Семья как фактор психического развития ребенка

Семья как важный фактор психического развития ребенка.

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его.

Семья – это определенный морально – психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы знаний об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Обычаи жизни в семье, отношения между взрослыми, вся обстановка очень влияет на детей. Воспитание – это ежечасное и ежеминутное занятие, в котором принимают участие в основном два человека: отец и мать. Вместе они несут ответственность за то, каким вырастет их ребенок

Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:

  • Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.
  • Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.
  • Родители являются источником необходимого жизненного опыта.
  • Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.
  • Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
  • Уже в самом раннем возрасте необходимы два условия для того, чтобы энергия ребенка и его нервная система укреплялись: спокойная жизнерадостность и чувство уверенности. Эти условия зависят от характера влияния ближайшего окружения и социальной среды.

  • Воспитывать вашего ребенка будут и ваш дом – пусть скромно обставленный, но аккуратный и чистый; и яркая чашка, из которой малыш пьет молоко; и ваше доброжелательное отношение к его бабушке и дедушке – родителям. Но основой любой системы воспитания должна быть любовь.

  • Уважение к ребенку в семье, родительское тепло и доброжелательность воспитывают в нем откровенность, нежность и признательность.

  • Уважение к ребенку проявляется в доверии к его возможностям (я сам!), его относительной независимости от взрослых, к его праву на самостоятельную жизнь (например, в разнообразных играх вместе с друзьями), к признанию его человеческого достоинства.

  • Именно в семье начинают формироваться те качества, чувства, привычки и навыки общественного поведения, от которых зависит, каким вырастет человек: будет он трусливым, безвольным, озлобленным или духовно богатым, физически красивым, высоконравственным и добрым

Неблагоприятные семейные факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка

Проблемный характер семьи (антипедагогическая семья; семья ведущая аморальный, асоциальный образ жизни; семья, находящаяся в конфликтных отношениях внутри себя и с обществом, и др.);

            Нарушение правил семейного воспитания (эмоциональное отвержение членов семьи (ребенка в частности), гипертрофированная моральная ответственность, гипоопека (гипер – много, гипо – мало) и др.).

            Неправильный стиль семейного воспитания

Стиль семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка. Выделяют 4 стиля воспитания:

− авторитетный стиль;

− авторитарный стиль;

− либеральный стиль;

− индифферентный

 Правила правильного семейного воспитания:

  • 1. Помните: от того, как Вы, родители, разбудите своего ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите.
  • 2. Научитесь встречать детей после их пребывания в детском саду. Не нужно при встрече с ребенком сразу спрашивать «Что он ел и пил?», ругать его за испачканные вещи, его плохое поведение и пр. Обязательно поинтересуйтесь: «Что было интересного в садике?», «Чем он занимался?», «С кем помирился, а с кем поссорился?», «В какие игры игра?», «Что нового узнал?», «Как его успехи?» и т.д.
  • 3. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Не скупитесь на похвалы. Почему-то в жизни часто бывает так, что на плохих делах внимание заостряется, а на хороших — нет. А ведь добрые слова много значат для детей.
  • 4. Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок – единственный в своем роде, непохож ни на кого. Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами.
  • 5. Ребенок обязательно должен знать и чувствовать, что он любим. Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
  • 6. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения. Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы. Дружеские отношения с родителями помогают укрепить детскую психику. В целом мирная обстановка в семье делает детей спокойными и уравновешенными.

Ребенку нужны оба родителя – любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша.

Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности.

Семья, в которой вырос ребенок, дает образец для той семьи, которую он образует в будущем.

Читайте также:  Влияние компьютера на развитие речи ребенка

От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то, каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком.

Помните, что психическое здоровье Ваших детей в Ваших руках!

Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию и при необходимости обращайтесь за помощью к психологу.

Источник

Семья как важный фактор психического развития ребенка.

Здоровье – понятие многогранное и включает в себя различные аспекты жизнедеятельности человека.

Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения, звучит так:

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социально-нравственного благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков.

Основываясь на данное определение, можно выделить следующие компоненты здоровья:

− физическое;

− психическое;

− социальное; 

− нравственное здоровье.

  • Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды; это здоровье тела, рост и развитие органов и систем организма, физическая активность, потребность в саморазвитии, в познании себя.
  • Здоровье психическое включает способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители; общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать стресс, это психическая активность, потребность в саморазвитии, в познании себя.
  • Здоровье социальное – гармоничное отношение личности в социальной структуре общества, деятельное отношение человека к миру, социальная активность, благополучные отношения с окружающими, наличие дружеских связей, усвоение правил и ценностей общества, принадлежность к определенной социальной группе, достаточно высокий социальный статус, адекватная самооценка, развитая эмпатия (умение понимать других людей).
  • Здоровье нравственное – система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе, этические нормы, правила поведения, духовность, связанная с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия, красоты.

          Все составляющие здоровья взаимосвязаны и нарушения в одном из компонентов приводит к возникновению нарушений в другом.

       Психически здоровый человек – это, прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Психически здоровый человек живет в гармонии с собой и окружающими.

В результате исследования Джюэтта, изучавшего психические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет, оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психически здорового человека, который приводится многими исследователями

неблагоприятные семейные факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка:

Проблемный характер семьи (антипедагогическая семья; семья ведущая аморальный, асоциальный образ жизни; семья, находящаяся в конфликтных отношениях внутри себя и с обществом, и др.);

            Нарушение правил семейного воспитания (эмоциональное отвержение членов семьи (ребенка в частности), гипертрофированная моральная ответственность, гипоопека (гипер – много, гипо – мало) и др.).

            Неправильный стиль семейного воспитания

Стиль семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка. Выделяют 4 стиля воспитания:

− авторитетный стиль;

− авторитарный стиль;

− либеральный стиль;

− индифферентный

1 − Авторитетный стиль (принимающий, демократический) —  родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения теплые. Родители открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; они допускают изменения своих требований в разумных пределах. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности: они равны, уважают друг друга.

2 − Авторитарный стиль (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный) – отношения холодные. Родители отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Они закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.

3 − Либеральный стиль (либерально-попустительский, бесконтрольный) – родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Родители открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям. Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет.

4 − Индифферентный стиль (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку) – родители не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям. Они закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.

 правила правильного семейного воспитания:

  • 1. Помните: от того, как Вы, родители, разбудите своего ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите.
  • 2. Научитесь встречать детей после их пребывания в детском саду. Не нужно при встрече с ребенком сразу спрашивать «Что он ел и пил?», ругать его за испачканные вещи, его плохое поведение и пр. Обязательно поинтересуйтесь: «Что было интересного в садике?», «Чем он занимался?», «С кем помирился, а с кем поссорился?», «В какие игры игра?», «Что нового узнал?», «Как его успехи?» и т.д.
  • 3. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Не скупитесь на похвалы. Почему-то в жизни часто бывает так, что на плохих делах внимание заостряется, а на хороших — нет. А ведь добрые слова много значат для детей.
  • 4. Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок – единственный в своем роде, непохож ни на кого. Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами.
  • 5. Ребенок обязательно должен знать и чувствовать, что он любим. Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах. Не бойтесь «залюбить» ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему этого захочется. Но постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью.
  • 6. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения. Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы. Дружеские отношения с родителями помогают укрепить детскую психику. В целом мирная обстановка в семье делает детей спокойными и уравновешенными.
Читайте также:  Роль семьи в развитии ребенка цель

Каждый родитель должен задуматься и выбрать для себя правильный стиль воспитания своего ребенка, думая о дальнейших последствиях своего выбора.

Помните, что психическое здоровье Ваших детей в Ваших руках!

Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию и при необходимости обращайтесь за помощью к психологу.

                                                   

Источник

Семья как важный фактор психического
развития ребенка

Гоцуляк Наталия Михайловна

«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей»
В.А. Сухомлинский

Личность  ребенка закладывается в семье, которая является первой школой воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения. На нравственный облик ребенка влияет вся жизнь семьи с ее повседневными заботами, бытом, семейными устоями. Взрослые члены семьи несут ценностные установки и стандарты общества, к культуре которого они приобщены. Через семью ребенок приобщается к культуре общества, становится его членом. Опыт общения приобретенный в семье, в значительной степени определяет характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми и в последующей его жизни.

Особую роль играет семья в воспитании ребенка – дошкольника, поскольку это первая и часто почти единственная среда, формирующая его личность. Дошкольное детство – период высокой чувствительности ребенка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. В этом возрасте создается основа, на которой строится все последующее воспитание .

Взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он более доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Взаимоотношения продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Родительско-детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.

Семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи, а также принятие и исполнение роли. Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в «семью» (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком).

Семья – играет в воспитании ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. 
В связи с особой воспитательной ролью семьи необходимо максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. 
Основное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более  старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Родителям необходимо помнить следующие психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

1. Принимать активное участие в жизни семьи.

2. Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком.

3. Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и способности.

4. Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему самостоятельно принимать решения.

5. Иметь представление  о различных этапах в жизни ребенка;

6. Уважать право ребенка на собственное мнение.

Характер восприятия ребенком людей, настроение окружающих зависит от опыта семейного общения.

Характер общения взрослого и ребенка определяет эффективность дошкольного воспитания.

Освоение ребенком окружающего мира происходит на основе сформированного эмоцио­нального контакта «взрослый —  ребенок».                                                       В отечественной психологии все факторы, способствующие общению детей с взрослыми, рассматриваются в качестве силь­нейшего стимулятора психического развития ребенка.

Источник

Семья как определяющий фактор в психическом и личностном развитии ребенка

«Семья – самый древний социальный институт и важнейший элемент структуры современного общества с определенными социальными нормами, правами и обязанностями, регулирующими отношения между женами и мужьями, между детьми и родителями».

Только в семье происходит становление личности, только в семье человек получает свой первый жизненный опыт [1, с. 60].

Читайте также:  Значение режима дня для всестороннего развития ребенка

В каждой нормальной семье всегда есть чувство, которое отображает причастность именно к своей семье, создает ощущение защищенности – так называемое «фамильное мы». В тоже время, у детей, оставшихся без попечения родителей, возникает другое чувство – это «детдомовское» или «интернатское мы».

Психологами из Чехии – Й. Лангмейером и З. Матейчеком – было введено понятие «психической депривации» («психические лишения»), выявленное из обобщения всех имеющихся данных, многолетнего изучения психического развития детей, воспитывающихся в детских домах и интернатных учреждениях.

По их мнению, «психическая депривация» – это психическое состояние, которое возникает в результате определенных жизненных ситуаций, где субъект не в состоянии в достаточной мере удовлетворить некоторые основные жизненные или психические потребности в течении длительного времени [2, с. 83-84].

Развитие личности ребенка, который остался без попечения родителей, происходит через ряд конфликтов во внутреннем и внешнем плане:

– во внутреннем – между тремя субстанциями личности:

  • «Я» (сознательный мир личности);
  • «Оно» (бессознательные, нереализованные наклонности);
  • «Супер-Я» (социальные нормы, запреты, цензура совести).

– во внешнем – между личностью и обществом.

Сторонники данной концепции определяют депривацию, как особенное психическое состояние у ребенка, возникающее в результате длительного ограничения в условиях жизни в детском доме, изменении его основных психических потребностей.

В современной психологии представлено достаточно большое количество доказательств о негативных последствиях социальной депривации в развитии ребенка, воспитывающегося вне семьи.

Семья выполняет целый ряд социальных функции, среди которых основными являются: воспитание и уход за детьми, их социальная, психологическая защита и развитие, адаптация к социуму.

В современной педагогике и психологии истинной является мысль о том, что никто и никогда не сможет заменить родителей, даже взрослый человек всегда находится под влиянием своей семьи, своих родителей.

И.В. Гребенников отмечает в своих работах, что человек всегда испытывает ощутимое воспитательное воздействие своей семьи «со дня рождения до конца своей жизни». Семейному воспитанию свойственна продолжительность и непрерывность, с семьей не сможет сравниться ни один воспитательный общественный институт [3, с. 8].

Знаменитый писатель А.А. Лиханов, который изучал в течение многих лет тяжелые судьбы детей, пришел к выводу, что «никакой интернат, даже если там на трех учеников будет приходиться один учитель, не сможет заменить человеку мать или отца, бабушку или дедушку, брата или сестру. Нравственность не передается средством науки, она передается средством сердца, а его не в силах заменить ни эксперимент, ни справедливые ребячьи товарищества, ни все иное – гуманное, доброе, и все же не родное. Человек крепок матерью своей, родными. Можно все преодолеть рядом с близкими, если, конечно, есть действенное воспитание и стремление» [4, с. 344-345].

Для детей раннего возраста главным источником информации о себе, о других, об окружающем их мире являются взрослые люди, определяющие кто он такой.

В своих трудах И.С. Кон пишет об этом так: «Родители дают ребенку собственное имя, учат отзываться на него, помогают ему осознавать то, что принадлежит ему – части его тела, его половую, семейную принадлежность. Родители, оценивая поступки ребенка, формируют у него определенное эмоциональное отношение к себе, чувство собственной ценности. От эмоционального климата первых дней жизни, месяцев во многом зависит будущий характер взрослого человека» [5, с. 261].

Необходимыми особенностями семейного воспитания значатся:

  1. Воспитательное воздействие человек ощущает с первого дня своего рождения, в семье формируется основа человеческой личности, складываются свойства психики, определяются его основные отношения к жизни.
  2. Семейное воспитание является непрерывным, оказывающим продолжительное и многообразное влияние на развитие ребенка.
  3. Эмоциональная насыщенность взаимоотношений взрослых с детьми является наиважнейшим фактором, который формирует эмоционально-мотивационную среду детей, их отношение к жизни, к людям. Родительская ласка и любовь незаменимы никакими другими хорошими отношениями к ребенку. Неопровержимым фактом является то, что воспитатели и педагоги не могут любить детей родительской любовью.
  4. Родители имеют больше времени и возможностей для глубокого, систематического изучения и учета индивидуальных особенностей ребенка, наблюдать за развитием его личности. Каждая семья – это система неповторимых индивидуальных микросредовых условий, накладывающих неизгладимый отпечаток на духовный и нравственный облик, на взгляды, интересы и потребности личности.
  5. Высокую эффективность воспитательного процесса обеспечивает скрытый и незаметный характер педагогического воздействия родителей.
  6. Семья, больше всего, соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни, поэтапному расширению его кругозора и опыта [6, с. 16-17].

Таким образом, семья выполняет ряд незаменимых функций, связанных с эмоциональной поддержкой, адаптацией и социализацией ребенка. Семья выступает необходимым условием личностного развития ребенка. В ней ребенок готовится к своей будущей самостоятельной жизни в обществе, среди близких ему передаются основные духовные ценности, традиции, моральные нормы, определяющие модель поведения.

Библиографические ссылки:

  1. Басова, Н.Ф. Основы социальной работы: учебной пособие для студентов ВУЗов / М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 60.
  2. Лангмайер, Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмаейер. – Прага, 2005. – С. 83-84.
  3. Гребенников, И.В. Семья: воспитательные возможности / И.В. Гребенников. – М: Знание, 2007. – С. 8.
  4. Лиханов, А.А. Драматичная педагогика / А.А. Лиханов. – М.: Педагогика, 2006. – С. 344-345.
  5. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. – М: Политиздат, 2008. – С. 261.
  6. Калачева, И.И., Коломинский, Я.Л. Словарь социального педагога и социального работника / Мн: БелЭН, 2003. – С. 16-17.

Источник