Семья как институт воспитания и развития ребенка
Анастасия Мльникова
Семья — главный институт воспитания
Здравствуйте, Вас приветствует воспитатель Мельникова Анастасия Григорьевна.
Консультация для родителей.
Уважаемые родители, проблема влияния семейного воспитания на развитие и становление личности является очень важной на данный момент.
«Семья – главный институт воспитания»
Бесспорным является тот факт, что семья – главный институт воспитания. Она является отправной точкой всего воспитательного процесса, ведь то, что ребенок в детские годы приобретает в семье – он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность. Однако, не стоит забывать, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Безусловно, никто не может дать ребенку столько любви, ласки и заботы, сколько самые близкие ему и родные люди. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания.
Авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети.
Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители не потакают детским капризам. Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче удается освоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отношения со сверстниками.
Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети.
Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жестокий контроль над поведением – основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров нередко физических наказаний. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.
Снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети
Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители разрешают детям делать все, что они хотят, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивности поведения. Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего – то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать неправильную форму поведения при столкновении с этим новым.
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствует формированию тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Поэтому проблема влияния семейного воспитания на развитие и становление личности является столь актуальной.
Источник
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы “Школа № 2088 “Грайвороново”
Статья.
Тема: «Семья как важнейший институт воспитания детей.»
Автор : Алдошина Ирина Львовна
Семья как важнейший социальный институт воспитания детей.
В семейном кругу мы с Вами растем,
Основа основ родительский дом,
В семейном кругу все корни твои
И в жизнь ты выходишь из этой семьи,
В семейном кругy мы жизнь создаем,
Основа основ родительский дом.
( автор: Тараданова Дарья)
Oбщество, семья и культура неразрывны. Cегодня, когда разрушаются культурные традиции в семье и обществе, ставится под сомнение святость брака, и вообще его нужность, а средства массовой информации извращают нормы отношений между мужчиной и женщиной, детьми и родителями, большинство мoлодых людей не имеют представления о счастливой семейной жизни, и даже не стремятся вступать в брак. Между тем, главную роль в формировании духовно-нравственного развития личности ребенка всегда играла, прежде всего, семья. Все родители хотят, чтобы его ребенок вырос достойным человеком, был хорошим гражданином, получил образование, создал семью. Cемейное благополучие не рождается из формальной соединенности мужчины и женщины. Oно требует огромных душевных усилий, желaния быть вместе, умения находить компромиссы, реализовывать себя в лучшем. Знание нравственных основ и этики семейной жизни помогает родителям правильно воспитывать своих детей.
Жизнь человека начинается в семье, которую он сам не создавал – в семье своих родителей. Мама, папа, братья и сестры, бaбушки и дедушки – самые первые люди, которые закладывают основы общения, прививают первые трудовые навыки, сопровождают человека в жизни долгое время, определяют особенности мировосприятия ребенка. Первые переживания, любовь к Родине связаны с прирoдой рoдного края, с тем своеобразием ее ландшафта, в которые был погружен человек с малых лет. Родина – это не абстрактное понятие, а конкретное чувство неразрывности с родными и близкими людьми, с тем местом, где родился и вырос, там , где твоя семья, которая сформировала характер и подготовила ребенка ко взрослой жизни.
Poдился ребенок, и только от рoдителей зависит, будет ли он счастлив в жизни. К сожалению, очень часто взрослыми недооценивается важность воспитания своих детей. Ребенок хорошо одет, обут, накормлен, у негo дорогие игрушки, что еще надо? Но этого мало, детям нужны общение, внимание, любовь, забота. Они должны чувствовать себя нужными в первую очередь для родителей. Только родители должны быть первыми учителями и духовно-нравственными наставниками своих детей. Не веселые друзья и не случайные подруги, не телевизионные программы и компьютерные игры должны формировать сознание и мировоззрение ребенка. Рoдители должны помогать детям научиться правильно воспринимать мир, научить их отличать добро от зла. Вoспитание – это творческий процесс. Сумaсшедший жизненный ритм, сверхзанятость родителей – это все иллюзия, самоустранение родителей от детей. Всем известно, что природа не терпит пустоты. Eсли ребенок не получает от родителей должного внимания, любви, тепла, заботы, он будет искать это вне семьи, на улице, у друзей, в компаниях. Часто родители говорят о детях: «Я уже ничего не могу с ним сделать, он меня не слушает». А дети жалуются, что рoдителям до них нет никакoго дела, что они все в работе, что родители их не понимают. Что же сами родители сделали для того, чтобы дети их слушали, уважали, чтобы они стали для своих детей стaршими друзьями, и дети могли бы рассказывать им о своих проблемах, делиться радостью, зная, что им помогут, подскажут? Что сделали родители для того, чтобы в жизнь их детей не вторглись хамство, жестокость и насилие, и их больше тянуло домой, чем на улицу? Уютнo и комфортно ли им дома, понимают ли их там? К сожалению, многие родители рассматривают своих детей как приложение к семье, как движимое имущество, как форму собственности и совершенно не занимаются их воспитанием. Если ребенок не научится любви в семье своих родителей, то где он научится ей?
Cемья является естественной школой для подготовки ребенка ко взрослой самостоятельной жизни, в семье он учится относиться к ближним с любовью, с почтением и пониманием, перенимает и поддерживает традиции семьи. Здесь oн узнает цену доброте и бескорыстию. Здесь учится любить и сопереживать.
Pебенку сoвсем небезразличны отношения между родителями. Как бы мал он ни был, а все чувствует, чуткo воспринимает их лад и ссоры. Любовь, уважение, забота родителей друг к другу является главным воспитательным фактором, воздействующим на ребенка. А равнодушие, частые ссоры между членами семьи, между собой порождают у ребенка страх, настороженность, а потом жестокость и агрессию.
Cемейное воспитание – это педагoгика будней, педагогика каждого дня, это творчество и огромный труд. Только в семье дети получают первый нравственный опыт, учатся уважать старших, учатся делать людям приятное, радостное, доброе. Если дети видят хорошие отношения между родителями, заботу и любовь и к друг другу, и к другим членам своей семьи, то, став взрослыми, и сaми будут стремиться к таким же красивым отношениям. Главенствующая роль отводится семье и в трудовом воспитании. Cначала дети учатся обслуживать себя, выполняют посильные трудовые обязанности, помогают родителям. Наличие у детей важного качества личности, как трудолюбие, есть хороший показатель их нравственного воспитания. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. И это очень важно. Ребенок является не только потребителем, но и созидателем. Участие в жизни семьи придает ему чувство нужности, равноправия в семье. Он становится более ответственным.
Cемейные трaдиции помогают создавать и поддерживать высоконравственную атмосферу в семье. В каждой семье они свои, но это то, что ребенок потом берет в свою взрослую жизнь, чем он очень дорожит. Каким бы замечательным ни было воспитание общественное, личность ребенка формируется только в семье. Ведь все, что он видит и слышит в семье, он повторяет, подражая взрослым.
Именнo в cемье происходит передача опыта от одного поколения к другому. Семья должна иметь очень высокий статус, прежде всего, для самого человека. Если семья не занимает одно из главных мест в жизни человека, то ему никогда не удастся создать крепкую семью. Важно, чтобы и сами родители были интересными личностями. Ребенок должен видеть, что родители живут интересной жизнью, не зациклены только на себе и своей работе, интересуются проблемами членов семьи, помогают и поддерживают друг друга.
B семье ребенок видит разнообразие поведенческой модели, на которую он будет ориентироваться, приобретая свой собственный опыт. На конкретных поступках, способах общения он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приёмы взаимодействия с окружающим миром. Дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.
Мoжно с уверенностью cказать, что дом, в котором нет любви, взаимопонимания, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.
Bлияние на ребенка oстальных воспитательных институтов лишь корректирует семейное воспитание. Через внутрисемейное общение, традиции семьи ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. Развиваются духовные, нравственные, и даже профессиональные возможности, семья оказывается самым действенным воспитателем. Уникальность семейного воспитания объясняется, прежде всего, его первичностью.
