Семья как фактор социального развития ребенка

СЕМЬЯ  –  КАК  ФАКТОР  СОЦИАЛИЗАЦИИ  ЛИЧНОСТИ

Доклад на родительском собрании

Мищак Елена Александровна, классный руководитель

Личностью не рождаются, личностью становятся. Происходит это в процессе социализации. Социализироваться, значит научиться жить в обществе, среди людей, овладев правилами и нормами поведения, вписаться в существующие в обществе отношения (экономические, политические, культурные, национальные, религиозные, межличностные и др.), следовать принятым в обществе традициям и обычаям.

Социальное становление личности — это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе.

Естественно, что с рождения ребенка процесс социализации его начинается в семье. В семье ребенок учится выполнять свои первые родственные роли (сына или дочери, внука, правнука, племянника и т. п.), уже в раннем детстве он учится быть другом и товарищем для других детей, хозяином для своего котенка или собаки, родители должны научить его бережному отношению к вещам, к природе, ко всему живому. Они учат его любить свой дом, семью, с которой для него начинается Родина. Чем старше становится ребенок, тем более интенсивным становится процесс социализации.

Выделяют три стадии социализации:

  • до трудовая – ранняя социализация до поступления ребенка в школу и стадия обучения в школе,
  • трудовая – время работы личности в трудовом коллективе,
  • после трудовая – период после выхода на пенсию.

Семья играет самую важную роль на первой стадии социализации, прививая ребенку навыки, необходимые ему во взрослой жизни.

Процесс социализации личности. С.И.Гессен рассматривал как три ступени:

  • первая ступень — дошкольный период, период произвольного существования ребенка, в котором преобладает игровая деятельность;
  • вторая ступень — период активного познания ребенком окружающей жизни, ее законов и требований (здесь важно, в какой школе происходит этот этап развития ребенка, насколько затрагивают последнего социальные процессы общества; знания вводят человека в мир культуры);
  • третья ступень развития личности, этап завершения ее формирования, — это процесс самообразования, внешкольного и университетского образования (личность, познав окружающую природу и общество, совершенствует свое собственное «Я»; формируется ее мировоззрение).

Семья  как  фактор  социализации.

Семья – основа чувства безопасности, основа психического здоровья своих членов (особенно для детей). Семья – это основной первичный социальный институт социализации ребенка. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

Семья – модель межгендерных отношений, важнейший источник и фильтр социального опыта.

Функции семьи:

  • даёт ребёнку чувство безопасности, доверия к миру;
  • даёт модели поведения;
  • семья – источник жизненного опыта;
  • обеспечивает соответствующее некоторым требованиям ребёнка общество.

Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений. Как считают многие исследователи, во-первых, детско-родительские отношения характеризуются сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка – с одной стороны родитель должен уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействии с внешним миром. С одной стороны родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой — научить его заботиться о себе самому. В-третьих, особенность родительского отношения к ребенку заключается в том, что оно меняется в зависимости от возраста ребенка.

Социальные функции семьи:

  • воспитательная – социализация молодого поколения;
  • хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;
  • экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;
  • социальный контроль – ответственность членов семьи за по ведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;
  • духовное общение –  духовное обогащение каждого члена семьи;
  • социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;
  • досуговая – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
  • эмоциональная – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.

Социализирующие функции семьи:

  1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.
  2. Семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.
  3. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
  4. Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.
  5. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
Читайте также:  Биологические и социальные факторы в развитии ребенка кратко

Типы взаимоотношений в семье.

В каждой семье объективно складываются определенная, не всегда осознаваемая система воспитания. Родители, на основе понимания ими целей воспитания, выбирают и методы воспитания, устанавливая, что ребенку можно, а чего нельзя.

Могут быть выделены четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений:

  • диктат – авторитарный стиль,
  • опека,
  • «невмешательство или попустительство»,
  • сотрудничество – демократический стиль.

Диктат – это когда в семье один из родителей или оба родителя полностью подчиняют себе ребенка, навязывая свою волю. Ребенок не имеет права голоса, не может возражать родителям, за него все решают взрослые. При таком воспитании подавляется воля ребенка, он делается несамостоятельным, нерешительным, пассивным, плохо приспособленным к жизни. А бывает, что именно при таком стиле, в переходном возрасте у ребенка рождается бурный протест против диктата взрослых, наблюдаются срывы в поведении, правонарушения.

К разновидности авторитарного стиля может быть отнесена и опека. Во благо ребенка родители не дают ему шага шагнуть, постоянно подсказывая, что и как ему необходимо делать. Так воспитываются «мамины сыночки и дочки», которых потом родители вынуждены нянчить всю жизнь.

