Семья как позитивный фактор развития личности ребенка

Семья как позитивный фактор развития личности ребенка thumbnail

12

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Рязанский педагогический колледж»

(ОГБПОУ «РПК»)

РЕФЕРАТ

по МДК03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

Тема: «Семья как позитивный и негативный фактор развития личности»

Обучающаяся: Дьячкова Виктория
специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах

Группа: 2Ш

Руководитель: Копылова Ирина Борисовна

2019 год

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1.СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА………………………………………………………4-5

2.УСЛОВИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА…………………………………………………….…..6-7

3.ОСНОВНЫЕ ТИПЫ НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ………………..8-9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………10

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ…………………………………………………………………………11

На развитие личности воздействует большое количество факторов. Одним из важнейших является семья. Влияние семьи на становлении психики ребенка можно рассматривать как с положительной точки зрения, так и отрицательной. В своей работе я попытаюсь раскрыть степень этого влияния.
Актуальность данной темы обуславливается в следующем:

-отсутствие грамотного воспитания родителей;

-недопонимания между ребёнком и семьёй;

-недостаточность педагогических знаний родителей.

Цель данной работы: проанализировать влияние семьи как фактора развития личности.

При выполнении данной работы ставились следующие задачи:

  1. Рассмотреть семью, как основной социальный институт формирования личности ребёнка;

  2. Выяснить, какие условия необходимы для наиболее эффективного воздействия семьи на детей;

  3. Изучить основные типы неправильного воспитания и способы их устранения;

  4. Обобщить и систематизировать данные, сформулировать выводы и предложения по заявленной проблеме.

Работа состоит из 11 страниц, введения, заключения и списка используемой литературы.

1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Семья- это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. [2]

Семья всегда играет кардинальную роль в формировании личности ребёнка, обладая большими возможностями. Именно с семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, умение бороться с трудностями. Только в тёплой, дружной атмосфере семьи зарождаются эти качества. Глядя на детей, можно сказать какие их родители, в какой семье они растут и воспитываются. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Но, несмотря ни на что, нужно трепетно относиться к такой ранимой, податливой детской душе, серьезно подходить к процессу воспитания.[3]

Немаловажную  роль  в  становлении личности младшего  школьника играют взаимоотношения школа — семья — ребенок. Младший школьный возраст – это тот период,  когда  семья  активно    участвует    в  воспитании  ребёнка,  закладывает фундамент    для  дальнейшего  развития,  воспитания  и  самовоспитания. Часто родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Родители должны понять, что влияние семьи не снижается, а наоборот возрастает.[6]

Социологи С. И. Голод и А. А. Клецин, конструируют несколько идеальных типов семьи: патриархальная- где в отношениях между родителями и детьми господствовала абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания, детоцентристская – где ребёнок превращается в объект особой родительской заботы и стойкой привязанности, ему стараются дать максимально возможное образование и постсовременный в котором родители не в полной мере подчиняют свои интересы интересам детей. Особенность таких семей проявляется в известной автономии супругов, когда интересы каждого из них шире семейных, а крут общения — выходит за рамки супружества.

Главные ценности семьи — сочувствие, сопереживание, отзывчивость. Очень важно, чтобы нравственные ценности и микроклимат семьи были истинными, а не ложными, реальными, а не декларируемыми. Если слово родителей будет подкреплено делом, поступком, действием, в такой семье не возникнет проблем в воспитании ребенка.[4]

2.УСЛОВИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Непосредственное влияние на процесс воспитания детей имеют следующие характерные признаки семьи: структура, условия жизнедеятельности и среды, культурный потенциал, сфера деятельности, внутрисемейные отношения, гражданская позиция. Большое значение имеет также уровень педагогической культуры родителей. [5].

Воспитательное воздействие семьи на детей оказывается наиболее эффективным при наличии определенных условий:

1.Авторитет и личный пример родителей.

 Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам. С развитием сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания. Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений.

2.Педагогический такт родителей.

Педагогический такт- это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка. Такт родителей тесно связан с тактом детей- с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям.

Читайте также:  Как открыть школу раннего развития ребенка

3.Культура быта в семье.

В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения между членами семьи, уважение друг друга, а также разумная организация всей жизни семьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и явления, а родители передают им жизненный опыт, помогают утвердиться в правильном суждении и ненавязчиво направляют их мысли. Беседы с ребенком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между родителями и детьми и становятся одним из средств родительского влияния. На воспитание детей в семье влияют и внешние условия: культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований.

4.Знание возрастных и идивидуальных особенностей детей.

Знание особенностей детей позволяет родителям научиться правильно обращаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов семьи. Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков.[4]

3.ОСНОВНЫЕ ТИПЫ НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего. Слепая неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.[5]

Выделяют несколько типов неправильного воспитания:

1.Безнадзорность, бесконтрольность – встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям;

2.Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, запреты;

3.Воспитание по типу «кумира» семьи- ребёнок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм;

4.Воспитание по типу Золушки – в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности;

5.«Жесткое воспитание» – за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе, что может привести к жестокости, озлобленности, приспособленчеству, угодничеству и т.д.;

6.Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности – с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы;

7.Метод физического наказания -один из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, когда на детей действуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят;

8.Отношения, когда родители хотят вникнуть в интересы и заботы детей, но дети этого не принимают, «замыкаются в себе», потому что родители не умеют войти в детский мир без нажима, навязывания своих взглядов, критических замечаний «из-за желания добра»;

9.Родители чрезмерно заняты собой, работой, увлечениями или размолвками между собой, и в результате им «не до душевного общения с детьми», что порождает у детей чувство обиды и одиночества;

10.Часто жизненные стремления детей могут вызвать в семье конфликты, и справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе;

11.Конфликты между родителями и детьми могут быть и по причинам обоюдной неправоты. Педагогическая несостоятельность родителей, жестокие, варварские методы воспитания, либо чрезмерная избалованность детей могут приводить к полному взаимному отчуждению, враждебности между детьми и родителями.[7]

Таким образом, в семье, где её члены не в состоянии обеспечить безопасность, взаимопомощь и определенные необходимые условия быта дети вырастают эмоционально и психически незрелыми, с ослабленным чувством опасности, поведением, не совпадающими с общечеловеческими нормами. [1]

Чтобы избежать этого необходимо:

-уделять больше внимания своему ребёнку, но чтобы оно не было слишком навязчивым ;

-проявлять свою любовь и заботу;

-выбирать наиболее гуманные способы донесения до ребенка, чем его поступок был неправильным;

-не требовать от ребёнка того, чтобы он оправдывал надежды родителей и не возлагать недетские непосильные заботы;

-ни в коем случае не применять физическое наказание;

-не навязывать своих взглядов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По окончанию работы я выяснила, что семья играет кардинальную роль в формировании личности ребёнка. Изучила условия положительного влияния семьи на развитие личности детей, а также узнала, как отразятся на ребёнке неправильные типы воспитания.

Исходя из этого, я составила рекомендации , которые помогут в воспитании личности ребёнка:
– создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;

–сформировать благополучную атмосферу в семье, взаимопонимание и доброжелательность;

– наладить тёплые и доверительные отношения с ребёнком;
– обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребёнка;
– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

–поддерживать ребёнка и вселять в него уверенность;
– научить детей полезным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
– воспитать чувство собственного достоинства.

 В заключение можно сказать, что в жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения семьи к ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка. И для того, чтобы сформировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на формирование личностных особенностей ребёнка необходимо учитывать внутрисемейные факторы, имеющие воспитательное значение.

  1. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи, М., изд. Просвещение, 2000г, с. 207

  2. Габдуллина К., Раисов Е. . Социология: Учебник для студентов высших учебных заведений. 2005 г. с. 202

  3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классы 2008г.

  4. Зверева О. Л., А. Н. Ганичева Cемейная педагогика и домашнее воспитание детей: Учебник для академического бакалавриата

  5. 2016 г. с. 9

  6. Зюбин Л.М. Психология воспитания: Метод.пособие. – М.: Высш.шк., 1991. – С.28

  7. Немов Р.С.. Психология. – М. 1995

  8. Столяренко Л.Д, Столяренко В.Е. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата с.132

Читайте также:  Педагогика развитие познавательной активности ребенка

Источник

Семья как фактор, влияющий на развитие личности.   

Семья – это, прежде всего, явление культурно-историческое и социально-психологическое, а не физиологическое. Существует множество различных определений семьи.

Так, А.Я.Варга (1986) выделяет понятие “семейная система, которая определяется ею как группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное – взаимоотношениями.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. [3]

Авторы, занимающиеся этой проблемой (Р.В. Бортов, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Логинова, Л.Г. Матвеева, О.В. Переломова, О.Е. Смирнова, М.В. Быкова и другие), отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.

Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка стали разрабатываться в рамках психолого-педагогического подхода (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Н.И. Лисина, В.К. Котырло и др.).

Вместе с тем, несмотря на то, что в отечественной и зарубежной литературе достаточно глубоко и подробно рассмотрены особенности влияния стилей семейного воспитания на формирование личности ребенка, слабо изученным остается вопрос о конкретном влиянии воспитательных принципов каждого из родителей на различные структурные элементы личности, в том числе на уровне отдельных черт личности, на уровне смысловых образований личности.

Детско-родительские отношения разными психологами описываются различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов. Вместе с тем, практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию, которая создает двойственность или поляризацию родительских отношений. [22]

Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.[1]

Родительские установки, или позиции – один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Среди отечественных психологов наиболее систематическое экспериментальное исследование в этой области осуществляли А.Я. Варга и В.В. Столин, которые понимали под родительскими установками “систему, или совокупность родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним”. Под родительским стилем подразумеваются установки и соответствующее поведение, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще. Таким образом, в качестве наиболее значимых черт родительского отношения авторы выделяют эмоциональные, когнитивные и деятельностные его аспекты. [2]

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависит от социальной среды.

Социальная среда представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные разнообразные более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными обществами, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам.

Через эти группы осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом.

Семья как малая группа характеризуется глубокой внутренней психологической и поведенческой обязанностью ее членов, которая делаем ее относительно автономным социально-психологическим образованием. [11]

Семью можно отнести к естественно малой группе, так как она возникает и существует исходя из потребностей её членов. Так же, семью можно охарактеризовать как высокоразвитую малую группу по тому, что в ней присутствуют – достаточная психологическая общность, налаженные личные взаимоотношение – сложившаяся структура взаимодействия, четкое распределение обязанностей, и т.д.

Читайте также:  Состояние здоровья и развития ребенка

Для того, чтобы назвать семью коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований, которые определяют высокоразвитую малую группу как коллектив:

–    успешно справляться с возложенными на неё задачами;

–    иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения;

создавать   для   каждого   своего   члена  возможность   развития   как личности;

Психологически развитой как коллектив считается такая семья, в которой сложилась дифференцированная система личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими. Они определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, организованности, эффективности и информированности.

Таких малых групп, которые бы полностью бы отвечали всем требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство семей занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом.

Одни и те же члены семьи в различных характерных для нее системах отношений обычно занимают неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутрисемейных отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя», «установка» и «роль». Позиция – это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. В семье она определяется связями данного человека с остальными членами семьи. От позиции, занимаемой человеком в семье, зависит степень его потенциального влияния на поступки остальных членов семьи.

В отличие от позиции статус человека в семье – это реальная характеристика его положения в системе внутрисистемных отношений, степень действительной авторитетности для остальных членов семьи. [12]

Проблемами семейного воспитания занимались многие психологи: П. Ф. Лесгафт, А. Я. Варга, В. К. Котырло, А. С. Спиваковская, В. Я. Титаренко, Захаров А. И. и др.

Внутренняя установка человека в системе внутрисемейных отношений – это личное, субъективное восприятие или своею соответственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень внимания на остальные члены семьи. Действительный статус и его восприятие человеком могут расходиться.

В социальной психологии роль определяется как нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего определенную позицию. Войдя в определенную роль в семье, человек постепенно привыкает к ней, и сами члены семьи начинают ожидать от него поведение, соответствующего роли. Принятия на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутрисемейных отношений. [23]

Итак, семья – тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. И,  вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Развитие социального поведения ребенка раннего возраста осуществляется не только с помощью целенаправленных мер воспитания. Чаще оно происходит на основе наблюдения ребенка за поведением взрослых людей и более старших детей. В связи с этим важная роль принадлежит окружающим условиям. Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, становится, как правило, семейная микросреда – родители, бабушка, дедушка, братья, сестры. Не следует думать, что влияние микросреды вступает в силу, лишь, когда ребенок заговорит. Уже в самые первые месяцы характер заботы взрослых о детях в значительной степени определяет их психическое развитие. Упущенное в этот период трудно восполнимо в дальнейшем. Изоляция детей от родителей может привести при ограниченности, дефиците общения с окружающими к неблагоприятным изменениям в их развитии, к возникновению даже некоторых психопатических черт. Для формирования личностных качеств ребенка значима та семейная атмосфера, в которой живет ребенок: занимают ли родители по отношению к нему единую позицию или разную, проявляют ли они к нему преимущественно строгость и требовательность или же нежность и предупредительность носят ли в семье теплый, дружественный характер или в них преобладают официальность холодность и т.п. А. С. Спиваковской замечено, что в тех семьях, где родители, не проявляя достаточного тепла к ребенку, часто подменяют его навязчивым контролированием, назидательностью и морализаторством, допускают оскорбления и унижения, высмеивание и физические наказания за промахи и неудачи, дети вырастают неуверенными в себе, мало инициативными, с заниженной самооценкой и притязаниями. Эти качества мешают полноценному развитию ребенка не только в дошкольные годы, но и в дальнейшей жизни.[23]

Дети, воспитанные в атмосфере доброжелательности и поддержки, имеют немало преимуществ – у них больше возможности для развития своей активности, они чаще проявляют творческий подход, оригинальность, дружеские чувства, обнаруживают больше эмоциональности в своих взаимоотношениях, нежели их сверстники, живущие в условиях излишней строгости, дефицита теплоты, ласки.

На здоровье ребенка и развитие у него личностных особенностей большое влияние оказывает структура семьи и характер внутрисемейных отношений. Гармоничному развитию личности часто мешают длительные конфликтные ситуации в семье, разводы родителей, воспитание “единственного” ребенка и др. В таких семьях дети часто страдают неврозами, хуже учатся, отстают в физическом развитии, часто болеют различными соматическими заболеваниями.

Если такой ребенок заболевает, происходит дальнейшая астенизация организма, ведущая к снижению физической и психической активности, к ослаблению его реактивности в отношении других неблагоприятных внешнесредовых факторов и предрасполагающая к новым заболеваниям.[6]

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что семья является важным фактором в формировании не только физического здоровья ребенка, но и его личности.

Источник