Самопознание и нравственно духовное развитие ребенка

Самопознание и нравственно духовное развитие ребенка thumbnail

Нравственно – духовное воспитание детей через предмет “Самопознание”

Не прячьте доброты своей, Дарите только теплоту:

Откройте сердце всем наружу. Ребенку, женщине и другу,

Тем ,что имеете, щедрей И отодвиньте пустоту.

Делитесь, распахните душу. Жизнь все вернет сполна по

кругу.

К вам возвратятся свет, любовь,

Мечта и счастья к вам вернется

И нежной лаской вновь и вновь

В вас чья-то радость отзовется. (Т.Лаврова)

Дети приходят в наш мир с искренней надеждой и желанием быть счастливыми. И для этого, по сути, надо совсем немного: окружить их атмосферой понимания и искренней любви.

Ребенок испытывает потребность взаимодействовать с самим собой и с тем, что его окружает. Без нравственного стержня, способности ощущать себя в связи со всем сущим в природе, без принятия ответственности за каждое свое слово, мысль, поступок, никогда не будет преодолен кризис человечности в обществе, не сохранится Человек в человеке и, тем более не вызреет человек в ребенке.

Главной целью разработанного экспериментального курса “Самопознание” является не сообщение детям большого объема информации, но вовлечение ребенка в процесс творческого познавания через приобретение привычки размышлять, четко формулировать вопросы (особенно этического характера), через установление открытых, доверительных взаимоотношений с учителем.

Уроки “Самопознание” не похожи на традиционные. В основе их лежат беседы на заданные темы, стремление пробудить интерес ко всему новому, неизведанному, загадочному, и кроме того способность увидеть необычное даже в самых обычных и привычных вещах – умение взглянуть на них по-новому, под другим углом зрения.

Следует постепенно и ненавязчиво вести ребенка к полному и осознанному пониманию себя и своего места в мире. Он должен знать, что другим очень нужны его добрые и умелые руки, его ум и его сердце.

Что бы в ребенке вы ни стремились воспитать, это всегда будет приобщением его к культуре: касаемся ли воспитания чувств, интересов, качеств, ощущений – все сводится к развитию культуры понимания, культуры общения, культуры отношений ко всему, что нас окружает, и непременно к утончению культуры сердца.

Ребенок живет сердцем. Сердце ребенка, наполненное любовью к миру, людям, подобно маленькому солнцу, шлет свои лучики всему вокруг, естественно и без всяких усилий. Детям действительно доступно видеть мир сердцем, слышать его сердцем.

Главная цель курса “Самопознания” – сохранить и развить в ребенке стремление к духовным ценностям человеческой жизни. Особенностью курса “Самопознание” является включенность обсуждаемых нравственно-духовных проблем в социокультурный контекст, а так же в контекст повседневного мира детей.

Занятия предпологают развитие высокодуховной личности, установление взаимосвязи и взаимозависимости человека и общества, их единства с природой и культурой. Проблемы урока вытекают из жизненной практики обогащая опыт ребенка. На занятиях говорится о честности, порядочности, ответственности, нравственности, справедливости в отношениях людей.

У ребенка формируются моральные принципы, взгляды на жизнь, закладывается система ценностей, появляется потребность в самовыражении. Ребенок пытается проявить себя, свои способности, лучшие качества, желание общаться, испытывать эстетические переживания. Так же на занятиях дети активно разыгрывают сценки, моделируют те или иные жизненные ситуации, вступают в обсуждение, уже соблюдая необходимые правила ведения дискуссии, умеют отстаивать свои взгляды и быть терпимыми к мнению других.

Различные приемы и упражнения, применяемые на занятиях самопознания, помогают ребенку развивать не только гражданскую, социальную активность и ответственность, но и внутреннюю свободу. Ведь именно внутренняя свобода является источником самоуважения.

“А если ребенок не уважает себя -как считал В.А.Сухомлинский,-это уже грань катастрофы” и чтобы ребенок не оказался у этой грани, на уроках самопознания создается ситуация успеха, чтобы ребенок чувствовал поддержку окружающих и мог самореализоваться.

Воспитатель на этих занятиях – друг, понимающий, способный помочь каждому ребенку исследовать самого себя и, наконец, стать самим собой. Реализуя свои потребности и стремления, используя свои возможности, ребенок растет, развивается, строит свою личность.На занятий самопознания каждый ребенок изучает сам себя, оценивает себя сам исам определяет меру своей ответственности и не боится доверять другим.

Описанные ниже приемы, направленные на формирование личности каждого ребенка, позволяют им экспериментировать, используя различные стили общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, ранее несвойственные, коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность.

Соглашение. Главное в методе обучения через участие и взаимодействие обеспечить в группе атмосферу комфорта и безопасности, научить детей равно ценить возможность высказаться и услышать мнение других.

Разминка. Главная цель разминки-приведение группу в единое эмоциональное состояние, где каждый способен почувствовать поддержку и понимания.

Дискуссия. Создать атмосферу, в которой может развиться свободное обсуждение, атмосферу доверительности, открытости, искренности.

Работа в малых группах. Обеспечить взгляд ребенка на себя со стороны, помочь ему понять свои сильные и слабые стороны.

Ролевая игра. Во время игры раскрывается талант ребенка, это создает благоприятные условия для формирования творческой и эмоционально развитой личности.

Самостоятельная, индивидуальная работа. Работа со своим внутренним миром, своими эмоциями, чувствами.

Палитра мнений. Прием, используемый при обсуждении спорных вопросов. Формируя личность на уроках самопознания, педагог должен помнить: зло побеждается только деятельным добром. Сегодня мы строим общество, основанное на принципах гуманизма, высокой нравственности и духовности. У каждого человека с рождения есть шанс привести к гармонии свой внутренний мир, найти достойное место в жизни. Нужно только помочь ему в этом.

“Воспитатель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой. Ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих воспитанников, но и в душах и сердцах”,-призывает Ш.А. Амонашвили.

Читайте также:  Ребенок 4 лет развитие тесты

Упражнении “Яблоко”, “Интегративное дыхание”, “Хи!-Ха!-Хо!”

Нравственно-духовное образование “Самопознание” – это глубокий, многолетний, целенаправленный педагогический процесс, в результате которого формируется духовная культура Человека; формируется нравственное отношение ребенка к окружающему миру, трудовой деятельности, природе, искусству и к самому себе; формируется культура взаимоотношений с людьми и гуманистическое мировоззрение.

Нравственно-духовное образование “Самопознание” включает формирование терпимости, благородства, порядочности, гуманности; взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, заботы о старших и младших, уважительного отношения к представителям противоположного пола; воспитание самодисциплины, способности к самоконтролю, самоуправлению, самопознанию и саморегуляции.

Предмет “Самопознания”, преследуя цель развития личности ребенка, его духовности и нравственности, естественно будет влиять на уровень воспитательного воздействия на личность и на весь воспитательный процесс в целом.

В основе воспитательной системы стоит диагностическая, мониторинговая и научно-педагогическая оценочная деятельность педагогов по предмету “Самопознание”, воспитателей, в том числе и родителей, отвечающих за формирование внутреннего мира ребенка, его воспитанность. Инновационные подходы в системе воспитания, внедрения нового предмета “Самопознание”, общая направленность на нравственно-духовное совершенствование личности ребенка должны быть спрогнозированными, специально организованными, с определенным набором критериев результативности. Системность воспитательного процесса обеспечивается целенаправленно проводимой диагностикой формирования и развития личности, его нравственно-духовной направленности.

Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и в дошкольной организации. Цели и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать мировую, способную, находчивую, талантливую, нравственно-духовную личность. Личность которая могла бы стать, в первую очередь, хорошим человеком, полезной людям, чтобы созидала и творила на пользу обществу. Чтобы свое высокое звание Человек мог-пронести через всю свою жизнь.

“Ребенок -зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца” (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям).

Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-духовном воспитании ребенка.

Детство-важнейший период в жизни человека, поэтому родители должны помнить, что у детей есть их законное право-быть детьми. Детям необходимо постоянно видеть и чувствовать взаимною родительскую любовь и уважение, внимание и заботу. Семейная жизнь для ребенка имеет то же значение, что общественная для взрослых. Взрослый реализует себя в процессе “взрослой” жизни, а ребенок развивает силы и возможности через общение с родителями, окружающими людьми и систему семейных отношений пронизанных духов уважения, симпатии, милосердия, терпения и любви. Без тесного сотрудничества детского сада и семьи невозможна реализация задач духовно-нравственного воспитания, так как воспитание детей-это чрезвычайно трудное дело, требующее знаний, мастерства, характера, времени, сил и энергии.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через культурные традиции казахского народа. “Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа” Жамбыл жабаев.

В последние годы в условиях роста национального самосознания, возрождения культурных и духовных традиций, языка возникает необходимость более глубокого знакомства дошкольников с духовными ценностями своего народа, с его национальной культурой, обычаями и традициями.

В послании Президента Республики Казахстана Н.А.Назарбаева народу Казахстана отличается, что одним из важнейших направлений внутренней и внешней политики государства является духовное развитие этносов Казахстана, которое предусматривает поддержку развития культурных ценностей и традиций представителей разных национальностей.

Не показное, а каждодневное искреннее обращение к ним диктует нетрадиционные подходы к процессу воспитания. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом,-воспитывать у детей любовь к родине, родному краю, своему народу. Эти нравственные качества формируются в процессе занятий ознакомление с окружающим миром, в повседневной жизни. Чтобы у ребенка формировалась чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, истории.

Воспитание детей на казахских народных обычаях и традициях актуален как никогда. Традиции казахов содержат правила, наставление, нормы поведения во многих жизненных ситуациях, представления о чести и достоинстве, красоте. Именно народные традиции и обычаи выступают в роли регулятора поведения и деятельности взрослых и детей в семье и обществе, формируют основы нравственных качеств, способствуют возраждению новых духовных ценностей, обогащают культурное наследие народа.

Задача воспитателя-дать детям возможность соприкоснуться с духовной культурой Казахстана, впитать ее силу и красоту. Любить свой край-значит знать его, ведь казахский народ имеет свой язык, песни, сказки, музыку, танцыЮ художественное мастерство, быт, которые необходимо изучать. Чтобы познакомить детей с историей прошлого и настоящего Казахстана, используются различные методы: а) беседы, б) рассказы о жизни казахского народа, в) показ иллюстраций, г) чтение художественной литературы, д) театрализация, е) праздники и развлечения.

Для успешного духовно-нравственного воспитания детей и приобщения к национальной культуре необходима тесная связь с родителями. Одна из интереснейших и важных форм нравственного воспитания-составление вместе с детьми геологического древа. Изучение родословной семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, вызывает желание стать носителем лучших качеств своих предков, и несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего духовно-нравственного развития ребенка.

Соприкосновение с казахской культурой для детей других национальностей является органичным, интересным и развивающим. В основу формирования духовно-нравственной, целостной и гармрничной личности ребенка положена образовательная программа “Самопознания”, которая воспитывает гражданственность, знакомит с историей, искусством, традициями казахского народа через народные праздники, национальные игры, элементы фольклора, занятия с использованием принципов этнопедагогики.

От сердца к сердцу

И я хочу закончить свой доклад стихотворениям С.Я.Маршака “Пожеланья друзьям”

Желаю вам цвести, расти, Пусть каждый день и каждый час

Копить, крепить здоровье. Вам новое добудет

Оно для дальнего пути- Пусть добрым будет ум у вас, Главнейшее условье. А сердце умным будет.

Читайте также:  Эволюция понятия ребенок с проблемами в развитии

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево!

Коллективное творчество: Давайте мы с вами наполним это большое сердце жизненно важными ценностями человека и духовно-нравственными качествами, а так же свои от чистого сердца пожелания.

Так же слова И.Беляевой о том, в чем состоит рецепт счастья:

“Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого, встретите на своем пути!”

Спасибо за внимание!

ГККП Ясли-сад №38 «Ласточка»

Семинар для педагогов на тему:

«Нравственно – духовное воспитание детей через предмет «Самопознание»

Воспитатель группы «Балдаурен» Абилева Л.А.

г. Риддер

Источник

Духовно-нравственное воспитание через предмет «Самопознание»

Педагог-психолог, учитель самопознания

Копылова И.А.

В Послании Президента Республики Казахстан в числе приоритетных задач определен вопроскачественного роста человеческого капитала в стране.
«Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности» – призывает Н.А.Назарбаев нас, казахстанцев.

Актуальность.

 Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана, о его молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому необходимо чтобы образовательный процесс был направлен на формирование духовности и нравственности личности. 

Цель: содействие эффективной социализации детей в процессе воспитания и обучения.

Задачи:

-приобщение учащихся к миру, человечеству;

-приобщение учащихся к этнокультурным ценностям;

-воспитание нравственно-духовных ценностей, этического и эстетического понятия.

Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе нравственно-духовные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле“
Назарбаева Сара Алпысовна

Что же такое духо́вно-нра́вственное воспита́ние?

Духо́вно-нра́вственное воспита́ние — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.(Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют следующие высшие духовные ценности:индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство);семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи, это затрагивает как судьбы самих молодых людей, так и судьбу страны. Все чаще наблюдаем такие явления как терроризм, рост самоубийств, загрязнение окружающей среды, и т.д. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентаций молодёжи оказывают СМИ, особенно интернет. К сожалению, идет снижение нравственных качеств личности. Именно об этом говорит автор проекта нравственно-духовного образования «самопознание» С.А. Назарбаева: «на рубеже веков мы почему-то вдруг решили, что главная цель воспитания – научить ребенка нажимать кнопки компьютера и сносно болтать по – английски. И вот уже готов человек новой формации! А то, что это дитя не умеет отличать добро от зла, понять и разделить боль ближнего, нас, в общем-то, не волнует… мне хочется, чтобы дети с малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству, чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Познать себя – должен каждый» (С.А. Назарбаева) [7]

Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является Первая леди Республики Казахстан Сара Алпыскызы.

В Конвенции о правах ребенка обозначено «право на полноценное нравственное развитие».

 Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

«Самопознание» – это уникальный предмет, обладающий бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым. В основе программы – развитие нравственных и духовных качеств детей с учетом их индивидуальных особенностей. Подобного проекта нет в мировой практике. Он направлен на обучение детей ценностям, формирования навыков конструктивного общения, самораскрытие личностного потенциала, на поиск себя в многогранном мире человеческих взаимоотношений, на позитивное выстраивание личной судьбы. Основу авторской идеи проекта «Самопознание» автор видит в том, чтобы любить и быть любимым. Быть самим собой. Развивать свои собственные возможности, таланты, различать что такое «хорошо» и что такое «плохо». Учит ответственности за свои слова и поступки. Жить в гармонии с собой и окружающим миром, по совести, не придавая своего я. Созидать, творить на благо общества, постоянно самосовершенствоваться.

Духовно-нравственное воспитание на уроках самопознания осуществляется через игру, анализ ситуаций взятых из жизни, самовыражения через проявления своих творческих способностей, извлечение морали из изречений великих ученых, философов, писателей, учитель ведет диалог с учащимся, в котором он познает себя, познает мир. 
На уроках самопознания мы предоставляет возможность учащемуся посмотреть на себя со стороны как на совершенно постороннего человека. В других обычно очень ясно видны недостатки и слабости их и несоответствие слов с делами. Увидеть все это в себе очень полезно для познания самого себя. Самопознание человека включает не только изучение человеческой природы в других людях, но и в равной степени в себе. В других нам неприятны и даже отталкивающие некоторые свойства или особенности поведения. В себе они кажутся приемлемыми и простительными. И только отойдя от себя и смотря на себя со стороны, можно определить и увидеть недопустимость тех или иных свойств характера или поведения.

Читайте также:  Развитие речи ребенка второго года

Главная идея самопознания звучит так: «Откройтесь миру, и мир откроется для вас». Духовность, составляющая основы предмета «Самопознание», выражается в единстве трех основных измерений – интеллектуальном, этическом и эстетическом.
Уроки опираются на лучшие образцы духовного наследия человечества. С целью нравственного и духовного воспитания учащиеся проводят анализ своего внутреннего мира и дают оценку собственной деятельности, ищут выходы за пределы собственного «я», осмысливают, изучают, анализируют свои мысли, слова и поступки. Вместе с тем они совершенствуют свои положительные качества и преодолевают отрицательные. Также учащиеся творчески подходят к своей личности: эти уроки ориентированы на получение достоверных знаний о самом себе в целях дальнейшего саморазвития и самореализации. В конечном итоге  ученики получают такие человеческие  ценности,  как добро, красота, свобода, смысл жизни, истина, самоценность человека, достойный образ жизни, нравственность в целом.
Особенностью духовно-нравственного воспитания на уроках «Самопознания» является то, что на занятиях ведется откровенный диалог с учителем, в социально-ролевых играх и тренингах исследуется мир человеческих взаимоотношений, происходит обмен жизненными наблюдениями, развиваются навыки практического служения Родине, обществу.    

На уроках используем формы и методы как: «Круг радости» – это обязательный методический прием, которые создает доброжелательную атмосферу. Педагогический смысл этого приема заключается в том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя принятым в коллектив, где он пользуется доверием и доверяет другим.

«Наедине с собой» – методический прием направленный на развитие саморефлексии ребенка. Помогает учащимся распознать, почувствовать воздействие на свой организм, как на физическое тело, внешних факторов, и на основе этого влияния учиться понимать свое состояние, ощущение, чувство впечатления.

«Помечтаю» – методический прием, направлен на  эффективное формирование эмоций, чувств, под музыку или в полной тишине.

«Разминка» – методически существенный компонент занятий по самопознанию, необходим для снятия психологической нагрузки, усталости и снижения утомляемости.

«Почитаем» – один из важных приемов и этапов речевой деятельности. Здесь ребята учатся слушать и слышать, чувствовать и переживать.

«Беседа» – дидактический прием, позволяющий легче усваивать содержание темы.

«Инсценирование» – театрализованное представление литературных произведений. Формирует оценочные суждения.

«Творческая работа» – важная часть групповой деятельности. Включает ролевые игры, коллажи, упражнения, рисования.

Так же на уроках «Самопознания» учащиеся ведут портфолио помогает учащемуся провести самоанализ, разобраться в самом себе, раскрыть свое «Я». А учитель в свою очередь имеет возможность увидеть духовно-нравственный рост ребенка. 
Одним из методов приобщения учащихся к духовно-нравственной культуре является  проведение уроков посвященных национальным праздникам , Великой отечественной войне .

Сара Алпысовна Назарбаева считает, что самопознание нужно преподавать с самого детства – языком любви, рассказывая притчи, поучительные истории. Такие уроки-игры, как показывает практика, очень нравятся нашим детям и крайне важны для их родителей. С самого детства учащимся нужно прививать чувство уважения к старшим , сверстникам и т.д.
В своей практике провожу уроки, используя тренинговые формы, уроки-презентации , где учащиеся проявляют свои театральные способности. Это дает мне возможность приобщить ребят к природе, искусству, раскрыть ораторские и организаторские способности. Большую роль в воспитании нравственных качеств играют чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей.
Во время любого урока, большое внимание уделяет общению детей, учит их слушать друг друга, не мешать другим, участвовать в общей работе. На уроках ребята придумывают примеры, задачи, составляют предложения, тексты, задают друг другу различные вопросы. Сидящие за одной партой, проводят взаимную проверку ответов, полученные в решении примеров, задач, правильности записанных словарных слов, выученных наизусть стихотворений.
Часто даю детям такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу.
Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который заставляет самостоятельно мыслить и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию.
Знание уровня нравственной воспитанности учащихся помогает учителю правильно определить воспитательные задачи, которые отражают конкретные результаты нравственного формирования личности  школьника. «Самопознание», безусловно, поможет каждому казахстанскому школьнику освоить четкие ценностные ориентиры и широкий диапазон поведенческих стратегий для определения и реализации успешной жизненной и образовательной траектории.

В заключение хочу привести слова С.А.Назарбаевой: «Дети, их настоящее и будущее – это наша общая забота. Мы все и каждый из нас в отдельности несем ответственность за то, какой выбор сделают наши сыновья и дочери – пойдут ли они дорогою добра, будут ли они приносить пользу людям, помогать слабым, жить в гармонии с окружающим миром, созидать и творить, или же встанут на путь разрушения. Правильный выбор помогут им сделать уроки самопознания, уроки Любви». 

ЛИТЕРАТУРА
1. https://www.akorda.kz Официальный сайт Президента Республики Казахстан. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г.
2. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание». ГОСО РК 2.004.043.-2010»
3. Бабанский Ю.К. Педагогика. Курс лекций. – М.: Просвещение, 1983.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Том 2, – 69 с.
5. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.
6. https://bobek.kz Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный центр «Бөбек»

7. Методическое пособие  по предмету «Самопознание»

Источник