Семинар познавательное развитие ребенка дошкольника
Семинар – практикум для педагогов детского сада
«Развитие познавательной сферы дошкольников»
Подготовила и провела: педагог-психолог Жагарина М.А.
Ход мероприятия:
Упражнение –энергизатор «3, 13, 33». Группе необходимо посчитать по кругу от 0 и как можно дальше, соблюдая условие – нельзя называть вслух 3 и все числа, содержащие 3, то есть 13, 23 и т.д. и числа, которые делятся на 3, то есть 6, 9 и т.п., вместо них нужно хлопать в ладоши (то есть получается 1,2, хлопок, 4,5, хлопок, 7, 8, хлопок, 10, 11, хлопок и т.д.)
Одна из важнейших целей нашей деятельности в детском саду – развитие познавательных процессов дошколят, а значит, «профилактика» отставания в учении будущих школьников.
– Как вы понимаете выражение «познавательная деятельность»?
(варианты ответов и их краткий анализ)
Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.
Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.
– Сейчас подробнее рассмотрим составляющие познавательной деятельности.
Внимание – это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект, сосредоточение сознания на определенном объекте. Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключение и распределение; противоположные вниманию состояния – это отвлекаемость, неустойчивость.
Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. Однако в старшем дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.
– А сейчас предлагаю вам потренировать ваше внимание:
- упражнение «Корректурная проба» (вычёркивание и подчёркивание букв, в течение 1 минуты).
- игра «Запутанные руки» (способствует развитию устойчивости внимания, умению сосредотачиваться)
Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
«Не пропусти профессию» (или что-то, соответствующее тематике недели – растения, животное и т.п.)
Лампа, водитель, ножницы, мячик, механик, липа, токарь, яблоко, болтун, гусь, архитектор, карандаш, гроза, сталевар, обруч, попугай, пекарь, очки, река, продавец, фантазия, учитель, ложка, стрекоза, чайник, фотограф, бабочка, музыкант, волшебник, певец, балерина и т.п.
Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. В процессе развития восприятия у старших дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала. У дошкольников мы развиваем зрительное (цвет, форма, величина), слуховое (речевые и неречевые звуки), тактильное восприятие.
– А сейчас снова поиграем. Упражнение «Что не дорисовано?» и «Чем залатать коврик?» (Матрицы Равена)
Память – психический познавательный процесс сохранения и воспроизведения информации.
В дошкольном возрасте развивается зрительная, слуховая память и словесная в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.
Упражнение «Запомни картинку». Рассмотрите внимательно картинку. Убираем картинку и включаем другую. Что изменилось? (кол-во лодок, собачка, дом стал 1-этажным, 4 гуся, автобус вместо машины, пропало облако, появилась коза, платочек в горох).
«Запомни пары»:
Тарелка-суп книга-окно
Почта-письмо рука-туча
Зима-снег вилка-дело
Булка-мука сосна-ложка
Сапог-нога спина-лампа
Рыба-вода корова-стол
Карандаш-бумага ящик-палец
Машина-дорога число-крыша
Мультфильм-телевизор ножик-лето
Буквы-книга корзина-свеча
(смысловая память) (ассоциативная память)
Игра «Я – фотоаппарат» (зрительная память)
Мышление – это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации.
Выделяют три вида мышления:
- наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);
- наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
- словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.
На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
К шести–семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
«Нелепицы», «Исключение предметов», «Последовательность событий», «Сравнение» (муха и бабочка, дом и избушка, книга и тетрадь, город и деревня), «Бывает-не бывает» (если бывает, хлопаем в ладоши, если не бывает – поднимаем руки вверх: «папа ушёл на работу», «поезд летит по небу», «кошка хочет есть», человек вьёт гнездо», «почтальон принёс письмо», «зайчик пошёл в школу», «яблоко солёное», «бегемот залез на дерево», «дом пошёл гулять», «шапочка резиновая», «на берёзе выросли шишки», «девочка рисует домик», «домик рисует девочку», «собака гуляет по крыше», «корова жуёт траву», «рыба поёт песни», «зимой идёт снег», «мальчик виляет хвостом» и т.п.
Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их понимание.
Освоение ребенком речи является чрезвычайно важным моментом в психическом развитии, так как позволяет ему развиваться как социальному существу, т.е. осваивать опыт человечества.
Развивая мышление, память, внимание, восприятие, воображение мы совершенствуем и три функции речи, которые имеют важное значение в формировании интеллекта:
- Коммуникативная. Влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей. В процессе общения ребенок усваивает новые понятия.
- Познавательная. Играет большую роль в развитии восприятия, придавая сенсорным функциям поисковый характер, в развитии вербальной памяти, что важно для формирования обобщенного мышления.
- Регулирующая. Формирование данной функции речи связано с развитием возможностей планирования интеллектуальной деятельности.
Игра «Мячик-соединитель». Ведущий бросает мяч и произносит несогласованные слова. Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов и бросает мяч обратно: собака, гулять; дерево, расти; дождь, лить; солнце, светить; врач, лечить; портной, шить; телефон, звонить.
«Измени по числам»: мост – мосты, ручей – ручьи, флаг – флаги, друг – друзья, ягнёнок – ягнята, шишка – шишки, луг – луга и т.п.
«Какой? Какая?»: посуда из дерева – деревянная, сок из моркови – морковный, платок из шерсти – шерстяной, кувшин из глины – глиняный, монета из золота – золотая, шапка из меха – меховая и т.п.
Воображение детей старшего дошкольного возраста – это психический процесс создания новых оригинальных образов, предметов, ситуаций путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению. Воображение начинает выполнять две основные функции: защитную, связанную с формированием практических навыков познания окружающего мира, и познавательную, позволяющую разрешить проблемную ситуацию и регулирующую психическое состояние путём создания воображаемой ситуации, отвлечённой от реальности.
Воображение претерпевает качественные изменения, приобретая произвольный характер, что предполагает планирование и программирование деятельности.
«Сочиняем сказку сами», «Пятнография» или «Кляксы», «Дорисуй круги».
Необходимо помнить, что игры на развитие познавательной сферы не должны сильно утомлять ребенка (эффекта не будет и выработается обр. реакция – отвращение).
Помните, когда вы играете с ребенком, просьбы, инструкции и задания должны быть четкими и понятными.
Спасибо за работу.
Источник
Цель: Показать педагогам важность и значимость проблемы развития познавательных процессов у дошкольника.
Задачи: 1. Актуализировать знания педагогов об особенностях формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
2. Расширить представление о том, что такое познавательные процессы и их качества.
2. Продемонстрировать использование игр в качестве инструмента развития познавательной сферы ребенка.
Оборудование: Презентация, кроссворд, “волшебный мешочек”, игра “Танграм”, ширма, игрушка для описания
Ход мероприятия
Познавательные процессы – психические процессы, обеспечивающие получение, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающей среды. Познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Развитию познавательных процессов у детей способствует постановка развивающей познавательной деятельности дошкольников. В ней у ребенка накапливается жизненный опыт, происходит познание окружающей действительности, усвоение знаний, вырабатываются умения, навыки.
Рассмотрим структуру познавательной деятельности. Структура познавательной деятельности определяется как способ взаимодействия компонентов системы и включает в себя:
1. Цель – получить знания.
2. Мотив – различен в зависимости от ситуации.
3. Способы – познавательные умения, действия.
4. Условия – организованная развивающая среда, способствующая достижению цели.
5. Результат – получение знания.
Основные принципы организации успешной среды, подразумевающей познавательное развитие дошкольников, – осознанность и активность ребенка в получении нужного знания. Структура познавательной деятельности должна выстраиваться с учетом этих принципов. Неотъемлемой частью познавательной деятельности дошкольников является познавательный интерес. Такой интерес направлен на материал, связан с положительными впечатлениями и порождает активность детей. Полноценное познавательное развитие дошкольника основывается на организации самостоятельной или совместной деятельности ребенка.
Цель деятельности воспитателя дошкольного образования заключается в стимулировании разных видов активности детей, обеспечивающей оптимальный уровень индивидуального развития, что позволяет ему осваивать разные сферы жизнедеятельности.
Тем самым педагог обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Обязательным элементом образа жизни детей является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. При этом педагог своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.
Для эффективного формирования познавательной активности личности детей дошкольного возраста необходимо использовать оптимальные методы, позволяющие стимулировать разные виды активности.
В их числе, прежде всего, следует назвать методы, вызывающие познавательные вопросы детей:
· метод неожиданных решений, основанный на том, что педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту детей;
· метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;
· метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни);
· метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.
– А какие же процессы включаются во время познавательной деятельности? (Восприятие, мышление, память, внимание, речь, воображение)
Вы мыслите в правильном направлении, но давайте систематизируем все сказанное и начнем по порядку. Начинаются познавательные процессы с восприятия. Что значит восприятие?
– Совершенно верно, воспринимать, значит чувствовать. Поэтому,
Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира с помощью всех анализаторов-зрения, слуха, обоняния. Осязания, вкуса. Все виды важны, так как чем больше задействовано анализаторов, тем более полна картина мира, и тем лучше и прочнее ребенок усваивает новое.
А сейчас мы поиграем с вами игру на развитие тактильного восприятия «Волшебный мешочек».
После нашей игры возвращаемся к психическим процессам. Рассматриваем внимание. Как вы думаете, что это такое и для чего оно нужно?
(ответы)
– Хорошо, подытожим. Внимание – это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Характеристиками внимания являются концентрация (степень сосредоточения на объекте, переключение (способность быстро менять объект, распределение (способность удерживать несколько объектов) и объем (количество объектов). Внимание бывает произвольным (целенаправленным) и непроизвольным. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру на развитие внимания.
Игра «Найди 10 отличий»
Переходим к следующему психическому процессу-памяти. Кто может сказать, какая бывает память?
(ответы)
– Отлично. Мы сказали, что память можно разделить по органам чувств на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и двигательную, по длительность хранения информации на кратковременную и долговременную, по степени осмысленности на механическую и логическую. А теперь с помощью игры выясним, какие есть плюсы и минусы у разных видов памяти.
Игра «Запрещенное движение». Воспитатели встают и повторяют за ведущим все движения, кроме одного «запрещенного» (например, хлопка, кто ошибается, тот садится).
– Ну а теперь поговорим о важнейшем познавательном процессе-мышлении. Расскажите мне, что вы знаете о мышлении.
(Ответы)
– Итак, ученые сформулировали, что мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.
Виды мышления:
• Наглядно-действенное мышление (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у детей с рождения до 1, 5 лет)
• Наглядно-образное мышление (Осуществляется при непосредственном восприятии окружающей действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти. Доминирует от 3 летнего до младшего школьного возраста) .
• Абстрактно-логическое мышление (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет)
И все вышеперечисленные компоненты можно и нужно развивать в игре. Попробуем на примере.
Складывание по образцу “Танграм”
– Мы замечательно и плодотворно поработали и коснулись частично следующего психического процесса- воображения. Что это, как вы считаете?
(ответы)
– Хорошо, а сейчас научная формулировка. Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать им.
Особенную ценность представляет такой вид воображения как продуктивное или творческое. Вот сейчас мы с вами и попробуем себя в этом.
Игра “На что похоже” (предлагается рассмотреть кляксы и представить на что похоже)
– Молодцы, все проявили себя как творческие люди. Ну и наконец, рассмотрим оставшийся процесс-речь. Как вы думаете, а по каким критериям можно оценить речь?
(Ответы) .
– Хорошо. Теперь сформулируем, что же такое речь. Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их понимание.
Речь может быть устной и письменной, диалогической и монологической. Сейчас мы поиграем в игру для развития монологической речи, наиболее сложной для детей.
(проводится игра «Узнай по описанию») .
– Отлично. У вас все получилось. Это была последняя ира на сегодня. А чтобы нам с вами закрепить полученные знания, предлагаем вам отгадать кроссворд по данной теме.
– Спасибо за внимание, за хорошую работу. Надеемся, то что вы сегодня узнали, пригодится вам в вашей работе.
Источник