Семинар развитие ребенка первого года жизни
Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми. Но как развивать ребенка правильно, чему учить, пока он маленький, на чем сконцентрировать основные усилия? От обилия идей и советов по детскому развитию голова у мам подчас идет кругом. В данной статье мы проведем обзор основных иностранных методик раннего развития детей, поговорим об их особенностях и главных принципах.
Имея представление обо всех методиках, вам будет проще определиться с тем, элементы какой/каких из них стоит взять на вооружение
Методика раннего развития детей Гленна Домана
Гленн Доман – американский нейрофизиолог, разработавший уникальную методику развития, которая изначально была направлена на реабилитацию детей с повреждениями мозга. В течение многих лет врач проводил исследования и детально изучал закономерности детского развития, что и помогло ему создать комплексную лечебную программу. Занятия, включающие в себя зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, мануальное воздействие и упражнения на развитие речи вызывают заметные улучшения в состоянии больных детей. Доман считал, что мозг «развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».
В дальнейшем Доман усовершенствовал свою методику, чтобы применять ее и для развития здоровых детей. Высокий уровень интеллектуальной и физической подготовки детей, с которыми занимались «по Доману», вдохновляет родителей использовать именно эту методику раннего развития
Основные принципы методики:
1) Физическое развитие (свобода движения ребенка, стимуляция врожденных рефлексов, использование трека для обучения ползанию, развитие чувства равновесия и умения преодолевать преграды, обучение плаванию);
2) Обеспечение ребенка максимумом информации (в ответ на вопрос ребенка нужно дать максимально развернутый ответ и дать возможность анализа – например, показав 10 карточек с изображениями того, о чем спрашивал ребенок);
3) Обучение чтению (регулярный показ карточек с изображениями знакомых предметов и их написанными красным шрифтом названиями);
4) Обучению счету (регулярный показ карточек с разным количеством красных точек, которые ребенок учится соотносить с понятием количества);
5) Энциклопедическое обучение (показ карточек с отчетливыми и крупными изображениями незнакомых ребенку предметов, животных, репродукций картин, людей, слов и т.д.).
Методика Домана-Маниченко
Одним из наиболее известных в России последователей Гленна Домана стал педагог и психолог Андрей Маниченко, создавший собственную адаптированную методику и основавший компанию «Умница». Основное отличие методики Маниченко от методики Домана – игровая форма обучения и активное участие ребенка в процессе.
Основные принципы методики:
1) Игровые микроуроки.
2) Комплексное обучение чтению – от карточек к книгам.
3) Занятия проводятся по карточкам, дискам, книжкам-вертушкам, книжкам-пряткам и листалкам.
Монтессори-методика раннего развития
Методике Монтессори или, как ее называла сама автор, системе самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде, уже более 100 лет. Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, ученый, педагог и психолог. Работая детским врачом, она обратила внимание на бесцельность времяпровождения умственно отсталых детей и пришла к выводу, что в раннем детстве они не имели достаточного количества стимулов для развития. Целью разработки системы Монтессори было создание материалов, которые бы побуждали детей к познанию
Основные принципы методики:
1) «Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Если ребенок может сделать что-то самостоятельно, родитель или педагог не вмешиваются в процесс и не пытаются помочь. Роль взрослого – наблюдать и предлагать малышу задания с тем материалом, который он сам выбрал. Ребенок работает в своем темпе и занимается тем, что ему интересно в данный момент. Это развивает уверенность в собственных силах, независимость.
2) Развивающая среда является основой методики Монтессори. Ее элементы должны стимулировать ребенка к познанию через все органы чувств. Помещение для занятий по системе Монтессори разделено на 5 зон с развивающими материалами: зона упражнений в повседневной жизни, зона сенсорного воспитания, математическая зона, зона родного языка, зона Космоса.
3) Методика Монтессори делает особый акцент на работе ребенка с предметами. Это и повседневные предметы, и специальные Монтессори-материалы, разработанные таким образом, чтобы ребенок мог справляться с ними самостоятельно. Большое внимание уделяется предметам, развивающим мелкую моторику – бусинам, шнуровкам, крупам и бобовым, шарикам, пуговицам.
