Семейное воспитание ребенка с задержкой психического развития
«Семейное воспитание детей с задержкой психического развития»
Выполнила:
социальный педагог
Горнова П.К.
Введение
Количество детей с задержкой психического развития (ЗПР) с каждым годом увеличивается. Большое количество исследований подтверждает важную роль родителей в формировании, развитии личности, социализации детей (А.И. Захаров, 1998, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, 1998; И.М. Никольская, 2003 и др.). Нарушение взаимоотношений в семье влечёт замедление и отставание темпов развития ребёнка, способствует усугублению уже имеющегося нарушения развития.
Общеизвестно, что формирование высшей психической деятельности ребенка происходит в ходе его «культурно-исторического развития» (Л.С.Выготский, 1983). В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важнейший социально-педагогический институт — семья. Именно в семье определяется социальная ситуация развития и формируется зона ближайшего развития ребенка. Она складывается через систему отношений ребенка с близкими, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры.
- Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) – употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы – органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.
Задержки развития могут быть вызваны разными причинами: негрубым внутриутробным поражением ЦНС, нетяжелыми родовыми травмами, недоношенностью, близнецовостью, инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями. Этиология ЗПР связана не только с биологическими, но и с неблагоприятными социальными факторами. Прежде всего, это ранняя социальная депривация и влияние длительных психотравмирующих ситуаций.
Как правило, задержка психического развития выявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда ребенок сталкивается с необходимостью запоминать много информации, выстраивать логические цепочки и концентрироваться на каком-то одном занятии. Это вызвано в основном медленным созреванием центральной нервной системы, поэтому при своевременной коррекции дети с ЗПР догоняют своих сверстников и могут учиться в обычной школе.
Процесс коррекции – сложный, тонкий и длительный. Его основа – доверительные отношения с ребенком и учет его индивидуальных особенностей. Родители должны хорошо понимать, как чувствует, думает, живет их ребенок, чтобы оказать ему необходимую помощь, правильно выстроить распорядок дня, учебы и т. д.
При задержке психического развития отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Память
Дети с ЗПР плохо запоминают информацию, потому что объем их краткосрочной и долговременной памяти ограничен, есть нарушения механической памяти. Их воспоминания отрывочны, неполны, только что выученный урок, быстро забывается. Плохая память мешает во время занятия: например, такому ребенку приходится постоянно напоминать условия задачи или правило, он путает слова и т. д.
Им требуется больше попыток, чтобы запомнить что-то, поэтому необходимо многократное повторение новой информации. При ее воспроизведении ребенку с ЗПР также нужно больше времени, так как он долго подбирает нужные слова.
Психологи и неврологи рекомендуют обучить ребенка различным техникам запоминания для развития памяти и мышления.
Восприятие
Из-за плохой памяти о многих предметах, понятиях, явлениях у детей с ЗПР складывается фрагментарное представление: общая картинка есть, но часть кусочков мозаики отсутствует.
Доказано, что наглядный материал усваивается намного лучше, чем словесный, поэтому при объяснении необходимо использовать рисунки, простые схемы, инфографику.
Внимание
При ЗПР ребенку трудно долго удерживать внимание на одном предмете или занятии, он постоянно на что-то отвлекается. Учителя часто его ругают за неусидчивость и болтовню на уроке, неспособность выполнить задание до конца.
Чтобы сделать занятия в школе и дома более эффективными и интересными для ребенка, необходимо организовывать их так, чтобы была частая смена видов деятельности. В комнате, где ребенок учит уроки не должно быть никаких внешних раздражителей – компьютера, радио, телевизора.
Мышление
Образное мышление у таких детей нарушено, то есть они не могут представить детально конкретную ситуацию или предмет в уме, что необходимо, например, на уроках математики. Абстрактное мышление (отвлеченный поиск решения проблемы, способность взглянуть на ситуацию в целом, не обращаясь к опыту, органам чувств) и логическое мышление (умение выстраивать причинно-следственные связи, применяя и анализируя знания, полученные ранее) работают только, если ребенка направляет взрослый – учитель, мама.
Самостоятельно ребенок не может сделать какой-то общий вывод, классифицировать информацию, выделить основные признаки предметов, сравнить, найти различия и общее между ними, найти связь и т. д.
Речь
Задержку психического развития часто сопровождают такие речевые нарушения, как: дислалия (неспособность правильно произнести звуки при нормально развитых органах речи), дисграфия (трудности при овладении письмом) и дислексия (сложности при овладении чтением).
