Семья и развитие личности ребенка дошкольного возраста

 На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности ребенка, является семья.

 В зависимости от состава семьи, от взаимоотношения членов семьи, от родительского воспитания, ребенок смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях.

Основную роль в развитии ребенка как личности играет мать. Мать – защитник, учитель, советчик, друг.  

  Мать – это не только та женщина, которая ухаживает за ребенком, кормит его, баюкает, утешает, успокаивает, улыбается, говорит, играет с ним, но и играет роль  значительно большую, в воспитании и развитии личности ребенка.

Ребенок приходит в этот мир, не имея возможности самостоятельно поддерживать свое существование. И мама исполняет роль той теплой и безопасной стены, которая отделяет его от внешнего мира. Когда мама прикасается к малышу, баюкает его, кормит или поет ему, это оказывает благоприятное  воздействие на его организм.

 Существует множество научных исследований, в которых особое  значение придается физическому присутствию матери в жизни ребенка дошкольного возраста.

 В период дошкольного детства важно уметь выбрать правильный подход к ребенку. Особенно важно в семье взаимоотношение матери и сына, основанное на понимании и доверии. Материнская любовь к сыну и ее инстинктивное желание лелеять и защищать его — это лучший компас, который будет направлять ребенка в первые годы его жизни.

Старший дошкольный возраст играет определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт характера, таких, как большая зависимость, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам. Разработка вопросов, связанных с  гендерным развитием и становлением человека делает проблему воспитания мальчиков в условиях семьи особо актуальной.

 Актуальность исследования состоит в поиске новых путей взаимоотношения матери и сына старшего дошкольного возраста, в построении системы специально организованных условий, способствующих развитию его творческих способностей, его характера, т. к. именно в этот период происходит формирование мальчика как личности. От правильно построенного отношения матери и сына в старшем дошкольном возрасте зависит, каким ребенок выйдет в новую и взрослую жизнь.

Один из самых главных вопросов в психологии: можно ли считать ребенка личностью? Многогранность и сложность самого феномена личности отражена в разнообразии подходов к ее изучению, в многогранности определений, которые отражают сложность самого феномена личности. Наличие и сосуществования множества разных определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть это в поисках принятия феномена – личность ребенка.

Личность человека определяется совокупностью приобретенных социальных качеств. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Ребенок проходит три фазы развития личности:

•        адаптация (освоение простейших навыков, овладение языком);

•        индивидуализация (противопоставление себя окружающим, выделение своего «Я»);

•        интеграция (управление поведением, способность подчиняться взрослым, «управление» взрослыми).

Если к следующему возрастному периоду у ребенка не завершилась фаза интергации предыдущего, то формируются предпосылки для кризиса развития личности, например, кризис трехлетнего возраста.

В дошкольном возрасте еще одной значимой с точки зрения развития личности социальной группой становится коллектив. Как правило, это коллектив детского сада. На развитие личности ребенка влияют его взаимоотношения не только со сверстниками, но и с воспитателями. Ребенок усваивает нормы дисциплины, взаимодействия с окружающими. Находясь, в фазе индивидуализации этого возрастного периода, ребенок стремится выделиться в коллективе либо за счет позитивного представления себя в различных видах деятельности, либо за счет шалостей и проказ. В этой фазе оценка воспитателя для ребенка так же важна, как и оценка родителей.

В младшем школьном возрасте ребенок так же проходит все три фазы развития личности, как и в предыдущем возрастном периоде. Ребенок входит в новую социальную группу, немалое значение теперь для него имеет оценка учителя.

Подростковый период в развитии личности отличается тем, что ребенок не переходит в новую группу, изменяется сама группа. Для ребенка в этом возрасте значение приобретают разные внешкольные занятия, общение с компанией сверстников. Мнение сверстников может быть более авторитетным, чем мнение учителей и родителей.

К 18 годам, как правило, личность ребенка сформирована полностью. Кардинально изменить уже сложившуюся личность нельзя, можно лишь помочь корректировать его поведение. Поэтому так важно своевременно привить ребенку морально-этические ценности, обучить его нормам поведения и взаимоотношений, пока личность ребенка еще развивается.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Родители – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную,

долговременную и важнейшую роль.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как

сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму

отрицательные влияния родителей на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно

определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие

воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые

наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.

     Задачи родителей:

1.     Найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на

компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были

удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

2   Сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей,

т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между

родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить  не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении  вырабатываются принципы общения:

1.     Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2.     Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на

проблемы, принимает его позицию.

3.     Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого

человека к происходящему.

     Родители могут любить ребенка  не за что-то, несмотря на то, что он

некрасив, не умен,  на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть (безусловная любовь)  Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь) .

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он  им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и  в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые  проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты  (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.).

   Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания:

– демократический

– авторитарный

-попустический

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль«согласия».

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль«подавления».

При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

Было прослежено развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы.

Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.

Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, – бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

.Главным институтом воспитания личности является семья, родители. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность Взаимоотношения с матерью вторгаются во все сферы нашей жизни. С момента рождения дети учатся близости, общению, устанавливать личные границы и дистанцию в отношениях. Мать показывает, как справляться с неудачами, тревогами, несбывшимися ожиданиям. Мама – основной источник ласки, заботы, а для мальчика- первая модель любви и нежности. Мать вкладывает в мальчика свое понимание жизни ,понимание отношений между мужчиной и женщиной . Материнская любовь к сыну- это лучший компас, который направляет ребенка.

Источник

Татьяна Рыбалка
Роль семьи в формировании личности ребёнка дошкольного возраста

Роль семьи в формировании личности ребёнка дошкольного возраста.

Ребёнок приходит в этот мир беззащитным и доверчивым. Он держит за руку взрослого, делает первые шаги, видит небо над головой и верит, что земля прекрасна, люди добры, а жизнь – это счастье.

Психофизиологи, представители гуманистической психологии, педагоги единодушны во мнении, что в жизни ребёнка-дошкольника именно семье принадлежит особая, первостепенная роль в становлении его личности, социализации, так как здесь начинается процесс познания особенностей человеческих отношений, усваиваются понятия о добре и зле, складываются первые представления о труде и отдыхе, формируются интересы, развиваются способности.

В условиях экономического и политического реформирования, происходящего в нашей стране, снизился жизненный уровень многих российских семей, произошла дифференциация доходов, заметно снизился образовательный уровень родителей. В результате проведённого недавно анкетирования мы выявили, что только 17% родителей наших воспитанников имеют высшее образование, а 6% – даже не окончили среднюю школу. Многие мамы и папы не понимают важности работы с маленькими детьми. Но, несмотря ни на что, семья по-прежнему остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных и культурных ценностей.

Дефицит времени на общение с ребёнком (время общения в будние дни длится, в среднем, около 4 часов) по причине занятости или нежелания, непонимания важности проблемы составляет основу педагогической некомпетентности родителей, которая, в свою очередь, служит одной из причин деформации психического и личностного развития дошкольников.

Чешский психолог Зденек Матейчек отметил: «Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребёнка быть принятым всерьёз и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность от близких людей».

В книге «Нестандартный ребёнок» психолог Владимир Левин раскрыл образ дома во всём его многообразии:

«Дом был для меня адом. Скандалы и обвинения, запреты, недоверие, слежка…Постоянное насилие над волей, связанность…равнодушие, одиночество, скука…Дом сломал меня…»

«Дом был для меня раем, и за это я поплатился. К реальной жизни оказался неприспособленным – сплошные разочарования. Тоска по несбыточному, поиск невозможного, в конце концов атрофия воли…»

Нет! Ни адом, ни раем не должен быть дом для ребёнка – но местом, где можно жить. Местом, где жить хочется.

Безусловно, психологическую обстановку в доме главным образом определяют взрослые. От их умения, такта, терпения зависит характер отношений с сыном или дочерью.

Сколько бы мы не прожили, мы всё равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убелённый сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал мой отец».

Семья даёт ребёнку главное – то,что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь и единство с родными.

Социальная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище. Мать – главная воспитательница дошкольника. Функция матери, родителей – научить ребёнка жить. Но в то же время любимая мама не должна дублировать государственное учреждение и выступать в роли учительницы, тем самым травмируя малыша.

Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей – человек, то мера родителей – ребёнок.

В. А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Успешность выполнения семьёй воспитательных функций зависит от ряда факторов. Важнейший среди них – педагогическая культура родителей, в которой воплощается накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Это качество, положительно влияя на уклад семейной жизни, служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок и найти верные решения в нестандартных ситуациях.

Но как показывает практика и проведённые научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определённые трудности.Среди проблем семейного воспитания можно выделить следующие актуальные темы:

-непонимание родителями самоценности периода детства;

-неумение рефлексировать собственную педагогическую деятельность;

-выявление и корректировка причины педагогических ошибок;

-недостаточность информации о деятельности детей вне дома.

Педагогическая культура – достаточная подготовленность родителей, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как педагогов и проявляются в процессе деятельности по семейному воспитанию.

Повышение педагогической культуры включает в себя необходимые знания о развитии, воспитании, обучении и практические умения в организации жизни и деятельности дошкольников в семье.

Характер взаимоотношений в семье – это основа её эмоционального климата и условие для развития ребёнка.

Признаки неблагоприятной семейной ситуации, которая может привести к распаду семьи, – ссоры, конфликты, непонимание между супругами. Жить в такой семье дискомфортно всем. Особенно восприимчивы к семейному климату дети дошкольного возраста, личностные качества которых только начинают закладываться.

Если родители вовремя обращаются за помощью к специалисту (педагогу, психологу, психотерапевту, появляется возможность нормализовать обстановку в семье.

Есть ситуации,когда супруги не видят необходимости в обращении к психологу: явно открытых конфликтов и враждебности нет, но есть разногласия, которые практически всегда присутствуют в каждой семье, и как результат – напряжённость в отношениях, недовольство, претензии друг к другу. У ребёнка в подобной семье появляются такие негативные качества, как тревожность, агрессивность. Неорганизованность, стремление к лидерству и отгороженность, что может привести его к внутриличностным конфликтам.

Эмоциональные взрывы у дошкольника чаще всего связаны с изменениями его жизненных условий, с необходимостью быстрой ломки привычных стереотипов поведения. Они могут быть спровоцированы поступлением ребёнка в дошкольное учреждение, специализированную студию или школу, приходом в семью новых членов, сменой детского сада, группы, педагога, в связи с переездом и т. д.

Аффективное поведение – одна из форм эмоциональной неустойчивости ребёнка, когда эмоциональные процессы протекают стремительно и бурно, носят взрывной характер.

Симптомы:

*Нестабильность и неровность поведения ребёнка, резкие перепады настроения и самочувствия при отсутствии явно выраженных причин, внезапные переходы от увлечённости делом к потере интереса, от безудержного веселья к подавленности.

*Острота реагирования на настроение других (замирают или напрягаются, когда персонажу сказки или фильма плохо, могут расплакаться во время грустных событий).

*Узкий диапазон эмоциональной выносливости (в одиночестве танцует, сочиняет, поёт, но не может воспроизвести это на утреннике, в ситуации экзамена).

*Общее чувство неуверенности во всём, что делает («А у меня получится? Это ничего, что я плачу? Это ничего, что я играю?», гипертрофированный страх и предчувствие неудачи («всё равно не получится»).

*Отчётливый соматический характер эмоциональных ощущений, переход эмоций, например страха и гнева, в ощущение боли («когда я сильно сержусь, у меня темнеет в глазах», «не буду рисовать, у меня руки болят»).

*Неустойчивость и взаимопереходы эмоций (страха в гнев, страха в ревность, страха и гнева в зависть, трудность преодоления.

*Чрезмерная чувствительность не только к замечанию, (особенно к замечаниям взрослых, но и к тому,как сказано: каким голосом, с какими интонациями и т. д.

Такие симптомы являются сигналом для родителей о том, что ребёнку нужна помощь.

В чём же выражается психологический климат семьи?

А психологический климат семьи выражается в том, какие в ней преобладают отношения и настроения (восторженное, радостное, светлое, спокойное, тёплое или тревожное, холодное, враждебное, подавленное).

При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя равным среди равных, нужным, защищённым и уверенным. Он ощущает семью своеобразным пристанищем, куда приходит отдыхать, или колодцем, где черпает живительную свежесть, бодрость и оптимизм.

Главное в семье – чувство самоценности и стремление уважать право каждого быть личностью, а не только мужем, отцом, хозяином дома или партнёром.

Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи.

Как показывает практика, современные родители нуждаются в помощи педагогов и специалистов в вопросах воспитания детей, поскольку отсутствие знаний по психологии и педагогике зачастую приводит к ошибкам, непониманию, а значит и к безрезультативности воспитания.

Ближе всего к дошкольнику, проблемам его воспитания в семье стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребёнка, преодолении ошибок семейного воспитания, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей.

Эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, адресного индивидуального подхода с учётом конкретных запросов семьи и проблем развития ребёнка.

Мы, педагоги, понимаем, что семья и детский сад не могут заменить друг друга. Необходимы их взаимопроникновение и преемственность в работе.

Многочисленные исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребёнка социальным опытом. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой, сложный мир. Именно поэтому в настоящее время взаимодействие педагогов и родителей рассматривается как органичная часть образовательного процесса ДОУ, без которого невозможно решать задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста. Поэтому основными целями работы ДОУ стали повышение педагогической культуры родителей и организация эффективного взаимодействия с ними. Такой подход непременно будет способствовать сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов.

Источник