Семинар для развития ребенка с 6 лет
Нина Якименко
Семинар-практикум для родителей «Развитие познавательных процессов у детей 6–7 лет»
Цель: Овладение родителями основными приемами развития познавательной деятельности у детей.
Задачи:
1. Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательных процессов у детей 6-7 лет.
2. Рассказать о значении развивающих игр на интеллектуальное развитие детей.
3. Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности.
Ход семинара-практикума:
Сегодня мы с вами рассмотрим тему, безусловно очень актуальную для каждого из вас. В следующем году все наши детки пойдут в школу.
Мы все хотим, чтобы наши дети не только блистали энциклопедическими знаниями, но также были людьми большой души в отличной физической форме, которые умеют выражать свои эмоции и чувства, общаться с людьми, взаимодействовать с окружающим миром.
Но все это невозможно без кропотливого труда нас самих, благодаря которому, наши дети смогут развиваться в дальнейшем самостоятельно, опираясь на полученный опыт и знания.
Ребенок – это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде. Мы, взрослые, обязаны, умело и верно направлять действия ребенка, научить его познавать и изучать мир. Мы должны создать условия для раскрытия всех творческих способностей, внутреннего потенциала, научить любить окружающий мир.
«ВОСПИТАНИЕ – это наука, научающая наших детей обходиться без нас».
Эрнст Легуев
– Что такое познавательные процессы? Какова их роль в обучении?
(Ответы родителей, их дополнение педагогом)
Познание — специфическая, уникальная деятельность человека, направленная на создание идеальной модели окружающей среды.
Познавательная процессы – процессы, происходящие в психике человека, отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях (ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, мотивация, эмоции и т. д.).
– Сейчас подробнее рассмотрим основные из них.
Внимание – это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект.Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключение и распределение; противоположные вниманию состояния – это отвлекаемость, неустойчивость.
Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. В старшем дошкольном возрасте идёт процесссовершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.
– А сейчас предлагаю вам поиграть.
Игра «Чего не стало?»
Рассмотрите внимательно картинку (картинка убирается). А теперь расскажите,что на ней изображено:
Кто сидел за столом?
Кто стоял около стола?
Какого цвета рубашка у Пятачка?
Что ел Винни Пух?
Что держал в руках Кролик?
(После беседы, показывается картинка и проверяется правильность ответов).
Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. В процессе восприятия у старших дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала. Адекватное восприятие сенсорных событий имеет решающее значение для развития операций мыслительной деятельности. У дошкольников мы развиваем зрительное (цвет, форма, величина, слуховое (речевые и неречевые звуки, тактильное восприятие.
– А сейчас снова поиграем. Помните, когда вы играете с ребенком, просьбы, инструкции и задания должны быть четкими и понятными.
Игра «Чудесный мешочек» (учет различных видов восприятия, на примере материалов).
В мешочке лежат предметы, изготовленные из различных материалов (дерево, металл, пластик, бумага, ткань).
Выходят два родителя, по очереди тянут предметы. Выигрывает тот, кто угадывает наибольшее количество. Например, Ребенок нащупывает предмет, называет его и из чего сделан – деревянный кубик.
Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения.
В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.
Для развитияпамяти можно организовать игры:
• «Запомни картинки»,
• «Повтори слова»,
• «Что ты видел сегодня на улице?». Необходимо помнить, что игры на развитие памяти не должны сильно утомлять ребенка! Память – навык, который лучше всего нарабатывать постепенно.
Игра «Запрещенное движение».
Родители повторяют за ведущим все движения, кроме одного «запрещенного» (например, хлопка, кто ошибается, тот садится.
Мышление – это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации.
Выделяют три вида мышления:
1. наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);
2. наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
3. словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.
На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
– Для понимания процесса развития мышления, Вам, уважаемые родители предлагается немного «поиграть» – побыть в роли детей. Внимательно слушайте инструкцию и выполняйте задание.
Игра «Что снаружи, что внутри?»
Педагог называет пару предметов, а родители говорят, что может быть снаружи, а что – внутри.
Например, дом – шкаф; книга – шкаф; сумка – кошелек; кошелек – деньги; кастрюля – каша; аквариум – рыбы; будка – собака; нора – лиса.
Воображение – это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта. Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению.Воображение начинает выполнять две основные функции: защитную, связанную с формированием практических навыков познания окружающего мира, и познавательную, позволяющую разрешить проблемную ситуацию и регулирующую психическое состояние путём создания воображаемой ситуации, отвлечённой от реальности.
Для развитиявоображения можно организовать игры:
• «Закорючки»,
• «Продолжи рисунок»,
• «Дорисуй картинку»,
• «Сочиняем сказку сами»,
• «Кляксография».
Проведение игр с родителями на развитие воображения:
Игра «Клякса»
Родителям раздаются листы бумаги, на которых нанесены кляксы. Они должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее так, чтобы вышло что-то понятное. Выигрывает тот, чей рисунок будет отличаться степенью яркости и глубиной нарисованных образов.
В период дошкольного детства происходит существенная перестройка познавательных процессов, деятельности. Таким образом, старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития процессов познавательной деятельности.
Как развивать познавательные процессы вы теперь знаете.
Подводя итог, хотелось бы обратить внимание родителейна 7 важных моментов:
1. Для развития и роста детям нужна помощь взрослых. Это наша обязанность заботиться о детях, ценить и уважать их.
2. Общаться с детьми о вещах, которые влияют на их жизнь. Стараться сбалансировать желания ребенка в рамках разумности и безопасности. Позволяйте детям играть более весомую роль в их жизни. Для этого предложите ребёнку несколько вариантов для принятия им решения, но будьте готовы принять выбор вашего ребёнка.
3. Научите детей брать на себя ответственность.
4. Взрослым важно понять и принять то, что дети могут думать и чувствовать по-другому.
5. Чтобы чувствовать себя хорошо, детям необходимо уважение, осознание собственной важности.
6. Ценить индивидуальность своего ребенка.
7. Создать атмосферу безопасности и защищенности.
Надеемся, что эти простые правила помогут вам лучше понять вашего ребёнка и сделать жизнь вашей семьи ещё счастливей!
Рефлексия «Ладошки» Родители на своей обрисованной ладони пишут, что им понравилось в семинаре, что нового узнали.
Все ладошки складываются в общее солнышко.
Дискуссия на тему «Как поддержать интерес ребенка к занятиям?»
Рекомендации родителям
1. Все задания должны проходить в форме игры, в доброжелательной атмосфере. Ребенка нужно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив ему потренироваться быть внимательным, чтобы стать хорошим водителем, врачом и т. д.
2. Проигрыш не должен вызывать чувства неудовлетворения,поэтому ввести веселые штрафы: помяукать 5 раз, проскакать на 1 ножке.
3. Время проведения не более 5 минут.
4.Объем просмотренного материала не имеет значения: он может быть от нескольких слов до нескольких абзацев.
5. При работе с детьми 6 –7 лет важно соблюдать 1 условие: каждое занятие начинать с нового договора о возможном количестве ошибок. Необходимо исходить из реально допущенного количества ошибок, с тем чтобы у ребенка не возникло чувство безнадежности, невозможности добиться успеха.
Источник
Репкина Майя Михайловна
Семинар-практикум для детей старшего дошкольного возраста и родителей «Сотрудничество как путь к пониманию»
Семинар-практикум с элементами тренинга
«Сотрудничество как путь к пониманию»
для детей старшего дошкольного возраста и родителей.
Актуальность.
Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение.
Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия.
Тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне, пугает и тревожит. К сожалению, многие родители фактически не знакомы со своими детьми, потому что они не хотят потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле. И тогда возникают проблемы, решить которые самостоятельно, без помощи специалиста-психолога или психотерапевта, практически невозможно.
Родители обращаются за помощью по различным причинам: из-за типичных детских проблем общения, сложностей в детско-родительских отношениях, а также эмоциональных затруднений у детей.
Предупреждая отрицательное влияние на ребенка неблагоприятных психосоциальных факторов путем коррекции ментального восприятия, можно оказать первичную психопрофилактическую помощь ребенку и реабилитационную поддержку его семье.
Цель: установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.
Задачи:
1) улучшение понимания родителями собственного ребенка;
2) достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;
3) выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.
Ход семинара-практикума.
1. Игра – знакомство «Волшебный клубочек».
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие внутреннего напряжения, установление контакта в группе.
Психолог приглашает детей и родителей встать в круг.
– Давайте мы с вами поиграем и познакомимся. Смотрите, у меня есть чудесный клубочек. Сейчас у каждого из вас есть возможность сообщить нам своё имя и что – нибудь рассказать о себе. Может кто – нибудь захочет рассказать о своей любимой игрушке, о том что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься. (Психолог берёт в руки клубок и начинает игру сам.)
– Меня зовут Майя Михайловна. Я люблю мороженое в белом шоколаде. (Обмотать нитью палец и кинуть клубок ребёнку, сидящему рядом и т. д. пока клубок не побывает у всех детей и их родителей и все не расскажут о себе, а клубочек не вернётся к психологу).
2. Игра-приветствие «Весёлые лилипундики».
Цель: предоставление возможности поприветствовать друг друга с помощью невербальных средств общения, создание доброжелательной атмосферы в коллективе.
Далеко – далеко, в стране Лилипундии жили маленькие человечки. Маленькие человечки были весёлыми и добрыми. Самым любимым делом их было собираться на площади и много болтать, веселиться, играть. Так проходили дни за днями. Лилипундия процветала, потому что там царил мир и доброта. Но однажды над волшебной страной пролетал злой колдун Пакость Пакостиевич. Он очень разозлился, увидев радость и мир в этой прекрасной стране. Ведь в стране, где правил злой колдун царили зло и ссоры. Подумав, он решил лишить любимого занятия человечков: он сделал их немыми!
И вот, как всегда утром, лилипундики собрались на площади поболтать и поиграть, но, о ужас! Они не смогли вымолвить не словечка! Бедные человечки со слезами на глазах разбрелись домой. Закончились их шумные и весёлые игры. Закончился мир и процветание волшебной страны. Потому что лилипундики больше не дружили друг с другом, а всё больше сидели дома и грустно смотрели в окно. Даже солнышко загрустило и спряталось за тучку.
Но в волшебной стране жил самый весёлый и находчивый лилипундик. И он кое-что придумал!
Однажды утром лилипундиков разбудил звон колокола. Они сбрелись на площадь, утирая слёзы и вытирая носы. Находчивый человечек показал, что он придумал. Он начал приветствовать своих горожан разными частями тела. Он показывал на нос и все касались носиками, приветствуя друг друга. Показывал на щёчки и лилипундики здоровались щёчками. Показывал на пяточки и все приветствовали друг друга пяточками. И малышам так понравилось это изобретение, что они опять стали встречаться каждое утро и придумывать уже вместе новые весёлые игры и приветствия. И опять в их стране засветило солнышко и наступил мир. А злой колдун понял, что он не в силах навредить лилипундикам и улетел далеко- далеко.
– Я вам предлагаю поиграть в волшебную игру лилипундиков. Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга необычным способом. Я называю часть тела, а вы касаетесь ею, и таким образом, приветствуете друг друга.
– Носик к носику! (ребенок с родителем должны поздороваться носиками).
– Локоток к локотку!
-Щечка к щечке!
– Спинка к спинке!
– Щечка к щечке!
– Пяточка к пяточке! И т. д.
3. «Игра без правил»
Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.
Родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало предложенной фразы «Мне нравится, что ты.» и добавляя к ней свое содержание. Тем самым возникает позитивный диалог, родитель дает ребенку, а ребенок — родителю «обратную связь».
4. «Машины»
Цель: налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений.
Участники группы разбиваются на пары (родитель и ребенок). Ребенок в роли «машины» — родитель в роли «мойщика машины». У «мойщика» глаза закрыты или завязаны. В течение пяти минут «машину» приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая все свои действия, используют как можно больше ласковых слов. Затем родители меняются с детьми ролями.
5. «Слепой и поводырь»
Цель: формирование чувства близости между родителями и детьми, развитие чувства безопасности, умения сопереживать, понять чувства другого человека (эмпатия).
Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок). Один из участников — «слепой», второй — его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, созданные заранее (мебель, столы, стулья, препятствием могут быть другие люди, познакомить с внешним миром. У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» — провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся.
После прохождения маршрута участники меняются ролями.
Далее желательно обсудить с участниками ход игры, спросить, что они чувствовали, будучи «слепыми» и «поводырями», было ли уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры, как изменить ситуацию.
6. «Сиамские близнецы»
Цель: развитие навыка действовать сообща, умения понимать намерения другого, физический контакт.
Упражнение выполняется в парах (родитель и ребенок). Каждой паре нужна упаковка перевязочного бинта или тонкий платок, бумага, мелки. Участники обматывают бинтом предплечья и локти так, чтобы правая рука игрока, сидящего слева, оказалась забинтованной вместе с левой рукой игрока, сидящего справа. Затем им даются в руки два мелка так, чтобы они держали их связанными руками, и просят что-то нарисовать. Условие: рисовать только привязанной рукой. Участникам разрешается разговаривать между собой, чтобы решить, какую картину рисовать. Усложнить задание можно, завязав одному из игроков глаза.
После игры следует обсуждение:
• Что было труднее всего?
• Понравился ли нарисованный вами рисунок?
• Что необходимо для сотрудничества?
7. Игра «Аплодисменты»
Цель: развивать самоуважение детей, умение показать восхищение другими детьми.
Инструкция: Кто из вас бывал в театре или цирке и видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представлений? Кто из вас хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов.
Поставьте стул в центре комнаты и попросите всех плотно окружить его со всех сторон.
– Первый кто встанет на этот пьедестал, и насладиться громом ваших аплодисментов тот, кто написал в «Дневнике» больше всего достижений.
Анализ упражнения:
• Понравилось ли получать аплодисменты?
• Получаешь ли ты иногда незаслуженные аплодисменты?
• Тебе понравилось хлопать в ладоши?
• Как ты показываешь окружающим, что восхищаешься ими, что они тебе нравятся?
• Хочешь ли ты, чтобы тебе время от времени дарили признание и аплодисменты?
– Дарите друг другу аплодисменты! Их так приятно получать, а как богат дарующих их. “Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!” – резонно советует в книге “Нестандартный ребенок” психиатр и психотерапевт В. Леви. Придумывайте за что дарить аплодисменты детям, они их достойны!
Источник