Семейное воспитание ребенка с отклонением в развитии мастюкова

Семейное воспитание ребенка с отклонением в развитии мастюкова thumbnail

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ

Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Под редакцией В.И.Селиверстова

Допущено Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных

заведений, обучающихся по специальностям:

032000 — Специальная дошкольная

педагогика и психология, 031500 — Тифлопедагогика, 031600 — Сурдопедагогика, 031700 — Олигофренопедагогика, 031800 — Логопедия, 031900 — Специальная психология Москва

ГУМАНИТАРНЫЙ

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ

ЦЕНТР

ВЛАДОС

УДК 37.0(075.8) ББК 74.90я М Руководитель издательской программы подготовки учебников и учебных пособий для высших и средних специальных учебных заведений по коррекционной педагогике и специальной психоло гии — лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, заслуженный работник высшей школы Рос сийской Федерации, профессор В. И. Селиверстов Рецензенты:

кафедра дошкольной дефектологии МПГУ;

В.Г.Петрова, доктор психологических наук, профессор МГПУ;

Р.А.Данрова, доктор медицинских наук, профессор МГПУ Мастюкова Е. М., Московкина А. Г.

Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб.

М пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Сели верстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.

ISBN 5 691 01100 6.

Учебное пособие содержит сведения о современных технологиях вос питания в семье ребенка с отклонениями в развитии: сенсорными нару шениями, интеллектуальной недостаточностью, речевыми расстройства ми, нарушениями опорно двигательного аппарата, эмоционально во левой сферы и поведения. Особое внимание уделяется взаимодействию специалистов и родителей детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, формам его организации.

Помимо практических вопросов рассматриваются теоретические обо снования семейного воспитания детей с отклонениями в развитии.

УДК 37.0(075.8) ББК 74.90я © Мастюкова Е.М., Московкина А.Г., © Селиверстов В.И., научное редакти рование, © ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», © Серия «Учебное пособие для вузов»

и серийное оформление. ООО «Гу манитарный издательский центр ВЛАДОС», © Макет. ООО «Гуманитарный изда ISBN 5 691 01100 6 тельский центр ВЛАДОС», Введение Квалифицированная помощь со стороны семьи детям с осо бенностями в развитии существенно дополняет комплекс лечеб но педагогических мероприятий. В настоящее время издается достаточно репрезентативной литературы для родителей. Одна ко было бы неверно полагать, что, прочитав эту литературу, ро дители смогут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приемами и навыками без помощи и поддержки специалистов.

В большинстве случаев родителям, не получившим специ альную подготовку, очень трудно оценить возможности ребен ка и ситуацию. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем то могут и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребен ку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, про явить творчество и изобретательность в деле воспитания свое го ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помо щи ребенку.

Большая ответственность за результат коррекционно воспи тательной работы лежит на специалистах — дефектологах, вра чах, воспитателях, педагогах, психологах, логопедах. Новые педагогические технологии воспитания и обучения «особых»

детей еще более расширяют зону ответственности, включая в нее специалистов массовых детских учреждений, родителей здоровых детей и все общество в целом.

Нередко учителя и воспитатели массовых учреждений про являют нетерпимость к «нестандартному» ребенку. Они не мо гут оказать квалифицированную помощь родителям, наладить отношения «особого» ребенка с детским коллективом. Един ственным желанием у них является изолировать не такого как все ребенка от сверстников, направив его в какое либо учрежде ние для аномальных детей.

Действительно, в ряде случаев это правомерно, так как имен но в этих учреждениях детям с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта, моторики могут обеспечить наиболее эффективную коррекционную помощь.

Однако далеко не каждый ребенок с особенностями в разви тии должен воспитываться только в специальном детском уч реждении. Существует много категорий детей с нерезко выра женными дефектами, а также детей, у которых отклонения в развитии сочетаются с различными заболеваниями внутрен них органов, что требует определенного ухода. Для таких де тей необходимо домашнее воспитание, не исключающее в то же время посещения массовых дошкольных и школьных уч реждений. В настоящее время имеется гибкая система интег рации «особого» ребенка в массовые детские учреждения. В зависимости от состояния здоровья ребенка и возможностей семьи она бывает частичной, полной, комбинированной, что предоставляет родителям свободу выбора оптимальных усло вий развития ребенка, а сделать этот выбор помогут специали сты.

Необходимость учебного пособия, посвященного проблеме вза имодействия специалистов и семьи в воспитании детей с особен ностями в развитии, определяется более ранним и активным уча стием родителей в коррекционной работе. Это связано с тем, что в настоящее время социально приемлемым является воспитание «особых» детей в семье с самого их рождения.

Специалисты имеют уникальную возможность опереться в своей работе на самых заинтересованных в ее успешности лю дей — родителей, которые становятся их партнерами.

Родители, в свою очередь, овладевают инструментарием, не обходимым для эффективной помощи собственным детям.

Цель настоящего пособия — помочь будущим специалистам в области специальной психологии и педагогики овладеть зна ниями и навыками, необходимыми для работы с семьей.

Книга может быть полезна педагогам дефектологам, воспи тателям специальных и общеобразовательных учреждений, ло гопедам, психологам, врачам психоневрологам, семейным вра чам, родителям и широкому читателю.

Пособие состоит из 12 глав, имеет теоретические и практи ческие разделы, как общие, так и посвященные конкретным формам отклонений в развитии, и методам их компенсации при совместной работе специалистов и родителей.

ГЛАВА I

Теоретические основы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии Теоретические основы семейного воспитания детей с отклонениями Теории семейных систем, социально экологическая С точки зрения теории систем семья является живой сис темой и, как все живые системы, состоит из независимых ча стей, взаимодействие которых обеспечивает такие свойства системы, которыми ни одна из частей не обладает. Поэтому поведение и потребности членов семьи невозможно правиль но понять, если рассматривать их изолированно от окружаю щей среды.

Семья — это нечто большее, чем простая сумма ее составляю щих. Отдельные характеристики семьи можно понять, только изучив взаимоотношения между ее членами и взаимодействие ее различных параметров.

В соответствии с концепцией системного подхода выделяют структуру семьи, семейные взаимодействия, семейные функ ции и жизненный цикл семьи. Структура семьи включает ре сурсы семьи и характеристику ее отдельных членов. Это вход системы, формирующий семейные, культурные и идеологичес кие стили семьи и семейные взаимодействия. В процессе се мейных взаимодействий семья выполняет свои функции и удов летворяет свои потребности. Семейные функции — это деятель ность, которую семья выполняет, чтобы удовлетворить свои кол лективные и индивидуальные потребности. Ее семейные фун кции являются выходом системы. Наконец, семья как целое постоянно изменяется по мере продвижения по стадиям своего жизненного цикла (рис. 1).

Рис. 1. Система семьи Теории семейных систем, социально экологическая модель семьи Дополнением и развитием теории семейных систем являет ся социально экологическая модель семьи. Рассмотрение се мьи в социально экологическом аспекте было предложено в г. американскими учеными. Экологическая модель включает биологические и физические параметры организма и окруже ния вместе с психосоциальными характеристиками и их взаи модействиями в единую систему. Изменение в любой части этой системы вызывает изменения в остальных ее частях, создавая тем самым стрессы, потребность в семейной адаптации, дости жении равновесия. Подобно понятию «границ» в теории семей ных систем, в экологической модели существует понятие «про ницаемости семейной системы» при интеграции с другими си стемами. Главная идея социально экологической модели состо ит в том, что качество взаимодействия человека с его непосред ственным окружением (семьей, близкими людьми, специалис тами) самым тесным образом зависит от того, каким способом происходит опосредование этого взаимодействия средствами более широкого социального окружения.

Разные семьи отличаются друг от друга по своей структуре:

по своему составу, культурному и идеологическому стилю каж дая семья является уникальной, что, в свою очередь, обусловли вает уникальность процесса семейных взаимоотношений.

При этом наличие в семье ребенка с отклонением в развитии рассматривается лишь как одна из многочисленных особеннос тей структуры семьи.

Характеристики членов семьи. Специальные исследова ния показали, что этот параметр не является постоянным и из меняется во времени по мере продвижения семьи по стадиям своего жизненного цикла: в семье появляются новые члены, из нее уходят взрослые дети. В семье могут быть потери в связи со смертью ее членов. Меняется не только состав, но и возраст и другие характеристики семьи. Эти изменения влияют на ус пешность семейных взаимодействий.

Культурный стиль семьи. Этот параметр структуры семьи включает особенности, связанные с этническими и расовыми факторами, различиями в религиозной принадлежности, соци ально экономическом и образовательном статусе. Культурный стиль является наиболее статическим компонентом семейной Теоретические основы семейного воспитания детей с отклонениями системы. Он непосредственно влияет на формирование семей ного идеологического стиля, способов семейного взаимодей ствия и функциональных приоритетов.

Идеологический стиль семьи. Он складывается из верова ний, убеждений, ценностных ориентиров и адаптивности пове дения. На него влияет, как уже подчеркивалось выше, куль турный стиль. Например, бедные семьи из за финансовой не стабильности и невозможности контролировать условия окру жающей жизни имеют низкий уровень планирования будуще го. Или другой пример: еврейские семьи имеют тенденцию вы соко ценить образование и интеллектуальные достижения. Ита льянские семьи больше ценят семейную сплоченность, эмоци ональную близость и любовь, поэтому поступление ребенка в колледж, территориально удаленный от места жительства, мо жет восприниматься последним чуть ли не как угроза семей ной стабильности. Еще одним примером может служить то, что представители среднего класса осуществляют контроль над сво ими детьми, развивая их внутренний контроль и инициативу, не требуя слепого подчинения власти. Все эти характеристики влияют на то, как семья взаимодействует с ребенком с отклоне нием в развитии, и на способы влияния такого ребенка на се мью. Идеологический стиль семьи является критерием в выбо ре способов адаптации семьи и сильно влияет на способность семьи успешно функционировать на протяжении всего жизнен ного цикла.

Преодолевая хронический стресс, связанный с воспитанием нестандартного ребенка, семья использует различные страте гии, которые делят на внутренние и внешние. Любая страте гия семейной жизни заключается прежде всего в оценке ситуа ции в плане возможности ее изменения. В противном случае приходится изменять восприятие данной ситуации, т. е. при мириться с ней.

Пассивная позиция. Такая позиция является «страуси ной» и заключается в избегании поиска решения про блемы. Она основана на надежде, что все уладится само собой. Что бы ни случилось — все воспринимается как L Активная позиция. Такая позиция заключается в способ ности идентифицировать те условия, которые можно из Теории семейных систем, социально экологическая модель семьи менить, и активной деятельности по их изменению, а так же в способности идентифицировать условия, которые из менить невозможно на данный момент и принять их как данность.

Такие стратегии основываются на умении опираться на эк страсемейные подсистемы, т. е. на индивидуумов и учрежде ния, не входящие в систему семьи:

L Умение находить и использовать помощь других людей — соседей, друзей, других семей, имеющих или не имеющих сходные проблемы.

L Способность находить духовную поддержку — советы и по мощь религиозных деятелей, участвовать в работе религи озных институтов.

L Умение использовать ресурсы государственной поддержки.

Разные виды поддержки неодинаково используются на раз ных этапах жизненного цикла. Как показывают специальные исследования, духовная и общественная поддержка реже ис пользуется в полном объеме молодыми супружескими парами, чем парами более старшего возраста.

Модели семейных взаимодействий Дети с ограниченными возможностями живут и развивают ся в контексте семьи, где любое событие, происходящее с од ним человеком, непременно затрагивает остальных. Семейные взаимоотношения можно рассматривать в системе четырех по нятий: подсистемы, сплоченности, адаптивности, комму никации.

Внутри каждой семьи выделяют четыре подсистемы:

L Супружеская (муж — жена) L Родительская (родитель — ребенок) L Сибсовая (брат — сестра) L Расширенная семейная (экстрасемейная) — взаимодей ствие с друзьями, профессионалами и др.

Ребенок с отклонениями в развитии нарушает все четыре подсистемы. При этом нарушение хотя бы одной из подсистем вызывает изменение и во всех остальных.

Подсистемы описывают, кто и с кем взаимодействует в се мье, а сплоченность и адаптивность определяет то, как проис ходит взаимодействие. Сплоченность обычно описывается с Теоретические основы семейного воспитания детей с отклонениями помощью двух полярных состояний: переплетенности и разоб щенности.

Семьи, имеющие слабые границы между подсистемами, являются сильно переплетенными и обычно характеризуют ся гиперопекой и гипервовлеченностью членов семьи в жизнь друг друга. Такая семья, имеющая ребенка инвали да, испытывает сильный страх перед самостоятельными дей ствиями ребенка, что мешает развитию у него способности действовать и жить независимо. Напротив, в разобщенных семьях границы между подсистемами и вовлеченность не которых членов семьи в жизнь больного ребенка и тех, кто его окружает, может быть сведена до минимума (например, отец, который избегает супружеских и родительских взаи модействий из за отклонений развития ребенка). Нормаль но функционирующие семьи характеризуются балансом между переплетенностью и разобщенностью. Члены такой семьи способны как на тесные связи, так и на определен ную автономность.

Адаптивность (гибкость) связана со способностью изме няться в ответ на стрессовую ситуацию. Ригидные семьи испы тывают трудности, приспосабливаясь к новой ситуации, связан ной с необходимостью заботиться о ребенке со значительными нарушениями развития. Например, жесткая роль отца кор мильца не позволит ему разделить с женой тяжесть домашних хлопот, занятий с ребенком. В этом случае мать, заботясь о ре бенке, будет вынуждена посвящать ему все свои силы, оставляя без внимания других членов семьи. Такая семья окажется под верженной дисфункциональным состояниям.

Хаотическая семья, живущая без особых правил и принци пов, часто нарушает и меняет и те немногие правила, которые все же существуют. Хаотические семьи часто переходят от чув ства эмоциональной близости и сплоченности к враждебности и разобщенности.

Проблемы коммуникации возникают в процессе взаимодей ствия людей. Зачастую члены семьи считают одного человека (на пример, ребенка с отклонениями в развитии) единственным ис точником их собственных проблем и пытаются тем самым умень шить степень собственного беспокойства. Членов семьи не сле дует обвинять за подобную практику, им следует помочь в пони мании того, что их проблемы не объясняются такими простыми причинно следственными факторами.

Источник

234

Семейное воспитание ребенка с отклонением в развитии мастюкова

Семейное воспитание ребенка с отклонением в развитии мастюкова

Мастюкова
Е. М., Московкина А. Г.

Семейное
воспитание детей с отклонениями в
развитии: Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений / Под ред. В.И.Сели­верстова.
— М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. —
408 с.

ISBN
5-691-01100-6.

Учебное
пособие содержит сведения о современных
технологиях вос­питания в семье
ребенка с отклонениями в развитии:
сенсорными нару­шениями, интеллектуальной
недостаточностью, речевыми расстройства­ми,
нарушениями опорно-двигательного
аппарата, эмоционально-во­левой сферы
и поведения. Особое внимание уделяется
взаимодействию специалистов и родителей
детей младенческого, раннего и дошкольного
возраста, формам его организации.

Помимо
практических вопросов рассматриваются
теоретические обо­снования семейного
воспитания детей с отклонениями в
развитии.

УДК
37.0(075.8) ББК74.90я73

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………
3

Теории
семейных систем, социально-экологическая
модель
семьи……………….6

Структура
семьи
…………………………………………………….7

Модели
семейных взаимодействий……………………………….9

Жизненный
цикл семьи
………………………………………….17

Семейные
функции………………………………………………..18

Вопросы
и
задания………………………………………………………..
20

Глава II. Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии…….21

Исторический
аспект……………………………………………..22

Современные
подходы к проблеме семейного
воспитания…..28

Концепция
нормализации семейной
жизни…………………..30

Концепция
семейного воспитания «Особые дети
в
России»…………………………….33

Вопросы
и
задания………………………………………………………..
36

Глава III. Методы изучения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями……………………………3 7

Информация,
которую можно получить от родителей
………….38

Информация,
которую можно получить от
ребенка…………..45

Информация,
которую можно получить
при
обследовании семьи …………………..48

Вопросы
и
задания………………………………………………………..
52

Глава IV. Семья нестандартного ребенка………………………………53

Интеграционные
тенденции……………………………………..54

Реакции
родителей………………………………………………..55

Общие
проблемы…………………………………………………..58

Семьи
группы риска
………………………………………………73

Семейный
алкоголизм и алкогольный синдром
плода
(АСП)……………………….73

Особенности
воспитания ребенка в многодетной
семье…………. 74

Семья
ребенка с
шизофренией…………………………………..75

Приемный
ребенок в семье……………………………………….
76

Семья
аутичного
ребенка…………………………………………78

Одаренный
ребенок
в семье ………………………………………80

Проблема
жестокого
обращения с ребенком в семье…………..81

Вопросы
и
задания…………………………………………………89

Глава
У. Психотерапия в коррекционной работе
с
детьми с отклонениями в
развитии…………………………………….91

Психотерапия
детей дошкольного возраста…………………..92

Арттерапевтические
методы психотерапии
и
психокоррекции……………………..94

Психотерапевтическая
работа с семьей……………………… 101

Психогигиена
семейного воспитания…………………………
104

Другие
виды помощи
семье……………………………………. 111

Медико-генетическое
консультирование (МГК)……………. 111

Общественные
организации, центры ранней помощи………..
115

Вопросы
и
задания………………………………………………………
118

Глава VI. Основы компенсирующего воспитания в семье детей с отклонениями в развитии……………………………………….119

Роль
семьи в коррекционном воспитании
ребенка…………. 120

Основные
положения коррекционной
работы………………. 121

Новые
технологии обучения и воспитания детей
с
отклонениями в
развитии……………………….-………….. 123

Основные
формы взаимодействия специалистов
и
родителей………………………….. 135

Задачи
и формы коррекционного воспитания
ребенка
с
отклонениями в развитии в семье
……………………137

Режим
для ребенка раннего возраста с отклонениями
в
развитии ………………….. 145

Развитие
у ребенка навыков самообслуживания……………
148

Обучение
малыша навыкам опрятности……………………..
149

Развитие
сенсорных функций и различных видов
памяти ..153

Развитие
познавательной деятельности, речи
и
навыков общения……………………. 158

Развитие
игровых навыков…………………………………….
160

Помощь
ребенку в совершенствовании двигательных
функций
и ориентации в пространстве……………………….
164

Формирование
предпосылок к обучению чтению и письму
…. 167

Психомоторно-ориентированное
стимулирование
при
помощи лечебно-педагогической
вольтижировки…..168

Организация
ранней лечебно-педагогической помощи
детям
с отклонениями в
развитии…………………………….171

Вопросы
и
задания………………………………………………………
174

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник