Семья как фактор развития ребенка дошкольного возраста
Ольга Мелехова
Особенности семьи как фактор воспитания и социализации ребенка дошкольного возраста
сторически принято считать, что фундаментом воспитания ребенка является семья. Важность семьи определена тем, что ребенок в ней проводит большую часть своей жизни, и ни один из институтов воспитания не может сравниться с институтом семьи.
Влияние родителей на развитие ребенка очень значимо. Дети, которые растут в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностями в обучении, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений приводит к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Семья готовит ребенка к жизни в социуме, служит его первым и самым глубоким источником общественных идеалов, формирует основы гражданского поведения.
Актуальность обосновывается тем, что в настоящее время трудности воспитания детей являются одной из приоритетных социальных проблем.
Наряду с ускоренным темпом современной жизни, урбанизацией, повышенной ответственностью и жесткостью общественно-ролевых предписаний, недостаток нравственно-этических начал складывается отрицательное влияние на воспитание детей и формирование их личности.
Значительный вклад в изучение семейных отношений внес А. С. Макаренко, он затронул важнейшие вопросы семейного воспитания. В «Книге для родителей» Макаренко указывает, что семья считается первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребеноком.
Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности. Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Основную роль в воспитании и развитии ребенка играет семья.
Исходя из того, что семья на ранних стадиях жизни ребенка выступает как доминирующая структура, влияющая на его развитие в целом, следует выделить ее основные функции. Наиболее полный и современный вариант классификации предлагают Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис, рассматривая следующие основные функции семьи:
1. Генеративная функция.
2. Функция первичной социализации детей.
3. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция.
4. Рекреационная или психотерапевтическая функции семьи.
5. Фелицитологическая функция.
6. Регулятивная функция.
7. Коммуникативная функция.
Выше перечисленная структура семьи в том или ином виде и объеме занимает место в каждой семье, только в различной пропорции. В процессе исторического развития некоторые функции утрачиваются, другие функции укрепляются.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что типы семей принято делить в зависимости от формы брака, от формы семейной власти, от структуры родственных связей, от степени материального положения, и т. д. Но важным критерием любого типа семьи должен оставаться родительский авторитет. Авторитет не приобретается автоматически с появлением ребенка, он нарабатывается годами.
Семья может служить как в качестве положительного, так и в качестве отрицательного фактора воспитания. Положительное влияние на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать сама семья.
Неправильное семейное воспитание искажает личность ребенка, приводит к невротическим срывам и сложным взаимоотношениям с окружающими.
Семья имеет свои специфические особенности и требует учета всех ее характеристик, проблемы отдельных членов семьи всегда являются общей проблемой для семьи как целого.
Для эффективного решения проблем семьи необходима постоянная целенаправленная деятельность по их поддержке со стороны различных государственных структур. Вместе с тем государство призвано оказывать поддержку деятельности общественных объединений, благотворительных фондов и других организаций, прямым или косвенным образом занимающихся проблемами семьи. На уровне региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления важно обеспечивать координацию деятельности всех государственных и общественных структур, связанных с решением вопросов семьи.
Заключение. В семье рождается незаменимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка, многогранное познание им окружающей социальной действительности, освоение навыков индивидуальной и коллективной работы, приобщение его к человеческой культуре. Основными факторами в становлении личности ребенка являются: нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль, то есть социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции.
Смысл семейного воспитания состоит в том, чтобы дать ребенку возможность самому реализоваться, пробовать делать все самому. Дружеское взаимодействие, оказание своевременной помощи ребенку, решение возникающих проблем, семейный поиск путей и способов устранения их является наилучшим ресурсом в воспитании ребенка.
Источник
Ростовская область
г. Новошахтинск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад общеразвивающего вида № 4 «Аленка»
города Новошахтинска
г. Новошахтинск, улица Воровского, 15 Тел: (86369) 20719
Семья как фактор воспитания личности дошкольника.
Воспитатель: Яземова Ю.В.
Семья – главный фактор воспитания личности дошкольника, от которого в большинстве случаев зависит будущая судьба человека. Лучшее, что квалифицирует семью как фактор воспитания, – это ее общевоспитательная среда, в которой непосредственно строится жизнь и деятельность дошкольника. Допускается с полным преимуществом рассуждать о том, что семейная воспитательная среда устанавливает начальные контуры формирующегося у дошкольника образа мира, сформировывает целесообразный образ жизни. Установлено, что дошкольник уже с младенческого возраста формируется как существо социальное, для которого среда есть не только условие, но и источник развития. Взаимодействие дошкольника со средой, и преимущественно с социальной средой, микросредой, осваивание им «созданной человечеством культуры» (А.Н. Леонтьев) играют важную роль в его психическом развитии, формировании его личности.
Семейная среда – основная просвещенная сфера для дошкольника, охватывающая социально-поведенческое, предметно-пространственное, событийное, информационное окружение ребенка дошкольника.
Родители в меньшей или большей мере сформировывают условия воспитания. Например, создают гигиеническую среду, хорошее питание, приобретают надлежащие игрушки, комнатные растения, книги, аквариум и другие средства воспитания. Уделяют внимание положительным эталонам и моделям поведения. От того, как сформирована среда воспитания, обуславливаются и методы влияния на дошкольника, их результативность для его развития. Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая устанавливается умышленно или случайно. Семья может проживать мирно, относиться доброжелательно и к чужим людям, — но может и ругаться, злобствовать, демонстрировать бессердечность, неприязнь, не только к чужим, но и к своим родным.
Всякий раз, когда родители ограничивают в себе то или иное плохое побуждение из-за детей, они выполняют всего лишь свою обязанность. Дети, возможно заметят, но в детстве, очевидно и не строят эту работу родителей над собой, оценят ее и привыкнут – вначале по подражанию, потом по убеждению – управлять собой, сдерживать себя в дурном, а это одно из огромных достижений воспитания.
Вся жизнь семьи из разнообразия социальных ситуаций: расставание на ночь и приветствие по утрам друг друга, прощание перед уходом в школу, на работу, в детский сад, собирание на прогулку и т.д. Навык родителей придать целенаправленность какой-либо социальной ситуации трансформирует ее в педагогическую ситуацию, когда обстоятельством воспитания становится действительно все: обстановка помещения, размещение предметов, факты семейной жизни, модели отношений и манеры общения, традиции и обряды, и многое другое. Скажем день рождения дедушки: допускается ограничиться обычным звонком по телефону и укоренившимися поздравлениями, в таком случае педагогический результат будет меньшим. А если заблаговременно завлечь ребенка в подготовку подарка, указав при этом на то, что наиболее доставит радость дедушке, что созвучно его увлечениям. Обдуманная воспитательная среда, одушевленная домашняя среда – это щедрая пища для воспитания эмоций, понятий поведения ребенка. Социальные значения и атмосфера семьи решают, окажется ли она воспитательной средой, местом саморазвития и самореализации.
Необычность воспитательной деятельности семьи – ее непреднамеренность. Безусловная причастность к жизнедеятельности этой малой социопсихологической группы. Специфические воспитательные «мероприятия», нацеленные на развитие, исправление тех или иных свойств, качеств личности ребенка, в сегодняшней семье занимают незаметное место. Правда в домашнем воспитании укрепились четкие требования, запреты, наказания и поощрения. И, опять-таки, в каждое мгновение жизни вплетаются всякие влияния взрослых образовательного или обучающего характера. Чем младше ребенок, тем неотъемлемо сочетаются процессы присмотра, ухода, воспитания, обучения. Это дает, обычно, прекрасный результат потому, что родители (другие члены семьи) понимают состояние ребенка, знают его возможности, замечают ориентацию развития. Иначе семейное воспитание наиболее своеобразно, точно, персонализировано. Вследствие этого оно выигрышно для начинаний ребенка. А инициативность самого ребенка, совершенствуется в какой-либо деятельности, – начало развития социопсихологических новообразований в строении его личности, ведь характерные человеческие особенности и качества формируются в процессе взаимодействия ребенка со средой, в его активной деятельности. Это этап предварительного развития тех свойств, которые нужны человеку на протяжении дальнейшей жизни.
Сущность семейного воспитания различна и не столь «стерильна», сколь воспитание в детском саду. Где программа образовательной работы обращает внимание ребенка в основном на хорошее, что есть в окружающем мире. При таком подходе уменьшается умение ребенка приспосабливаться к реальной жизни во всем разнообразии ее явлений, задерживается формирование иммунитета к отрицательным образцам. В семье дошкольник становится наблюдателем и участником как раз разнообразных обстоятельств, вдобавок не всякий раз положительного содержания и смысла. При этом участии социальный опыт, полученный в семье, характеризуется большим реализмом. Посредствам призмы наблюдаемого поведения близких для ребенка дошкольника взрослых у него строится отношение к миру. Формируются понимания о значимости некоторых явлений, объектов.
Зарождается посредственно расположение дошкольника к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в родном доме по причине его общения со всеми членами семьи. Эмоции, сопутствующие этому общению, способствуют дошкольнику разобрать смысл, который придается окружающему миру близкими людьми. Он резко реагирует на манеру и интонацию взрослых. Точно замечает общий стиль, дух отношений. Семья дает дошкольнику различные поведенческие модели, благодаря которым он будет приобретать свой личный социальный опыт. На реальных приемах, способах общения, которые ребенок дошкольник замечает в ближнем окружении и в которые иногда сам втянут взрослыми. Он учится сопоставлять, оценивать, избирать некоторые модели поведения, средства взаимодействия с окружающей реальностью.
Смысл семейной воспитательной среды – обозначение главных контуров определяющегося у дошкольника образа мира, образовывание должного образа жизни. Иначе, семья является довольно закрытым социумом близких людей, которые просвещают друг друга, ориентируясь на социальные интересы, требования. Используя одновременно опробованные непостоянные способы, методы и приемы воспитания, которые переходят от поколения к поколению. Отмечается повторение новых способов влияния, которые взрослые члены семьи замечают в окружающей жизни, выясняют из дополнительной литературы. По мере своих сил и педагогических возможностей семья отвечает за формирование личности ребенка дошкольника. Это квалифицирует семью как фактор воспитания.
Семья становится фактором воспитания еще и благодаря тому, что оказывается организатором различных видов деятельности дошкольника. От появления на свет ребенка, в отличие от некоторых представителей животного мира, не располагает способностями, которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром устраивают родители и другие члены семьи. В этом вложено огромное педагогическое значение, так как дошкольник, которому повезло родиться в подходящей среде, не сможет полновесно развиваться, если он ограничен, или потерял возможность удобный случай инициативно взаимодействовать с ней. Действительно изолированно он не овладевает методами изучения, усвоения и присвоения тех свершений культуры, которыми он окружен. Семья выступает фактором воспитания еще и вследствие того, что является организатором различных видов деятельности детей. Начинается в семье ознакомление дошкольника с различными видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения. Сначала взрослые воздействуют с дошкольником, объединено побуждая и поддерживая его активность. Но по мере того, как дошкольник изучает отдельные действия, представляется возможность организовать его деятельность как совокупно разделенную с взрослым. По мере познания дошкольником некоторых действий он трансформируется, превращается в субъекта собственной деятельности. Но и на этом этапе ему требуется внимание взрослого, эмоциональное содействие, похвала, оценка, временами – подсказка, дополнительные сведения о том, как точнее сделать, поступить в какой-либо ситуации и т.д. Родителям немаловажно соблюдать меру, благоразумное соответствие детской и своей собственной активности, не осуществляя за дошкольника то, чему он научился.
Темп современной жизни столь интенсивен, что взрослым временами легче выполнить что-то за ребенка, чем выжидать, когда он справится с этим сам. И родители продолжают кормить ребенка с ложки, убирать за ним игрушки, одежду, вытирать ему нос…. Намного сложнее затруднительнее выдумать и осуществить способ, который поможет подключить к делу самого дошкольника. В свете воспитания первый путь невыгоден, недальновиден, потому что провоцирует инфантилизм, синдром беспомощности в поведении ребенка дошкольника и в дальнейшем – взрослого человека. Затяжные сомнения, постоянная нехватка времени приводят к тому, что в дошкольные годы, когда ребенку характерна активность, стремление к самостоятельности («Я сам!»), его непрерывно останавливают: «Ты не умеешь», «Дай я сделаю», «Не лезь!», «Не трогай!». Это останавливает развитие индивидуальности, уверенности, а значит, усложнит жизнь дошкольника на последующих этапах.
Родителям нужно поддерживать всякую попытку, любой сигнал самостоятельности ребенка дошкольника, потихоньку добавляя нагрузку, запастись терпением. Если правильная помощь взрослых ребенку дошкольнику совершается без акцента на его слабость, без унижения его достоинства, если она вовремя и незаметна, то в структуре личности ребенка фиксируется первая составляющая подлинной самостоятельности – нужда в надлежащих действиях, заканчивающихся полезным результатом, имеющим общественную значимость, культурный смысл. А это условия развития настойчивости, усердности, способности к самоконтролю и самооценке результатов своей деятельности и себя как деятеля. Необходимо не забывать, что мера стараний ребенка дошкольника должна соответствовать мере его возможностей.
Условие благоприятной деятельности – переживание ребенком дошкольником радости от ее процесса, результата, обретенного продукта, поэтому одинаково вредно скажется недооценивание возможностей ребенка и его перегрузка. Так, чересчур сложное задание, превосходящее границы возможностей ребенка, может оказаться невыполнимым, что доставит ему печаль, вызывает уменьшение волевых усилий. Ребенок с меньшей охотой и старанием проделывает то, что уже изучено, «пройдено», если не внести новые элементы в его деятельность (расширить круг действий, предложить новые материалы).
Итак, устраивая деятельность дошкольника, родителям разумно исследовать, как именно организовать для него ситуацию успеха, вследствие которой происходит субъективное переживание полученных достижений, сколь бы малы они ни были. Действенным становится положительное подкрепление замыслов ребенка дошкольника, авансирование успеха, выделение внимания на положительных чертах ребенка дошкольника, усиление мотива деятельности. Чувство удачи зарождает у дошкольника атмосферу воодушевленного подъема, а это, равным образом инициирует активность, побуждает желание трудиться (учиться, играть).
Следовательно, семья – это ведущий фактор воспитания ребенка дошкольника как личности. Удача воспитания в семье обеспечена, по-видимому, если только созданы хорошие условия для роста и совершенного развития ребенка. Решающая роль семьи определена ее сильным воздействием на весь комплекс физической и духовной жизни развивающегося в ней ребенка дошкольника. Основополагающими условиями успеха в воспитании детей дошкольного возраста в семье необходимо считать существование естественной семейной атмосферы, авторитетность родителей, верного режима дня, своевременного знакомства ребенка с книгой и чтением, приобщение к труду.
Источник
Надежда Мызникова
Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста
«Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста»
Семья – важнейший институт общества, микрогруппа,в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений, общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей.
Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе. Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях.
Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.
Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью – первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.
Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.
Потребность детей в общении не появляется у них автоматически. Она формируется постепенно, в зависимости от условий существования, от воздействия окружающих людей, прежде всего – близких взрослых.
Улыбка, кивок головы, слово, жест или надменный взгляд, крик – заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствует его здоровому развитию.
В первых ощущениях от положительных или отрицательных контактов дети начинают улавливать сообщения о себе, о своей ценности. Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их личностном развитии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети, на роли, которые они играют.
В первые 5 лет у человека формируется самое важное – структура личности. В этот период ребенок особенно уязвим; физически, социально, эмоционально зависим от семьи, в которой полностью или частично удовлетворяются его потребности.
Опыт взаимоотношений с ними служит для ребенка школой социального общения. Недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере эмоциональных отношений окружающих взрослых и в своих экстремальных формах может даже привести к страху перед общением.
Поскольку взрослый начинает общаться с ребенком, когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, его поведение является главным примером в общении с другими людьми.
Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью.
В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.
В условиях семьискладывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных, семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка.
Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.
Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной семьи (при отсутствии кого-то из родителей) или при отсутствии у него братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта.
Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например развитием интеллекта (математических способностей и т. д., и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку как будущему гражданину.
Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение, как правило, имеет место тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.
Встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время – время научно-технических достижений и прогресса – многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми; кое-кто воспитывает у ребенка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи. «Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же?» – спрашивают в этих случаях у детей. В противовес доброте, чуткости, пониманию другого у детей нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счет подавления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.
Семейное воспитание играет важную роль в развитии интеллектуальных способностей ребенка раннего дошкольного возраста. По мнению многих психологов, основы всех необходимых жизненных навыков закладываются именно в семье.
Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.
Время, какое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.
Родители могут помочь формированию таких навыков как: развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка. Больше давайте ребёнку лепить, вырезать картинки, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания. Для ребенка это необходимо не только на специальных занятиях в саду, но и в самостоятельной деятельности ребят дома. Ведь родители являются авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах.
Развитие интеллектуальной сферы будет проходит наиболее продуктивно, если сформированы такие нравственно-волевые качества, как настойчивость, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, внимание любознательность и т. д.
Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое,то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.
Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.
В работе с родителями в нашем детском саду используются разные направления, формы и методы взаимодействия.
Направления:
– нравственно-патриотическое (совместные экскурсии к достопримечательностям нашего поселка; участие в параде, праздниках, ярмарках и других значимых мероприятия,
– физкультурно-оздоровительное (организация и участие в семейных спортивных праздниках, викторинах, ознакомление с нетрадиционными методами оздоровления и изготовление массажных ковриков и мобильных тренажеров,
Формы взаимодействия подразделяются на
– коллективные,
– индивидуальные
– наглядно-информационные.
1.Коллективные:
– Родительские собрания по проблемам воспитания детей,
– Круглые столы, дискуссии;
– Совместные досуги,праздники:
подготовка детей, изготовление костюмов и атрибутов, украшение зала;
– Участие родителей в различных выставках,
детского творчества, творчества взрослых, совместного творчества (по правилам пожарной безопасности, по ПДД, сезонные выставки; рисунки к сказкам, к праздничным датам, тематические).
– Организация дней открытых дверей.
– Выпуск стенгазет (к праздничным датам, о мероприятиях детского сада)
– Создание альбомов в центры развивающей среды («Мое маленькое лето»)
2. Индивидуальные.
– Внеплановые индивидуальные беседы;
– Рекомендации по изучению педагогической литературы;
– Рекомендации по использованию методических пособий;
– Консультации специалистов детского сада;
3. Наглядность.
– Рекламно-информационный стенд;
– Подборка лекций педагогов-специалистов;
– Подборка рекомендаций педагогов-специалистов;
– Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности;
– Подарки и приглашения к праздникам.
Эффективна и необходима работа с родителями по образовательной области «Труд»
Трудовое воспитание является важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.
Отношения со взрослыми должны быть доверительными, доброжелательными, но не равноправными. Ребенок понимает: он еще многого не знает, не умеет; взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок видит, что не всегда взрослые бывают правы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям. Ребенок учится отличать плохое от хорошего. Поддерживается любое проявление творчества, инициативы, самостоятельности. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать. Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей.
Советы родителям:
¦ Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
¦ Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
¦ По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
¦ Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
¦ Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
¦ Развивайте мелкую моторику рук: лепите, рисуйте, вырезайте, рвите бумагу, собирайте мозаику и др.
¦ Всячески пытайтесь поддерживать ребенка в его стремлениях и действиях и тогда развитие его пойдет быстрее!
Источник