Семья и ребенок психологический аспект детского развития
Психологический аспект семейного воспитания детей в психолого-педагогической работе
Максимова И.В.
Педагог-психолог Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 1179″
Актуальность семейного воспитания остается до тех пор, пока существует институт семьи. Исследования, проведенные по указанной теме, показывают, что психологический аспект семейного воспитания остается важнейшим и составляет основу этого процесса. Психолого-педагогическая безграмотность взрослых, тех, кто взял на себя задачу воспитания, приводит к тому, что у воспитуемых возникают проблемы психологического дискомфорта, неврозы и другие соматические заболевания.
Семья является важнейшим фактором социализации, субъектом воспитания и условием саморазвития ребенка. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, открывает для себя мир человеческих отношений, становится субъектом самовоспитания.
В современной литературе семья определяется как малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях, объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей.
Семья в своем развитии проходит разные стадии. Переход семьи на новую стадию развития предъявляет ко всем ее членам новые требования. Например, в семье с младенцем требования к родителям одни, а в семье, где растет подросток, от родителей ожидают совсем другого поведения, равно как и от ребенка [c.43].
Семейное воспитание – целенаправленная, управляемая и открытая система взаимодействий взрослых и детей, основанных на специфике семьи, в течение которых происходит освоение социального опыта и культуры, формирование его мотивов, ценностей, способов поведения, становление ребенка как субъекта собственной жизни.
Известно, что методы воспитания делятся на несколько категорий:
1. Авторитетный стиль родительского поведения – образ действия родителей, отличающийся твердым контролем над детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка.
2. Авторитарный стиль родительского поведения характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них.
3. Либеральный стиль (низкий уровень контроля, теплые отношения) – образ действия родителей, отличающийся почти полным отсутствием контроля над детьми.
4. Индифферентный стиль родительского поведения отличается низким контролем над поведением детей, и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними.
При деспотическом стиле воспитания трудно достичь ощутимых результатов, поскольку методы, применяемые здесь, связаны с безусловным подчинением, основаны на указаниях, приказах, строгих наказаниях за ошибку. В каждой из групп можно выделить еще дополнительные подразделения в связи с методикой воспитания, слабостью или строгостью родителей. К примеру, применение к ребенку слишком строгих, авторитарных мер обосновывают тем, что это якобы является логическим ограничением плохого поведения ребенка.
Чем строже родители, тем меньше они стремятся к новаторству в своей методике воспитания. Консервативность здесь проявляется в стремлении национальные ценности и нормы трансформировать в способы воздействия на своих детей и жестко контролировать их; они, воздействуя на своих детей, требуют при этом большого послушания.
Свободный же метод воспитания дает возможность для более точно спроектированного, умеренного и простого способа воспитания. Доброта и доброжелательность, искренность в отношениях с детьми должны подтверждаться на практике. К примеру, положительные нравственные качества личности родителей создают в семье положительный нравственно-психологический климат. «При высоком уровне развития общественных интересов в семье, единстве нравственных знаний и личных норм поведения родителей у детей формируются устойчивые положительные моральные убеждения».
Родители, избравшие авторитарный метод воспитания, обычно сосредоточиваются не на потребностях детей, а на своих потребностях. Такие родители требуют безусловного подчинения, запрещают любое обсуждение своих воздействий, создают атмосферу безусловного подчинения. Связь между такими родителями и детьми обычно бывает односторонней, от родителей к детям.
Для родителей либерального типа, в отличие от других типов, характерно создание дома непринужденной обстановки, проявление уступок. В итоге получается, что дети стремятся максимально контролировать свое поведение. Таким образом, эти родители без особого принуждения могут оказывать воздействие на своих детей.
Индифферентный стиль воспитания предполагает предоставление детям полной свободы. Равнодушие к детям проявляется у родителей в том, что за детьми плохо смотрят, больше думают о своих потребностях. Безответственные родители не бывают в ответе за своих детей.
Подобный подход формирует у детей равнодушие к себе и другим, приводит к приобретению дурных наклонностей, хотя главной целью родителей должно быть воспитание социально ориентированной личности, обладающей чувством собственного достоинства.
Из выше сказанного можно выделить следующие факторы, которые отрицательно влияют на поведение детей:
недостаточное внимание и любовь в семье;
грубость и плохое поведение родителей;
напряженность в семье;
ограничение самостоятельности детей;
неполное удовлетворение базовых потребностей;
излишняя строгость, множество ограничений;
отвержение со стороны семьи;
Таким образом, беглый обзор условий, отражающихся на семейном воспитании, показывает, насколько важны экономические, социально-психологические и духовные факторы в семейном воспитании для успешного завершения периода социализации в семье. Здесь необходима совместная работа государственных органов, семьи, школы, средств массовой информации. Работа должна проводиться систематически, как с детьми, так и родителями.
Влияние семейно-родительских отношений на психическое и физическое развитие ребенка огромно. Для оптимизации детско-родительских отношений и информационной помощи родителям в воспитании детей в нашей ГБОУ школе проводится психолого-педагогическая работа с детьми и их родителями.
Примеры психолого-педагогической работы с детьми школьного возраста. Развитие и воспитание детей в игровой форме:
Активизация резервных возможностей и творчества. Игра «Знакомство по ролям»; «Звездный час» [c.9], «Скульптор и глина» [c.12-13].
Игры гармоничного развития личности в игровой форме. Игра «Индивидуальный стиль» [c.34-36]; «Внутренний голос» [c.42-43].
Этикет или как себя вести в различных ситуациях (игровой тренинг). «Этикет» [c.63-64].
В работе с родителями: опросники.
Опросник родительского отношения А.Я. Варги, В.А. Столина [c.29-32];
Семейный опросник Д. Олсона. Определение типов семьи и ее функциональности (гармоничности).
Возможны проектировочные исследования. Такие исследования осуществляются посредством моделирования, проектирования, формирующего эксперимента. Например: Программа совместной деятельности педагогических коллективов школы и детского дошкольного учреждения «Преемственность во взаимодействии с родителями». Проект-программа работы с родителями «В школу – с радостью». Проект-программа оптимизации семейных отношений «Семейные тайны». Проект-программа повышение родительской эффективности «Вместе учимся, отдыхаем, живем» и т.д.
Литература
Авсиевич М.Т. Семейное воспитание: Учебное пособие для занятий на курсах повышения квалификации социальных педагогов /М.Т.Авсиевич, Н.А.Крылова — Мн.: Бестпринт, 2000.
Козлова А.В., Р. П. Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2010.-112с.(Серия «Библиотека руководителя ДОУ») . Опросник родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина [c.29-32], [c.43]
Петрусиннский В.В. Развитие и воспитание в играх/В.В. Петрусинский, Е.Г. Розанова.-М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010.-105с.:ил.-(Развитие, обучение, воспитание в играх). [c. 9], [c.12-13]. [c.34-36], [c. 42-43], [c.42-43], [c.63-64].
Сайт: https://brainmod.ru.
Источник
Статья на тему:
Психологические аспекты развития ребенка в семье.
Рождение ребёнка – это очень важный шаг
в жизни каждого человека.
Воспитывая детей, нынешние родители
воспитывают будущую историю
нашей страны, а значит — и историю мира.
Макаренко А. С.
Актуальность данной темы состоит в том, что семья является самой первой и самой главной ступенью психологического развития и воспитания ребенка. Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.[1]стр102
В развитии ребенка огромную роль играют биологические и социальные факторы. Еще большее значение они приобретают в развитии аномальных детей. Поскольку причиной нарушенного развития является органический (биологический) дефект, то условия социальной среды могут его скомпенсировать или же, наоборот, усилить его отрицательные последствия. Развитие человека, равно как и всех живых организмов, связано, прежде всего, с наследственностью. Человек от рождения несет в себе определенные органические задатки, которые играют существенную роль в развитии различных сторон личности, особенно таких, как динамика психических процессов, эмоциональная сфера. По мнению академика И.П. Павлова, образ поведения человека, не только обусловлен прирожденными свойствами нервной системы, но и зависит от постоянного воспитания и обучения в широком смысле. [3]стр37
В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. Связи «родитель-ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития. Влияние родителей на психическое развитие ребенка пристально изучается, начиная с 20-х гг. ХХ в. Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей. [2] стр. 65
В классическом психоанализе З. Фрейда влиянию родителей на психическое развитие ребенка отводится центральное место. В первые годы жизни ребенка родители (и особенно мать)- это те лица, с которыми связаны самые важные ранние переживания. Обычные повседневные действия родителей по уходу за ребенком имеют важный психологический эффект. Способ и полнота удовлетворения биологических потребностей младенца на стадии грудного вскармливания, предоставление ему возможности получения удовольствия от сосания закладывают основы доверия, привязанности, активности в отношении других людей на всю последующую жизнь. Гибкость, терпимость, разумная требовательность родителей в процессе приучения ребенка к приучения ребенка к туалету, к опрятности, поддержка старания ребенка контролировать себя способствовать появлению адекватных форм саморегуляции, позитивной самооценки, даже творческому мышления. Чрезмерное, недостаточное или неадекватное удовлетворение потребностей и предъявления требований на ранних стадиях психосексуального развития приводит, по мнению З.М. Фрейда, к явно выраженным своеобразным отклонениям в личностном развитии. Особенное значение для складывания структуры личности, для возникновения суперэго имеет характер отношений с родителями в 3-6 летнем возрасте. Доминирующий психосексуальный конфликт этой стадии « Эдипов комплекс» (у девочек-комплекс «Электры») состоит в переживании чувства любви, неосознанного желания обладать родителем противоположного пола и устранить родителям своего пола. Преодоление комплекса, складыванию более зрелой структуры личности приводит, по мнению Фрейда, идентификация с родителями собственного пола, заимствование и его норм и ценностей, увеличение сходства в поступках и интонациях. Именно первые 3 стадии развития личности имеют ключевое значение. Общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и неудачи адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека. Негативный детский опыт приводит к инфантилизму эгоцентричности, повышенной агрессивности, что составляет личностные предпосылки к затруднениям в реализации собственной родительской роли, к неприятию собственного ребенка.[2] стр66-67.
Р.Сирс использовал психоаналитические понятия (подавление, регрессия, проекция, идентификация) и принципы теории научения для анализа влияния родителей на развитие ребенка. Он рассмотрел формирование психологической зависимости младенца от матери в диадическом взаимодействии, складывание различных форм зависимого поведения (поиск позитивного и негативного внимания, стремление к постоянному подтверждению) и др., а позже – в дошкольном и школьном возрасте – этапы преодоления детских вариантов зависимости. Мать и отец выступают как основные подкрепляющие посредники, выявляющие поведение, которое необходимо изменить, помогающие усвоить более зрелые формы поведения.[2]стр71
Ю.Б. Гиппенрейтер представила модификацию модели семейного воспитания Т. Гордона с учетом закономерностей психического развития, открытых в российской психологии. «Уроки общения» родителя с ребенком включают в себя такие темы: что такое безусловное принятие, как можно и нужно оказывать помощь ребенку, как слушать ребенка, как относится к чувствам родителей, как решать конфликты и поддерживать дисциплину. [2]стр79
В последние годы за рубежом и в нашей стране усилился интерес к так называемый народной психологии развития. Народная психология развития изучает взгляды, представления, убеждения и установки родителей, механизм их влияния на детское развитие. Особое внимание уделяется нетрадиционным системам воспитания, представленными неформальными объединениями семей, пропагандирующим и воплощающими в жизнь те или иные педагогические идеи. Среди популярных в России современных психолого-педагогических движений выделяются «Сознательное родительство», педагогика Б.П. Никитина, « Нравственная психология и педагогика», православное семейное воспитание. В их основе лежат философские и педагогические концепции, помогающие родителям ощутить истинное счастье и радость от общения с ребенком, понять его уникальность. При этом приемы воспитания, средства и способы реализации воспитательного процесса предлагаются различные, неисходные.[2]стр80-81
Идеалом воспитания является разностороннее воспитание детей, которое осуществляется как в семье, так и в общественных образовательных учреждениях. Но каждый из этих социальных институтов обладает определенными преимуществами в воспитании у детей тех или иных свойств, качеств личности, формировании способов поведения и деятельности. Семья, будучи первой воспитательной средой в жизни ребенка, принимает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития. Исследования свидетельствуют, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре в самом широком понимании этого слова.[1]стр115
Диагностика детско-родительских отношений.
Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д. Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутри семейного конфликта, отсутствия родительского тепла, отказа от ребенка. Поэтому позитивное общение с родителями – важнейший фактор нормального психологического развития ребенка. Подробное диагностическое обследование психического развития ребенка включает в себя изучение содержания контактов родителей с детьми. Чтобы понять многие супружеские конфликты и причины напряженности в семье, практически психолог должен знать, как строится межличностное общение родителей и детей. С помощью методик диагностики детско-родительских отношений он может получить сведения об отклонениях психическом развитии ребенка, выяснить причины родительских ссор и конфликтов. Эти методики разделяются на 2 группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» глазами родителей, другими-глазами ребенка.Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель – ребенок» глазами родителей. Важнейшая сфера деятельности семейного психолога-работа с родителями, ибо их роль определяет формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития. Изучая межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» глазами родителя, практический семейный психолог обращает внимание на особенности семейного воспитания:
Родительские установки и реакции;
Отношения родителей к ребенку и жизни в семье;
Нарушения воспитательного процесса в семье;
Причины отклонений в семейном воспитании;
Типы воспитания;
Уровень родительской компетентности и т.п.
Эти аспекты взаимоотношения родителей и детей исследуются с помощью социальных методик. Тест «Родительско-детские отношения» (американские психологи Е. С. Шефер, Р.К. Белл., адаптирован Т. Н. Нещерет). Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис ) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании. Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варг, В. В. Столин) представляет собой психо-диагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е. И. Захарова). Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» глазами ребёнка. Наиболее популярен у психологов графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы. [2]стр134-136
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.[1]стр43
Список литературы:
1)Куликова Т.А.
Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. пед. учеб. заведений . – М.: Издательский центр «Академия», 1999.-232 с. [1]
2)Е.Г. Силяева Психология семейных отношений с основами семейного консультирования.
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования:учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /[Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.]; под. ред. Е.Г. Силяевой.- 5-е изд.,стер. – М. : Издательский центр « Академия», 2088.-196с. [2]
3) Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания детей в специальной школе. (Факторы,влияющие на развитие личности ребенка)Литература: Пузанов Б.П., Коняева Н.П., Горскин Б.Б., Соломина Е.Н., Костенкова Ю.А.(сборник материалов конференции 15 мая 2008) [3]
Источник