области проявлений способностей ребенка; 4) важное влияние на жизнь ребенка оказывают отцы; 5) родители выполняют мотивационную функцию – выступают сами образцами для подражания и придерживаются высоких ожиданий относительно достижений детей, однако, существует опасность только в том случае, если родители слишком требовательны к ребенку, когда его успехи привлекают их больше, чем благополучие ребенка; 6) то же время родители предоставляют ребенку значительную самостоятельность; 7) наиболее благоприятное для развития одаренности семейное окружение сочетает высокие ожидания и стимуляцию, с одной стороны, и заботу и поддержку – с другой [Цит. по 9].

Несмотря на достаточно многочисленные исследования семей одаренных детей, некоторые вопросы остаются нерешенными, среди которых можно выделить следующие:

  1. Большинство исследований относительно семей одаренных построено на изучении семей с интеллектуально или академически одаренными детьми. Исследования семей с детьми, одаренными в других областях, малочисленны.
  2. Недостаточно лонгитюдных исследований семей одаренных детей.
  3. Большинство исследований сфокусировано исключительно на семьях, по крайней мере, с одним одаренным ребенком, исключая всякие сравнения с семьями, не имеющими одаренных детей. В результате, не достаточно изучено, каким образом и чем такие семьи отличаются друг от друга.

В рамках данной проблемы нами будет проведено эмпирическое исследование изучения семей одаренных дошкольников, которое позволит конкретизировать поставленные выше вопросы, и даст возможность по-новому взглянуть на проблему семейного воспитания одаренных детей.

Литература

  1. Белова Е.С., Ищенко И.П. Исследование одаренности в дошкольном возрасте // Школа здоровья. – 1995. – № 3. – С. 21–30.
  2. Белова Е.С., Ищенко И.П. Одаренный ребенок. Что могут сделать для него родители? // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 7–8. – С. 26–31.
  3. Лейтес Н.С. Легко ли быть одаренным? // Семья и школа. – 1990. – № 6.
  4. Попова Л.В. Кисленко В.Я. Представления родителей о будущем одаренных девочек и мальчиков. В сб. Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. – М.: Прометей, 2000. – С. 359–370.
  5. Peterson D.C. // The Heterogeneously Gifted Family. – 1997. – N 21 (3). – P. 396–411.
  6. Hackney H. The Gifted Child, The Family, and The School // Gifted Child Quarterly. – 1981. – N 25 (2). – P. 51–54.
  7. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.
  8. Сибгатуллина И.Ф. Синдром социальной диссинхронии одаренных детей // Прикладная психология. – 1998. – № 3. – С. 55–62.
  9. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: «КСП», 1996. – 160 с.

Е.Ю. Ян

Источник