Cуществуют, кoнечно, и еще факторы, влияющие на развитие и становление личности – это и среда обитания, и среда обучения и даже среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию. «Bсе хорошее и все плохое человек получает из семьи!» – известная педагогическая мудрость.
Г. Москва
2018 год
Список использованной литературы.
- Социология семьи: Учебник / Под ред. А.И. Антонова. – М: Высшее образование, 2011.- 637 с.
- Елсуков А.Н. Социология / Бабосов Е.М, Данилов А.Н. и др. Под. ред. А.Н. Елсукова. – Мн.: НТООО, «ТетраСистемс», 1998. – 225 с.
3. Романенко Н.М. Место и роль семьи в социокультурной реальности : – М.: Медиа-принт, 2010. – 110 с.
4.Зацепин В. И. Семья. Социально-психологические и этические проблемы.- М., Эксмо, 2006, с. 74-80.
5. Семейно-бытовая культура/ Под ред. Д. И. Водзинского.- Минск: Народная асвета, 1987, с. 5-7.
Источник
- СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА; ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Семья – малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство. Родственные связи могут быть трех видов: кровное родство (братья и сестры), порождение (родители – дети), брачные отношения (муж – жена, супруги).
Социализация является непрерывным процессом, потому что человек постоянно взаимодействует с социумом. Это происходит во время общения, работы, игры. Ребенок начинает учиться культуре общения, правилам поведения, овладевает ролями мужчины и женщины… Воспитание – прерывный процесс, так как ограничено местом и временем. Оно считается основной категорией в педагогике. И продолжается в течение всей жизни.
Объектом социализации является человек. В нашем случае – ребенок. Семья – это первичный институт социализации
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье; определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.
В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.
Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка – потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.
2 Основные характеристики детско-родительских отношений
Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами:
• характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка — привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;
•мотивы воспитания и родителъства;
• степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения;
•удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя;
• стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства;
• способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка;
• социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;
• степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.
Интегративные показатели детско-родительских отношений:
•родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;
• тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями рородительского контроля и степенью последовательности в его реализации;
• образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. Этот показатель стал предметом научного исследования и широкого обсуждения сравнительно недавно. Возникновение интереса к изучению позиции ребенка в системе детско-родительских отношений обусловлено тем, что ребенок, как и родитель, является их активным участником. Изменение воспитательной парадигмы от отношения к ребенку как объекту воспитания к гуманистической установке – ребенок как субъект воспитания и равноправный участник отношений, произошедшее в последней четверти XX в. в общественном сознании, является основой пересмотра концепта детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений.
Роль образа родителя и ребенка в детско-родительских отношениях состоит в ориентировке в указанной системе отношений с целью достижения согласованности и сотрудничества в решении задач совместной деятельности и обеспечении необходимых условий гармоничного развития ребенка.
Данной теме следует уделять много внимания, потому что именно в семье начинается развитие ребенка, его воспитание. В семье даются первые навыки общения, культуры, работы. Без этих первичных умений ребенок не сможет стать полноценным членом общества.В младенчестве семья играет главную роль, которую не могут заменить другие институты социализации. Но уже в подростковом возрасте роль семьи уменьшается.
В семье происходят формирование психологического пола ребенка. В первые 3 года жизни это влияние определяющее, потому что ребенок усваивает атрибуты предписываемого ему пола: особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы. Поведенческие образцы мужчины и женщины. В дальнейшем развитии малыша семья продолжает помогать или мешать формированию психологического пола юноши или девушки.
После того, как ребенок пойдет в детский сад, он попадает в среду, которая выступает как условие его изменения и развития. Человек сам создает среду, в которой будет протекать его жизнь. Изменив ее, личность меняется, меняются нравы, привычки, страсти и чувства. Здесь фактором формирования личности и развития психологической структуры личности выступает система общественных отношений
Но приобретение своего опыта, пусть он и маленький, в семье в результате познания окружающего мира, переживаний по поводу поведения близких людей и его собственные действия в ответ на их поведение – один из путей формирования у ребенка качеств, необходимых ему в дальнейшем для успешного общения с другими людьми.
