Семинар роль семьи в развитии ребенка

Семинар роль семьи в развитии ребенка thumbnail

Лилия Москалёва
Семинар-практикум для родителей детей раннего дошкольного возраста «Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка»

Семинар-практикум для родителей детей раннего дошкольного возраста «Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка»

[/b]

Москалёва Лилия

Семинар-практикум для родителей детей раннего дошкольного возраста

Тема:

«Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка»

Цель:создание условий для благоприятного воспитания детей раннего возраста.

Задачи:

1. Начать формировать положительное взаимодействие взрослых.

2. Расширять теоретические и практические знания родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.

Воспитатель: Уважаемые родители! Добро пожаловать на нашу встречу. Сегодня здесь собрались родители детей нашей группы. Наша встреча не совсем обычная. Она будет проходить не в форме лекции, а в форме разговора с другом, с играми и обменом мнениями. Поэтому я предлагаю принять несколько правил, которым мы все будем следовать в ходе разговора:

– обращаться друг к другу по имени;

– говорить только то, что чувствуем, если не можете говорить правду – тогда молчать;

Согласны?

Упражнение «Знакомство»

Родители и воспитатель стоят или сидят на стульях по кругу. Воспитатель, держа мяч в руках, представляется. После чего передает мяч следующему (справа или слева, и так до тех пор, пока мяч не вернётся в руки воспитателя.

Воспитатель: Появление ребёнка в семье – серьёзное испытание для родителей. Родительство – уникальный труд, который требует самоотдачи и самовоспитания. Каждый родитель хочет своему ребёнку добра, но это добро надо «вырастить», и каждый понимает это по-разному.

Мы порой не задумываемся, как наши методы воспитания влияют на то, каким будет наш малыш: вырастет ли он уверенным в себе, успешным человеком или будет замкнутым, агрессивным.

Я прошу Вас сейчас ответить на вопросы теста о стилях воспитания в вашей семье. Из трёх вариантов ответов на каждый вопрос вы должны выбрать один, наиболее подходящий.

Тест для родителей «Стиль воспитания ребёнка в семье»

1. Ребёнок капризничает, отказывается есть то, что обычно ел. Вы:

а) дадите ребёнку другое блюдо;

б) разрешите выйти из-за стола;

в) не выпустите из-за стола до тех пор, пока всё не съест.

2. Ваш ребёнок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую игрушку – плюшевого медведя. Вы:

а) идёте во двор искать игрушку;

б) погрустите вместе с ребёнком, так как вам тоже жаль потерянного мишку – он был любимым другом (когда что-то теряется, всегда грустно);

в) успокаиваете ребёнка, приговаривая, чтобы не ревел из-за пустяков.

3. Ваш ребёнок «прилип» к телевизору вместо того, чтобы ложиться спать. Вы:

а) без слов выключаете телевизор;

б) спросите, что нужно сейчас ребёнку, чтобы начать укладываться в кровать (может оказаться, что надо просто сесть рядом с ним);

в) начнёте стыдить ребёнка за непослушание.

4. Ваш ребёнок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

а) часть игрушек уберёте в недоступное для ребёнка место: «пусть поскучает без них»;

б) предложите свою помощь и участие в уборке, ободрите ребёнка поддерживающей фразой типа: «Я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя»;

в) накажете ребёнка.

5. Вы пришли за ребёнком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, «тянет время». Вы:

а) отчитаете ребёнка, показывая своё недовольство им;

б) говорите ребёнку, что чувствуете раздражение и досаду на такое поведение, а хотелось бы, чтобы (сообщите ребёнку, чего вы хотите от него сейчас);

в) попытаетесь сами его быстро одеть.

Ключ.

Если в ваших ответах преобладает ответ «б», значит, – вы с уважением относитесь к своему ребёнку, признаёте его право на личный опыт и ошибки, учите брать ответственность за себя и за свои поступки. Такие дети уверенны в себе, способны к самоконтролю, легко чувствую себя в окружающем мире.

