Семья как персональная среда развития личности ребенка
Семья – персональная среда воспитания и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.
И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Воспитание в семье ребенка должно создавать адекватную оценку самого себя. Нам родителям хочется, чтобы наши дети росли крепкими, здоровыми и оценивали себя правильно. Поэтому при воспитании детей очень важно научить их приемам психологической защиты. Не забывайте, что проблемы семьи в первую очередь всегда касаются детей, даже если это взрослые дети.
Семья – малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Применяя понятие семьи к первобытному обществу, Ф. Энгельс обозначал им круг лиц, между которыми были разрешены половые отношения.
Семья – сложная многофункциональная система. Функция семьи – это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов.
Семью можно назвать колыбелью духовного рождения человека, важный и во многом незаменимый этап в развитии каждой личности.
Главное назначение семьи – воспитание детей.
Семья – персональная среда воспитания и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи.
Главными функциями семьи являются:
-воспитательная;
-оздоровительная;
-духовно-нравственная;
-познавательно-образовательная;
-бытовая;
-трудовая;
-культурно-просветительная;
-досугово – творческая;
-стимулирующая самостоятельный опыт личности;
-охранно-защитная.
Главные задачи семейного воспитания это:
-гармоническое развитие ребенка
-Забота о здоровье детей;
-помощь в учении;
-трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
-помощь в социализации личности;
-формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
-забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
-развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
-подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
-половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
Итак, главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:
1. климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
2. режим семейной жизни;
3. содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей.
Источник
Êîíâåíöèÿ ÎÎÍ î ïðàâàõ ðåáåíêà. Âëèÿíèå ñåìüè íà ôîðìèðîâàíèå êà÷åñòâ èíäèâèäóóìà. Êîíöåïöèè äîøêîëüíîãî âîñïèòàíèÿ. Âçãëÿäû îñíîâîïîëîæíèêîâ ïåäàãîãè÷åñêîé íàóêè íà ñîöèàëèçàöèþ äåòåé. Ïðèìåíåíèå òåîðèè ïñèõîëîãè÷åñêîé èäåíòèôèêàöèè ëè÷íîñòè ñ ýòíîñîì.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://allbest.ru
Ëåáåäåâà Îëüãà Ìèõàéëîâíà
Ñîðóêîâîäèòåëü Áóðêèíà È.Â.
Ñåìüÿ êàê îñíîâíàÿ ñðåäà ðàçâèòèÿ ðåáåíêà
Ñåìüÿ – ýòî îïðåäåëåííûé ìîðàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèé êëèìàò äëÿ ðåáåíêà, øêîëà îòíîøåíèé ñ ëþäüìè. Ñåìüÿ ÿâëÿåòñÿ èñòî÷íèêîì è îïîñðåäóþùèì çâåíîì ïåðåäà÷è ðåáåíêó ñîöèàëüíî-èñòîðè÷åñêîãî îïûòà, è ïðåæäå âñåãî îïûòà ýìîöèîíàëüíûõ è äåëîâûõ âçàèìîîòíîøåíèé ìåæäó ëþäüìè. Ó÷èòûâàÿ ýòî, ìîæíî ñ ïîëíûì ïðàâîì ñ÷èòàòü, ÷òî ñåìüÿ áûëà, åñòü è áóäåò âàæíåéøèì èíñòèòóòîì âîñïèòàíèÿ, ñîöèàëèçàöèè ðåáåíêà. [Êóëèêîâà] Íà ëþáîì ýòàïå èñòîðè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ãîñóäàðñòâà èìåííî ñîñòîÿíèå ñåìüè, óðîâåíü åå ñàìîîðãàíèçàöèè, îáåñïå÷èâàþùèé ñòàáèëüíîñòü, âî ìíîãîì îïðåäåëÿåò áëàãîïîëó÷èå èëè íåáëàãîïîëó÷èå îòäåëüíûõ ÷ëåíîâ îáùåñòâà. Íå ñëó÷àéíî âî âñåîáùåé Äåêëàðàöèè ïðàâ ÷åëîâåêà (1984 ã.) êîíñòàòèðóåòñÿ òîò ôàêò, ÷òî «ìàòåðèíñòâî è ìëàäåí÷åñòâî äàåò ïðàâî íà îñîáîå ïîïå÷åíèå è ïîìîùü». Êîíâåíöèÿ ÎÎÍ î ïðàâàõ ðåáåíêà (1989 ã.) ïðèçíàåò ïåðâîñòåïåííóþ ðîëü ñåìüè è ðîäèòåëåé â äåëå îñóùåñòâëåíèÿ çàáîòû, âîñïèòàíèÿ è çàùèòû äåòåé. Ïðèîðèòåòíîñòü ïðàâ ñåìüè íàøëà îòðàæåíèå â òåêñòå Êîíñòèòóöèè (Îñíîâíîãî Çàêîíà) Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè (1993 ã.).
Ñåìüÿ – ýòî ïåðñîíàëüíàÿ ìèêðîñðåäà èíòåëëåêòóàëüíîãî, ïñèõîëîãè÷åñêîãî è ìîðàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. (Øíåéäåð)
Ñîâðåìåííàÿ íàóêà ðàñïîëàãàåò ìíîãî÷èñëåííûìè äàííûìè, ñâèäåòåëüñòâóþùèìè î òîì, ÷òî áåç óùåðáà äëÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ðåáåíêà íåâîçìîæíî îòêàçàòüñÿ îò ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ, ïîñêîëüêó îíî äàåò ðåáåíêó âñþ ãàììó ÷óâñòâ, øèðî÷àéøèé êðóã ïðåäñòàâëåíèé î æèçíè. Êðîìå òîãî, åãî ñèëà è äåéñòâåííîñòü íåñðàâíèìû íè ñ êàêèì, äàæå î÷åíü êâàëèôèöèðîâàííûì, âîñïèòàíèåì â äåòñêîì ñàäó èëè øêîëå. [Êóëèêîâà] Ðåàëèçàöèÿ ñåìåéíîé êîíöåïöèè òðåáóåò âûäåëåíèÿ ãëàâíîãî â ïðîöåññå ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè ðåáåíêà: âîñïèòàíèÿ êà÷åñòâ îðãàíèçîâàííîñòè, âûñîêîé ñîöèàëüíîé îòâåòñòâåííîñòè äåòåé ñ ìàëûõ ëåò ïåðåä ñîáîé è ïåðåä ñåìüåé.  ñâÿçè ñ ýòèì ñ îñîáîé îñòðîòîé âûñòóïàåò çàäà÷à ñîçäàíèÿ ñðåäû, áëàãîïðèÿòíîé äëÿ ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ.
Âîñïèòàòåëüíûå ôóíêöèè ñåìüè áåçãðàíè÷íû. Íà÷èíàÿ ñ ïåðâûõ äíåé ñâîåãî ïîÿâëåíèÿ íà ñâåò, âåñü ìëàäåí÷åñêèé è äîøêîëüíûé ïåðèîä ÷åëîâåê âîñïèòûâàåòñÿ ïî÷òè èñêëþ÷èòåëüíî ñåìüåé, åå æèçíåííûì óêëàäîì. Çäåñü ïîëó÷àþò ðàçâèòèå åãî ñêëîííîñòè, çàðîæäàþòñÿ ñèìïàòèè, ïîòðåáíîñòè, èíòåðåñû, îáîçíà÷àåòñÿ åãî õàðàêòåð: «Ñåìüÿ – ñâîåîáðàçíûé öåíòð è ôîêóñ âîñïèòàíèÿ, â íåé ïðîèçâîäèòñÿ è òâîðèòñÿ ÷åëîâåê – ãëàâíîå áîãàòñòâî îáùåñòâà» (135, ñ. 3 ).
Ñåìüÿ äàåò ãëàâíîå, ÷òî íå ìîæåò äàòü íèêàêîé äðóãîé ñîöèàëüíûé èíñòèòóò – èíòèìíî-ëè÷íîñòíóþ ñâÿçü è èñõîäíîå åäèíñòâî ñ ðîäíûìè. Ñåìüÿ – ýòî æèçíåííûé «òûë» ÷åëîâåêà ëþáîãî âîçðàñòà. Äëÿ ðåáåíêà ñåìüÿ ÿâëÿåòñÿ âñåì Ìèðîì â åãî ñàìûõ ãëàâíûõ ïðîÿâëåíèÿõ», – ñïðàâåäëèâî îòìå÷àåòñÿ â Êîíöåïöèè äîøêîëüíîãî âîñïèòàíèÿ (1989 ã.).
Ñîöèàëèçàöèÿ ëè÷íîñòè – ýòî äëèòåëüíûé ñîöèàëüíî – èñòîðè÷åñêèé ïðîöåññ, êîòîðûé ïðîèñõîäèò áëàãîäàðÿ òîìó, ÷òî ëè÷íîñòü ïîñëå ñâîåãî ðîæäåíèÿ îêàçûâàåòñÿ â ñîñòàâå ñîöèàëüíûõ ãðóïï. Ïåðâàÿ ãðóïïà, â êîòîðîé îêàçûâàåòñÿ ëè÷íîñòü è ãäå íà÷èíàåòñÿ åãî ïðîöåññ ñîöèàëèçàöèè – ýòî ñåìüÿ (åñëè íå ñ÷èòàòü èñêëþ÷åíèé). Ñîöèàëèçàöèÿ – ýòî «ïðîöåññ âõîæäåíèÿ èíäèâèäà â ñîöèàëüíóþ ñðåäó», óñâîåíèÿ èì ñîöèàëüíûõ âëèÿíèé», ïðèîáùåíèå åãî ê ñèñòåìå ñîöèàëüíûõ ñâÿçåé» (Àíäðååâà Ã.Ì., 1980, ñ. 335).
Ðåòðîñïåêòèâíûé àíàëèç ñîñòîÿíèÿ ñèñòåìû ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ â ðàçëè÷íûå ïåðèîäû ðàçâèòèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåñòâà ïîçâîëÿåò óáåäèòüñÿ â òîì, ÷òî âî âñå âðåìåíà ñîäåðæàíèåì ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ ÿâëÿëàñü ïåðåäà÷à ïîäðàñòàþùåìó ïîêîëåíèþ íàêîïëåííûõ çíàíèé è óìåíèé, ôîðìèðîâàíèå íðàâñòâåííûõ íîðì ïîâåäåíèÿ, îáåñïå÷èâàþùèõ âîçìîæíîñòü ñàìîîðãàíèçàöèè æèçíåäåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà.  ñåìüÿõ äîëæíû ãëàâåíñòâîâàòü ëþáîâü ê äåòÿì, îñíîâàííàÿ íà ñïðàâåäëèâîñòè, òðóä êàê ôîðìà ñàìîðàçâèòèÿ è îðãàíèçàöèè ïîìîùè äðóãèì, èíòåëëåêò êàê ñïîñîáíîñòü ïîñòîÿííîãî, ðàçóìíîãî îñìûñëåíèÿ äåéñòâèòåëüíîñòè, îñíîâàííàÿ íà ãëóáîêîì ïîçíàíèè êóëüòóðû, è êàê ôàêòîð ñàìîâîñïèòàíèÿ, – ýòî òðè äîáðîäåòåëè, êîòîðûå, ïî ãëóáîêîìó óáåæäåíèþ À.Ñ. Ìàêàðåíêî, ñäåëàþò ÷åëîâåêà ñ÷àñòëèâûì (100, 101).
Äîáèòüñÿ ïîíèìàíèÿ ðîäèòåëÿìè çíà÷èìîñòè ñâîåé ðîëè â êà÷åñòâå ïåðâûõ è îñíîâíûõ âîñïèòàòåëåé ñâîåãî ðåáåíêà, âîñïðèÿòèÿ åãî êàê ëè÷íîñòè, îñîçíàíèÿ ñàìîöåííîñòè åãî ñóùåñòâîâàíèÿ, ñîçäàíèÿ áëàãîïðèÿòíîé äëÿ åãî ðîñòà è ðàçâèòèÿ ñàìîîðãàíèçóþùåéñÿ âîñïèòàòåëüíîé ñðåäû îáèòàíèÿ è ðàçâèòèÿ – âîò êàêîâû àêòóàëüíûå è îñíîâíûå çàäà÷è ñåìåéíîé ïåäàãîãèêè.
Êàê ïîêàçûâàåò ïðàêòèêà, â ñåìüÿõ, ãäå ðîäèòåëè îñîçíàþò ñâîþ îòâåòñòâåííîñòü è ðîëü ñåìüè, äåòè, êàê ïðàâèëî, âûðàñòàþò ñàìîñòîÿòåëüíûìè, òâîð÷åñêèìè, óâåðåííûìè â çàâòðàøíåì äíå. Êàæäîé ñåìüå ïðèñóùè ñâîè ñïåöèôè÷åñêèå ôîðìû âçàèìîîòíîøåíèé è âçàèìîâëèÿíèé, ÷òî, â êîíå÷íîì ñ÷åòå, ÿâëÿåòñÿ ôîðìîé îðãàíèçàöèè è ñàìîîðãàíèçàöèè òðóäà, áûòà, òðàäèöèé, êîòîðûå ïåðåäàþòñÿ îò ïîêîëåíèÿ ê ïîêîëåíèþ. Òîò ôàêò, ÷òî â îäíîé ñåìüå ÷àñòî âûðàñòàþò ëþäè, óâëå÷åííûå îäíèì è òåì æå âèäîì äåÿòåëüíîñòè, ñ îäèíàêîâûìè èíòåðåñàìè è õîááè, îáðàçóÿ äèíàñòèè, íå ðàç äîêàçûâàëà èñòîðèÿ. Ýòî ÿâëåíèå ìîæíî îöåíèòü êàê ðåçóëüòàò ñîçäàíèÿ ñàìîîðãàíèçóþùåéñÿ ðàçâèâàþùåé ïðåäìåòíîé è íðàâñòâåííî-äóõîâíîé ñðåäû, êîòîðàÿ îáåñïå÷èâàåò áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ ðàçâèòèÿ çàäàòêîâ è ñïîñîáíîñòåé, ôîðìèðóåò ïðîôåññèîíàëüíî-ãðàæäàíñêèå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè. Ýòè ñâîéñòâà ìîæíî îòíåñòè ê îáëàñòè äóõîâíîãî íàñëåäèÿ ñåìüè.
Ñîäåðæàíèåì ïîäîáíîãî ïðîöåññà íàñëåäîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ ïåðåäà÷à îïûòà ñòàðøèõ ïîêîëåíèé ìëàäøèì, ÷òî â áîëüøåé ÷àñòè ïðîõîäèò íåçàìåòíî, áóäíè÷íî, áåç èçëèøíåé ñóåòû (27, 96, 139).
×åëîâåê, âîñïèòûâàþùèéñÿ â òàêîé ñàìîîðãàíèçóþùåéñÿ âîñïèòàòåëüíîé ñðåäå-ñèñòåìå, âîñïðèíèìàåò ýòî äóõîâíîå íàñëåäèå, êîòîðîå è ñîñòàâëÿåò «ñòåðæåíü» ñàìîîðãàíèçàöèè – ñèëó ëè÷íîñòè. Îí ïðîíîñèò ýòîò æèâîé èñòî÷íèê ìóäðîñòè ÷åðåç âñþ æèçíü è ïåðåäàåò, â ñâîþ î÷åðåäü, ýñòàôåòó ñâîèì äåòÿì. Òàêèì îáðàçîì, îñóùåñòâëÿåòñÿ «êðóãîâîðîò» áûòèÿ.
