Семаго оценка психологического развития ребенка

Семаго оценка психологического развития ребенка thumbnail

МИХАИЛ И НАТАЛЬЯ СЕМАГО

Семаго Михаил Михайлович – кандидат психологических наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, ведущий научный сотрудник Института проблем инклюзивного образования Московского психолого-педагогического университета. Автор более 130 научных работ, в том числе 25 монографий и методических пособий.
Научные интересы: Методология отклоняющегося развития; распространение постнеклассической научной картины мира на психологию развития, в том числе на психологию отклоняющегося развития; использование синергетической концепции и категорий синергетики в психологии развития и специальной психологии; разработка теоретических основ классификации отклоняющегося развития, современная периодизация психического развития; теоретико-методологические основы психологической диагностики и коррекционно-развивающей работы, методология деятельности ПМПК и психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.

Семаго Наталья Яковлевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, старший научный сотрудник Института проблем инклюзивного образования Московского психолого-педагогического университета. Автор более 120 научных трудов, из них 20 монографий и методических пособий.
Научные интересы: Дифференциальная диагностика сложных вариантов отклоняющегося развития, в том числе расстройств аутистического спектра и близких к ним поведенческих и эмоциональных нарушений; разработка технологий психологической диагностики и системной помощи ребенку с различными вариантами отклоняющегося развития, разработка модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования и организации системы обучения специалистов, включенных в инклюзивное образование.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Дошкольный и младший школьный возраст

Аннотация
В книге представлена современная методология диагностической деятельности практического психолога образования, конкретные и апробированные практикой принципы и технологии всех этапов оценки психического развития ребенка: от постановки первичной диагностической гипотезы до составления различного типа заключений по результатам проведенного обследования. В работе приводится оригинальная классификация организации диагностического процесса, позволяющая повысить его эффективность. Впервые рассматриваются такие важные для эффективной деятельности диагноста понятия, как «узловые моменты развития» и «ключевые моменты обследования», которые в значительной степени позволяют технологизировать и оптимизировать все этапы диагностики.
Основную часть руководства составляют методики, используемые для проведения углубленного психологического обследования детей в возрасте от 3 до 12 лет (дошкольный и младший школьный возраст). Каждая представленная методика содержит полное описание, процедуру проведения обследования, технологию регистрации и обработки результатов, анализ выполнения заданий, возрастные нормативы.
Руководство предназначено для педагогов-психологов общеобразовательных учреждений, психологов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, в том числе ППМС-центров, специалистов ПМПК, клинических психологов в составе учреждений здравоохранения и специалистов учреждений социальной защиты.

ПРОБЛЕМНЫЕ ДЕТИ:ОСНОВЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

Аннотация
В книге изложены методологические принципы и основы деятельности психолога, работающего с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Приведена современная классификация и типология отклоняющегося развития. Описаны основные принципы и технологии диагностической и коррекционной работы, составления заключений и ведения рабочей документации психолога образования. Методическое пособие адресовано психологам в системе общеобразовательных школ, педагогам-психологам специальных образовательных учреждений для обучения детей с отклонениями в развитии, специалистам ПМПК, психологам в составе учреждений здравоохранения и социальной защиты. Пособие может быть использовано для подготовки студентов факультетов психологии и специальной психологии педагогических университетов и институтов, а также в системе повышений квалификации работников образования в области коррекционной педагогики и специальной психологии.
С глубоким уважением посвящается нашим учителям – Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АЛЬБОМ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ
Дошкольный и младший школьный возраст

Аннотация
Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает как классические разработки, так и авторские методики, используемые при углубленной психологической диагностики детей.
Предложенная в технологии последовательность материалов является оптимальной и в целом отражает последовательность проведения психологического обследования ребенка.
Альбом предназначен для специалистов — психологов, работающих в системе образования, здравоохранения, социальной защиты. Может использоваться студентами дефектологических факультетов педагогических вузов, а также в системе повышения квалификации работников образования.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ДИАГНОСТИЧЕСКОМУ АЛЬБОМУ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ
Дошкольный и младший школьный возраст

Сайт Михаила и Натальи Семаго: https://nmsemago.ru
На сайте в том числе можно заказать печатный вариант обновлённого Психодиагностического комплекта, предназначенного для углубленной оценки психического развития, в том числе регуляторной, когнитивной
и аффективно-эмоциональной сфер, операциональных характеристик деятельности, личностных особенностей и межличностных отношений детей дошкольного и младшего школьного возрастов (от 2,5 до 12 лет).
Психодиагностический Комплект Семаго награжден Дипломом I-ой степени по итогам Всероссийского конкурса на лучший пакет психологических диагностических методик в системе образования Российской Федерации, проведенном Министерством образования в 2001 году.