Если больше ответов «а» и «в», то вы придерживаетесь авторитарного стиля воспитания, когда родители ждут от своего ребёнка неукоснительного выполнения своих требований. Такие дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны.

Воспитатель: Этот тест можно взять с собой, как руководство к отношениям между родителями и детьми.

Маленький ребёнок с потрясающей скоростью развивается, как физически, так и умственно, нам важно стимулировать его развитие.

Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть. Мозг ребёнка – чистый лист, и всё то, что он получит, запрограммировано в нём на всю жизнь. Знакомьте своего малыша не просто с картинками из книг, а с живописью, классической музыкой, посещайте музеи, выставки. Это формирует эстетический вкус.

Уважаемые родители! Как вы считаете, что полезно вашему малышу?

Читайте также:  Фото развитие речи у ребенка

Общение ребёнка с матерью, в частности тактильное общение, очень важно для его развития, особенно умственного. Не бойтесь почаще брать ребёнка на руки. Не игнорируйте плач малыша – это для него единственное средство привлечь к себе внимание. Когда ребёнок плачет, это значит, что он о чём-то просит, и оставлять его просьбу без ответа – значит лишать его с самого начала общения.

Родители, которые много разговаривают с ребёнком, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное развитие. Но, если они разговаривают с ним на «детском языке», правильные навыки не сформируются. Не сюсюкайтесь с малышом, он быстро подрастёт, и ему придётся понимать общепринятый язык. Очень хорошо, если ребёнок слушает литературные сказки на аудиокассетах или дисках. Ему совершенно необязательно всё понимать, главное, чтобы у него выработалась привычка слушать и запоминать слова с правильным ударением, интонацией и акцентом. Неграмотная речь и плохое произношение – продукт среды, в которой растёт ребёнок. Для малыша полезно слышать и музыку, которая делает человека возвышенным и красивым.

Я прошу вас ответить на вопросы анкеты, которая лежит перед вами.

«Что, на ваш взгляд, важнее для ребёнка в раннем возрасте?»

(нужное подчеркнуть)

Для маленького ребёнка важно:

• развивать речь ребёнка;

• научить его читать и писать;

• научить изготавливать игрушки;

• обучить детей порядку одевания и раздевания;

• обогащать его разнообразными сенсорными впечатлениями;

• осуществлять простые виды трудовой деятельности по уходу за животными и растениями;

• воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;

• учить составлять рассказы из личного опыта;

• разучивать потешки и стихи;

• рассказывать о планетах Солнечной системы.

Уважаемые родители, давайте немного проанализируем нашу анкету. Посмотрим что же сейчас на самом деле важно нашим детям.

В раннем возрасте не столь важно научить ребёнка читать и рисовать, а важно развивать умение оценивать, воспринимать.

Я бы хотела обратить ваше внимание на разучивание потешек и стихов.

Кто из вас дома разучивает с детьми стихи?

(размышления родителей)

Какие стихи вы отбираете для разучивания с ребёнком дома?

(ответы родителей)

Стихи должны быть короткие, ритмичные, легко запоминающиеся, в то же время должны нравиться малышу. Интеллект ребёнка способен удерживать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Но память «ржавеет», если ее не использовать. Память нужно тренировать, пока ребёнок находит удовольствие в повторении. При этом важно вызвать у ребёнка интерес, а не принуждать его к чтению, так как это худший способ обучения. А интерес у ребёнка мы можем вызвать через повторение.

Повторение – это лучший способ развитие интереса ребёнка.

Знаете ли вы, какой у детей ведущий вид деятельности?

(игра)

Нам бы очень хотелось, чтобы родители побольше играли со своим ребёнком дома. Ведь через игру ребёнок развивается, познаёт окружающий мир, учится вести себя в этом мире. Поэтому надо как можно больше играть с ребёнком в разные игры.

Я вам предлагаю немного поиграть.