Î ñîäåðæàíèè, ìåòîäàõ è ïîäõîäàõ ê ñåìåéíîìó âîñïèòàíèþ âûñêàçûâàëè â ðàçíîå âðåìÿ ñâîè âçãëÿäû åùå îñíîâîïîëîæíèêè ïåäàãîãè÷åñêîé íàóêè ß.À. Êîìåíñêèé è È.Ã. Ïåñòàëîööè, Æ-Æ. Ðóññî è Ë.Í. Òîëñòîé, Í.È. Ïèðîãîâ è Í.À. Äîáðîëþáîâ, À.Ñ. Ìàêàðåíêî è Â.À. Ñóõîìëèíñêèé. Îíè ïðèçíàâàëè, ÷òî «âîñïèòàíèå â ñåìüå â ïðîöåññå ïîâñåäíåâíîé æèçíè ñîâåðøàåò âåëèêîå òàèíñòâî – ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè ðàñòóùåãî ðåáåíêà» (100,162).
Êàê ïîêàçûâàåò àíàëèç ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé ëèòåðàòóðû, â ñâîèõ ðàáîòàõ ïåäàãîãè-èññëåäîâàòåëè âûäåëÿþò ðàçíîîáðàçíûå àñïåêòû ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ*.
– îïîðà íà ãóìàíèñòè÷åñêèå èäåè ñåìåéíîé ïåäàãîãèêè â ðàìêàõ òåîðèè «ñâîáîäíîãî âîñïèòàíèÿ» (Æ-Æ. Ðóññî, Ë.Í. Òîëñòîé, Ñ.Ò. Øàöêèé, Ê.Í. Âåíöåëü);
– èñïîëüçîâàíèå ïðèíöèïîâ íàðîäíîñòè â ñèñòåìå îáùåñòâåííîãî âîñïèòàíèÿ ïî òåîðèè Ê.Ä. Óøèíñêîãî (Å.Â. Âîäîâîçîâà, Ì.È. Äåìêîâ, ÏÔ. Ëåñãàôò, À.Ñ. Ìàêàðåíêî, Â.À. Ñóõîìëèíñêèé, È.ß. ßêîâëåâ);
– îïðåäåëåíèå ñåìüè êàê ôàêòîð ñîöèàëèçàöèè ëè÷íîñòè ðåáåíêà, êàê «êîìïëåêñ óñëîâèé è ñðåäñòâ» (Â.Ã. Àëåêñååâà, À.Ï. Áàðàíîâà, È.Â. Ãðåáåíùèêîâà, Â.ß. Òèòàðåíêî, À.Ã. Õàð÷åâà è äð.);
– âîñïèòàíèå «ñâîáîäîñïîñîáíîé ëè÷íîñòè» (Á.Ç. Âóëüôîâ, Î.Ñ. Ãàçìàí, À.Â. Ïåòðîâñêèé);
– ïðèìåíåíèå òåîðèè ïñèõîëîãè÷åñêîé èäåíòèôèêàöèè ëè÷íîñòè ñ ýòíîñîì (Ñ.À. Àðóòþíîâ, Ã.Í. Âîëêîâ, È.Ñ. Êîí, À.Ñ. Ìóõèíà, Ý.È. Ñîêîëüíèêîâà);
– îïîðà íà íàðîäíî-ïåäàãîãè÷åñêèå èäåè â îáëàñòè âîñïèòàíèÿ äåòåé (Â.Ô. Àôàíàñüåâ, Ä.À. Äàíèëîâ, Ì.Ä. Ãåðìîãåíîâà, À.À. Ãðèãîðüåâà, Ì.Ã. Êîëîäåçíèêîâà, Á.Í. Ïîïîâ, È.Ñ. Ïîðòíÿãèí, Ë.Ñ. ßäðèõèíñêàÿ);
– ñîöèàëüíîå âîñïèòàíèå â ðàìêàõ «òóýëáýíýíèèòèè» (âîñïèòàíèå âñåì ìèðîì) Â.Í. Àðãóíîâà, Ì.Ï. Ãóðüÿíîâà, À.Ã. Êîðíèëîâà, Ë.È. Îìóêîâà.
Òåîðåòè÷åñêèé àíàëèç ëèòåðàòóðû ïîäâîäèò íàñ ê ïîíèìàíèþ, ÷òî ñàìîîðãàíèçàöèÿ ñåìüè – âàæíûé êîìïîíåíò ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ.  ñóùíîñòè, ýòî âíóòðåííåå óïîðÿäî÷åíèå óêëàäà ñåìåéíîé æèçíè è ñîãëàñîâàííîñòü äåéñòâèé ðîäèòåëåé è äåòåé íà îñíîâå îáîþäíîãî æåëàíèÿ âçàèìîäåéñòâîâàòü. Ñîâðåìåííàÿ îòå÷åñòâåííàÿ ãóìàíèñòè÷åñêàÿ ïåäàãîãèêà ðàññìàòðèâàåò ðåáåíêà êàê ñóùåñòâî ïðèðîäíîå (áèîëîãè÷åñêîå), ñîöèàëüíîå (êóëüòóðíîå) è êàê ýêçèñòåíöèàëüíîå (íåçàâèñèìîå, ñàìîñóùåå, ñâîáîäíîå), ò.å. «ñâîáîäîñïîñîáíóþ» ëè÷íîñòü (Î.Ñ. Ãàçìàí). Ðåáåíîê, êàê ëè÷íîñòü ñòðåìèòñÿ ê àâòîíîìíîìó, íîíêîíôîðìèñòñêîìó ñóùåñòâîâàíèþ – ò.å. ñàìîñòîÿòåëüíî, íåçàâèñèìî ñòðîèòü ñâîè îòíîøåíèÿ ñî ñðåäîé. Èìåííî ñïîñîáíîñòü ê ñàìîðåàëèçàöèè èíòåãðèðóåò ÷åëîâåêà êàê öåëîå, ïîçâîëÿåò åìó îáåñïå÷èâàòü ãàðìîíè÷íîå ñóùåñòâîâàíèå.  ýòîì êîíòåêñòå, íà íàø âçãëÿä, áîëüøîå çíà÷åíèå ïðèîáðåòàåò ñàìîîðãàíèçóþùàÿñÿ ðàçâèâàþùàÿ ñðåäà îáèòàíèÿ, êîòîðàÿ îêàçûâàåò ïðèîðèòåòíîå âëèÿíèå íà ôîðìèðîâàíèå êà÷åñòâ ëè÷íîñòè. ñåìüÿ ñîöèàëèçàöèÿ âîñïèòàíèå
 êà÷åñòâå òàêîé ñðåäû âûñòóïàåò, â ïåðâóþ î÷åðåäü, ñåìüÿ.
Ñåìüÿ, êàê ñðåäà âîñïèòàíèÿ, äèíàìè÷íà, îáëàäàÿ ñïîñîáíîñòüþ ñàìîîðãàíèçàöèè è ñàìîðàçâèòèÿ: ðåçóëüòàòû åå ôóíêöèîíèðîâàíèÿ îòêðûâàþò âîçìîæíîñòè äëÿ ïîñòàíîâêè è ðåøåíèÿ íîâûõ çàäà÷, ðîæäàÿ íîâûå ôîðìû îòíîøåíèé. Ðîñò óðîâíÿ ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìüè çàêëþ÷àåòñÿ ïðåæäå âñåãî, â îáîãàùåíèè ñåìåéíîãî îáðàçà æèçíè, óâåëè÷åíèè åå ñîöèàëüíîé àêòèâíîñòè, îòâåòñòâåííîñòè, òâîð÷åñêîãî ïîòåíöèàëà, ÷òî äåëàåò âçàèìîäåéñòâèÿ ìåæäó ÷ëåíàìè ñåìüè áîëåå íàñûùåííûìè, ïîçâîëÿåò ðàçâèâàòüñÿ âñåì è êàæäîìó. Âîò ïî÷åìó íåîáõîäèìî çàäåéñòâîâàòü â ñåìüå ïðèíöèï ñàìîîðãàíèçàöèè.
Ìåæäó òåì ïîëîæåíèå äåë â ïðàêòèêå ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ íàñòîÿòåëüíî òðåáóåò ðàçðàáîòêè êîíêðåòíîãî ïîäõîäà ê äàííîé ïðîáëåìå. Ñóùåñòâóþùèå ïðîãðàììû, ïåäàãîãè÷åñêèå è ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè ïðåäíàçíà÷àþòñÿ, êàê ïðàâèëî, íåêîé «àáñòðàêòíîé» ñåìüå: ïðè ýòîì íå ïðèíèìàþòñÿ âî âíèìàíèå îñîáåííîñòè ñàìîîðãàíèçàöèè â ðàçëè÷íûõ òèïàõ ñåìåé; íå ó÷èòûâàþòñÿ îñîáåííîñòè âîñïèòàíèÿ äåòåé â ñåìüÿõ ñ ðàçëè÷íûì óðîâíåì ðàçâèòèÿ ñàìîîðãàíèçàöèè; íå èñïîëüçóþòñÿ âîçìîæíîñòè êîíêðåòíîé ñåìüè ïðè âîñïèòàíèè äåòåé; íåäîñòàòî÷íî èñïîëüçóåòñÿ áîãàòåéøèé îïûò íàðîäíîé ïåäàãîãèêè â îáëàñòè ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ.
Ðåàëüíàÿ ñèòóàöèÿ òàêîâà, ÷òî íàáëþäàåòñÿ òåíäåíöèÿ óõóäøåíèÿ êà÷åñòâà ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ. Èìåííî ñåìüÿ – ñàìàÿ åñòåñòâåííàÿ è áëàãîðîäíàÿ ñðåäà äëÿ ðàñòóùåãî ÷åëîâåêà íèçâåäåíà äî ïðèìèòèâíîãî óðîâíÿ ïèòàíèÿ, îäåâàíèÿ è íàêàçàíèÿ. Ïðîèçîøëè ãëóáèííûå äåôîðìàöèè â ïñèõîëîãèè ëþäåé, êîòîðûå ñòàëè ñëåäñòâèåì íåäîñòàòî÷íîãî ìàòåðèíñêîãî è îòöîâñêîãî òåïëà, àòìîñôåðû ñ÷àñòüÿ. Íàáëþäàåòñÿ íèçêèé óðîâåíü ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìüè, íå îáåñïå÷èâàþùèé ñòàáèëüíîñòü è áëàãîïîëó÷èå, íåäîñòàòî÷íîå èñïîëüçîâàíèå åþ ïåäàãîãè÷åñêîãî ïîòåíöèàëà â ïðîöåññå âîñïèòàíèÿ äåòåé ÷åðåç ñîçäàíèå ñàìîîðãàíèçóþùåéñÿ âîñïèòûâàþùåé ñðåäû.
Ñëåäîâàòåëüíî, òðåáóåòñÿ îïðåäåëèòü óñëîâèÿ, íåîáõîäèìûå äëÿ ïîâûøåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè âîñïèòàíèÿ äåòåé â ñåìüå. Äëÿ ýòîãî ñòàíîâèòñÿ î÷åâèäíîé íåîáõîäèìîñòü âûÿâëåíèÿ òîãî, êàêèå òðóäíîñòè îñëîæíÿþò ðàçâèòèå ïðîöåññà ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìüè. Êàê ïîêàçûâàåò îïûò, ýòà ïðîáëåìà åùå äàëåêî íå ðåøåíà. Áîëåå òîãî, â ñèëó öåëîãî ðÿäà îáñòîÿòåëüñòâ ýòà ïðîáëåìà â íàñòîÿùåå âðåìÿ èìååò òåíäåíöèþ âñå áîëåå îáîñòðÿòüñÿ è óñëîæíÿòüñÿ.  íàó÷íî-èñòîðè÷åñêîì ïëàíå ïðîáëåìà ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìüè êàê ñàìîîðãàíèçóþùàÿñÿ ñðåäà âîñïèòàíèÿ â äîëæíîé ìåðå èññëåäîâàòåëÿìè íå àêöåíòèðîâàëàñü.
Èìåþùèåñÿ íåñîîòâåòñòâèÿ ìåæäó ïåäàãîãè÷åñêèìè òðåáîâàíèÿìè, ïðåäúÿâëÿåìûìè ê ñåìüå, ñ îäíîé ñòîðîíû, è ñóùåñòâóþùåé ïðàêòèêîé ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ, ñ äðóãîé ñòîðîíû, à òàêæå íåäîñòàòî÷íàÿ ðàçðàáîòàííîñòü ôåíîìåíà ñåìüè êàê ñàìîîðãàíèçóþùåéñÿ ñðåäû è îáóñëîâèëî âûáîð òåìû äèññåðòàöèîííîãî èññëåäîâàíèÿ: «Ñåìüÿ êàê ñàìîîðãàíèçóþùàÿñÿ ñðåäà âîñïèòàíèÿ äåòåé».
Ôàêòîðàìè ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìüè, ïî-íàøåìó ìíåíèþ, ÿâëÿþòñÿ äâà âèäà ôàêòîðîâ: ýòî – îáùèå ôàêòîðû: îáðàç (óêëàä) æèçíè ñåìüè, îòíîøåíèå ñîöèàëüíîé ñðåäû ê ñåìüå, òðàäèöèè íàöèè, íàðîäíîñòè, òóýëáý, ñåìüè, ÷àñòíûå ôàêòîðû, óñòàíîâêè ðîäèòåëåé íà âîñïèòàíèå, ìîòèâàöèÿ, öåííîñòíûå îðèåíòàöèè, ïåäàãîãè÷åñêàÿ êóëüòóðà ðîäèòåëåé, áûòîâûå è ïåäàãîãè÷åñêèå óñëîâèÿ, ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ìèêðîñðåäà ñåìüè.
Ñèñòåìà ñàìîîðãàíèçàöèÿ ñåìüè, ïî-íàøåìó ìíåíèþ, îñíîâûâàåòñÿ íà ñëåäóþùèõ ïðèíöèïàõ: ãóìàíèçì è äåìîêðàòèçì – îíè ïðîÿâëÿþòñÿ â ñîçäàíèè îðãàíèçàöèîííî-ïåäàãîãè÷åñêèõ óñëîâèé â ñåìüå äëÿ êàæäîãî ðåáåíêà, åãî ñàìîðåàëèçàöèè è ñàìîóòâåðæäåíèÿ, â ñîçäàíèè ýìîöèîíàëüíî êîìôîðòíîé è ñàìîîðãàíèçóþùåé ñðåäû; òîëåðàíòíîñòü ÿâëÿåòñÿ ïðèçíàêîì âíóòðåííåé êóëüòóðû ñåìüè, âûðàæàåòñÿ â óâàæåíèè ê ÷óæîìó ìíåíèþ è óáåæäåíèÿì, ñâÿçàíà ñ ïðîÿâëåíèåì âîëè, âûäåðæêè è ëþáâè; öåëåíàïðàâëåííîñòü è ñèñòåìíîñòü îðèåíòèðîâàíû íà ðàñøèðåíèå èíòåíñèôèêàöèè è îïòèìèçàöèè ôåíîìåíà ñàìîîðãàíèçàöèè; ëè÷íîñòíî- îðèåíòèðîâàííîå îáùåíèå îðèåíòàöèÿ íà ïîèñê îïòèìàëüíûõ ïóòåé, êîòîðûå ñïîñîáñòâóþò ðàçâèòèþ âíóòðåííåãî ïîòåíöèàëà ëè÷íîñòè è ôîðìèðîâàíèþ ñàìîîðãàíèçóþùåãîñÿ ñòåðæíÿ» â êàæäîì ðåáåíêå.
Ñàìîîðãàíèçàöèè, êàê äåÿòåëüíîñòè, íà íàø âçãëÿä, ïðèñóùè ñëåäóþùèå êîìïîíåíòû: ïëàíèðîâàíèå, âíóòðåííÿÿ îðãàíèçàöèÿ è óïðàâëåíèå, ìîòèâàöèÿ è êîíòðîëü, êîððåêòèðîâêà è ðåãóëèðîâàíèå, ñòèìóëèðîâàíèå è ò.ä. Ýòè êîìïîíåíòû, êàê óñòàíîâëåíî â õîäå äèññåðòàöèîííîãî èññëåäîâàíèÿ, ïðèñóòñòâóþò âî âñåõ âûÿâëåííûõ íàìè ñîñòàâëÿþùèõ ñòðóêòóðíûõ êîìïîíåíòàõ ñèñòåìû ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìüè: ñàìîîðãàíèçàöèÿ â èãðîâîé, â áûòó è òðóäîâîé, ó÷åáíî-ïîçíàâàòåëüíîé, êóëüòóðíî-äîñóãîâîé äåÿòåëüíîñòè, â îáùåíèè. Ïðè÷åì, êàê ïîêàçàëî èññëåäîâàíèå, íàðóøåíèå è íèçêèé óðîâåíü ðàçâèòèÿ õîòÿ áû îäíîãî èç âûøåíàçâàííûõ êîìïîíåíòîâ ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìüè âëå÷åò çà ñîáîé íåñòàáèëüíîñòü è êîíôëèêòíîñòü â ëþáîé ñåìüå.
Ê êðèòåðèÿì ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìåé ìîæíî îòíåñòè âûÿâëåííûå íàìè òèïû ñåìåé, â çàâèñèìîñòè îò óðîâíÿ èõ ñàìîîðãàíèçàöèè: ñòàáèëüíûå, íåñòàáèëüíûå è êîíôëèêòíûå, êîòîðûå õàðàêòåðèçóþòñÿ îñîáåííîñòÿìè íå òîëüêî â ïëàíå îðãàíèçàöèè è ñàìîîðãàíèçàöèè ñâîåé æèçíåäåÿòåëüíîñòè, íî, ãëàâíîå – â ïîäõîäàõ ê âîñïèòàíèþ äåòåé, ê ñîçäàíèþ óñëîâèé äëÿ ñàìîðàçâèòèÿ äåòåé è äðóãèõ ÷ëåíîâ ñåìüè.
Íà íàø âçãëÿä, âûøåíàçâàííûå ïðèíöèïèàëüíûå ïîëîæåíèÿ ñîñòàâëÿþò îñíîâó ñåìåéíîé ñàìîîðãàíèçàöèè ëþáîé ñåìüè, íåçàâèñèìî îò íàöèîíàëüíîñòè, ìåñòà æèòåëüñòâà è ëþáûõ äðóãèõ õàðàêòåðèñòèê, ÷òî ïîçâîëÿåò ñäåëàòü âûâîä î öåëåñîîáðàçíîñòè ïðîâåäåíèÿ ðàáîòû ïî îïòèìèçàöèè ïðîöåññà ñàìîîðãàíèçàöèè êàê ïåäàãîãè÷åñêîãî óñëîâèÿ âîñïèòàíèÿ äåòåé â ñåìüå.
Âûøåíàçâàííûå ïîëîæåíèÿ íå áåññïîðíû, ïîýòîìó â äàëüíåéøåì òðåáóåòñÿ óãëóáëåííîå èçó÷åíèå, ïðè÷åì êàæäûé êîìïîíåíò ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìüè, íà íàø âçãëÿä, ìîæåò ñòàòü ïðåäìåòîì èçó÷åíèÿ è ñàìîñòîÿòåëüíîãî èññëåäîâàíèÿ. Ôåíîìåí ñàìîîðãàíèçàöèè çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ÷åì ãëóáæå ïðîíèêàåøü â ñóùíîñòü, òåì áîëüøå ïîÿâëÿåòñÿ ïèùè äëÿ ðàçìûøëåíèÿ. Íàøå èññëåäîâàíèå ïîçâîëèëî ñâÿçàòü ñàìîîðãàíèçàöèþ ñ ñåìüåé, ðàññìîòðåòü åå â êà÷åñòâå ñàìîîðãàíèçóþùåéñÿ âîñïèòûâàþùåé ñðåäû.
Òåìà ñåìüè êàê ñðåäû ðàçâèòèÿ ðåáåíêà äîâîëüíî øèðîêî ïðåäñòàâëåíà â ðàçëè÷íûõ íàó÷íûõ îáëàñòÿõ: ôèëîñîôèè, ñîöèîëîãèè, ýòíîãðàôèè, àíòðîïîëîãèè, ïåäàãîãèêå, ïñèõîëîãèè è äð. Îäíàêî, ñåìüÿ, ÿâëÿÿñü äðåâíåéøèì ñîöèàëüíûì èçîáðåòåíèåì, äî ñèõ ïîð íå èìååò åäèíîãî òîëêîâàíèÿ â íàó÷íîé ëèòåðàòóðå. Íà íàø âçãëÿä, ýòî ñâèäåòåëüñòâóåò î ñëîæíîñòè, ìíîãîïëàíîâîñòè, ïðîòèâîðå÷èâîñòè è èçìåí÷èâîñòè (è ò.ä.) èññëåäóåìîé ïðîáëåìû. Ñëåäîâàòåëüíî, ñåìüÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñëîæíóþ ñîöèàëüíóþ ñèñòåìó ñ ñîîòâåòñòâóþùåé ñòðóêòóðîé è ìåõàíèçìîì ôóíêöèîíèðîâàíèÿ.
Èçó÷åíèå ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé ëèòåðàòóðû ïî ñàìîîðãàíèçàöèè äàåò âîçìîæíîñòü ïðåäïîëîæèòü, ÷òî ýòî ïîíÿòèå ïðåäñòàâëÿåò øèðîêèé ñïåêòð òîëêîâàíèé, î ÷åì ñâèäåòåëüñòâóåò íàëè÷èå ñàìûõ ðàçíîîáðàçíûõ ïîäõîäîâ ê ðåøåíèþ ýòîé ïðîáëåìû: êèáåðíåòè÷åñêèé, êîììóíèêàöèîííî- òåõíè÷åñêèé, ñòðóêòóðíî-ëîãè÷åñêèé, ëè÷íîñòíûé, äåÿòåëüíîñòíûé è ìîäóëüíûé. Ïðèñòàâêà «ñàìî» óêàçûâàåò íà àêòèâíîñòü ñàìîé ëè÷íîñòè – ÷ëåíà ñåìüè, íà åãî ñïîñîáíîñòü ê ñàìîðåãóëÿöèè, ñàìîàêòóàëèçàöèè, ñàìîâîñïèòàíèþ, ñ äðóãîé ñòîðîíû, ýòè æå ñîñòàâëÿþùèå ÿâëÿþòñÿ è êîìïîíåíòàìè ïðîöåññà äåÿòåëüíîñòè è âûäåëÿþòñÿ íàìè â êà÷åñòâå «ñòåðæíåâûõ» äëÿ ñàìîîðãàíèçàöèè, òî åñòü îíè â ñîâîêóïíîñòè è â êîìïëåêñå ñîñòàâëÿþò ñèñòåìó ñåìåéíîé ñàìîîðãàíèçàöèè.
Ïðèíöèï àêòèâíîñòè ñåìüè, â äàííîì ñëó÷àå, ñåìüè èìåííî êàê ñàìîîðãàíèçóþùåéñÿ ñèñòåìû, ñîñòîèò â òîì, ÷òî ïðè èçìåíÿþùèõñÿ óñëîâèÿõ ñèñòåìà ñïîñîáíà ìåíÿòü ñâîþ âíóòðåííþþ àêòèâíîñòü. Ïåäàãîãè÷åñêàÿ çíà÷èìîñòü äàííîãî ïîëîæåíèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â àêòóàëüíîñòè îñîçíàííîãî ïðåîäîëåíèÿ òðóäíîñòåé â ïðîöåññå æèçíåîáåñïå÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ äåòåé, â ïîèñêå ðàöèîíàëüíûõ ñïîñîáîâ îðãàíèçàöèè è óïðàâëåíèÿ. Ñåãîäíÿ, ó÷èòûâàÿ ðåàëüíîå ïîëîæåíèå ñåìüè â óñëîâèÿõ íåñòàáèëüíîñòè â îáùåñòâå, ïðîáëåìà ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìüè èìååò îñîáóþ àêòóàëüíîñòü.
Ïðàâèëüíîñòü âçãëÿäà íà ñåìüþ êàê íà ñàìîîðãàíèçóþùóþñÿ ñèñòåìó îñíîâàíà âåðíîñòüþ òîãî ïîëîæåíèÿ, ÷òî ñóùíîñòüþ ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ ÿâëÿåòñÿ ñîçäàíèå â ñåìüå óñëîâèé äëÿ ñàìîðåàëèçàöèè ëè÷íîñòè, ðàçâèòèå åãî èíäèâèäóàëüíîñòè ïîñðåäñòâîì âíåäðåíèÿ â ïðàêòèêó ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ íàðîäíûõ òðàäèöèé. Ñëåäîâàòåëüíî, íåîáõîäèìîñòü ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ óðîâíÿ ñåìåéíîé ñàìîîðãàíèçàöèè äèêòóåòñÿ çàáîòîé îá ýôôåêòèâíîñòè è óëó÷øåíèè óñëîâèé äîìàøíåãî âîñïèòàíèÿ äåòåé.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник