Семья как персональная среда развития ребенка

Семья как персональная среда развития ребенка thumbnail

Семья – персональная среда воспитания и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Воспитание в семье ребенка должно создавать адекватную оценку самого себя. Нам родителям хочется, чтобы наши дети росли крепкими, здоровыми и оценивали себя правильно. Поэтому при воспитании детей очень важно научить их приемам психологической защиты. Не забывайте, что проблемы семьи в первую очередь всегда касаются детей, даже если это взрослые дети.

Семья – малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Применяя понятие семьи к первобытному обществу, Ф. Энгельс обозначал им круг лиц, между которыми были разрешены половые отношения.

Семья – сложная многофункциональная система. Функция семьи – это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов.

Семью можно назвать колыбелью духовного рождения человека, важный и во многом незаменимый этап в развитии каждой личности.

Главное назначение семьи – воспитание детей.

Семья – персональная среда воспитания и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи.

Главными функциями семьи являются:

-воспитательная;

-оздоровительная;

-духовно-нравственная;

-познавательно-образовательная;

-бытовая;

-трудовая;

-культурно-просветительная;

-досугово – творческая;

-стимулирующая самостоятельный опыт личности;

-охранно-защитная.

Главные задачи семейного воспитания это:

-гармоническое развитие ребенка

-Забота о здоровье детей;

-помощь в учении;

-трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

-помощь в социализации личности;

-формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

-забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

-развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

-подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

-половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Итак, главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:

1. климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

2. режим семейной жизни;

3. содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей.

Источник

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. 

Семья -общечеловеческая ценность.

Семья -важнейший институт социализации подрастающих поколений.

Семьи -малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, закладывающая основы личности.

Главное назначение семьи– воспитание детей.

Каковы функции и задачи развивающей деятельности современной семьи?

Главными функциями семьи являются:

*воспитательная;

*оздоровительная;

*духовно-нравственная;

*познавательно-образовательная;

*бытовая;

*трудовая;

*культурно-просветительная;

*досугово-творческая;

*стимулирующая самостоятельный опыт личности;

*охранно-защитная.

Главные задачи семейного воспитания это:

* гармоническое развитие ребенка;

* забота о здоровье детей;

* помощь в учении;

* трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

*помощь в социализации личности;

* формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

* забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

* развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

* подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

*половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Итак, главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:

*климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

*режим семейной жизни;

Семья является фактором социализации личности. В семье происходит интенсивный контакт ребенка с родителями и другими взрослыми членами семейной группы. Именно в семье формируются культура поведения и внешнего вида, происходит развитие культурных интересов и потребностей.

Поэтому особенно следует проанализировать то, как и какие потребности детей, удовлетворяются в семье. Потребность предполагает отсутствие или нехватку чего-то нужного для равновесия и развития ребенка.

Существует иерархия различных потребностей человека. Физиологические потребности (есть, пить, спать и пр.), без удовлетворения которых ничто другое невозможно, всегда выступают на первый план. Где, как не в семье может ребенок их удовлетворить. Только родители на протяжении всего периода детства (особенно на более ранних этапах) могут обеспечить ребенку нормальное питание и сон.

За ними следует потребность в безопасности (физической и психологической). Ребенку в своей жизни часто приходится сталкиваться с внешним миром: с его необычностью, новизной й опасностями. При взаимодействии с другими людьми, взаимоотношениями, правилами и т. п., он может оказаться в сложной ситуации. В такие моменты ребенку необходимо спрятаться в некой психологически безопасной, комфортной нише, роль которой должна выполнять семья.

Читайте также:  Заполните таблицу периоды развития ребенка

Удовлетворение этой потребности создает возможность для развития потребности в общении, привязанности, любви. Именно заботливое и чуткое отношение родителей становится источником удовлетворения этой потребности.

Если потребности этих трех категорий удовлетворяются, то в поведении могут возникнуть новые черты.

Физически крепкий ребенок, которому не угрожает опасность, его любят, начинает исследовать окружающий мир. И здесь важна поддержка родителей: поощрение любознательности, креативности, предоставление свободы действий и информации об интересующем объекте или явлении. Эта потребность в исследовании очень быстро перерастает в потребности в информации и знаниях и в эстетические потребности (в порядке, справедливости, красоте, симметрии). Родители для их удовлетворения могут обеспечить ребенку увлекательные игры, походы в кино, театры и на выставки, приобщить ребенка к семейным ценностям и традициям.

Соблюдение семейных традиций и ценностей – прямой путь к внутреннему благополучию, к прекрасному душевному и физическому состоянию. Даже за пределами дома человек будет поступать согласно установленным в его сердце ценностями. В реальности они могут быть не только положительными, так как далеко не в каждой семье царит достойная атмосфера. Поэтому важно каждому родителю создать обстановку любви и добра для воспитания социально активной и зрелой личности.
* Важно, чтобы ценности были едиными между каждым членом семьи. Приложите все усилия, чтобы они соответствовали высоким нравственным нормам.

Есть еще одна более глубокая потребность, — потребность познать самих себя и доискаться до смысла своего существования, до определенного места, которое они занимают в социальной группе, во всем обществе и, наконец, во Вселенной». Удовлетворение такой потребности тесно связано с развитием чувства самоуважения. Эта потребность может выражаться как в погоне за общественным одобрением и признанием, так и в желании быть независимым и свободным. Этот вид потребности зависит от того, как развивалось чувство самостоятельности у ребенка. Самостоятельность для него — «это умение и желание действовать, в жизни так, как подсказывает собственный, личный опыт, воплотивший в себе социально-ценные, одобряемые и усвоенные им программы и нормы поведения». Именно взрослый для ребенка — эталон, носитель общественных норм и образцов поведения.

Помните, что семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для детей единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.

Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца. Родители для детей – это жизненный идеал, ничем не защищённый от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается.

Ни для кого не секрет, что воспитание культурного человека не только успешно обучающегося и образованного, сколько нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества. Использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, своей жизнью.

В настоящее время это сложно. Хаотичные явления в обществе, государстве, школе, понимание личной свободы как вседозволенности приводит к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность.

Первый урок нравственности – безнравственности дети получают в семье. Потребительство, злоба, жадность, безразличие формируют нравственную сторону жизни маленького человека, переступающего порог социума.

Воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом. Это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет в разрез с принятыми в обществе моральными устоями.

В семье должны придерживаться одних и тех же требований.

1 Каждый ребенок, должен знать, что его любят. Если нет – он не будет уважать своих близких и вообще людей.

2 Ребенок должен жить в атмосфере искренности и правды иначе дисциплина и долг, деликатность и порядочность не будут привиты.

3 Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение. Разъяснять, не обсуждая личности, а анализируя ситуацию.

4 Исключение из обращения безнравственных приемов наказания ребенка. Наиболее возможно порицание – резкая оценка действий без оскорблений.

5 Закон понимания можно, надо, нельзя. Иначе – отношение к своим желаниям как к чуду и требование его выполнить.

6 Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага с ней связанные. Свой пример всегда полезней.

7 Культивировать в семье положительные привычки. Не словом, а делом. Если приучаете ребенка не курить, то и сами бросьте вместе с ним. Конечно, проще запрещать, но попробуйте быть под запретом вместе.

8 Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительно. Ребенок должен знать сочувствие, переживание, доброту и любовь. Ведь это основные качества в семейных отношениях.

9 Максимально оградить от общения с безнравственными людьми, так как важнейшим методом овладения знаниями, опытом, умениями у детей является имитация. Поэтому родители должны продумывать и контролировать каждый свой шаг и поступок, чтобы не стать примером безнравственности.

Соблюдайте основные правила семейного воспитания

Помните, дети чувствуют проявление любви по отношению к ним, и ее недостаток может сильно отражаться на их будущей жизни, самооценке и становлении в обществе. Между супругами должно царить единство, и важно, чтобы ребенок это видел и понимал свое место в семье, понимал, что его принимают и любят оба родителя

Ни в коем случае не обсуждайте в негативном свете других людей при ребенке. Он отлично все запоминает, перенимает и даже повторяет. Поэтому поведение ребенка – это зеркальное отражение поступков и слов родителей. Не стремитесь построить собственное счастье на чужом несчастье. Ели вы позволяете себе негативно высказываться, унижать кого-то, высмеивать чужие недостатки, обманывать или приукрашивать ситуацию в  присутствии ребенка, чего вы ждете от его поведения в дальнейшем?

У каждого члена семьи своя роль, поэтому важно ее знать и соблюдать. Хотя дети занимают важное место в жизни родителей, нужно дать им понять, что они не являются королями в семье. Отношения между супругами – превыше всего, не жертвуйте временем и вниманием, которое вам следует отдавать друг другу. Сохраняйте уравновешенность. Ведите всей семьей здоровый образ жизни, вырабатывайте здоровые привычки и традиции, например, велосипедных прогулок всей семьей или походов в выходной день. Счастье и удовлетворение от жизни напрямую зависит от состоянияздоровья. Уделите достаточное внимание режиму сна, отдыху, питанию и занятиям спортом, и ваши дети последуют вашему примеру.

Читайте также:  Дома с мамой система развития ребенка от а до я суздалева м

Проявляете взаимное уважение в семье. Проявляя это качество к престарелым родителям, вы заметите кардинальные перемены в поведении ребенка. Он с легкостью впитает такое же отношение и к вам. Важно, чтобы проявление уважения было не от случая к случаю, а постоянным.

В каждой семье есть ценности и традиции, некоторые даже передаются из поколения в поколение. Они формируют в сердце детей и взрослых ощущение стабильности и гармонии, ведь независимо ни от каких других обстоятельств запланированное мероприятие состоится.

Благодаря традициям у детей остаются яркие воспоминания о детстве и прошлом.

Дополните семейный альбом интересными подписями, делайте их с детьми и другими членами семьи, например, бабушками и дедушками. Играйте вместе! Найдите общее семейное хобби! Мастерить что-то своими руками – полезное и увлекательное занятие. Это даже может стать личным хобби. Приобщайте детей к подобным занятиям, с помощью даже элементарных поделок у детей разовьется положительное отношение к труду и работе. Готовую поделку подарите своим знакомым, родным или друзьям.

Помните, формирование семейных ценностей происходит даже в игре. Дети и не заподозрят, что вашей целью является их воспитание, они просто будут проводить с вами время и наслаждаться счастливым и беззаботным временем! 

И в завершении: Воспитание – одна из главных задач школы, но воспитать только в школе невозможно. Оттого и не получается иногда целостная личность, что в школе учат «высокому», иногда оторванному от внешнего мира, а дома «приземленному», но такому нужному для выживания. Если взаимодействие родителей и школы будет носить характер союза, а не конфронтации ребенок будет высоконравственным гражданином, гордостью и образцом для подражания.

Источник

Ирина Николаева
Семья как социокультурная среда развития ребенка

«Семья как социокультурная среда развития ребенка»

«Каждая семья настолько дурна или хо-роша, насколько дурно или хорошо созда-вали ее общество. Созданная самим обще-ством, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание»

Н. Ф. Шелгунов

Дошкольный возраст является тем периодом, когда ребенку начинает от-крываться мир человеческих отношений, появляются этические инстанции, на основе которых ребенок начинает делать свои первые нравственные выборы. Дошкольный возраст – это тот период, который является весьма чув-ствительным, сензитивным к социокультурному становлению. От того,как будет построено образование и воспитание детей в этом возрасте: насколько оно будет ориентировано на социокультурное развитие; насколько его орга-низация будет учитывать специфику этого периода развития, зависит ста-новление самосознания дошкольника, его первые нравственные самоопреде-ления и основы его мировоззрения (образа мира).

Но социокультурное развитие не тождественно социальному. Осваивая социальные роли ребенок учится подчиняться правилам данного общества, соответствовать его ожиданиям, выполнять необходимые функции (трудовые, учебные и т. д.) и подчинять свои действия требованиям взрослых, принимает определенную позицию, например, позицию школьника. Осуществляя социокультурное развитие ребенок начинает соизмерять свои поступки, действия, переживания с социокультурными образцами, которые пред-ставляют собой композицию ценностей (истины, правды, добра, красоты, свойственную определенному типу культуры.

Первыми и главными воспитателями ребёнка являются родители, об-ращаясь к ним А. С.Макаренко говорил: “Главные основы воспитания чело-века закладываются до 5 лет, а далее идёт только обработка человека”.

По определению А. Н. Леонтьева, дошкольный возраст представляет собой период “первоначального фактического складывания” личности. Именно в эти годы происходит становление основных личностных механиз-мов и образований. Стержнем личности является нравственная позиция че-ловека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье.

Именно семья закладывает фундамент становления нравственной по-зиции ребёнка, благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окра-шенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семей-ном воспитании ребёнка могут серьёзно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнётся с иными моральными ценностями и требованиями.

Таким образом, традиционно главным институтом воспитания явля-ется семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспита-ния обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отри-цательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку луч-ше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья

Качество воспитания в семье определяется рядом параметров кон-кретной семьи. Это следующие параметры,их 4:

– демографический – структура семьи (большая, включая других родст-венников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);

социально-культурный – образовательный уровень родителей, их

участие в жизни общества;

социально-экономический – имущественные характеристики и занято-стьродителей на работе;

– технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Надо отметить, что современная семья весьма существенно отлича-ется от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и – что для нас еще важнее – коренным изменением своих эмоциональ-но-психологических функций. Отношение детей и родителей в течение по-следних десятилетий меняются, они определяемыми глубиной их привязан-ности друг к другу, так как для все большего числа людей именно дети ста-новятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои при-чины. Назовем лишь некоторые из них.

Во-первых, большинство количество семей однодетны и состоят из двух поколений – родителей и детей. В результате родители не имеют воз-можности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда повысился статус женщины (и как следствие повысился уровень руководящей роли в семье)

Читайте также:  Ано центр развития ребенка семицветик

В-третьих, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и роди-телей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Важен авторитет сверстников, а авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает – на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.

В-четвертых,происходит искажение представлений о реализации се-мейных функций:

репродуктивной – рождение детей;

хозяйственно-экономической;

воспитательной;

нравственно-психологического обеспечения;

коммуникативной;

рекреативной (организация досуга)

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т. е. типичная для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости-мягкости»стили могут быть определены как:

• состязательный (ребенка, считают выдающимся, отличитель-ным от других, формируют в нем высокомерие);

• рассудительный (родители предоставляют ребенку самостоятель-ность, позволяют приобрести собственный опыт, они не дают ре-бенку советов);

• предупредительный (ребенок лишен активности, постоянно опе кается родителями);

• контролирующий (родители ограничивают ребенку свободу дейст-вий, дети находятся под их постоянным контролем);

• сочувствующий стиль воспитания (отсутствие методов воспита-ния, потребности детей не ограничиваются)

Огромное значение имеет здоровый тон семейной жизни, нравственная атмосфера семьи, её уклад и стиль. То есть взаимоотношения внутри семьи и нравственные идеалы.

Семья в воспитании ребёнка-дошкольника является первой и часто единственной средой, которая формирует его личность. Дошкольное детство – период высокой чувствительности ребёнка к воспитательному воздействию и влиянию среды. В семье ребёнок опосредует нормы человеческого созна-ния, усваивает нравственные ценности. Её воспитательные воздействия оп-ределяют характер поведения ребёнка в семье.

Дошкольники являются очень хорошими наблюдателями и то, что они видят вокруг, все проецируют на себя. Следовательно, жизнь родителей, их моральный облик всегда и всюду находится под пристальным взглядом детей. Это для них некая школа нравов. Дети стремятся к познанию, выявле-нию и установлению истины. Родители становятся примером для подражания. В первые годы жизни ребенок устанавливается истина, что лучше папы и мамы никого нет, то пусть эта истина навсегда останется ею. В старшем дошкольном возрасте главенствующую роль играет нравственный облик ро-дителей, который импонирует детям и заражает их, оставляя глубокий отпе-чаток на всю последующую жизнь. В сознании детей формируется авторитет родителей.

Быть авторитетным родителем – значит притягивать ребёнка силой обаяния своей личности. Становится важным место работы родителей, их гражданское лицо, поведение. Чаще всего авторитетом семьи является глава семейства.

Одним из факторов социокультурного воспитания, по праву, можно считать наличие семейных традиций. Они помогают создать в семье ощуще-ние общепринятых условностей, приобщение к которым дает ребенку чувство сопричастности к миру коллективных ценностей. Наличие семейных традиций – это факт непохожести, уникальности семьи, который формирует общественное мнение об отдельных членах семьи и семье вцелом.

Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтере-сованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями об уви-денном, услышанном, о важных событиях. В жизни любой семьи есть собы-тия, которые отмечают по традиции как семейно – бытовые праздники (дни рождения, начало и окончание учебного года, получение паспорта, проводы в армию, и т. п., а также индивидуальные традиции (первый день весны, пер-вый снег.) Многие из этих событий отмечаются в общепринятом поряд-ке не только в семейном масштабе, но некоторые из них – в каждой семье по – своему. Главное, должно заключаться в том, чтобы у детей формировалось желание участвовать и организовывать торжества, ставшие традиционными в семье их родителей. А в дальнейшем появился стимул для создания новых традиций своей семьи.

В связи с особой воспитательной ролью семьи важно максимально увеличить положительное влияние воспитания и свести к минимуму влияние отрицательное. Для этого необходимо контролировать свои слова и по-ступки, (независимо от того присутствует ли при этом ребенок или нет). То есть соблюдать внутрисемейные социально-психологические факторы,имеющие воспитательное значение:

• Непрерывность, устойчивость, систематичность формирующих воз-действий.

• Воспитательные отношения в семье основаны на чувствах родства, любви, доверии, взаимной естественности.

• Общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, разной области интересов и деятельности.

• Взаимная направленность формирующих воздействий.

• Благоприятная возможность учета индивидуальных особенностей, потребностей и интересов.

• Эмоциональность и искренность семейных отношений.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основным источником воздействия на ребёнка в сфере формирования со-циокультурных основ личности является семья. Именно семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Каждый ребёнок не-вольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает им, т. е. в основу воспитания закладывается принцип «делай как я».

Список литературы

1. Божович Л. И. Возрастные закономерности формирования личности ре-бенка. М., 1996.

2. Варга А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской нев-ротической реакции // Вестник МГУ. Психология. 1985. № 4. С. 3238.

3. Захаров А. И. Неврозы в детском и подростковом возрасте. М.: 2000 г.

4. Ковалев С. В. Психология современной семьи: Информ. -метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. М.: Про-свещение, 1988.-208с.

5. Ковалев Г. А. Психология семейного воспитания. Минск, 1980. 136 с.

6. Нийт Т. Общие тенденции в развитии теорий о взаимоотношениях чело-века и среды // Человек. Среда. Общение. Таллинн, 1980.

7. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981.

8. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений – 2-е изд., – стереотип – М.: издательский центр “Академия”, 2002 г., с 160

9. Куломзина С. Д. Развитие нравственного сознания в детях // Дошкольное воспитание, 2002 г., №3 с 45-51

10. Лихачёв Б. Т. Философия воспитания. Спец. курс. Учебное пособия для студ. высш. учеб. заведений – М.: Прометей, 1995 г., с 464

11. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вызов и пе-дагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого

12. Свердлов О. Г. Диалоги о воспитании – М.: Педагогика, 1979 г., с 371

Источник