Семья фактор развития личности ребенка
Статья. «Семья как фактор формирования личности»
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.
В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.
В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно, но в последнее время стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие также и себя. К сожалению, эта позиция родителей не стала популярной, несмотря на то, что она заслуживает самого пристального внимания.
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Семья влияет на личность взрослых не только в связи с воспитанием детей. Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения (супругами, братьями, сестрами, дедушками, бабушками). Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей ее членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи.
Все этапы развития требуют от человека адаптации к новым социальным условиям, помогающим индивиду обогащаться новым опытом, становиться социально более зрелым. Многие этапы развития семьи можно предвидеть и даже подготовиться к ним. Однако в жизни бывают такие ситуации, которые не поддаются предвидению, т.к. возникают мгновенно, как бы стихийно, например, тяжелая болезнь кого-то из членов семьи, рождение больного ребенка, смерть близкого человека, неприятности на работе и т.п. Подобные явления также требуют от членов семьи адаптации, т.к. им приходится изыскивать новые методы взаимоотношений. Преодоление кризисной ситуации чаще всего усиливает сплоченность людей. Однако бывает, что такая ситуация становится поворотным пунктом в жизни семьи, приводит к ее распаду, дезорганизует ее жизнь.
Известно, что на поведение многих людей влияет присутствие других лиц. Многие индивиды ведут себя в присутствии других людей иначе, чем тогда, когда остаются одни. Причем если человек ощущает благожелательное, доброе отношение присутствующих, то у него чаще всего появляется определенный стимул к таким действиям, которые вызовут одобрение окружающих его людей и помогут ему предстать в лучшем свете. Если же человек ощущает недоброжелательное отношение, то у него появляется сопротивление, проявляющееся самыми разными способами. Хорошо воспитанный человек преодолевает этот протест осознанным усилием.
В малой группе, где царят дружеские взаимоотношения, коллектив оказывает весьма сильное влияние на индивида. Это особенно проявляется в формировании духовных ценностей, норм и образцов поведения, стиля взаимоотношений между людьми. Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных потребностей, которые, помогая человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.
К сожалению, семьи не всегда выполняют свои функции. В таких случаях возникает проблема асоциальной роли семьи. Не выполняют своих функций семьи, которые не в состоянии обеспечить своим членам безопасность, необходимые условия быта и взаимопомощь, если в семье неправильно преподнесены некоторые ценности. Кроме того, когда семья воспитывает эмоционально незрелых людей с ослабленным чувством опасности, с человеческими качествами, далекими от общественных норм, она наносит вред своему народу.
Каждый человек на протяжении своей жизни, как правило, является членом двух семей: родительской, из которой он происходит, и семьи, которую он создает сам. На жизнь в семье родителей приходятся периоды приблизительно до юношеского возраста. В период возмужания человек постепенно обретает самостоятельность. Чем дальше, тем больше жизненного, профессионального и социального опыта накапливает человек, и все большую роль для него начинает играть семья.
Для развития семьи очень важным этапом является вступление мужчины и женщины в супружеский союз. Рождение первенца открывает родительский этап, а после обретения детьми самостоятельности можно говорить о фазе вторичной супружеской жизни. Отдельным периодам в жизни семьи соответствуют разные отрезки времени и разные потребности. Определение продолжительности отдельных периодов жизни семьи затрудняется из-за различных сроков вступления партнеров в брак. В связи с этим бывает весьма сложно увязать развитие семьи с периодами развития личности, однако согласование семенного и жизненного циклов необходимо.
С точки зрения социальной психологии супружество — особая группа, состоящая из двух лиц противоположного пола. Это две личности, две индивидуальности, решившие вместе провести свою дальнейшую жизнь. Супруги взаимно удовлетворяют эмоциональные, социальные, интимные потребности, помогают друг другу в реализации личных целей, вместе стремятся улучшить материальные условия своей жизни, совместно создают экономическую базу семьи. Основы семьи формируются социальными позициями супругов по отношению друг к другу. Ведущая роль в семье обычно принадлежит тому супругу, который имеет большее влияние, умеет принимать решения при возникновении проблем в процессе совместной жизни. Обычно это мужчина, но в наши дни наблюдается как смещение главенства в семье в сторону женщины, так и равноправие супругов. Само собой, что при определении семейных позиций большую роль играют культурные традиции, а также личностные черты каждого из супругов. На формирование структуры, а, следовательно, и на распределение ролей в семье серьезное влияние оказывают изменения, происходящие в социальной микроструктуре. Распределение обязанностей в семье связано с теми ролями, которые взяли на себя муж и жена.
С самого раннего возраста правильный процесс развития ребенка осуществляется в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребенка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребенку большую помощь. Однако некоторые родители могут затруднять, тормозить, даже нарушать поведение своих детей, способствуя проявлению у него патологических черт личности.
Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца. Кроме того, довольно сильным является социальное давление. Детей обычно хвалят за поведение, соответствующее их полу, и порицают за действия, присущие противоположному полу. Правильное половое воспитание ребенка, формирование чувства принадлежности к своему полу составляют одну из основ дальнейшего развития их личности.
Источник
Библиографическое описание:
Ткачёва, А. В. Семья как фактор влияния на формирование личности ребёнка / А. В. Ткачёва. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15230/ (дата обращения: 26.09.2020).
Вданной статье рассматривается роль семейного воспитания в развитии и становлении личности ребенка, а также формирование у него культурно-нравственных ценностей.
Ключевые слова: жизнь, родители, ребенок, семья, воспитание, личные отношения, маленькая личность.
Безусловным фактором на становление и развитие личности является среда, в которой ребенок растет и, в частности, его семья. То, что ребенок приобретает остается с ним на всю его жизнь в виде тяжелого или полезного багажа. Важностью семьи считается то, что человек находится в ней в течении всей своей жизни с начало живя в той в которой родился, а затем создавая свою. В процессе доверительных и тесных отношений со всеми домочадцами у ребенка формируется структура его личности.
Семья имеет огромное влияние на развитие личности ребенка, дети лишенные возможности расти в семье или подвергающиеся насилию в ней, к сожалению, очень часто вырастают с поломанной судьбой из-за того, что система ценностей не была грамотно и вовремя заложена в маленькую личность. Что уж говорить о тех, кто вообще вырос в детском доме, их умственное и социальное развитие затормаживается, воспитание этих детей протекает совершенно по другому сценарию в отличие от тех, кто вырос в полной и благополучной семье.
Семья, считаясь в обществе малой группой, создает ребенку условия безопасности и покоя, оказывая поддержку и помощь, формируя в личности принадлежность к обществу. В семье люди заботятся друг о друге, удовлетворяя потребности каждого, но, к сожалению, не всегда так происходит, ибо идеальных семей нет, однако невыполнение основных ее функций способно отложить негативный отпечаток на ребенка. Необеспечение безопасности и взаимопомощи способно воспитать из него не совсем эмоционально зрелую личность. Рассматривая роль семьи в становлении личности человека, стоит отметить главную функцию развития психологических составляющих, которые представляют ценность для общества [1, c.133].
Как уже было сказано выше, человек является в своей жизни членом двух семей, своей и которую в будущем создает сам. Важным этапом становится вступление в брак и супружество, а также рождение ребенка. С точки зрения социальной психологии, супруги являются особой группой, состоящей из лиц противоположного пола. После образования семьи начинается процесс приспособления и подстраивания друг под друга. Здесь безусловным фактором успеха семьи является их способность идти на компромиссы, проявлять терпение и уважение друг к другу, трудности в браке могут возникнуть у всех, но вопрос в том, смогут супруги их преодолеть или предпочтут пойти по легкому пути который может довести до развода [2, c.70].
Рождение ребенка должно быть одним из значимых событий в семье и между супругами. Это очередное испытание, новые социальные роли и ответственность, которую они решили взять на себя, станет одной из проверок прочности их взаимоотношений. Рождение ребенка и необходимость обеспечения его всем необходимым — это еще не все, главное тут — эмоциональная связь с ним. Что бы добиться гармоничного развития маленькой личности, родители должны сами находится в спокойном эмоциональном состоянии, так как ребенок все чувствует и ему важно какие взаимоотношения царят в семье [3, с.351].
Отношения, которые строят родители с детьми, можно назвать их эмоциональной позицией, это один из важнейших факторов формирования личности ребенка. Существует градация данного фактора от доминирования до полного безразличия. Здесь, конечно, очень важно наладить связь и контакт с ребенком, что бы в последствии можно было говорить об отдачи. Нарушение же взаимоотношений, может спровоцировать излишний контроль или характер доминанта, тогда не удивляйтесь почему ребенок начинает закрываться или проявлять агрессию против вас [4, c.56].
С самого раннего возраста родители должны правильным образом уделять свое время ребенку, малыш не должен чувствовать, что он предоставлен сам себе, он должен чувствовать любовь и заботу. Ребенок через родителей общаясь с ними учиться мыслить, выбирает ту или иную модель поведения. Благодаря правильному образу поведения, который у него перед глазами, ребенок учится своему поведению и реакциям с другими людьми.
К сожалению, поведение ребенка очень во многом зависит от воспитания его в семье. Дошкольники, например, часто видят себя глазами взрослых, то есть смотря на поведение своих родителей они отзеркаливают его и в своей жизни. Дети с заниженной самооценкой появляются благодаря слишком уж требовательным родителям, которые вместо того, чтобы похвалить своего ребенка, начинают на него нападать с упреками, а если он совершит какой-либо проступок, то тут вообще наступает конец света. У ребенка в такой семь начинает формироваться чувство того, что его не любят и он бесполезен в этом обществе, что он не оправдал желания и надежд своих родителей, которые своим поведением способны довести до суицида, нужно быть очень осторожными с тем, что мы говорим своим детям, ибо на ранних этапах становления личности, ребенок нуждается в поддержке, даже если он был не прав, а не в потоке вечных упреков со стороны самых близких ему людей. То же самое можно сказать и о завышенной самооценки, здесь родители проявили себя как настоящие и любящие, но вопрос в том, сможет ли такой ребенок добиться чего-то в жизни или выстроить нормальные отношения с другими людьми? Думаю, что и здесь будут серьезные проблемы, ибо полное отсутствие системы наказания является тоже негативным фактором. Не стоит потом удивляться тому, что у ребенка из-за его слишком завышенной самооценки появились куча проблем, например со сверстниками, да и в итоге с собственными родителями тоже. Он привык быть первым и хорошеньким во всем, но в жизни так не бывает, придя учась в класс, ребенок столкнется с конкуренцией, внимание учителя будет направленно не только на одного его, что безусловно может стать серьезной травмой, ведь дома он самый лучший, а тут, ему приходится что-то и кому то доказывать.
Самым наилучшим по мнению автора отношениями между родителями и детьми, можно считать выбранный стиль под названием демократия. Данный стиль способствует самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности у ребенка. Родители умеет грамотно лавировать между поощрениями и наказаниями, формируя у ребенка правильные представления о себе.
Как бы кто не спорил с тем, что формирование личности достигается на пике переходного возраста, автор статьи все же не согласен с этим, так как эмоциональная привязка ребенка к родителям происходит как раз на ранних стадиях и в первые годы жизни. К средней и старшей школе стиль взаимоотношений с родителя давно уже сложился, благодаря тому каким образом родители выстраивали отношение с ребенком пока он был еще маленьким.
Для ребенка родители на протяжении всей его жизни выступают в разных ролях и «ипостасях»:
a) как источник эмоциональной поддержки и тепла;
b) как власть, тех кто поощряет и наказывает его;
c) как образец, на который можно смотреть и соответствовать ему.
Не стоит забывать какими бы родителями мы не были, дети все равно чувствуют эмоциональную привязку и нуждаются в том, что бы их любили и защищали. Очень плохо, когда ребенок чувствует отсутствие или нехватку внимания и любви к себе — это может послужить негативными последствиями в его жизни, даже в собственных построениях личных взаимоотношений с противоположным полом, но и избыток эмоционального воздействия родителей на ребенка тоже способен нанести ему травму, слишком уютное родительское гнездышко не стимулирует давно уже выросшего птенца к вылету из него.
Переходя к выводам, стоит сказать, что роль семьи и родителей в формировании личности ребенка бесценна, ибо она выступает как институт, в котором на протяжении жизни формируются связи между всеми ее членами.
Именно в семье начинают закладываться основы нравственного воспитания, формируются разные формы взаимоотношений, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.
Целью воспитания — для родителей должно стать развитие маленького человечка в разностороннюю личность. Которая сама знает как ему двигаться, а задачи родителей лишь направить его в этом, а не пытаться самим сделать из него какого-то непонятного ему самому до конца человека.
Главное и основное правило которое родители должны помнить и не нарушать его — является последовательность и демократическое поведение в отношениях с ребенком.
Литература:
- Земская М. Р. «Семья и личность», М.,1999 г., изд. «Прогресс».
- Ковалев С. В. «Психология семейных отношений», изд. «Педагогика», 1987г.
- «Педагогика» под ред. Бабанского Ю. К., М.1983г., изд. «Просвещение»
- Захарова Л. Я. «Дитя в очереди за лаской», М. 1999г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, жизнь, маленькая личность, рождение ребенка, друг, завышенная самооценка, роль семьи, формирование личности ребенка.
Похожие статьи
Роль родителей в формировании самооценки ребёнка
В процессе формирования личности ребенка огромный вклад вносит детский сад, школа, кружки
Ребёнок — это маленький росточек, а его дальнейшая жизнь зависит от того, на
Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной…
Влияние семьи на личность | Статья в журнале «Молодой ученый»
Рассматривая роль семьи в жизни каждого человека, необходимо также отметить ее психологическую функцию, так как именно в семье формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества. Каждый человек на протяжении своей жизни…
Самооценка ребенка дошкольного возраста из полной и неполной…
В семье закладываются основы личности и самооценки. В жизни каждого человека родители играют огромную и важную роль, а именно роль в становлении и развитии здоровья, психики и самооценки ребенка. В неполных семьях вопросу воспитания ребенка необходимо уделять…
Влияние семьи на формирование характера ребёнка
В семье ребёнок формирует для себя образ мира, наследует жизненные привычки и установки родителей. Он формирует свой образ жизни и
Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование личности ребенка. Влияние семьи на растущего ребенка…
Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие
Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта, выработка у них высоконравственного отношения к труду, потребности и умения быть гражданином и хозяином.
Роль семьи в развитии личности | Статья в сборнике…
Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. В семье должна проходить вся его жизнь.
Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно…
Семья как фактор формирования социальной уверенности…
Роль родителей в формировании самооценки ребёнка. Семья как фактор формирования социальной уверенности… младший школьный возраст, ребенок, адекватная самооценка, завышенная самооценка, формирование, заниженная самооценка, педагог, родитель…
Семейные отношения и их влияние на формирование личности…
Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово. По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности…
Влияние детско-родительских отношений на становление…
В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на
В рамках данных исследований выделяют несколько типов личности ребенка, который формируется при определенных условиях в семье.
Источник