Стиль «невмешательства» характерен для семей, где отсутствует четкая система воспитания, нет лидеров, родители не пользуются у ребенка авторитетом, дети часто предоставлены сами себе. Воспитательные мероприятия осуществляются от случая к случаю. Дети и взрослые в семье живут как бы сами по себе. При таком «воспитании» дети не приучены к дисциплине, они склонны к анархии, отсутствует уважение к взрослым, интерес к учебе, часты правонарушения.

Демократический стиль взаимоотношений имеет в своей основе сотрудничество, взаимопонимание детей и родителей, взаимоуважение. С мнением ребенка считаются, с ним советуются. Ему взрослые доверяют. Относятся к нему как к личности, умеющей отвечать за свои поступки перед другими членами семьи. Детей и родителей объединяют общие дела, общие интересы. Они часто бывают вместе. Существует теплота отношений, дружеского участия. В таких условиях воспитывается личность с чувством собственного достоинства, уважающая и других людей, готовая прийти на помощь, если в ней кто-то нуждается. Именно такими должны быть отношения в семьях.

Отцовство и его роль в социализации.

Отец – биологическая необходимость, но и социальная  случайность (М.Мид), роль отца с возрастом ребенка увеличивается.

Дети, с которыми нянчится и отец, лучше понимают людей. У ребенка должен быть образец для идентификации со своим полом.

Индивидуальный стиль отцовства сильно зависит от прошлого собственного опыта мужчины, передается из поколения в поколение, причем ответственное отцовство чрезвычайно благотворно как для сыновей, так и для отцов.

Родительское поведение мужчин по своей сути социально. Отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для мальчиков – пример для подражания. Пассивные, отстраненные отцы – недостаток общения с отцом и отсутствие приемлемой модели для идентификации ослабляет формирование отцов из мальчиков. У мальчиков чрезмерная враждебность к окружающим возникает как бунт против излишней зависимости от матери (если нет отца). У импульсивных порывистых отцов сыновья часто страдают неврозами в форме заикания, энуреза, а излишняя строгость может спровоцировать у сыновей страхи (А.И.Захаров).

У девочек влияние отца на половую идентификацию проявляется в период юности. Отец способствует формированию у девочек положительной самооценки, выражая одобрение ее внешним действиям. Если отца нет, то может сформироваться нереалистическое отношение к лицам мужского пола, ибо отсутствует реальная модель отношений между мужчиной и женщиной.

Именно отец занимает ключевую позицию в поведенческих и эмоциональной эмансипации подростка.  Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний. Особенно у мальчиков выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. Мальчикам из неполных семей сложнее налаживать контакты со сверстниками. При отсутствии отца мальчикам труднее достается усвоение  мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, поэтому они чаще гипертрофируют свою маскулинность,  проявляя агрессивность, грубость, драчливость.

В прошлом отец был воплощением власти. Сейчас из-за женского равноправия, вовлечения женщин в профессиональную работу, отец не всегда является главой семьи. Ослабление или даже полная утрата мужчиной власти в семье отражается и закрепляется в стереотипном образе «отцовской некомпетентности».

Для многих отцов отцовство – почетное согласие предлагать эмоциональную близость, социальную защиту и материальное обеспечение. Но потребность в эмоциональной близости с детьми часто вступает в конфликт с заботами, связанными с жизнеобеспечением семьи.

Заключение.

Семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает – на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.

От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества. Экономическое состояние семьи зависит от экономического состояния государства. От того, как ребенок приучен к труду и как подросток выберет профессию и будет готов к самостоятельному труду.

Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи. 

Читайте также:  Обучение и развитие ребенка раннего дошкольного возраста

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Источники:

https://studopedia.net/9_59637_rol-semi-v-sotsializatsii-lichnosti.html

https://www.dgr.ru/psychology/otvety/20

https://murzim.ru/nauka/pedagogika/26658-semya-kak-faktor-socializacii-lichnosti-i-semeynoe-vospitanie.html

https://socialpeded.ru/konspekty-k-ekzamenu-soczialnaya-pedagogika/37-proanalizirujte-semyu-kak-faktor-socializacii-cheloveka-na.htm

Источник

Выступление на семинаре

общественных инспекторов по охране прав детства

Семья как фактор социализации личности ребенка.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Современная семья. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

Демографический – структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).

Социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.

Социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

Технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и – что для нас еще важнее – коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Назовем лишь некоторые из них.

Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений – родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями – сестрами), тетками, дядьями и др.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.

В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает – на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.

Социализирующие функции семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты. Так, социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные характер и результаты. По некоторым данным, до 25% семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% – формируют правонарушителей.

Читайте также:  Педагогические условия и средства развития ребенка в игровой деятельности

Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая проявляется не только в психических заболеваниях или дебильности, но и в полной эмоциональной выхолощенности, иначе в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации. Так, в XVIII в. в Северной Америке от брака пьяницы рыбака и проститутки образовалась семья Джюков. К 30-м гг. XX в. среди более чем двух тысяч их потомков насчитывалось 55% бродяг, воров, проституток и слабоумных. Статистика подобных семей в России отсутствует, но их наличие и рост их числа – эмпирический факт. И наконец, сегодня распространилось стремление сбывать детей с рук. В редких случаях – родственникам, чаще – на попечение государства, порой детей просто выгоняют из дому, много случаев убийства нежелательного младенца. Все это проявления дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в обществе и государстве.

Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Что же касается воспитания в семье как относительно социально контролируемой социализации, то его в состоянии осуществлять относительно небольшой процент российских семей (по различным данным разброс очень велик – от 20 до 60%).

Одной из причин неблагополучия во всех сферах нашей жизни является бездуховность. Она влечет за собой нежелание некоторой части людей честно выполнять свою работу, свои обязанности и зачастую приводит их на путь совершения преступлений. Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%. Школа, семья и ребёнок — это краеугольный камень, на котором держится и развивается общество. Мы призваны вместе решать все проблемы.

Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом. Всесторонне обдумываем результаты, которые последуют от этого хода. Если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои слова и действия в отношении к детям, к другим членам семьи, к другим людям, то насколько бы меньше было неверных поступков, конфликтов, катастроф.

Среди обучающихся 6-7, 8-9 классов было проведено анкетирование, позволяющее проанализировать мнения детей о семье.

6-7 классы

124 чел.

8-9 классы

116 чел.

1.

Чего ждете Вы от семьи, в которой живете?

А) хорошей организации быта

Б) Радости общения

В) Покоя и защищенности

10%

63%

24%

11%

62%

25%

2.

Одиноки ли Вы в семье?

А) Да

Б) Нет

В) Не знаю

5%

88%

7%

5%

86%

11%

3.

Захотите ли вы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на родительскую?

А) Да

Б) Нет

В) Не знаю

63%

17%

20%

38%

39%

24%

4.

Что для Вас вечер дома?

А) Радость общения

Б) Возможность быть самим собой

В) Мучение и пытка

73%

25%

2%

44%

49%

5%

Как видно из ответов, отношение обучающихся к своей семье меняется. Объяснить это можно как с изменением взглядов детей, связанных с  внутрисемейными  отношениями, возрастанием авторитета сверстников и снижением авторитета  родителей, так и, возможно, с изменением отношения  родителей к своим взрослеющим детям.

На социализацию детей значительное влияние оказывают социальные проблемы, характерные для современной семьи.

На первом месте стоят проблемы, которые образно можно назвать материально-финансовыми. Материальное положение семьи сказывается прежде всего на детях, их социализации. Если семья сталкивается с высокими ценами на продукты и товары, их постоянным ростом, низкими заработками и нехваткой денег на самое необходимое, а также с постоянным ростом тарифов на коммунальные и транспортные услуги, то это не может не сказаться на детях, их развитии: родители вынуждены экономить на своих детях, «обделять» их в пище, одежде, детских платных развлечениях и т.д. Во многих семьях у детей нет компьютеров. Бедственное положение семьи формирует у детей комплексы, вызывает зависть по отношению к тем сверстникам, которым родители могут позволить дорогие вещи, игрушки, видеофильмы.

На развитие и формирование личности ребенка также влияет наличие и отсутствие у семьи отдельного комфортного жилья.

Следующей проблемой является «ощущение незащищенности, безразличие со стороны государства, общества», что в очередной раз свидетельствует о том, что как любой ребенок нуждается в родительской заботе, так и каждая семья вправе рассчитывать на государственную и социальную поддержку. Ощущение бессилия родителей передается детям, формирует у них чувство беспомощности и стремление переложить на кого-то свои проблемы.

Состояние здоровья человека – мощный фактор, влияющий на его настроение, самочувствие и работоспособность. На социализации ребенка сказывается не только его физическое самочувствие, но и здоровье родителей, других членов семьи. Состояние здоровья и отсутствие возможностей для хорошего лечения  волнует многие  семьи.  

На социализацию личности ребенка влияет количество времени, которое ему уделяют родители, степень занятости родителей на работе, личные проблемы родителей, межличностные взаимоотношения в семье, недостаточность  педагогической грамотности  у родителей.

Нельзя утверждать однозначно, что в неполных, малообеспеченных семьях дети не социализированы. Все зависит от взаимоотношений, стиля общения, традиций, которые сложились в семье.

Таким образом, переоценить влияние семьи на воспитание и формирование личности  детей невозможно. Поэтому, педагогам необходимо обращать внимание, прежде всего, на семью, в которой ребенок проживает, на отношения, которые сложились между домочадцами, на уровень педагогической культуры родителей. В вопросе воспитания и обучения  детей необходимо видеть в родителях союзников.

Источник