#Аутизм #РАС #Психическое_развитие #Оценка_психического_развития_ребёнка #Оценка_развития_познавательной_деятельности #Диагностика #Коррекция #Autosanimus

Источник

Семаго М.М., Семаго Н.Я.

Семаго Михаил Михайлович — кандидат психологических наук, профессором кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии.

Ведущий научный сотрудник Московского психолого-педагогического университета (лаборатория психологических проблем детей с ограниченными возможностями адаптации).

Автор более 80 научных работ, в том числе 25 монографий и методических пособий.

Научные интересы: Методология отклоняющегося развития; распространение постнеклассической научной картины мира на психологию развития, в том числе на психологию отклоняющегося развития; использование синергетической концепции и категорий синергетики в психологии развития и специальной психологии; разработка теоретических основ классификации отклоняющегося развития, современная периодизация психического развития; теоретико-методологические основы психологической диагностики и коррекционно-развивающей работы.

Семаго Наталья Яковлевна — кандидат психологических наук, доцент.

Является ведущим научным сотрудником Московского психолого-педагогического университета (лаборатория психологических проблем детей с ограниченными возможностями адаптации), а также доцентом кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Автор более 90 научных трудов, из них 20 монографий и методических пособий.

Научные интересы: Дифференциальная диагностика сложных вариантов отклоняющегося развития, в том числе расстройств аутистического спектра и близких к ним поведенческих и эмоциональных нарушений; разработка технологий психологической диагностики и системной помощи ребенку с различными вариантами отклоняющегося развития, разработка модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования и организации системы обучения специалистов инклюзивной образовательной вертикали.

Сайт автораСемаго М.М., Семаго Н.Я. на видео

Книги (6)

Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка

Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст.

«Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка» является результатом двадцатилетней практической работы. Методики представленные в альбоме были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза).

Альбом включает в себя как классические разработки, так и авторские методики, используемые при углубленной психологической диагностике детей. Предложенная в технологии последовательность является оптимальной и в целом отражает последовательность психологического обследования ребенка.

Семаго оценка психологического развития ребенкаМетодические рекомендации к Диагностическому альбому для оценки познавательной деятельности детей

Дошкольный и младший школьный возраст. Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает как классические разработки, так и авторские методики, используемые при углубленной психологической диагностики детей.

Предложенная в технологии последовательность материалов является оптимальной и в целом отражает последовательность проведения психологического обследования ребенка.

Альбом предназначен для специалистов — психологов, работающих в системе образования, здравоохранения, социальной защиты. Может использоваться студентами дефектологических факультетов педагогических вузов, а также в системе повышения квалификации работников образования.

Семаго оценка психологического развития ребенкаДиагностический Комплект психолога. Методика Предметная классификация

Основной целью использования методики “Предметная классификация”является исследование процессов обобщения и абстрагирования, оценка их специфики, уровня сформированности, актуального уровня развития понятийного мышления ребенка в целом.

Предметная классификация состоит из трех серий, ориентированных на работу с детьми разного возраста:

1-я серия: для детей 3 — 5 лет;

2-я серия: для детей 5 — 8 лет;

3-я серия (классический вариант классификации) для детей начиная с 8,5—9-летнего возраста.

1, и 2 серии являются авторской модификацией Н.Я. Семаго.

Соответственно стимульные материалы составляют 25 цветных изображения (1 серия); 32 цветных изображения (2 серия); 70 цветных и черно-белых изображения (3 серия).

Семаго оценка психологического развития ребенкаДиагностический Комплект психолога. Методика Эмоциональные лица

Методика «Эмоциональные лица» является авторской методикой Н.Я. Семаго.

Ее использование дает возможность оценки адекватности опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка. Косвенным образом при работе с методикой возможна оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми.

В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии: контурные лица (1-я серия — 3 изображения), изображения реальных эмоциональных выражений детских лиц (2-я серия: 14 изображений мальчиков и девочек)

Возрастной диапазон применения. Методика используется для работы с детьми, начиная с 3-х до 11-12-летнего возраста.

Проблемные дети

Основы диагностической и коррекционной работы психолога.

В книге изложены методологические принципы и основы деятельности психолога, работающего с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Приведена современная классификация и типология отклоняющегося развития. Описаны основные принципы и технологии диагностической и коррекционной работы, составления заключений и ведения рабочей документации психолога образования.

Теория и практика оценки психического развития ребенка

Дошкольный и младший школьный возраст.

В книге представлена современная методология диагностической деятельности практического психолога образования, конкретные и апробированные практикой принципы и технологии всех этапов оценки психического развития ребенка: от постановки первичной диагностической гипотезы до составления различного типа заключений по результатам проведенного обследования.

В работе приводится оригинальная классификация организации диагностического процесса, позволяющая повысить его эффективность. Впервые рассматриваются такие важные для эффективной деятельности диагноста понятия, как «узловые моменты развития» и «ключевые моменты обследования», которые в значительной степени позволяют технологизировать и оптимизировать все этапы диагностики.

Основную часть руководства составляют методики, используемые для проведения углубленного психологического обследования детей в возрасте от 3 до 12 лет (дошкольный и младший школьный возраст). Каждая представленная методика содержит полное описание, процедуру проведения обследования, технологию регистрации и обработки результатов, анализ выполнения заданий, возрастные нормативы.

Добавить отзыв

Источник

Инфоурок

Школьному психологу
›Презентации›Презентация “Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к началу школьного обучения по методике Н. Семаго, М Семаго”

Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к началу школьного обучени...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к началу школьного обучени

Описание слайда:

Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к началу школьного обучения по методике Н. Семаго, М Семаго

2 слайд

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым

Описание слайда:

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Леонид Абрамович Венгер

3 слайд

Готовность к школе: Физическая Психологическая

Описание слайда:

Готовность к школе: Физическая Психологическая

4 слайд

Физическая готовность Физическое состояние и здоровье ребёнка (телосложение,

Описание слайда:

Физическая готовность Физическое состояние и здоровье ребёнка (телосложение, осанка, двигательные навыки) и качества (в особенности тонкой моторной координации), физическая работоспособность. Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет.

5 слайд

Психологическая готовность Составными компонентами психологической готовности

Описание слайда:

Психологическая готовность Составными компонентами психологической готовности являются: Личностная Интеллектуальная Эмоционально-волевая готовность

6 слайд

Личностная готовность Включает в себя: Отношение со взрослыми и сверстниками

Описание слайда:

Личностная готовность Включает в себя: Отношение со взрослыми и сверстниками (социально-коммуникативная) Формирование «внутренней позиции школьника» готовности к принятию новой «социальной позиции» Мотивационная готовность – соподчинение мотивов, наличие в поведении общественных и моральных мотивов, таких, как чувство долга. Начало формирования самосознания и самооценки (адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению).

7 слайд

Интеллектуальная готовность запас знаний об окружающем мире; достаточный уров

Описание слайда:

Интеллектуальная готовность запас знаний об окружающем мире; достаточный уровень развития познавательных интересов; определённый уровень развития познавательной деятельности, психических процессов: а) сформированность сенсорных эталонов; б)качество восприятия – умение планомерно обследовать предмет, явление, выделять их разнообразные свойства; в)качество мышления – умение сравнивать, рассуждать, делать выводы; г)определённая степень децентрации мышления; д)высокий уровень развития наглядно-образного и образно-схематичного мышления, позволяющего вычленять наиболее существенные свойства и отношения между предметами действительности (служит основой для формирования логического мышления и усвоения учебных знаний в школе); е)развитие воображения; начало формирования произвольности психических процессов; развитие речи

8 слайд

Эмоционально-волевая готовность умение ставить цель, принимать решения, намеч

Описание слайда:

Эмоционально-волевая готовность умение ставить цель, принимать решения, намечать план действий, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия; произвольность внешнего двигательного поведения; умение слушать, вникать в содержание того, что говорит взрослый

9 слайд

Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры важен для учебной деятель

Описание слайда:

Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры важен для учебной деятельности ребёнка и для его скорейшей адаптации к новым условиям. Все компоненты тесно связаны между собой и могут компенсировать развитие друг друга. На основе выделенных компонентов создаются методики и программы диагностики готовности к школе

10 слайд

Программа Н. Семаго, М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к

Описание слайда:

Программа Н. Семаго, М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения»

11 слайд

Описание программы: задания программы позволяют: 1)выделять у дошкольника про

Описание слайда:

Описание программы: задания программы позволяют: 1)выделять у дошкольника произвольную регуляцию собственной деятельности как первостепенной составляющей готовности ребёнка к началу обучения, что является основой данной программы 2)оценить сформированность навыка счётных операций, звукобуквенный анализ слов, развитие мелкой моторики кистей рук и пространственных представлений

12 слайд

3)Особенность деятельности и характер поведения ребёнка в процессе работы (вы

Описание слайда:

3)Особенность деятельности и характер поведения ребёнка в процессе работы (выявляется эмоциональность ребёнка и появляется возможность прогностической оценки поведенческих особенностей ребёнка в условиях фронтального обследования) 4)Предлагаемая программа даёт лишь образец стимульного материала. Без изменения системы анализа выполнения можно при каждом следующем обследовании варьировать все составляющие задания. Так, например, в задании №1 можно изменить характер узоров; в задании №2 можно менять число, форму предъявляемых фигур, в задании №3 возможно изменение анализируемых слов; в задании №4 допустимо изменение знаков шифровки и т.п.

13 слайд

Общие требования к проведению фронтального обследования Время работы с задани

Описание слайда:

Общие требования к проведению фронтального обследования Время работы с заданиями не превышает 15 – 20 минут на группу детей из 10 -12 человек, которые рассаживаются по одному за парту Каждому ребёнку даётся подписанный бланк с заданиями, два простых карандаша мягкости «М» без ластика и один цветной карандаш По ходу выполнения заданий в заранее подготовленном листе наблюдений специалист отмечает особенности поведения, потребности детей в помощи и темп деятельности ребёнка. В разделе «Другое» необходимо отметить такие проявления в процессе выполнения заданий, как «заплакал», «засмеялся» и т.д. Фамилия, имя ребенка   Возраст № стола  Нуждается   в дополнительной помощи Работает медленно Расторможен, мешает другим детям Другое

14 слайд

Задания Задание № 1. «Продолжи узор» Цель. Оценка особенностей тонкой моторик

Описание слайда:

Задания Задание № 1. «Продолжи узор» Цель. Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции. На бланке приведены образцы двух узоров, которые ребенок должен продолжить до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги.

15 слайд

Задание № 2. «Сосчитай и сравни» Цель. Оценка сформированности навыков пересч

Описание слайда:

Задание № 2. «Сосчитай и сравни» Цель. Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятия «больше—меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.

16 слайд

Задание № 3. «Слова» Цель. Оценка сформированности у ребенка звукового и звук

Описание слайда:

Задание № 3. «Слова» Цель. Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности (в частности, написания графем), произвольная регуляция собственной деятельности. Для выполнения этого задания необходима предварительная ориентировка детей.

17 слайд

Задание № 4. «Шифровка» Цель. Выявление сформированности произвольной регуляц

Описание слайда:

Задание № 4. «Шифровка» Цель. Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.  Время на выполнение данного задания жестко ограничивается 2 минутами. Через 2 минуты, вне зависимости от объема выполненного, все дети должны перейти к заданию № 5 (рисунку). Задача специалиста заключается в том, чтобы отследить этот момент. На доске рисуются четыре пустые фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб), которые в процессе подачи инструкции специалист заполняет соответствующими знаками, такими же, как в образце задания (первая строчка из четырех фигур, которая подчеркнута).  В данном методическом руководстве приведен один из вариантов заполнения фигур знаками.

18 слайд

Задание № 5. «Рисунок человека» Цель. Общая оценка сформированности графическ

Описание слайда:

Задание № 5. «Рисунок человека» Цель. Общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.

19 слайд

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ  ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ в начале проводится оценка каждого за

Описание слайда:

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ  ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ в начале проводится оценка каждого задания по пятибалльной шкале. В дальнейшем проводится уровневая оценка. выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням — в зависимости от общего набранного ребенком балла, с учетом корректировочных коэффициентов оценки поведения ребенка в процессе работы.

20 слайд

1-й уровень. Готовность к началу регулярного обучения в школе (от 17 до 25 б

Описание слайда:

1-й уровень. Готовность к началу регулярного обучения в школе (от 17 до 25 баллов) 2-й уровень. Условная готовность к началу обучения (от 14 до 17 баллов ) 3-й уровень. Условная неготовность к началу регулярного обучения (от 11 до 14 баллов ) 4-й уровень. Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения (суммарная оценка ниже 10 баллов)

21 слайд

Образец бланка итоговых результатов оценки уровня готовности детей к началу ш

Описание слайда:

Образец бланка итоговых результатов оценки уровня готовности детей к началу школьного обучения № п/п Ф.И. ребёнка Бальная оценка выполнения заданий Поведен- ческие особенности Сум мар ный балл Уро вень готов ности Кол –во повед. особен. Корректир. коэф. 1 –е задание 2 –е задание 3–е задание 4–е задание 5–е задание 6–е задание

22 слайд

Семаго оценка психологического развития ребенка

Семаго оценка психологического развития ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-психолог

Семаго оценка психологического развития ребенка

Курс повышения квалификации

Семаго оценка психологического развития ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1610800

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник