Семейное воспитание ребенка с отклонениями в развитии

Воспитание в семье детей с особыми формами отклонений в развитии.

Кулигина Е.А., воспитатель.

Проблема изучения интеллекта человека ввиду своей значимости постоянно находится в центре внимания психологов, педагогов, философов, физиологов и т.д. Особое значение этот вопрос приобретает в коррекционной педагогике, когда речь идет о работе с детьми, первичный дефект которых непосредственно затрагивает интеллектуальную сферу, и его решение имеет, таким образом, не только развивающее, но и коррекционное значение.

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах — социальной.

Роль родителей умственно отсталых детей  трудно  переоценить  и  в  том случае, если ребёнок живёт дома, и тогда, когда он  помещён   в  специальный детский  дом.  Многие  родители  прилагают  большие  усилия,  чтобы  создать благоприятные условия для развития своего ребёнка, но им  часто  не  хватает знаний и умения. Воспитание  глубоко  умственно  отсталого  ребёнка  требует много  терпения,  настойчивости,  понимания  и  часто  даже   педагогической изобретательности. Однако правильный подход, повседневное приучение  ребёнка к выполнению посильных заданий со временем окупают себя,  поскольку  ребёнок из требующего постоянной опеки и ухода существа, в какой – то мере  деспота, становится самостоятельно обслуживающим себя маленьким человечком и  даже  в меру своих сил помощником родителей.

          В семье ребёнка можно обучить многому: обслуживанию  себя,  выполнять поручения и несложные виды труда,  общаться  с  другими  людьми.  Необходимо использовать склонности, привязанности, которые есть у  детей,  –  любовь  к музыке, прогулкам, интерес к  определённым  игрушкам  и  играм  –  как  меру поощрения и стимуляции выполнения менее приятных, но необходимых заданий. Применение адекватных программ и методов  обучения  умственно отсталых детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания, – важнейшее  и  в значительной мере решающее  условие  для  развития  всей  их  познавательной деятельности.  Необходимо  такое  развивающее  обучение  умственно  отсталых детей,  при  котором  у  них  осуществляется  элементарный  перенос  знаний, возникает возможность применения их для  решения  новых  аналогичных  задач. Для  достижения  такого  эффекта,  обучение  должно   быть   рассчитано   на актуальный уровень развития детей и возможности  зоны  ближайшего  развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.

          К задачам семейного воспитания детей с нарушениями интеллекта можно отнести:

1.        Обеспечить   максимально   возможную   для    данного    ребенка самостоятельность  в   бытовом   и   санитарно   –   гигиеническом обслуживании себя;

2.        Выработать  положительное  отношение  к  посильным  видам  труда,  готовность к помощи в хозяйственно – бытовом  труде  в  семье,  умение  выполнять  несложные  виды  этого труда;

3.        Сформировать привычку и положительную  установку  к  определенному виду труда в течение установленного времени;

4.        Выработать твердые навыки выполнения  ряда  операций  в  каком-либо  виде труда;

5.        По индивидуальным возможностям  каждого  научить  переключаться  с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять  несколько взаимосвязанных операций последовательно, осуществлять подсчет (до десяти и десятками);

6.        Научить осуществлять действия совместно с товарищами  или родителями, в группе.

          Сегодняшние кризисные условия в России катализируют семейные затруднения. Особенно остро проявляются эти противоречия, если речь идет о семье ребенка с нарушениями интеллекта. Вследствие природы и степени тяжести детского заболевания и особенностей семейного воспитания ситуации, семьи детей с нарушениями интеллекта должны быть готовы к переживанию уникальных стадий развития. Социальная модель объяснения инвалидности утверждает, что нарушение интеллекта, а, следовательно, физического или психического развития не является чисто медицинским явлением. Часто причиной ограниченных возможностей выступает неприспособленность окружающей среды, и в частности, семьи для социализации такого ребенка. Немаловажная роль принадлежит и членам семьи, тому, как они относятся к ситуации нарушений интеллекта у ребенка. От того, насколько позитивно настроена семья, и в первую очередь – мать в плане воспитания, образования и развития ребенка с нарушениями интеллекта, зависит успех партнерских отношений в системе «родители-ребенок-общество».

Дошкольные годы – очень важный период для обучения и воспитания ребенка. Нередко родители упускают время, полагая, что их ребенок еще маленький, многого не понимает, и считают, что развитие произойдет само собой или с их помощью, но в позднее время. Это глубоко ошибочный подход, особенно по отношению к детям с нарушением интеллекта. Исправление недостатков этих детей, привитие бытовых навыков, обучение самообслуживанию и правильному поведению так же, как и обучение игре, работе с пластилином, восприятию формы, величины, цвета и многому другому надо начинать в дошкольные годы.

Дети с нарушением интеллекта идут в школу в том же возрасте, как и все дети. Родители должны знать, чему должен научиться их ребенок в дошкольные годы, чтобы его пребывание в специализированной школе было для него посильным, а обучение продуктивным.

Ко времени поступления в школу ребенок должен уметь самостоятельно обслуживать себя в бытовом плане, должен уметь отлучаться от дома, находиться среди детей, делить с ними внимание педагога и его время, играть и работать с другими детьми, слушать объяснения, уметь концентрировать свое внимание, слушать других, в том числе педагога, выполнять несложные поручения дома, раскрашивать, вырезать, лепить. Ребенок должен знать понятия вверх (вниз), справа (слева), уметь доводить начатую работу до конца. Ребенок должен иметь понятия о числе, знать буквы, читать стихи, слушать рассказы и сказки, по вопросам или самостоятельно пересказывать простые рассказы.

Читайте также:  Развитие зрительного и слухового аппарата у ребенка

Конечно, все отмеченное может быть усвоено каждым из таких детей в разной мере и разной степени. Это зависит от интеллекта ребенка, от воспитывающих и обучающих его людей, и в первую очередь от родителей. Родители должны помнить, что ребенка постоянно учить новому. Пусть ребенок делает ошибки, пусть что – то не удается, не огорчайтесь этому, на этом основывается движение вперед, развитие.

Важно найти те специфические пути педагогического воздействия, с помощью которых можно помочь ребенку максимально полноценно развить столь значимые для жизни и в то же время наиболее трудные для него, в плане овладения, интеллектуальные способности. Семья при этом может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка с нарушениями интеллекта состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

          С особым вниманием следует относиться к детям, у которых какое-нибудь нарушение. Одним из наиболее тяжелых нарушений является умственная отсталость. Воспитывать и обучать умственно отсталого ребенка — дело очень нелегкое. Оно требует от людей, занимающихся этим, больших усилий, много терпения, понимания, неистощимого желания помочь и, наконец, что очень важно, оптимизма — веры в то, что это сделать можно.

Среди умственно отсталых есть небольшое количество детей, которые из-за глубокого поражения мозга не обучаемы. Большинство же детей с нарушением интеллекта способны к обучению, но в каком объеме и за какой срок они могут освоить грамоту, счет и другие полезные знания и навыки, предсказать трудно. Нелегко найти пути коррекции (исправления имеющихся недостатков), а также определить оптимальные формы занятий с каждым ребенком. Очень труден прогноз как относительно близкого, так и далекого будущего. А родителям важно знать, что и как делать с ребенком постоянно, повседневно: чему учить его, каким способом это делать, в какие игры с ним играть и т. д. Необходимо, чтобы родители, имеющие ребенка со сложным нарушением, получали в нужной мере помощь и руководство в вопросах его обучения и воспитания. У таких детей имеются большие потенциальные возможности, которые нужно уметь обнаружить, раскрыть и развивать. Роль в этом семьи, и прежде всего родителей, очень велика.

Жизнь ребенка с нарушением интеллекта, его развитие, обучение обусловлены не только имеющимися у него нарушениями, но и отношением к нему и его дефектам семьи и окружающих. Перед родителями встают сложные вопросы. Они хотят знать, в какой мере их ребенок будет зависим от других, а в какой мере сможет приобрести самостоятельность. Родители обращаются за помощью к врачам, психологам, педагогам. Однако дать удовлетворяющие их разъяснения и рекомендации — дело нелегкое. Прежде всего, трудно поставить окончательный и исчерпывающий диагноз о состоянии ребенка, трудно определить объем и характер имеющихся у него нарушений и оценить его. Практика показала, что даже в тех случаях, которые поначалу казались очень тяжелыми и малонадежными, при правильном подходе и соответствующей помощи можно сделать для ребенка очень многое. Родители должны проявлять инициативу, находчивость, порой изобретательность в деле воспитания своего ребенка, как в дошкольные, так и в школьные годы.

В жизни, в практике много примеров неожиданных успехов. Есть случаи, когда даже вопреки отрицательным предсказаниям родители добивались очень многого. Очень большая заслуга в этом семьи.

В связи с особой воспитательной ролью семьи актуально звучит  вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание умственно неполноценного ребенка.

Главное условие  для  благоприятного  развития  ребёнка с нарушением интеллекта  –  правильная организация его семейного воспитания.

Таким образом, воспитание ребенка с нарушением интеллекта в семье включает работу родителей по следующим основным направлениям: создание  благоприятных  условий  для  обучения  и охранительного  режима; постоянная стимуляция психического развития ребенка с нарушениями интеллекта; формирование  эмоционально – положительного, предметно – практического и речевого взаимодействия ребенка с родителями. Это будет способствовать социальной адаптации ребенка и предупреждению формирования патологического поведенческого стереотипа. Критерием правильного воспитательного подхода может служить состояние психофизиологического комфорта у ребенка и остальных членов семьи.

Список литературы

  1. Гогин М.Г. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. – 1973. – №6
  2. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – Спб.: Речь,
  3. 2003. – 400 с.
  4. У.М. Мастюкова Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва. ВЛАДОС, 2004.
  5. Специальная дошкольная педагогика./Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.

Источник

Принципы семейного воспитания

Основным условием развития личности является «включенность» ребенка в человеческие отношения и человеческое общение. Первой школой общения, в ко­торой с ранних лет ребенок усваивает систему нравст­венных ценностей и культурные традиции общества, является семья. Именно родители и другие близкие формируют в сознании ребенка реакцию на окружаю­щий его социальный мир: позитивную или негативную. В первом случае у ребенка сформируются необходимые защитные механизмы и психологический базис для адаптации в сложном человеческом мире. Во втором — ребенок будет расти неуверенным в себе, тревожным, либо агрессивным, а может быть, и отгороженным от других людей. Преодолеть подобные сложности или смягчить их можно с помощью воспитания.

Родители детей с отклонениями в развитии испыты­вают значительные трудности как психологического (межличностного), так и педагогического (информаци­онного) характера. Однако ориентация на разработан­ные нами принципы адекватного семейного воспитания ребенка с отклонениями в развитии позволяет достичь хороших результатов и обрести уверенность в успехе.

Принцип любви, терпения и эмоциональной привязан­ности близких к ребенку с отклонениями в развитии

Любой ребенок, а с отклонениями в развитии осо­бенно, чутко реагирует на любовь и ласку. Эти дети ост­ро переживают дефицит аффилиативных чувств. Живя в семье, ребенок должен быть уверен, что его любят и ценят. Любовь родителей и близких создает чувство за­щищенности, душевного комфорта. Ребенок активнее развивается, у него успешнее формируются навыки и знания. Он увереннее смотрит вперед, у него свободнее раскрываются творческие способности. Школа добро­ты, которую ребенок постигает в детстве, общаясь с близкими, есть залог его будущего иммунитета против зла и насилия в этом мире.

Читайте также:  Физиологическое развитие ребенка по неделям

Принцип полного безоценочного принятия ребенка с отклонениями в развитии

Родителям не следует сравнивать своего ребенка с отклонениями в развитии с нормально развивающими­ся детьми. У любого человека могут быть проблемы. Ро­дители должны понять: важно то, что ребенок ЕСТЬ, а не то, какой он. Не стоит давать ребенку каких-либо унизительных оценок: «глупый», «неуклюжий», «неудачник» и т.д. Родители для ребенка — это защита.

Талант заложен природой в каждом ребенке. Важно, чтобы родители, воспитывая ребенка, создавали благоприятные условия внутри семьи для развития его задатков и способностей. Безусловно, важно оценивать и особенности психофизического развития ребенка. Так, например, ребенку с двигательной патологией це­лесообразнее заниматься таким видом искусства, кото­рый не требовал бы передвижения. Аутичный ребенок может передать многогранность своего внутреннего ми­ра с помощью холста и красок, а умственно отсталый заниматься пением.

Дисгармоничные модели воспитания в семьях с проблемными детьми

Семейное воспитание — это система взаимоотноше­ний родителей с детьми. Ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Родители должны знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми спо­собствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию адекватного поведения и ведут к трудновоспитуемости и деформации личности. Причины ошибок в семейном воспитании детей с отклонениями к развитии можно условно разделить на три группы:

— низкий уровень психолого-педагогических знаний родителей о возрастных особенностях их ребенка;

— личностные особенности родителей, влияющие на характер взаимоотношений с ребенком;

— «социальный барьер» (позиция социума), способ­ствующий замыканию родителей на собственных про­блемах и препятствующий их преодолению.

Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются сис­тематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внима­ния и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. К нарушениям подобного рода относятся: не­однозначное понимание родителями семейных ролей главы семьи, мужа, жены; завышенные требования предъявляемые родителями к детям, несовместимость нравственных позиций супругов. На процесс воспита­ния влияет и загруженность родителя на работе, уста­лость, неорганизованный быт, собственное здоровье. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу лишь в том, чтобы добиться послушания ребен­ка. Поэтому они даже не пытаются понять ребенка, прислушаться к его интонациям, рассмотреть его по­требности и возможности. Одни родители при этом стремятся решить за ребенка все его проблемы, а другие поучают, ругают, читают длинные нотации.

Воспитание ребенка с отклонениями в развитии тре­бует от родителей особых усилий, терпения и любви. Не все родители, к глубочайшему сожалению, обладают этими свойствами. Родители детей с отклонениями в развитии в силу описанных выше причин (глава 1) час­то применяют дисгармоничные типы воспитания.

Анализ родительско-детскпх взаимоотношений по­казывает, что в семьях, воспитывающих детей с откло­нения в развитии, чаще доминируют две модели воспитания: модель «сотрудничество» и модель «отказ от взаимодействия».

Модель «отказ от взаимодействия»

Такой тип отношений свидетельствует об искажении воспитательской позиции родителей и, как правило, приводит к скрытому или откровенному отвержению ребенка самыми близкими людьми.

Модель «отказ от взаимодействия» может быть пред­ставлена следующими дисгармоничными типами воспи­тании: гипоопекой, гипопротекцисй, эмоциональным отвержением, воспитанием по типу повышенной мо­ральной ответственности или типом «маленький не­удачник». Ниже приводятся их характеристики.

Гипоопека. Эта модель воспитания чаще встречается в  семьях с низким социальным статусом (у наркоманов, алкоголиков) или в семьях, где больной ребенок не представляет ценности для близких в силу нарушений развития. Родители практически не ухаживают за ним, ребенок может быть плохо или неопрятно одет, плохо накормлен, несмотря на материальные возможности семьи. Никто не следит за режимом дня ребенка и соблю­дением условий, обеспечивающих его развитие. Гипоопека может быть обусловлена не только отношением к дефекту ребенка, но и собственно родительской уста­новкой, когда мать или отец не считают необходимым относиться к ребенку иначе. В таком же положении мо­гут быть и здоровые братья или сестры больного ребенка.

Может встречаться также и щадяшая форма гипоопеки — гипопротекция. Воспитательское отношение родителей при этой форме характеризуется тем, что ре­бенок накормлен, обут и одет, но им самим, его личной жизнью никто не интересуется.

Воспитание  по шипу повышенной моральной ответ­ственности ведет к постоянному перенапряжению ре­бенка. Родители стараются заставить детей реализовать в жизни все то, что сами не смогли осуществить. Они постоянно возлагают на ребенка такие обязанности и такую ответственность, с которой ребенку с отклоне­ниями в развитии трудно справиться. У ребенка возни­кает повышенная утомляемость, отсутствует адекватная оценка своих возможностей. Он всегда чуть-чуть не до­тягивает до оптимального результата, поэтому не дости­гает успеха. Его часто ругают, он всегда чувствует себя виноватым, что формирует у него заниженную само­оценку.

Отвержение ребенка. Отсутствие любви к ребенку может быть в семьях не только с низким, но и с высо­ким социальным статусом. Отвержение ребенка может быть сопряжено в сознании родителей с идентификаци­ей себя с дефектом ребенка. Чаще это встречается у от­цов. В случае материнского отвержения ребенка ситу­ация объясняется незрелостью личностной сферы мате­ри и несформированностью материнского инстинкта. Отвержение ребенка наносит непоправимый ущерб раз­витию его личности, искажая ее. Отвержение формиру­ет у ребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в себе; ребенок не чувствует поддержки, у него нет опоры в семье. Недостаток родительской любви замещается равнодушием или ненавистью к лю­дям, стремлением наказать всех за отсутствие тепла в детстве.

Модель «маленький неудачник». Эти родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни. Родители испытывают чувство досады и досады из-за того, что дети проявляют неумелость. Некоторые рассматривают жизнь с таким ребенком как непосиль­ную ношу, как «крест» на всю жизнь.

Читайте также:  Развитие логического вывода у ребенка

Жестокое отношение. Жестокое обращение с детьми чаще встречается в социально неблагополучных семьях, где насилие по отношению к детям является нормой. Ребенка могут ежедневно наказывать физически, под­вергать избиениям, насмешкам и надругательствам. Есть примеры, когда ребенок помещали в собачью буд­ку, заковывали в цепи или привязывали к столбу.

К переходным вариантам с тенденцией к оказанию помощи ребенку, но неадекватным способом, можно отнести следующие типы воспитания: гиперопеку, про­тиворечивое воспитание, авторитарную  гиперсоциали­зацию, воспитание в «культе» болезни, модель «симби­оз» и др.

Гиперопека возникает при завышенном уровне забо­ты родителей о ребенке. Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сам. Ребенка окру­жают повышенным вниманием, постоянно защищают, охраняют от предполагаемых опасностей. Родители как бы помещают ребенка в тепличные условия, в связи с чем он не учится преодолевать трудности, у него не формируются навыки самообслуживания и т.д. Жалея ребенка и стремясь ему помочь, родители сами ограни­чивают возможности его развития.

Однако следует учесть, что родителем ребенка с от­клонениями в развитии, как правило, трудно опреде­лить, что может сделать сам ребенок, а в чем ему необ­ходимо помочь. Модель воспитания «гиперопека» часто встречается у родителей больных детей. Тяжелый де­фект (при детском церебральном параличе, умственной отсталости, раннем детском аутизме) провоцирует при­менение подобного неадекватного воспитательного под­хода.

Противоречивое воспитание. Ребенок с отклонения­ми в развитии может вызывать у членов семьи разногласия в применении воспитательных средств. Напри­мер, родители, хотя и любят ребенка, могут быть сто­ронниками строгого стиля воспитания и поэтому предъявляют к нему соответствующие требования. Од­новременно бабушка и дедушка, живущие в семье, мо­гут занимать более «мягкую» позицию и поэтому разре­шают ребенку делать все, что ему захочется. При таком воспитании у ребенка не формируется адекватной оцен­ки своих возможностей и качеств, он обучается «лави­ровать» между взрослыми и часто сталкивает их друг с другом. Такая модель воспитания формирует в личнос­ти ребенка дисгармоничные черты: хитрость, избало­ванность, лживость, эгоизм.

Авторитарная гиперсоциализацпя. К этой модели ча­ще тяготеют родители, которые сами имеют высокие амбиции и высокий социальный статус. Они все время завышают возможности ребенка, стремясь с помощью собственных авторитарных усилий развить у него соци­альные навыки. Родители, использующие такую модель, навязывают ребенку свои желания и цели. Они не хотят оценить реальный потенциал ребенка, определить его интересы и наклонности. Они действуют авторитарно, во всем проявляя свою власть, а иногда и грубость по отношению к ребенку. В итоге он чувствует свою не­состоятельность и постоянный нажим со стороны роди­телей. Это приводит к развитию у ребенка тревожности и неуверенности в собственных силах.

Воспитание в «культе» болезни. Многие родители формируют в семье отношение к ребенку как к «боль­ному». При таком методе воспитания у детей формиру­ется мнительность, страх перед любым недугом, напри­мер, простудой. Ребенок относится к себе как к «боль­ному», в связи с чем у него формируется представление о себе как о слабом, не способном к большим достиже­ниям человеке. Его внутренняя позиция всегда ближе к отказу от решения проблемы, чем к ее преодолению.

Модель «симбиоз» развивает у родителей полное «рас­творение» в проблемах ребенка. Чаще эта модель встре­чается у матерей, воспитывающих больных детей в не­полных семьях. Такие матери создают внутри семьи особую атмосферу абсолютного поклонения ребенку. Он практически полностью забывают о собственных проблемах, профессиональной карьере и личностном росте. Такая материнская любовь искажает возможнос­ти личностного развития ребенка. В результате такого воспитания формируется эгоистическая личность, не способная к проявлению любви к близким.

Можно увидеть связь между моделью воспитания и психологическим типом родителя (см. приложение ) . Эмоциональной насыщенностью, пониманием проблем ребенка, любовью к нему характеризуются отношения психосоматичных родителей (В,В. Ткачева, 2004, 2006). Гиперопска в наибольшей мере проявляется у автори­тарных и психосоматичных родителей. Гипоопека до­минирует у невротичных и у незначительной части ав­торитарных родителей. Эти факты являются свидетель­ством того, что психосоматичные и авторитарные родители имеют максимально выраженные возможнос­ти для обучения и воспитания своих больных детей. Эти родители настроены на установление оптимальных отношений с детьми. В то же время нсвротичные ро­дители подобную возможность демонстрируют неустой­чиво.

Отношения, которые устанавливает родитель с боль­ным ребенком, осуществляются чаше всего в виде вос­питательного процесса. Поэтому выбор формы контакта с ребенком и определяет модель его воспитания. Если родители принимают ребенка, то его дефект заставляет их приспосабливаться к особенностям ребенка и  при­спосабливать его к жизни и к своим требованиям. Отсюда преобладание гиперопеки как формы ухода за неприспособленным ребенком. Многочисленными при­мерами служат модели воспитания в семьях, воспиты­вающих детей с детским церебральным параличом, ум­ственной отсталостью, ранним детским аутизмом. Фак­ты свидетельствуют, что там, где рождается желание помочь (модель «сотрудничество»), чаще формируется гиперопека, а там, где возникает страх или неприятие недуга ребенка, вырастает отчуждение, гипоопека (мо­дель «отказ от взаимодействия»), Наиболее способными к оказанию помощи детям с отклонениями в развитии являются родители, относя­щиеся к авторитарному типу. Они демонстрируют са­мые высокие качественные показатели по установле­нию оптимальных взаимоотношений с ребенком (мо­дель «сотрудничество»). Это объясняется тем, что в основе авторитарного психологического типа лежит астенический тип реагирования на стресс, качественные ха­рактеристики которого предполагают возможность пре­одоления и разрешения любых проблем, в том числе и проблем ребенка с отклонениями в развитии.

Родители, относящиеся к невротичному типу, де­монстрируют самые низкие показатели по установле­нию гармоничных взаимоотношений с ребенком. Эти родители используют воспитательскую модель «отказ от взаимодействия». Невротичный психологический тип опирается на особенности гипоастенического типа ре­агирования, что и объясняет причину низкого уровня потенциальных способностей невротичных родителей к преодолению проблем ребенка и его адекватному вос­питанию.

Психосоматический тип строится на смешанном ти­пе реагирования, что обусловливает наличие у лиц дан­ной группы как стенических, так и гипостенических ха­рактеристик. Именно поэтому среди психосоматичных родителей встречаются такие, которые могут использо­вать как адекватные, так и дисгармоничные модели вос­питания.

Источник