Сборник игр для развития ребенка

Белишко Оксана Александровна
Сборник игр для развития детей раннего возраста

Дидактические игры

«Чудесная корзинка»

Цель: Выделять характерные признаки предметов, находить фрукты (овощи) по характерным им признакам (форма, цвет, тактильные ощущения, вкус). Активизация словаря прилагательных.

Оборудование: корзинка, фрукты, овощи (помидор, огурец, яблоко, киви).

Игровое правило: назвать предмет, его цвет и форму.

Игровые действия: нужно описать предмет, называя по очереди по одному признаку.

Ход игры: Педагог достаёт из корзинки овощ,дети отвечают на его вопросы: что это? (Это помидор) Какой помидор? (Помидор красный, круглый). Аналогично с другими овощами.

«Большой – маленький»

Цель:Формировать понятия о величине: большой, маленький. Фиксировать внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине.Пополнять его пассивный словарь словами: большой, маленький.

Оборудование: большие и маленькие мячи и кубики.

Игровое правило: соотносить предметы по размеру.

Игровые действия: положить большие кубики и большие мячики в большую корзинку, а маленькие – в маленькую.

Ход игры: педагог фиксирует внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Предлагает положить большие кубики и большие мячики в большую корзинку, а маленькие – в маленькую. Педагог демонстрирует действия, дети за ним повторяют. Затем дети играют самостоятельно.

Игр и упражнений по звуковой культуре речи (развитие слухового внимания, дыхания, артикуляционного аппарата)

Словесно-речевая игра «Надуваем воздушный шарик»

Цель: формировать речевое дыхание у детей как базу для развития правильного звукопроизношения.

Описание игры: Вот как шарик надуваем!

И рукою проверяем.

(Делают вдох)

Шарик лопнул – выдыхаем.

Наши мышцы расслабляем!

Дышим легко…ровно…глубоко…

Дидактическое упражнение «Ветерок»

Цель: развивать речевое дыхание, внимание; учить, медленно выдыхать через рот.

Описание игры: Дети на сигнал воспитателя «Дует ветерок», медленно выдыхая воздух через рот, сдувают лёгкие листики с бумаги.

Дидактическое упражнение «Мельница»

Цель:тренировать навык правильного носового дыхания: формировать ритмический вдох и выдох, обучать глубокому выдоху; укреплять мышцы лица.

Описание игры:Воспитатель: Собрались однажды ветры со всех концов мира и решили выбрать сильнейшего. А для этого они утроили соревнование, чтобы решить, какой ветер дует сильнее.

Из детей сформировать пары, раздать вертушки и показать,как правильно надо набирать воздух: вдохнуть через нос, а потом резко выдохнуть через рот. Каждый ребёнок дует на свою вертушку. Выигрывает тот ребёнок, чья вертушка вертится дольше.

Дидактическая игра «Воробышек, лети!»

Цель: выработка длительного непрерывного ротового выдоха.

Описание игры: Дети стоят у натянутого шнура между стойками.Воспитатель говорит: «Стайка воробышков прилетела к нам. Посмотрите, как они летают! (Дует на бумажных воробышков на нитках). А теперь вы подуйте.

Игра «Дует ветерок»

Цель: упражнять детей в произнесении звука [ш].

Описание игры: Дети на сигнал воспитателя «Дует ветерок», слегка раскачивают руками (деревья) и произносят звук [ш] (шелестят листочками).

Дидактическая игра «Ослик»

Цель: обучать правильному звукопроизношению звуков «и» и «о».

Описание игры: Дети описывают ослика на картинке, зкукоподражают ему, с закрытыми глазами учатся прилеплять хвостик. Дидактическая игра «У куклы болят зубы»

Цель: обучать правильному произношению звуков «а» и «о».

Описание игры: Воспитатель показывает ребёнку куклу, матрёшек и рассказывает: «Смотрите, в гости к матрёшкам идет кукла Ляля.Она стонет: «О-о-о, о-о-о», у Ляли болит зуб. Как стонет Ляля?» Ребёнок произносит: «О-о-о, о-о-о».

Воспитатель говорит, что сейчас полечит зуб и Ляля перестанет плакать. Она «лечит» больной зуб, потом укачивает куклу,предлагая ребенку подпевать: «А-а-а, а-а-а, а-а-а». Кукла «засыпает», и к ней «подходят» матрёшки. Ребёнок рассказывает им, что у Ляли болел зуб, она стонала «О-о-о». Матрёшка «просит» повторить, как стонала Ляля.

Взрослый следит, чтобы ребёнок произносил звук «О», округляя губы.

Упражнение «Позови цыплёнка».

Цель: учить детей правильно и чётко произносить звук «ц» в слогах и словах.

Описание игры: Дети играют с игрушками, изображающих курицу и цыплят. Дети зовут цыплят «цып-цып-цып».

Словесные игры

«Ладушки»

Цель игры: Приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы.

Ход игры: Дети садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое положение, чтобы его видели все,и говорит: “Дети, сейчас мы поиграем в игру “Ладушки”. Давайте похлопаем в ладоши! Хлоп! Хлоп! – хлопают в ладошки”.

Слова:

Ладушки, ладушки!

Где были? – У бабушки!

– Что ели? – Кашку!

– Что пили? – Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Шу-у-у- полетели!

На головку сели

Сели, посидели,

Прочь улетели!

Движения:

Воспитатель и дети тихонько хлопают в ладоши в такт словам потешки.

Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. На слова “Прочь улетели” разводят руки в стороны и опускают на колени.

Играя повторно, воспитатель после слов “Где были?” делает паузу и ждет ответов детей: “У бабушки”; “Что ели?” – “Кашку”; “Что пили?” – “Бражку”.

В следующий раз всю потешку произносят дети вместе с воспитателем.

«Про сороку»

Цель игры: Учить детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, понимать, о чем в ней говорится.

Ход игры: Дети садятся напротив воспитателя. Воспитатель указательным пальцем правой руки делает круговые движения по ладони левой руки (“варит кашку”,приговаривая:

Слова:

Сорока, сорока,

Сорока – белобока

Кашу варила.

На порог скакала,

Гостей скликала.

Гости на двор –

Кашу на стол.

Этому на тарелочке,

Этому на блюдечке,

Этому в чашечке,

Этому в мисочке,

А этому ничего не дала

Ты дров не таскал,

Ты воды не носил,

Ты каши не варил.

Вот тебе ложечка –

Свари сам себе кашку.

Тут пень, тут колода,

Тут дрова,

Тут горячая вода.

Движения:

Воспитатель и дети варят кашку” вместе.

Загибают по очереди пальцы, начиная с мизинца.

Большой палец не загибается.

При повторении игры воспитатель предлагает детям помогать произносить потешку. После слов “этому” делает паузу,а дети заканчивают фразу: “на блюдечке”, “в чашечке”, “в мисочке”.

«Коза рогатая»

Цель игры: Позабавить детей, учить их слушать стишок до конца, понимать его.

Ход игры: После того как дети рассмотрят картинку с изображением козы, воспитатель предлагает поиграть,

Дети стоят перед воспитателем, лицом к нему. Воспитатель, выставив указательный палец и мизинец, идет к детям,приговаривая:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Молока кто не пьет –

Забодает,

забодает,

забодает.

При слове “забодает” дети убегают от козы, а воспитатель их догоняет. В следующий раз козой можно выбрать кого-либо из детей и тогда он сам повторяет слова потешки.

«Заинька»

Цель игры: Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями.

Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает зайчика, он становится в центр круга.Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:

Заинька, по сеничкам

Гуляй, погуливай!

Серенький, по новеньким

Погуливай, гуляй!

Некуда заиньке выскочит,

Некуда серому выпрыгнут

Заинька, поскачешь –

Выскочишь,

Серенький, попляшешь –

Читайте также:  Развитие и воспитание ребенка реферат

Выпустят.

Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового. Игра повторяется 2-3 раза.

Настольно-печатные игры

«Собери букет»

Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их цвет Активизация атрибутивного словаря.

Оборудование: карточки разного цвета, картинки с изображением цветов.

Ход игры: Детям раздаются карточки разного цвета. Перед детьми раскладываются картинки с изображением цветов. Ребенок должен собрать букет, выбирая только те цветы, которые подходят к цвету его карточки.

После выполнения задания ребенок объясняет свой выбор (например: «У меня красная карточка. Я выбрал розу, потому что она красная»).

«Летает — ползает — прыгает».

Цель: Расширение предикативного словаря.

Оборудование:картинки: змея, кит, бабочка, улитка, окунь, лягушка, кузнечик, муравей, гусеница, жук, пчела, комар, стрекоза, гусь, белка, ворона, заяц, жаба, утка.

Ход игры: Каждому ребенку дается картинка с изображением какого-либо животного, птицы, насекомого, рыбы. Детям предлагается подобрать к этой картинке из множества других, расположенных на наборном полотне, картинки с изображением животных, передвигающихся так же. Выбирая картинку,ребенок называет способ передвижения: летает, ползает, прыгает, плавает.

Сюжетно-ролевые игры

«Кормление куклы Кати».

Цель: Закреплять знание детей о столовой посуде, активизировать речь детей, воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Материал и оборудование: Кукла Катя, набор посуды в игровом уголке.

Ход игры: Игра проводится в игровом уголке. Воспитатель показывает и рассказывает, какую посуду используют за обедом (глубокие тарелки для супа, мелкие для второго, ложки, вилки, чашки и т. д., показывает, как накрывают на стол, правила поведения за обедом, как пользоваться столовыми приборами. Предлагает детям накормить куклу обедом.

«Кукла Катя пошла в магазин»

Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование: Кукла Катя

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что кукла Катя собирается в магазин за продуктами, но она не хочет идти одна, потому что ей нужно купить много продуктов. Потом выбирает из детей помощников для куклы. «Возьмите сумку и «отправляйтесь». Складывайте в сумку игрушки, коробки, баночки, комментируя свои действия. «Этот кубик будет у нас сливочным маслом. А вот эта коробка — кукурузными хлопьями. Кольца от пирамидки – это сушки, а детали от конструктора — печенье». Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

Развивающие (пальчиковые) игры

«Прятки»

Цель: развитие мелкой моторики рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Слова:

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ход игры:

Ритмично сгибать и разгибать пальцы, слушая текст.

Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

«Засолка капусты»

Цель: развитие мелкой моторики рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Слова:

Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони, пальчики вместе – рубим капустку)

Мы капусту солим, солим, (пальчики щепоткой посыпают капустку)

Мы капусту трём, трём, (движения рук, сжатыми в кулачки-вперёд-назад)

Мы капусту жмём, жмём (кулачки сжимаем)

Хороша капуста!

Ход игры:

Слушая текст, выполнять дивжения пальцами, ладонями, кистями рук.

«Пальчик-мальчик»

Цель: развитие мелкой моторики рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Слова:

– Пальчик-мальчик, где ты был?

– С этим братцем в лес ходил,

-С этим братцем щи варил,

-С этим братцем кашу ел,

-С этим братцем песни пел.

Ход игры:

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

«Части лица»

Цель: развитие мелкой моторики рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр. Знать части лица.

Слова:

Стенка, стенка

(потрогать щечки)

Потолок

(потрогать лобик)

Две ступеньки

(прошагать пальцами по губам)

Дзинь – звонок!

(нажать на носик)

Ход игры:

Слушая текст, выполнять дивжения пальцами, ладонями, кистями рук.

«Сорока-ворона»

Цель: развитие мелкой моторики рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Слова:

Сорока-ворона

(водим пальчиком по ладошке)

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

(загибаем по очереди пальчики)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

Он дрова не рубил,

Он воду не носил,

Он печку не топил,

Он кашу не варил,

Он Машу не кормил.

Ход игры:

Слушая текст, выполнять дивжения пальцами, поочередное сгибание пальчика.

«Пальчики»

Цель: развитие мелкой моторики рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Слова:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит,

Никто больше не шумит.

Ход игры:Показать ладошку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.

Подвижные игры

«Зайцы и волк»

Цель: Развивать у детей умение бегать врассыпную, выполнять движения по сигналу, по слову; развивать внимание. Упражнять детей в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. В умении слышать воспитателя и ориентироваться в пространстве.

Игровое правило: при последнем слове нужно разбежаться в стороны (от волка).

Ход игры:

Дети-зайцы прячутся за кустами, деревьями. В стороне, под кустом, находится волк. Дети выбегают, прыгают, щиплют травку.Используется текст:

Зайки скачут скок, скок, скок –

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идет ли волк?

С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев. Сначала роль волка выполняет воспитатель

«Мишка косолапый»

Цель: Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. Учить их ходить в перевалочку, выполнять наклоны, топать ногой.

Игровое правило: выполнить движение в соответствии с текстом.

Ход игры:

Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Первое время воспитатель показывает им движения, а дети выполняют их глядя на него.

«Мишка косолапый

По лесу идёт,

Шишки собирает,

В корзиночку кладёт.

Вдруг упала шишка

Прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился,

И ногою топ».

Строительно-конструктивные игры

«Строим домик»

Цель: Развивать умение детей, строить домик. Учить выполнять постройку в нужной последовательности. Способствовать формированию совместной игры.

Материал: кубики и кирпичики, пластины.

Ход игры. – Посмотрите, идет дождь, и наш щенок Бимка промок, он сидит под деревом и дрожит. Ему нужно построить теплый домик – будку. Воспитатель предлагает построить домик для собачки. Дети сами подбирают материал, сами придумывают дом.

«Загончик для животных»

Цель: Учить строить из вертикально поставленных кирпичиков. Воспитывать бережное обращение к постройке.Активизировать словарь: кирпичик, загончик

Материал: кирпичики.

Ход игры. Воспитатель приносит набор пластмассовых домашних животных и предлагает построить для них загон, чтобы они не разбежались, чтобы их не съели волки. Строить надо из кирпичиков, поставленных вертикально.

Читайте также:  Игра для развития ребенка в доу

«Постройка грузовика, дороги»

Цель: Закрепить умение плотно прикладывать кирпичики плашмя друг к другу узкой короткой стороной (дорога). Устойчиво и ровно ставить кубик на второй кирпичик (машина).

Материал: кубики и кирпичики.

Ход игры. Воспитатель вносит в группу светофор, дети вспоминают, что они знают о светофоре. Давайте с вами построим дорогу и машину, показывает, как необходимо строить, обыгрывает постройки.

Источник

Волегова Татьяна
Сборник игр для коррекции гиперактивности у детей дошкольного возраста

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»

Составитель: воспитатель

Волегова Т. Г.

Камышлов 2016

Сборник игр, направленных на коррекцию гиперактивности у детей дошкольного возраста.

/ сост.Студентка 41 КП группы Волегова Татьяна Гатауловна – Камышлов: ГБОУ СПО «Камышловский педагогический колледж», 2016

Сборник адресован студентам факультета специальной педагогики, преподавания в начальных классах, учителям, воспитателям детского сада и родителям.

© ГБОУ СПО СО «Камышловский педагогический колледж», 2016

Оглавление

Пояснительная записка… 5

Раздел I. Игры, направленные на коррекцию

двигательной расторможенности…. 7

1. «Час «тишины» и час «можно»» …. 7

2. «Передай мяч» …. 8

3. «Колпак мой треугольный» … 8

4. «Слушай команду» …. 9

5. «Расставь посты» …. 10

Раздел II. Игры, направленные на коррекцию дефицита внимания… 11

1. «Замри» …. 11

2. «Давайте поздороваемся» …. 11

3. «Король сказал.» … 12

4. «Зеваки» …. 13

5. «Ласковые лапки» …. 13

Раздел III. Игры, направленные на коррекцию импульсивности…. 15

1. «Говори» …. 15

2. «Тух – тиби – дух» …. 15

3. «Сиамские близнецы» …. 16

4. «Запрещенное движение» …. 17

5. «Разговор с руками» …. 17

6. «Съедобное – несъедобное» …17

Список литературы…18

Пояснительная записка

Гипер. ” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло в русский язык из латинского “a tivus” и означает “действенный, деятельный”.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д.

Психологи относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка “отрицательных” черт характера.В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие он общается.

Существуют три направления гиперактивности:

– двигательная расторможенность

– дефицит внимания

– импульсивность

Цель сборника – подбор и систематизация игр, направленных на коррекцию гиперактивности у детей дошкольного возраста.

Сборник состоит из трех разделов, в соответствии с направлениями коррекции каждый из которых включает в себя игры, направленные на коррекцию двигательной расторможенности, дефицита внимания и импульсивности.

Раздел I. Игры, направленные на коррекцию двигательной расторможенности.

Раздел II. Игры, направленные на коррекцию дефицита внимания.

Раздел III. Игры, направленные на коррекцию импульсивности.

.

Раздел I.

Игры, направленные на коррекцию двигательной расторможенности.

1. “Час тишины и час “можно”” (Кряжева Н. Л., 1997)

Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением.

Ход игры: Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в классе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час “можно”, когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т. д.

“Часы” можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.

С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их “не слышит”).

2. “Передай мяч” (Кряжева Н. Л., 1997)

Цель: Снять излишнюю двигательную активность.

Оборудование: мяч, стулья.

Ход игры: Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

3. “Колпак мой треугольный”

Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение.

Ход игры: Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего,произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпака. После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово “колпак” заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове).В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово “колпак” и слово “мой” (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а “показывают” на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

4. “Слушай команду” (Чистякова М. И., 1990)

Цель: развитие внимания, произвольности поведения

Оборудование: спокойная, медленная музыка.

Ход игры: Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например, “Положите правую руку на плечо соседа”) и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

5. “Расставь посты” (Чистякова М. И., 1990)

Читайте также:  Нормы развития ребенка в утробе

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.

Ход игры: Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

Раздел II.

Игры, направленные на коррекцию дефицита внимания.

1. “Замри” (Чистякова М. И., 1990)

Цель: развитие внимания и памяти.

Оборудование: запись музыки.

Ход игры: Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.

2. “Давайте поздороваемся” (Автор неизвестен)

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Ход игры: Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания).Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок — здороваемся за руку;

2 хлопка — здороваемся плечиками;

3 хлопка — здороваемся спинками.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

3. “Король сказал. ”

Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.

Ход игры: Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные, а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова “Король сказала. Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. д. Вместо слов “Король сказал” можно добавлять и другие, например, “Пожалуйста” или “Командир приказал”.

4. “Зеваки” (Чистякова М. И., 1990)

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Ход игры: Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

5. «Ласковые лапки»

Цель. Снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развивать чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

Оборудование: кусочек меха, кисточка, стеклянный флакон, бусы, губка, деревянная ложка.

Ход игры:Взрослый подбирает шесть-семь мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д., выкладывает их на стол. Ребенку воспитатель предлагает оголить руку по локоть, объясняет, что по ней будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Варианты игры: «зверек может прикасаться к щеке, колену, ладони; можно поменяться с ребенком местами.

Раздел III.

Игры, направленные на коррекцию импульсивности.

1. «Говори»

Цель. Развивать умение контролировать импульсивные действия.

Ход игры:Скажите детям следующее: «Я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно только тогда,когда я дам команду: “Говори!”. Давайте потренируемся. “Какое сейчас время года? (Педагог делает паузу.) Говори!”, “Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок? … Говори!”, “Какой сегодня день недели?. Говори!”, “Сколько будет два плюс три?”». И т. д.

Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

2.”Тух – тиби – дух”

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

Ход игры: “Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды,сердито-пресердито произнесите волшебное слово: “Тух-тиби-дух”. Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово.

“Тух-тиби-дух” сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

3.“Сиамские близнецы” (Кряжева Н. Л., 1997)

Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними, снятие импульсивности.

Ход игры: Скажите детям следующее. “Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера.Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т. д. ” Чтобы “третья” нога действовала “дружно”, ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут “срастись” не только ногами, но спинками, головами и др.

4. «Запрещенное движение».

Цель – развитие самоконтроля и коррекции импульсивности.

Ход игры: Определяется запрещенное движение, которое нельзя повторять. Взрослый быстро показывает разные движения, а ребенок должен успеть повторить все, кроме запрещенного.

5. «Разговор с руками».

Цель – контроль импульсивности.

Ход игры: Ребенка просят обвести ручки, раскрасить и договориться с ними, чтобы они слушались хозяина. Ручки очень хорошие, но иногда не послушные.

6. «Съедобное – несъедобное».

Цель – контроль импульсивности.

Ход игры: Игра с мячом.Перечисляются разные предметы: если съедобное, нужно ловить, несъедобное – прятать руки.

Список литературы

1. Лютова Е. К., Монина Г. Б.Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.

3. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.

4. Крюкова С. В., Слободяник Н. С. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.

5. Фромм А. Азбука для родителей. Ленинград, 1991.

Источник