Семьи в развитии ребенка с овз в работе
Семья – микросоциум, в котором, не только протекает жизнь ребенка, но и формируются его нравственные качества. Существует прямая зависимость развития ребенка от семейного фактора: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития ребенка.
Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, рассматривает её как реабилитационную структуру, с возможностями по созданию благоприятных условий для его развития и воспитания.
Каждая семья, воспитывающая ребенка с особыми образовательными потребностями, сталкивается с массой проблем, требующих решения и квалифицированной помощи.
Общество, школа, специалисты ППМС центров, объединив свои усилия, должны и могут принять участие в жизни семьи, оказать содействие, входящее в круг их полномочий.
Семьи отличаются друг от друга, каждая из них уникальна, так же как и ребенок который в ней воспитывается. Вот почему и спектр проблем семьи, особенности внутрисемейных отношений и, следовательно, работа с семьей становится уникальным в каждом отдельном случае. При этом учитываются такие существенные факторы как: состав семьи, ее культурный уровень, религиозные убеждения, особенности семейного воспитания и т.п.
Состав любой семьи не является постоянной величиной, дети вырастают, заводят свои семьи. Как следствие меняются и остальные характеристики. Культура семьи, уровень образования всех ее членов является базисом для создания и развития стиля семейного воспитания, взаимоотношений между всеми членами семьи, подходом к воспитанию детей. Ценностные ориентиры семьи оказывают непосредственное влияние на ее способность успешно функционировать на протяжении всего жизненного цикла.
Немаловажным является социально-экономический фактор. «Особый» ребенок требует значительных материальных затрат на обеспечение ему полноценного жизненного пространства, особых условий воспитания и обучения.
Рождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – это серьёзный стресс для семьи, существование которой характеризуется следующими особенностями:
– родители постоянно находятся в состоянии психофизического и эмоционального напряжения;
– испытывают чувство страха и неуверенность за будущее своего ребёнка;
– стараются скрыть от окружающих факт рождения «особого ребёнка», ограничивают круг внешних контактов, снижается социальный статус семьи;
– возможности ребёнка не соответствуют ожиданиям родителей, в результате чего у них возникает раздражительность, неудовлетворённость;
– нарушаются внутрисемейные отношения;
– у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ребёнку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни.
Основными проблемами семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, являются:
– медицинские проблемы: получение информации о заболевании ребенка и особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка, его госпитализации, получения путевок в санатории и т. д.;
– экономические проблемы: в семьях, имеющих ребенка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Это обусловлено вынужденным неучастием большинства матерей в общественном производстве; оформлением сокращенного рабочего дня; вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы и т.д.;
– проблема воспитания, обучения и ухода за больным ребенком, которая заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребенка к школе и помощью в его обучении, особенно при обучении на дому; осуществлением целенаправленной работы по социальной адаптации ребенка, формированием навыков самообслуживания, передвижения, пользования вспомогательными техническими средствами, общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией досуга и игровой деятельности ребенка, способствующих развитию или компенсации нарушенных функций, гармоническому развитию личности; приобретением и установкой дома специального оборудования для тренировки бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных функций, а также приобретением высококачественных технических средств;
– социально-профессинальные проблемы семьи – это повышение родителями ребенка-инвалида своего образовательного уровня; отказ от реализации профессиональных планов; вынужденные перерывы в работе на период лечения и для организации ухода; смена характера работы с учетом интересов ребенка; формирование уклада жизни семьи, подчиненного интересам ребенка; трудности с поведением досуга;
– психологические проблемы, которые связаны, прежде всего, с тревогой за судьбу ребенка-инвалида всех членов семьи, напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных проблем; уходом одного родителя из семьи; негативным восприятием со стороны окружающих физических недостатков ребенка.
Семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ, условно можно разделить на две группы:
1.Семьи, в которых отношение к проблеме ребенка носит конструктивный характер, не углубляются в длительные переживания, а пытаются более эффективно приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме.
2.Семьи, в которых отношение к проблеме ребенка носит деструктивный характер, который может выражаться в форме игнорирования проблемы, жестокого обращения и эмоционального отвержения ребенка.
Следует отметить, что каждая семья при этом по своему, переживает случившееся. Кто-то несмотря ни на что принимает своего ребенка таким, какой он есть, любит его и готова принять безусловно. В такой семье ребенок чувствует себя любимым, нужным. В такой семье создаются наиболее благоприятные условия для развития ребенка, его социальной адаптации. При этом, родители не только полноценно заботятся о ребенке, но и сами не зациклены только на его проблемах. Они также заняты самореализацией, понимая, что успешный родитель становится для ребенка опорой, образцом для подражания.
Какие-то родители, погружаясь в проблемы своего ребенка, полностью забывают о себе, самореализация для них утрачивает всякий смысл. Они воспринимают рождение ребенка с отклонениями как наказание за свои ошибки, постоянно испытывают чувство вины. Таким образом, мать, забывающая о собственной реализации в обществе, не сможет обеспечить ребенку должного развития.
Есть и такие родители, которые перекладывают заботу о ребенке на чужие плечи, например, на других членов семьи, так как ребенок мешает им в реализации собственных интересов.
Эти семьи, безусловно, нуждаются в психологической и методической поддержке
Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями здоровья в театр, кино, на зрелищные мероприятия и т. д., тем самым обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества.
В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты. Важным для родителей является поддержание тесного контакта с общественными организациями различной направленности. Эта дает им необходимую поддержку, чувство уверенности в своих силах, помогает справляться со стрессовым состоянием.
Развитие сети Интернет дает родителям, живущим в разных городах, возможность общаться, делиться своими проблемами и успехами, оказывать друг другу поддержку. Кроме того, родители объединяются для совместного решения общих проблем, организации досуга и т.п.
Однако, наиболее существенной и результативной становится помощь специалистов, имеющих опыт работы с детьми с ОВЗ и семьями, в которых они воспитываются.
Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида или ребенка с ОВЗ, способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющийся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. В такой семье необходимо больше духовного общения между детьми и родителями. Это общение наиболее полно раскроет личность ребенка, позволит родителям взглянуть на него по-новому.
На протяжении своей жизни ребенок получает помощь педагогов и специалистов, сначала в службах ранней помощи, затем в детском саду, школе.
Содружество школы и семьи является гарантией результативности коррекционно-развивающего обучения. Достижение этого эффекта только со стороны педагогов недостаточно для динамики в развитии ребенка. Необходима преемственность работы школы и семьи.
Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс является важнейшим условием развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ступени развития ребенка, пройденные совместно с родителями и педагогами оказываются не столь крутыми и тяжелыми для семьи. Немаловажным являются мероприятия, направленные на «излечение» общества от стереотипов, связанных с особенностями детей с ОВЗ. Совместные мероприятия (на уровне ДОУ, школы, района и т.п.) могут стать «лекарством» для тех, кто не до сих пор не изменил своего отношения к «особым» детям. В таком случае семья с «особым» ребенком не будет маскировать свои проблемы, прятать их.
Исследования доказывают, что своевременная – ранняя – помощь ребенку помогут сгладить имеющиеся проблемы и недостатки в развитии, а порой и устранить их, обеспечив полноценное развитие ребенка. Ранее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и методическая помощь семье проблемного ребенка позволяют предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала ребенка. Значительная часть детей, получивших помощь в службах ранней помощи, впоследствии включается в общий поток детей в образовательных учреждениях.
Объект работы специалистов различных служб – это не только ребенок с ООП, но и его родители.
Основная цель диагностической и консультативной работа – выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.
Во время диагностики и консультативной работы с семьями решаются следующие задачи:
– определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;
– выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье;
– определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;
– определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;
– определение путей гармонизации внутрисемейного климата;
– определение направлений социализации как детей, с особыми образовательными потребностями, так и их семей.
В процессе изучения семьи важную роль играет благожелательный настрой всех участников этого процесса, комплексное оказание помощи как со стороны СРП, так и со стороны учреждений здравоохранения, социальных служб.
На разных этапах развития ребенка, требуется разный подход и разные средства и методы диагностики и коррекции.
Так, в период беременности женщина должна получать помощь в медицинском учреждении, в том числе знания и навыки ухода за ребенком. После рождения ребенка – в детской поликлинике, где врачи наблюдают и контролируют процесс развития ребенка, оказывают медикаментозное лечение, с последующим направлением ребенка в СРП.
Специалисты службы ранней помощи готовят женщину к «особому» материнству в период беременности, рассказывают ей о том, как будет расти и развиваться ее ребенок. После рождения ребенка, специалистами ведется диагностика развития ребенка, оказание коррекционной помощи, консультирование родителей.
Центры «Семья» осуществляют патронаж семей, оказавшихся в трудной ситуации, ведут работу по предотвращению отказа от новорожденных детей.
Реабилитационные центры осуществляют медико-психолого-педагогическую реабилитацию детей с отклонениями в развитии.
Формы работы с семьей:
– консультирование семьи по вопросам обучения, воспитания ребенка, формам взаимодействия ребенка с семьей и обществом;
– отслеживание развития ребенка с целью своевременного выявления проблем в развитии;
– индивидуальные и индивидуально-групповые занятия с ребенком и родителями;
– домашнее визитирование и т.п.
Работа с семьей разрабатывается на результатах обследования и строится на основе индивидуальной программы развития ребенка.
К основным принципам деятельности специальных служб помощи относят:
Оказание помощи семье осуществляется только на безвозмездной основе;
Работа с семьей осуществляется только при обращении родителя (законного представителя);
Работа с ребенком и его родителями возможна на любом этапе развития ребенка;
Определение потребностей семьи и ребенка является основой выбора формы и содержания помощи;
Служба гарантирует полную конфиденциальность всей полученной в ходе совместной деятельности информации как о ребенке, так и его семье;
Родители (законные представители) имеют полное право быть в курсе всех аспектов развития ребенка, обсуждать его неудачи и достижения со специалистами службы.
Эти и другие принципы фиксируются в момент подписания договора о сотрудничестве, заключаемым между центром и родителем (законным представителем).
Работа с семьей должна носить разносторонний характер и ставить в качестве приоритета деятельности интересы самого ребенка.
Просветительская работа специалистов является одной из самых важных в тот момент, когда семья обратилась за помощью. Например, подготовка буклетов для родителей, проведение мастер-классов, семинаров и других видов просветительской деятельности помогает родителям и специалистам найти общий язык, определить дальнейшие направления совместной работы. При этом специалисты должны иметь некую гибкость в отношении родителей, учитывать особенности конкретной семьи.
Существует также такое направление работы как домашнее визитирование. Оно еще не получила широкого распространения, однако у данного вида работы есть ряд существенных преимуществ. Многие семьи испытывают трудности в организации поездок в службы помощи «особым» детям. Есть дети, которые чувствуют себя некомфортно в чужих стенах, они замыкаются или, напротив, чересчур возбуждены. Кроме того, посещение семьи на дому дает специалисту возможность получить представление о том, как живет семья, о качестве развивающей среды и многом другом, что позволит специалисту создать более полную картину жизни ребенка и семьи.
Первый визит в семью всегда очень важен. Он начнется с беседы с матерью ребенка, где обсудят успехи ребенка, его медицинские проблемы, общесемейные новости, традиции, особенности стиля жизни семьи. Здесь важно установить доверительные отношения с матерью и ребенком, так как впоследствии специалист неоднократно придет в семью, и станет ее полноправным членом.
Игра-занятие с ребенком – следующий шаг в работе специалиста. Здесь будут решены сразу несколько задач: сближение специалиста с ребенком, определение его образовательно-воспитательного маршрута, направление коррекционно-развивающей работы. И, конечно же, установление контакта с ребенком.
После своего первого визита специалист определяет план работы с семьей примерно на 2-3 недели с последующим анализом проведенной работы. При составлении программы важно учесть мнение родителей, так как работа специалиста совместно с родителями даст те результаты, к которым стремится педагог.
Подготовка к визиту в семью проводится после окончания визита и перед началом следующего.
Во время своего визита специалист наблюдает за ребенком, делает определенные пометки, которые помогут ему зафиксировать мелкие, но часто немаловажные детали. Позже, при следующем посещении, специалисту будет легче отследить, насколько продвинулся ребенок в своих успехах. В то же время, в случае, когда родителю были необходимы пособия или специальная литература, специалист может принести ее, и даже с родителем проработать наиболее важные моменты, ответить на вопросы.
Семья и ребенок, взаимодействуя со специалистом, смогут получить квалифицированное сопровождение. Таким образом, в последние годы наметилась тенденция улучшения социальной поддержки семей с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями. Этому способствовал ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей с детьми-инвалидами (прежде всего на региональном уровне), определенная трансформация массового сознания россиян, еще недавно представлявших инвалидность лишь в медицинском аспекте, динамичный рост числа центров реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Источник
Ольга Аникина
Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Автор: учитель – логопед – Аникина Ольга Яковлевна
МБДОУ «Лукоморье» г. Черногорск
“… Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом” Е. А. Стребелева, А. В Зацепина
Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии. В последние годы все активнее рас-сматривается вопрос о равноправной совместной деятельности человека с ограниченны-ми возможностями здоровья с прочими членами общества.
Проблема воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации семьи.Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают чувство вины за то, что родился такой ребенок. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образова-ния (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной программы является поддержка семей в вопросах воспитания и обучения детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство – эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье.» писал (В. А. Сухомлинский). Участие семьи будет возможно при партнерском общении педагогов и родителей. Поэтому, в детском саду созданы условия, в которых и у педагогов, и у родителей возникает желание построить отношения, основанные на взаимопонимании, уважении, честности и искренности, и чтобы они оставались такими вне зависимости от возникающих обстоятельств.
Практика показывает, что дети с тяжелыми нарушениями речи в отличие от нормально развивающихся сверстников, не могут самостоятельно применить опыт, полученный на специальных коррекционно – развивающих занятиях, им нужны дополнительные занятия со специалистом и дома с родителями. В этой связи взаимодействие специалистов (лого-педов, психологов) с родителями, воспитывающими детей с ТНР, имеет определенную специфику, выражающуюся не только в необходимости максимально полного вовлечения родителей в коррекционно-воспитательный процесс, но и в поддержании неугасающего желания к сотрудничеству с педагогами на протяжении всего периода пребывания таких детей в группах компенсирующей направленности.
Современные исследования показывают, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьей. А новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями. Учитель-логопед, воспитатель, должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, особенно если у детей наблюдаются проблемы речевого развития.
Некоторые родители пытаются повлиять на формирование речи своего ребенка, начиная с ранних лет жизни. Они стараются, чтобы их ребенок слышал правильную, вы-разительную и отчетливую речь, читают ребенку сказки, стихи, рассказы, развивают кру-гозор. Но не у всех так получается. Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. В таких случаях усложняется процесс воспитания и обучения. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки в воспитании своих детей, беспомощность в устранении речевых нарушений. Родителям не хватает психоло-го-педагогической грамотности.
Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы воспитателям и логопеду необходимо под-держивать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать ро-дителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый внесемейный со-циальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От сов-местной работы педагогов и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей.
Цель работы – раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в до-школьных учреждениях, необходимых для повышения активности родителей как участ-ников воспитательного процесса, – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с деть-ми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.
Задачи родителей в коррекционной работе заключаются:
-в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей; -в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.
Задачи, которые ставит педагогический коллектив и логопед, работаяс родителями в те-чение учебного года:
-обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитание и обучение, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка; – проведение необходимой работы по профилактике и кор-рекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной общей и ре-чевой подготовки к школе; – повышение психолого-педагогической культуры и воспита-тельной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по об-щему и речевому развитию дошкольников в семье; -определение влияния родителей на развитие ребенка
Доказательством плодотворной работы учителя – логопеда и родителей может служить то, что родители осознают необходимость участия семьи в коррекционно – воспитатель-ном процессе, а не перекладывают всю ответственность за своих детей на работников ДОО, родители владеют некоторыми коррекционно – развивающими приемами, видят ре-зультаты совместной работы с логопедом и ориентированы на дальнейшее развитие ре-бенка, создают пространство, в котором ребенок успешен. Меняется родительская внут-ренняя позиция, стиль общения, появляются партнерские отношения. Ребенок сам в себе обнаруживает новые умения и навыки, не боится демонстрировать их родителям и другим взрослым.
Нашим дошкольным учреждением накоплен значительный опыт организации со-трудничества с родителями, имеющими детей с ОВЗ (ТНР). Педагоги ДОУ постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного соче-тания воспитательных воздействий на ребенка в учреждении и в семье, обеспечить все-стороннее развитие личности.
Формы и методы работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ.
При взаимодействии с родителями нами используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой обла-сти, так и новаторские, нетрадиционные.Используется:
– наглядная пропаганда, – родительские собрания, – беседы и консультации, – конфе-ренции родителей, – устные журналы, – анкетирование, – дни открытых дверей, – круг-лые столы, – организация клубов, организация деловых игр, – использование интернет – ресурсов.
Стоит коснуться некоторых форм и методов более подробно.
Основные направления сотрудничества педагогов с родителями следующие:
1) Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские круглые столы)
2) Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс (дни открытых дверей; участие в праздниках, утренниках и развлечениях и др.) Основными формами взаимодействия с родителями детей с ОВЗ является индиви-дуальная, групповая и коллективная работа.
Индивидуальная работа педагога с родителями детей с ОВЗ (ТНР)
Для изучения семейной микросреды ребенка с ТНР проводим диагностико-аналитическую работу с родителями.
1. Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет, выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаи-моотношений ребенка с родителями. Однако анкета не дает возможности в полном объе-ме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье.
2. Поэтому мы подключаем следующую из форм индивидуальной работы с родителя-ми: консультации, беседы. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серь-езно присматриваться к своим детям.
3. Переписка с родителям – Учитывая быстрые темпы развития информационно – коммуникационных технологий, в перспективе своей работы с родителями мы создали группу «Солнышко» в социальной сети «Viber», которая позволяет размещение фото, а также методических рекомендаций для родителей в соответствии с тематикой недели, мы извещаем родителей о предстоящей совместной деятельности в саду, поздравляем с праздниками, даем советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения. И немаловажным фактором создания данной группы является возможность обратной связи в режиме онлайн.
4. Проведение совместных занятий ребенок, педагог, родитель, целью которых явля-ется активное включение родителей в образовательный процесс. Родители в ходе НОД знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребен-ка, ищут совместно пути выхода.
5. Демонстрация родителям фото/видео фрагментов совместной или самостоятель-ной деятельности детей в ДОУ, праздников; с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения.
Групповые и коллективные формы
1. Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействия с семьями, для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей. Хорошо, когда родители проявляют инициативу в решении какого-либо вопроса и берут на себя ответственность за его выполнение. Такая форма позволяет формировать уверенность в себе как родителей.
На первом родительском собрании был предложен прием «Дерево предсказа ний» заимствованным из рекомендаций американского педагога Д. Бланка, американским ученым Дж. Беллан-сом. Ствол дерева – тема, ветви – предположения, «листья» -обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Прием помог выстроить предположения по поводу речевого развития детей. Речь наших детей—что будет дальше?—как будут развиваться события, как будем проводить работу, что выполнять?—чем закончится наша совместная работа?
– Оформление совместно с родителями стендов по различным лексическим темам.
– Выполнение рекомендаций учителя – логопеда дома.
– При изучении семьии установлении контактов с ее членами используются следу-ющие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное, метод создания педагогических ситуаций, запись во-просов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребенок».
2. Родительские лектории, практикумы
это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффек-тивному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка пе-дагогического мышления родителей.
3. Обмен опытом родителей по семейному воспитанию и обучению детей был проведен в форме круглого стола. В этом случае мы использовали методику «Мировое кафе». Ме-тод «Мировое кафе» позволил вовлечь в процесс обсуждения коллективный интеллект участников и располагал их к масштабному, многоуровневому диалогу. Технология «Ми-ровое кафе» помогла собрать информацию, организовать обмен мнениями по важным вопросам и проблемам; изучить возможности для дальнейших действий и принятия не-стандартных решений. Было важно, выработать общее видение проблемы. 4. Совместные досуговые мероприятия повышают активность родителей. Это прово-димые развлечения, драматизации сказки, показ художественной самодеятельности, дни именинника и т. п.
Достигнуть планируемых результатов Образовательной программы ДОУ помогает, на наш взгляд, планомерная и системно выстроенная работа по формированию предпри-имчивого мышления у детей и их родителей. Развитие предприимчивости в учебно-воспитательном процессе невозможно без сотрудничества с родителями, поэтому возник-ла необходимость наладить работу с родителями, благодаря которой они самостоятельно смогут развивать предприимчивость своих детей.
В связи с этим в нашем детском саду в ноябре месяце стартовал Марафон пред-приимчивости “Моя предприимчивая семья“. На пути к успеху».
Целью проведения Марафона было: создание организационно-педагогических условий для формирования предприимчивого мышления воспитанников. Вовлечение родителей в жизнедеятельность детского сада, как полноправных участников. Создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Родителям представилась возможность поделиться своими зна-ниями умениями, продемонстрировать и помочь овладеть детям то, что они умеют лучше всего. Совместная работа была направлена на повышение педагогической культуры ро-дителей в вопросах развития ребенка и его предприимчивости.
Участники Марафона – дети старшей и подготовительной группа; педагоги; родители; администрация детского сада.Сроки проведения: октябрь – ноябрь 2016г.
На протяжении 4х недель родители совместно с детьми участвовали в различных кон-курсах (именуемыми станциями):
– станция «Где логика?», – станция «Самый умный»,- станция презентация «Моя семья»
– изготовление лэпбука «Моя семья», – конкурс костюма.
На родительском собрании был предложен прием «Понятийное колесо»
Родителям было предложено понятие «Идеальный детский сад». Предлагалось написать слова – ассоциации (словосочетания, которые предлагают родители.
Мероприятия с родителями в детском саду – это проект, он направлен на сотрудниче-ство между родителями и дошкольным учреждением. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия “работа с родителями” к понятию “взаимодействие”; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сто-рон друг друга. Наша задача выбрать несложное дело для ребенка и вместе провести, например, праздник для мам, пап, или поставить сказку, устроить литературно – музыкальный вечер.Эффект от подобного мероприятия высочайший: родители видят своего ребенка в новой для него роли, получают эстетическое наслаждение; их ребенка видят другие родители; сам ребе-нок получает возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей сторо-ны. Участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между педагогом и родителями.
5. Совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортив-ных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах.
Социализация детей с ТНР происходит не только в процессе обучения. Дети с наруше-ниями здоровья имеют возможность проявить себя, свои способности, участвуя в различ-ных конкурсах, олимпиадах как дистанционных, так и очных.
Нам необходимо мотивировать родителей на участие детей или совместное с ними уча-стие в подобного рода мероприятиях. Это сближает, приносит не только пользу, но и удовольствие от общения. В качестве примера работы является создание родителями, совместно с ребенком ЛЕПБУКОВ. Лэпбук – отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в про-цессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Он помо-гает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и за-помнить материал. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!
В саду на протяжении всей работы мы организовываем выставки творческих работ детей по различным темам, где так же непосредственное участие принимают и родители.
Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с роди-телями детей призваны наладить взаимодействие между садом и семьей, повысить эф-фективность процесса воспитания детей с ОВЗ.
В заключение хочется напомнить восемьпринципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек