Семиотика нарушений физического развития ребенка
Отклонение в длине тела могут проявляться в виде задержки роста или високорослости Значительные степени задержки роста называются нанизмом, а високорослости – гигантизмом Главные причины нарушения рус сту (в порядке убывания частоты патологии) следующие: конституционные, церебрально-эндокринные, соматогенные (хронические заболевания различных систем организма с нарушением функции того или иного органа), наследственная и заболевания, социально-бытовые факторри.
Отклонение в массе тела имеют вид ее уменьшения или увеличения У детей раннего возраста отклонения в массе тела менее или более 10% от нормативных показателей (при наличии других характерных признаков) называются соответственно гипотрофией и паратрофии Увеличение массы тела у детей других возрастных групп более 14% за счет избыточного отложения жира называется ожирением Главными причинами отхо илення в весе детей является алиментарные, конституционные, соматогенные, церебрально-эндокринные и другие факторори.
Отклонение в окружности головы могут проявляться в виде ее уменьшения (микроцефалия) или увеличение (частый вариант – гидроцефалия) Главными причинами отклонений в окружности головы является внутриутробная не нарушение развития мозга, травмы и гипоксия мозга во время родов, травмы, инфекционные заболевания и опухоли мозга у детей после рожденияя.
Отклонение в окружности грудной клетки могут быть как в сторону уменьшения, так и увеличения Причинами таких нарушений являются аномалии развития грудной клетки и легких, заболевания органов дыхания, степень физически й подготовки и развития мышц, конституционные особенности тощо.
22) 1. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей. Методика исследования
Правое легкое состоит из трех долей: верхней, средней и нижней, а левое – из двух: верхней и нижней. Средней доле правого легкого соответствует язычковая доля в левом легком. Наряду с делением легких на доли большое значение имеет знание сегментарного строения легких. Формирование структуры легких происходит в зависимости от развития бронхов. После разделения трахеи на правый и левый бронхи каждый из них делится на долевые бронхи, которые подходят к каждой доле легкого. Затем долевые бронхи делятся на сегментарные. Каждый сегмент имеет вид конуса или пирамиды с вершиной, направленной к корню легкого.
Анатомическая и функциональная особенность сегмента определяется наличием самостоятельной вентиляции, концевой артерией и межсегментарными перегородками из эластической соединительной ткани. Сегментарный бронх с соответствующими кровеносными сосудами занимает определенный участок в легочной доле. Сегментарное строение легких уже хорошо выражено у новорожденных. В правом легком различают 10 сегментов, в левом легком – 9.
Запасы кислорода в организме очень ограничены, и их хватает на 5–6 мин. Обеспечение организма кислородом осуществляется процессом дыхания. В зависимости от выполняемой функции различают две основные части легкого: проводящую часть для подачи воздуха в альвеолы и выведения его наружу и дыхательную часть, где происходит газообмен между воздухом и кровью. К проводящей части относятся гортань, трахея, бронхи, т. е. бронхиальное дерево, а к собственно дыхательной – ацинусы, состоящие из приводящей бронхиолы, альвеолярных ходов и альвеол.
Под внешним дыханием подразумевается обмен газов между атмосферным воздухом и кровью капилляров легких. Он осуществляется посредством простой диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану вследствие разницы давления кислорода во вдыхаемом (атмосферном) воздухе и венозной крови, притекающей по легочной артерии в легкие из правого желудочка.
Оценка функции внешнего дыхания проводится по таким группам показателей, как:
1) легочная вентиляция (частота (f), глубина (Vt), минутный объем дыхания (V), ритм, объем альвеолярной вентиляции, распределение вдыхаемого воздуха);
2) легочные объемы (жизненная емкость легких (ЖЕЛ, Vc), общая емкость легких, резервный объем вдоха (РОвд, IRV), резервный объем выдоха (РОвыд, ERV), функциональная остаточная емкость (ФОE), остаточный объем (OO));
3) механика дыхания (максимальная вентиляция легких (МВЛ, Vmax), или предел дыхания, резерв дыхания, форсированная жизненная емкость легких (FEV) и ее отношение к ЖЕЛ (индекс Тиффно), бронхиальное сопротивление, объемная скорость вдоха и выдоха при спокойном и форсированном дыхании);
4) легочный газообмен (величина потребления кислорода и выделения углекислого газа в 1 мин, состав альвеолярного воздуха, коэффициент использования кислорода (КИО2));
5) газовый состав артериальной крови (давление кислорода (рO2) и углекислоты (рСO2), содержание оксигемоглобина в крови и артериовенозной разницы по Нb и окси-Нb).
Потребность в кислороде у детей значительно выше, чем у взрослых, это объясняется более интенсивным обменом веществ.
Поверхностный характер дыхания, его неритмичность компенсируются большей частотой дыхания. У новорожденного частота дыхательных движений (ЧДД) – 40–60 в 1 мин, у 10-летнего – 20, у взрослого – 16–18. У детей благодаря большой частоте дыхания минутный объем дыхания на 1 кг массы тела значительно выше, чем у взрослых.
ЖЕЛ и максимальная вентиляция легких у детей значительно меньше, чем у взрослых.
Все эти анатомические и функциональные особенности системы органов дыхания создают предпосылки к более легкому нарушению дыхания, что ведет к дыхательной недостаточности у детей.
Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 829 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА РФ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ
И
СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Карцева Т.В.,
Дерягина Л.П.,
Тимофеева Е.П.
Учебно-методическое
пособие для студентов медицинских
ВУЗов
Новосибирск –
2008
Физическое
развитие детей и факторы, его определяющие.
Методы оценки. Семиотика нарушений
физического развития.
Авторы и составители
учебно-методического пособия для
студентов медицинских ВУЗов:
Карцева Татьяна
Валерьевна
– д.м.н., доцент, заведующий кафедрой
пропедевтики детских болезней НГМУ.
Дерягина Людмила
Петровна – к.м.н.,
доцент кафедры пропедевтики детских
болезней НГМУ.
Тимофеева Елена
Петровна –
к.м.н., ассистент кафедры пропедевтики
детских болезней НГМУ.
Рецензенты:
Щедрина Анна
Григорьевна
– д.м.н., профессор кафедры восстановительной
медицины НГМУ.
Лопушинский
Алексей Болиславович
– доцент, заведующий методическим
кабинетом НГМУ
Рекомендовано
цикловой методической комиссией НГМУ
в качестве учебного пособия для студентов
медицинских ВУЗов
(протокол № от 2008 г.)
Учебно-методическое
пособие предназначено для студентов
медицинских ВУЗов, изучающих курс
пропедевтики детских болезней.
Содержание
I
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……..2
II
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
1. Закономерности
физического развития детей………………………………..2
2. Факторы,
определяющие рост…………………………………………………4
3. Изменение
антропометрических показателей в
процессе роста и развития детей
…………………………………………………..….……..8
4.Методы определения
физического развития……………………….………..10
5. Соматоскопия…………………..
6. Методика
антропометрических исследований………………….………….12
6. Оценка физического
развития детей…………………………….…………..17
7. Оценка уровня
биологической зрелости…………………………………….20
III
ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
1. Формирование
пола………………………………………………….……….41
2. Гормональная
регуляция………………………………………………….….43
3. Половое развитие
мальчиков………………………………………….……..44
4. Половое развитие
девочек…………………………………………..….…….47
5. Методика
исследования полового развития…………………………………50
6. Оценка полового
развития……………………………………………….…..54
IV
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….70
V
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….70
Предисловие
Кафедра
пропедевтики детских болезней на
педиатрическом факультете медицинских
ВУЗов – одна из первых начинает
профессиональную подготовку педиатра.
В результате изучения пропедевтики
детских болезней у студентов формируются
важные профессиональные навыки
обследования здорового и больного
ребенка, основы клинического мышления,
а также медицинской этики и деонтологии.
Учебно-методическое
пособие составлено на основе
государственного образовательного
стандарта высшего профессионального
образования по специальности 040200
«Педиатрия». Учебно-методическое пособие
для студентов составлено в соответствии
с учетом требований к методическим
пособиям педагогических кафедр высших
учебных заведений.
Целью настоящего
учебно-методического пособия является
оказание помощи студентам медицинских
ВУЗов в освоении навыков оценки
физического развития у детей в связи с
учётом их возрастных анатомо-физиологических
особенностей, выявления ведущих синдромов
нарушения физического развития и их
своевременной коррекции.
Цель занятия:
Овладеть методикой оценки индивидуального
физического развития детей клиническим
и антропометрическим методами, определения
особенностей телосложения, биологической
зрелости детей различного возраста,
выявления своевременности появления
вторичных половых признаков.
Студенты будут:
1-й
уровень – ЗНАТЬ:
Факторы,
оказывающие влияние на физическое
развитие.Законы
увеличения роста и массы детей в
различные периоды детства.Пропорции
тела.Сроки
полового созревания.Признаки
нарушения физического развития и
факторы, их вызывающие.Семиотику
нарушений физического развития.
2-й
уровень – ПОНИМАТЬ:
Роль
физического воспитания для гармоничного
развития ребенка.Значение
антропометрических измерений в оценке
индивидуального физического развития.Основные
закономерности роста и развития детей.Причины
нарушений физического развития детей.
3-й
уровень – УМЕТЬ:
Выполнять
методику соматоскопии и антропометрии.Оценить
индивидуальное физическое развитие
ребенка по ориентировочной карте,
разработанной на кафедре, клиническим
и антропометрическим методами, по
эмпирическим формулам, центильным
методом, методом сигмальных отклонений.Оценивать
тип телосложения, тип конституции.Оценивать
биологическую зрелость.Оценивать
своевременность появления вторичных
половых признаков.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Оценку физического развития проводят путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными. Первым (базовым), а во многих случаях единственным методом оценки физического развития ребенка является проведение антропометрических исследований и оценка полученных данных. При этом используют два основных метода: ориентировочных расчетов и антропометрических стандартов.
Метод ориентировочных расчетов основывается на знании основных закономерностей увеличения массы и длины тела, обводов грудной клетки и головы. Соответствующие нормативные показатели можно рассчитать для ребенка любого возраста. Допустимый интервал отклонений фактических данных от расчетных составляет ± 7% для средних показателей физического развития. Метод дает только приблизительную картину о физическом развитии детей и используется педиатрами, как правило, в случае оказания медицинской помощи детям дома.
Метод антропометрических стандартов является более точным, поскольку индивидуальные антропометрические величины сравнивают с нормативными по возрасту и полу ребенка. Регионарные таблице стандартов есть двух типов: сигмального и центильного.
При использовании таблиц, составленных по методу сигмальных стандартов, сравнение фактических показателей проводится с средней арифметической величиной (М) для данного признака того же возрастно-половой группы, и у ребенка, которую мы наблюдаем. Полученную разницу выражают в сигмах (δ – это среднее квадратичное отклонение), определяя степень отклонения индивидуальных данных от их средней величины.
При использовании таблиц, составленных по методу центильных стандартам, необходимо определить центильного интервал, которому соответствует фактическая величина признака, учитывая возраст и пол пациента, и дать оценку. Метод не математизированных и поэтому лучше характеризует вариационные ряды в биологии и в частности в медицине. Он прост в использовании, не требует расчетов, в полной мере дает возможность оценить взаимосвязь между различными антропометрическими показателями и поэтому широко используется в мире.
Шкала оценки физического развития детей по разным методам
Оценка физического развития | Метод сигнальных стандартов | Метод центильных стандартов |
Очень высокий | – | Более 97 центилей |
Высокий | От М + 2,1δ и выше | 90-97 центилей |
Выше среднего | От М + 1,1δ к М + 2δ | 75-90 центилей |
Средний | М ± 15 | 25-75 центилей |
Ниже среднего | От М -1,1δ к М -2δ | 25-10 центилей |
Низкий | От М – 2,1δ и ниже | 10-3 центилей |
Низкий | – | Менее 3 центилей |
Отклонение в длине тела могут проявляться в виде задержки роста или высокорослость. Значительные степени задержки роста называются нанизмом, а высокорослость – гигантизмом. Главные причины нарушения роста (в порядке убывания частоты патологии) следующие: конституционные, церебрально-эндокринные, соматогении (хронические заболевания различных систем организма с нарушением функции того или иного органа), наследственные заболевания, социально-бытовые факторы.
Отклонение в массе тела имеют вид ее уменьшения или увеличения. У детей раннего возраста отклонения в массе тела менее или более 10% от нормативных показателей (при наличии других характерных признаков) называются соответственно гипотрофией и паратрофией. Увеличение массы тела у детей других возрастных групп более 14% за счет чрезмерного отложения жира называется ожирением. Главными причинами отклонения в массе тела детей является алиментарные, конституционные, соматогении, церебрально-эндокринные и другие факторы.
Отклонение в окружности головы могут проявляться в виде ее уменьшения (микроцефалия) или увеличение (частый вариант – гидроцефалия). Главными причинами отклонений в окружности головы является внутриутробное нарушение развития мозга, травмы и гипоксия мозга во время родов, травмы, инфекционные заболевания и опухоли мозга у детей после рождения.
