Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка
ЛЕКЦИЯ № 90. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка
Семья является начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно несколько поколений.
Концепции семейной педагогики, т. е. научные теории и основные направления, включают:
1) формирование общечеловеческих ценностей и таких качеств, как честность и честь, достоинство и благородство, любовь к людям и трудолюбие;
2) бережное отношение к личности ребенка в семье, ответственность за него.
Целями семейного воспитания являются:
1) формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути;
2) развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей – все это зависит от семьи, от родителей и составляет главную цель воспитания.
Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственными детьми.
Значение воспитания детей в семье:
1) семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается;
2) влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту;
3) часто семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу.
В современных условиях дети нуждаются в воспитании:
1) разумной практичности;
2) делового расчета;
3) честной предприимчивости.
Вначале всем этим должны овладеть родители.
Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств. Слепая, неразумная родительская любовь приводит к негативным последствиям:
1) смещает в сознании детей систему нравственных ценностей, порождает потребительство;
2) формирует у детей пренебрежение к труду, притупляется чувство благодарности и бескорыстной любви к родителям и другим родственникам.
Родители для детей – это жизненный идеал. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса:
1) школы;
2) учителей;
3) друзей.
В зависимости от количества детей современные семьи делятся на:
1) многодетные;
2) малодетные;
3) однодетные;
4) бездетные.
По своему составу они могут быть:
1) однопоколенными (только супруги);
2) двухпоколенными (родители и дети);
3) межпоколенные, в которых совместно проживают дети, их родители и родители родителей.
Если в семье есть только один из родителей (мама или папа), семья называется неполной. Разновидностью неполной семьи является внебрачная семья, где женщина рождает ребенка, не зарегистрировав брак.
В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них. Ю. П. Азаров делит семьи на три типа:
1) идеальная;
2) средняя;
3) негативная, или скандально-раздражительная.
М. И. Буянов, пользуясь исследованиями социологов, называет такие типы семей:
1) гармоничная;
2) распадающаяся;
3) распавшаяся;
4) неполная.
По Д. Фримену к основным функция м семьи можно отнести:
1) обеспечение выживания человека;
2) воспитание детей;
3) обеспечение безопасности;
4) создание и поддерживание факторов и предпосылок (социальных, эмоциональных, экономических и др.) для полноценного индивидуального развития человека;
5) обеспечение социального контроля общего поведения людей в обществе в рамках принятых норм поведения.
К второстепенным функциям семьи относят:
1) передача следующим поколениям традиций, ценностей общества, народности;
2) поиск и поддержание собственного «Я»;
3) удовлетворение потребностей в материнстве и отцовстве;
4) самореализация в последующем поколении;
5) формирование разносторонней деятельности членов семьи.
Значение семьи в воспитательном процессе имеет огромное значение, поскольку именно семья способна удовлетворить практически все потребности человека в развитии и сохранении личности.
Каждая эпоха характеризуется соответствующими моделями (стилями) воспитания ребенка. Выбор стиля воспитания во многом зависит от требований общества к личности человека. Стиль воспитания – это наиболее значимые виды отношений родителей к ребенку, которые используются в качестве непосредственных методов педагогического воспитания (учитывается вербальное и невербальное общение).
Существуют следующие стили семейного воспитания: состязательный, попустительский, рассудительный, предупредительный, гармоничный, сочувствующий, контролирующий.
Формирование стилей семейного воспитания ребенка происходит в результате действия разных факторов (объективных или субъективных). На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние следующие факторы:
1) общественное мнение;
2) уровень нравственности семьи;
3) степень доверия научно-педагогической литературе;
4) темперамент родителей и близких родственников;
5) традиции семьи;
6) межличностные отношения родителей.