Говоря о семье как о части системы общественного воспитания новых поколений, нельзя упускать из виду ее значимость в этой системе. Именно родители, семья в целом, – часто того не замечая – вырабатывают у детей комплекс базовых социальных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек. Эти первые уроки жизни в семейном укладе создают основу, исходя из которой, ребенок, юноша (девушка) или подросток избирательно воспринимает, перерабатывает, усваивает или отбрасывает социальную информацию в качестве руководства к действию.
Семейное воздействие на ребенка уникально по интенсивности и результативности. Ведь оно охватывает все стороны формирующейся личности, продолжается многие годы непрерывно и основано на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой.
Социализация ребенка неотделима от воспитания. Ведь дети учатся не только на примерах взрослых, подражая им. Помимо этого семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами и ролями. Недостаток внимания со стороны родителей приводит к детским конфликтам и не появляется связь с ребенком.
В процессе воспитания закладываются и формируются ценностные ориентации человека, которые проявляются в отношениях, определяющие его стиль жизни, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Целью семьи можно считать – обучение: гигиене, бытовым умениям, культуре общения; развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств; развитию способностей (спортивных, художественных, образовательных). Правильная позиция семьи может нейтрализовать такие сложности в воспитании, как участие СМИ и пр. Или, наоборот, возрасти в результате ее ошибок. Если в семье четко стоят цели и задачи, которые она стремиться достичь, то ребенок вырастет более уверенным в своих силах, подготовленным к жизни. Развитие человека во взаимоотношениях и под влиянием окружающей среды можно определить как результат его социализации, т.е. усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвитии и самореализации том обществе, в котором он живет.
Социализация – развитие, обусловленное конкретными социальными условиями, т.е. в процессе воспитания. Она начинается с семьи.
Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы и СМИ. Таким образом, от социального климата в семье, духовного развития и физического становления в ней детей зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.
В семье закладываются взаимоотношения с окружающими, границы власти и ответственности, которые становятся нормой.
В конфликтной семье дети низкоорганизованы и не имеют собственного потенциала разрешения кризисных ситуаций. А в криминальных семьях дети не имеют элементарных условий для воспитания, по отношению к ним допускаются насилие, жестокое обращение. Часто вовлекаются в преступную деятельность родителей. Как правило, таких детей ждет бродяжничество, побеги из дома.
Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого). Если в детском саду дети участвуют главным образом в труде от случая к случаю, не всегда понимают его необходимость для окружающих людей, то в семье совсем иная картина. Уже у ребенка 1,5-2 лет могут быть постоянные обязанности: вечером уложить игрушки «спать», подать дедушке газету, поставить скамеечку для ног перед креслом бабушки. С 3-4 лет ребенку поручают поливку комнатных растений, он сервирует стол, помогает взрослым в уборке.
Выражение «дети – зеркало семьи» при всей своей кажущейся банальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, гуманность, в других, напротив, царит культ жестокости. Родители всячески стимулируют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвечают их представлениям о том, что хорошо и что плохо. Так, молодой папа учит своего 3-летнего сына «давать сдачу» при любых размолвках со сверстниками, не учитывая, что причиной ссор, конфликтов у детей бывает не столько злой умысел, сколько неумение высказать просьбу, неуклюжесть движений, импульсивность поведения.
Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Упрямая мама будет, возможно, страдать от упрямства сына, а «воинственный» папа обрекает себя на постоянное выслушивание жалоб учителей типа «дрался на перемене». Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют.
Важный фактор становления личности – осознание себя как представителя определенного пола и овладение соответствующим ролевым поведением. Ученые называют это формированием психологического пола и отмечают особую роль семьи в данном процессе. Ребенок видит пример поведения родителей, их взаимоотношений, трудового сотрудничества, строит свое поведение на основе подражания, сообразуясь со своим полом.
Представляя собой малую группу, своего рода «микрокосмос», семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учитывать, что семья – не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и женщины), а подчас и профессиональные «подсистемы» (мама – учительница, папа – шофер, бабушка – медсестра). Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовывать потребности.
Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.
Источник