Семинар для родители на тему игра и развитие ребенка
Семинар-практикум для родителей «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста»
Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей;
Задачи:
– Сформировать у родителей знания о значении игры в развитии и воспитании ребенка;
– Заинтересовать проблемой приобщения ребенка к игре в условиях семьи и детского сада;
-Просветить родителей в вопросах организации игры в семье
Предварительная работа:
1. Изготовить приглашения для родителей
2. Провести анкетирование родителей; (Приложение 1)
3. Изготовить памятки для родителей с советами по проведению игр.
3. Папка – передвижка с консультацией «Играем вместе с ребёнком»;
4. Организовать выставку: «Игрушки наших мам, пап, бабушек и дедушек»;
5. Организовать семейную выставку «Наша любимая игра»
6. Подготовить презентации:
– Видеофильм «Мы играем»,
– «Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребёнок»,
– «Игра в жизни ребёнка»;
Оборудование: листы бумаги, ручки, 2 набора игрушек – заместителей, фишки красного, жёлтого, синего цвета, коробка, мультимедийная установка,
2 комплекта небольших карточек с написанными на них цифрами, настольно-печатная игра.
Ход встречи
I.Организационная часть
(Звучит песня «Куда уходит детство» муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва)
Игра – приветствие «Цветные ладони»
Родители хаотично двигаются. Воспитатель держит три “ладони”, вырезанные из цветного картона синего, красного и желтого цвета. Варианты сигналов: красная “ладонь” надо пожать руку, синяя “ладонь” – погладить по плечу, желтая “ладонь” – поздороваться “спинками”.
II Вступительная часть
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу.
Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме встречи, а она действительно заслуживает внимания.
Давайте сегодня поговорим об игре. Но прежде чем начать наш разговор посмотрите видеофильм «Мы играем».
Вы посмотрели видеофильм, в котором увидели, в какие игры играют наши дети. Наверное, вы обратили внимание, какие игры преобладают у мальчиков, какие у девочек. В этом фильме я старалась показать как можно больше вариантов различных игр.
«Играть мы любим очень: Вы знаете, друзья!
Без игр прожить ребенку никак, никак нельзя.
Мы взрослых понимаем – сегодня новый век.
Без знаний и учебы нет шансов на успех!
Нам тесты предлагают и все хотят понять:
Чего нам не хватает, ну чем нас развлекать?
А мы хотим всего лишь спокойно поиграть
В семью, в солдаты, в шашки, вприпрыжку поскакать.
И куклы засиделись,
Все ждут и ждут детей, а мы же ожидаем
Хороших новостей, что снова поиграем
В компании друзей! Вернитесь в свое детство,
Побудьте с нами в нем, и лучшими друзьями
Мы взрослых назовем!»
Зачастую, когда ребёнок просит Вас поиграть с ним, Вы принимаете его за несамостоятельного человека, неспособного занять себя. И здесь сыплются на ребёнка реплики: «Ну, что же ты такой! Сам не можешь поиграть!».
Вся эта ошибочность выводов говорит о непонимании родителями сущности детской игры. Некоторые родители считают, что игра – это пустое занятие. Так ли это?
Зачем нужна игра ребёнку? Во что играют наши дети? На все эти вопросы мы вместе найдём ответы. Давайте, для начала, выясним, что такое игра.
Игра – задание
Так как ваши мысли и мнение по этой теме для меня очень интересны, а Вы люди грамотные, мы поиграем в игру, она будет деловой, вопросно – ответной.
Я раздам Вам листочки и карандаши для того, чтобы Вы в письменном виде могли продолжить фразу: «Игра для ребёнка – это…».
– А теперь мы сложим листочки пополам и наполним ими вот эту коробочку, под музыку будем передавать эту коробочку из рук в руки, а когда музыка стихнет, тот человек, в руках которого окажется коробочка, достанет первый попавшийся листок и зачитает его вслух. Готовы? Начали!
– Выберете, пожалуйста, листок и зачитайте записанную фразу. Могли бы вы её как-то прокомментировать? Совпадает ли ваше мнение с мнением автора?
Мнения могут быть разные, и все они имеют право на жизнь, так как в них заключается наш с вами опыт, с которым мы идём по жизни и на который ориентируемся при взаимодействии с ребёнком.
Давайте узнаем, что такое игра с точки зрения знаменитых философов и педагогов.
Игра с давних времён выступает как форма обучения, как первичная форма воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения.
Педагог В. А Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
А теперь я вам хочу немного рассказать про игры.
Рассказ воспитателя «Игра – это серьёзно»
Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребности воздействия на мир. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
В Игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания.
Игра – важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды их сказок и рассказов, ребёнок размышляет над тем, что видел, о чём ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.
Интересные игры создают доброе, родственное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребности в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важная и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Задача воспитателя и родителей – помочь ребёнку организовать эти игры, сделать их увлекательными.
Игра – задание
Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – зелёного,
- Каждый вечер уделяю время на игры с ребёнком;
- Рассказываю о своих играх в детстве;
- Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком;
- Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры;
- Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду;
- Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки;
- Часто дарю ребёнку игру, игрушку.
Если на вашем» столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.
Анализ результатов анкетирования «Создание условий для игровой деятельности в семье»
По результатам анкетирования можно сказать, что у многих детей есть отдельная комната (уголок, где может играть и хранить свои игрушки). Дети предпочитают просмотр мультфильмов и телепередач, подвижные игры. Родители покупают игрушки ребенку по особым случаям (в подарок). И в основном предпочитают покупать развивающие игры (настольно-печатные игры, конструкторы и т. д., куклы или машинки. Дети бережно относятся к игрушкам. Сломанные игрушки чаще всего ремонтируются. Большинство детей дома могут в любое время, по желанию рисовать, лепить, им доступны бумага, пластилин, краски. Игровое оборудование у ребёнка для физического развития в основном мяч, скакалка, обруч, дротики. У некоторых детей имеется детская фонотека, музыкальные инструменты. Детей с детства приучаем к труду. В основном все дети дома ухаживают за комнатными растениями и животными. Играет с ребёнком в основном мама, редко папа.
Дети – фантазёры и выдумщики от природы. Капля детского воображения может легко превратить обыкновенную палочку и в ложку, и в телефонную трубку, и в градусник. Ленточка станет речкой на кукольном пути, буксирным тросом для машины, бинтом в игрушечной больнице. Взрослые тоже были детьми. Давайте проверим: не разучились ли вы фантазировать. «Зазывалочки»
Кто будет играть в интересную игру?
А в какую, не скажу! А потом не примем,
За уши поднимем. Уши будут красные
До того прекрасные.
Тай, тай, налетай в интересную игру
всех принимаем и не обижаем.
А кто опоздает, в небо улетает.
Приглашая вас играть, я привела пример двух зазывалочек, которые можно использовать в играх с детьми, они это очень любят.
Игра «Атомы» – (деление на группы).
Предлагаю всем участникам представить себя атомами, задача которых, перемещаясь по комнате, по моему сигналу «Молекулы» собраться в различные молекулы, соблюдая разные условия, например, собраться в молекулу из 5 атомов и т. д. У нас получились две группы.
Сейчас мы проведём небольшое соревнование: «Мозговой штурм»
В жюри мы пригласили воспитателя с другой группы. Прежде чем приступить к выполнению заданий, проверим насколько ваша команда сплочённая.
Игра «Посчитай»
Командам выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами. Задача – найти сумму всех чисел и назвать результат.
1 задание
Написать как можно больше детских игр, которые Вы знаете, в которые Вы играли в детстве, любых – подвижных, развивающих, сюжетных и т. д.
2 задание
«Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребёнок». За правильный ответ команда получает фишку (показ презентации).
3 задание
Игра «Слон»
Две команды, используя подручные материалы (ручки, карандаши, ветки, шишки и др.) за ограниченное время должны выложить на полу изображение слона. Задание выполнять в полной тишине. Чья команда быстрее выложит, получает фишку.
4 задание
Командам раздаются коробки с игрушками – заместителями. Надо подумать и рассказать, чем могут быть эти предметы в детской игре. Оцениваются фантазия и творческое мышление родителей.
5 задание
Назовите как можно больше игровых действий в игре (мишка заболел, угостим куклу чаем ….).
Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению…
Подведение итогов конкурса.
– Как вы думаете, что вы получили в качестве приза?
(Новые знания и умения)
Рефлексия
Прием «Выбери дистанцию»
– Мы предлагаем объявить символом обсуждаемой темы детскую настольно-печатную игру. Мы поставим ее в центр зала и предлагаем каждому из вас встать на таком расстоянии от предмета, которое могло бы лучше всего продемонстрировать вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи. Вы должны одной фразой объяснить выбранное вами расстояние.
Например: «Я встала очень близко к игре, поскольку считаю очень важным создание в семье условий для развития детской игры»; «Я встал далеко от игры, потому что считаю, что это пустая трата времени. Дети должны играть сами. Семья тут ни при чем».
– Игра – понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки и т. д. Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода. Но существуют и общие правила. Мы предлагаем вашему вниманию Памятку с советами по проведению игр. (Раздаем памятки родителям). Мы советуем изучить эти правила и придерживаться их при игре с детьми.
III Заключительная часть
Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. В завершении мне хочется пожелать вам удачи. Играйте со своими детьми, они в этом очень нуждаются и вы, между прочим, тоже, ведь с помощью игры вы становитесь ближе друг к другу, начинаете больше узнавать друг о друге, можете повлиять на душевное состояние и поведение вашего ребёнка.
Игра – помощник нам, бесспорно,
Игре все возрасты покорны.
Взаимодействие в игре
Поможет понимать друг друга,
Нам стать внимательней, добрей,
И разрешить вопрос досуга.
Играйте с нами! Придумывайте сами!
Играйте с друзьями! Удача за вами!
Проект решения собрания:
1. Принимать активное участие в играх детей
2. Принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке.
3. Организовывать семейные экскурсии по интересам детей.
4. Принимать активное участие в жизни детского сада.
5. Принять к сведению опыт семейного воспитания.
Приложение 1
Анкета для родителей
«Создание условий игровой деятельности в семье»
1. Есть ли у ребенка отдельная комната (уголок, где может играть и хранить свои игрушки?
А) да
б) нет
в) частично
2. Что предпочитает Ваш ребёнок?
А) просмотр мультфильмов и телепередач
б) активные игры (подвижные)
в) обучающие и развивающие игры
г) чтение художественной литературы
д) компьютерные игры.
3. Как часто и по какому поводу Вы покупаете ребёнку игрушки?
А) как подарок по особым случаям
б) часто по просьбе ребёнка
в) редко, при наличии средств.
4. Какую игрушку Вы предпочитаете купить?
А) куклы или машинки
б) развивающие игры (настольно-печатные игры, конструкторы и т. д
в) мягкая игрушка
г) игрушки, имитирующие военные действия
5. Часто ли Ваш ребёнок ломает игрушки?
А) очень редко
б) иногда
в) постоянно
6. Как Вы относитесь к сломанным игрушкам и порванным книгам?
А) ремонтируем
б) не обращаем внимания
в) выбрасываем.
7. Моему ребёнку всегда доступны бумага, пластилин, краски
а) да
б) нет
в) иногда
8. Имеется ли у ребёнка игровое оборудование для физического развития: (нужное подчеркнуть)
а) спортивный уголок
б) мяч, скакалка, обруч, дротики
в) другой спортивный инвентарь (лыжи, коньки и т. д.)
9. Есть ли в семье детская фонотека, музыкальные инструменты?
А) да
б) нет
в) частично
10. Привлекаете ли Вы ребёнка к уходу за комнатными растениями и домашними животными?
А) да
б) нет
в) иногда
11. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребёнком?
А) мама
б) папа
в) старший (младший) ребёнок
г) бабушка
д) дедушка
е) друзья
ж) играет один
Источник
Мастер-класс
Семинар – практикум для родителей
«Домашняя игротека – развивающих игр с детьми»
Форма проведения: семинар-практикум
Место проведения: музыкальный зал.
Участники: родители воспитанников подготовительной к школе группы, дети, воспитатели
Аннотация работы:
Одним из немаловажных аспектов развития детей дошкольников является интеллектуальное развитие.
Для родителей важно, чтобы их ребёнок был успешным и развитым. Эффективность развивающего процесса детей в ДОУ зависит от совместной деятельности воспитателя и родителей, способствующей скорейшему развитию дошкольников.
В связи с этим мной был разработан семинар-практикум.
Семинар-практикум проводился в рамках знакомства родителей старшего дошкольного возраста по теме: «Домашняя игротека – развивающих игр с детьми»
Семинар-практикум состоит из частей:
1. Теоретическая часть
1.1.Консультация для родителей «Игры – как средство развития детей»
2. Практическая часть
2.1. Игры – задания для родителей
2.2. Дискуссия о целесообразности условий и методов развития игровой деятельности детей в семье
2.3. Рассказы родителей из опыта семейного воспитания «Домашняя игротека»
2.4.Традиционная игра «Я дарю тебе игру».
2.5.Игротека (совместные игры детей и родителей).
3. Просмотр презентации
3.1.Просмотр презентации «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности»
3.2. Вручение памятки «Что могут родители»
4. Рефлексия
Семинар-практикум – одна из эффективных форм сотрудничества с родителями, где предполагается как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практические решение конкретной ситуации.
Семинар-практикум получил высокие положительные отзывы от участников семинара.
Цели: Знакомство родителей с условиями, методами использования игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей
в домашних условиях;
Развитие взаимоотношений детей и их родителей посредством включения в совместную игровую деятельность. Создание положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение, взаимопонимание детей и взрослых. Задачи:
-Сформировать у родителей представления о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие интеллектуальных способностей у детей.
-Привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении с взрослым и сверстниками.
-Упражнять детей и родителей в способе расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец, планировать ход действий.
– Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений в условиях семьи, направленных на развитие интеллектуальных способностей у детей;
– Упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития интеллектуальных способностей у детей.
Актуальность:
ДОУ, в силу своей близости к семье, может стать важным элементом, влияющим на развитие ребёнка-дошкольника, но для этого нужно повысить уровень грамотности родителей. Одним из направлений, реально повышающих знания родителей, является семинар-практикум.
Новизна:
Состоит в разработке семинара-практикума на основе применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)в работе воспитателя.
Новизна и практическая значимость семинара выражается в том, что реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье; через развитие компетентности повышается заинтересованность родителей, ответственность за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, для которых целевым ориентиром является формирование социального портрета ребенка дошкольника 6– 7 лет и возрастает степень доверия и уважение к работникам дошкольного учреждения.
Ожидаемые результаты:
– у родителей сформированы представления о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие интеллектуальных способностей у детей
– родителям даны практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей
– родителями получен опыт самостоятельного подбора игр
Предварительная работа:
– проведение анкетирования и индивидуальных бесед с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по данной теме;
– анализ анкет и бесед с родителями;
– подбор пособий, игр, методической литературы по теме;
-создание презентации;
– оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей.
Информационно-техническое обеспечение:
Раздаточный материал для родителей: смайлики – красного, желтого, синего цветов (для каждого участника).
Карточки, на которых сформулированы условия и методы развития игровой деятельности детей в семье.
Презентация «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности»
Материалы и оборудование:
Ноутбук, проектор, экран, ножницы, образцы игры танграм, магнитная доска,
игры и пособия, используемые для развития детей.
Ход: Семинара – практикума для родителей
«Домашняя игротека – развивающих игр с детьми»
Слайд 1
Семинар – практикум для родителей
«Домашняя игротека – развивающих игр с детьми»
Слайд 2
План семинара – практикума
1. Теоретическая часть
1.1.Консультация для родителей «Игры – как средство развития детей»
2. Практическая часть
2.1. Игры – задания для родителей
2.2. Дискуссия о целесообразности условий и методов развития игровой деятельности детей в семье
2.3. Рассказы родителей из опыта семейного воспитания «Домашняя игротека»
2.4. Традиционная игра «Я дарю тебе игру».
2.5. Игротека (совместные игры детей и родителей).
3. Просмотр презентации
3.1. Просмотр презентации «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности»
3.2. Вручение памятки «Что могут родители»
4. Рефлексия
Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рада видеть Вас!
Слайд 3
Игра «Давайте поздороваемся»
Здороваться надо определенным образом:
Музыка звучит – все гуляем по залу.
Музыка останавливается 1 раз – здороваемся за руки, с тем, кто окажется рядом.
2 раз – здороваемся плечиками.
3 раз – здороваемся спинками. Разговаривать запрещается.
После игры участники присаживаются на стульчики.
Слайд 4-5
1.Теоретическая часть
1.1Консультация для родителей «Игры – как средство развития детей» (Приложение1)
Слайд 6
2. Практическая часть
2.1. Игра-задание
Уважаемые родители, я предлагаю вам необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете смайлик красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.
- Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
- Рассказываю о своих играх из детства
- Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
- Купив ребёнку игру, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
- Слушаю рассказы, ребёнка об играх и игрушках в детском саду
- Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки
- Часто дарю ребёнку игру, игрушку
– Если на вашем столе больше красных смайликов, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.
Слайд 7
Задание. Уважаемые родители, у вас на столе лежат карточки, на которых сформулированы следующие условия и методы развития игровой деятельности детей в семье. Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними, и выбирают те, которые вы реализуете в своей семье.
Слайд 8
2.2. Дискуссия о целесообразности условий и методов развития игровой деятельности детей в семье.
(Педагог организует дискуссию о целесообразности используемых родителями методов) (Приложение 2)
Слайд 9
2.3.Рассказы родителей из опыта семейного воспитания «Домашняя игротека».
Слайд 10
2.4.Уважаемые родители, я предлагаю ввести в традицию семьи и нашей группы «Я дарю тебе игру».
Цель – развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками.
Один раз в неделю, в выходной день, родители, «подарите» ребенку новую игру для него: не просто купите, а изготовьте вместе с ребенком, но и обязательно объясните и поиграйте с ребенком. Каждый понедельник дети «приносят» в группу изготовленные дома игры своими руками. Дети знакомят с ними в течение всего дня своих друзей. Получают призы за самые интересные игры.
Слайд 11
2.5.Игротека (совместные игры детей и родителей.) (На вторую часть семинара – практикума приглашаются дети.)
Родители располагаются за столами.
– Сегодня на нашей встрече я хочу поподробнее остановиться на таких занимательных играх, которые родители могут изготовить вместе с детьми своими руками. Это игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур, занимающие особое место среди математических развлечений. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определённым образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны не только детям, но и взрослым.
– Воспитатель демонстрирует родителям фигуры из игры «Танграм»
« Танграм»- одна из несложных игр. Называют её и «Головоломкой из картона», «Геометрическим конструктором». Квадрат размером 8 на 8 см из картона (демонстрирует), одинаково окрашенного с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить много различных изображений по образцам или по собственному замыслу.
– Воспитатель предлагает родителям посмотреть, как используют игру «Танграм» дети на занятиях в группе.
Фрагмент игры с детьми
Цель: дать возможность родителям “прожить” в игре ребенка
На столах перед каждым ребёнком – наборы фигур из игры «Танграм». Дети стоят полукругом перед воспитателем. Воспитатель задаёт детям загадку:
Любит красную морковку,
Грызёт капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой ?
Дети отгадывают: «Заяц».
Слайд 12
– Воспитатель показывает детям образец фигуры – силуэта зайца.
-Ребята, посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур сделаны туловище, голова, ноги зайца?
Дети называют фигуру и её величину. Воспитатель предлагает ответить нескольким детям. Спрашивает остальных детей, правильно ли ответили дети, заметили ли ошибки, предлагает исправить их.
-Вот мы и рассмотрели, как составлен заяц. А теперь, давайте сядем за столы и составим из своих наборов таких же зайчиков.
Дети выполняют задание.
После выполнения задания, воспитатель предлагает ещё раз проверить, правильно ли они составили фигуру зайца, сравнить с образцом. Просит нескольких детей рассказать, из каких фигур они составили зайца.
– Воспитатель объясняет родителям последовательность игровых действий: сначала проходит анализ образца под руководством взрослого, затем детям предлагается самостоятельно рассмотреть фигуру и составить её.
-Более сложной и интересной для детей деятельностью является воссоздание фигур по образцам контурного характера. Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительного членения формы той или иной плоскостной фигуры на составные части, т.е. на те геометрические фигуры, из которых она составлена.
Воспитатель предлагает родителям попробовать вместе с детьми поиграть в игру «Танграмм».
Слайд 13
-Воспитатель раздаёт родителям квадраты, ножницы, предлагает им самостоятельно приготовить игру.
Родители разрезают квадрат на 7 частей. Фигуры для игры готовы.
-Воспитатель задаёт родителям загадку:
Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу.
Пушистый рыжий хвост,
Все знаем мы…
Родители отгадывают: «Лиса»
Слайд 14
Воспитатель показывает образец
-Дорогие родители и дети, посмотрите внимательно на фигуру лисы. Из скольких частей её можно составить? ( Ответы родителей.)
Воспитатель предлагает родителям и детям составить фигуру лисы самостоятельно. После того, как большинство детей составят силуэт, воспитатель предлагает одному ребёнку разместить на магнитной доске расположение частей. Дети и родители сверяют составленные ими фигуры с изображением на магнитной доске.
Воспитатель интересуется, понравилось ли родителям игра, все ли справились с заданием.
-В ходе игры совершенствуется умение детей производить зрительный анализ образца. Поисковые действия, направленные на выбор способа пространственного расположения фигур на основе зрительного анализа, приобретают целенаправленность. Дети начинают обосновывать свои действия и замыслы.
Затем воспитатель демонстрирует родителям аналогичные «Танграму» игры «Колумбово яйцо», «Пифагора» и «Монгольская игра». Объясняет, что эти игры аналогичны предыдущей, также их можно самостоятельно изготовить дома и играть в них вместе с детьми.
Слайд 15
В заключении встречи воспитатель раздаёт родителям листы с чертежами для приготовления игр «Колумбово яйцо» и «Монгольская игра», образцами фигур, которые можно составить из частей игр.
-Играйте вместе с детьми. Развивайте у детей творческие способности, самостоятельность, придумывайте новые варианты фигур-силуэтов.
Слайд 16
3.Просмотр презентации.
3.1. Уважаемые родители, в семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с вами, получал от вас не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас и интеллектуальные способности. Вашему вниманию предлагаю вам посмотреть презентацию
«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности»
Слайд 17
3.2 Вручаются родителям памятки «Что могут родители» (Приложение2)
Слайд 18
Дорогие родители!
«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но… не опаздывайте и, помогая… думайте сами» Б.П.Никитин
4.Рефлексия «Мое участие в семинаре»
Цель: конкретизировать, уточнить и обобщить знания родителей, полученные в результате проведения семинара-практикума.
Слайд 19
-Напишите на ваших смайликах, пожалуйста, о том, что вам понравилось или не понравилось? Ваши пожелания, предложения по вопросу дальнейшего сотрудничества детского сада и семьи по теме семинара?
И опустите в ящик.
Слайд 20-21
Благодарю за внимание! До свидания! До новых встреч!
Источник