Сборник развивающих игр развитие ребенка

Развивающая игра «Закрой!».
Перед малышом необходимо поставить несколько банок с закрытыми крышками (крышки должны закручиваться). Банки должны быть разного размера, а крышки к ним разного цвета. Предложите ребенку открыть все баночки, а затем пусть малыш подберет необходимую крышку к соответствующей баночке и закрутит ее.

Игра на развитие чувства осязания.
Всем известно, что маленькие детки познают мир «на ощупь» и «на вкус». Поэтому, в для всестороннего развития ребенка ему необходимо в процессе игры предлагать различные предметы, которые различаются по своей структуре. Существует много готовых игрушек с различными наполнителями и эффектами шуршания, а вам я предлагаю сделать их самостоятельно. Для этого, нужно сшить несколько мешочков и каждый из них чем-то наполнить, например, целлофановый пакет или бумага, которые при нажатии будут издавать эффект шуршания, так же наполняем другие мешочки крупой (горох, рис) и т.д. Тщательно все мешочки зашиваем, чтобы ничего из них не выпадало и малыш случайно не взял в ротик. Играя, малыш с удовольствие теребит такой мешочек, и одновременно учится познавать, что не все в этом мире имеет одинаковую структуру.

Игра на развитие зрительного и слухового внимания.
Для этой игры необходима звонкая и яркая погремушка. Потрясите игрушкой, чтобы малыш обратил на нее внимание, а затем отведите погремушку в сторону и снова потрусите, ребенок должен повернуть голову в сторону звука и найти ее взглядом. Так повторяйте несколько раз. Обязательно хвалите своего малыша за его маленькие успехи.

Эта игра так же способствует укреплению глазных мышц, что является профилактикой косоглазия у малышей.

Игра «Баран бух!»
Очень любимая игра у малышей. Взрослый берет ребенка на руки и произносит слова: «Баран, баран бух!». Но слове «бух» нужно своим лбом дотронуться до лобика ребенка. Уже с 5-6 месяцев малыш сам на слово «бух» наклоняют свою головку, чтобы стукнуться лбом со взрослым, который с ним играет в эту игру.

Развивающая игра на изучение частей тела.
В эту игру можно играть в любое время, во время массажа, пеленания, просто во время бодрствования. Называйте и показывайте части тела у малыша, например, «А где ушко у Сашеньки? А вот ушко у Сашеньки!» и т.д.

Развивающая игра «Кто как говорит?»
Вы называете малышу животное и какой звук оно издает. Когда ребенок будет постарше, то вы задаете ему вопрос: «А как говорит кошечка?», а ребенок вам должен ответить сам.

кошка: мяу-мяу;
собака: ав-ав;
корова: му-у-у;
коза: ме-е-е;
овечка: бе-е-е;
гусь: га-га-га-га;
цыплёнок: пи-пи-пи-пи;
машина: би-би;
поезд: ту-ту;
самолёт: у-у-у;
курочка: ко-ко-ко-ко;
дудочка: ду-ду-ду.

Развивающая игра «Прищепки».
Наверняка в каждом доме найдутся бельевые прищепки. Это тоже отличный тренажер для маленьких пальчиков. Сначала пусть ребенок пробует прищепливать их к чему-то плоскому, например, к картонке или широкой линейке. А со временем усложните задачу: попросите малыша закреплять прищепки на натянутой веревочке. Чтобы ребенку было интереснее, вырежьте из картона специальные заготовки силуэты елочки, ежика или солнышка. Тогда малышу будет гораздо увлекательнее цеплять елочке и ежику «иголки» из прищепок, а солнышку «лучики».
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА КОЛЕНКАХ

В эти игры вы можете играть с малышами, начиная с 6-7-месячного возраста. Как понятно из названия, ребенка нужно усадить себе на колени. Рассказывая ребенку стихи, выполняйте соответствующие действия. Такие игры способствуют развитию у детей чувства ритма, учат понимать речь и выполнять простые движения.

Три-та-туш-ки! Три-та-туш-ки!
Едет Аня на подушке!
На подушечке верхом!
Бух! С подушки кувырком!

*****

Сажаем малыша на коленки лицом к себе и повторяем действия стишка
Зайка серенький сидит и ушами шевелит –
Вот так, вот так и ушами шевелит.
Заинька замерз сидеть — надо лапоньки погреть –
Вот так, вот так надо лапоньки погреть.
Заинька устал стоять — надо зайке поскакать –
Вот так, вот так надо зайке поскакать.
(свои ноги вверх вниз)
Зайка волка увидал — быстро зайка убежал
(развигаем коленки и малыш падает в ямку).

*****

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так — головой своей крутили
(поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так — дружно дерево качали.
(наклоны туловищем вправо и влево)
И в развалочку ходили,
И из речки воду пили
Вот так, вот так — и из речки воду пили.
(наклоны в перёд)
А ещё они плясали!
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так — кверху лапы поднимали!
(поднимаем ручки)
Вот болотце на пути!
Как его нам перейти?
Прык да скок!
Прык да скок! Веселей скачи дружок!

Читайте также:  Изучение народных промыслов и развитие ребенка

*****

Сел комарик под кусточек
На еловый на пенёчек,
Свесил ножки на песочек.
Сунул носик под листочек — спря-ятался!
(последнее проделываем вместе с ребёнком закрывая носик-лицо ручками).

*****

Идёт коза рогатая
За малыми ребятами.
Ножками, ножками
Топ-топ-топ,
Глазками, глазками
Хлоп-хлоп-хлоп!
Кто каши не ест,
Молока не пьёт –
Забодает,
забодает,
забодает!

*****

— Ладушки, ладушки!
Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку!
— Что пили?
— Бражку!
Кашку поели,
Бражку попили,
Полетели-полетели-полетели,
На головку сели!

*****

Ладушки, ладушки.
мы пекли оладушки.
получилось ровно 5 :
Один Жучке надо дать,
Два — коту с усами,
Два съедим мы сами.

******

Мыли мылом ушки,
(изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки,
(изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки,
(ладошки поднимаем над головой)
Ладушки – ладошки.
(крутим ладошками над головой).
Наварили кашки,
Помешали ложкой,
(как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке)
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки!

*****

Строили ладошки
(ладошки изображают домик над головой)
Домик для матрешки.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Прилегли ладошки
(ладошки ложатся спать под щеку)
Отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.

Источник

Щедрина Людмила Фёдоровна
Картотека развивающих игр для детей среднего дошкольного возраста. Играем и развиваемся в домашних условиях

Уважаемые родители, дошкольный возраст – самый благодатный возраст для обогащения словарного запаса, развития мышления и памяти ребёнка. Дети в этом возрасте постоянно познают окружающий мир. Им интересно абсолютно всё, и им очень хочется поделиться своими открытиями с вами, родители. Даже если Вы в режиме самоизоляции сильно заняты, у Вас трудоёмкая работа на удалёнке или много дел по хозяйству, выделите хотя бы немного времени своему ребёнку.

Я предлагаю небольшую картотеку игр, которые не только организуют детский досуг, но и помогут Вашему ребёнку улучшить память, внимание, мышление, снять напряжение. И просто провести несколько минут со своим ребёнком и научить его чему-то новому. Такие развивающие игры не требуют от взрослых больших усилий, нужно просто желание какое-то время быть с ребёнком не только по факту присутствия, но всем сердцем, всеми мыслями. А уж если эти игры ещё и развивают ребёнка, учат чему-то новому, совсем хорошо!

Вот от меня примеры развивающих игр с детками среднего дошкольного возраста:

Игры на развитие памяти:

Игра «Фотоаппарат».

Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки от лото или любые другие картинки.

Описание: в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.

Игра «Найди отличия».

Цель: развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные карточки.

Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.

Игра «Опиши предмет».

Цель: учить запоминать признаки и свойства предмета.

Игровой материал и наглядные пособия: знакомые ребенку предметы (человек, машина, продукт питания и т. д.).

Описание: Ребёнок под руководством родителя выбирает знакомый предмет. Родитель предлагает вспомнить как можно больше отличительных признаков и свойств этого предмета и называть их. Можно играть вместе с ребёнком и называть признаки с ним по очереди. Проигравший тот, кто не сможет вспомнить ничего о предмете, когда настанет его очередь.

Игра «Повтори орнамент».

Цель: способствовать развитию концентрации внимания, памяти.

Игровой материал и наглядные пособия: бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук).

Описание: родитель дает ребенку половину игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.

Игра «Запомнил – нарисовал».

Цели: учить осознанному восприятию; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте.

Игровой материал и наглядные пособия: листок бумаги, карандаши, картон с изображениями предметов.

Описание: наклеить на картон шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинках должны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка черемушки

Игра «Какая она».

Цель: способствовать развитию зрительной и слуховой памяти.

Описание: назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т. п. Затем попросить описать все то, что он представил. Например: яйцо – овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.

Игра «Нелогичные ассоциации».

Цель: развивать ассоциативное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предмета.

Описание: необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой. Например: тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку. Дать простор воображению ребенка, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

Игры для развития внимания:

Игра «Кто где живет».

Цель: развивать зрительное внимание, память.

Игровой материал и наглядные пособия: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке.

Описание: нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Игра «Хлопни в ладоши».

Цели: развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.

Описание: родитель называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Если у Вас еще есть детки, можно подключить их к этой игре.

Игра «Маленький жук».

Цель: развивать внимание, пространственное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: игровое поле, расчерченное на 16 клеток; пуговицы.

Описание: родитель предлагает ребенку помочь «жуку» (пуговице) добраться до другого края поля, при этом предупредив, что «жук» ползает только зигзагами. Родитель обозначает короткий отрезок пути «жука»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен внимательно прослушать, запомнить и проделать этот путь «жуком» по игровому полю. Когда ребенок научится запоминать все ходы движения жука, можно перейти к более сложному заданию, попросив малыша проделать ходы мысленно и поставить жука на нужную клетку.

Игра «Выполни по образцу».

Цель: развивать концентрацию внимания.

Игровой материал и наглядные пособия: лист в клетку с узором из квадратов, кругов, треугольников.

Описание: ребенок продолжает на листе образец узора (круг, квадрат, треугольник, точка и т. д.).

Игры на развитие мышления:

Игра «Визуальные “да-нет-ки”».

Цели: учить анализировать; развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия:карточки с изображениями предметов (животных) или небольшие игрушки.

Описание: разложить на столе игрушки или картинки (не более 10, дать ребёнку немного времени их рассмотреть. Затем спросить: «Какой предмет я загадала?» Ребёнок с помощью наводящих вопросов (Он лежит в правой половине стола? Снизу? Он желтого цвета? Он тяжелый? Он круглый) определяет загаданный предмет (картинку). Для начала в роли задающего вопросы лучше выступить воспитателю. Так ребёнок быстрее поймет сценарий игры.

Игра «Снаружи – внутри».

Цель: научиться соотносить понятия «большое» – «маленькое», «внутри» – «снаружи».

Описание: назвать ребенку пару предметов и попросить его сказать, что может находиться внутри, а что — снаружи. Например: дом – подушка, котлета – кастрюля, сердце – кошка, рыба – река, сахар – чай и т. д. Затем поменяться ролями – пусть ребенок назовет пару слов.

Игра «Я -ты».

Цель: развивать логическое мышление, быстроту реакции.

Описание: ребенок должен быстро понять, о чем говорит соперник, и ответить ему так же. Например, воспитатель говорит: «Я – радуга!» Ребенок должен ответить: «Я – солнце!» Родитель продолжает: «Я – небо». Ребенок отвечает: «Я – самолет». И т. д.

Игра «Отгадай по описанию».

Цели: развивать речь (умение согласовывать прилагательные и существительные); закреплять знание о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа.

Описание: заранее подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.

Например:

• Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.)

• Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам. (Поезд.)

Читайте также:  Возрастные особенности развития эмоциональной сферы личности ребенка

• Дикое животное, живет в лесу, воет на луну. (Волк.)

• Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса.)

• Фрукт с желтой кожурой. (Лимон.)

Игра «Какой он?».

Цель: учить активно описывать признаки предметов.

Описание: предложить ребенку принести все квадратное, что он найдет в комнате. Например: книгу, коробку, кубик и т. д. Попросить его описать все предметы, объединяемые одним признаком, – квадратные. Пусть ребенок найдет и объяснит сходства и различия предметов, а также их назначение.

Игра «Что ты слышишь?».

Цель: развивать слух, способность к распознаванию речевых и неречевых звуков.

Игровой материал и наглядные пособия: музыкальные инструменты (дудочки, барабан, трещотки, бубен, фольга, бумага, книга.

Описание: родитель сажает ребенка на стул спиной к себе: он не должен видеть, только слышать, а потом определить, на чем играли или чем производили гот или иной звук. Начать целесообразно с простого – с музыкальных инструментов, а затем переходить к другому: бумаге, фольге, перелистыванию страниц в книге. Можно усложнить задание, перемещаясь по комнате и издавая звук справа или слева от ребенка. Затем поменяться ролями. Отвечая, можно намеренно ошибиться и посмотреть, исправит ли ошибку ребенок. Попросить его повторить звук.

Игра «Картинки-загадки».

Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями различных предметов.

Описание: Хорошо, когда играют оба родителя или несколько деток. Если уВвас есть еще дети, подключите их к игре. Родитель (водящий) достает из мешочка одну из карточек и начинает описывать то, что на ней изображено. Ребенок предлагают свои варианты ответов. Другие дети или второй родитель – свои. Следующим водящим становится тот, кто первым ответил правильно.

Игра «Похожие слова».

Цели: помочь изучить синонимы, разные значения одного и того же слова; учить выбирать наиболее точные слова для описания определенного предмета, избегать повторений.

Описание: объяснить ребенку, что об одном и том же можно сказать разными словами:

• Наш котенок веселый. (Забавный, смешной, потешный, комичный.)

• Погода на улице сегодня печальная. (Грустная, нерадостная.)

• Заяц трусливый, а как еще можно назвать? (Боязливый, робкий, пугливый.)

• Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать? (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги.)

Игра «В слова».

Цель: расширять словарный запас.

Описание: предложить ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих игрушки, овощи, деревья, цветы, диких домашних животных, птиц, инструменты, мебель, профессии.

Игра «Смысл слова».

Цель: учить ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.

Описание: предложить ребенку объяснить, как он понимает смысл слов «велосипед», «нож», «шляпа», «мяч», «письмо», «зонтик», «подушка», «гвоздь», «осел», «мех», «алмаз», «соединить», «лопата», «меч», «неприятность», «храбрый», «герой», «стихотворение» и др.

Вот еще интересные игры:

Игра «Четвёртый – лишний»

Увлекательная и развивающая игра. Способствует развитию у ребёнка внимания, логического мышления, обобщения и повышает словарный запас.

Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет

и объяснять, почему он лишний.

Описание: Показать ребенку карточку, на которой нарисованы четыре картинки, три из них подходят друг другу, по какому-то признаку, их можно назвать одним словом, а четвёртая лишняя. Какая? (Или по данной схеме разложить предметы, которые имеются дома).

Игра «Ласковые лапки».

Цель: Снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Описание: Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребёнком местами.

Игра «Каратист».

Цель: развитие двигательного контроля, снятие импульсивности.

Описание: На пол кладем обруч или создаем круг из любых подручных материалов. Один из участников встает в обруч и превращается в “каратиста”, выполняя резкие движения руками и ногами. Остальные участники игры произносят: “Сильнее, еще сильнее. “, помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию интенсивными движениями.

Упражнение «Послушать тишину».

Цель: формирование произвольной регуляция собственной деятельности.

Описание: Садимся на пол, закрываем глаза и последовательно слушаем звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.

Приятного и полезного Вам времяпрепровождения с Вашими детками 🙂

Источник