Семья как фактор развития личности ребенка его социализации

СЕМЬЯ  –  КАК  ФАКТОР  СОЦИАЛИЗАЦИИ  ЛИЧНОСТИ

Доклад на родительском собрании

Мищак Елена Александровна, классный руководитель

Личностью не рождаются, личностью становятся. Происходит это в процессе социализации. Социализироваться, значит научиться жить в обществе, среди людей, овладев правилами и нормами поведения, вписаться в существующие в обществе отношения (экономические, политические, культурные, национальные, религиозные, межличностные и др.), следовать принятым в обществе традициям и обычаям.

Социальное становление личности — это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе.

Естественно, что с рождения ребенка процесс социализации его начинается в семье. В семье ребенок учится выполнять свои первые родственные роли (сына или дочери, внука, правнука, племянника и т. п.), уже в раннем детстве он учится быть другом и товарищем для других детей, хозяином для своего котенка или собаки, родители должны научить его бережному отношению к вещам, к природе, ко всему живому. Они учат его любить свой дом, семью, с которой для него начинается Родина. Чем старше становится ребенок, тем более интенсивным становится процесс социализации.

Выделяют три стадии социализации:

  • до трудовая – ранняя социализация до поступления ребенка в школу и стадия обучения в школе,
  • трудовая – время работы личности в трудовом коллективе,
  • после трудовая – период после выхода на пенсию.

Семья играет самую важную роль на первой стадии социализации, прививая ребенку навыки, необходимые ему во взрослой жизни.

Процесс социализации личности. С.И.Гессен рассматривал как три ступени:

  • первая ступень — дошкольный период, период произвольного существования ребенка, в котором преобладает игровая деятельность;
  • вторая ступень — период активного познания ребенком окружающей жизни, ее законов и требований (здесь важно, в какой школе происходит этот этап развития ребенка, насколько затрагивают последнего социальные процессы общества; знания вводят человека в мир культуры);
  • третья ступень развития личности, этап завершения ее формирования, — это процесс самообразования, внешкольного и университетского образования (личность, познав окружающую природу и общество, совершенствует свое собственное «Я»; формируется ее мировоззрение).

Семья  как  фактор  социализации.

Семья – основа чувства безопасности, основа психического здоровья своих членов (особенно для детей). Семья – это основной первичный социальный институт социализации ребенка. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

Семья – модель межгендерных отношений, важнейший источник и фильтр социального опыта.

Функции семьи:

  • даёт ребёнку чувство безопасности, доверия к миру;
  • даёт модели поведения;
  • семья – источник жизненного опыта;
  • обеспечивает соответствующее некоторым требованиям ребёнка общество.

Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений. Как считают многие исследователи, во-первых, детско-родительские отношения характеризуются сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка – с одной стороны родитель должен уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействии с внешним миром. С одной стороны родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой — научить его заботиться о себе самому. В-третьих, особенность родительского отношения к ребенку заключается в том, что оно меняется в зависимости от возраста ребенка.

Социальные функции семьи:

  • воспитательная – социализация молодого поколения;
  • хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;
  • экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;
  • социальный контроль – ответственность членов семьи за по ведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;
  • духовное общение –  духовное обогащение каждого члена семьи;
  • социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;
  • досуговая – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
  • эмоциональная – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.

Социализирующие функции семьи:

  1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.
  2. Семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.
  3. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
  4. Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.
  5. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

Типы взаимоотношений в семье.

В каждой семье объективно складываются определенная, не всегда осознаваемая система воспитания. Родители, на основе понимания ими целей воспитания, выбирают и методы воспитания, устанавливая, что ребенку можно, а чего нельзя.

Могут быть выделены четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений:

  • диктат – авторитарный стиль,
  • опека,
  • «невмешательство или попустительство»,
  • сотрудничество – демократический стиль.

Диктат – это когда в семье один из родителей или оба родителя полностью подчиняют себе ребенка, навязывая свою волю. Ребенок не имеет права голоса, не может возражать родителям, за него все решают взрослые. При таком воспитании подавляется воля ребенка, он делается несамостоятельным, нерешительным, пассивным, плохо приспособленным к жизни. А бывает, что именно при таком стиле, в переходном возрасте у ребенка рождается бурный протест против диктата взрослых, наблюдаются срывы в поведении, правонарушения.

К разновидности авторитарного стиля может быть отнесена и опека. Во благо ребенка родители не дают ему шага шагнуть, постоянно подсказывая, что и как ему необходимо делать. Так воспитываются «мамины сыночки и дочки», которых потом родители вынуждены нянчить всю жизнь.

Стиль «невмешательства» характерен для семей, где отсутствует четкая система воспитания, нет лидеров, родители не пользуются у ребенка авторитетом, дети часто предоставлены сами себе. Воспитательные мероприятия осуществляются от случая к случаю. Дети и взрослые в семье живут как бы сами по себе. При таком «воспитании» дети не приучены к дисциплине, они склонны к анархии, отсутствует уважение к взрослым, интерес к учебе, часты правонарушения.

Демократический стиль взаимоотношений имеет в своей основе сотрудничество, взаимопонимание детей и родителей, взаимоуважение. С мнением ребенка считаются, с ним советуются. Ему взрослые доверяют. Относятся к нему как к личности, умеющей отвечать за свои поступки перед другими членами семьи. Детей и родителей объединяют общие дела, общие интересы. Они часто бывают вместе. Существует теплота отношений, дружеского участия. В таких условиях воспитывается личность с чувством собственного достоинства, уважающая и других людей, готовая прийти на помощь, если в ней кто-то нуждается. Именно такими должны быть отношения в семьях.

Отцовство и его роль в социализации.

Отец – биологическая необходимость, но и социальная  случайность (М.Мид), роль отца с возрастом ребенка увеличивается.

Дети, с которыми нянчится и отец, лучше понимают людей. У ребенка должен быть образец для идентификации со своим полом.

Индивидуальный стиль отцовства сильно зависит от прошлого собственного опыта мужчины, передается из поколения в поколение, причем ответственное отцовство чрезвычайно благотворно как для сыновей, так и для отцов.

Родительское поведение мужчин по своей сути социально. Отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для мальчиков – пример для подражания. Пассивные, отстраненные отцы – недостаток общения с отцом и отсутствие приемлемой модели для идентификации ослабляет формирование отцов из мальчиков. У мальчиков чрезмерная враждебность к окружающим возникает как бунт против излишней зависимости от матери (если нет отца). У импульсивных порывистых отцов сыновья часто страдают неврозами в форме заикания, энуреза, а излишняя строгость может спровоцировать у сыновей страхи (А.И.Захаров).

У девочек влияние отца на половую идентификацию проявляется в период юности. Отец способствует формированию у девочек положительной самооценки, выражая одобрение ее внешним действиям. Если отца нет, то может сформироваться нереалистическое отношение к лицам мужского пола, ибо отсутствует реальная модель отношений между мужчиной и женщиной.

Именно отец занимает ключевую позицию в поведенческих и эмоциональной эмансипации подростка.  Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний. Особенно у мальчиков выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. Мальчикам из неполных семей сложнее налаживать контакты со сверстниками. При отсутствии отца мальчикам труднее достается усвоение  мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, поэтому они чаще гипертрофируют свою маскулинность,  проявляя агрессивность, грубость, драчливость.

В прошлом отец был воплощением власти. Сейчас из-за женского равноправия, вовлечения женщин в профессиональную работу, отец не всегда является главой семьи. Ослабление или даже полная утрата мужчиной власти в семье отражается и закрепляется в стереотипном образе «отцовской некомпетентности».

Для многих отцов отцовство – почетное согласие предлагать эмоциональную близость, социальную защиту и материальное обеспечение. Но потребность в эмоциональной близости с детьми часто вступает в конфликт с заботами, связанными с жизнеобеспечением семьи.

Заключение.

Семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает – на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.

От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества. Экономическое состояние семьи зависит от экономического состояния государства. От того, как ребенок приучен к труду и как подросток выберет профессию и будет готов к самостоятельному труду.

Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи. 

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Источники:

https://studopedia.net/9_59637_rol-semi-v-sotsializatsii-lichnosti.html

https://www.dgr.ru/psychology/otvety/20

https://murzim.ru/nauka/pedagogika/26658-semya-kak-faktor-socializacii-lichnosti-i-semeynoe-vospitanie.html

https://socialpeded.ru/konspekty-k-ekzamenu-soczialnaya-pedagogika/37-proanalizirujte-semyu-kak-faktor-socializacii-cheloveka-na.htm

Источник

Ирина Хиценко
Консультация для родителей «Семья как фактор социализации личности ребенка»

«Семья как фактор социализации личности ребенка”

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д. При всех различиях семейных отношений, зафиксированных в истории, есть нечто общее, что объединяет все семьи. Это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную возможность существовать, выражая свою социально-биологическую природу.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ

Ученые выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка.

Репродуктивная функция (от лат. productjo – самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.

Установка на бездетность, к сожалению, не просто имеется, она все больше распространяется на супругов детородного возраста. Это обусловлено растущими материально-экономическими трудностями, духовно-материальным кризисом, в результате которого в системе ценностей приоритетными становятся престижные вещи (машина, породистая собака, вилла и пр., и другими причинами. Можно выделить ряд факторов, обусловливающих сокращение величины семьи: падение рождаемости; тенденция к отделению молодых семей от родительских; увеличение доли семей с одним родителем в результате роста разводов, овдовений, рождения детей одинокими матерями; качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремеслами. Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д.

Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка, психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция родителей.

Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту функцию выделим отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Возможность воспитательного взаимодействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Личный пример родителей – важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров – все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения. Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям. Но и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т. д. Семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между ее членами.

Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д. Выражение «мой дом – моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья – наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы. Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке, в общении с близкими, детьми. Совместный отдых вместе с детьми – фактор, благотворно влияющий на крепость семьи.

Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа. Каждая из функций может быть с большим или меньшим успехом реализована вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.

Семья – источник и опосредующее звено передачи ребенку социально-исторического опыта; первичный институт социализации ребенка.

Задачи семьи

1. Обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребенка;

2. Влияет на формирование полоролевого поведения ребенка;

3. Обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка;

4. Помогает овладеть ребенку социальными нормами;

5. Формирует фундаментальные ценностные ориентации ребенка;

6. Обеспечивает социальное развитие ребенка (помогает адаптироваться в обществе).

ЧТО ВЛИЯЕТ НА СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

На семейное воспитание влияют разнообразные внешние и внутренние (внутрисемейные) факторы семейного воспитания, которые, во-первых, содействуют эффективному функционированию многих других факторов, тесно связаны с ними; во-вторых, отражают характер изменений в семье и в воспитании детей в новых социально-экономических условиях; в-третьих, влияют на процесс семейного воспитания более глубоко и всесторонне:

o Жилищные и материально-бытовые условия семьи;

o Структура семьи и ее количественный состав;

o Наличие в семье обоих родителей – отца и матери;

o Отношение родителей к детям;

o Выполнение родителями функций материнства и отцовства;

o Духовное единство семьи;

o Моральное единство семьи;

o Трудовой характер семьи, атмосфера трудолюбия;

o Авторитет родителей;

o Семейные традиции, обычаи и обряды;

o Культура общения родителей с детьми;

o Уровень педагогической культуры родителей.

Жилищные и материально-бытовые условия семьи. При отсутствии жилья семья может существовать, но семейная жизнь, несомненно, утрачивает свою цельность. Хотя семья представляет духовное и моральное объединение, она базируется на внешнем жилищном объединении (дом, квартира) и должна иметь соответствующие материально-бытовые условия. Они существенно влияют на планирование и развитие семьи, установки родителей относительно численности детей в семье, направления жизнедеятельности семейного коллектива. Значительная часть семей уменьшает деторождение, что приводит к негативному влиянию на процесс семейного воспитания. В семьях с одним ребенком нередко появляются сложности и проблемы в морально-эмоциональном воспитании единственного ребенка, развитии у него навыков общения, межличностных отношений, организации детской жизнедеятельности, осуществлении воспитательных функций отца и матери.

Важное направление повышения педагогической культуры – самообразование родителей, которое осуществляется с помощью:1) участия родителей в семейном и общественном воспитании детей; 2) постоянного изучения психолого-педагогической литературы; 3) психолого-педагогического консультирования у специалистов и самостоятельного внедрения их рекомендаций и советов в процессе семейного воспитания.

Источник