Семья как субъект воспитания и развития ребенка
ЛЕКЦИЯ № 90. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка
Семья является начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно несколько поколений.
Концепции семейной педагогики, т. е. научные теории и основные направления, включают:
1) формирование общечеловеческих ценностей и таких качеств, как честность и честь, достоинство и благородство, любовь к людям и трудолюбие;
2) бережное отношение к личности ребенка в семье, ответственность за него.
Целями семейного воспитания являются:
1) формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути;
2) развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей – все это зависит от семьи, от родителей и составляет главную цель воспитания.
Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственными детьми.
Значение воспитания детей в семье:
1) семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается;
2) влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту;
3) часто семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу.
В современных условиях дети нуждаются в воспитании:
1) разумной практичности;
2) делового расчета;
3) честной предприимчивости.
Вначале всем этим должны овладеть родители.
Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств. Слепая, неразумная родительская любовь приводит к негативным последствиям:
1) смещает в сознании детей систему нравственных ценностей, порождает потребительство;
2) формирует у детей пренебрежение к труду, притупляется чувство благодарности и бескорыстной любви к родителям и другим родственникам.
Родители для детей – это жизненный идеал. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса:
1) школы;
2) учителей;
3) друзей.
В зависимости от количества детей современные семьи делятся на:
1) многодетные;
2) малодетные;
3) однодетные;
4) бездетные.
По своему составу они могут быть:
1) однопоколенными (только супруги);
2) двухпоколенными (родители и дети);
3) межпоколенные, в которых совместно проживают дети, их родители и родители родителей.
Если в семье есть только один из родителей (мама или папа), семья называется неполной. Разновидностью неполной семьи является внебрачная семья, где женщина рождает ребенка, не зарегистрировав брак.
В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них. Ю. П. Азаров делит семьи на три типа:
1) идеальная;
2) средняя;
3) негативная, или скандально-раздражительная.
М. И. Буянов, пользуясь исследованиями социологов, называет такие типы семей:
1) гармоничная;
2) распадающаяся;
3) распавшаяся;
4) неполная.
По Д. Фримену к основным функция м семьи можно отнести:
1) обеспечение выживания человека;
2) воспитание детей;
3) обеспечение безопасности;
4) создание и поддерживание факторов и предпосылок (социальных, эмоциональных, экономических и др.) для полноценного индивидуального развития человека;
5) обеспечение социального контроля общего поведения людей в обществе в рамках принятых норм поведения.
К второстепенным функциям семьи относят:
1) передача следующим поколениям традиций, ценностей общества, народности;
2) поиск и поддержание собственного «Я»;
3) удовлетворение потребностей в материнстве и отцовстве;
4) самореализация в последующем поколении;
5) формирование разносторонней деятельности членов семьи.
Значение семьи в воспитательном процессе имеет огромное значение, поскольку именно семья способна удовлетворить практически все потребности человека в развитии и сохранении личности.
Каждая эпоха характеризуется соответствующими моделями (стилями) воспитания ребенка. Выбор стиля воспитания во многом зависит от требований общества к личности человека. Стиль воспитания – это наиболее значимые виды отношений родителей к ребенку, которые используются в качестве непосредственных методов педагогического воспитания (учитывается вербальное и невербальное общение).
Существуют следующие стили семейного воспитания: состязательный, попустительский, рассудительный, предупредительный, гармоничный, сочувствующий, контролирующий.
Формирование стилей семейного воспитания ребенка происходит в результате действия разных факторов (объективных или субъективных). На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние следующие факторы:
1) общественное мнение;
2) уровень нравственности семьи;
3) степень доверия научно-педагогической литературе;
4) темперамент родителей и близких родственников;
5) традиции семьи;
6) межличностные отношения родителей.
В процессе воспитания в рамках семьи ребенок имеет возможность нормально развиваться: своевременно усваивать правила общения с окружающим миром, учиться распознавать положительные и отрицательные нормы поведения, формировать личные идеалы. Отсутствие семейного воспитания не дает возможности ребенку корректно сформировать собственные жизненные критерии, выбрать самостоятельную линию поведения. В неполных семьях чаще всего формируется однобокое восприятие мира и общественных, межличностных отношений. Семья как субъект педагогического воспитания несет большую ответственность за воспитание будущих полноценных членов общества.
Ребенок перенимает поведение и мировоззрение своих родителей (воспитателей), но только разностороннее общение делает процесс воспитания полноценным.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
Стереотипы поведения как необходимая основа развития взаимодействия
Как уже говорилось, большинство аутичных детей имеют некоторый запас стереотипных способов приспособления к окружающему, контакта с другим человеком. Поведенческие реакции, навыки действия
ЛЕКЦИЯ № 76. Методы и формы воспитания
Методы воспитания – это способы воздействия воспитателя (педагога) на сознание учащихся, их волю и чувства с целью формирования у них определенных убеждений и навыков. Существует классификация методов воспитания, которая, однако,
ЛЕКЦИЯ № 77. Проблемы воспитания в школе
На уровне обычной воспитательной деятельности учитель самодостаточен, так как руководствуется не научным, а традиционным, профессиональным опытом. Самодостаточность в данном случае означает отсутствие потребности в сомнениях,
ЛЕКЦИЯ № 87. Коллектив как объект и субъект воспитания
Коллектив (от латинского «colligo» – «объединяю») – объединение людей на основе существования между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить следующие типы
ЛЕКЦИЯ № 4. Социальные взаимодействия и закономерности поведения личности в группе и обществе
Проводятся различия между первичными и вторичными отношениями.Первичные – интимные контакты лицом к лицу.В изучении социальной дистанции важна степень психологической
ЛЕКЦИЯ № 17. Исследования закономерностей межгруппового взаимодействия
Примером исследований межгруппового взаимодействия могут служить исследования межгрупповой агрессии в концепции Г. Лебона, негативных установок на другую группу в работе Т. Адорно, враждебности и
2.5. Семья и библиотека. Аспекты взаимодействия
Текст отсутствует2.5.1. Вижу школьного библиотекаря – учителем. Мнение родителяИсходя из постулата «Читают взрослые – читают и дети, а не наоборот», который подтверждается исследованиями не только отечественных ученых
Социокультурная теория развития высших психических функций
Поскольку на Выготского оказали огромное влияние научная деятельность и идеи Жана Пиаже, он тоже считал, что интеллект развивается в ходе социальных контактов. В частности, психолог выдвинул гипотезу,
Мать – это фильтр реальности, первичная среда, проводящая все остальные явления в сознании ребенка
Этим я хочу сказать, что любая интерференция со стороны окружающей среды осуществляется только через посредство матери. Это означает, что ребенок изолирован от влияния
ЛЕКЦИЯ № 5. Основные направления психического развития ребенка
Развитие ребенка – это процесс, который реализуется в любой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром, с родителями, педагогами, взрослыми, другими детьми. Как констатирует С. В. Маланов в своей
ЛЕКЦИЯ № 19. Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка
Толчком к развитию психики человека является наличие культурных, общественных, деятельностных факторов, окружающих человека в повседневной жизни и являющихся неотъемлемой частью
ЛЕКЦИЯ № 23. Основные типы неправильного воспитания ребенка. Умственные различия детей как следствие
При полном отсутствии контроля при воспитании родители занимаются своими делами и не уделяют ребенку должного внимания, поэтому он вынужден искать общение и поддержку
Источник
Аннотация: Раскрывается сущность семьи как социальной системы, описаны типы и функции семьи; рассмотрены цели, принципы и содержание воспитания в семье, стили семейного воспитания; описаны классификация и признаки семейных конфликтов, а также подходы к их разрешению.
12.1. Семья как малая группа
Семья (англ. family, от лат. familia) – малая группа (общность), основанная на браке или родственных отношениях, члены которой объединены эмоционально-психологическими связями, а также взаимными правами и обязанностями. Семья – социальный институт самовоспроизводства общества.
На
рис.
12.1 показаны различные подходы к классификации типов семей.
Рис.
12.1.
Типологии семьи
Типологии семьи:
- по форме брака – моногамные, состоящие из двух брачных партнеров, и полигамные, в которых один из супругов имеет несколько брачных партнеров;
- по полу супругов – однополые и разнополые;
- по составу:
- простая, нуклеарная (от лат. nucleus “ядро”) – одно поколение, представленное родителями (родителем) с детьми или без;
- элементарная – три члена семьи (муж, жена, ребёнок) (полная – есть оба родителя, неполная – один родитель с детьми);
- составная – полная семья с несколькими детьми;
- сложная (расширенная, патриархальная) – большая семья из нескольких поколений;
- по количеству детей – бездетные (инфертильные) семьи, семьи с одним, двумя, тремя и более детьми;
- по иерархии влияния ([3, С.52]):
- традиционная (авторитарная) – семья с главенством одного из супругов (глава патриархальной семьи – муж, матриархальной – жена);
- демократическая (партнерская) – семья, в которой оба супруга имеют равные права, обязанности и ответственность, функциональные роли являются гибкими и распределяются с учетом интересов всех членов семьи;
- эгалитарная (эквивалентная, равноправная) – как правило, молодая семья без детей, в которой еще не сложилось четкое распределение ролей и обязанностей; может трансформироваться в традиционную или демократическую;
- по месту человека в семье: родительская (семья, в которой он родился) и репродуктивная (семья, которую он создал сам);
- по степени социальной однородности (возраст, национальность, уровень образования, профессия, уровень доходов и т. д.) – гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи.
Функции семьи:
- репродуктивная – деторождение;
- образовательно-воспитательная – семейное воспитание и первичная социализация детей;
- коммуникативная – общение, необходимое всем членам семья для развития личности и духовного взаимообогащения;
- рекреативная (от лат. recreatio – восстановление) – семейный отдых и досуг как средство восстановления физических и психических сил, потраченных в трудовом / учебном процессе;
- психотерапевтическая – забота о здоровье и благополучии членов семьи, удовлетворение потребностей в принадлежности, любви, уважении, психологической защите, эмоциональной поддержке;
- социально-статусная – распределение социальных ролей между членами семьи, воспроизводство социальной структуры общества;
- нормативно-регулятивная – регламентация поведения, прав, обязанностей, ответственности, обязательств членов семьи;
- хозяйственно-экономическая – экономическая и хозяйственно-бытовая деятельность семьи;
- регенеративная (от лат. regeneratio – возрождение, возобновление) – продолжение рода, передача по наследству новому поколению статуса, социального положения, фамилии, имущества и т.д.
12.2. Семейное воспитание: цели, принципы, содержание
Семейное воспитание (англ. parenting) – осуществляемый родителями процесс содействия и поддержки физического, эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка от младенчества до зрелого возраста.
Семейное воспитание обычно осуществляется биологическими родителями ребенка; в воспитании осиротевших или брошенных детей принимают участие общество и государство посредством института приемной семьи и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С точки зрения развития, наиболее важной функцией семьи в любом обществе является забота о детях и их социализация. Социализация (англ. socialization) – процесс, посредством которого дети приобретают убеждения, мотивы, ценности и поведение, являющиеся общепринятыми и значимыми с точки зрения старших членов общества.
Задачи социализации:
- регулирование поведения детей и контроль их нежелательных импульсов;
- содействие личностному развитию индивидуума – взаимодействуя с другими, дети осваивают культуру общества, приобретают знания, навыки, мотивы и стремления, которые позволяют им адаптироваться и эффективно функционировать в данном обществе;
- сохранение социального порядка – должным образом социализированные дети становятся компетентными, адаптивными взрослыми, которые передадут опыт своим детям.
Семья как социальная система (состоящая из трех или более членов) представляет сложную сеть взаимосвязей, взаимодействий и паттернов влияний, которые постоянно эволюционируют (
рис.
12.2). Прямые воздействия – воздействия, при которых любые два члена семьи влияют друг на друга и подвергаются влиянию со стороны друг друга. Косвенные воздействия – воздействия, при которых взаимосвязи между двумя членами семьи изменяются под воздействием поведения или отношения третьего члена семьи.
Рис.
12.2.
Модель семьи как социальной системы
Цели семейного воспитания – ожидаемые результаты, которые родители надеются получить при взаимодействии с детьми.
Выделяют три типа целей семейного воспитания:
- цели, ориентированные на взаимоотношения между родителями и детьми;
- цели, ориентированные на родителей (краткосрочные цели, как правило, связанные с утверждением власти);
- цели, ориентированные на ребенка (долгосрочные цели, связанные с объяснением, убеждением, обоснованием чего-либо);
Принципы принятия решений в процессе семейного воспитания:
- всегда учитывать, насколько важным является принятое решение для ребенка и семьи;
- думать о том, чтобы принятое решение предоставляло ребенку образовательные возможности;
- обеспечить, чтобы принятые важные решения неукоснительно выполнялись членами семьи, заинтересованными в результатах;
- уделять особое внимание исполнению важных решений, вызывающих сопротивление со стороны детей;
- стремиться к созданию общих интересов, чтобы дети понимали и разделяли общие цели семьи;
- вовлекать детей в принятие решений необходимо, даже если их вклад в решение несущественен;
- вовлекать детей в улучшение качества решений, когда требуются их взгляды и знания по проблеме;
- вовлекать всех членов семьи в улучшение качества решений, когда требуется осмыслить и рассмотреть сложную проблему;
- оценивать принятие решений в семье на соответствие указанным принципам в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Названные принципы принятия решений в семье опираются на следующие положения:
- не существует стиля принятия решений, универсально подходящего ко всем семейным ситуациям;
- ни один стиль принятия решений не может по существу быть лучше других;
- эффективные родители и воспитатели адаптируют свой стиль в соответствии с природой решаемого вопроса, уровнем развития и характеристиками вовлеченных в принятие решений детей;
- любая ситуация может быть оценена для определения наиболее подходящего стиля принятия решения;
- эффективное принятие решений родителями включает подготовку для адаптации различных стилей принятия решений;
- эффективное принятие решений родителями – компетенция, которую можно приобрести.
На
рис.
12.3 представлены основные функции родителей и соответствующие им роли, используемые в воспитании детей.
Рис.
12.3.
Функции и роли родителей в воспитании
Источник
Людмила Мелешко
Семья, как субъект социального воспитания
Семья-это дом объединяющий людей.
Семья как основная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание нового поколения, его познавательную, трудовую и творческую деятельность.
От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит их статус семьи. В семье укрепляют здоровье ребенка, развивают его задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность, ребенка учат оценивать свои поступки и отвечать за них. Здесь дети приобщаются к труду, выбирают профессию.
Семья – это дом, объединяющий людей, здесь закладываются основы человеческих отношений, происходит первая социализация личности.
Анализ социального влияния на личность показал, что у 40% людей в жизни решающее влияние оказала семья, у 30%- средства массовой информации, только 20%-школа, у 10%-улица.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитанияподрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями и формированием личности ребенка.
«Проводником» семейного воспитания является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям.
Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день.
Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).
Выражение «дети – зеркало семьи» при всей своей кажущейся банальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует семья.
Подражая близким, любимым людям, следуя их «уроками жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это, прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют.
Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка.Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют, зачем это все нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество.
Инициатива в установлении взаимодействии с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияние специалистов не только трудные, но и совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Семейное воспитание – более иди мене осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представления о том, каким должен быт и стать ребенок, подросток юноша.
Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются.
Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т. е типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости – мягкости» стиль может быть определен как авторитарный, так и демократический с веером промежуточных вариантов.
Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания.
В ряде семей это проявляется в навязчивости стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желанье детей, что может вести к острым конфликтам.
Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность.
Так, есть семьи, в которых мать стремиться не только «формировать» личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимая сочувствие. В то же время целью отца является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям (разумеется, согласно его представлениям).
Определенную роль в семейном воспитании играют материальные ресурсы. Жилище семьи становиться домашним очагом в том случае, если ее члены имеют возможность и стремятся удовлетворять в нем потребности в укрытии, поддержки и эмоциональной безопасности, в качественных эмоциональных отношениях, в идентификации с семейными ценностями, т. е когда семейное жилище становится для человека своеобразной «экологической нишей», в которой он всегда может укрыться от житейских бурь, получить поддержку и где его, безусловно признают и любят.
Основным условием превращения жилища семьи в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье.
Станет ли жилище домашним очагом – зависит от организации быта семьи: распределения домашних обязанностей, совместного выполнения работ по дому, и т. п.
Немаловажно и то, насколько члены семьи любят и имеют возможность заниматься дома какой-либо деятельностью – шить, вязать, мастерить, читать, слушать музыку и пр., как относятся к занятиям друг друга члены семьи, любят ли они делать что-либо совместно.
Итак, из всего выше сказанного,мы можем сделать выводы:
1. Принципы семейного воспитания –это гуманное отношение к ребенку: вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников; открытость и доверительность в отношении с детьми; оптимистичность в отношении с детьми; последовательность предъявления требований к ребенку; оказание посильной помощи ребенку.
2. Методы семейного воспитания – личный пример родителей, доверие, сопереживание, контроль, поручение, поощрение, наказание, семейные традиции.
3. Факторы, влияющие на воспитание ребенка в семье – социальная микросфера семьи; внутрисемейная, и внесемейная деятельность; традиции семейного воспитания.
Семья – это дети,
И пусть на планете,
И в памяти сердца, и в детских очах, Всегда остается
Доброе солнце, Светлая нежность – семейный очаг!
Информацию подготовил: воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка Мелешко Л. Н.
Источник