Семья как фактор влияния на развитие ребенка

Семья как фактор влияния на развитие ребенка thumbnail

  Статья «  Влияние семьи на личность ребенка».

Гармоническое развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и с согласованностью их воспитательных действий. В результате проведенных исследований были сделаны выводы, что около 2/3 нервно больных детей пережили противоречивые воспитательные методы своих родителей.

Специфика детско-родительских отношений в контексте психологии межличностных отношений заключается в том, что они характеризуются сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя.

Существует также определенная амбивалентность в отношениях родителя и ребенка – с одной стороны родитель должен уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействии с внешним миром.

С одной стороны родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой – научить его заботиться о себе самому. Особенностью родительского отношения к ребенку заключается также и в том, что оно меняется в зависимости от возраста ребенка

Проведенный анализ литературы по проблеме семейного воспитания и детско – родительских  отношений позволяет сформулировать основные теоретические положения:

• особенности личности выступают как результат определенных воздействий и внутренней позиции ребенка.

• на характер отношений влияет социальная активность ребенка.

• в основе семейного воспитания лежат социокультурные факторы.

С точки зрения значения воспитания для формирования личности ребенка рассматриваются два условия:

  • отрицательные патогенные воздействия того или иного влияния на личность ребенка (эмоциональное отвержение, гипо – и гиперопека, диктат в воспитании).
  • положительные влияния, способствующие развитию и повышению качественного уровня личности (сотрудничество, кооперация, демократизм)

Среди факторов семейного взаимодействия, оказывающих влияние на развитие личности ребенка, выделяются следующие

• особенности воспитания ребенка и отношения к нему родителей,

• стиль общения в семье, структура отдельного коммуникативного акта,

• семейная структура и специфика распределения ролей.

Семья  является главным  институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Семейные условия, которые  складываются  из социального положения, рода занятий, достатка, уровня образования родителей, в  значительной мере предопределяют  жизненный путь ребенка. Но кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое ему дают родители, на  ребенка  воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия гораздо превышает все остальное. Ведь оно  начинается  с  младенческого возраста, когда ребенка еще не воспитывают серьезно, когда он еще не может осознавать ни свое социальное  положение, ни  материальный  уровень своей семьи, но  когда  он  уже может воспринимать и ласку, и нежность, и заботу, и теплые слова своих родителей. Фактор отношений между детьми и родителями имеет длительный характер, поэтому он является одним из важнейших по степени влияния на ребенка, а в частности на его жизненные ценности. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире.

Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Эмоциональный климат семьи, в которой растет ребенок, является очень важным фактором для его полноценного развития. Отношение окружающих людей к ребенку порой определяется обстоятельствами, сопутствующими его рождению. Отрицательная позиция в отношении родившегося ребенка ведет к непониманию, недооценке роли матери и отца в жизни человека. Родители должны нести персональную ответственность за судьбу своего ребенка, за его физическое, эмоциональное, социальное и культурное формирование как личности.

Семья  выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Семья – и первая школа чувств, и среда обитания, и защита в бурном житейском море.

Особенностью семейного воспитания является и тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения, что и позволяет создавать определенные традиции.

Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все ее этапы: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до сложнейших социально – личностно значимых форм поведения.

По мнению  исследователей,    занимающихся    проблемами семьи  (И.М. Балинский,  А.И.  Захаров,  И.А.  Сикорский  и  другие),  семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в  воспитании ребёнка.

Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

Читайте также:  Центр развития ребенка мечта лотошино

Если ребенок окружен постоянной любовью вне зависимости от того, какой он в данный момент – “хороший” или “плохой”, то такие проявления родительской любви вызывают ощущение целостности собственного «я». Результатом этого является выраженное чувство принадлежности к семье.  Дети   осознанно и неосознанно отождествляют себя со своими родителями.

И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило,  результат отрицательной системы отношений в семье и образа ее жизни. Это отношение отца к матери, родителей к детям или к окружающим вне семьи.

В семье  очень много факторов риска, способствующих развитию нарушений в поведении детей.  Именно здесь зачастую лежат глубинные причины проблем детей. Известно, что они губительны, однако широко распространены в семейном воспитании:

-уделение сил и времени родителей воспитанию детей (либо чрезмерно много, либо очень мало);

         -удовлетворение потребностей детей (либо потакание во всем, либо жесткий минимум);

-количество требований, предъявляемых к детям (либо очень много, либо неоправданно мало);

-строгость наказаний (либо попустительство, либо жесткость).

Очень часто отклонения в поведении обусловлены нарушениями в личности самих родителей, характер их взаимоотношений друг с другом. Они могут быть связаны: с проявлением негативных личностных характеристик, неадекватным уровнем притязаний, нарушением общения, воспитательной неуверенностью, боязнью потерять ребенка, неразвитостью родительских чувств, переносом на детей своих собственных нежелательных качеств и т.п.

Дисгармоничная семья – существенный фактор нарушений поведения детей. Обычно в такой семье начинается дебют психических расстройств ребенка. Это приводит к стойкому нарушению поведения детей, уже отягощенных хроническими заболеваниями.

В семье, где детей «закармливают» любовью, окружают чрезмерным почитанием, восхищением. Принимая безграничную любовь и ощущая свою сверхценность вне зависимости от своих действительных качеств, дети в таких семьях становятся себялюбивыми и самовлюбленными, требовательными к другим. Вырастая, они проявляют собственнический характер, постоянно должны самоутверждаться в своей ценности через всевозможные и постоянные знаки любви со стороны окружающих. Чрезмерная родительская любовь неизбежно приводит повзрослевших детей к зависимости, несамостоятельности, незрелости.

          Семья,  в которой родители проявляют «принципиальную» любовь к детям. Ребенок получает их любовь как награду только тогда, когда родители им довольны. Ценность личности ребенка здесь совсем не принимается во внимание.

  Семья,   в которой потребности  в любви не удовлетворены, дети считают себя лишними, ненужными, никчемными. Эти мучительные детские переживания накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Нарушается правильное представление о самом себе – самооценка, без которой нет соответствующего самоуважения. Замедляется развитие личности в целом. Полное отсутствие любви в детстве имеет исход в виде атрофии чувства любви у взрослого человека.

Родительская любовь, как ничто другое, способствует возникновению и укреплению чувства собственного достоинства и самоуважения человека.

Напротив, человек, лишенный любви (и часто – уважения других), чувствует себя неудовлетворенным, недостойным и униженным. Самооценка в этом случае имеет настолько малое значение, что такие люди позволяют себе быть агрессивно-недружелюбными, поскольку могут вызвать у других хоть какое-то «уважение» к себе, своей силе.

Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация личности. Отрицательное влияние на формирование личности детей оказывают  такие факторы, как конфликтные отношения в семье и невротические склады у родителей.

Стабильность семейной среды — очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка. Каждое изменение семейной структуры, как, например, появление на свет брата или сестры, разлука с одним из родителей, требует умелого объяснения и воспитательного воздействия. Распад семьи вследствие смерти, развода или раздельного проживания родителей всегда представляет для ребенка потрясение и наносит ему длительную травму.

Источник

Библиографическое описание:

Ткачёва, А. В. Семья как фактор влияния на формирование личности ребёнка / А. В. Ткачёва. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15230/ (дата обращения: 11.10.2020).



Вданной статье рассматривается роль семейного воспитания в развитии и становлении личности ребенка, а также формирование у него культурно-нравственных ценностей.

Ключевые слова: жизнь, родители, ребенок, семья, воспитание, личные отношения, маленькая личность.

Безусловным фактором на становление и развитие личности является среда, в которой ребенок растет и, в частности, его семья. То, что ребенок приобретает остается с ним на всю его жизнь в виде тяжелого или полезного багажа. Важностью семьи считается то, что человек находится в ней в течении всей своей жизни с начало живя в той в которой родился, а затем создавая свою. В процессе доверительных и тесных отношений со всеми домочадцами у ребенка формируется структура его личности.

Семья имеет огромное влияние на развитие личности ребенка, дети лишенные возможности расти в семье или подвергающиеся насилию в ней, к сожалению, очень часто вырастают с поломанной судьбой из-за того, что система ценностей не была грамотно и вовремя заложена в маленькую личность. Что уж говорить о тех, кто вообще вырос в детском доме, их умственное и социальное развитие затормаживается, воспитание этих детей протекает совершенно по другому сценарию в отличие от тех, кто вырос в полной и благополучной семье.

Читайте также:  Первые полгода жизни ребенка развитие

Семья, считаясь в обществе малой группой, создает ребенку условия безопасности и покоя, оказывая поддержку и помощь, формируя в личности принадлежность к обществу. В семье люди заботятся друг о друге, удовлетворяя потребности каждого, но, к сожалению, не всегда так происходит, ибо идеальных семей нет, однако невыполнение основных ее функций способно отложить негативный отпечаток на ребенка. Необеспечение безопасности и взаимопомощи способно воспитать из него не совсем эмоционально зрелую личность. Рассматривая роль семьи в становлении личности человека, стоит отметить главную функцию развития психологических составляющих, которые представляют ценность для общества [1, c.133].

Как уже было сказано выше, человек является в своей жизни членом двух семей, своей и которую в будущем создает сам. Важным этапом становится вступление в брак и супружество, а также рождение ребенка. С точки зрения социальной психологии, супруги являются особой группой, состоящей из лиц противоположного пола. После образования семьи начинается процесс приспособления и подстраивания друг под друга. Здесь безусловным фактором успеха семьи является их способность идти на компромиссы, проявлять терпение и уважение друг к другу, трудности в браке могут возникнуть у всех, но вопрос в том, смогут супруги их преодолеть или предпочтут пойти по легкому пути который может довести до развода [2, c.70].

Рождение ребенка должно быть одним из значимых событий в семье и между супругами. Это очередное испытание, новые социальные роли и ответственность, которую они решили взять на себя, станет одной из проверок прочности их взаимоотношений. Рождение ребенка и необходимость обеспечения его всем необходимым — это еще не все, главное тут — эмоциональная связь с ним. Что бы добиться гармоничного развития маленькой личности, родители должны сами находится в спокойном эмоциональном состоянии, так как ребенок все чувствует и ему важно какие взаимоотношения царят в семье [3, с.351].

Отношения, которые строят родители с детьми, можно назвать их эмоциональной позицией, это один из важнейших факторов формирования личности ребенка. Существует градация данного фактора от доминирования до полного безразличия. Здесь, конечно, очень важно наладить связь и контакт с ребенком, что бы в последствии можно было говорить об отдачи. Нарушение же взаимоотношений, может спровоцировать излишний контроль или характер доминанта, тогда не удивляйтесь почему ребенок начинает закрываться или проявлять агрессию против вас [4, c.56].

С самого раннего возраста родители должны правильным образом уделять свое время ребенку, малыш не должен чувствовать, что он предоставлен сам себе, он должен чувствовать любовь и заботу. Ребенок через родителей общаясь с ними учиться мыслить, выбирает ту или иную модель поведения. Благодаря правильному образу поведения, который у него перед глазами, ребенок учится своему поведению и реакциям с другими людьми.

К сожалению, поведение ребенка очень во многом зависит от воспитания его в семье. Дошкольники, например, часто видят себя глазами взрослых, то есть смотря на поведение своих родителей они отзеркаливают его и в своей жизни. Дети с заниженной самооценкой появляются благодаря слишком уж требовательным родителям, которые вместо того, чтобы похвалить своего ребенка, начинают на него нападать с упреками, а если он совершит какой-либо проступок, то тут вообще наступает конец света. У ребенка в такой семь начинает формироваться чувство того, что его не любят и он бесполезен в этом обществе, что он не оправдал желания и надежд своих родителей, которые своим поведением способны довести до суицида, нужно быть очень осторожными с тем, что мы говорим своим детям, ибо на ранних этапах становления личности, ребенок нуждается в поддержке, даже если он был не прав, а не в потоке вечных упреков со стороны самых близких ему людей. То же самое можно сказать и о завышенной самооценки, здесь родители проявили себя как настоящие и любящие, но вопрос в том, сможет ли такой ребенок добиться чего-то в жизни или выстроить нормальные отношения с другими людьми? Думаю, что и здесь будут серьезные проблемы, ибо полное отсутствие системы наказания является тоже негативным фактором. Не стоит потом удивляться тому, что у ребенка из-за его слишком завышенной самооценки появились куча проблем, например со сверстниками, да и в итоге с собственными родителями тоже. Он привык быть первым и хорошеньким во всем, но в жизни так не бывает, придя учась в класс, ребенок столкнется с конкуренцией, внимание учителя будет направленно не только на одного его, что безусловно может стать серьезной травмой, ведь дома он самый лучший, а тут, ему приходится что-то и кому то доказывать.

Самым наилучшим по мнению автора отношениями между родителями и детьми, можно считать выбранный стиль под названием демократия. Данный стиль способствует самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности у ребенка. Родители умеет грамотно лавировать между поощрениями и наказаниями, формируя у ребенка правильные представления о себе.

Читайте также:  Психофизическое развитие ребенка 1 года жизни

Как бы кто не спорил с тем, что формирование личности достигается на пике переходного возраста, автор статьи все же не согласен с этим, так как эмоциональная привязка ребенка к родителям происходит как раз на ранних стадиях и в первые годы жизни. К средней и старшей школе стиль взаимоотношений с родителя давно уже сложился, благодаря тому каким образом родители выстраивали отношение с ребенком пока он был еще маленьким.

Для ребенка родители на протяжении всей его жизни выступают в разных ролях и «ипостасях»:

a) как источник эмоциональной поддержки и тепла;

b) как власть, тех кто поощряет и наказывает его;

c) как образец, на который можно смотреть и соответствовать ему.

Не стоит забывать какими бы родителями мы не были, дети все равно чувствуют эмоциональную привязку и нуждаются в том, что бы их любили и защищали. Очень плохо, когда ребенок чувствует отсутствие или нехватку внимания и любви к себе — это может послужить негативными последствиями в его жизни, даже в собственных построениях личных взаимоотношений с противоположным полом, но и избыток эмоционального воздействия родителей на ребенка тоже способен нанести ему травму, слишком уютное родительское гнездышко не стимулирует давно уже выросшего птенца к вылету из него.

Переходя к выводам, стоит сказать, что роль семьи и родителей в формировании личности ребенка бесценна, ибо она выступает как институт, в котором на протяжении жизни формируются связи между всеми ее членами.

Именно в семье начинают закладываться основы нравственного воспитания, формируются разные формы взаимоотношений, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.

Целью воспитания — для родителей должно стать развитие маленького человечка в разностороннюю личность. Которая сама знает как ему двигаться, а задачи родителей лишь направить его в этом, а не пытаться самим сделать из него какого-то непонятного ему самому до конца человека.

Главное и основное правило которое родители должны помнить и не нарушать его — является последовательность и демократическое поведение в отношениях с ребенком.

Литература:

  1. Земская М. Р. «Семья и личность», М.,1999 г., изд. «Прогресс».
  2. Ковалев С. В. «Психология семейных отношений», изд. «Педагогика», 1987г.
  3. «Педагогика» под ред. Бабанского Ю. К., М.1983г., изд. «Просвещение»
  4. Захарова Л. Я. «Дитя в очереди за лаской», М. 1999г.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, жизнь, маленькая личность, рождение ребенка, друг, завышенная самооценка, роль семьи, формирование личности ребенка.

Похожие статьи

Роль родителей в формировании самооценки ребёнка

В процессе формирования личности ребенка огромный вклад вносит детский сад, школа, кружки

Ребёнок — это маленький росточек, а его дальнейшая жизнь зависит от того, на

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной…

Влияние семьи на личность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Рассматривая роль семьи в жизни каждого человека, необходимо также отметить ее психологическую функцию, так как именно в семье формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества. Каждый человек на протяжении своей жизни

Самооценка ребенка дошкольного возраста из полной и неполной…

В семье закладываются основы личности и самооценки. В жизни каждого человека родители играют огромную и важную роль, а именно роль в становлении и развитии здоровья, психики и самооценки ребенка. В неполных семьях вопросу воспитания ребенка необходимо уделять…

Влияние семьи на формирование характера ребёнка

В семье ребёнок формирует для себя образ мира, наследует жизненные привычки и установки родителей. Он формирует свой образ жизни и

Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование личности ребенка. Влияние семьи на растущего ребенка

Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие

Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта, выработка у них высоконравственного отношения к труду, потребности и умения быть гражданином и хозяином.

Роль семьи в развитии личности | Статья в сборнике…

Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. В семье должна проходить вся его жизнь.

Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно…

Семья как фактор формирования социальной уверенности…

Роль родителей в формировании самооценки ребёнка. Семья как фактор формирования социальной уверенности… младший школьный возраст, ребенок, адекватная самооценка, завышенная самооценка, формирование, заниженная самооценка, педагог, родитель

Семейные отношения и их влияние на формирование личности

Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово. По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности

Влияние детско-родительских отношений на становление

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на

В рамках данных исследований выделяют несколько типов личности ребенка, который формируется при определенных условиях в семье.

Источник