Семья как социальный фактор развития ребенка

Семья как социальный фактор развития ребенка thumbnail

СЕМЬЯ  –  КАК  ФАКТОР  СОЦИАЛИЗАЦИИ  ЛИЧНОСТИ

Доклад на родительском собрании

Мищак Елена Александровна, классный руководитель

Личностью не рождаются, личностью становятся. Происходит это в процессе социализации. Социализироваться, значит научиться жить в обществе, среди людей, овладев правилами и нормами поведения, вписаться в существующие в обществе отношения (экономические, политические, культурные, национальные, религиозные, межличностные и др.), следовать принятым в обществе традициям и обычаям.

Социальное становление личности — это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе.

Естественно, что с рождения ребенка процесс социализации его начинается в семье. В семье ребенок учится выполнять свои первые родственные роли (сына или дочери, внука, правнука, племянника и т. п.), уже в раннем детстве он учится быть другом и товарищем для других детей, хозяином для своего котенка или собаки, родители должны научить его бережному отношению к вещам, к природе, ко всему живому. Они учат его любить свой дом, семью, с которой для него начинается Родина. Чем старше становится ребенок, тем более интенсивным становится процесс социализации.

Выделяют три стадии социализации:

  • до трудовая – ранняя социализация до поступления ребенка в школу и стадия обучения в школе,
  • трудовая – время работы личности в трудовом коллективе,
  • после трудовая – период после выхода на пенсию.

Семья играет самую важную роль на первой стадии социализации, прививая ребенку навыки, необходимые ему во взрослой жизни.

Процесс социализации личности. С.И.Гессен рассматривал как три ступени:

  • первая ступень — дошкольный период, период произвольного существования ребенка, в котором преобладает игровая деятельность;
  • вторая ступень — период активного познания ребенком окружающей жизни, ее законов и требований (здесь важно, в какой школе происходит этот этап развития ребенка, насколько затрагивают последнего социальные процессы общества; знания вводят человека в мир культуры);
  • третья ступень развития личности, этап завершения ее формирования, — это процесс самообразования, внешкольного и университетского образования (личность, познав окружающую природу и общество, совершенствует свое собственное «Я»; формируется ее мировоззрение).

Семья  как  фактор  социализации.

Семья – основа чувства безопасности, основа психического здоровья своих членов (особенно для детей). Семья – это основной первичный социальный институт социализации ребенка. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

Семья – модель межгендерных отношений, важнейший источник и фильтр социального опыта.

Функции семьи:

  • даёт ребёнку чувство безопасности, доверия к миру;
  • даёт модели поведения;
  • семья – источник жизненного опыта;
  • обеспечивает соответствующее некоторым требованиям ребёнка общество.

Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений. Как считают многие исследователи, во-первых, детско-родительские отношения характеризуются сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка – с одной стороны родитель должен уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействии с внешним миром. С одной стороны родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой — научить его заботиться о себе самому. В-третьих, особенность родительского отношения к ребенку заключается в том, что оно меняется в зависимости от возраста ребенка.

Социальные функции семьи:

  • воспитательная – социализация молодого поколения;
  • хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;
  • экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;
  • социальный контроль – ответственность членов семьи за по ведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;
  • духовное общение –  духовное обогащение каждого члена семьи;
  • социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;
  • досуговая – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
  • эмоциональная – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.

Социализирующие функции семьи:

  1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.
  2. Семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.
  3. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
  4. Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.
  5. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
Читайте также:  Бернард ливехуд фазы развития ребенка

Типы взаимоотношений в семье.

В каждой семье объективно складываются определенная, не всегда осознаваемая система воспитания. Родители, на основе понимания ими целей воспитания, выбирают и методы воспитания, устанавливая, что ребенку можно, а чего нельзя.

Могут быть выделены четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений:

  • диктат – авторитарный стиль,
  • опека,
  • «невмешательство или попустительство»,
  • сотрудничество – демократический стиль.

Диктат – это когда в семье один из родителей или оба родителя полностью подчиняют себе ребенка, навязывая свою волю. Ребенок не имеет права голоса, не может возражать родителям, за него все решают взрослые. При таком воспитании подавляется воля ребенка, он делается несамостоятельным, нерешительным, пассивным, плохо приспособленным к жизни. А бывает, что именно при таком стиле, в переходном возрасте у ребенка рождается бурный протест против диктата взрослых, наблюдаются срывы в поведении, правонарушения.

К разновидности авторитарного стиля может быть отнесена и опека. Во благо ребенка родители не дают ему шага шагнуть, постоянно подсказывая, что и как ему необходимо делать. Так воспитываются «мамины сыночки и дочки», которых потом родители вынуждены нянчить всю жизнь.

Стиль «невмешательства» характерен для семей, где отсутствует четкая система воспитания, нет лидеров, родители не пользуются у ребенка авторитетом, дети часто предоставлены сами себе. Воспитательные мероприятия осуществляются от случая к случаю. Дети и взрослые в семье живут как бы сами по себе. При таком «воспитании» дети не приучены к дисциплине, они склонны к анархии, отсутствует уважение к взрослым, интерес к учебе, часты правонарушения.

Демократический стиль взаимоотношений имеет в своей основе сотрудничество, взаимопонимание детей и родителей, взаимоуважение. С мнением ребенка считаются, с ним советуются. Ему взрослые доверяют. Относятся к нему как к личности, умеющей отвечать за свои поступки перед другими членами семьи. Детей и родителей объединяют общие дела, общие интересы. Они часто бывают вместе. Существует теплота отношений, дружеского участия. В таких условиях воспитывается личность с чувством собственного достоинства, уважающая и других людей, готовая прийти на помощь, если в ней кто-то нуждается. Именно такими должны быть отношения в семьях.

Отцовство и его роль в социализации.

Отец – биологическая необходимость, но и социальная  случайность (М.Мид), роль отца с возрастом ребенка увеличивается.

Дети, с которыми нянчится и отец, лучше понимают людей. У ребенка должен быть образец для идентификации со своим полом.

Индивидуальный стиль отцовства сильно зависит от прошлого собственного опыта мужчины, передается из поколения в поколение, причем ответственное отцовство чрезвычайно благотворно как для сыновей, так и для отцов.

Родительское поведение мужчин по своей сути социально. Отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для мальчиков – пример для подражания. Пассивные, отстраненные отцы – недостаток общения с отцом и отсутствие приемлемой модели для идентификации ослабляет формирование отцов из мальчиков. У мальчиков чрезмерная враждебность к окружающим возникает как бунт против излишней зависимости от матери (если нет отца). У импульсивных порывистых отцов сыновья часто страдают неврозами в форме заикания, энуреза, а излишняя строгость может спровоцировать у сыновей страхи (А.И.Захаров).

У девочек влияние отца на половую идентификацию проявляется в период юности. Отец способствует формированию у девочек положительной самооценки, выражая одобрение ее внешним действиям. Если отца нет, то может сформироваться нереалистическое отношение к лицам мужского пола, ибо отсутствует реальная модель отношений между мужчиной и женщиной.

Читайте также:  Периоды развития ребенка с дородового периода

Именно отец занимает ключевую позицию в поведенческих и эмоциональной эмансипации подростка.  Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний. Особенно у мальчиков выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. Мальчикам из неполных семей сложнее налаживать контакты со сверстниками. При отсутствии отца мальчикам труднее достается усвоение  мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, поэтому они чаще гипертрофируют свою маскулинность,  проявляя агрессивность, грубость, драчливость.

В прошлом отец был воплощением власти. Сейчас из-за женского равноправия, вовлечения женщин в профессиональную работу, отец не всегда является главой семьи. Ослабление или даже полная утрата мужчиной власти в семье отражается и закрепляется в стереотипном образе «отцовской некомпетентности».

Для многих отцов отцовство – почетное согласие предлагать эмоциональную близость, социальную защиту и материальное обеспечение. Но потребность в эмоциональной близости с детьми часто вступает в конфликт с заботами, связанными с жизнеобеспечением семьи.

Заключение.

Семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает – на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.

От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества. Экономическое состояние семьи зависит от экономического состояния государства. От того, как ребенок приучен к труду и как подросток выберет профессию и будет готов к самостоятельному труду.

Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи. 

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Источники:

https://studopedia.net/9_59637_rol-semi-v-sotsializatsii-lichnosti.html

https://www.dgr.ru/psychology/otvety/20

https://murzim.ru/nauka/pedagogika/26658-semya-kak-faktor-socializacii-lichnosti-i-semeynoe-vospitanie.html

https://socialpeded.ru/konspekty-k-ekzamenu-soczialnaya-pedagogika/37-proanalizirujte-semyu-kak-faktor-socializacii-cheloveka-na.htm

Источник

СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА

Семья – специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.

Семья является основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение. Именно в семье человек получает основы образования, обучается социальным ролям, приобретает основные навыки взаимодействия, осмысливает первые нормы и ценности. Именно в семье ребёнку прививаются основы определённых идейно-политических взглядов, мировоззренческих установок.

Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит, во-первых, в результате целенаправленного процесса воспитания: воздействия на ребёнка с целью привития ему определённых заранее заданных качеств с учётом требований общества. Во-вторых, по механизму социального научения.

Необходимо отметить, что на современном этапе средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение её воспитательных функций. Нынешняя семья переживает период серьёзных изменений. Помимо изменений внешних (политических и экономических), влияющих на семью, происходят и внутренние (социально-психологические) изменения. В своём большинстве семьи состоят теперь из двух поколений – родителей и детей; бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения.

 Кризис института семьи и семейного воспитания не может не привести к социальному и культурному инфантилизму, к прагматизму и социальной неадаптированности, к проявлениям противоправного или экстремистского характера, что во всей полноте и наблюдается сегодня.

 Семья – ячейка первичной социализации. Семье характерна функция социального самоопределения. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество. Он принадлежит тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья. Помимо этого, родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремёслам.

 Всеобъемлющее влияние семьи на формирование психологической и социальной зрелости ребёнка связано с рядом психологических механизмов. Первый – подкрепление: поощряя определённое поведение ребёнка, наказывая его за нарушения тех или иных правил, родители внедряют в его сознание систему норм, знание о том, какие из них одобряются, а какие – нет. Другим механизмом является идентификация: ребёнок подражает родителям, ориентируется (сознательно и несознательно) на их пример. И, наконец, зная внутренний мир ребёнка, откликаясь на его проблемы, или, наоборот, игнорируя то и другое, родители формируют его самосознание и личность в целом.

Читайте также:  Музыкальное развитие ребенка в семье

 Изучению влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Рассмотрим результаты одного из них (Д. Баумринд). Исследование устанавливало взаимосвязь между стилем поведения родителей (выделены четыре параметра) и социальным поведением детей (выделены три группы).

 Итак, четыре параметра поведения родителей по отношению к ребёнку: контроль, требование зрелости, общение, доброжелательность.

 Контроль, то есть попытка влиять на деятельность ребёнка. При этом определять степень подчинённости ребёнка требованиям родителей.

 Требование зрелости: оказание родителями давления на ребёнка с целью заставить его действовать на пределе своих умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне.

 Общение: использование родителями убеждения, для того чтобы добиться от ребёнка уступки, выяснение его мнения или отношение к чему-либо.

 Доброжелательность: насколько родители проявляют интерес к ребёнку (похвала, радость от его успехов), теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему.

 Три группы детей, выделенные по разным моделям поведения.

 Модель 1 – дети, у которых отмечался высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке.

 Модель 2 – дети, мало уверенные в себе, замкнутые, недоверчивые.

 Модель 3 – дети, которые менее всего были уверены в себе, не проявляли любознательности, не умели сдерживать себя.

В структуре родительского отношения выделяются когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты:

– представление родителя о ребёнке;

– отношение родителя к ребенку;

– характеристика взаимоотношений родителя с ребёнком.

В своих исследованиях А. Я. Варга и В. В. Столин выделяют следующие критерии родительских отношений:

 –  «Принятие-отвержение»;

 –  «Кооперация» (родитель заинтересован в делах ребёнка, старается во всём помочь ему);

– «Симбиоз» (родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка);

 – «Авторитарная гиперсоциализация» (родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины);

 – «Маленький неудачник» (в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписывают ему личную и социальную несостоятельность) [5, с. 22].

 На детско-родительских отношениях сказываются тип семей, позиция, которую занимает взрослый, стиль отношений и роль, которую отводят ребёнку в семье.

 Психологами почти всех направлений подчёркивается тот факт, что главным и необходимым условием развития ребёнка как человеческого существа, формирования его внутренней жизни являются окружение, его близкие люди, прежде всего родители. С первых месяцев ребёнок осознаёт себя через отношения с родителями, и этот процесс не только внешнего, но и внутреннего взаимодействия продолжается на протяжении всей его жизни. Специфика родительского отношения заключается в его постоянном и неизбежном изменении с возрастом ребёнка. Актуальность настоящего исследования связана с необходимостью рассмотрения родительского отношения в его динамике, которая определяется возрастом ребёнка [1, с.11].

Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов.

 А. Г. Абрамова и Л. И. Постовалова выделяют следующие типы семей:

 Интегрированные и дезинтегрированные семьи, которые различаются по степени сплочённости. В дезинтегрированной семье все члены семьи обособленны друг от друга. В интегрированной семье каждый неотделим от семейной группы.

 Гармоничные и дисгармоничные семьи различаются по степени психологического и ценностно-ориентационного соответствия между членами семьи. Если ценностные ориентации не совпадают, то один член этой семьи старается авторитарно методически навязать другим свои нормы.

Корпоративные и альтруистические семьи. В альтруистических семьях каждый считает себя ответственным за благополучие остальных. В корпоративных семьях общение строиться на договорных началах.

Открытые и закрытые семьи. В открытых семьях связи с внешнем миром очень многообразны, и члены семьи стараются расширить их. В закрытых же, наоборот, связь с внешнем миром ограничена.

Гибкие и консервативные семьи. Гибкие семьи обладают способностью быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, консервативные семьи такой способностью не обладают.

Авторитарные и демократические семьи. В авторитарных семьях власть находится в руках одного члена семьи, от которого зависит принятия решения. В демократических же семьях существует равенство в принятии решения [8, с. 28].

Конечно, не всякая семья имеет положительный опыт воспитания и зачастую именно неумение родителей создать для своего ребёнка такую обстановку, которая способствовала бы его личностному развитию и психологическому комфорту, является причиной возникновения конфликтов, агрессии, жестокости.

В зависимости от того, какие бывают типы семей, можно выделить следующие типы семейного взаимодействия.

 Синягина выделяет такие типы семейного взаимодействия:

 – положительные взаимоотношения характеризуется устойчивым эмоциональным контактом между детьми и родителями, почти полным отсутствием конфликтов;

 – амбивалентный тип взаимоотношений отличается противоречивостью, непоследовательностью, чередованием близких контактов с конфликтами;

 – отрицательные взаимоотношения связаны с частными и острыми конфликтами, приводящие к полному нарушению эмоционального контакта между родителями и детьми.

Источник