Давайте начнём с пальчиковых игр. Игры с пальчиками – один из самых простых и полезных занятий. Простых, потому что они не требуют никаких приспособлений, а полезных – потому, что помогают развитию речи, мышления и мышц пальцев.

Пальчиковая игра «Моя семья»

В руках моих большая сила скрыта и секрет,

Открыть его попробуем все вместе.

Коль поднимаю руку вверх,

Кричите – «Мама»,

Другую – «Папа».

Коль помашу, кричите – «Я»,

А если две руки вверху, – «Моя семья!»

Пальчиковая игра «Мамин день»

Мамочка хорошая, (воздушный поцелуй над ладонью)

Мамочка любимая! (поцелуй над другой ладонью)

Очень я её люблю, (сдуваем с ладони поцелуй)

Поцелуи ей дарю! (сдуваем поцелуй с другой руки)

Артикуляционная гимнастика на правильное произношение

звука «Д»

«Ду-ду-ду» – вот какая дудка,

«Ду-ду-ду» – вот какая дудка.

Артикуляционная гимнастика на правильное произношение

звука «Б»

Бум-бум-барабан – что за шум и тарарам,

Бум-бум-барабан – просыпайтесь по утрам.

Подвижная игра «Надувайся пузырь»

(развиваем речь, дыхание, память)

Надувайся пузырь,

Надувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

(Родители встают в круг, берутся за руки, произносят слова и делают большой круг. После произнесения текста «пузырь» сдувается.)

Закончить нашу встречу, я хотела бы словами В. А. Сухомлинского.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому.

До свидания!

Памятка для родителей

1. Нет ничего важнее воспитания малыша. Не прерывайте воспитание своего ребёнка.

Читайте также:  Художественно эстетическое развитие ребенка дошкольника

2. Помните – способности и характер человека не предопределены от рождения. В большей части формируются в определенные периоды жизни ребёнка. Образование, воспитание и окружающая среда оказывают большое воздействие на личность.

3. Окружайте маленьких детей всем лучшим, что у вас есть.

4. Структура мозга формируется к трём годам. Мозг ребёнка может вместить безграничный объём информации. Но ребёнок запоминает только то, что ему интересно.

5. Многие навыки невозможно приобрести, если ребёнок не усвоил их в детстве.

6. Впечатления раннего детства определяют его дальнейший образ мыслей и действий.

7. Не сюсюкайтесь с ребёнком. Реагируйте на его плач.

8. Отец должен чаще общаться со своим ребёнком.

9. Чем больше детей в семье, тем лучше они общаются друг с другом.

10. Ребёнка лучше похвалить, чем отругать.

11. Заучивание стихов тренирует память. Разучивайте с ребёнком потешки, короткие стихи.

12. Избыток игрушек рассеивает внимание ребёнка. Разберитесь с игрушками ребёнка.

13. Игрушки должны быть приятными на ощупь.

14. Игры развивают творческие задатки ребёнка. Больше играйте со своим малышом.

Семинар-практикум для родителей детей раннего дошкольного возраста «Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка»Семинар роль семьи в развитии ребенкаСеминар роль семьи в развитии ребенкаСеминар роль семьи в развитии ребенка

Источник

Семинар- практикум для родителей

«Роль семьи в воспитании духовно–нравственной личности дошкольника»

 Тема: Роль семьи в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка.

Цель: Формировать у родителей представление о духовно-нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка, о способах и методах нравственного воспитания детей в семье.

Задачи:

1. повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам воспитания нравственности и формированию мировоззрения детей дошкольного возраста;

2.  способствовать сплочению родительского коллектива;

3. способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и детьми, родителями и педагогами.        

Участники: родительский коллектив, воспитатели группы, социальный педагог.

Оборудование: собрание проводится в просторном помещении (музыкальный зал); столы расставляются для работы в микрогруппах; магнитная доска  и  оформление к ней; маркеры, бумага, клей-карандаш (по количеству групп); изображение ладони и набор опорных слов к ним (по количеству групп).

Ход собрания:

1.Организационный этап.