Дети с ЗПР часто поздно начинают хорошо говорить, неправильно произносят многие звуки, у них небольшой словарный запас, им сложно построить длинное предложение. Здесь необходима помощь логопеда-дефектолога.
Эмоционально-волевая сфера
Задержка психического развития особенно сильно влияет на способность ребенка управлять своими действиями, чувствами, энергией, волей. Он буквально находится в плену у собственной слабой эмоционально-волевой сферы:
-постоянные резкие перепады настроения;
-внушаемость, быстро попадает под влияние других;
-частые проявления агрессии, вспышки гнева;
-повышенная тревожность, страх;
-низкая самооценка, неуверенность в себе;
-не желание что-либо сделать;
-неспособность к самостоятельным действиям;
-гиперактивность;
-нередко совершает поступки, находясь в сильном возбуждении, в состоянии аффекта.
В силу того, что ребенок с ЗПР плохо говорит, с трудом различает эмоции, он не может выразить собственные переживания, например, вовремя сказать, что он устал или расстроен, ему скучно. Также он не в состоянии идентифицировать эмоции у других людей.
Дети с ЗПР часто ищут себе «наставника», авторитетного ровесника или взрослого, к которому они сильно привязаны и которому во всем стремятся подражать.
В то же время ЗПР мешает ребенку выстраивать нормальные взаимоотношения со сверстниками. Он неохотно идет на контакт, боится коллектива, поэтому его не принимают в игры и мероприятия. Больше шансов завести друзей у ребенка с ЗПР среди ребят помладше, но в основном он будет искать одиночества. Здесь исключение составляют дети, у которых ЗПР имеет конституциональную этиологию, они, напротив, очень общительны.
Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания детей с ЗПР должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать у них полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия для их формирования.
- Особенности семейного воспитания детей с задержкой психического развития
Взаимоотношения родителей и ребенка с ЗПР – система взаимных отношений, складывающихся на протяжении всего жизненного периода с целью взаимного влияния и воспитания. Отождествленность с ролью родителя сохраняется постоянно и в течении всей жизни.
Родители стараются предоставить ребенку с ЗПР эмоциональный комфорт с избеганием тревожности.
Особенностями семейного воспитания ребенка с ЗПР являются:
– создание условий для правильного развития ребенка с ЗПР: нормальные жилищно-бытовые условия; организация места занятий; создание домашней библиотеки; наличие игровых уголков; контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима.
– развитие познавательных интересов ребенка с ЗПР (слушают радиопередачи; читают книги; беседуют о прочитанном; ходят в кино; поощряют любимые занятия ребенка).
– оказание помощи в организации домашнего труда.
– минимизация родителями недостатков в воспитании.
Родители, воспитывающие ребенка с ЗПР, в своем контроле над его состоянием и выполнением им действий, строят влияние на его действия легко и непринужденно, не критикуя и не выражая неодобрения, не пытаются заставить его чувствовать вину.
Главная миссия родителей в воспитании и обучении ребенка с ЗПР заключается в проявлении постоянной заботы о своем ребенке, проявлении уверенности в своих поступках, словах и действиях, отрицания озабоченности и сохранения ролевого отождествления.
Эготипическая мотивация родителей направлена не на повышение собственной значимости, а на действия в интересах ребенка с ЗПР, умно замаскированные, даже от самого себя.
Роль родителей в воспитании ребенка с ЗПР компенсируется целостностью их мира, любовью и нежностью отношений, построенных ими самими, где любовь направляет потребности ребенка и родителей на достижение единства целей и установление мира взаимопонимания.
Родители осознают ожидания и мотивации ребенка с ЗПР, проявляющиеся на фоне потребности манипулировать родителями, но родители, в свою очередь, стараются сгладить эти действия осознанно посредством совместной деятельности: «Я хочу, чтобы ты достиг того, к чему стремишься сам в познании мира и мы сделаем это вместе. Я тебя люблю, и буду любить дальше».
Воспринимая мотивации сознательно, ребенок с ЗПР понимает, насколько они значимы для его родителей. Поэтому, родители выстраивают свое поведение в постоянных разговорах с ребенком, приходя к пониманию, постоянному осмыслению своих действий и поступков на основе сознательной модели поведения.
Эго-типические модели поведения не приемлемы в воспитании ребенка с ЗПР, потому что они разрушают единство и силу семьи и тонкий мир ребёнка. Родители с сочувствием принимают поведение ребенка, реагируют на него адекватно и осознавая собственные бессознательные ожидания.
Сознание родителей в воспитании ребенка с ЗПР выходит на уровень осознанности ими процесса работы со своим ребенком, их способность отождествиться со своей ролью. Следовательно, осознанность родителями своей позиции в воспитании ребенка с ЗПР, обоснованная присутствием и растворением в ребенке, устанавливая и вырабатывая отношения между родителями и ребенком, задающие тон во всех остальных отношениях.
Воспитательная функция семьи с ребенком с ЗПР имеет 3 аспекта:
1. Формирование личности ребенка с ЗПР; развитие его способностей и интересов; передача накопленного социального опыта; выработка мировоззрения, высокого нравственного отношения к труду; привитие чувства коллективизма; потребности и умения быть личностью; соблюдать нормы поведения и обогащать интеллектуально-эстетическое развитие; содействие физическому совершенствованию, укреплению здоровья; наработке навыков санитарно-гигиенической культуры.
2. Систематическое воздействие семьи на ребенка с ЗПР в течение всей жизни.
3. Постоянное влияние ребенка с ЗПР на родителей, побуждающее их активно заниматься совместной деятельностью.
Успешность воспитания ребенка с ЗПР зависит от воспитательного потенциала семьи через комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи, развитость семейной группы и характер отношений между членами, включая идейно-нравственную, эмоционально-психологическую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей.
Личный пример отца, матери, традиции семьи учитывают характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры семьи, распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью
Ребенок с ЗПР испытывает воздействие семьи со дня рождения и до конца жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность.
Семейное воспитание ребенка с ЗПР основано на родительской любви к детям и ответном чувстве детей к родителям. Семья объединена интересами, что позволяет ребенку с ЗПР наиболее полно проявлять эмоциональные и интеллектуальные способности. Характерная особенность воспитательного влияния семьи на ребенка с ЗПР – устойчивость. Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.
Общественные правила осознаются в семье, культурные ценности общества познаются через семью, познание других людей начинается в семье. Диапазон воздействия семьи на воспитание ребенка с ЗПР широк, как диапазон общественного воздействия. Воспитание ребенка с ЗПР – лучший способ самовоспитания и наблюдения за ребенком с ЗПР. Наблюдая за ребенком с ЗПР, необходимо делать соответствующие выводы и исправлять допущенные ошибки, что создает основу для самосовершенствования.
Ребенку с ЗПР свойственны искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений.
Формирование личности ребенка с ЗПР происходит под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье (семейных отношений, структуры и численности семьи, примера родителей), воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых.
Воспитание активизирует процесс освоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьезное влияние на его способности к восприятию стихийных воздействий окружающей среды, стимулирует усвоение положительного примера.
Успех сознательной воспитательной деятельности родителей зависит от степени участия родителей в процессе воспитания. Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, опыт социального общения, семейные традиции.
Психолого-педагогическая культура родителей дает возможность уменьшить уровень стихийности, свойственный семейному воспитанию (личный контакт, искренность, доверие, взаимное понимание, забота друг о друге). Совокупность этих отношений между членами семьи, составляет нравственно-эмоциональную сторону семейных отношений, а глубина и насыщенность отношений этими ценностями – их нравственно-эмоциональную выразительность в формировании личности.
Семьи, которые имеют детей с нарушенным развитием, относятся к наиболее уязвимым и специфическим категориям населения. Вследствие проблем воспитания и ухода, а также невозможности самореализации возникает затруднительное полноценное функционирование, что приводит к натянутости и напряженности внутрисемейных отношений. Таким образом, данная категория семьи, особенно нуждается в оказании психолого-педагогической помощи, а также участия специалистов в процессе воспитания и обучения детей с ЗПР. В совместной деятельности педагогов и специалистов возможен более интенсивный процесс развития ребёнка.
Заключение
Семья – это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
По определению Баранова А.А. семья – социокультурная система из взрослого человека и еще одного или нескольких взрослых или детей, связанных обязательствами поддерживать друг друга эмоционально и физически и объединенных во времени, пространстве и экономически.
Не всегда условия воспитания в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) является более трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом, в котором он живет. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки углубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества. Такие семьи нуждаются в координационной помощи, в психолого-педагогическом сопровождении специалистов.
Источник
Особенности семейного воспитания детей
с задержкой психического развития
Корюшкина Дина Вафаевна,
учитель
Диагноз «задержка психического развития» зачастую ставит родителей ребёнка перед неожиданными, а подчас и серьёзными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же мучительные вопросы: «Почему это случилось именно с моим ребёнком? Что же делать дальше?».
Одна из основных причин –это некомпетентность родителей, которые не знакомы с закономерностями психического развития ребёнка; отсутствие социальной ответственности и осведомлённости у членов семьи. Эти факторы особенно значимы для детей с ЗПР. Именно родительская некомпетентность может послужить причиной запуска механизма дезадаптационных процессов у ребёнка. Наряду с этим в некоторых случаях педиатры не всегда правильно ориентируют родителей, говоря о перспективах развития их малыша. Следовательно, адресная и своевременная диагностика и коррекционно-педагогическая помощь является базовой потребностью каждого проблемного ребёнка.
При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребёнка, порой не замечая важного – отставания в развитии. В тех случаях, когда ребёнка уже на третьем году жизни родители определяют в дошкольное учреждение, возникает необходимость координации воспитательных усилий семьи и педагогов образовательного учреждения. Единство требований и направленность воспитания на формирование основных линий развития служат основой и для стимуляции нормального хода развития, и для коррекции имеющихся у ребёнка отклонений. Однако во многих случаях родители не готовы к сотрудничеству с воспитателями и считают, что дошкольное образовательное учреждение должно решить все вопросы по воспитанию, образованию и коррекции отклонений в развитии их ребёнка без их активного участия. Некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребёнок с возрастом самостоятельно научиться правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребёнок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребёнку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития.
Воспитание в семье ребёнка с ЗПР – ответственная задача, так как важнейшим в процессе воспитания любых детей, и особенно детей с ЗПР, является понимание состояния ребёнка прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растёт ребёнок с ЗПР, ответственность родителей значительно возрастает.
Семья – это нечто большее, чем простая сумма её составляющих. Разные семьи отличаются друг от друга по своей структуре: по своему составу, культурному и идеологическому стилю каждая семья является уникальной, что, в свою очередь, обусловливает уникальность процесса семейный взаимоотношений.
При этом наличие в семье ребёнка с отклонением в развитии рассматривается лишь как одна из многочисленных особенностей структуры семьи, так как дети с ограниченными возможностями живут и развиваются в контексте семьи, где любое событие, происходящее с одним человеком, непременно затрагивает остальных.
Чтобы иметь возможность объективно рассматривать проблемы семей с детьми, имеющие ограниченные возможности, недостаточно учитывать лишь внутрисемейные возможности и внутрисемейные факторы.
Семья представляет собой целостную систему:
– Семья обладает сложным внутренним строением, своей психологической структурой и специфическими функциями.
– Семья как целое определяет некоторые характеристики, входящих в неё инвалидов.
– Каждый индивид семейной системы влияет на других индивидов и сам находится под их влиянием.
Поэтому необходим комплексный подход к организации коррекционно – педагогической работы с детьми с проблемами в развитии и изменении всей семейной системы в целом.
Главной идеей настоящей концепции является достижение совместной гармоничной жизни с нестандартным ребёнком, максимальное развитие потенциальных возможностей ребёнка и каждого члена семьи и успешной интеграции нестандартной семьи и нестандартного ребёнка в общество.
Для семьи появление ребёнка с ограниченными возможностями является тяжёлым испытанием. Угнетённость, подверженность стрессам, раздражительность, общая психическая неуравновешенность, чувство вины становятся постоянными во многих семьях. Дальнейшие планы, перспективы семьи, судьба детей – неясны. Ставится под вопросом профессиональная реализация родителей. На этом фоне происходит ухудшение внутрисемейных отношений, часто сопровождающееся ослаблением дружеских связей, замыканием семьи на своих проблемах.
Нередко случае, когда родители серьёзно полагают, что без особых усилий с их стороны, только с помощью какого – либо волшебного лекарства или экстрасенса, или гипноза можно развить у детей мышление, память, внимание, речь и даже привить вкус и прилежание к учёбе.
Как правило, родители неправильно оценивают возможности своих детей, не умеют наблюдать их. Мало кто обращает внимание, как играет ребёнок, как использует игрушки. Нередки случаи, когда до 4,5 – 6 лет взрослые не замечают понижение слуха и зрения, недостатков речи или снижения познавательной деятельности.
Однако и в тех случаях, когда родители по достоинству оценивают значение воспитательных и коррекционно – обучающих мер воздействия, они часто допускают серьёзные педагогические промахи. Неправильные действия взрослых вызывают у детей негативную реакцию, двигательную расторможенность, плаксивость и даже отклонения в поведении.
Источник