4) Монтессори-группа состоит из детей разного возраста, что воспитывает в старших заботу о младших, а малышей стимулирует учиться у тех, кто взрослее.
5) Все материалы после занятия должны быть вымыты, сложены и убраны ребенком на место. Это с раннего возраста приучает детей к порядку и уважению к другим людям.
Методика раннего развития Сесиль Лупан
Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы. Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка. Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию.
Основные принципы методики:
1) Родители – лучшие учителя для малыша. Ребенку важен интерес со стороны взрослых к его потребностям и интересам, но не нужна чрезмерная опека.
2) Обучение происходит в игровой форме и прекращается до того, как ребенок устанет. Занятия должны быть в радость и для малыша, и для родителей. Проверять знания ребенка не нужно.
3) Быстрота и новизна будут поддерживать естественную любознательность ребенка. Импровизированные занятия лучше серьезных заготовок.
4) Познание мира, по мнению Лупан, начинается с речи. Именно поэтому разговаривать с ребенком следует постоянно, даже если он пока ничего не понимает.
5) Важно учитывать индивидуальность каждого ребенка и проявлять гибкость и чуткость, раскрывая его природные способности.
6) Особое внимание, как и у Домана, уделяется физической активности ребенка, которая является основой для умственного развития. Сесиль Лупан является сторонницей грудничкового плавания по мeтоду Клэр Тиммeрманс.
Методика развития талантов Синити Сузуки
Синити (Шиничи) Сузуки – японский скрипач, педагог и основатель Института воспитания талантов. Он был убежден, что музыкальность не является талантом, а просто способностью, которую можно и нужно развивать. Синити Сузуки сравнивал обучение игре на музыкальных инструментах с обучением родной речи, считая, что в постижении любых навыков нет принципиальной разницы. Поэтому его методика называется еще «методом родного языка». Трех-четырехлетние воспитанники Сузуки поражали окружающих блестящей игрой на скрипке, что является явным показателем успешности данной методики.
Основные принципы методики:
1) Любовь, внимание и забота родителей – основа любого обучения. Доброжелательная атмосфера помогает раскрыться способностям ребенка.
2) Прививать ребенку любовь к музыке необходимо с рождения.
3) Многократные повторения, свойственные обучению музыке, способствуют развитию трудолюбия, пониманию смысла музыкального произведения, точности самовыражения.
4) К обучению нужно подходить как к игре, а не как к скучной обязанности. Тогда и ребенку учиться будет в радость.
Методика Масару Ибука
Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей компании «Sony». Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно». Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша.
Основные принципы методики:
1. Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего. Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально. Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены.
2. Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей.
3. Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов.
4. У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие.
5. Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение.
6. Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам.
7. Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка.
7. Детям необходимо постоянно двигаться. Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества. Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.
Вальдорфская методика раннего развития
Вальдорфская методика была разработана Рудольфом Штайнером, немецким ученым, основоположником антропософии и педагогом. Основная задача воспитания ребенка по Вальдорфской системе – формирование свободной личности. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей. Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. Вальдорфская система приветлива, доброжелательна, спокойна. Садики и школы, работающие по этой методике, существенно отличаются от традиционных: они имеют неторопливый темп, индивидуальный подход к каждому ребенку, в них нет оценок и сравнивания детей.
Основные принципы методики:
1. Главный принцип – это «неопережение», т.е. ребенок должен развиваться в своем темпе, с упором на качество, а не на количество.
2. Дети играют и работают только с натуральными материалами. Пластмассовые и электронные игрушки, различные гаджеты исключены. Вся атмосфера наполнена домашним уютом, ведь детей окружает естественность: дощатые полы и мебель, самотканые коврики, тряпичные куклы, деревянные и соломенные игрушки.
3. Большое значение придается психологическому комфорту ребенка, а значит, педагог Вальдорфского детского сада или школы должен уметь создать доверительную обстановку в коллективе.
4. Особое внимание уделяется занятиям различными видами искусств: музыкой, пением, живописью, лепкой и рукоделием. Вальдорфскую педагогику можно назвать скорее гуманитарной.
5. Дети очень много играют, преимущественно самостоятельно (взрослые лишь поддерживают интерес детей к игре). Кроме того, они участвуют во взрослой трудовой деятельности – готовке, уборке, садоводстве.
6. Отсутствуют принуждение, наказания и осуждение ребенка.
7. Важной частью Вальдорфской педагогики являются праздники, проводящиеся в духе народных традиций.
Методика раннего развития Макото Шичида
Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.
Основные принципы методики:
1. Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.
2. Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.
3. Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое.
Источник
Семинар
для родителей детей раннего возраста
на тему:
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА.
План
Актуальность периода раннего возраста детей.
«Игрушка в жизни ребенка».
Принципы подбора игрушки для малыша.
Значение игр в воспитании детей.
Приветствие участников, знакомство.
Активизирующее упражнение “Передай игрушку”.
Предложить участникам, передавая, по желанию, куклу друг другу, сказать, что они знают о детях раннего возраста (по нескольку слов). Начинать с себя: “Это дети в возрасте от рождения до трех лет” и т.д.
Вопросы для обсуждения:
Какие дети раннего возраста?
Что могут дети 2-х лет?
Что нравится детям в этом возрасте?
Информационное сообщение об актуальности периода раннего возраста детей.
Опыт и знания, которые ребенок получает в течение первых лет жизни, имеют очень большое значение и влияют на всю его дальнейшую жизнь. Период раннего возраста является фундаментом будущих здоровья, успеха, гармоничного развития личности. Дети не рождаются способными или неспособными, добрыми или злыми, смелыми или нет. От родителей они получают индивидуальные особенности. Таким образом, все, с чем малыш пришел в мир, играет важную роль в формировании его психики, но еще не определяет его как личность. Главные предпосылки гармоничного развития ребенка – жизнь в сообществе людей и прежде всего жизнь в семье, воспитание, которое осуществляют взрослые, развивающая среда, которую они создают, деятельность, к которой привлекают ребенка.
В процессе активного самостоятельного исследования окружающего мира и в общении с взрослыми ребенок усваивает необходимые знания, приобретает разнообразные умения и навыки; у него развиваются способности, формируются качества личности. Именно в это время дети развиваются и учатся более интенсивно, чем в любой последующий период своей жизни. Когда они получают достаточно любви, надлежащий уход, необходимое питание, заботу об их здоровье, физическом, психическом и умственном развитии, то быстро растут, становятся эмоционально обогащенными и гармонично развитыми.
Немалую роль здесь играют эмоциональные и тактильные контакты с ребенком. А вот пренебрежение эмоциональным миром ребенка может обернуться в будущем как снижением психического развития личности, так и отчуждением от родителей. Подтверждением этого является факт, который был выявлен учеными во время проведения эксперимента с обезьянами. Одни детеныши воспитывались мамой, а другие были лишены общения с родителями, хотя и были обеспечены необходимыми условиями (теплом, питанием). Позже уже взрослых особей сравнили. И что же? Те обезьянки, которые были лишены общения с мамой, сильно отличались от других своих собратьев. Они были более агрессивны и даже не могли самостоятельно создать потомство. То есть, мы видим, какие последствия имеет нехватка витамина М (мамы) на примере животных. Можете представить, как это влияет на человека, на ребенка? По мнению психологов, дети, которые постоянно находятся в некомфортных условиях, особенно в первые годы жизни, в будущем имеют трудности в обучении, сталкиваются с проблемами поведенческого и эмоционального характера.
Если первый лепет ребенка встречается приветливой улыбкой, а не безразличием, он в будущем станет эмоционально чувствительным, открытым, контактным человеком. А ребенок, которого приучали играть более самостоятельно, в дальнейшем испытывает трудности в адаптации.
Теперь позвольте познакомить вас с результатами научных исследований:
В первые годы жизни мозг человека формируется на 75%.
Первые годы жизни играют важную роль в развитии личности, интеллектуальных способностей и поведении.
Дети рождаются с физическими, социальными, психологическими задатками. Если не способствовать их развитию, они исчезают.
Дети, которые находятся под влиянием стресса первые годы жизни, чаще испытывают трудности в обучении, имеют проблемы в поведении и в эмоциональном состоянии.
Дети, которые воспитываются в добродушной атмосфере, лучше едят, реже болеют, чем те, которые не получают должного внимания.
Налаживание позитивних эмоциональных отношений в первые годы жизни влияет на умение любить.
Таким образом, период раннего развития должен стать для детей ярким, восхитительным, эмоционально насыщенным оттенком жизни, наполненным яркими образами, живыми звуками, приятными мелодиями, любовью и теплом маминих и папиных рук.
Игра “Подарок из детства”
Цель: вспомнить, какой особенно памятный подарок они (участники семинара) получили в детстве.
Затем все по очереди показывают свой подарок (мимикой, жестами, движениями, позой), а остальные отгадывают. Обсудить, какие эмоции пережили.
Игрушка в жизни ребенка.
В слове игрушка спрятано слово «игра». Игрушка – способ для игры. Игрушка – это образ, товарищ, воспоминание о тех, кто подарил или сделал игрушку.
Игрушка – способ для воспитания и развития ребенка. Образы игрушек, которые мы предлагаем детям, навеивают образ, на который ребенок стремится быть похожим.
Современный мир наполнен разнообразными игрушками для детей. Вспомните, какой вид имеет современная игрушка? С какого материала она сделана, какого цвета, какой образ несет в себе?
Для девочек – Барби. А для мальчиков – машинки, монстры, пистолеты. Взрослые Барби – белокурые красавицы с длинными волосами и длинными ногами, похожие друг на друга. И не одна не похожа на маму, бабушку, ни одна не плачет, не переживает, не готовит вкусную еду, не заботится о других. Барби занята собой, своим гардеробом, прической, интерьером.
В квартире маленького мальчика, как правило, находится целая куча разных ярких машин. Их так много, что им не хватает места. Их легко поломать, а если поломалась машинка, ее отправляют на мусорник. Современные игрушки мальчиков – монстры, роботы с узкими грозными глазами. Они ругаются, бьются, пугают друг друга. Подумайте, ведь все эти игрушки способствуют воспитанию определенных качеств характера.
Когда не было огромнейшей индустрии детской игрушки, она отвечала тем требованиям к игрушке, которые предлагали ученые, педагоги, воспитатели, врачи.
Принципы подбора игрушки для малыша:
• экологически чистый материал;
• эстетичность
• природный материал;
• чему учит игрушка.
Каждая игрушка учит ребенка проявлять определенные чувства, эмоции, приобретать те или иные черты характера, навыки поведения. Анализируя игрушку, взрослые отвечают на такой вопрос: «Каким качествам характера может научить?», «Какую модель поведения будет усваивать ребенок, играя ею?»
Выбирая игрушку для ребенка, мы выбираем образ, который отображается во внутреннем мире ребенка на всю жизнь. Какой образ ребенок понесет в мир – решать родителям.
Упражнение «Какими игрушками играют наши дети»
Перед учасниками мешочек с разными игрушками. Каждый достает из мешочка по одной игрушке и делает анализ (позитив-негатив) каждой из них.
Игры в жизни ребенка.
Игра – важный способ воспитания, который доступный каждому, имеет тесную связь с жизнью. Играя, ребенок, познает мир, учится общению с другими, выполняет бытовые действия, фантазирует. Для маленького ребенка игра – это жизнь.
Упражнение “Быстрый мяч”.
Какие детские игры мы знаем? В какие из них мы играли в детстве?
Участники передают друг другу мяч и называют игру. Не следует повторяться.
Играя с детьми, целесообразно использовать народные и пальчиковые игры.
Упражнение “Пожелания по кругу ”.
Цель: продолжить знакомство участников; поднять настроение в группе; подвести итоги дня.
Использованная литература
Зростаємо разом: книга для батьків дітей раннього віку. І.В. Братусь, І.О. Зорина, Н.В. Кошечко, О.Л. Нагула, О.Л. Шлемкевич, Р.О Моісеєнко, 2007
Источник