Семья как основа развития ребенка
Ключевые слова: семья, воспитание, развитие, личность, формирование.
На современном этапе развития общества можно наблюдать стремительный рост и перемены во всех сферах жизни человека. Кардинальные социальные, экономические, политические, духовные и нравственные видоизменения все больше подтверждают мысль о том, что общество вошло в новый виток развития. Особенно это видно в проявлении изменений в системе ценностей, которая отражается в кризисе семьи и семейных взаимоотношений.
Семья как ячейка общественного порядка и своеобразный центр совокупности социальных взаимоотношений, зарождается как важное средство воспитания и является сферой развития духовных, нравственных основ будущего поколения. Именно в семье закладывается сложный и важнейший процесс становления личности во многих направлениях, таких как: трудовое, моральное, физическое и эстетическое воспитание. Только лишь в семье формируются жизненные установки, но и оттачиваются грани личности путем последовательного приобщения к вечным и живым духовным ценностям. Только в семье, ребенок впервые встречается с общественной жизнью, изучает ее ценности, нормы, способы мышления, язык. Поэтому семья является первой школой воспитания, в которой сохраняются и передаются жизненные ценности, опыт.
Целью данной работы является приведение доказательств, с научной точки зрения, что семья и семейные ценности, являются основой формирования личностных качеств и определяется как основное условие развития задатков и способностей человека.
Сегодня педагогическая наука указывает на несомненный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка. Социальные ценности и сама атмосфера семьи определяют, является ли она средой для полноценного воспитания, основой для самостоятельного развития и самореализации ребенка. Хорошо обдуманная домашняя обстановка, является основой для полноценного воспитания и развития будущего поколения. Семья определяется как основа для формирования и постепенного развития эмоционального настроя, мыслительной деятельности, манеры поведения ребенка.
Н. П. Дубинин точно подмечает, что «…гармонично развитая личность, с ее миропониманием складывается под воздействием многих социальных факторов…» [2, c. 71]. К наиболее важным и существенным социальным факторам относится воспитание в семье. В отличие от многих других институтов по воспитанию личности, семья может непосредственно оказать существенное воздействие на все грани личности на протяжении всей жизни.
Семья — первое социальное общество, в котором приобретаются навыки общения. Поэтому так важно создать в семье атмосферу доверия, взаимной заинтересованности. Прав был В. Г. Белинский, когда утверждал: «…Как дерзко ошибаются люди, даже самые наилучшие отцы, которые считают нужным разделять свои взаимоотношения с детьми особенной строгостью, суровостью, недостижимой значимостью! Они подразумевают, что этим поведением возбудят к себе определенное уважение, но такое уважение достаточно холодное, пугливое, и тем отводят детей от себя и постепенно приучают их к замкнутости и лживости.».. [1, c. 55].
Семья и сложившаяся в ней обстановка способствует развитию многих личностных качеств индивида. Известен тот факт, что основным фактором в развитии личности являются наследственность, воспитание и окружающая среда. Данные факторы, так или иначе, непосредственно связаны с семьей, которая в свою очередь оказывает сильное воздействие на воспитание и формирование личности ребенка.
В атмосфере семьи формируются личностные качества не только маленького человека, но и непосредственно взрослых. Процесс воспитание ребёнка обогащает личные качества родителей, при этом усиливает их общественный опыт. В большинстве случаях, у взрослых это происходит на бессознательном уровне. Но сегодня стали отличаться некоторые молодые родители, которые сознательно воспитывают как ребенка, так и себя. К великому сожалению, данная позиция таких взрослых не укоренилась, независимо от того, что она завоёвывает самого пристального внимания со стороны общественности.
У каждого человека, родители стоят на первом месте. Именно они передают ребенку основные стандарты поведения, при помощи которых он исследует окружающую действительность. Такая тенденция все больше возрастает благодаря положительным, психологическим составляющим между ребенком и родителями, и его неподдельным тяготением быть похожим на взрослых. Когда родители познают данную закономерность и постигают её, тем самым определяя, что от них зависит развитие личности нового человека в их семье, то они начинают вести себя так, что их действия и поведение способствуют развитию у ребенка качеств, которые взрослые ему хотят передать. Данный подход к воспитательному процессу считается полностью сознательным, так как стабильный контроль за собственными манерами поведения, за отношение с окружающими, пристальное внимание к созданию семейной жизни — разрешает воспитывать ребенка в самых хороших условиях, которые способствуют полному и гармоничному формированию личности.
Семья воздействует на личность родителей не только в плане воспитания ребенка. Значительную роль имеют личные взаимоотношения среди представителей различных поколений, и в рамках одного поколения (между бабушками, дедушками, родителями, братьями, сестрами). Семья при этом является малой социальной группой, которая оказывает значительное влияние на всех её членов. Каждый член такой малочисленной группы может содействовать развитию духовных ценностей, воздействовать на цели и жизненные принципы семьи.
Самый основной фактор в полноценном развитии и воспитании является — здоровый образ жизни. Занятие спортом, соблюдение правил личной гигиены, отсутствие вредных привычек у взрослого поколения в семье, грамотное и сбалансированное отношение к питанию — это положительно сказывается на развитии подрастающего поколения.
В достаточно затруднительном положении находятся дети, родители которых имеют вредные привычки. Употребление алкогольных напитков, наркотических и психотропных веществ лишают навсегда ребёнка счастливого детства и соответственно, устойчивого положения в жизни.
Процесс воспитания совершается не только тогда, когда взрослые разговаривают с ребенком, разъясняет ему что-то, поучают его — это совершенно не верно. Процесс воспитания совершается каждую минуту, каждый час и день проведенный вместе. Правдиво утверждение А. С. Макаренко: «Ваше собственное поведение — для ребенка самая решающая вещь» [3, c. 105]. Данное обстоятельство нельзя не учитывать при воспитательном процессе в настоящее время. Ребенок как чистейший лист бумаги, который готов к непосредственному заполнению. Этот маленький человек постоянно смотрит на своих родителей и воспринимает ту информацию, которую они выдают своим поведением. Для формирования личности ребенка главное все — речь, привычки, внешний вид, способы общения с неизвестными людьми, с друзьями, родственниками.
Постепенно складывающееся взаимоотношение ребенка с родными, близкими, с окружающим миром, тем самым определяется отношение к личности ребенка. Под воздействием таких взаимоотношений вырабатывается его самосознание. С самого рождения ребенок перенимает знания, умения, навыки у взрослых. Он обучается не только ходьбе, разговору, правильно применять на практике разные предметы, играть, обучаться трудовой деятельности, но и проявлять чувства, мыслить, испытывать различного рода переживания, относиться к окружающему миру и к себе самому. Главная особенность воспитания в семье заключается в его экспансивном нраве. В детстве создается первоначальное, доверительное отношение к окружающему миру и социуму, или ожидание досадных волнений, страха пред большим миром и большим количеством людей. Исследования доказывают, что испытываемые чувства, которые сложились в раннем детстве, в дальнейшем перемещаются на иные объекты, при этом формируется у каждого человека особенный стиль взаимоотношений с окружающими.
При формировании гармонично развитой личности, большая роль отводится трудовому воспитанию в семье. Ребенок вовлекается в повседневный труд, учится обслуживать себя самого, осуществлять нетрудные, трудовые обязанности в помощь родителям. От того, как будет определена трудовая деятельность и воспитание ребенка до школы, зависит успеваемость в обучении, и общее трудовое воспитание. Присутствие у ребенка этого значительного, личного качества, как трудолюбие, является хорошим показателем нравственного развития.
Таким образом, можно сделать вывод, что семья является первой школой общения ребенка. В семейном кругу ребенок обучается уважению старших, учится проявлять заботу о пожилых и больных, проявлять посильное содействие в помощи другому. В совместном общении с родными людьми, в бытовой деятельности у ребенка складывается определенное чувство долга. Дети в особенности восприимчивы к отношениям со взрослыми, не любят поучений, грубостей, распоряжений, достаточно тяжело переживают грубое отношение старших, обман, тотальный контроль, нечестность, лицемерность со стороны родителей.
Каждая семья имеет свои особенности, традиции воспитания. Но никак нельзя сформировать универсальные правила для всех, игнорируя возраст, количество, состав и общественный уровень семьи. Но, достаточно общие правила все же существуют. Они довольно простые.
– Воспитание в семье подразумевает атмосферу взаимной любви, теплоты и добра.
– Оба родителя должны воспринимать своего ребенка таким, какой он есть на самом деле, постоянно стремится сформировать все то лучшее, что в нем есть.
– Воспитание в семье учитывает все особенности личности ребенка и создается на основе данных особенностей.
– Процесс воспитания ребенка в условиях семьи, основывается на двухстороннем уважении, из которого и берутся первоначальные, высокие требования.
– Основные проблемы благополучного воспитания в семье зачастую содержаться не в ребенке, а непосредственно в самой личности взрослых, чьи модели поведения они копируют.
– Основа воспитания в каждой семье базируется на положительном качестве, что имеет в ребенке. Не стоит заострять особое внимание только на недостатках. Данный подход в воспитании неправилен и приводит к формированию большого количества комплексов.
– Воспитание в семейном кругу должно строиться на достаточно простых принципах, на которых настаивают ведущие специалисты по возрастной психологии: любой обучающий момент, каждое мероприятие, которое направлено на формирование и развитие личности ребенка, должно состоять в виде игры.
– Общая обстановка воспитания в семье должна быть позитивной и оптимистичной.
Имеются, конечно, и еще некоторые факторы, воздействующие на формирование и становление личности — это и его среда обитания, атмосфера обучения и даже отдых. Но семья имеет главенствующую позицию в этой функции. И как личность будет проявлять себя в дальнейшей жизни, во многом зависит от атмосферы воспитания, которая была воссоздана в семье.
Таким образом, можно сделать вывод, что семья является величайшей общечеловеческой ценностью. Семья — это социальный институт, который может повлиять на многие стороны человеческой личности. Большой диапазон функций воспитания семьи соединяется с особенной характерностью ее духовного, нравственного и эмоционального воздействия, что делает на высоком уровне действенным, но и необходимым фактором в формировании личностных качеств.
Литература:
1. Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения. / Под ред. Е. Н. Медынского. — М., 2008. — 310 с.
2. Дубинин Н. П. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Просвещение, 2011. — 208 с.
3. Макаренко А. С. Педагогические сочинения. — 2 том. — М.: Педагогика, 1986. — 689 с.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, взрослый, Воспитание, окружающий мир, родитель, воспитательный процесс, маленький человек, полноценное воспитание, семейный круг.
Источник
Семья как основа формирования личности ребенка
Вопросы, связанные с семьей, волнуют каждого из нас. Корнями наша жизнь уходит глубоко в семейную историю. В психотерапии есть целое направление, изучающее закономерности развития и функционирования семьи, – семейная системная психотерапия, основным постулатом которой является представление о семье как о живой системе.
Семейная система — это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система -это самоорганизующаяся система, то есть поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой (Черников, 1997). Исходя из этого понятно, что люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Ясно, что объектом психотерапевтического воздействия является вся семейная система целиком, а не отдельный человек, элемент этой системы. Рассмотрим общие принципы функционирования семейных систем.
Законы функционирования семейных систем:
Жизнь семейной системы подчиняется двум законам: закону гомеостаза и закону развития. Закон гомеостаза гласит: всякая система стремится к постоянству, к стабильности. Для семьи это означает, что она в каждый данный момент времени своего существования стремится сохранить statusquo. Нарушение этого статуса всегда болезненно для всех членов семьи, несмотря на то, что события могут быть и радостными, и долгожданными, например, рождение ребенка, распад мучительного брака и т.п. Закон постоянства обладает огромной силой. Как показали исследования ДжеяХейли (Haley, 1980), благодаря стремлению не допустить ухода повзрослевшего ребенка из семьи и тем самым сохранить семейную структуру родители способны терпеть любое психопатологическое поведение подростка к полному изумлению всех посторонних. Одновременно действует закон развития: всякая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл. Было замечено, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, связанные с некоторыми неизбежными объективными обстоятельствами. Одним из таких обстоятельств является физическое время. Возраст членов семьи все время меняется и обязательно меняет семейную ситуацию
Семья — как река, в которую никогда нельзя войти дважды. Был предложен вариант типичного жизненного цикла семьи
Свойства семейной системы
Семейная система может быть описана по нескольким параметрам. Можно выделить шесть информативных параметров:
· особенности взаимоотношений членов семьи;
· гласные и негласные правила жизни в семье;
· семейные мифы;
· семейные границы;
· стабилизаторы семейной системы;
Рассмотрим первый параметр. Особенности взаимоотношений членов семьи проявляются в общении; под общением здесь понимается абсолютно любое событие, происходящее в семье. Опоздание и умолчание, откровенные разговоры и общее веселье, покупки и приготовление еды — все это информативное, особенное, уникальное для данной системы общение. Даже, казалось бы, отсутствие общения, молчание, есть мощное информативное сообщение. Можно перестать разговаривать с человеком (ребенком, супругом, супругой), и всем будет ясно, что это — выражение неодобрения и недовольства и стремление подвергнуть виновного остракизму.
Общение может быть вербальным и невербальным; чаще всего оно бывает и тем и другим сразу. Вербальная и невербальная части сообщения дополняют друг друга, находятся в гармонии
Второй параметр — это правила жизни семейной системы. Правила бывают заданными социумом и культурой, и тогда они разделяются многими семьями, а бывают уникальными для каждой отдельной семьи Правила — это решение семьи о том, как отдыхать и вести домашнее хозяйство, как тратить деньги и кто именно может это делать в семье, а кто — нет, кто покупает, кто стирает, кто готовит, кто хвалит, а кто по большей части ругает, кто запрещает, а кто разрешает. Словом, это — распределение семейных ролей и функций, распределение мест в семейной иерархии, решение о том, что позволено, а что нет, что хорошо, а что плохо.
третий параметр семейной системы — миф. Семейный миф — это некая формообразующая и объединяющая всех членов семьи идея или образ, или история, если хотите, идеология. Это знание, разделяемое всеми членами семейной системы, и отвечающее на вопрос: “Кто мы?” Например, частый ответ такой: “Мы дружная семья”. Это значит, что в этой семье не может быть открытых конфликтов и уж тем более при детях.
Миф порождает правила и ритуалы. Нарушение правил, особенно систематическое, может разрушить миф. Миф — это знамя, под которое собирается семья, это девиз, это вера. Если кто-то в семье не разделяет семейного мифа, он не может быть членом этой системы; система его изгоняет. Единственный случай, когда это возможно, если у семьи есть миф о бунтаре. Тогда несогласие с основным мифом подтверждает другой миф, и система остается без изменений.
Еще пример семейного мифа — миф о спасителе: “Что бы мы делали без.
Семейные границы — четвертый параметр описания семейной системы. У каждого человека, живущего в семье, есть представление о том, кто еще входит в состав его семьи. Это представление и задает границы семьи.
Границы семьи могут быть очень проницаемыми или более закрытыми. Проницаемость границ задает стиль жизни в семье. Открытая семья полна народу, гостей, приходящих без предупреждения, иногородней родни.
При более закрытых границах семьи гости приходят только по приглашению, существует специальный ритуал приема гостей, например, угощение, праздничная посуда, уборка накануне. В такой семье дети обычно менее самостоятельны, взрослые больше включены в их жизнь. Как видно, существует определенная закономерность: чем более закрыты внешние границы семейной системы, тем более открыты границы внутрисемейных подсистем. Расстановка границ семейных подсистем определяет коалиции, существующие в семье.
Функциональные коалиции — это супружеская подсистема и детская подсистема. Остальные варианты коалиций, как правило, дисфункциональны. Дисфункциональные коалиции, указывающие на наличие проблем в семье, — это, например, подсистема мамы и детей, с одной стороны, и папы — с другой.
Пятый параметр семейной системы — это стабилизатор, то есть то, что скрепляет систему, что помогает людям держаться вместе. Вообще говоря, все вышеописанное является стабилизаторами, особенно семейный миф. В определенном смысле семья — это группа людей, разделяющая общий миф. Общий миф или общие мифы — условие, необходимое для существования семьи, но недостаточное. В разные периоды жизни семьи существуют разные стабилизаторы. Общие дела: хозяйство, распределение функций, общий бюджет, общие дети, страх одиночества — это обычные стабилизаторы, которые естественно присутствуют в каждой семье.
Семейную историю удобно и эффективно прослеживать с помощью техники генограммы (McGoldrick, Gerson, 1985). Эта техника позволяет проследить стереотипы взаимодействия всех ветвей семьи в трех поколениях, вычислить сценарии и подводные камни семейной жизни. Психолог расспрашивает семью о родственниках и строит генеалогическое дерево семьи в трех поколениях. Затем необходимо выяснить особенности взаимоотношений членов семьи друг с другом, семейные предания, истории, которые передаются из поколение в поколение. Психолог расспрашивает о характерах людей, истории их знакомства, истории рождения детей, переездах и других изменениях в судьбах. Из всего этого складывается история семьи, которую затем психолог интерпретирует семье, показывает связь той проблемы, с которой семья обратилась.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, – все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. 3 стиля семейного воспитания: – демократический- авторитарный- -попустический
При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».
При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая. Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы.
Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
Принимать активное участие в жизни семьи;
Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
Уважать право ребенка на собственное мнение;
Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
Стабильность семейной среды — очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка. Влияние семьи на формирование личности ребенка огромно. Маленький человек полностью впитывает в себя ценности того окружения, в котором находится большую часть времени. Моральные установки и мнения здесь имеют большое значение. Чем больше внимания уделяется чаду, тем более счастливым и самодостаточным он вырастет.
Список литературы:
1. Варга А.Я.; Карабанова О.А., 2001; Николе М., 1984; Черников А.В., 2001; Эйдемиллер Э.Г., 1999 г.
2. Аккерман Н., 1982; Сатир В., 2000; Системная семейная терапия, 2000.3.Земска М. Семья и личность. – М., 2009. –
4.Лисина М.И. Семья и формирование личности. – М., 2006.
5 Титаренко В. Я. Семья и формирование личности, М., изд. Мысль, 1987, 351 с.
Источник