Семаго оценка развития познавательной деятельности ребенка
Семаго Михаил Михайлович — кандидат психологических наук, профессором кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии. Ведущий научный сотрудник Московского психолого-педагогического университета (лаборатория психологических проблем детей с ограниченными возможностями адаптации). Автор более 80 научных работ, в том числе 25 монографий и методических пособий. Научные интересы: Методология отклоняющегося развития; распространение постнеклассической научной картины мира на психологию развития, в том числе на психологию отклоняющегося развития; использование синергетической концепции и категорий синергетики в психологии развития и специальной психологии; разработка теоретических основ классификации отклоняющегося развития, современная периодизация психического развития; теоретико-методологические основы психологической диагностики и коррекционно-развивающей работы. Семаго Наталья Яковлевна — кандидат психологических наук, доцент. Является ведущим научным сотрудником Московского психолого-педагогического университета (лаборатория психологических проблем детей с ограниченными возможностями адаптации), а также доцентом кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Автор более 90 научных трудов, из них 20 монографий и методических пособий. Научные интересы: Дифференциальная диагностика сложных вариантов отклоняющегося развития, в том числе расстройств аутистического спектра и близких к ним поведенческих и эмоциональных нарушений; разработка технологий психологической диагностики и системной помощи ребенку с различными вариантами отклоняющегося развития, разработка модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования и организации системы обучения специалистов инклюзивной образовательной вертикали. Сайт автораСемаго М.М., Семаго Н.Я. на видео Книги (6)Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка» является результатом двадцатилетней практической работы. Методики представленные в альбоме были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает в себя как классические разработки, так и авторские методики, используемые при углубленной психологической диагностике детей. Предложенная в технологии последовательность является оптимальной и в целом отражает последовательность психологического обследования ребенка. Методические рекомендации к Диагностическому альбому для оценки познавательной деятельности детей Дошкольный и младший школьный возраст. Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает как классические разработки, так и авторские методики, используемые при углубленной психологической диагностики детей. Предложенная в технологии последовательность материалов является оптимальной и в целом отражает последовательность проведения психологического обследования ребенка. Альбом предназначен для специалистов — психологов, работающих в системе образования, здравоохранения, социальной защиты. Может использоваться студентами дефектологических факультетов педагогических вузов, а также в системе повышения квалификации работников образования. Диагностический Комплект психолога. Методика Предметная классификация Основной целью использования методики “Предметная классификация”является исследование процессов обобщения и абстрагирования, оценка их специфики, уровня сформированности, актуального уровня развития понятийного мышления ребенка в целом. Предметная классификация состоит из трех серий, ориентированных на работу с детьми разного возраста: 1-я серия: для детей 3 — 5 лет; 2-я серия: для детей 5 — 8 лет; 3-я серия (классический вариант классификации) для детей начиная с 8,5—9-летнего возраста. 1, и 2 серии являются авторской модификацией Н.Я. Семаго. Соответственно стимульные материалы составляют 25 цветных изображения (1 серия); 32 цветных изображения (2 серия); 70 цветных и черно-белых изображения (3 серия). Диагностический Комплект психолога. Методика Эмоциональные лица Методика «Эмоциональные лица» является авторской методикой Н.Я. Семаго. Ее использование дает возможность оценки адекватности опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка. Косвенным образом при работе с методикой возможна оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии: контурные лица (1-я серия — 3 изображения), изображения реальных эмоциональных выражений детских лиц (2-я серия: 14 изображений мальчиков и девочек) Возрастной диапазон применения. Методика используется для работы с детьми, начиная с 3-х до 11-12-летнего возраста. Проблемные дети Основы диагностической и коррекционной работы психолога. В книге изложены методологические принципы и основы деятельности психолога, работающего с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Приведена современная классификация и типология отклоняющегося развития. Описаны основные принципы и технологии диагностической и коррекционной работы, составления заключений и ведения рабочей документации психолога образования. Теория и практика оценки психического развития ребенка Дошкольный и младший школьный возраст. В книге представлена современная методология диагностической деятельности практического психолога образования, конкретные и апробированные практикой принципы и технологии всех этапов оценки психического развития ребенка: от постановки первичной диагностической гипотезы до составления различного типа заключений по результатам проведенного обследования. В работе приводится оригинальная классификация организации диагностического процесса, позволяющая повысить его эффективность. Впервые рассматриваются такие важные для эффективной деятельности диагноста понятия, как «узловые моменты развития» и «ключевые моменты обследования», которые в значительной степени позволяют технологизировать и оптимизировать все этапы диагностики. Основную часть руководства составляют методики, используемые для проведения углубленного психологического обследования детей в возрасте от 3 до 12 лет (дошкольный и младший школьный возраст). Каждая представленная методика содержит полное описание, процедуру проведения обследования, технологию регистрации и обработки результатов, анализ выполнения заданий, возрастные нормативы. Добавить отзыв |
Источник
Инфоурок
›
Школьному психологу
›Презентации›Презентация “Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к началу школьного обучения по методике Н. Семаго, М Семаго”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к началу школьного обучения по методике Н. Семаго, М Семаго
2 слайд
Описание слайда:
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Леонид Абрамович Венгер
3 слайд
Описание слайда:
Готовность к школе: Физическая Психологическая
4 слайд
Описание слайда:
Физическая готовность Физическое состояние и здоровье ребёнка (телосложение, осанка, двигательные навыки) и качества (в особенности тонкой моторной координации), физическая работоспособность. Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет.
5 слайд
Описание слайда:
Психологическая готовность Составными компонентами психологической готовности являются: Личностная Интеллектуальная Эмоционально-волевая готовность
6 слайд
Описание слайда:
Личностная готовность Включает в себя: Отношение со взрослыми и сверстниками (социально-коммуникативная) Формирование «внутренней позиции школьника» готовности к принятию новой «социальной позиции» Мотивационная готовность – соподчинение мотивов, наличие в поведении общественных и моральных мотивов, таких, как чувство долга. Начало формирования самосознания и самооценки (адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению).
7 слайд
Описание слайда:
Интеллектуальная готовность запас знаний об окружающем мире; достаточный уровень развития познавательных интересов; определённый уровень развития познавательной деятельности, психических процессов: а) сформированность сенсорных эталонов; б)качество восприятия – умение планомерно обследовать предмет, явление, выделять их разнообразные свойства; в)качество мышления – умение сравнивать, рассуждать, делать выводы; г)определённая степень децентрации мышления; д)высокий уровень развития наглядно-образного и образно-схематичного мышления, позволяющего вычленять наиболее существенные свойства и отношения между предметами действительности (служит основой для формирования логического мышления и усвоения учебных знаний в школе); е)развитие воображения; начало формирования произвольности психических процессов; развитие речи
8 слайд
Описание слайда:
Эмоционально-волевая готовность умение ставить цель, принимать решения, намечать план действий, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия; произвольность внешнего двигательного поведения; умение слушать, вникать в содержание того, что говорит взрослый
9 слайд
Описание слайда:
Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры важен для учебной деятельности ребёнка и для его скорейшей адаптации к новым условиям. Все компоненты тесно связаны между собой и могут компенсировать развитие друг друга. На основе выделенных компонентов создаются методики и программы диагностики готовности к школе
10 слайд
Описание слайда:
Программа Н. Семаго, М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения»
11 слайд
Описание слайда:
Описание программы: задания программы позволяют: 1)выделять у дошкольника произвольную регуляцию собственной деятельности как первостепенной составляющей готовности ребёнка к началу обучения, что является основой данной программы 2)оценить сформированность навыка счётных операций, звукобуквенный анализ слов, развитие мелкой моторики кистей рук и пространственных представлений
12 слайд
Описание слайда:
3)Особенность деятельности и характер поведения ребёнка в процессе работы (выявляется эмоциональность ребёнка и появляется возможность прогностической оценки поведенческих особенностей ребёнка в условиях фронтального обследования) 4)Предлагаемая программа даёт лишь образец стимульного материала. Без изменения системы анализа выполнения можно при каждом следующем обследовании варьировать все составляющие задания. Так, например, в задании №1 можно изменить характер узоров; в задании №2 можно менять число, форму предъявляемых фигур, в задании №3 возможно изменение анализируемых слов; в задании №4 допустимо изменение знаков шифровки и т.п.
13 слайд
Описание слайда:
Общие требования к проведению фронтального обследования Время работы с заданиями не превышает 15 – 20 минут на группу детей из 10 -12 человек, которые рассаживаются по одному за парту Каждому ребёнку даётся подписанный бланк с заданиями, два простых карандаша мягкости «М» без ластика и один цветной карандаш По ходу выполнения заданий в заранее подготовленном листе наблюдений специалист отмечает особенности поведения, потребности детей в помощи и темп деятельности ребёнка. В разделе «Другое» необходимо отметить такие проявления в процессе выполнения заданий, как «заплакал», «засмеялся» и т.д. Фамилия, имя ребенка Возраст № стола Нуждается в дополнительной помощи Работает медленно Расторможен, мешает другим детям Другое
14 слайд
Описание слайда:
Задания Задание № 1. «Продолжи узор» Цель. Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции. На бланке приведены образцы двух узоров, которые ребенок должен продолжить до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги.
15 слайд
Описание слайда:
Задание № 2. «Сосчитай и сравни» Цель. Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятия «больше—меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.
16 слайд
Описание слайда:
Задание № 3. «Слова» Цель. Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности (в частности, написания графем), произвольная регуляция собственной деятельности. Для выполнения этого задания необходима предварительная ориентировка детей.
17 слайд
Описание слайда:
Задание № 4. «Шифровка» Цель. Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности. Время на выполнение данного задания жестко ограничивается 2 минутами. Через 2 минуты, вне зависимости от объема выполненного, все дети должны перейти к заданию № 5 (рисунку). Задача специалиста заключается в том, чтобы отследить этот момент. На доске рисуются четыре пустые фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб), которые в процессе подачи инструкции специалист заполняет соответствующими знаками, такими же, как в образце задания (первая строчка из четырех фигур, которая подчеркнута). В данном методическом руководстве приведен один из вариантов заполнения фигур знаками.
18 слайд
Описание слайда:
Задание № 5. «Рисунок человека» Цель. Общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.
19 слайд
Описание слайда:
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ в начале проводится оценка каждого задания по пятибалльной шкале. В дальнейшем проводится уровневая оценка. выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням — в зависимости от общего набранного ребенком балла, с учетом корректировочных коэффициентов оценки поведения ребенка в процессе работы.
20 слайд
Описание слайда:
1-й уровень. Готовность к началу регулярного обучения в школе (от 17 до 25 баллов) 2-й уровень. Условная готовность к началу обучения (от 14 до 17 баллов ) 3-й уровень. Условная неготовность к началу регулярного обучения (от 11 до 14 баллов ) 4-й уровень. Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения (суммарная оценка ниже 10 баллов)
21 слайд
Описание слайда:
Образец бланка итоговых результатов оценки уровня готовности детей к началу школьного обучения № п/п Ф.И. ребёнка Бальная оценка выполнения заданий Поведен- ческие особенности Сум мар ный балл Уро вень готов ности Кол –во повед. особен. Корректир. коэф. 1 –е задание 2 –е задание 3–е задание 4–е задание 5–е задание 6–е задание
22 слайд
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-психолог
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1610800
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник