Самовоспитание как условие развития личности ребенка

     Самовоспитание
– деятельность человека, направленная
на изменение своей личности в 
соответствии с сознательно поставленными 
целями, сложившимися идеалами и убеждениями.
Самовоспитание предполагает определенный
уровень развития личности, ее самосознания,
способности к ее анализу при 
сознательном сопоставлении своих 
поступков с поступками других людей.
Отношение человека к своим потенциальным 
возможностям, правильность самооценки,
умение видеть свои недостатки характеризуют 
зрелость человека и являются предпосылками 
организации самовоспитания.

     Самовоспитание 
предполагает использование таких 
приемов, как самообязательство; самоотчет;
осмысление собственной деятельности
и поведения; самоконтроль.

     Самовоспитание 
осуществляется в процессе самоуправления,
которое строится на основе сформулированных
человеком целей, программы действий,
контроля за выполнением программы,
оценки полученных результатов, самокоррекции.

     К
методам
самовоспитания относятся:
1) самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование.

     Самопознание 
включает: самонаблюдение, самоанализ,
самооценивание, самосравнение.

     Самообладание
опирается на: самоубеждение, самоконтроль,
самоприказ, самовнушение, самоподкрепление,
самоисповедь, самопринуждение, самопереключение,
эмоционально-мысленный перенос 
в положение другого человека.

     Самостимулирование 
предполагает: самоутверждение, самоободрение,
самопоощрение, самонаказание, самокритика,
самовнушение, самоограничение.

     Подросток
не выступает в качестве пассивного
объекта воспитательных воздействий.
У него формируется внутренняя позиция 
к этим воздействиям, в зависимости 
от которой он может или активно 
работать над своим совершенствованием
(саморазвитием) или оставаться пассивным.

     Понимание
указанных положений привело 
к тому, что все воздействия 
и влияния, которые сказываются 
на развитии личности, стали подразделять
на две группы – внешние и внутренние.
Средовые влияния и воспитание относятся 
к внешним факторам личностного 
развития человека. Природные склонности,
способности и задатки, а так 
же вся совокупность его чувств и 
переживаний, которые возникают 
под влиянием внешних воздействий,
относятся к внутренним факторам.

     С
этой точки зрения должно быть понятно,
что воспитание играет определяющую
роль в развитии личности только при 
условии, если оно оказывает положительное 
влияние на внутреннее стимулирование
ее активности в работе над собой.
Именно эта активность и собственное 
стремление растущего человека к своему
совершенствованию в конечном итоге и
определяют его личностное развитие.

     Из 
этого следует – и это необходимо
подчеркнуть, – что процесс развития
личности по существу приобретает характер
саморазвития. Л.Н. Толстой сравнивал 
развитие человека с тем, как растет
плодовое дерево, ведь в буквальном
смысле не человек его выращивает
– оно само растет. Он только создает 
условия и стимулирует этот рост:
рыхлит и удобряет почву, когда нужно 
поливает, уничтожает вредителей.

     Самовоспитание 
– процесс, в ходе которого, посредством 
волевых усилий собственной личности
человек переходит из одного состояния 
в новое, качественно лучшее, высшее
по уровню нежели предыдущее. 

    1. Особенности
      развития и воспитания
      учащихся среднего школьного
      (подросткового)
      возраста.

     Подростковый 
возраст обычно называют переходным,
так как в этот период происходит
переход от детства к юности. У 
учащихся этого возрастного периода 
как бы переплетаются черты детства 
и черты, во многом присущие юности,
но еще находящиеся в стадии становления 
и развития. Вот почему подростка 
иной раз характеризуют как полуребенка 
и полувзрослого. Как полувзрослый
он ощущает быстрый рост физических сил
и духовных потребностей, как полуребенок
он еще ограничен своими возможностями
и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие
запросы и потребности. Этим объясняется
сложность и противоречивость характера,
поведения и развития подростков, что
дает основание считать этот возраст в
определенной мере трудным для воспитания.

     “Отрыв” 
от детства и приближение к 
взрослому состоянию отчетливо проявляются
в тех своеобразных чертах физического
и духовного развития, которые отличают
подростков от младших школьников. Прежде
всего по-иному протекает физическое развитие
среднихшкольников. Оно характеризуется
большей интенсивностью, неравномерностью
и значительными осложнениями, связанными
с началом полового созревания.

     Развитие 
мозга, дальнейшее структурное формирование
нервных клеток и ассоциативных 
волокон создают предпосылки 
для совершенствования познавательной
деятельности подростков. Поступление
же в кровь гормонов, вырабатываемых органами
внутренней секреции, вызывает то повышение,
то понижение жизненного тонуса, то подъем,
то упадок работоспособности и энергии,
а также сопровождается чередованием
то хорошего настроения, то ухода во внутренние
переживания, то жизнерадостности, то
пассивности. В периоды понижения настроения
и упадка энергии у подростков могут появляться
раздражительность, равнодушное отношение
к учебе, ссоры с товарищами и конфликты
с друзьями, а также многие недоразумения
в отношениях с учителями и взрослыми.

      
Но и периоды подъема энергии 
и активности подростков приносят
немало беспокойств. Нередко они сопровождаются
озорством, шалостями, стремлением показать
свою силу, физическое и моральное превосходство.
Именно в такие периоды отдельные подростки
проявляют “ложный героизм”: тайком
уходят из дому и устраивают в лесу “партизанские
лагеря”, организуют самовольные “путешествия”
в другие города и т.д. Указанные “срывы”
в поведении как раз и говорят о полудетскости
и полувзрослости подростков, о недостаточном
умении серьезно подходить к обдумыванию
своих действий и поступков. Все это, безусловно,
осложняет воспитание. Поэтому следует
всячески щадить нервную систему подростков,
проявлять особую чуткость и оказывать
помощь в учебе в периоды снижения успеваемости
с тем, чтобы случайной “двойкой”
не убить охоты к учению.

Читайте также:  Понятие норма и отклонение от нормы в психическом и личностном развитии ребенка

     Для
подростков характерны значительные сдвиги
в мышлении, в познавательной деятельности.
В отличие от младших школьников они уже
не удовлетворяются внешним восприятием
изучаемых предметов и явлений, а стремятся
понять их сущность, существующие в них
причинно-следственные связи. Стремясь
к постижению глубинных причин изучаемых
явлений, они задают много вопросов при
изучении нового материала (иной раз каверзных,
“с хитринкой”), требуют от учителя
большей аргументации выдвигаемых положений
и убедительного доказательства. На этой
основе у них развивается абстрактное
(понятийное) мышление и логическая память.
Закономерный характер этой особенности
их мышления и памяти проявляется только
при соответствующей организации познавательной
деятельности. Поэтому весьма важно обращать
внимание на придание процессу обучения
проблемного характера, учить подростков
самим находить и формулировать проблемы,
вырабатывать у них аналитико-синтетические
умения, способность к теоретическим обобщениям.
Не менее существенной задачей является
развитие навыков самостоятельной учебной
работы, формирование умения работать
с учебником, проявлять самостоятельность
и творческий подход при выполнении домашних
заданий.

     Иным,
чем в младших классах, должен
быть процесс нравственного воспитания.
Подростки тяготятся, если их поведение
определяется внешним регулированием.
Они охотнее соблюдают правила поведения,
если эти правила хорошо осознаются ими
и выступают как их собственные моральные
принципы. Вот почему глубокое разъяснение
моральных норм и правил и формирование
у подростков нравственных взглядов и
убеждений должно составлять существенную
особенность нравственного воспитания.
Вместе с тем не теряет своего педагогического
значения и тактично осуществляемая регламентация,
а также контроль за поведением учащихся
как меры, предупреждающие необдуманные
поступки.

     Весьма 
рельефными представляются личностные
особенности подростков, связанные с их
положением в коллективе сверстников,
отношениями к учителям и взрослым, а также
к самим себе. Подростки, как правило, отличаются
коллективизмом, их привлекают общие интересы
и совместная деятельность, хотя в периоды
спада настроения и ухода во внутренние
переживания у них замечается и некоторое
стремление к обособлению.

         
Существенной возрастной чертой подростков
является стремление к утверждению своего
достоинства и престижа среди товарищей.
Основные пути к этому — хорошая учеба,
общественная активность, проявление
способностей в тех или иных видах деятельности,
внешняя обаятельность и т.д. Если же тот
или иной подросток не добивается достойного
места в коллективе, он тяжело переживает
свое положение.

         
Положение подростка в коллективе сказывается
на его отношениях с учителями и взрослыми.
Замечено, что в тех случаях, когда создается
конфликтная ситуация и нужно сделать
выбор между мнением учителя и мнением
класса, подросток чаще всего придерживается
мнения сверстников.

     Возрастающие 
интеллектуальные способности, общий 
духовный рост и расширение межличностных 
связей стимулируют развитие самосознания
подростков, возбуждают мечты о своем
призвании и будущем. Они сопоставляют
себя со сверстниками, оценивают свои
достоинства и недостатки. Но если о недочетах
других они судят строго, то по отношению
к себе они менее взыскательны. Это обусловливает
необходимость развития у них самокритичности
и побуждения к самовоспитанию.

1.4.
Технология самовоспитания
личности:  
целеполагающие факторы
и задачи.

     В
самом общем виде современная 
школа ориентируется на следующие 
воспитательные модели:

     а)
модель образованного, интеллектуально 
развитого выпускника, подготовленного 
к освоению профессионального этапа 
обучения;

Читайте также:  Беременность по неделям развитие ребенка питание

     б)
модель физически здорового человека;

     в)
модель нравственно воспитанного человека
и гражданина;

     г)
модель успешной(продуктивной, творческой)
личности;

     д)
модель адаптирующейся личности, способной 
приспособиться к социальным условиям
и обладающей предприимчивостью, конкурентоспособностью.

     Концепция
самовоспитания выдвигает еще одну модель
воспитательного идеала: самовоспитывающуюся,
самосовершенствующуюся, саморазвивающуюся
личность.

     Зрелый 
уровень самосовершенствования 
характеризуют:

     одухотворенность,
идейная направленность, связь мотивов
(целей) работы над собой с духовным ядром
личности;

     устойчивость
целей и задач самосовершенствования,
превращение их в доминанту жизнедеятельности;

     осознанное
поведение, направленное на улучшение
себя, своей личности.

     К
такому уровню самовоспитания ребенок 
должен подойти в результате применения
определенной педагогической технологии,
нацеленной, сориентированной на самовоспитание.

     Под
педагогической технологией понимается
системная совокупность и порядок 
функционирования всех личностных, инструментальных
и методологических средств, применяемых 
для достижения педагогических целей.

     Главной
целью технологии самовоспитания личности
учащегося является создание условий
для перехода воспитания в самовоспитание,
введение личности ребенка в режим саморазвития,
поддержание и стимуляция этого режима
на каждом возрастном этапе, формирование
веры в самого себя и снабжение инструментарием
самовоспитания.

     На 
сегодняшнем этапе в реальной
обстановке классно-урочной системы 
главная цель технологии самовоспитания
личности дробится на некоторое число 
подцелей и задач:

     В
области воспитания:

     превращение
процесса школьного воспитания в самовоспитание;

     осуществление
личностного подхода в учебно-воспитательном
процессе;

     развитие
нравственной, волевой и эстетической
сфер личности;

     формирование
веры ребенка в себя;

     формирование
умений самовоспитания и самосовершенствования;

     обеспечение
ребенку условий для максимального самовыражения,
самоутверждения, самореализации;

     Создание 
воспитательной среды, стимулирующей 
у учащихся потребности в самосовершенствовании. 
 

     В
области обучения:

     формирование
устойчивой мотивации к учению как к жизненно
важному процессу;

     формирование
общеучебных знаний, умений, навыков;

Источник

Ни овладение знаниями, ни формирование личностных качеств не могут происходить без стремления самого школьника к учению, без проявления им учебно-познавательной активности и работы над развитием своей нравствен­ности, эстетической и физической культуры.

Правильно поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внут­реннее стимулирование активности растущей личности в работе над собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря, уже в процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа учащихся. Но эта работа обусловливается и стимулируется специально орга­низуемым воспитательным влиянием учителей.

Известный французский философ Ж.П.Сартр утверждал, что “человек есть только то, что он сам из себя делает”, подчеркивая тем самым опреде­ляющую роль самовоспитания в его личностном развитии.

Самовоспитание – это сознательная и планомерная работа над собой, на­правленная на формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития.

Учащиеся начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они I уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмыслению своих положи­тельных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании. Обычно это происходит в подростковом возрасте.

Большое значение имеет знание и умелое использование всех тех факто­ров, которые побуждают учащихся к самовоспитанию.

Формирование у учащихся общественных идеалов. С этой целью в школе необходимо осуществлять содержательное и действенное общественное вос­питание, формировать гражданские и нравственные качества. Вот почему ог­ромное воспитательное значение имеет ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, военачальников, писателей, обществен­ных деятелей.

Притязания личности на признание своего достойного места в коллекти-ве. Эти притязания нужно поддерживать и развивать, чтобы каждый учащий­ся мог завоевать уважение и авторитет среди своих товарищей. Вместе с тем следует в тактичной форме обращать внимание школьников на те недочеты в их характере и поведении, которые мешают им укреплять свое достоинство и которые нужно преодолевать в процессе самовоспитания.

Внесение в работу учащихся, и особенно в проведение внеклассных меро­приятий, атмосферы соревновательности. Участие в общественно полезной и культурно-массовой работе создает множество ситуаций для этой состяза­тельности в выдумке, сноровке, в трудовых делах и художественно – эстети­ческом творчестве. В этих условиях многие учащиеся замечают недочеты в своем поведении и характере и ставят перед собой задачи по их преодоле­нию, выработке тех или иных качеств и начинают заниматься самовоспита­нием.

Читайте также:  Игры для развития речи ребенка зпр

Положительные примеры, которые проявляют учителя и сверстники в нравственной, общественной и художественно эстетической сферах. Вот почему так важно, чтобы учащиеся видели в учителе образец кристальной честности и моральной чистоты, чтобы он сам проявлял творческие способ­ности, мог увлечь кружковой работой, туризмом, краеведением и т.д.

Здоровые дискуссии на моральные темы и критика в ученическом коллек­тиве, принципиальная оценка недостатков в поведении и характере отдель­ных школьников.

Психологические механизмы воздействия этих факторов на стимулирова­ние учащихся к самовоспитанию состоят в том, что они возбуждают у них переживание внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития и вызывают потребность в работе над своим совершенствованием.

62.Основные этапы и методы самовоспитания, педагогическое руково­дство самовоспитанием.

В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в соз­нании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он стремится выработать у себя.

Намечая программу самовоспитания необходимо также определить ее ме­тоды. Важнейшими из них являются: а) самоубеждение; б) самообязательст- во; в) самокритика; г) мысленный перенос себя в положение другого челове­ка (эмпатия); д) самопринуждение; е) самоприказ; ж) самонаказание и др.

В чем же заключается сущность каждого из этих методов?

Метод самоубеждения. Сущность его состоит в том, что ученик выявив свои недостатки, например, неумение держать свое слово, убеждает себя в необходимости изжития этого недостатка.

Метод самовнушения. Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правит ло, вслух внушает себе, как он будет вести себя или каких действий не будет’ делать.

Самообязательство. Он предполагает, что учащийся задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положи­тельное качество берет на себя обязательство не проявлять поспешности, хо­рошо обдумывать порядок выполнения заданных учителем упражнений, что­бы не допускать ошибок и поправок.

Метод самокритики. Сущность его в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, под­вергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению.

Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого че­ловека, сопереживания его чувств. Школьник вырабатывает у себя положи­тельные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает се­бя к самосовершенствованию.

Самоприиуждение, или самоприказ. Это очень действенный метод само­воспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила поведения и не проявляет достаточной силы воли в соблюде­нии данного правила.

Метод самонаказания. Он применяется тогда, когда в процессе самовос­питания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения.

В структуре самовоспитания можно выделить следующие компоненты:

– критический анализ и самооценку своих недостатков и постановку кон­кретной цели самовоспитания;

– разработку программы самовоспитания;

– определение его методов;

– аутотренинг, то есть непосредственную работу личности над собой;

– самоконтроль.

Источник