Отклонение в окружности грудной клетки могут быть как в сторону уменьшения, так и увеличения. Причинами таких нарушений являются аномалии развития грудной клетки и легких, заболевания органов дыхания, степень физической подготовки и развития мышц, конституционные особенности и тому подобное.
Тесты
1. Физическое развитие – это совокупность морфофункциональных признаков организма, характеризующие:
A. Длину, массу, форму тела ребенка.
Б. Функции отдельных органов и систем.
B. Процессы роста и биологического созревания ребенка.
2. Какой допустимый интервал средних показателей физического развития для метода приблизительных расчетов?
A. С%.
Б. 7%.
B. 10%.
3. Какие средние значения ежемесячного прироста длины тела ребенка в первом квартале жизни?
A. 1см.
Б. 2 см.
B. С см.
Г. 4 см.
4. Какой из вариантов оценки физического развития является правильным?
A. Тот, что соответствует возрасту ребенка.
Б. Средний.
B. В пределах нормы.
5. На какую величину ежемесячно увеличивается масса тела ребенка во втором полугодии жизни?
A. 700 г.
Б. 300 г.
B. 400 г.
6. На какую величину ежегодно увеличивается масса тела ребенка в возрасте от 2 до 10 лет?
A. 4 кг.
Б. З кг.
B. 2 кг.
Г. 1 кг.
7. Как оценивается физическое развитие ребенка, если значения показателей антропометрии находятся в интервале от 25 до 10 центилей?
A. Средний.
Б. Выше среднего.
B. Ниже среднего.
Г. Высокий.
Д. Низкий.
8. В каком интервале находятся показатели антропометрические о слежке, если физическое развитие оценен как низкий?
А. 75-50 центилей.
Б. 50-25 центилей.
В. 75-97 центилей.
Г. 10-3 центилей.
Д. 25-10 центилей.
9. Сколько вариантов оценок физического развития может быть при использовании метода сигмальных отклонений?
A. 3.
Б. 5.
B. 7.
Г. 9.
10. Сколько вариантов оценок физического развития может быть при использовании метода перцентильних стандартов?
A. 3.
Б. б.
B. 7.
Г. 9.
11. Какие средние значения массы тела новорожденного ребенка?
A. 3100-3400 г.
Б. 2900-3600 г.
B. 2700-4000 г.
12. На какую величину в среднем увеличивается длина тела ребенка за 1-й год жизни?
A. 15-20 см.
Б. 20-25 см.
B. 30-35 см.
Ответы: 1 – В; 2 – Б; 3 – В; 4 – Б; 5 – В; 6 – В; 7 – В; 8 – Г; 9 – Б; 10 – В; 11 – А; 12 – Б.
Источник
Оценку физического развития проводят путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными. Первым (базовым), а во многих случаях единственным методом оценки физического развития ребенка является проведен ния антропометрических исследований и оценка полученных данных. При этом используют два основных метода: ориентировочных расчетов и антропометрических стандартеів.
Метод ориентировочных расчетов основывается на знании основных закономерностей увеличения массы и длины тела, обводов грудной клетки и головы. Соответствующие нормативные показатели можно рассчитать для де заборы любого возраста. Допустимый интервал отклонений фактических данных от расчетных составляет ± 7% для средних показателей физического развития. Метод дает лишь приблизительную картину о физическом развитии д итей и используется педиатрами, как правило, в случае оказания медицинской помощи детям и доступноома.
Метод антропометрических стандартов является более точным, поскольку индивидуальные антропометрические величины сравнивают с нормативными согласно возраста и пола ребенка. Регионарные таблицы стандартов является двух типе ов: сигмальных и центильного.
При использовании таблиц, составленных по методу сигмальных стандартов, сравнение фактических показателей проводится со средней арифметической величиной (М) для данного признака того же возрастно-половой декабряупи, що й у дитини, яку ми обстежуємо.. Отриману різницю виражають у сигмах (δ – це середнє квадратичне відхилення), визначаючи ступінь відхилення індивідуальних даних від їх середньої величини.
При использовании таблиц, составленных по методу центильные стандартов, необходимо определить центильные интервал, которому соответствует фактическая величина признака, учитывая возраст и пол пациента, и дать оценку ку. Метод не математизированных и поэтому лучше характеризует вариационные ряды в биологии и в частности в медицине. Он прост в использовании, не требует расчетов, в полной мере дает возможность оценить взаимосвязь”Связь между различными антропометрическими показателями и поэтому широко используется в мирті.
Шкала оценки физического развития детей по разным методам
оценки физического развитияу | Метод сигнальных стандартев | Метод центильные стандартев |
очень высокомй | – | Более 97 Центилов |
Высокой | От м 2,1е | 90-97 Центилов |
Выше середнього | От М 1,1; | 75-90 Центилов |
Среднией | М ± 15 | 25-75 Центилов |
ниже середнього | От М -1,1; | 25-10 Центилов |
Низкой | От М – 2,1е | 10-3 Центилоі |
Очень низкией | – | Менее чем 3 Центилоі |
Семиотика нарушений физического развития детей
Отклонение в длине тела могут проявляться в виде задержки роста или високорослости. Значительные степени задержки роста называются нанизмом, а високорослости – гигантизмом. Главные причины нарушения рус сту (в порядке убывания частоты патологии) следующие: конституционные, церебрально-эндокринные, соматогенные (хронические заболевания различных систем организма с нарушением функции того или иного органа), наследственная и заболевания, социально-бытовые факторри.
Отклонение в массе тела имеют вид ее уменьшения или увеличения. У детей раннего возраста отклонения в массе тела менее или более 10% от нормативных показателей (при наличии других характерных признаков) называются соответственно гипотрофией и паратрофии. Увеличение массы тела у детей других возрастных групп более 14% за счет избыточного отложения жира называется ожирением. Главными причинами отхо илення в весе детей является алиментарные, конституционные, соматогенные, церебрально-эндокринные и другие факторори.
Отклонение в окружности головы могут проявляться в виде ее уменьшения (микроцефалия) или увеличение (частый вариант – гидроцефалия). Главными причинами отклонений в окружности головы является внутриутробная не нарушение развития мозга, травмы и гипоксия мозга во время родов, травмы, инфекционные заболевания и опухоли мозга у детей после рожденияя.
Отклонение в окружности грудной клетки могут быть как в сторону уменьшения, так и увеличения. Причинами таких нарушений являются аномалии развития грудной клетки и легких, заболевания органов дыхания, степень физически й подготовки и развития мышц, конституционные особенности тощо.
. Тесты
1. Физический развитие – это совокупность морфофункциональных признаков организма, характеризующие:
A. Длину, массу, форму тела ребенка
Б. Функции отдельных органов и систем
B. Процессы роста и биологического созревания ребенка
2. Какой допустимый интервал средних показателей физического развития для метода приблизительных расчетов?
A. С%
Б 7%
B 10%
3. Какие средние значения ежемесячного прироста длины тела ребенка в первом квартале жизни?
A 1см
Б 2 см
B. С см
Г 4 см
4. Какой из вариантов оценки физического развития является правильным?
A. Тот, соответствующее возрасту ребенка
Б. Средний
B в пределах нормы
5. На какую величину ежемесячно увеличивается масса тела ребенка во втором полугодии жизни?
A 700 г
Б 300 г
B 400 г
6. На какую величину ежегодно увеличивается масса тела ребенка в возрасте от 2 до 10 лет?
A 4 кг
Б. З кг
B 2 кг
Г 1 кг
7. Как оценивается физическое развитие ребенка, если значения показателей антропометрии находятся в интервале от 25 до 10. Центило?
A. Средний
Б. Выше среднего
B ниже среднего
Г. Высокий
Д. Низкий
8. В каком интервале находятся показатели антропометрические об слежения, если физическое развитие оценен как низкий?
А 75-50. Центило
Б 50-25. Центило
В 75-97. Центило
Г 10-3. Центило
Д 25-10. Центило
9. Сколько вариантов оценок физического развития может быть при использовании метода сигмальных отклонений?
A 3
Б 5
B 7
Г 9
10. Сколько вариантов оценок физического развития может быть при использовании метода перцентильних стандартов?
A 3
Б бы
B 7
Г 9
11. Какие средние значения массы тела новорожденного ребенка?
A 3100-3400 г
Б 2900-3600 г
B 2700-4000 г
12. На какую величину в среднем увеличивается длина тела ребенка за 1-й год жизни?
A 15-20 см
Б 20-25 см
B 30-35 см
Ответы: 1 -. В, 2 -. Б, 3 -. В, 4 -. Б, 5 -. В, 6 -. В, 7 -. В, 8 -. Г, 9 -. Б, 10 -. В, 11 -. А, 12 –
Источник