Самовоспитание как условие развития личности ребенка
Самовоспитание
– деятельность человека, направленная
на изменение своей личности в
соответствии с сознательно поставленными
целями, сложившимися идеалами и убеждениями.
Самовоспитание предполагает определенный
уровень развития личности, ее самосознания,
способности к ее анализу при
сознательном сопоставлении своих
поступков с поступками других людей.
Отношение человека к своим потенциальным
возможностям, правильность самооценки,
умение видеть свои недостатки характеризуют
зрелость человека и являются предпосылками
организации самовоспитания.
Самовоспитание
предполагает использование таких
приемов, как самообязательство; самоотчет;
осмысление собственной деятельности
и поведения; самоконтроль.
Самовоспитание
осуществляется в процессе самоуправления,
которое строится на основе сформулированных
человеком целей, программы действий,
контроля за выполнением программы,
оценки полученных результатов, самокоррекции.
К
методам самовоспитания относятся:
1) самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование.
Самопознание
включает: самонаблюдение, самоанализ,
самооценивание, самосравнение.
Самообладание
опирается на: самоубеждение, самоконтроль,
самоприказ, самовнушение, самоподкрепление,
самоисповедь, самопринуждение, самопереключение,
эмоционально-мысленный перенос
в положение другого человека.
Самостимулирование
предполагает: самоутверждение, самоободрение,
самопоощрение, самонаказание, самокритика,
самовнушение, самоограничение.
Подросток
не выступает в качестве пассивного
объекта воспитательных воздействий.
У него формируется внутренняя позиция
к этим воздействиям, в зависимости
от которой он может или активно
работать над своим совершенствованием
(саморазвитием) или оставаться пассивным.
Понимание
указанных положений привело
к тому, что все воздействия
и влияния, которые сказываются
на развитии личности, стали подразделять
на две группы – внешние и внутренние.
Средовые влияния и воспитание относятся
к внешним факторам личностного
развития человека. Природные склонности,
способности и задатки, а так
же вся совокупность его чувств и
переживаний, которые возникают
под влиянием внешних воздействий,
относятся к внутренним факторам.
С
этой точки зрения должно быть понятно,
что воспитание играет определяющую
роль в развитии личности только при
условии, если оно оказывает положительное
влияние на внутреннее стимулирование
ее активности в работе над собой.
Именно эта активность и собственное
стремление растущего человека к своему
совершенствованию в конечном итоге и
определяют его личностное развитие.
Из
этого следует – и это необходимо
подчеркнуть, – что процесс развития
личности по существу приобретает характер
саморазвития. Л.Н. Толстой сравнивал
развитие человека с тем, как растет
плодовое дерево, ведь в буквальном
смысле не человек его выращивает
– оно само растет. Он только создает
условия и стимулирует этот рост:
рыхлит и удобряет почву, когда нужно
поливает, уничтожает вредителей.
Самовоспитание
– процесс, в ходе которого, посредством
волевых усилий собственной личности
человек переходит из одного состояния
в новое, качественно лучшее, высшее
по уровню нежели предыдущее.
- Особенности
развития и воспитания
учащихся среднего школьного (подросткового)
возраста.
Подростковый
возраст обычно называют переходным,
так как в этот период происходит
переход от детства к юности. У
учащихся этого возрастного периода
как бы переплетаются черты детства
и черты, во многом присущие юности,
но еще находящиеся в стадии становления
и развития. Вот почему подростка
иной раз характеризуют как полуребенка
и полувзрослого. Как полувзрослый
он ощущает быстрый рост физических сил
и духовных потребностей, как полуребенок
он еще ограничен своими возможностями
и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие
запросы и потребности. Этим объясняется
сложность и противоречивость характера,
поведения и развития подростков, что
дает основание считать этот возраст в
определенной мере трудным для воспитания.
“Отрыв”
от детства и приближение к
взрослому состоянию отчетливо проявляются
в тех своеобразных чертах физического
и духовного развития, которые отличают
подростков от младших школьников. Прежде
всего по-иному протекает физическое развитие
среднихшкольников. Оно характеризуется
большей интенсивностью, неравномерностью
и значительными осложнениями, связанными
с началом полового созревания.
Развитие
мозга, дальнейшее структурное формирование
нервных клеток и ассоциативных
волокон создают предпосылки
для совершенствования познавательной
деятельности подростков. Поступление
же в кровь гормонов, вырабатываемых органами
внутренней секреции, вызывает то повышение,
то понижение жизненного тонуса, то подъем,
то упадок работоспособности и энергии,
а также сопровождается чередованием
то хорошего настроения, то ухода во внутренние
переживания, то жизнерадостности, то
пассивности. В периоды понижения настроения
и упадка энергии у подростков могут появляться
раздражительность, равнодушное отношение
к учебе, ссоры с товарищами и конфликты
с друзьями, а также многие недоразумения
в отношениях с учителями и взрослыми.
Но и периоды подъема энергии
и активности подростков приносят
немало беспокойств. Нередко они сопровождаются
озорством, шалостями, стремлением показать
свою силу, физическое и моральное превосходство.
Именно в такие периоды отдельные подростки
проявляют “ложный героизм”: тайком
уходят из дому и устраивают в лесу “партизанские
лагеря”, организуют самовольные “путешествия”
в другие города и т.д. Указанные “срывы”
в поведении как раз и говорят о полудетскости
и полувзрослости подростков, о недостаточном
умении серьезно подходить к обдумыванию
своих действий и поступков. Все это, безусловно,
осложняет воспитание. Поэтому следует
всячески щадить нервную систему подростков,
проявлять особую чуткость и оказывать
помощь в учебе в периоды снижения успеваемости
с тем, чтобы случайной “двойкой”
не убить охоты к учению.
Для
подростков характерны значительные сдвиги
в мышлении, в познавательной деятельности.
В отличие от младших школьников они уже
не удовлетворяются внешним восприятием
изучаемых предметов и явлений, а стремятся
понять их сущность, существующие в них
причинно-следственные связи. Стремясь
к постижению глубинных причин изучаемых
явлений, они задают много вопросов при
изучении нового материала (иной раз каверзных,
“с хитринкой”), требуют от учителя
большей аргументации выдвигаемых положений
и убедительного доказательства. На этой
основе у них развивается абстрактное
(понятийное) мышление и логическая память.
Закономерный характер этой особенности
их мышления и памяти проявляется только
при соответствующей организации познавательной
деятельности. Поэтому весьма важно обращать
внимание на придание процессу обучения
проблемного характера, учить подростков
самим находить и формулировать проблемы,
вырабатывать у них аналитико-синтетические
умения, способность к теоретическим обобщениям.
Не менее существенной задачей является
развитие навыков самостоятельной учебной
работы, формирование умения работать
с учебником, проявлять самостоятельность
и творческий подход при выполнении домашних
заданий.
Иным,
чем в младших классах, должен
быть процесс нравственного воспитания.
Подростки тяготятся, если их поведение
определяется внешним регулированием.
Они охотнее соблюдают правила поведения,
если эти правила хорошо осознаются ими
и выступают как их собственные моральные
принципы. Вот почему глубокое разъяснение
моральных норм и правил и формирование
у подростков нравственных взглядов и
убеждений должно составлять существенную
особенность нравственного воспитания.
Вместе с тем не теряет своего педагогического
значения и тактично осуществляемая регламентация,
а также контроль за поведением учащихся
как меры, предупреждающие необдуманные
поступки.
Весьма
рельефными представляются личностные
особенности подростков, связанные с их
положением в коллективе сверстников,
отношениями к учителям и взрослым, а также
к самим себе. Подростки, как правило, отличаются
коллективизмом, их привлекают общие интересы
и совместная деятельность, хотя в периоды
спада настроения и ухода во внутренние
переживания у них замечается и некоторое
стремление к обособлению.
Существенной возрастной чертой подростков
является стремление к утверждению своего
достоинства и престижа среди товарищей.
Основные пути к этому — хорошая учеба,
общественная активность, проявление
способностей в тех или иных видах деятельности,
внешняя обаятельность и т.д. Если же тот
или иной подросток не добивается достойного
места в коллективе, он тяжело переживает
свое положение.
Положение подростка в коллективе сказывается
на его отношениях с учителями и взрослыми.
Замечено, что в тех случаях, когда создается
конфликтная ситуация и нужно сделать
выбор между мнением учителя и мнением
класса, подросток чаще всего придерживается
мнения сверстников.
Возрастающие
интеллектуальные способности, общий
духовный рост и расширение межличностных
связей стимулируют развитие самосознания
подростков, возбуждают мечты о своем
призвании и будущем. Они сопоставляют
себя со сверстниками, оценивают свои
достоинства и недостатки. Но если о недочетах
других они судят строго, то по отношению
к себе они менее взыскательны. Это обусловливает
необходимость развития у них самокритичности
и побуждения к самовоспитанию.
1.4.
Технология самовоспитания
личности:
целеполагающие факторы
и задачи.
В
самом общем виде современная
школа ориентируется на следующие
воспитательные модели:
а)
модель образованного, интеллектуально
развитого выпускника, подготовленного
к освоению профессионального этапа
обучения;
б)
модель физически здорового человека;
в)
модель нравственно воспитанного человека
и гражданина;
г)
модель успешной(продуктивной, творческой)
личности;
д)
модель адаптирующейся личности, способной
приспособиться к социальным условиям
и обладающей предприимчивостью, конкурентоспособностью.
Концепция
самовоспитания выдвигает еще одну модель
воспитательного идеала: самовоспитывающуюся,
самосовершенствующуюся, саморазвивающуюся
личность.
Зрелый
уровень самосовершенствования
характеризуют:
одухотворенность,
идейная направленность, связь мотивов
(целей) работы над собой с духовным ядром
личности;
устойчивость
целей и задач самосовершенствования,
превращение их в доминанту жизнедеятельности;
осознанное
поведение, направленное на улучшение
себя, своей личности.
К
такому уровню самовоспитания ребенок
должен подойти в результате применения
определенной педагогической технологии,
нацеленной, сориентированной на самовоспитание.
Под
педагогической технологией понимается
системная совокупность и порядок
функционирования всех личностных, инструментальных
и методологических средств, применяемых
для достижения педагогических целей.
Главной
целью технологии самовоспитания личности
учащегося является создание условий
для перехода воспитания в самовоспитание,
введение личности ребенка в режим саморазвития,
поддержание и стимуляция этого режима
на каждом возрастном этапе, формирование
веры в самого себя и снабжение инструментарием
самовоспитания.
На
сегодняшнем этапе в реальной
обстановке классно-урочной системы
главная цель технологии самовоспитания
личности дробится на некоторое число
подцелей и задач:
В
области воспитания:
превращение
процесса школьного воспитания в самовоспитание;
осуществление
личностного подхода в учебно-воспитательном
процессе;
развитие
нравственной, волевой и эстетической
сфер личности;
формирование
веры ребенка в себя;
формирование
умений самовоспитания и самосовершенствования;
обеспечение
ребенку условий для максимального самовыражения,
самоутверждения, самореализации;
Создание
воспитательной среды, стимулирующей
у учащихся потребности в самосовершенствовании.
В
области обучения:
формирование
устойчивой мотивации к учению как к жизненно
важному процессу;
формирование
общеучебных знаний, умений, навыков;
Источник
Ни овладение знаниями, ни формирование личностных качеств не могут происходить без стремления самого школьника к учению, без проявления им учебно-познавательной активности и работы над развитием своей нравственности, эстетической и физической культуры.
Правильно поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование активности растущей личности в работе над собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря, уже в процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа учащихся. Но эта работа обусловливается и стимулируется специально организуемым воспитательным влиянием учителей.
Известный французский философ Ж.П.Сартр утверждал, что “человек есть только то, что он сам из себя делает”, подчеркивая тем самым определяющую роль самовоспитания в его личностном развитии.
Самовоспитание – это сознательная и планомерная работа над собой, направленная на формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития.
Учащиеся начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они I уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмыслению своих положительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании. Обычно это происходит в подростковом возрасте.
Большое значение имеет знание и умелое использование всех тех факторов, которые побуждают учащихся к самовоспитанию.
Формирование у учащихся общественных идеалов. С этой целью в школе необходимо осуществлять содержательное и действенное общественное воспитание, формировать гражданские и нравственные качества. Вот почему огромное воспитательное значение имеет ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, военачальников, писателей, общественных деятелей.
Притязания личности на признание своего достойного места в коллекти-ве. Эти притязания нужно поддерживать и развивать, чтобы каждый учащийся мог завоевать уважение и авторитет среди своих товарищей. Вместе с тем следует в тактичной форме обращать внимание школьников на те недочеты в их характере и поведении, которые мешают им укреплять свое достоинство и которые нужно преодолевать в процессе самовоспитания.
Внесение в работу учащихся, и особенно в проведение внеклассных мероприятий, атмосферы соревновательности. Участие в общественно полезной и культурно-массовой работе создает множество ситуаций для этой состязательности в выдумке, сноровке, в трудовых делах и художественно – эстетическом творчестве. В этих условиях многие учащиеся замечают недочеты в своем поведении и характере и ставят перед собой задачи по их преодолению, выработке тех или иных качеств и начинают заниматься самовоспитанием.
Положительные примеры, которые проявляют учителя и сверстники в нравственной, общественной и художественно эстетической сферах. Вот почему так важно, чтобы учащиеся видели в учителе образец кристальной честности и моральной чистоты, чтобы он сам проявлял творческие способности, мог увлечь кружковой работой, туризмом, краеведением и т.д.
Здоровые дискуссии на моральные темы и критика в ученическом коллективе, принципиальная оценка недостатков в поведении и характере отдельных школьников.
Психологические механизмы воздействия этих факторов на стимулирование учащихся к самовоспитанию состоят в том, что они возбуждают у них переживание внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития и вызывают потребность в работе над своим совершенствованием.
62.Основные этапы и методы самовоспитания, педагогическое руководство самовоспитанием.
В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он стремится выработать у себя.
Намечая программу самовоспитания необходимо также определить ее методы. Важнейшими из них являются: а) самоубеждение; б) самообязательст- во; в) самокритика; г) мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия); д) самопринуждение; е) самоприказ; ж) самонаказание и др.
В чем же заключается сущность каждого из этих методов?
Метод самоубеждения. Сущность его состоит в том, что ученик выявив свои недостатки, например, неумение держать свое слово, убеждает себя в необходимости изжития этого недостатка.
Метод самовнушения. Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правит ло, вслух внушает себе, как он будет вести себя или каких действий не будет’ делать.
Самообязательство. Он предполагает, что учащийся задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество берет на себя обязательство не проявлять поспешности, хорошо обдумывать порядок выполнения заданных учителем упражнений, чтобы не допускать ошибок и поправок.
Метод самокритики. Сущность его в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению.
Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию.
Самоприиуждение, или самоприказ. Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила поведения и не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила.
Метод самонаказания. Он применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения.
В структуре самовоспитания можно выделить следующие компоненты:
– критический анализ и самооценку своих недостатков и постановку конкретной цели самовоспитания;
– разработку программы самовоспитания;
– определение его методов;
– аутотренинг, то есть непосредственную работу личности над собой;
– самоконтроль.
Источник