Семья как среда становления и развития личности ребенка
Семья как среда становления личности
Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение данному понятию.
С точки зрения социологии, это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.
Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.
Важным фактором, во многом определяющим развитие ребёнка, является семья. Семья в целом и характер детско-родительских отношений в частности – базовая среда, которая задаёт определённое качество жизни человека. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.
Влияние семьи на формирование личности растущего человека имеет особое значение. Важность семейной микросреды объясняется в большой степени тем, что жизнь и благополучие ребёнка на ранних этапах развития зависят от заботы и помощи взрослых [Белинская 2001:98].
Основными составляющими семьи как микросреды развития можно назвать межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат. Эти компоненты выступают своеобразной питательной средой для психики ребёнка [Шустер 2000:51].
Важно заложить основу доверительных отношений между взрослым и ребёнком, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития последнего [ Шустер 2000:64].
Воспитание детей в семье — сложный социально-педагогический процесс.
Правильные воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь в восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением.
Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка.
Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию.
Задачи семьи состоят в том, чтобы:
создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;
передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Что касается непосредственного развития личности ребенка, то необходимо сказать, что в семье развиваются все стороны личности.
Так, семье отводится большая роль в формировании эмоциональной сферы ребенка. Для руководства духовным развитием своих детей, родители должны знать их переживания и эмоциональные реакции [Медведев 2010:72].
Если ребенок был лишен полноценного общения с семьей, то недостаток внимания, доброты, ласки ведет к усилению агрессивности, аномалиям в социальном поведении детей. Наличие же положительных семейных отношений в семье создает у детей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности. Поэтому семья является естественным образцом для создания условий доверительного общения, в связи с чем открываются большие возможности для воздействия на внутренние, скрытые стороны психической жизни ребенка [ Шустер 2000:101].
Важнейшая роль семье принадлежит в формировании познавательной сферы и мыслительной деятельности.
Родители формируют интересы ребенка, советуют ему выбрать те или иные спортивные занятия, влияют на выбор друзей, на решение вопроса будущей профессии, на его отношение к сексуальным проблемам, на выработку социальной позиции. Имея свою, заимствованную у родителей систему ценностей, ребенок может сопоставлять ее с взглядами и поведением своих друзей-ровесников.
Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых знаний, расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др. Семья оказывает влияние на умение детей строить логически свои рассуждения, на формирование понятий, на решение ими различных задач, как в бытийном, так и в учебном плане [Медведев 2010:43].
Для формирования собственного «я» решающим фактором также являются взгляды и поведение родителей. Благодаря их правильной позиции ребенок создает о себе определенное мнение. При суровой и отвергающей позиции ребенок ощущает страх и оценивает себя негативно.
Важную роль семья играет в формировании полоролевой сферы ребенка.Согласно новой психологии пола Е. Маккоби, К. Джеклин, С. Бем, основную роль в формировании психического пола, половой роли и полоролевой идентичности играют социальные ожидания семьи, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и реализуются в процессе воспитания детей [Андреева 2000:67].
Теория социальных ролей А. Игли подчеркивает важность разных социальных ролей, в которые включают ребенка родители. Различные роли формируют различные навыки и аттитюды (установки), и именно это приводит к различному поведению мужчин и женщин. Из того, что мужчины и женщины занимаются разными делами, мы делаем заключение, что они разные люди.
Таким образом, мы видим важнейшую и незаменимую роль семьи в развитии различных сторон личности ребенка.
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Методы воспитания
Под методом воспитания понимается совокупность средств и способов формирования у личности и коллектива требуемых качеств.
Методы воспитания делятся следующим образом:
- Методы, направленные на формирование положительного опыта поведения: приучение, упражнение, пример.
- Методы воздействия на сознание: убеждение, разъяснение, внушение.
- Методы стимуляции: педагогическое требование, поощрение, наказание, оценка, соревнование.
Понятие «семья». Функции семьи
В педагогическом энциклопедическом словаре дано следующее определение: «Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью».
Семья является социальным институтом, реализующим функцию воспроизводства новых поколений. Соответственно семья выполняет специфические функции – репродуктивную (рождение детей), экзистенциальную (содержание детей) и первичной социализации (воспитание детей). В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений.
Сластенин В.А. дает классификациюфункций семьи по отношению к обществу и человеку.
К функциям семьи по отношению к обществу относятся: физическое воспроизводство населения; воспитательная функция – передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство; производственно-хозяйственная; организация досуга.
Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации.
К функциям семьи по отношению к человеку относятся: супружеская; родительская; организация быта.
Семья — самая маленькая ячейка общества, дающая ребенку бесценный опыт социализации. Причины ее особой роли обусловлены устойчивостью, долговременностью и богатым разнообразием ее влияния, притом опыт, передаваемый семьей, воспринимается детьми не только разумом, но и чувствами. Это — глубоко запечатлеваемый опыт. Наука свидетельствует также о том, что основа нравственности будущей личности закладывается в раннем детстве под доминирующим воздействием семьи.
В Семейном кодексе Российской Федерации определено следующее: «Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав».
Семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности ребенка и главным институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни.
Термин «воспитание» применяется в двух смыслах: в узком и широком. В узком смысле воспитание означает, осуществляющийся с помощью некоей совокупности методов, процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны воспитателя с целью передачи знаний, привития ему определенной системы представлений, понятий и норм. Данное воспитание мы проводим по отношению к своим собственным детям, кто более, а кто менее, при этом, пытаясь добиться определенных педагогических целей. Но есть еще и другое понимание воспитания – в широком смысле этого термина: воздействие на человека всей системы общественных отношений, в том числе, и отношений семейных, которые как бы задают тон всему этому воспитанию в широком смысле.
Кто осуществляет воспитание? Сначала родители, а точнее – семья, далее, с ростом ребенка – детские дошкольные учреждения. С наступлением школьного возраста большую воспитательную роль берут на себя школа и школьный коллектив, сообщества сверстников.
Все это обозначается в психологии и педагогике единым термином – институты воспитания. Роль их в процессе развития и формирования личности ребенка не одинакова, и более совершенного института воспитания, чем семья, человечество пока не придумало. Но роль эта с взрослением ребенка меняется. Семья полностью определяет формирование человека вплоть до наступления школьного возраста, хотя при этом ей активно помогают детские дошкольные учреждения, затем школа.
Роль семьи в формировании личности
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Я А Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери – без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Педагог-гуманист И.Г.Песталоцци полагал, что семья – подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление. Социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка.
Между тем современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в дошкольном учреждении или школе.
В исследовании Т. А. Марковой систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания.Остановимся на них подробнее.
1. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером.
2. Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействийматери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день.
3. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности(бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).
Выражение «дети – зеркало семьи» при всей своей кажущейся банальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья.
Представляя собой малую группу, семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учитывать, что семья – не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и женщины), а подчас и профессиональные «подсистемы» (мама-учительница, папа – шофер, бабушка – медсестра). Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовывать потребности (А. Г.Харчев, И.В.Гребенников, Ю.П.Азаров).
Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка,проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.
Условия правильного воспитания детей в семье
Правильная организация семейной жизни.
Позиция отца: ответственность за семью, ее благополучие и честь. Мать- источник заботы, эмоционально- притягательной силы для ребенка, чувства защищенности, бережного отношения к внутреннему миру ребенка.
Условия правильной организации жизни семьи: оптимальный режим жизни семьи, рациональное планирование финансовых возможностей, правильная организация предметной среды, наличие в семье предметов духовной культуры, социально – ориентированная жизненная позиция родителей ребенка, моральная атмосфера семьи, доброжелательные отношения отца и матери, равноправная позиция ребенка в семейных отношениях.
Воспитательное воздействие семьи на детей оказывается наиболее эффективным при наличии определенных условий:
1. Авторитет и личный пример родителей
2. Педагогический такт родителей
3. Культура быта в семье
4. Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей
Типы семей и особенности семейного воспитания. Дифференцированный подход в работе с семьей
Воспитание детейв семье не всегда проходит успешно. В нем нередки ошибки, которые отражаются не только на жизни семьи, но и общества. Среди них наиболее распространен чрезмерный авторитаризм родителей, лишающий ребенка самостоятельной линии поведения, когда каждый шаг детей контролируется. При этом у ребенка подрывается вера в свои силы и возможности. Внутренние побуждения и мотивы поведения детей не формируются, но подавляются требованиями беспрекословного послушания.
Другой тип ошибок семейного воспитания связан с избалованностью детей, с отсутствием каких бы то ни было требований к ним. Родители стремятся уберечь ребёнка от труда. В этом случае у ребёнка не развивается самостоятельность, желание трудится, ответственность за порученное дело. Он не может выбрать себе дело, довести его до конца, становится безвольным.
Следующий тип ошибок в семейном воспитании – отсутствие единой линии воспитания со стороны отца и матери, либо со стороны родителей и старшего поколения (бабушек, дедушек). Ребёнок в таких семьях стремится подстроится к противоположным требованиям взрослых, что формирует у него такие черты характера, как лицемерие, лесть и др.
Анализ исследований (Е.Д.Белова, Л.М.Зюбин, А.Г.Ковалев) показывает, что устойчивые ошибки семейного воспитания связаны со структурой семьи и семейными отношениями, отношением взрослых к своим гражданским обязанностям, их потребностями и интересами, отношением к труду.
По этим признакам выделено несколько типов семей. Как показывают исследования, в каждом типе семьи присутствует определенный стиль воспитания ребенка. Необходимо знать тип семьи для того, чтобы дифференцированно работать с ней. В.И.Логинова, П.Г.Саморукова выделяют 4 типа семей: благополучные, формально благополучные, неблагополучные, неполные.
Знание типологии внутрисемейных взаимоотношений помогает решить проблемы семейного воспитания.
Сколько семей, столько особенностей воспитания. Подласый И.П. выделяет типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях (Педагогика. – М., 2001.). В основу анализа положено видоизменение отношений как одной из фундаментальных характеристик межличностных отношений. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.
1. Семьи, уважающие детей.
2. Отзывчивые семьи.
3. Материально-ориентированные семьи.
4. Враждебные семьи.
5. Антисоциальные семьи.
Куликова Т.А. выделяет следующие типы семей:
1. Патриархальная (традиционная) семья. Архаичный тип. Проживают разные поколения родственников.
2. Нуклеарные семьи (преобладающий тип семей) состоят преимущественно из двух поколений – из супругов и детей – до вступления в брак последних.
3. Малые семьи (состоящие из двух человек: неполные, материнские, «пустые гнезда» (супруги, дети которых вылетели из «гнезда»).
Стефановская Т.А. выделяет типы семьи: полная (неполная), благополучная (неблагополучная). К неблагополучным семьям относятся конфликтная, аморальная, педагогически несостоятельная семья, асоциальная семья.
В современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей. Причины кризиса отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране. Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражаются на воспитании детей.
Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье Подласый И.П. выделяет следующие:
– невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию;
– низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса;
– двойная нагрузка на женщину в семье – в плане работы и семейных отношений. Обследование показало, что трудовая нагрузка горожанки в простых семьях с детьми составляет 77 часов в неделю, в том числе дома 36 часов. Средний рабочий день женщины-матери, включая воскресенье, составляет 11 часов;
– высокий процент разводов как следствие многих социально-бытовых и моральных причин. Развод – это всегда проблема воспитания детей;
– бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Льготы по уходу за детьми имеет не семья, а женщина. Пока глава законодательство закрепляет положение, при котором воспитание детей остается святой обязанностью матери. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается;
– обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее. Сообщения об убийствах на бытовой почве не исчезают с газетных страниц;
– увеличение разрыва между семьей и образовательным учреждением. Обычная образовательная школа, вследствие многих причин ставшая непрестижной и малопривлекательной, почти устранилась от выполнения роли помощника семьи. А новые общественные институты хотя и появились, но еще не окрепли и не в состоянии оказать действенную помощь семье. (Подласый И.П. Педагогика. – М., 2001.)
Что предлагает педагогика для преодоления кризиса семьи и повышения ее воспитательного воздействия?
Педагоги перестраивают свою деятельность по отношению к семье в плане гуманизации отношений. Авторитарные влияния, ответственность перед законом, требования, запугивания уже исчерпали себя – когда людям нечего терять, эти меры не срабатывают. Только доброта, милосердие, конкретная помощь, заинтересованность педагога открывают сердца растерявшихся родителей и не позволяют им опускать руки в борьбе за лучшее будущее своих детей.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4367; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник