Самый важный возраст в развитии ребенка

Самый важный возраст в развитии ребенка thumbnail

Ранний возраст считается самым важным в жизни человека, именно в этот период ребенок открывает для себя целый мир во всем его многообразии. Очень важно, кто находится рядом с малышом в этот момент. Именно близкие закладывают основы умственного, физического, психического и интеллектуального развития маленького человека.

Хотя 2-4 года прекрасный возраст, так как ребенок интересуется окружающими предметами, задает вопросы, очень активен, пытается все делать самостоятельно. Но и кризис трех лет дает о себе знать, когда кроха доставляет много хлопот, пытаясь стать самостоятельным, отвергая помощь старших, делая все наоборот.

Картинка 1. «Великие упрямцы», «почемучки» – так называют трех-четырехлеток педагоги и психологи»

Что делать родителям, чтобы в доступной форме обучать и развивать чадо. Если это будут многословные рассказы, ребенок не выдержит пространственного объяснения и убежит, так и не получив ответа на свой вопрос. Если отмахнуться классическим «вырастешь — узнаешь», можно погасить искру любознательности, которая делает ребятишек маленькими исследователями.

На помощь родителям приходит самый простой и доступный способ, который будет интересен не только ребенку, но и взрослому, игра. В игре малыш проживает целую жизнь, познает окружающий мир, приобретает навыки общения, развивает речь, память, внимание, мышление. Заботливый родитель может не только предложить поиграть в ту или иную игру, но и сам примет в ней активное участие.

Во что лучше всего играть с ребенком дома? Это должны быть развивающие игры, которые с одной стороны будут несложны для домашней обстановки, с другой — должны увлекать, заставлять возвращаться к игре постоянно. А возможно стать приятным воспоминанием на всю жизнь.

Игры для сенсорного развития

Сенсорные игры помогают открыть дорогу к знаниям, пониманию того, что мир многообразен. Его объекты имеют свойства, которые объединяют или отличают их друг от друга.

«Подберем по цвету»

Классика сенсорики, помогает закрепить знания о цвете и форме предметов, развивает творческие способности ребенка.

Понадобятся большие круглые разноцветные пуговицы. Сначала взрослый предлагает малышу разложить их в разноцветные баночки по цвету.

Картинка 2. « Игры с пуговицами и развивают, и развлекают малышей»

Затем начинается второй этап, наиболее увлекательный для крохи. Мама показывает, как из пуговиц можно составить красивые картинки. Это могут быть простейшие по форме окружающие предметы: солнышко, мячик, тарелочка, яблоко, а затем можно изобразить более сложные объекты: гусеница, бабочка, цветок, облачко, узор, радуга. Хорошо, если ребенок сам придумает какой-либо сюжет. Можно подобные игры ввести в семейный досуг.

«Угадай, что звенит»

Помогает развивать слуховое восприятие, наблюдательность. Для забавы можно использовать все музыкальные игрушки, которые есть дома. Вместе с ребенком рассмотреть их, послушать, как звучит каждый предмет: ксилофон, бубен, барабан, дудочка, деревянные ложки, свистулька, колокольчик, погремушка, маракасы.

Сначала ведущим становится взрослый, который завязывает глаза ребенку и звучит игрушкой. Малыш должен отгадать, какой инструмент прозвучал. Потом игроки меняются ролями. Хорошо, если в игре используются загадки, песенки, стишки:

• Есть у нас веселый друг, обожает громкий стук! (барабан)

• Деревянные девчонки, музыкальные сестренки! (ложки)

• Они совсем как погремушки, только это не игрушки! (маракасы)

«Какая фигура лишняя»

Помогает изучать геометрические фигуры, развивает мышление, память, зрительное восприятие. Для игровых действий нужна несложная подготовка: вырезать из цветной бумаги основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) разной величины. Упражнять ребенка в различении геометрических форм можно в разных вариантах:

1. Взрослый вызывает интерес к игре сюрпризным моментом: «Мишка принес красивую коробочку. Что в ней?». Ребенок выкладывает содержимое коробочки на столе: несколько одинаковых фигур разного цвета, но разной величины, например, большой зеленый круг, маленький желтый круг, средний синий круг и т. д. Среди множества круглых форм должна быть иная, например, квадрат. «Мишка ошибся и положил лишнюю форму. Какую?» (квадрат). Таким образом можно играть с разными фигурами.

Картинка 3. «Игры с геометрическими фигурами несложно придумать родителям вместе с ребенком»

2. На столе лежат фигуры и изображения предметов аналогичной формы, например, круги и солнышко, тарелка, колесо, колечко. Среди них — изображение любого предмета, отличной формы (домик, книга). Нужно найти лишний предмет.

Аналогичные игры родители могут придумать сами, все зависит от настроя ребенка, его индивидуальных особенностей. Шумный подвижный малыш вряд ли будет долго возиться с фигурами за столом. Тогда игру можно перенести в пространство, придать ей соревновательные элементы. Взрослый чертит мелом на полу или вырезает фигуры-домики одинаковой формы, добавляет одну, отличную от других. По команде игроки должны занять «домики», игнорируя лишний. В такую игру можно поиграть во время домашнего праздника, когда собирается несколько маленьких детей.

Подвижные развивающие игры

Подвижность — непременное качество маленького человека, если он здоров и правильно развивается физически. Поэтому подвижные игры необходимо включать в распорядок жизни малыша, чтобы удовлетворить его потребность в движении. Но даже в таких забавах можно решать вопросы развития.

«Солнечные зайчики»

Помогает развивать зрительное восприятие, соотносить его с движениями, развлекает деток. Для игры нужны зеркальце, солнечный денек и пространство, в котором не будет острых углов, скользкого пола. Лучше постелить на пол небольшой коврик. Взрослый направляет зеркало так, чтобы по стенам и полу получились «солнечные зайчики», приговаривая: «Солнечные зайчики скачут по стене, поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне!» Малыш следит за ними глазами и ловит «зайчиков», хлопая в ладошки, подпрыгивая, подбегая, присаживаясь на корточки, наклоняясь к полу.

Картинка 4. «Незатейливая игра с солнечными зайчиками обязательно увлечет малыша»

Незатейливо усложнив игру, можно продлить интерес ребенка к упражнению. Мама делает дорожку из двух веревочек, предлагает крохе прыгать по дорожке, перепрыгивать через нее, ловить «зайчиков».

«Живые картинки»

Развивает знания о свойствах объектов, учит мимике и жестам, пластике движений, формирует творческие способности. Взрослый предлагает ребенку поиграть в «живые картинки», изображая животных и их повадки. Сначала ведущий показывает при помощи движений, жестов и мимики знакомых крохе кошечку, собаку, мышку, медведя и т. д., предлагая угадать, кто это. Потом игроки меняются ролями: показывает ребенок, мама угадывает. Важно, как можно точнее изобразить повадки животных. Можно завершать показ стихами, загадками о животных.

Читайте также:  Нарушение развития понимания ребенка это

Когда ребенок усвоит правила и действия, полезно изображать любые предметы: бытовые, игрушки, деревья. Все зависит от настроения и жизненного опыта малыша.

Обучение с увлечением

Ребенок 3-4 лет еще мал, чтобы предлагать ему логические игры для развития умственных способностей. Но подготовить его к сложным умственным операциям вполне возможно при помощи игровых заданий.

«Раз словечко…»

Помогает обогатить словарный запас ребенка, развивает знания о свойствах предметов, память, мышление.

Игра построена на характерной черте трехлетки, когда его трудно в чем-то убедить, все делается наоборот. Взрослый предлагает поиграть в словечки, приговаривая слова известной песни: «Раз словечко, два словечко, будет песенка…!»

Для упражнения нужна небольшая предварительная работа: подбор знакомых ребенку существительных и прилагательных, например: утро, зима, большой, веселый, холодный. Нужно вспомнить слова, противоположные по значению: утро-вечер, холодный-теплый.

На первых порах ребенку, возможно, сложно выполнять такие задания, тогда можно воспользоваться соответствующими картинками из «Логического лото». Малыш легко выполнит задание, подбирая противоположные картинки.

Картинка 5. «Детское лото поможет организовать интересные игры для детей»

«Загадки-отгадки»

Помогает развивать мыслительные операции: сравнение, умозаключение, внимание, память. Для забавы потребуется подобрать картинки и соответствующие им загадки. Картинки могут быть тематические или предметные, главное, изображенные предметы должны быть хорошо знакомы деткам. Для этой цели подойдет любое лото.

Взрослый вперемешку раскладывает картинки на столе и приносит любимую игрушку карапуза. От имени игрушки предлагает малышу поиграть в загадки и отгадки. Игрушка «загадывает» предмет, а малыш ищет картинку-отгадку. За несколько правильных ответов ребенку вручается приз. Что это будет, зависит от особенностей ребенка: сладость, фрукт, небольшой сувенир, просмотр любимого мультика.

Вместо заключения советы родителям

1. Раннее детство проходит очень быстро, нельзя откладывать на потом такие важные моменты в жизни ребенка, как совместные игры, общение, нахождение ответов на разные вопросы, стремление к познанию нового и неизведанного вместе с папой и мамой.

2. Заботливые родители всегда смогут напрячь свою фантазию, чтобы самую простую игру превратить в увлекательное занятие, к которому кроха будет возвращаться вновь и вновь.

3. Надо использовать любую возможность, чтобы расширить кругозор ребенка, обогатить его знания об окружающем мире, развить речь и интеллект. Все это потом вернется сторицей, когда малыш дорастет до школьного обучения.

Любите и развивайте детей! Если статья была для Вас полезной – ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, всем добра =)

Дзен | О Детях!

Источник

Учёными доказано, что количество нейронов головного мозга у каждого человека при рождении одинаковое. А вот нейронные связи между ними формируются в течение первых трёх лет жизни, в зависимости от того, какими навыками и знаниями мы наполняем ребёнка.

Пофантазируем? Представьте, что мозг это небольшой посёлок, а нервные клетки (нейроны) – это домики в ней, и чтобы домам можно было сообщаться друг с другом обязательно нужна связь – дороги (нейронные связи), чтобы по ней хорошо ездил транспорт (проходили нервные импульсы).

Нейроны и нейронные связи.

Изначально все мы имеем одинаковую базу – одинаковое количество и качество нервных клеток. Но умственные способности у нас у всех разные – за это как раз отвечают нейронные связи, которые формировались первые три года жизни. Чем больше у ребёнка нейронных связей – тем больше знаний.

Конечно вы слышали про детей-маугли. Брошенный ребёнок, которого приютила стая собак, который жил и воспитывался с четвероногими с самого рождения до момента изъятия людьми из этой среды. Как себя ведёт такой ребёнок?

Рычит, скалится, забивается в угол как дикий зверь, не реагирует на речь, и что самое страшное – после трёх лет его уже невозможно обучить даже простейшим навыкам самообслуживания.

Почему?

Потому что нейронные связи (очень скудные в данном случае) уже были сформированы, момент упущен. Как это не горько, но этот малыш останется таким навсегда.

Проще говоря, чем более разностороннее развитие мы даём малышу, чем больше мы дарим ему своего внимания, времени – тем больше нейронных связей у него образуется, тем лучше он будет в дальнейшем приспособлен во взрослой жизни, лучше будет усваивать новую информацию.

Конечно, я как мама годовалой дочки, этот факт сразу примерила на себя и задумалась: а правильно ли я всё делаю. “Хорошая ли я мама?”????

Предлагаю и вам проанализировать свои недочеты и достижения.

Девчонке 1 год!

Вещи, которыми я могу гордиться:

  • Самостоятельное засыпание Ещё в 6 месяцев я переселила дочку из родительской спальни в собственную детскую комнату и приучила засыпать отдельно от меня. И каким это было мудрым решением!
    Малышка не испытывает стресса и истерик во время засыпания, Для неё сон – это что-то очень приятное, и совсем недавно она сама стала проситься в кроватку на дневной сон. Вместо того, чтобы укладывать её спать час-полтора, я пью чай или .. пишу статьи!????
  • Маленькое количество игрушек. Я убеждённый минималист. Очень стараюсь, чтобы вещей было как можно меньше, и только действительно необходимые. Игрушек у нас мало, но они самые любимые. Это лучше развивает воображение, воспитывает бережное отношение к вещам в целом, помогает понять ребёнку где импульсивное желание, а где потребность.
    Весь её день я наполняю впечатлениями – мы играем с крупами, с солёным тестом, разными кусочками ткани, бегаем, рисуем, изучаем окружающий мир и природу. А игрушки – лишь небольшое дополнение к общему развитию.

“А почему так мало игрушек? Даже беспорядок навести не получается”

  • Активная речь. Я считаю, что лучше всего мозг развивает именно речь, поэтому я говорила с дочерью с её рождения (даже ДО рождения????) – буквально что вижу, о том и говорю, читаю книжки, пою песенки. Любой предмет, попадающий в её руки, имеет своё название и назначение – я сразу рассказываю, что и почему. Запомнит, не запомнит – цель не в этом. Важно знакомить малыша с новыми словами, поощрять стремление понять и повторить слова.
    Сегодня я вижу, как она пытается что-то рассказать, объяснить и я никогда не отвергаю её просьбу. Вижу объём её слов и звуков – он внушительный. Значит ребёнок развивается гармонично – это главное.
  • Мультфильмы. Иногда грешу, каюсь, но моего ребёнка хватает всего на 10-15минут, потом она убегает играть в свою комнату. Мне приятно видеть, что там ей гораздо интереснее, чем залипать перед телевизором. (при малом количестве игрушек, прошу заметить)

В меру позволяю ребёнку немного испачкаться – ведь в этот момент он изучает мир. Главное, чтобы был тепло одет.

Читайте также:  На личностное развитие ребенка в семье влияют

Но невозможно быть идеальной мамой совершенно во всём. Есть конечно определённые недоработки:

  • Дочь не спит всю ночь без пробуждений. Для меня это какая-то мука. Я так хочу полноценно спать всю ночь, но моя малышка обязательно попросит кушать в 3-4 часа ночи (при том, что отбой у нас в 9:00). А иногда два раза за ночь. Думаю, что это связано с нехваткой калорий за весь день, потому что обычную человеческую еду ест она весьма плохо.
  • Жалею, что не удалось сохранить грудное вскармливание, и на смесь мы перешли со 2 месяца жизни. Дело не только в безусловной ценности грудного молока, но и в близости и крепкой связи между малышом и мамой. Отказ от груди был эмоционально грустным моментом для меня, но в физическом плане была счастлива его завершить. Немного об этом можете почитать тут.

“Ничего не понятно, но очень интересно”

  • Общение ТОЛЬКО с папой и мамой. Тутконечно пандемия внесла свои коррективы. Малыша хорошо развивает социум, он должен видеть разных людей, слышать разную речь, ведь люди говорят, ведут себя и играют с ребёнком каждый по-своему.
    Это разнообразие хорошо влияет на развитие, в будущем это ему поможет лучше понимать людей, взаимодействовать с ними, быстро адаптироваться под разные условия. Очень жаль, что я не могу сейчас дать дочке это разнообразие.

Я убеждена: очень важно то, чем эти первые три года жизни ребёнка наполняем мы с вами, взрослые. Ведь это могут быть мультики или компьютерные игры с утра до ночи, а может долгие прогулки по парку, собирание шишек и листиков, фотографирование птиц, кормление уточек. Понаблюдайте за собой и что вы предлагаете своему ребёнку.

Только мы, родители, ответственны за развитие наших детей. Главное – быть к себе критичным и не бояться ошибок.

Надеюсь, моя статья была для вас полезна! Делитесь в комментариях своим мнением, чем гордитесь вы, или о чём жалеете. Задавайте вопросы – с удовольствием отвечу.

Жду вас в группе ВК “Хорошая ли я мама”, где мало мусора и много хороших материалов о материнстве!

Читайте так же:

Три способа, которые облегчат жизнь кормящей мамы. Часть 1.

О родах доступным языком, статья№1. Роды и их фазы. Разбираем самое начало.

Послеродовая депрессия. Как маме не убить своего ребёнка и самой остаться в живых?

Источник

Самый важный возраст в развитии ребенка

Первый год в жизни ребенка уникальный. Почему уникальный? Об этом журналу «Шпаргалка для родителей» рассказала Екатерина Геннадьевна Туринцева, заведующая детской поликлиникой «Новой больницы».

 Во-первых, ребенок растет и продолжает формироваться. Растет – значит, прежде всего, набирает вес. Так, вес малыша к шести месяцам удваивается, а к году утраивается. Рост увеличивается на 50% на первом году жизни, на 25% – в возрасте от года до трех лет. Голова увеличивается в окружности на 40%. То есть ребенок активно растет. При этом он не просто увеличивается в размерах: он формируется! Происходит дальнейшее созревание нервной системы, органов зрения, желудочно-кишечного тракта. Основные ферменты начинают хорошо работать только к концу третьего месяца жизни: когда «созревает» желудочно-кишечный тракт – заканчивается период младенческих колик.

Почему еще этот год так важен? Сегодня педиатры говорят о том, что в первые тысячу дней развития (внутриутробное развитие и два первых года жизни) формируется здоровье человека на всю оставшуюся жизнь. Этому возрасту придается колоссальное значение! Родителям, близким людям ребенка важно осознать: то, как малыш развивается на первом-втором году жизни, какие проблемы переживает в данный период, как он питается, как прибавляет в весе – все это повлияет на качество его дальнейшей жизни.

Специалисты, да и общество в целом озабочены сейчас вопросами качества и продолжительности жизни людей. Об этом много пишут, думают, ищут варианты решения проблемы… Однако число людей с ожирением и избыточным весом продолжает увеличиваться. В 2008 году избыточный вес имели полтора миллиарда людей. В 2010 году страдали ожирением или избыточным весом 43 млн детей! А ведь избыточный вес потом почти наверняка выльется в заболевания сердечно-сосудистой системы и сахарный диабет, а в более позднем возрасте приведет к проблемам с артериальным давлением!

Повторимся: правильное питание и развитие ребенка на первом году формируют качество его жизни в дальнейшем. Нельзя перегружать рацион малыша жирной пищей или белком. Многие родители гордятся большим весом ребенка на первых месяцах жизни, скоростью его роста. Однако педиатры сегодня относятся к этому очень аккуратно и говорят, что скорость роста в возрасте до шести месяцев является прогностическим фактором не только для развития избыточного веса в дальнейшем, но и для заболеваний сердечно-сосудистой системы и высокого давления.

Читайте также:  Роль зрения в психофизическом развитии ребенка

Говоря о качестве питания, важно отметить следующее. Нужно стараться кормить ребенка правильно, разнообразно, но не допускать избытка белка. В этом смысле коровье молоко не является хорошим продуктом для питания ребенка, так как оно природой для него не предназначено. Исследования, проведенные европейскими учеными, показали, что в грудном молоке белка достаточно мало – именно поэтому оно является идеальным продуктом для малыша. Избыток белка запускает неправильный обмен веществ.

Вкусовые привычки, привитые ребенку в период вскармливания, останутся с ним на всю жизнь. В первый год жизни очень важно уделить внимание правильному кормлению: кормить грудным молоком; вводить в питание нетрадиционные для нас овощи, такие как брокколи, цветная капуста, кольраби – то есть продукты, содержащие много нутриентов, необходимых для развития ребенка; следить за содержанием жира в еде. Еще одна рекомендация, которая может показаться странной мамам «старой закалки»: не давать много творога. Раньше мамы радовались, что малыш ест по сто грамм творога, но на самом деле это слишком много. Сейчас в России разработана Национальная программа вскармливания, где очень четко прописано, что ребенку нужно давать разнообразные продукты, нужно знакомить с ними вовремя и формировать правильные пристрастия в еде. В продуктах для ребенка до года не должно быть соли. Нужно постараться не использовать сахар. Можно, например, заменить его на сахар естественного расщепления, полученный из круп, – именно такой сахар входит в состав некоторых видов каш для детей.

Каждый месяц первого года жизни ребенка – это целая жизнь. Ребенок рождается, открывает глазки, смотрит и даже еще не может понять, куда он смотрит. К концу первого месяца он уже умеет сосредотачивать взгляд, вглядывается в лица, различает темноту и свет. Есть четкие критерии того, чему должен научиться ребенок в каждый месяц и на что он должен быть способен физически. В возрасте одного месяца он приподнимает голову, а удерживает в три. Осознанные движения руками начинаются в 4 месяца: до этого малыш руками машет хаотично, бессмысленно, он ими еще не управляет. К пяти месяцам ребенок учится управлять ножками и начинает переворачиваться со спинки на бочок. В возрасте 6-8 месяцев он садится. Ползать на четвереньках дети тоже начинают по-разному: кто-то в 6 или 7 месяцев, а кто-то и в 8,5 – это все нормально. Ребенок начинает осознанно брать предметы – не просто махать руками, как при рождении, а осознанно захватывать предметы, уже к 8 месяцам. Увидел яркую погремушку, потянулся и захватил – очень серьезное, осознанное движение! Вставать у опоры и делать первые «топы-топы» малыш обычно начинает в 9-10 месяцев. Кто-то делает это раньше – хорошо, но и в 9-10 месяцев абсолютно нормально. Стоять он может уже в 9-11 месяцев. Начинает ходить − от 11 месяцев до 1 года и 3 месяцев. Все очень индивидуально.

Но это мы определили только, что малыш должен уметь физически. А ведь есть еще целый мир развития! Развитие сенсорное, развитие глаз, слуха… В 3 месяца ребенок четко узнает свою маму и уже ни с кем ее не спутает. С 5 – различает чужих и своих. Подходит к нему доктор или соседка – ребенок напрягается, замирает, сосредоточенно рассматривает. А при виде мамы – радостная улыбка, комплекс оживления. В год малыш различает близких, показывает папу, маму.

Параллельно развивается слух: ребенок реагирует на звуки, к 3 месяцам узнает голос матери, а к 5 − различает голос мамы и голос другого человека. И это целая эпоха: он начинает различать еще и интонацию (строгую и ласковую речь)! К 6 месяцам малыш уже знает свое имя, замирает, когда его слышит. К 9-10 месяцам детки начинают танцевать. Танцевать, конечно, громко сказано, но малыш уже различает спокойную и плясовую музыку, под детские песенки может радостно раскачиваться или приседать.

Таким образом, идет еще и социализация. В 8 месяцев ребенок начинает интересоваться другими детьми: оценивает их возраст и относится к ним с интересом, хотя и напрягается в присутствии чужих взрослых.

На первом году жизни формируется речь. Сначала ребенок произносит только гласные звуки. К 4-5 месяцам начинает «гулить» уже с эмоциональным окрасом. После 6 месяцев «гуление» сменяется лепетом, появляются слоги, первые согласные. Вдруг проскакивают «ба», «ма», «па». В 10-11 месяцев ребенок произносит облегченные слова («биби», «мама», «баба», «дада»). К году в лексиконе появляется 5-6 простых слов. Формируется речь. Но одновременно формируется и способность познавать мир!

В 7-8 месяцев ребенок реагирует на слова «мама» или «папа», вертит головой, пытаясь их найти. В 8-10 месяцев можно научить его играть в «ладушки» или просить у него ладошку. Если у 10-месячного ребенка попросить игрушку, используя слово «дай!», то он вам ее, скорее всего, даст. Уникальный сдвиг происходит примерно к году: ребенок видит птичку на картинке и птичку за окном и понимает, что это одно и то же. То есть к году появляются элементы обобщения. Созревает мозг, ребенок уже способен обобщать предметы по общим признакам. И, на мой взгляд, это настоящее волшебство!

Как видите, жизнь малыша до года – это совершенно особенный этап в жизни человека. Этап, от которого во многом зависит, как сложится вся его дальнейшая жизнь. Любите своих детей и заботьтесь о них правильно!

Источник