Воспитатели встречают родителей,  предлагают занять место за одним из столов. Организуется деление на группы по цветным жетонам.

2. Актуальность темы собрания

Вступительное слово воспитателя

  Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало большое количество людей, ходила маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Старушка что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.

Детям было любопытно посмотреть, что делает старушка, но родители велели им держаться от нее подальше. Старушка улыбалась людям, но никто не  отвечал на ее приветствие.

   И только когда старушка умерла, люди узнали, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которым дети могли поранить ноги…

   Это не легенда, это реальная история из нашей жизни.

Сегодня мы будем рассуждать о семейных ценностях, о нравственных качествах, которыми стремимся наделить детей, о роли семьи в формировании у ребенка духовно-нравственных качеств, о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца. Ведь сколько таких людей, как старушка, живут рядом с нами, дарят нам тепло и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем.

Духовно-нравственное развитие личности закладывается в раннем детстве, а значит в семье. Поэтому на родителях лежит основная ответственность за приобщение детей к духовно-нравственным ценностям общества. Педагоги  призваны развивать то, что заложено в семье. В ходе совместной работы мы определим, в чём заключается роль семьи и образовательного учреждения в воспитании духовно-нравственной личности ребёнка.

Обсуждать данную проблему мы будем в форме World Café (Мировое Кафе) – это технология организации дискуссии в малых группах в непринужденной обстановке.

Этикет Кафе

«Не распыляйтесь» – Фокусируйтесь на самом важном.

«Не отсиживайтесь» – вносите свои мысли, мнения, размышления.

Говорите без задних мыслей и от всего сердца.

Слушайте, чтобы понимать.

Связывайте и соединяйте идеи.

Слушайте всех, слушайте все вместе.

Играйте – не сидите стороннем зрителем.

Рисуйте и пишите на скатертях – здесь это можно и нужно!

Получайте удовольствие!

3. Работа в микрогруппах.

3.1.  Задание «Мозговой штурм».

– Уважаемые родители, обсудите в группе понятие «духовно-нравственные ценности» и  дайте ему  определение (на магнитной доске закрепляется табличка с надписью «ценности»).

На работу отводится 3 минуты. По окончании обсуждения   представители микрогрупп зачитывают варианты ответов.

Вывод:  Духовно-нравственные ценности это ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

3.2.  Задание «Проблемные вопросы».

– Как Вы считаете, существуют ли понятия «ценности отца», «ценности матери»? В чём состоят  различия между этими понятиями?

Читайте также:  Как вести себя с ребенком у которого задержка психического развития

Представители от каждой группы родителей высказываются по данным вопросам.

Вывод: Понимание – это степень совпадения ценностей матери и отца. Чем выше степень совпадения ценностей, тем более гармоничны взаимоотношения в семье, тем больше единства во взглядах на воспитание детей.

– В чём состоит различие понятий «ценности» и «ценностные ориентации»? (на магнитной доске выставляется табличка с надписью «ценностные ориентации») После обсуждения в группах,  совместно с родителями формулируется вывод.

Вывод: Ценностные ориентации – это усвоенные ценности, исповедуемые членами семьи. Это то, что пережито, на чём базируется жизнь семьи, является её основой.

4. Решение проблемной ситуации.

– Как сделать ценности родителей достоянием ребёнка?

Обсуждение в группах (3 минуты).  Выслушиваются и обсуждаются предложения родителей.

Вывод: Формирование нравственных ценностей происходит ежедневно, незаметно. Это образ жизни семьи, это личный опыт ребёнка, на котором основывается его дальнейшее нравственное развитие. Самое сложное для родителей в воспитании ребёнка – это воспитание себя.

5. Минилекция «Этапы формирования нравственных ценностей».

На магнитной доске представлен график, который иллюстрирует периоды формирования и развития нравственных ценностей личности в соответствии с возрастом.

0 – 5 лет.  При ответственном родительстве, при тесном и постоянном  контакте ребёнка с матерью идёт нарастание количества и качества ценностей, усвоенных  ребёнком.

6 – 9 лет. Ребёнок расширяет границы своего «Я», спорит, противоречит, у него появляются дополнительные авторитеты (учитель, друзья…). На данном этапе необходимо согласованное взаимодействие родителей и педагогов по формированию нравственных ценностей ребёнка. При «перекладывании» ответственности за  воспитание ребёнка с семьи на ОУ, при формальном отношении к своим родительским обязанностям не происходит качественного  и количественного изменения в развитии нравственных качеств ребёнка,  формируется непонимание между родителями и детьми.

10 – 16 лет. Наблюдается снижение динамики формирования нравственных ценностей. В соответствии  с психофизиологическими особенностями возраста, происходит частичное или полное «обесценивание» родительских нравственных установок. Наблюдается поиск и  «приобретение» новых нравственных ценностей (сверстники, кумиры…). В этот период возможна потеря взаимодействия родителей, педагогов с подростками.

17 – 23 года.  Рост внимания личности к ценностным ориентациям, профессиональный поиск, поиск смысла жизни и своего места в ней.

Вывод: Важно избегать разрывов в процессе формирования нравственных ценностей. Ребёнку необходимо постоянное родительское внимание  и доверительные отношения со значимыми взрослыми.

6. Практикум.

Создание модели «Воспитательный потенциал семьи».

– Перечислите 5 методов, которыми располагают взрослые (родители, педагоги) с целью формирования у ребёнка какого-либо качества, знания, навыка?

В результате общего обсуждения выделяем методы: «убеждение», «поощрение», «упражнение», «личный пример», «принуждение» (исключая крайнюю форму – насилие).

Группам родителей  раздаются схематичные изображения ладоней и набор опорных слов  – методов воспитания.            

– Перед Вами материалы необходимые для создания модели «Воспитательный потенциал семьи». Распределите методы воспитания на схеме ладони, обоснуйте их расположение и взаимовлияние. Выделите наиболее действенный метод.

С помощью клея опорные слова (убеждение, поощрение, упражнение, личный пример, принуждение) закрепляются на «ладони». Модели помещаются на магнитную доску. Представители групп презентуют свою модель.

 В качестве эталона рассматривается модель, предложенная профессором, доктором педагогических наук  И. А. Липским.  Большой палец – «поощрение», наиболее приемлемый  метод при формировании нравственных ценностей. Средний палец – «убеждение», данный метод основной, но он практически бесполезен без «упражнения» – безымянный палец и «личного примера» – указательный палец. Самый малоиспользуемый метод – «принуждение» – мизинец.

7. Дополнительные задания.

– Запишите 10 способов убеждения.

– Запишите 20 способов поощрения ребёнка и т.д.

Задания ограничиваются по времени. Результаты обсуждаются.

8. Подведение итога.

Родители и педагоги, при условии сотрудничества и взаимодействия, имеют  практическую стратегию формирования нравственных ценностей у детей. Дошкольный и младший школьный возраст – это тот период в жизни ребёнка, когда возможно заложить фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение моральных норм и правил. Совместными усилиями мы научим наших детей тому, как «открыть» своё сердце, как бескорыстно помогать другим, как проявлять уважение и заботу, покажем им ценность человеческой жизни и важность нравственности.

Мы желаем, чтобы в Вашей семье всё было «Вот так!»  (т.е. воспитательное воздействие на детей основывалось на поощрении).

Литература:

Курбатов А. Воспитание духовно – нравственного здоровья. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.

Липский И.А. Социальная педагогика. – М.: Сфера, 2004.- 320 с.

Марковская И. М.  Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 150 с.

 Потаповская О. М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей [Электронный ресурс] https://www.portal-slovo.ru/rus/pedagogicsПоваров К.С., Жудро Е.А. Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и молодежью по программам духовно-нравственного и  военно-патриотического воспитания. – М.: «Общее дело», 2006. – 82 с.

Источник