В процессе воспитания в рамках семьи ребенок имеет возможность нормально развиваться: своевременно усваивать правила общения с окружающим миром, учиться распознавать положительные и отрицательные нормы поведения, формировать личные идеалы. Отсутствие семейного воспитания не дает возможности ребенку корректно сформировать собственные жизненные критерии, выбрать самостоятельную линию поведения. В неполных семьях чаще всего формируется однобокое восприятие мира и общественных, межличностных отношений. Семья как субъект педагогического воспитания несет большую ответственность за воспитание будущих полноценных членов общества.
Ребенок перенимает поведение и мировоззрение своих родителей (воспитателей), но только разностороннее общение делает процесс воспитания полноценным.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
Стереотипы поведения как необходимая основа развития взаимодействия
Как уже говорилось, большинство аутичных детей имеют некоторый запас стереотипных способов приспособления к окружающему, контакта с другим человеком. Поведенческие реакции, навыки действия
ЛЕКЦИЯ № 76. Методы и формы воспитания
Методы воспитания – это способы воздействия воспитателя (педагога) на сознание учащихся, их волю и чувства с целью формирования у них определенных убеждений и навыков. Существует классификация методов воспитания, которая, однако,
ЛЕКЦИЯ № 77. Проблемы воспитания в школе
На уровне обычной воспитательной деятельности учитель самодостаточен, так как руководствуется не научным, а традиционным, профессиональным опытом. Самодостаточность в данном случае означает отсутствие потребности в сомнениях,
ЛЕКЦИЯ № 87. Коллектив как объект и субъект воспитания
Коллектив (от латинского «colligo» – «объединяю») – объединение людей на основе существования между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить следующие типы
ЛЕКЦИЯ № 4. Социальные взаимодействия и закономерности поведения личности в группе и обществе
Проводятся различия между первичными и вторичными отношениями.Первичные – интимные контакты лицом к лицу.В изучении социальной дистанции важна степень психологической
ЛЕКЦИЯ № 17. Исследования закономерностей межгруппового взаимодействия
Примером исследований межгруппового взаимодействия могут служить исследования межгрупповой агрессии в концепции Г. Лебона, негативных установок на другую группу в работе Т. Адорно, враждебности и
2.5. Семья и библиотека. Аспекты взаимодействия
Текст отсутствует2.5.1. Вижу школьного библиотекаря – учителем. Мнение родителяИсходя из постулата «Читают взрослые – читают и дети, а не наоборот», который подтверждается исследованиями не только отечественных ученых
Социокультурная теория развития высших психических функций
Поскольку на Выготского оказали огромное влияние научная деятельность и идеи Жана Пиаже, он тоже считал, что интеллект развивается в ходе социальных контактов. В частности, психолог выдвинул гипотезу,
Мать – это фильтр реальности, первичная среда, проводящая все остальные явления в сознании ребенка
Этим я хочу сказать, что любая интерференция со стороны окружающей среды осуществляется только через посредство матери. Это означает, что ребенок изолирован от влияния
ЛЕКЦИЯ № 5. Основные направления психического развития ребенка
Развитие ребенка – это процесс, который реализуется в любой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром, с родителями, педагогами, взрослыми, другими детьми. Как констатирует С. В. Маланов в своей
ЛЕКЦИЯ № 19. Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка
Толчком к развитию психики человека является наличие культурных, общественных, деятельностных факторов, окружающих человека в повседневной жизни и являющихся неотъемлемой частью
ЛЕКЦИЯ № 23. Основные типы неправильного воспитания ребенка. Умственные различия детей как следствие
При полном отсутствии контроля при воспитании родители занимаются своими делами и не уделяют ребенку должного внимания, поэтому он вынужден искать общение и поддержку
Источник
ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
«Педагогика»
По теме:
«Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности»
Исполнитель:
Бутин Михаил Александрович
ФИО
Москва 2017 год
Содержание
Современная социально-экономическая ситуация в стране, изменения, происходящие в мире в целом, требуют переосмысления взаимоотношений семьи и общества, семьи и образовательных учреждений. В XXI в. произошла резкая дифференциация семей как по экономическому состоянию, социальному статусу, так и по целевым установкам, которые ставят родители, воспитывая своих детей.
Семья занимает особое место в жизни каждого человека. Она дает человеку представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.
Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. Но в отличие от других социальных коллективов – производственных, профессиональных, политических – семья не подвергается прямой перестройке. Процесс морального, психологического обновления семьи более длителен, более противоречив и сложен .[5]
Вследствие сложности и многогранности этого объединения существует
много различных подходов к изучению семьи, а также определений самой семьи, встречающихся в научной литературе.
«Семья – малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» (Н.Я.Соловьев).
На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Семья играет ключевую роль в формировании мотивов деятельности и потребностей ребенка.
Цель данной работы показать семью как субъект педагогического взаимодействия, как комплексное социальное явление в воспитании и развитии личности.
Семья как жизнедеятельная система
Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [3].
Семья – это общественный институт, где происходит социализация ребенка, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире.
С семьей человек неразделим всю жизнь, меняется только его роль. Семья не только закладывает основы формирования личности, но и обеспечивает важнейшие условия ее развития.
Не уменьшая значимости общественных институтов воспитания, надо признать, что человечество не создало другого звена в воспитательной системе, которое по силе эмоционально-нравственного воздействия на растущего человека соответствовало бы семейному. Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно основано на авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка, дети в неблагополучных, неполных семьях и сироты страдают от недостатка тепла и внимания; семья как социальная микрогруппа передает разносторонний социальный опыт подрастающему поколению. Различные научные исследования подтверждают наличие тесной связи между типом формирующейся личности и воспитательным потенциалом семьи.
Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи.
Тип семьи определяется родственными связями. Различают простой, нуклеарный, или сложный тип семьи. Самыми распространенными являются нуклеарные семьи, которые состоят из родителей и детей. Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. В такой семье много детей, строго соблюдаются традиции и обычаи, совместно живут разные поколения родственников. Патриархальная семья имеет прочные авторитарные основы. Семьи с ярко выраженными чертами патриархальности чаще всего можно встретить в сельской местности или же в малых городах.
Активность семьи является важнейшим показателем степени ее самообеспечения и самопомощи. Именно активность может выступать в роли ресурса. Выделяют три вида активности:
собственно активность (способность ориентироваться на свои силы, высокая мобильность, высокий уровень развития адаптационных способностей);
ограниченная активность;
пассивность (неспособность ориентироваться на собственные ресурсы, ориентация на иждивенчество, низкая мобильность).
Социально – педагогическая поддержка может быть необходима абсолютно любой семье. Больше, чем другие, в помощи нуждаются пассивные семьи. Это связано с малым собственным потенциалом, необходимым для разрешения проблемных, кризисных ситуаций. Разделяют семьи по способам реагирования на стрессовые, конфликтные ситуации. В основе такого разделения лежит феномен психологического здоровья семьи – интегрального показателя ее функционирования, который отражает качественную сторону социально-психологических процессов семьи, показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной и профессиональной сфере, а также состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех ее членов. Этот показатель характеризует два основных типа семей [6].
К благополучным семьям относятся те, чьи проблемы чаще всего возникают из-за внутренних противоречий и конфликтов, связанных с изменяющимися условиями жизнедеятельности в обществе:
с чрезмерным стремлением защитить друг друга, оказать помощь другим членам семьи (например, «чрезмерная опека»);
со сложностью соотнесения своих собственных представлений о том, как должна выглядеть семья, с социальными требованиями, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития.
Неблагополучные семьи можно условно разделить на проблемные, кризисные и конфликтные. Психологические проблемы в таких семьях возникают из-за невозможности удовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи в связи с воздействием сильных внутрисемейных и социальных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. Часто в неблагополучных семьях у родителей выявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.
Функции семьи
Значимая характеристика семьи – ее функциональная структура. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальную роль и социальный статус.
К основным функциям семьи можно отнести:
репродуктивную – биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;
воспитательную – формирование личности ребенка, оказание систематического воспитательного воздействия на каждого члена в течение всей жизни;
хозяйственно-экономическую – ведение общего хозяйства и бюджета, распределение обязанностей, забота о несовершеннолетних и нетрудоспособных и их материальное обеспечение;
нравственно- психологического обеспечения – создание благоприятного нравственно-психологического климата в семье, морально- психологическая поддержка каждого члена семьи;
эмоциональная – получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;
восстановительная – восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня;
досуговая – организация досуга, обеспечение условий для восстановления сил и здоровья членов семьи;
коммуникативная – организация внутрисемейного общения, а также взаимодействие с другими людьми и семьями;
функция социального контроля – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность, ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах;
сексуальная – осуществление сексуального контроля и удовлетворение сексуальных потребностей супругов [3].
Проблемы в семье
Многие исследователи считают, что современные молодые родители не умеют воспитывать своих детей. Причины тому разные:
малодетность в городских условиях уже во многих поколениях приводит к тому, что люди не имеют практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами;
жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи возможности пользоваться мудростью старших в вопросах воспитания детей;
утрачены традиции народной педагогики;
в условиях города усилилась анонимность общения детей и взрослых;
возрастающие социальные и экономические трудности, низкая заработная плата и задержка ее выплаты, полная или частичная безработица и необеспеченность в семьях снижает уровень внутрисемейного эмоционального настроя, повышает конфликтность в семье, ухудшает семейные отношения.
Семейное воспитание осуществляют, как правило, не профессиональные педагоги. Поэтому в семейном воспитании нередко допускаются ошибки.
Рассмотрим, в качестве примеров, несколько типов неправильного семейного воспитания.
Безнадзорность и бесконтрольность проявляются в отсутствии внимания родителей к воспитанию детей. В результате такого воспитания родители заняты своими делами, а дети, предоставленные сами себе и занятые поисками увеселений, попадают под влияние «уличных компаний».
Гиперопека – жизнь ребенка находится под неустанным надзором. В итоге такого воспитания человек становится нерешительным, безынициативным, неуверенным в своих силах.
Воспитание по типу «Золушки». Такое воспитание приводит к появлению у детей неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности.
«Жестокое воспитание» проявляется в том, что ребенка сурово наказывают за малейшую провинность, и он растет в постоянном страхе. На основе страха возникают жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество.
Неправильное воспитание уродует характер ребенка и обрекает его на трудные взаимоотношения с окружающими. Следствием неправильного воспитания часто становится нарушение поведения ребенка в семье.
Семья представляет собой малую социальную группу, основанную на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью. Как специфический социальный институт она регулирует и контролирует удовлетворение разнообразных социальных потребностей общества и отдельных граждан, предусматривает определенное распределение статусов и связанных с ними социальных ролей.
Целью воспитания является не внешнее приспособление человека к требованиям социума, а интериоризация (перевод «во внутренний план личности») нравственных и общественных ценностей (С.Л. Рубинштейн). Для полноценного развития ребенок нуждается в родительской любви. Ему необходима справедливая оценка его качеств и достижений, его приятие и понимание со стороны других членов семьи. Воспитание ребенка в семье с устойчивым типом супружеских отношений способствует правильному усвоению основных черт поведения, свойственного своему полу, воспитанию общительности, дисциплинированности, активности, воли. Основные факторы, отрицательно влияющие на стабильность семьи в современных социальных условиях:
культ потребления, погоня за престижными вещами и статусами;
конфликтные отношения между супругами, вызванные борьбой за доминирующие статусные позиции внутри семьи;
стремление женщин к социальной, экономической, правовой эмансипации;
слабая социально-правовая и экономическая поддержка семьи и женщины-матери обществом и др.
Важным фактором воспитания являются особенности воспитательных позиций родителей по отношению к детям. Различают:
увеличенную дистанцию, внешне производящую впечатление оптимальную дистанцию, уважение к ребенку, отношение к нему как к равноправному субъекту жизни. Родители формулируют требования к ребенку, но и оставляют за ним право выбора в ситуациях, которые не связаны с опасностью для его жизни и здоровья;
сокращенную дистанцию, эмоциональное слияние с ребенком, при котором семья существует ради и во имя его. Постоянное внимание и контроль, навязанное общение неизбежно ограничивают возможности ребенка в социализации и установлении социальных связей;
эмоционального отчуждения от ребенка, параллельного существования.
Стили внутрисемейных отношений:
авторитарный, предусматривающий жесткое навязывание стереотипов поведения, требование беспрекословного подчинения под угрозой наказания;
демократический, основывающийся на взаимной любви, уважении и заботе, когда личностные особенности как родителей, так и детей подлежат учету в ходе взаимодействия;
попустительский, в основе которого концентрация родителей на собственных проблемах и безразличие к другим членам семьи.
Нарушения в детско-родительских отношениях вызываются комплексом социальных, экономических и психолого-педагогических причин. Одна из важных – позиционирование ребенка в семье. Условно можно выделить несколько характерных моделей:
«козел отпущения» – трудности родителей (недостаточный социальный рост, незавершенность образования, экономические и жилищные проблемы) списываются на ребенка;
«любимчик» – охлаждение межличностных отношений родителей протекает на фоне гипертрофированной любви к ребенку. Этой ситуацией он часто пользуется для получения дополнительных выгод. Однако этот отрицательно сказывается на его нравственности;
«беби» – с течением времени ребенок как бы «не взрослеет», его статусно-ролевые позиции статичны, что способствует формированию личностного качества инфантильности, социальной и бытовой неприспособленности;
«примиритель» – ребенок занимает промежуточную позицию между постоянно конфликтующими родителями, выполняя функцию миротворца, посредника.
Многовековая педагогическая практика показывает, что воспитание – процесс многофакторный, чем и объясняется неодинаковость результатов в сходных социальных условиях. Другим осложняющим фактором является временная отдаленность результатов воспитания: последствия воспитательных действий становятся заметными только в перспективе. Поэтому педагогика отдельных мероприятий не оправдывает себя. Для достижения полноценного воспитательного эффекта необходима непрерывность, система педагогических действий и взаимодействий. При этом следует понимать, что личностные качества, на воспитание которых направляются усилия родителей и педагогов, не возникают сразу и во всей полноте. Личность – целостное образование, чем и объясняется то обстоятельство, что одно позитивное качество личности неизбежно оказывает положительное влияние на развитие других личностных свойств.
Принципы воспитания:
В центре – развитие позитивных личностных качеств – это основная задача воспитания.
Необходимо выдвигать перед воспитанником систему ближних, средних и дальних целей (перспектив) развития.
Следует создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу эмоционального подъема воспитания, опираясь на ситуации успеха.
Воспитание становится возможным только в результате взаимодействий.
В центре воспитания стоит творчество.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать выводы что:
Семья – важнейший институт воспитания, развития становления личности.
В зависимости от того, какой стиль воспитания избрали родители, у ребенка формируется определенный характер и поведение. Так же, большую роль играет авторитет родителей и психологическая атмосфера в семье;
Допускаемые родителями ошибки, могут очень негативно отразиться на дальнейшей судьбе ребенка.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.
Опираясь на собственный опыт отца, я могу утверждать что ребенок, воспитывающийся в семье с определенными требованиями, своими традициями, морально-нравственными устоями, формируется полноценной личностью, уважающей свою страну, своих родителей и старшее поколение.
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Серия «Мастера психологии». – СПБ.: Издательство «Питер», 2011. – 400 с.
Баранов С.П. Общие основы педагогики, проблемы дидактики, теория воспитания и школоведения. – М.: Педагогика–Просвещение, 1987. – 368с.
3) Васильева А.К. Структура семьи. М., 1988
4) Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. -269 с.
5) Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 576 с.
6) Торохтий В.С. Методика оценки психологического здоровья семьи. М., 2003.
7) Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. – М.: Мысль, 1993.- 217с.
Источник