Семинар игра в развитии ребенка

Семинар-практикум для родителей «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста»

Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей;

Задачи:

– Сформировать у родителей знания о значении игры в развитии и воспитании ребенка;

– Заинтересовать проблемой приобщения ребенка к игре в условиях семьи и детского сада;

-Просветить родителей в вопросах организации игры в семье

Предварительная работа:

1. Изготовить приглашения для родителей

2. Провести анкетирование родителей; (Приложение 1)

3. Изготовить памятки для родителей с советами по проведению игр.

3. Папка – передвижка с консультацией «Играем вместе с ребёнком»;

4. Организовать выставку: «Игрушки наших мам, пап, бабушек и дедушек»;

5. Организовать семейную выставку «Наша любимая игра»

6. Подготовить презентации:

– Видеофильм «Мы играем»,

– «Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребёнок»,

– «Игра в жизни ребёнка»;

Оборудование: листы бумаги, ручки, 2 набора игрушек – заместителей, фишки красного, жёлтого, синего цвета, коробка, мультимедийная установка,

2 комплекта небольших карточек с написанными на них цифрами, настольно-печатная игра.

Ход встречи

I.Организационная часть

(Звучит песня «Куда уходит детство» муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва)

Игра – приветствие «Цветные ладони»

Родители хаотично двигаются. Воспитатель держит три “ладони”, вырезанные из цветного картона синего, красного и желтого цвета. Варианты сигналов: красная “ладонь” надо пожать руку, синяя “ладонь” – погладить по плечу, желтая “ладонь” – поздороваться “спинками”.

II Вступительная часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу.

Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме встречи, а она действительно заслуживает внимания.

Давайте сегодня поговорим об игре. Но прежде чем начать наш разговор посмотрите видеофильм «Мы играем».

Вы посмотрели видеофильм, в котором увидели, в какие игры играют наши дети. Наверное, вы обратили внимание, какие игры преобладают у мальчиков, какие у девочек. В этом фильме я старалась показать как можно больше вариантов различных игр.

«Играть мы любим очень: Вы знаете, друзья!

Без игр прожить ребенку никак, никак нельзя.

Мы взрослых понимаем – сегодня новый век.

Без знаний и учебы нет шансов на успех!

Нам тесты предлагают и все хотят понять:

Чего нам не хватает, ну чем нас развлекать?

А мы хотим всего лишь спокойно поиграть

В семью, в солдаты, в шашки, вприпрыжку поскакать.

И куклы засиделись,

Все ждут и ждут детей, а мы же ожидаем

Хороших новостей, что снова поиграем

В компании друзей! Вернитесь в свое детство,

Побудьте с нами в нем, и лучшими друзьями

Мы взрослых назовем!»

Зачастую, когда ребёнок просит Вас поиграть с ним, Вы принимаете его за несамостоятельного человека, неспособного занять себя. И здесь сыплются на ребёнка реплики: «Ну, что же ты такой! Сам не можешь поиграть!».

Вся эта ошибочность выводов говорит о непонимании родителями сущности детской игры. Некоторые родители считают, что игра – это пустое занятие. Так ли это?

Зачем нужна игра ребёнку? Во что играют наши дети? На все эти вопросы мы вместе найдём ответы. Давайте, для начала, выясним, что такое игра.

Игра – задание

Так как ваши мысли и мнение по этой теме для меня очень интересны, а Вы люди грамотные, мы поиграем в игру, она будет деловой, вопросно – ответной.

Я раздам Вам листочки и карандаши для того, чтобы Вы в письменном виде могли продолжить фразу: «Игра для ребёнка – это…».

– А теперь мы сложим листочки пополам и наполним ими вот эту коробочку, под музыку будем передавать эту коробочку из рук в руки, а когда музыка стихнет, тот человек, в руках которого окажется коробочка, достанет первый попавшийся листок и зачитает его вслух. Готовы? Начали!

– Выберете, пожалуйста, листок и зачитайте записанную фразу. Могли бы вы её как-то прокомментировать? Совпадает ли ваше мнение с мнением автора?

Мнения могут быть разные, и все они имеют право на жизнь, так как в них заключается наш с вами опыт, с которым мы идём по жизни и на который ориентируемся при взаимодействии с ребёнком.

Давайте узнаем, что такое игра с точки зрения знаменитых философов и педагогов.

Игра с давних времён выступает как форма обучения, как первичная форма воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения.

Педагог В. А Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

А теперь я вам хочу немного рассказать про игры.

Рассказ воспитателя «Игра – это серьёзно»

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребности воздействия на мир. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

В Игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Читайте также:  Социально личностное развитие и воспитание ребенка

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания.

Игра – важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды их сказок и рассказов, ребёнок размышляет над тем, что видел, о чём ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.

Интересные игры создают доброе, родственное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребности в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важная и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Задача воспитателя и родителей – помочь ребёнку организовать эти игры, сделать их увлекательными.

Игра – задание

Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – зелёного,

  • Каждый вечер уделяю время на игры с ребёнком;
  • Рассказываю о своих играх в детстве;
  • Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком;
  • Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры;
  • Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду;
  • Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки;
  • Часто дарю ребёнку игру, игрушку.

Если на вашем» столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.

Анализ результатов анкетирования «Создание условий для игровой деятельности в семье»

По результатам анкетирования можно сказать, что у многих детей есть отдельная комната (уголок, где может играть и хранить свои игрушки). Дети предпочитают просмотр мультфильмов и телепередач, подвижные игры. Родители покупают игрушки ребенку по особым случаям (в подарок). И в основном предпочитают покупать развивающие игры (настольно-печатные игры, конструкторы и т. д., куклы или машинки. Дети бережно относятся к игрушкам. Сломанные игрушки чаще всего ремонтируются. Большинство детей дома могут в любое время, по желанию рисовать, лепить, им доступны бумага, пластилин, краски. Игровое оборудование у ребёнка для физического развития в основном мяч, скакалка, обруч, дротики. У некоторых детей имеется детская фонотека, музыкальные инструменты. Детей с детства приучаем к труду. В основном все дети дома ухаживают за комнатными растениями и животными. Играет с ребёнком в основном мама, редко папа.

Дети – фантазёры и выдумщики от природы. Капля детского воображения может легко превратить обыкновенную палочку и в ложку, и в телефонную трубку, и в градусник. Ленточка станет речкой на кукольном пути, буксирным тросом для машины, бинтом в игрушечной больнице. Взрослые тоже были детьми. Давайте проверим: не разучились ли вы фантазировать. «Зазывалочки»

Кто будет играть в интересную игру?

А в какую, не скажу! А потом не примем,

За уши поднимем. Уши будут красные

До того прекрасные.

Тай, тай, налетай в интересную игру

всех принимаем и не обижаем.

А кто опоздает, в небо улетает.

Приглашая вас играть, я привела пример двух зазывалочек, которые можно использовать в играх с детьми, они это очень любят.

Игра «Атомы» – (деление на группы).

Предлагаю всем участникам представить себя атомами, задача которых, перемещаясь по комнате, по моему сигналу «Молекулы» собраться в различные молекулы, соблюдая разные условия, например, собраться в молекулу из 5 атомов и т. д. У нас получились две группы.

Сейчас мы проведём небольшое соревнование: «Мозговой штурм»

В жюри мы пригласили воспитателя с другой группы. Прежде чем приступить к выполнению заданий, проверим насколько ваша команда сплочённая.

Игра «Посчитай»

Командам выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами. Задача – найти сумму всех чисел и назвать результат.

1 задание

Написать как можно больше детских игр, которые Вы знаете, в которые Вы играли в детстве, любых – подвижных, развивающих, сюжетных и т. д.

2 задание

«Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребёнок». За правильный ответ команда получает фишку (показ презентации).

3 задание

Игра «Слон»

Две команды, используя подручные материалы (ручки, карандаши, ветки, шишки и др.) за ограниченное время должны выложить на полу изображение слона. Задание выполнять в полной тишине. Чья команда быстрее выложит, получает фишку.

4 задание

Командам раздаются коробки с игрушками – заместителями. Надо подумать и рассказать, чем могут быть эти предметы в детской игре. Оцениваются фантазия и творческое мышление родителей.

5 задание

Назовите как можно больше игровых действий в игре (мишка заболел, угостим куклу чаем ….).

Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению…

Читайте также:  Программа развития ребенка от года до трех лет

Подведение итогов конкурса.

– Как вы думаете, что вы получили в качестве приза?

(Новые знания и умения)

Рефлексия

Прием «Выбери дистанцию»

– Мы предлагаем объявить символом обсуждаемой темы детскую настольно-печатную игру. Мы поставим ее в центр зала и предлагаем каждому из вас встать на таком расстоянии от предмета, которое могло бы лучше всего продемонстрировать вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи. Вы должны одной фразой объяснить выбранное вами расстояние.

Например: «Я встала очень близко к игре, поскольку считаю очень важным создание в семье условий для развития детской игры»; «Я встал далеко от игры, потому что считаю, что это пустая трата времени. Дети должны играть сами. Семья тут ни при чем».

– Игра – понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки и т. д. Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода. Но существуют и общие правила. Мы предлагаем вашему вниманию Памятку с советами по проведению игр. (Раздаем памятки родителям). Мы советуем изучить эти правила и придерживаться их при игре с детьми.

III Заключительная часть

Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. В завершении мне хочется пожелать вам удачи. Играйте со своими детьми, они в этом очень нуждаются и вы, между прочим, тоже, ведь с помощью игры вы становитесь ближе друг к другу, начинаете больше узнавать друг о друге, можете повлиять на душевное состояние и поведение вашего ребёнка.

Игра – помощник нам, бесспорно,

Игре все возрасты покорны.

Взаимодействие в игре

Поможет понимать друг друга,

Нам стать внимательней, добрей,

И разрешить вопрос досуга.

Играйте с нами! Придумывайте сами!

Играйте с друзьями! Удача за вами!

Проект решения собрания:

1. Принимать активное участие в играх детей

2. Принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке.

3. Организовывать семейные экскурсии по интересам детей.

4. Принимать активное участие в жизни детского сада.

5. Принять к сведению опыт семейного воспитания.

 Приложение 1

Анкета для родителей

«Создание условий игровой деятельности в семье»

1. Есть ли у ребенка отдельная комната (уголок, где может играть и хранить свои игрушки?

А) да

б) нет

в) частично

2. Что предпочитает Ваш ребёнок?

А) просмотр мультфильмов и телепередач

б) активные игры (подвижные)

в) обучающие и развивающие игры

г) чтение художественной литературы

д) компьютерные игры.

3. Как часто и по какому поводу Вы покупаете ребёнку игрушки?

А) как подарок по особым случаям

б) часто по просьбе ребёнка

в) редко, при наличии средств.

4. Какую игрушку Вы предпочитаете купить?

А) куклы или машинки

б) развивающие игры (настольно-печатные игры, конструкторы и т. д

в) мягкая игрушка

г) игрушки, имитирующие военные действия

5. Часто ли Ваш ребёнок ломает игрушки?

А) очень редко

б) иногда

в) постоянно

6. Как Вы относитесь к сломанным игрушкам и порванным книгам?

А) ремонтируем

б) не обращаем внимания

в) выбрасываем.

7. Моему ребёнку всегда доступны бумага, пластилин, краски

а) да

б) нет

в) иногда

8. Имеется ли у ребёнка игровое оборудование для физического развития: (нужное подчеркнуть)

а) спортивный уголок

б) мяч, скакалка, обруч, дротики

в) другой спортивный инвентарь (лыжи, коньки и т. д.)

9. Есть ли в семье детская фонотека, музыкальные инструменты?

А) да

б) нет

в) частично

10. Привлекаете ли Вы ребёнка к уходу за комнатными растениями и домашними животными?

А) да

б) нет

в) иногда

11. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребёнком?

А) мама

б) папа

в) старший (младший) ребёнок

г) бабушка

д) дедушка

е) друзья

ж) играет один

Источник

Ткачева Татьяна
Семинар-практикум для родителей «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста»

Цель: Определение роли игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста.

Задачи:

Познакомить родителей со значением игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста;

Познакомить с видами игр;

Разъяснить важность создания условий игровой деятельности в семье;

Донести до родителейинформацию об игрушке: требования, предъявляемые к ней, характеристики и ее важность для ребенка;

Вызвать желание родителей играть вместе с ребенком дома.

Оборудование:

Ноутбук; проектор; круглые фишки красного, желтого и зеленого цвета (по 7 штук каждого цвета для каждого участника семинара-практикума); 3 цветные ладошки из картона – красного, синего и желтого цвета; заготовки с надписью «Игра для ребенка – это …»; красивая коробочка; памятки для родителей «Играйте вместе с ребенком; семейная выставка «Наша любимая игра», «Игрушки наших мам, пап, бабушек и дедушек»; презентации «Угадайте, какую игрушку выбрал Ваш ребенок и «Игра в жизни ребенка»; аудиозаписи.

Ход семинара-практикума:

I. Вводная часть.

Звучит песня «Куда уходит детство» (муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева)

Педагог-психолог: «Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас! Тема нашей встречи «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста». Спасибо за то, что Вам пришли. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания».

Читайте также:  Развитие ребенка учим рисовать линии горизонтальные

Игра-приветствие «Цветные ладони».

Цель – создать эмоционально-положительный настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению между собой.

Родители хаотично двигаются. Педагог-психолог держит три «ладони», вырезанные из цветного картона.Варианты сигналов: «красная ладонь» – пожать друг другу руку, «синяя» – погладить по плечу, «желтая»«поздороваться» спинами.

II. Основная часть.

Чтобы родители почувствовали актуальность собрания, захотели в нем поучаствовать, предлагаем просмотр видеофильма «Фильм о нас и наших играх», в котором родители увидят, в какие игры играют их дети.

Педагог-психолог: Я предлагаю Вам в письменной форме продолжить фразу «Игра для ребенка – это…» (раздаю родителям листочки-заготовки и карандаши). Листочки с ответами складываем пополам и наполняем ими коробочку. Под музыку передаем коробочку из рук в руки. Когда музыка стихнет, тот, у кого окажется коробочка, достает первый попавшийся листок и зачитывает его вслух. Участники игры комментируют фразу.

Педагог-психолог: Итак, по мнению знаменитых педагогов и психологов «Игра для ребенка – это …»

Рассказ воспитателя «Игра – это серьезно!»

Раскрываются (с использованием презентации) такие ключевые моменты,как:

– значение игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста;

– виды игр (творческие, игры с правилами, народные, театрализованные, сюжетно-ролевые и конструктивные, дидактические, подвижные);

– задачи воспитателей и родителей при организации игр с дошкольниками.

Игра-задание «Вспомните Ваши семейные вечера»

Педагог-психолог: Я предлагаю Вам, уважаемые родители, провести самотестирование собственного опыта семейного воспитания.

Если Вы согласны с утверждением, то положите фишку красного цвета, если не всегда – желтого цвета, никогда – зеленого.

• Каждый вечер уделяю время на игры с ребенком.

• Рассказываю о своих играх в детстве.

• Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребенком.

• Купив ребенку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры.

• Слушаю рассказы ребенка об играх в детском саду.

• Не наказываю ребенка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки.

• Часто дарю ребенку игру или игрушку.

Педагог-психолог: Если на вашем столе больше красных фишек, значит игра в вашем доме присутствует всегда. Играйте с ребенком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребенка.

III. Практическая часть.

Педагог-психолог: Приглашаю Вас, уважаемые родители,поиграть:

Тай, тай, налетай!

В интересную игру

Всех принимаем, никого не обижаем.

А кто опоздает, тот в небо улетает! – это простая зазывалочка, которую можно использовать в играх с детьми.

Игра «Атомы» (для деления на группы).

Педагог-психолог: Предлагаю всем участникам представить себя атомами, задача которых, перемещаясь по комнате, по моему сигналу «Молекулы!» собраться в различные «молекулы», состоящие из определенного числа атомов. Например, собраться в «молекулу» из 2-х, 3-х или 5-ти атомов.

Педагог-психолог: В итоге у нас получилось 2 группы. И я предлагаю Вам провести состязание.

Соревнование «Мозговой штурм».

За победу в каждом задании команда получает фишку.

1. Чтобы проверить, насколько ваша команда сплоченная, 1-я игра «Посчитай».

Командам выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами.

Задача – найти сумму всех чисел и назвать результат.

2. Перечислите (напишите) как можно больше детских игр, которые Вы знаете,в которые играли в детстве: подвижные, развивающие, сюжетные и т. п.

3. «Угадайте, какую игрушку выбрал Ваш ребенок

4. Игра «Слон»: команды, используя подручные материалы (ручки, карандаши, ветки, шишки и др., за ограниченное время должны выложить на полу изображение слона. Команда, которая справилась с заданием первой, получает фишку.

5. Команды получают коробки с игрушками заместителями. Нужно подумать и рассказать, чем могут быть эти предметы в детской игре. Оцениваются фантазия и творческое мышление родителей.

6. Назвать, как можно больше игровых действий в игре (1 команда –игра «Мишка заболел», 2 команда – игра «Угостим куклу чаем»)

Педагог-психолог: Подведение итогов соревнования «Мозговой штурм»

IV. Заключительная часть.

Рефлексия.

Цель – конкретизировать, уточнить и обобщить знания родителей, полученные в результате проведения семинара-практикума.

Педагог-психолог: В заключение нашего семинара-практикума предлагаю Вам «Выбрать дистанцию».

Символом обсуждаемой сегодня темы я предлагаю выбрать детскую настольно-печатную игру. Согласны?

Мы поставим ее в центр зала. Каждому из Вас я предлагаю встать на таком расстоянии от игры, которое могло бы лучше всего продемонстрировать Вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи. Вы должны одной фразой объяснить выбранное Вами расстояние.Например: «Я стала очень близко, потому что считаю очень важным создание в семье условий для развития детской игры»; или «Я стал далеко от игры, потому что считаю, что это пустая трата времени. Дети должны играть сами».

Педагог-психолог: Большое спасибо Вам, уважаемые родители!

А сейчас вы сможете оценить свое эмоциональное состояние. Для этого дорисуйте «смайлик» и покажите его всем.

На память о нашей встрече мы приготовили для Вас памятки «Играйте вместе с ребенком До свидания! До новых встреч!

Источник