Самооценка ребенка с задержкой психического развития
Особенности самооценки детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности. Главным новообразованием становиться новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать с этой точки зрения последовательность своих поступков, предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого. Е.В. Субботский считает, что в силу интериоризации правил поведения нарушение этих правил ребенок начинает переживать даже в отсутствие взрослого. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и других людей.
Основой первоначальной самооценки является овладение умением сравнивать себя с другими детьми. Для шестилетних детей характерна в основном недифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка себя в сравнении с другими сверстниками. Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок 6-7 лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению .
Важные новообразования в развитии самосознания, связанные с зарождением самооценки, происходят в конце раннего возраста. Ребенок начинает осознавать собственные желания, отличающиеся от желания взрослых, переходит от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица – « Я ». Это ведет к рождению потребности действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать свое « Я ». На основе представлений ребенка о своем «Я» начинает формироваться самооценка.
В дошкольный период самооценка ребенка с ЗПР интенсивно развивается. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка со взрослыми. Вследствие отсутствия (ограниченности) адекватного знания своих возможностей ребенок первоначально на веру принимает его оценку, отношение и оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей. Неадекватная заниженная самооценка также может сформироваться у ребенка с ЗПР как результат частого неуспеха в какой-то значимой деятельности. Существенную роль в ее формировании играет демонстративное подчеркивание этого неуспеха взрослыми или другими детьми. Специальными исследованиями установлены следующие причины появления у ребенка заниженной самооценки
Дети с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют своих потенций, то есть неадекватная заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка.
Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у нее формируется неадекватная заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях.
Рекомендуем посмотреть:
Формирование зрительно-вербальной сферы у детей с ЗПР при подготовке к школе
Опыт работы учителя-логопеда. Особенности формирования словаря и словообразовательных процессов у де
Индивидуальная карта развития детей 5-6 лет с ЗПР в ДОУ по ФГОС. Образец
Развитие воображения у детей с ЗПР
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник
Специфика развития самооценки при задержке психического развития в подростковом возрасте
У детей с задержкой психического развития самооценка в онтогенетическом плане имеет свои особенности. Экспериментально подтверждено, что большинству детей младшего школьного возраста с данным нарушением свойственна неадекватная самооценка, часто завышенная, что соответствует ее состоянию при нормальном ходе развития в младшем возрасте (5). При этом к подростковому возрасту высота самооценки становиться нормативной (17).
Н. А. Жулидова, отмечает, что в условиях обучения детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста в массовой школе под влиянием постоянных неудач в учебе самооценка снижается. В то время как в условиях специального коррекционного обучения происходит «выравнивание» школьников с задержкой психического развития в учебной деятельности и оценка ими своих умственных возможностей постепенно повышается.
Подобная тенденция отмечается и в подростковом возрасте: доброжелательная атмосфера в школе, хорошие отношения в коллективе, определенные успехи в учебе, активное участие в жизни школы приводят к повышению заниженной ранее самооценки школьников и становлению ее адекватности.
Воспитание и обучение ребенка с задержкой психического развития – это единый процесс. Формированию адекватности самооценки таких школьников способствует правильно организованное обучение. Так Р. Д. Триггер указывает, что оптимальное изменение содержания и методов обучения младших школьников с задержкой психического развития способствует не только более глубокому и полному усвоению знаний, но и формированию у них адекватной самооценки. С другой стороны, адекватная самооценка благоприятствует успешности обучения детей с задержкой психического развития.
К числу специфических психологических новообразований подросткового возраста относится способность к анализу родительского мнения и выработка собственной позиции по отношению к родительской оценке. Родительская точка зрения начинает восприниматься подростком лишь как некоторая возможная точка зрения на себя. Однако, критерии самооценок в этот период еще очень несамостоятельны. Во многом они заимствованы у родителей.
Подросток, часто становясь в оппозицию к взрослому, во многом продолжает смотреть на себя как бы извне, глазами взрослого. Поэтому нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. М. Девай отмечает, что теплое принимающее отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков.
Формирование рефлексивности, дифференцированности, устойчивости адекватной самооценки формируются у подростков с ЗПР много позднее, чем у нормально развивающихся сверстников [9]. Эти качества самооценки не смогут сформироваться у детей с задержкой психического развития в нужном возрасте, в силу наложения отпечатка первичного дефекта на развитие личности.
Одним из основных факторов, оказывающих влияние на самооценку ребёнка в этот период, является школьная успеваемость и оценки учителя, поэтому дети с задержкой психического развития, имеющие трудности в усвоении школьной программы, попадают в группу риска.
Исследования А.И. Липкиной, Е.И. Савонько, В.М. Синельникова (1986), посвящённые изучению самооценки младших школьников с задержкой психического развития, показали, что для школьников, обучающихся в общеобразовательной школе, характерна низкая самооценка, неуверенность в себе.
М. Е. Гуменюк (40) указывает, что самоприятие у данной категории школьников развивается преимущественно по механизму интериоризации социальных реакций, а не по механизму успешности в деятельности, что свойственно нормально развивающимся подросткам.
Обучение в школе у детей с задержкой психического развития, как правило, сопровождается трудностями в усвоении программного материала. Переживание неуспеха в учебной деятельности приводит к затушевыванию в сознании подростков этой темы, к «отключению» в порядке самозащиты механизма развития самопринятия по пути осмысления успешности в деятельности. При этом самооценочные высказывания характеризуются у подростков с задержкой психического развития односложностью и нераспространенностью.
Самооценочная тематика недостаточно представлена у подростков с задержкой психического развития, она не носит эмоционально-личностной окрашенности и передается преимущественно темами, отражающими констатирующие, безрефлексивные, анкетно-штамповые сведения о себе, что свидетельствует о низкой актуальности самооценки и периферийности положения самопринятия в семантическом пространстве их «образа Я».
А. Жулидова (1981) в своём исследовании приходит к выводу, что чем сильнее выражена задержка психического развития у младших школьников, тем в большей степени школьники завышают свои возможности, тем менее критичны они к себе.
И.В. Коротенко (2005) констатирует, что у младших школьников с задержкой психического развития, получающих «положительные оценки в свой адрес» обнаруживается явное стремление несколько переоценивать себя. Это положение объясняется тем, что собственная малоценность ребёнка с задержкой психического развития компенсируется «искусственной» переоценкой своей личности, скорее всего неосознаваемой ребёнком.
Такие психозащитные тенденции у младших школьников с задержкой психического развития обусловлены, по мнению И.В. Коротенко, в определённой степени прессингом детей со стороны значимых взрослых, а также особенностями их личностного развития. Таким образом, по мнению автора у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, проявляется неадекватная, чаще завышенная самооценка.
Следует также отметить психологические особенности подростков с задержкой психического развития, влияющих на формирование самооценки:
– ограниченный запас знаний об окружающем мире, причем в наибольшей степени эта ограниченность проявляется в сфере образования понятий, требующих обобщенного и отвлеченного отражения действительности в словесно-логической форме;
– ограниченность отношений ребенка с окружающей предметной и социальной действительностью, что выражается в бедности его оценочных суждений и переживаний (морально-нравственных, практических, эстетических, интеллектуальных);
– недоразвитие самосознания вследствие ограниченных возможностей мысленного и эмоционального выделения собственной индивидуальности из окружающей остальной среды, что выражается в малой адекватности самооценки и уровня притязаний;
– ситуативность, узость, конкретно-практическая направленность целей, которые ставит перед собой подросток с задержкой психического развития.
Явление задержки психического развития неоднородно как по патогенезу, так и по структуре дефекта. Вместе с тем, для задержки психического развития характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.
Для этих детей характерно: незрелость эмоционально-волевой сферы сниженный уровень познавательной деятельности, а, следовательно, у них недостаточно сформирована база тех знаний и предметных понятий, которые необходимы им для обучения в основной школе. Рефлексивность, дифференцированность, устойчивость адекватной самооценки не формируются в нужном возрасте, в силу наложения отпечатка первичного дефекта на развитие личности.
Задержка в формировании образа Я этой категории подростков, препятствия на пути построения конструктивных размышлений о себе обусловлены не только дефектом развития, но во многом — негативным восприятием их со стороны взрослых.
Формирующийся «комплекс неполноценности» мешает становлению образа Я на рефлексивной основе и, более того, установлению дружеского общения со сверстниками и адекватных взаимоотношений.
Основными психологическими принципами подхода к процессу формирования личности детей с задержкой психического развития являются:
– учет структуры дефекта и возможных при этом отклонений в личностном развитии для того, чтобы своевременно предотвратить появление нежелательных личностных свойств;
– принцип учета сохранных возможностей психического развития, чтобы, опираясь на них, формировать дальнейшее обучение и возможные способы коррекции.
Источник
Методики исследования самооценки
- Методика Де-Греефа
Данная экспериментальная процедура, предложенная французский психиатром Де – Греефе, является простым приемом исследования самооценки у детей. Эта проба относится к прямым методам определения самооценки. Эта методика представляет собой 3-х балльную шкалу, адаптированы для детей.
Материал и оборудование: лист бумаги с нарисованными вверху тремя одинаковыми кругами (один круг обозначает самого ребенка, другой – его друга, третий – учителя), карандаш.
Проведение исследования.
Ребенку дают карандаш и бланк методики (см. Приложение 1).
Исследователь говорит: “Перед тобой три кружка: первый кружок обозначает тебя, второй – твоего друга, третий – вашу учительницу. От каждого кружка надо опустить вниз линию. От того, кто из вас троих самый умный, надо опустить самую длинную линию, от того, кто самый глупый, – самую короткую; от того, кто где-то посередине, – среднюю”.
Методика может проводиться как фронтально – с целым классом (или группой), так и индивидуально.
Анализ и интерпретация результатов.
В этом эксперименте дети с ЗПР, имеющие девиантное (отклоняющее) поведение проводят самую длинную линию от кружка, который обозначает их самих. Этот симптом повышенной самооценкой дебилов обнаруженный Де – Греефе, Л.С. Выготский предложил назвать именем автора. Это не критичность ребенка с ЗПР, это повышенная самооценка связана с общим интеллектуальным недоразвитием. Повышенная самооценка, которая очень часто встречается у дебилов и имбецилов, является проявлением общей эмоциональной окрашенности оценок и самооценок маленького ребенка, общей незрелости личности. Л.С. Выготский указывает, что возможен еще и иной механизм образования симптомы повышенной самооценки.
Она может возникать как пвсевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих. Л.С. Выготский считает, что Де – Греефе глубоко не прав, когда пишет, что, поскольку дебил самодоволен, у него не может быть чувство собственной малоценности и возникающие отсюда тенденции компенсации. Точка зрения Л.С. Выготского противоположна. Он считает, что именно на почве слабости, на почве чувства малоценности и возникает псевдокомпенсаторная переоценка своей личности.
2 ) Методика Дембо – Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки).
Для целей данного исследования методика была модифицирована. Изучалась только самооценка ребенка, как общее отношения к себе. Уровень притязаний не измерялся.
Материал и оборудование: бланк, методики, карандаш.
Проведение исследования.
Ребенку выдается карандаши бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указание верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой. (см. Приложение 2).
Исследователь говорит: “Любой человек оценивает свои способности, возможности и характер и др. Каждое качество, каждую сторону человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя который будет обозначать самое низкое развитие, а верхняя – самое высокое. Здесь семь таких линий. Они обозначают: здоровье; ум, способности; характер; авторитет у сверстников; умение много делать своими руками; внешность; уверенность в себе. Например, первая линия обозначает здоровье. На самом верху находятся самые здоровые люди, те, кто редко болеет, а внизу – больные, те, кто часто ходит в поликлинику. В серединки находится не очень здоровые и не очень больные люди. А куда бы ты поставил себя? Отметь это место на каждой линии крестиком (Х)”.
Методика может проводиться как фронтально – с целым классом (или группой), так и индивидуально.
Анализ и интерпретация результатов.
Высота самооценки: количество баллов от 45 до 74 удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствуют о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, нечувствительность к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствуют о крайнем неблагополучии в развитии личности.
- Методика «Лесенка»
Данная методика разработана В.Г. Щур и предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Методика была модифицирована. Изучалась столько самооценка ребенка, как общее отношения к себе. На самом деле эта методика представляет собой 7-ми балльную шкалу, адаптирована для детей.
Материал и оборудование: лист бумаги с нарисованной лесенкой, двумя фигурами человечков вверху и внизу, карандаш.
Проведение исследования.
Ребенку дают карандаши бланк методики (см. Приложение 3).
Исследователь говорит: “Посмотри на эту лесенку. Здесь семь ступенек. На самой верхней ступеньке стоят самые хорошие ребята. На ступеньку ниже (показывают) ставят просто хороших детей, чем выше – тем лучше дети. На средней ступеньке стоят не очень хорошие и не очень плохие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – ещё хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. А на какую ступеньку себя поставишь ты?”
Методика проводится индивидуально.
Анализ и интерпретация результатов.
Способ выполнения задания | Тип самооценки |
1.Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». | 1. Неадекватно завышенная самооценка |
2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие – то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». | 2. Завышенная самооценка |
3. Обдумав задание, ставит себя на 2 – ю или 3- ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. | 3. Адекватная самооценка |
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». | 4. Заниженная самооценка |
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказывается выполнять задания, на все вопросы отвечают: “Не знаю”.
Бланк методики Де – Греефе
Бланк методики Дембо – Рубинштейна в модификации Прихожан
Бланк методики «Лесенка»
1.Белова О.В. Общая психодиагностика – Новосибирск: «Научно – учебный центр психологии НГУ», 1996
2. Общение и формирование личности школьника / пол ред. Бодалева А.А., Кричевского Р.Л. – М.: «Педагогика», 1987
4. Белова О.В. Общая психодиагностика – Новосибирск: «Научно – учебный центр психологии НГУ», 1996
5. Белякова И.В., Петрова В.Г. Психология у
6.Бодалев А.А., Столин В.В., Афанесов В.С. Общая психодиагностика – СПб.: «Речь», 2000
7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте – М.: «Академия», 1999
8. Бокум Д., Крайг Г. Психология развития – СПб.: «Питер», 2004
9. Васкэ Е.В. Типология субъектов девиантного поведения. Автореф. дисс… канд. филос. наук. – Н.Новгород, 2000.
10. Гоноболин Ф.Н. психология – М.: «Просвещение», 1973
11. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. психология – М.: «Академия»
Источник