Семья как ресурс социального развития ребенка
Е.И. Чалич
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»,
г. Екатеринбург
В статье рассматривается проблема семьи как ресурса развития всех её поколений. Перечислены факторы, влияющие на развитие личности в семье. Также раскрыты особенности развития личности ребенка, родителей и пожилых людей. На основе представленных фактов разработаны рекомендации для всех поколений семьи.
Ключевые слова: семья, ресурс, малая группа, факторы развития личности.
В настоящее время проблемы семьи приобрели особую актуальность. В условиях стремительно разворачивающихся во всем мире изменений в разных сферах жизнедеятельности человека – политической, экономической, культурной, профессиональной и других, – семья остается единственным институтом, сохранившим сравнительно неизменной свою роль в его жизни. Проводя большую часть своей жизни (особенно в ее начале и конце) в семье, в ней человек получает первые представления о себе, об остальных людях, об окружающем мире, об основных нравственных категориях. Именно в семье он овладевает основными поведенческими навыками, составляющими основу дальнейшего усложнения его поведенческой активности. В семье закладываются основы той личности, с проявлениями которой мы активно взаимодействуем в быту или публично, постоянно или эпизодически, в профессиональной, политической, культурной или иных сферах. Именно в семье человек получает наиболее полное признание своей личности [5].
Традиционно устойчивое внимание сохраняет по отношению к себе проблема изучения детерминант влияния семьи на развитие личности, воспитывающихся в ней детей и психологических особенностей происходящих с ними изменений (Г.М. Андреева, А.И. Антонов, Ю.Е. Алешина, А.А. Бодалев, В.В. Бойко, А.Я. Варга, А.И. Захаров, С. М. Голод, В.Н. Дружинин, Е.А. Личко, Т.М. Трапезникова, В.А. Петровский, В.В. Столин, В.А. Сысенко, А.С. Спиваковская, А.И. Тащева, Л.Б. Шнейдер, А.Г. Харчев, С. Rogers, R. Beras, N.W. Ackerman, M. Bowen, A. Meneghetti, S. Minuchin, V. Satir, C.A. Whitaker, R. Weiss и др.).
Проведя анализ подходов к определению семьи, для рассмотрения семьи как ресурса развития личности, наиболее точным подходом является «семья – малая группа». Если опираться на два самых общих подхода к семье, то есть рассматривать ее как социальный институт и малую группу, можно заметить, что представление о семье все более отходят от, безусловно признанных функций, заданных обществом, и все более приближаются к образу семьи, как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей. Исходя из этого, в определении семьи можно отталкиваться от тех потребностей, которые реализует семья. Малая группа является не только проводником, корректирующим влияние общества на индивида, но и той ареной, где осуществляется отдача личности обществу, где личность реализует усвоенные социальные идеалы.
Как мы уже отметили ранее, развитие личности, представляя собой одну из актуальных проблем психологической науки, вызывает постоянный интерес, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. В наиболее распространенном понимании, термин «развитие» отражает реальные изменения, происходящие со временем в строении тела, в мышлении, личности, поведении и т.д. человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.
В развитии выделяют следующие ключевые особенности: оно присуще всей человеческой жизни от рождения и каких-либо значимых моментов в жизни человека; толчком к развитию являются жизненные проблемы, придающие ему наполнение и силу; любое развитие включает в себя процессы роста, а не просто личностные изменения [2].
Чтобы понять, что семья является ресурсом развития личности, обозначим факторы развития, выделенные отечественными и зарубежными учёными. Мы проанализировали факторы и условия, влияющие на развитее личности в семье, и, в качестве личностно-развивающих ресурсов семьи рассматриваются ценности, нормы, потребности, устремления, освоение новых социальных ролей, функции, формирующиеся в позитивном пространстве супружеского и детско-родительского взаимодействия и оказывающий значительное влияние на способность человека не только эффективно преодолевать возникающие трудности, но и приобретать ранее не имеющиеся у него возможности личностного роста и развития в любых сферах жизнедеятельности. В целом, психологическая атмосфера семьи выступает тем пространством, в котором реализуется ее важнейшая функция – воспитательная. Именно в семье уникально «сходятся» все факторы, – социальная среда, обучение и воспитание, наследственность, – которые Б.Г. Ананьевым относятся к основным факторам развития (Ананьев Б.Г.).
Среди факторов, обусловливающих состояние семейного микроклимата, называются также отношения родителей друг к другу, организация в семье совместного решения проблем, распределение обязанностей между членами семьи, проведение часов досуга, традиции семьи, нормы семейных отношений, непосредственное воспитание родителями своих детей и множество другого. Каждый из названных факторов обладает своим потенциалом эффективности. Центральную роль в формировании семейной атмосферы играет складывающиеся в соответствующем пространстве отношения – между супругами, супругами и детьми, братьями и сестрами и т.д. [4].
Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. Семья является основой для целостного и гармоничного развития детей, оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, воспитании в нем важных человеческих качеств. На процесс развития ребенка оказывает влияние множество семейных факторов: усвоение социального опыта, семейное воспитание, родительский контроль и теплота, удовлетворение потребностей. Именно семья закладывает фундамент становления личности ребёнка, дает возможности для социализации. Успех может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка. Под влиянием родителей закладывается социальная позиция, структурируется поведение индивида, формируется его эмоционально-когнитивное отношение к своей личности, в значительной мере сохраняющееся в течение всей дальнейшей жизни.
Как мы уже поняли, в семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Семья имеет огромное значение для развития взрослого человека. Взрослый человек благодаря семье обретает смысл жизни, выполняет базисные функции семьи и тем самым удовлетворяет потребности в любви и принятии, в самоутверждении и самореализации, а так же эмоциональные потребности и потребность в безопасности. Так же, в семье осваиваются новые социальные роли. Сначала это супружеская роль (муж и жена), а с момента рождения ребёнка взрослый человек имеет не только уже освоенные профессиональные роли, роли мужа и жены, а еще и роли матери и отца, добавляется новая, родительская функция. Освоение именно этих ролей во многом составляет специфику процесса развития. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, приобретается новый социальный опыт и таким образом человек развивается. Не стоит забывать о том, что в семье человек приобретает духовные ценности, нормы и образцы поведения, стиль взаимоотношений между людьми. Всё это и способствует развитию личности взрослого человека в семье [1].
Также, семья по-прежнему является центром интересов пожилых людей. Отношение семьи к пожилому человеку во многом служит показателем ее сплоченности и стабильности.Пожилые люди развиваются в семье, когда удовлетворяются их потребности в принятии, безопасности, общении, помощи за уходом по его здоровью, поддержке и т.д. Так же, когда пожилой человек выходит на пенсию и начинает больше времени проводить с семьёй, у него приобретаются новые ценности, с появлением внуков пожилой человек приобретает новые социальные роли (бабушка или дедушка) и новый опыт во взаимодействии с ними. Если пожилой человек чувствует себя комфортно в семье, имеет возможность взаимодействовать с детьми и внуками, при всем этом удовлетворяются его потребности, приобретаются новые ценности и новый опыт, можно смело говорить о том, что пожилой человек развивается в семье [3].
К сожалению, далеко не всегда мы используем ресурсные возможности семьи, воспринимая её только как место для удовлетворения биологических потребностей или «копилку» нерешенных проблем. Изучение особенностей семьи, раскрывая её значимые аспекты, позволяет нам корректировать искаженное представление о семье, и, дает повод задуматься о том, что важно пересмотреть своё отношение, увидеть ресурсы для развития и использовать их, следуя нашим рекомендациям для всех поколений семьи:
Рекомендации для взрослого человека:
1) Принимать новые социальные роли.
2) Видеть возможности в предоставлении условий ребенку для удовлетворения его потребностей.
3) Стараться больше взаимодействовать с детьми (для передачи и получения жизненного опыта).
4) Видеть возможности в выполнении базисных функций семьи для удовлетворения своих потребностей.
5) Рассматривать как возможность реализацию своих методов воспитания и контроля.
Рекомендации для детей:
1) Рассматривать как возможность узнать что-то новое, прислушиваясь к советам старших.
2) Видеть возможности быть открытым и честным с родителями, делиться своими интересами с ними.
3) Стараться больше взаимодействовать с взрослыми, участвовать в совместной деятельности с ними.
4) Видеть возможности для развития контакта с родителями, не бояться делиться с ними своей точкой зрения.
5) Принимать и усваивать опыт от старших поколений.
Рекомендации для пожилого человека:
1) Принимать новые социальные роли.
2) Видеть возможности в поддержании общения со своей семьей.
3) Рассматривать как возможность быть готовым и открытым к общению со всеми членами семьи.
4) По возможности, стараться больше взаимодействовать с детьми и внуками для передачи и получения жизненного опыта и удовлетворения потребностей.
Длительное сохранение интереса к соответствующей предметной области объясняется той непреходящей ролью, которую играет семья в жизни человека вне зависимости от его социальных и личностных характеристик, половозрастного статуса, профессиональных интересов и т.д. Проанализировав источники, мы пришли к выводу, что личностно-развивающие ресурсы семьи интегрируют в себе ресурсы супружеских и детско-родительских отношений, а также отношений между пожилыми людьми и их детьми, внуками. Работы психологов позволили полнее понять многие процессы, характерные для семьи, детско-родительских отношений, взаимоотношения брачных партнеров и т.д. Они позволили сделать более визуализированным тот вклад, который вносит семья в множественно переживаемые личностью на протяжении жизни адаптационные состояния, показали, какова ее роль в процессах социализации, в чем состоят причины деструктивного влияния семьи на личность. Тем самым на научной основе была подтверждена необходимость сохранения постоянного внимания к проблемам семьи, как со стороны широких слоев общественности, так и со стороны практиков-психологов.
Вместе с тем, проведенную по данной проблематике работу нельзя считать исчерпывающей. Укрепление гуманистических тенденций в современной науке (М.Н. Берулава, Г.А. Берулава, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, К. Роджерс и др.) создало основу для оформления в пространстве психологии семьи новой сферы интересов, направленной на выявление особенностей ее личностно развивающих ресурсов.
Список литературы
1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 1987. – N2
2. Гурко Т.А. Теоретические подходы к изучению семьи. М.: Институт социологии РАН, 2010. – с. 176.
3. Екжанова Е. В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Под. ред. Е.Г. Силяева. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – c. 91
4. Кузнецова И.А. Духовно-нравственные ценности православия как фактор семейного воспитания детей : автореферат дис. … кандидата психологических наук : 19.00.07 / Кузнецова Ирина Александровна; [Место защиты: Ленингр. гос. обл. ун-т им. А.С. Пушкина]. – Санкт-Петербург, 2007. – с. 23.
5. Ткаченко, И. В. Личностно развивающий ресурс семьи: онтология и феноменология/ И. В.Ткаченко. – м. : кредо, 2009. – с. 58.
Об авторе:
Чалич Екатерина Ивановна, студент 4 курса по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», e-mail: chalichka17@gmail.com
Научный руководитель: Адушкина Ксения Валерьевна, к.психол.н., доцент кафедры психологии образования ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Источник
Психологические особенности развивающейся личности формируются в раннем возрасте, и привитые с детства, они всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего формирования личности.Одной из самых эффективных социальных сил, влияющих на формирование личности, является семья.
Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. Огромный диапазон воспитательного воздействия и уникальность методов воспитательного и психологического влияния семьи делают ее одним из самых мощных средств социализации, воспитания и развития личности на этапе ее становления.
Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале его жизненного пути, когда закладываются психологические основы личности.
Семейное воспитание – это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных ценностей, качеств личности. Семья выступает как модель поведения и межличностных отношений. Для ребенка отношения взрослых являются доминирующим фактором в успешности его развития. Воспитательный потенциал родителей, стратегия и тактика воспитания определяются позицией: кто для них ребенок – объект или субъект воспитания?
Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций. Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности. Можно сделать вывод, что влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут. С точки зрения Т.Парсона « Семья- основной орган социализации, мать и отец – главные творцы личности, ребенок пустой сосуд, который надо наполнить культурой». Но по многим непредвиденным обстоятельствам, не зависящим от ребенка, роль отца и матери часто возлагается на нас, работников реабилитационного центра г.Шимановска. Я- как социальный педагог должна восполнить, то что упустили родители, и поэтому цель моей работы: способствовать созданию благоприятных условий для личностного развития ребенка, оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка в его жизненном пространстве. Отсюда главная задача: создать эффективное взаимодействие с семьями воспитанников. Для меня, социального педагога она является определяющей при выборе приоритетных направлений моей социально-педагогической деятельности в реабилитационном центре. Я выделила три основных направления:
- работа по организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
- работа по защите прав ребенка.
- работа по вопросам социального развития ребенка.
Организация работы по данным направлениям состоит из трех блоков:
- Информационно аналитический
- Практический
- Контрольно-оценочный.
Каково содержание социально-педагогической деятельности в рамках установленных блоков?
I. Информационно-аналитический блок- это сбор необходимой информации, недостающих сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей, выявление и нарушение прав ребенка в семьях. При изучении данных семей использую следующие методы: анкетирование родителей, опрос, провожу индивидуальные беседы как с детьми так и с родителями , проводится социальное патронирование семей в результате которого составляется акт жилищно-бытовых условий, тесное сотрудничество с педагогами, социальными педагогами, школ, при поступлении в центр на каждого ребенка заводится Индивидуальная программа реабилитации (ИПР), в которой отслеживается вся работа педагогов с детьми. Также заводится ИПР на семью которая состоит из следующих направлений: социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-правовое, социально-бытовое.
II. Блок называется практическим потому что, в рамках этого блока проводится работа направленная на решение конкретных задач, которые связанны со здоровьем детей и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей: социализация личности ребенка. Для решения конкретно определенных задач организую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями, а именно: родительские собрания, компонентами проведения собрания являются выступление детей, представление результатов детской деятельности, выставки детских творческих работ: фотовыставки, практические приемы передачи информации, участие в играх организованных совместно с воспитателями, просмотр видеосъемок и слайд-шоу.
III. Блок контрольно-оценочный- это анализ эффективности мероприятий. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями использую методы, которые применяю сразу после проведения того или иного мероприятия – это опрос, оценочные листы, различные диагностики. Повторную диагностику, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей, использую для отслеживания и оценки точного результата.
В результате проводимой плодотворной работы, хочется отметить, что большинство родителей задумываются о дальнейших судьбах своих детей, что свидетельствует о повышении интереса родителей к воспитанию своих детей, благодаря таким стремлениям, дети с огромной радостью возвращаются в родные семьи. За последние три года в родные семьи было возвращено: в 2012г- 23ребенка, в 2013г-32 ребенка, в 2014г-39 детей.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это праздник, семейные даты,
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Источник