Сбор первичной информации о развитии ребенка

• Систематическое структурированное наблюдение;

• Описание случаев и регистрация эпизодов – короткие описания конкретных случаев;

• Повествовательные или дневниковые записи (записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности), которые фиксируются в конце каждого дня;

• Фотографии;

• Аудиозаписи (образцы речи и т.д.) и видеозаписи, транскрипция речи;

• Сохранение продуктов детской деятельности (рисунки, поделки, аппликации, вырезанные или вылепленные фигурки, написанные буквы, цифры, детские каракули работы ребёнка;

• Составление карты наблюдения, в которой перечисляются навыки и

умения (ключевые компетентности);

• Беседы с родителями, анкеты, опросники;

• Общение со специалистами (психолог, предметник, врач, логопед);

• Записи с родительских конференций;

• Беседы и интервью с ребёнком с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей;

• Рассказы детей;

• Портфолио, или «Папки достижений»

• Дневниковые заметки. Это краткие описания конкретных случаев, высказываний, поведения детей, на которые обратил внимание педагог, наблюдая за детьми. Эти заметки дают фактическую информацию о том, что случилось, когда и где, при каких обстоятельствах, и свидетельствуют об успехах, достижениях и проблемах детей, подгруппы или группы в целом. Дневниковые записи педагоги могут делать в специальных блокнотах, на бланках и карточках.

Воспитатель начинает со сбора информации о развитии ребёнка, его интересах, склонностях, увлечениях, стиле общения и мышления и т.д. Чтобы получить полную и объективную оценку развития и актуального состояния ребёнка, необходимо использовать

• разные методы сбора информации;

• различные источники информации;

• различные ситуации для повторения процедуры сбора информации.

Педагоги используют разные методы и техники сбора информации о ребёнке.

Наблюдение.Наблюдение представляет собой основной, самый важный метод сбора информации о детях в группе детского сада. Наблюдение – основа целенаправленного планирования и индивидуализации программы в соответствии с потребностями и интересами отдельных детей и группы

Процесс наблюдения и оценки представлен на следующей схеме: от наблюдения и сбора информации о ребёнке к действиям педагогов и родителей по осуществлению индивидуальных планов и программ развития детей.

Наблюдение проводится систематически, регулярно и ненавязчиво.

Ребёнок находится в знакомой обстановке и ведёт себя естественно и спокойно, не догадываясь о том, что за ним наблюдают. Педагоги наблюдают за тем, как ведёт себя ребёнок в разных ситуациях: в игре со сверстниками, на прогулке, на занятиях, в свободное время; их интересует реакция ребёнка на конфликт и похвалу, на заданный вопрос и на предложение обсудить что-то. Наблюдатель (исследователь) может увидеть личность ребёнка в целом. Наблюдение ведётся за всеми видами деятельности и проявлениями поведения ребёнка любого возраста. Наблюдения проводятся за всеми детьми в разное время суток в течение всего года. В фокусе наблюдения находятся все центры активности группы, а также открытая площадка и другие помещения. Очень полезно также проводить наблюдения, когда воспитатели осуществляют домашние визиты в семьи детей, предварительно получив согласие родителей.

Любое наблюдение должно иметь конкретную цель. Таким образом, педагогам необходимо ставить перед собой цели развития и ограничивать использование результатов оценки строго применительно к тем целям, для которых проводится оценка. Воспитатель, взаимодействуя с ребёнком, должен иметь в виду одну или несколько целей, важных для развития именно этого ребёнка. В программе, ориентированной на ребёнка, целью наблюдения становится индивидуальное планирование, постановка целей и задач развития каждого ребёнка, работа по осуществлению индивидуальной программы и наблюдение за прогрессом ребёнка.

Карта наблюдений.Карта является наиболее формализованным методом наблюдения. В карте определены и описаны все параметры, подлежащие отслеживанию.

Как правило, параметры карты наблюдения представляют собой список знаний, умений личностных качеств, которыми овладевают дети по мере их развития. Благодаря своей внутренней строгой структуре карта наблюдений позволяет педагогу видеть и чётко фиксировать развитие каждого ребёнка по широкому спектру разнообразных и значимых для педагога направлений, держать под контролем как отдельные параметры, так и целостную картину прогресса. Полученная в результате информация используется педагогом для постановки педагогических целей, коррекции собственной деятельности и обеспечения эффективной поддержки развития каждого ребёнка и группы в целом.

Читайте также:  Обеспечивают интеллектуальное личностное и физическое развитие ребенка

Наблюдая за детьми, педагоги выступают в роли фасилитаторов и осуществляют невербальную и вербальную поддержку ребёнка. К невербальной поддержке относятся следующие действия педагогов: выбор позиции «глаза на одном уровне», выслушивание, заинтересованность идеями детей, отсутствие критических замечаний, имитация деятельности детей, использование материалов, которыми играют дети. Вербальная поддержка включает обсуждение целей детей, предложение интересных идей и ситуаций для деятельности, участие в драматической игре, моделирование способов деятельности для решения проблем, которые возникают у детей.

Для развития навыков коммуникации педагоги помогают детям общаться без конфликтов и создают ситуации, чтобы дети обращались друг к другу за помощью. Для развития познавательной активности и навыков планирования своей деятельности педагоги поощряют детей отвечать на собственные вопросы, способствуют тому, чтобы дети имели возможность проявить самостоятельность и инициативу.

Следующие советы могут помочь воспитателю, который проводит систематические наблюдения:

• Определите для себя, что именно вы будете наблюдать;

• Составляйте реалистичную схему наблюдений;

• Наблюдайте за детьми при различных обстоятельствах в различное время в течение дня;

• Старайтесь, чтобы дети не заметили, что за ними наблюдают;

• В конкретный момент наблюдайте только за одним ребёнком;

• Наблюдайте именно то, что делает ребёнок;

• Документируйте факты, а не свои обобщения;

• Старайтесь, чтобы ваши мнения и убеждения не влияли на оценку ребёнка;

• Сразу же записывайте результаты наблюдений;

• Записывайте контекст наблюдения, отмечайте дату, время и обстоятельства;

• Записи должны быть точными и конкретными;

• Записи должны быть объективными;

• Выбирайте объективную систему записи наблюдений;

• Процесс записи должен быть простым;

• Соблюдайте конфиденциальность;

• Избегайте поспешных обобщений, выдвигайте много разных гипотез;

• Обсуждайте факты с коллегами, родителями и специалистами.

Портфолио. Идея использования портфолио ребёнка в последнее время получает широкое распространение. Различные авторы характеризуют портфолио ребёнка как:

• коллекцию работ ребёнка, всесторонне демонстрирующую не только результаты его деятельности, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в компетентностях ребёнка по сравнению с его предыдущими результатами.

• выставку достижений ребёнка за тот или иной период (полугодие, год):

• форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки результатов ребёнка;

• демонстрацию продуктов деятельности ребёнка, предполагающую его непосредственное участие в выборе лучших и наиболее интересных, по мнению ребёнка, работ, для всеобщего обозрения, а также их самоанализ и самооценку.

«Портфoлио» – коллекция работ, которые ребенок выполнил в течение некоторого времени. Она может включать рисунки, рассказы, продиктованные ребенком воспитателю или записанные родителями, результаты попыток писать слова и числа. Портфолио может включать образцы речи, т.е. транскрипционную запись слов и выражений ребенка, с помощью которых он пытается выразить свои мысли и соображения, фотографии, отражающие деятельность ребенка, аудиозаписи его речи, записанный воспитателем оригинальный вопрос, заданный ребёнком.



Источник

Из курса «Основы сестринского дела» вы знаете, что сестринский процесс включает 5 этапов:

1-й — сбор информации (субъективной и объективной) о пациенте;

2-й — формулировка сестринских диагнозов и распределение их по приоритетам;

3-й — планирование (цели и план сестринского вмешательства);

4-й — реализация плана сестринских вмешательств;

5-й — оценка эффективности вмешательств.

Ясно, что вся сестринская деятельность базируется на квалифицированном сборе информации о пациенте (в нашем случае — о ребенке).

Поскольку речь идет о ребенке, то сбор информации будет отличаться от такового у взрослых. Основной его особенностью является невозможность получить всю необходимую информацию от пациента. Следовательно, чтобы получить необходимые сведения о ребенке (субъективное обследование), необходимо провести беседу с родителями, просмотреть предшествующую документацию («Карта развития ребенка» из детской поликлиники) и

только потом приступить к квалифицированному объективному обследованию.

«Карта сестринской истории болезни» должна содержать следующие разделы:

1. Паспортная часть (сведения о ребенке и родителях).

2. Информация о прививках.

3. Врачебный диагноз.

Читайте также:  Игра как средство познавательного развития ребенка

4. Реакция ребенка на госпитализацию.

5. Субъективное обследование:

— жалобы (со слов ребенка и родителей) а также активно выявленные;

— анамнез заболевания (с описанием динамики состояния, полученного лечения и его эффективности);

— анамнез жизни;

— аллергоанамнез;

— гинекологический анамнез (у девочек-подростков);

— эпиданамнез.

6. Объективное исследование:

— физические данные;

— сознание и положение в постели;

— кожа и слизистые оболочки;

— подкожно-жировая клетчатка;

— лимфоузлы;

— костно-мышечная система;

— органы дыхания;

— органы кровообращения;

— органы пищеварения;

— органы мочевыделения;

— железы внутренней секреции;

— нервная система (для детей — указание на степень нервно-психического развития; на 1-м году — подробное описание умений и навыков);

— вскармливание (питание) — общие сведения и индивидуальные особенности. (См. приложения 1 и 2).

Завершается сбор информации выводом в виде перечисления выявленных нарушенных потребностей и в соответствии с ними сестринских диагнозов по приоритету. Для того чтобы собрать информацию о ребенке, необходимо наладить с ним доверительный контакт, а это непросто, поскольку ребенок сразу чувствует, искренен ли интерес к нему или наигран. Кроме того, для работы с семьей очень важны взаимоотношения с родителями, их доверие к медицинскому работнику, взаимное уважение. Поэтому медика (будь то фельдшер, медсестра или акушерка) жизненно необходимы знания медицинской психологии и навыки профессионального общения.

ТЕМА 2. АНТЕНАТАЛЬНЫЙ И НЕОНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОДЫ

АНТЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Антенатальный, или внутриутробный период длится 280 дней от зачатия до наступления родов. В акушерстве и педиатрии принято исчислять срок беременности в неделях (так как в неделе всегда 7 дней, а в месяце количество дней колеблется от 28 до 31). Следовательно, длительность антенатального периода составляет 38—42 недели. Роды ранее 38 недель называют преждевременными, а новорожденного — недоношенным. Роды после 42 недель. Называют запоздавшими, а новорожденного — переношенным.

Условно беременность делится на три триместра:

1—3 мес. — 1-й триместр;

4—6 мес. — 2-й триместр;

7—9 мес. — 3-й триместр.

Для максимальной защиты плода от негативных воздействий проводятся так называемые мероприятия по антенатальной охране плода, которые осуществляются совместно акушерской и педиатрической службами.

Прежде чем составить план таких мероприятий, необходимо выяснить, каким неблагоприятным влияниям будет подвергаться плод в каждом конкретном случае, каковы особенности семьи, ожидающей ребенка, и т. д. С

целью получения подобной информации и выработки дальнейшей тактики ведения беременной, участковая педиатрическая сестра проводит дородовые патронажи. В плановом порядке проводится два таких патронажа, по назначению врача их может быть три, четыре и более.

1-й дородовый патронаж проводится после постановки беременной на учет в женской консультации (которая и передает информацию в детскую поликлинику), оптимально в сроке 8—12 недель (схема 2).

Цель: обеспечение максимально комфортных и безопасных условий для развития плода.

При 1-м дородовом патронаже выявляются все неблагоприятные факторы, которые могут негативно повлиять на плод, и составляется план мероприятий по охране плода. Беременная, у которой выявлены факторы риска,

ставится на учет для контроля, наблюдения и оказания ей помощи.

Условно выделяют следующие группы риска беременных женщин:

1. Женщины до 18 лет и первородящие старше 30лет.

2. Женщины, имеющие массу тела менее 45кг или более 91 кг.

3. Женщины, имевшие свыше 5 беременностей.

4. Женщины с угрозой преждевременных и запаздывающих родов (в том числе имеющие недоношенные и переношенные беременности в анамнезе).

5. Женщины с многоплодной беременностью.

6. Женщины с отягощенным акушерским анамнезом

(аборты, выкидыши, мертворождения, узкий таз, пороки развития матки, рубцы матки и т. д.).

7. Женщины с экстрагенитальной патологией (сахарный диабет, бронхиальная астма, хронический пиелонефрит, пороки сердца и т. д.).

8. Женщины с социальными факторами риска (многодетные, одинокие, малообеспеченные и т. д.).

9. Женщины с профессиональными вредностями (медики, учителя, работницы лакокрасочных, гальваники цехов, фабрик по производству моющих средств, почтальоны и т. д.).

10, Женщины с вредными привычками (наркомания, токсикомания, табакокурение, алкогольная зависимой).

Читайте также:  Физического нравственного интеллектуального личностного развития ребенка

Ясно, что групп риска может быть и одна, и несколько.

2-й .дородовый патронаж — проводится в сроке 30—32 недели, т. е. при выходе женщины в декретный отпуск (схема 3).

Цель: подготовка беременной и ее семьи к появлением новорожденного. Медсестра должна дать семье информацию по следующим вопросам:

— подготовка комнаты (уголка) для новорожденного;

— приданное для новорожденного;

— предметы ухода за новорожденным;

— аптечка для новорожденного;

Схема дородового патронажа № 1
 
Ф.И.О. беременной_______________________________________
_______________________________________________________________
Дом. адрес_______________________________________________________
Возраст___________________________ Место работы.____________________
наличие проф. вредностей.________________________________________
Ф.И.О. мужа_______________________________________________________
место работы________________________________________________________
Бытовые условия___________________________________________________
Здоровье родителей и чл. Семьи
(подчерк, вид заболеваний)
а) туберкулез б) вен. заболевания
в) вунервно-психич. г) аллергич.
д) серд.- сосудист, е) эндокринные
ж) онкологические
вредные привычки (подчеркнуть)
алкоголизм отца
алкоголизм матери
курение отца
курение матери
Акушерский, анализ: Беременность по счету
Закончилась родами. Причини смерти
Живых детей Выкидыш
Срок настоящей беременности
Течение беременности
Состояние здоровья Самочувствие
Перенесенные острые забол.__________________________________
Исключены ли проф. вредн.______________________________________
Советы беременной _______________________________________________
личное впечатление___________________________________________________
 
Дата
Подпись
 

— подготовка молочных желез к кормлению;

— питание и режим матери на период вскармливания;

— признаки родовой деятельности и тактика беременной;

— набор белья для выписки новорожденного из роддома.

В нашей стране проводится ряд обязательных мероприятий по антенатальной охране плода, независимо от групп риска беременной.

Это 3 основные программы:

1. Медико-генетическое консультирование семей, отягощенных наследственными заболеваниями.

Обязательная 3 кратная (по необходимости и более) ультразвуковая диагностика беременных в сроке 6—12 нед., 14—-20 нед., 26—-32 нед.

3. Проведение специальных исследований по показаниям, например: первобеременным35 и более лет — определение сывороточных

белков-маркеров ряда заболеваний, микроскопия ампиотической жидкости и т. д.

Действует скрининг-программа для защиты новорожденных от инвалидизации по 2 заболеваниям — фенилкетонурии и врожденному гипотиреозу.

Она заключается в том, что у 100% детей, родившихся в России, берется кровь на анализ по названным заболеваниям. Анализ проводится в условиях медикогенетической консультации. В случае положительного результата ребенку назначают:

1) при фенилкетонурии — специальную диету (до 5—6 лет);

2) при врожденном гипотиреозе — гормоны щитовидной железы (пожизненно).

В результате развиваются полноценные во всех отношениях дети

(т. е. 100% результат лечения). В противном случае у детей развивается тяжелая и необратимая умственная отсталость. С первыми признаками родовой деятельности начинается интранатальный этап и женщина поступает в родильный дом. С появлением ребенка начинается неонатальный период.

Схема 3

Схема дородового патронажа № 2
 
 
Ф.И.О.______________________________________
С какого времени в декретном отпуске ________________________________
Самочувствие беременной_______________________________________
Какие перенесла острые заболевания во время
Беременности_____________________на каком месяце _________________________
Применение сильнодействующих лекарств______________________________
Режим дня (чередование труда с отдыхом, прогулки, сон)
________________________________________________________________________
Реальность и полноценность питания ______________________________________
Извращение вкуса____________________________ Аппетит _______________________
Психопрофилактическая подготовка к родам ______________________________
а) гимнастика
б) посещение очной школы для беременной
в) профилактика рахита (рыбий жир и витамин «Д» — какой и сколько) ____________
___________________________________________________________
Приготовлено ли приданое для ребенка ________________________________________
Советы:
 
Дата подпись м/с подпись врача
 

НЕОНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Новорожденный, родившийся в сроке 38—42 недели, с массой тела 2501 г и более и длиной тела 46 см и более, считается доношенным. Кроме основных, существуют и другие признаки доношенности. Но сначала определяются признаки живорождения:

1. Самостоятельное дыхание.

2. Сердцебиение.

3. Пульсация пуповины.

4. Произвольные движения мышц.

При наличии хотя бы одного из перечисленных признаков, ребенку немедленно оказывается реанимационная помощь. Если отсутствуют все 4 признака, ребенка считают мертворожденным.

Рис. 1. Новорожденный

Ребенок

К концу 1-й минуты состояние новорожденного оценивают по шкале Апгар. Шкала была предложена американкой Вирджинией Апгар (табл. 3) в середине XX века.Таким образом, здоровый ребенок может получить 8—10 баллов. В конце 5-й минуты состояние новорожденного повторно оценивается по шкале Адгар..(при необходимости — каждые 5 минуты до 20-й минуты), что в динамике позволяет определить компенеаторные возможности организма ребенка.

Таблица 3

Шкала Апгар



Источник