Самооценка ребенка основные факторы ее развития

Самооценка ребенка основные факторы ее развития thumbnail

Автор блога

Самооценка, СПОСОБНОСТЬ К ПЕРЕМЕНАМ

05.04.2017

Поделитесь информацией с друзьями

Подписаться на YouTube канал https://www.youtube.com/user/ladonycheva

Как формируется самооценка, что влияет на самооценку. Как появляется низкая самооценка. Заниженная самооценка у ребенка. Причины низкой самооценки.
самооценка ребенкаЧто такое самооценка я подробно рассказала в своей статье Что нужно знать о самооценке? Факты и мнение психолога. Принято считать, что самооценка у ребенка формируется в первые пять лет жизни. В этот период основное воздействие на него оказывают родители, братья, сестры и близкие родственники.

Именно они и воспринимаются ребенком как «значимые другие», чьим словам он безоговорочно верит и чье поведение и отношение к себе воспроизводит в своей жизни. Рассмотрим это утверждение подробнее.

Факторы, влияющие на формирование самооценки у ребенка:
1) воспитательный стиль родителей
2) самооценка родителей, в основном матери
3) принятие родителями ребенка таким, какой он есть
4) отношение к ребенку

Семья, где часто происходят конфликты и царит взаимное непонимание и пренебрежение интересами и потребностями друг друга, создает негативный психологический климат и деструктивные условия для развития личности ребенка. Кроме того, разрозненные, несогласованные и непоследовательные требования к ребенку способствуют возникновению у него тревожности как свойства личности, неуверенности в себе и низкой самооценки. Малыш не понимает, как ему себя вести, как реагировать на те или иные ситуации, ведь родители и сами не могут прийти к договоренности о системе семейных ценностей и воспитательном стиле, а потому дают своему чаду противоречивые указания, и каждый из родителей имеет свои ожидания относительно поведения ребенка.

Единые, ясные и понятные ребенку требования и правила поведения приводят к формированию у него более четкого представления о себе. Когда ребенок усваивает от родителей нормы правильного поведения, он получает ориентир, помогающий ему сделать процесс взаимодействия с родителями более легким и успешным. Это также снижает уровень тревожности, так как ребенок знает «правила игры», и ему не нужно переживать по поводу возможной негативной реакции родителей на его действия или поведение в целом.

Еще одним фактором, который оказывает решающее воздействие на формирование самооценки в раннем возрасте, является отношение родителей к самим себе. Ключевую роль здесь играет самооценка матери, ведь большую часть времени ребенок проводит именно с ней и перенимает ее отношение к себе как единственно верное. Поэтому попытки родителей научить ребенка любить и уважать себя терпят поражение, если сами родители не принимают себя, не ценят и не любят. Ребенку не нужно ничего объяснять, он впитывает ваше собственное отношение к себе и воспроизводит его в дальнейшем.

Выше я упомянула, что необходимо принимать ребенка таким, какой он есть, со всеми его особенностями и отличиями. Это одно из важнейших условий формирования у ребенка самоуважения и развития любви к себе, ведь если самые близкие люди любят его таким, настоящим, то ребенок понимает, что он достоин любви не за какие-то дела, а просто потому что он есть. В случае, когда родители выставляют ребенку некие условия или требования для получения их любви, то ребенок воспринимает это как отвержение, он чувствует, что его не принимают таким, какой он есть, что с ним «что-то не так» и он не заслуживает безусловной любви. Конечно, дети делают все ради получения одобрения и лишней порции любви и ласки от родителей, однако впоследствии это приводит к отказу от себя реального и созданию разных масок и ролей, образов себя, далеких от настоящего Я, но позволяющих адаптироваться к социуму.

В заключении, хотелось бы отметить, что родители — это своеобразное зеркало для ребенка. Все, что они транслируют ребенку, он принимает за истину. Если родители проявляют в обращении с ребенком безусловную любовь, уважение и доверие, ребенок приучается и сам относиться к себе как к человеку, достойному этих чувств. При этом, попустительский стиль воспитания и отсутствие адекватных границ приносит больше вреда, чем пользы. Во всем необходимо соблюдать баланс и равновесие. Ребенку нужны ориентиры, границы дозволенного, нормы поведения, так он обретает уверенность в себе и своей способности эффективно взаимодействовать с окружающим миром.

Как повысить самооценку, вы узнаете из последующих статей:

  • Влияние добрых дел на отношение к себе
  • Как перестать себя критиковать?
  • Как мы поддерживаем свою низкую самооценку?
  • Как повысить самооценку?

КНИГИ ПО САМОПОМОЩИ, КОТОРЫЕ Я РЕКОМЕНДУЮ:

  • Р. Лихи “Свобода от тревоги”
  • Д. Ковпак “Трудные люди. Как с ними общаться?”
  • Р. Лихи “Победи депрессию прежде, чем она победит тебя”
  • М. Битти “Как избавитьcя от желания постоянно опекать других и начать думать о себе”
  • Д. Прохазка “Психология позитивных изменений. Как навсегда избавиться от вредных привычек”
  • К. Макгоникал “Как развить и укрепить силу воли”
  • Л. Петрановская “Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка”

Источник

Можете ли вы утверждать, что знаете все о детской самооценке? И понимают ли родители, воспитатели, учителя, что такое самооценка и насколько она важна? 

Самооценка формируется с младенчества. О том, какие факторы влияют на ее развитие, какие нормы признают психологи, какие способы поднятия самооценки существуют, расскажем в статье. 

Формирование самооценки и ее влияние на развитие

Формирование детской самооценки начинается задолго до того, как малыш начинает осознанную жизнь: понимает слова и умеет разговаривать. Практически с самого рождения ребенок чувствует окружающую обстановку, отношение к нему родителей или других людей. 

Если внешний мир не имеет раздражителей – никто не кричит, не нервничает, не обвиняет друг друга, малыш чувствует себя хорошо, уверенно и спокойно.

Прикосновения любящих рук, объятия и поцелуи, ласковые слова ребенок ощущает инстинктивно. И если это присутствует постоянно, маленький человек чувствует себя защищенным и любимым.

Это главные формы для закладки самооценки. Ребенок, растущий в атмосфере спокойствия и добра, не имеет проблем с самооценкой. 

Читайте также:  9 недель ребенку развитие питание

Если же в семье постоянно слышатся крики, раздражение сквозит в воздухе, обвинения звучат с утра до вечера, ребенок становится беспокойным. Он чувствует себя ненужным, считает причиной негативных событий и теряет самооценку. 

Уже к 5-летнему возрасту малыш будет иметь заниженную самооценку. Он будет думать, что плохой, что виноват в том, что родители ругаются, станет задаваться вопросом «а если бы меня не было, наверное, не было бы сейчас ничего плохого».

Развивается тревожность, агрессия, неуверенность в себе и мнительность. Маленькие дети с низкой самооценкой не умеют вести себя в обществе, плохо ладят со сверстниками, они думают, что с ними не хотят общаться и играть.

Девочка боится подойти к подружкам и поиграть с ними в куклы, потому что думает о том, что ее не примут, им и так весело. Мальчик боится показать робота, которого собрал сам, своим друзьям, потому что опасается высмеивания. 

Постепенно стеснительность и робость становятся частью жизни, формируют характер и являются причиной комплексов. Дети избегают общения, предпочитают проводить время в одиночестве и перестают к чему-либо стремиться.

Ребенок с нормальной самооценкой ведет себя спокойно в любом обществе. Ему комфортно со сверстниками и детьми разных возрастов, легко со взрослыми людьми. Он не стесняется рассказывать о себе и своих увлечениях, показать свои поделки, игрушки, нередко сам становится инициатором игр и разговоров. 

Дети с устойчивой психикой и развитой самооценкой не задумываются о том, что о них думают и кем их считают. Им достаточно собственного мнения о себе и мнения родителей.

Формирование самооценки и ее влияние на развитие

Самооценка завышена: в чем дело?

Дети с завышенной самооценкой – еще одна крайность, такие ребята могут страдать не меньше тех, у кого она занижена. Происходит это потому, что последствия схожи. Малышей, уверенных в том, что они лучше других, не принимают другие дети, дразнят и обходят стороной. 

С ними не хотят играть, разговаривать, их стараются уколоть словами и всячески принизить. Почему так происходит?

Когда ребенок не достиг школьного возраста, родители и другие родственники потакают ему дома, выполняют капризы и требования, поддерживают высокое самомнение. Но когда маленький зазнайка выходит в коллектив, начинаются сложности.

Например, девочку, имеющую лишний вес, родители холят и лелеют. Она для них «принцесса» несмотря на то, что весит на двадцать килограммов больше сверстниц. Девочка не комплексует, ведь каждый день слышит похвалу мамы и папы, которые не замечают (или не хотят замечать) лишний вес. 

Что происходит, когда такая «принцесса» приходит в школу и встречается с другими девочками? В лучшем случае ничего, если дети поведут себя корректно.

Но если в классе попадется насмешник, «принцесса» столкнется со стеной непонимания и жестокости. Дома она лучшая, самая красивая и умная, а в классе она вдруг стала «жирная толстуха», которой «голова нужна, чтобы есть»?

Это несоответствие способно взорвать детскую психику, нанести девочке оскорбление и стать причиной нервного срыва. Поэтому важно способствовать формированию правильной, адекватной самооценки с малых лет.

Самооценка завышена: в чем дело

Норма самооценки дошкольника: этапы и признаки

Существует ли какая-то норма самооценки дошкольника? Психологи выделяют несколько этапов формирования самооценки у детей дошкольного возраста.

  • С рождения до 1,5 лет. Когда малыш появляется на свет, он не имеет представления ни о себе, ни об окружающих. Среда, в которую он попадает, начинает влиять на его миропонимание и развивать самооценку. 

Новорожденные умеют только чувствовать отношение к себе, дети постарше уже оценивают свою внешность и замечают мнение окружающих.

Если малыш чувствует положительное отношение и любовь, самооценка развивается правильно. Если сталкивается с негативом и критикой в свой адрес, самооценка развивается низкой. Мнение родителей крайне важно, так как именно в первый год формируется привязанность и доверие. 

  • 1,5 года – 4 года. К этому времени ребенок переживает один-два возрастных кризиса: в 1 год и 3 года. Малыш добивается самостоятельности, доказывает, что он личность и «качает права». 

От того, как взрослые воспримут эти изменения, зависит развитие самооценки. Если поддержат и примут – разовьется адекватная, если посмеются и отнесутся несерьезно – существенно снится. 

  • 4 года – 6 лет. Ребенок формируется как личность, определяет, каким человеком хочет быть, кем стать, чем обладать. Доверие к родителям и наличие взаимопонимания помогают развиваться правильной самооценке. 

Недоверие и критика вызывают чувство вины, а это уже заниженное самовосприятие.

Самооценка формируется в зависимости от активности и деятельности детей. Развитие предполагает ситуации, в которых малыши должны каким-то образом проявлять себя и выражать свою позицию. 

Игра, общение со сверстниками может требовать проявления характера. Если наблюдать за детьми, можно довольно быстро определить характер малыша. 

Тот, кто с ходу начинает командовать, говорить, что и как надо делать, не имеет проблем с самооценкой. 

Тот, кто беспрекословно подчиняется или вовсе боится подойти к играющим, страдает от низкой самооценки.

Норма самооценки дошкольника

Как повысить самооценку ребенка?

Как повысить самооценку ребенка? Как сделать так, чтобы малыш перестал стесняться людей, бояться общения и смог проявить себя и показать способности?

  • Хвалите детей. Малыши воспринимают себя так, как их воспринимают окружающие. Меня похвалили, значит, я хороший. Мне сделали замечание, значит, я плохой. 

Похвала стимулирует детей, придает уверенности, повышает самооценку. Критика моментально снижает ее и отбивает желание стремиться к чему-то.

  • Если нужно раскритиковать ребенка, старайтесь делать это деликатно. Лучше сначала похвалить, выделить положительные качества, а потом посоветовать, что поправить, чтобы стало лучше. Не обзывайте детей, не смейтесь над ними и не унижайте публично. 
  • Не произносите «Но». Фраза «Ты, конечно, молодец, НО…» сразу снижает важность похвалы. Она нацелена на указание недостатка. 

Как ее исправить? «Ты, конечно молодец. Твоя работа мне очень нравится. Давай подумаем, как можно сделать ее еще лучше? Может, добавить то-то и то-то?». 

Эта фраза уже нацеливает малыша на продолжение деятельности и на совершенствование сделанного.

  • Давайте детям свободу действий. Не нужно указывать с точностью до пункта на то, что нужно выполнить. Дайте простор фантазии, попросите придумать решение и воплотить его. 
Читайте также:  Современный подход к развитию речи ребенка

Ребенок не всегда беспомощный, просто ему много чего запрещено.

Как повысить самооценку ребенка

Как поднять самооценку и можно ли ее закрепить?

Как поднять самооценку, когда она сформировалась заниженной? Ребенок уже считает себя источником проблем, отказывается общаться и играть, не хочет приступать к какому-то делу, считая, что все равно не получится. 

Как вернуть нормальное восприятие себя как личности и помочь малышу поверить в свои силы?

  • Показывать ребенку, что он любим. Слова, прикосновения, внимание, уделенное время – эти вещи бесплатны, но ценность их велика. Малыши откликаются на ласку, тепло и любовь. 
  • Разговаривать с детьми, они должны знать, что небезразличны. Спросите, как прошел день, что было интересного. Заведите привычку беседовать перед сном. Фокусируйтесь на положительных моментах. Играйте в игру «5 хороших воспоминаний сегодняшнего дня». 

Начните сами, расскажите ребенку одно хорошее воспоминание за день, попросите рассказать о его воспоминании. И так по очереди. Говорите только о хорошем.

Так с детства получится сформировать привычку фокусироваться на положительных моментах дня, чтобы рассказать о них вечером. Это хорошая привычка, которая помогает видеть больше хорошего, чем плохого.   

самооценка

  • Прекратить ругаться. В принципе. Не ругать ребенка, мужа/жену, коллег, соседей. Не устраивать сцен в общественном транспорте, магазине, не оскорблять окружающих. Ребенок, чувствуя агрессию, исходящую от вас, может раздражение воспринять на свой счет. Решит, что расстроил, чем вызвал такое поведение.
  • Давать задания по возрасту. Соизмерять возможности ребенка и способности со сложностью поручений. Ребенок в пять лет не сможет сходить в магазин и принести сумку продуктов. А подросток сможет. Малыш не в состоянии навести порядок во всем доме, а подросток в состоянии. Проводите аналогию и не нагружайте детей сложностями. 
  • Учить детей правильно отказывать. Малыш с низкой самооценкой иногда старается всем угодить и понравиться, хочет, чтобы его заметили, похвалили. 

Это нередко играет против него, так как чужие люди пользуются доверчивостью и услужливостью. Как правило, ничем хорошим это не заканчивается, самооценка не возрастает, но ребенок этого не может знать в силу малоопытности.

  • Работать над собой. Взрослым необходимо понимать, что они долгое время являются идеалом, на который равняются дети. Малыши копируют поведение, жесты, привычки, манеру общения мам и пап.

Если мама всегда молчит, беспрекословно слушается остальных и выполняет их требования (живет ради семьи и детей), это плохо влияет на домашних. Мама перестает быть личностью, воспринимается только как персонал, нанятый готовить, стирать, убирать, ухаживать за всеми.

Дочь вполне может стать такой же обезличенной, глядя на мать. А сын может вырасти эгоистом с завышенной самооценкой, глядя на отношение отца к матери. 

Детская самооценка – залог будущей жизни. Если она развивается правильно и адекватно, ребенок растет самодостаточным, знает свои возможности, способности и стремится их усовершенствовать.

Если самооценка занижена, следует принять меры по исправлению ситуации, иначе малыш станет тревожным, боязливым, стеснительным и вряд ли добьется каких-то выдающихся успехов.

Источник

В данной статье предлагаю подробно разобрать, как формируется самооценка ребенка, и что на это влияет.

Содержание 

Что влияет на формирование самооценки у ребенка?

Возрастные особенности формирования самооценки

Условия формирования адекватной самооценки у ребенка

Давайте разберемся в том, что же такое самооценка. Если сказать совсем просто, это оценивание себя. Если попробовать развернуть определение, самооценка — это представление человека о себе и оценивание своих качеств, отношение к собственным достоинствам и недостаткам, восприятие себя в сравнении с другими людьми. Невозможно раз и навсегда закрепить определенную самооценку. В процессе жизни она может меняться. Иногда кардинальным образом, а иногда оставаться примерно на одной стадии. Путем работы над собой можно самому самостоятельно повысить самооценку.

 data-mce-src=

Что влияет на формирование самооценки у ребенка?

Развитие самооценки у ребенка начинается с самого рождения. Что влияет на самооценку? В первую очередь в детстве огромное значение имеет окружение. Маленький человек еще ничего не знает о себе. Он видит отношение родителей, слышит, что они говорят, как комментируют действия, реагируют на поступки, проявление эмоций, высказывания.

Еще самооценку формируют достижения ребенка. Но большую роль в детстве играет реакция взрослого. Если вы постоянно обращаете внимание на то, что ребенок делает не так уверенно, как его сверстники, влияние будет негативным. Чрезмерная похвала также будет способствовать нездоровой самооценке, которую необходимо постоянно подпитывать извне.

Возрастные особенности формирования самооценки

Важно помнить, что в детстве самооценка ребенка еще очень нестабильна. Поэтому именно мы, родители, должны ставить границы и очерчивать ее – поддерживать, подбадривать, объяснять, как правильно.

Дошкольный возраст

Ребенок в дошкольном возрасте ориентируется на взрослых, именно их оценка очень сильно влияет на становление личности и восприятие себя. Главная ошибка взрослых — связывание личности ребенка и его поступков. Ребенок может поругаться с братом, обидеть животное, что-то намеренно испортить, но он не перестает быть хорошим. «Ты плохой» — это манипуляция, от которой стоит стараться избавляться. Так мы разводим поведение и личность, как следствие — низкая самооценка. Помните: ребенок хороший, поступок плохой.

В этом возрасте у детей еще много эгоцентризма, они связывают с собой плохое самочувствие родителей, злость папы, грубость брата, им кажется, что они нелюбимы или виноваты в таком поведении других. Важно также объяснять ребенку, что происходит: «папа устал», «братик тебя любит, но сейчас он был не в духе».

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте взрослые все еще выступают авторитетом для ребенка. Но самооценка из завышенной постепенно переходит в адекватную. Важно помнить, что в этом возрасте дети все еще в большей степени воспринимают себя через оценку родителей и учителей. Именно поэтому отметки так болезненно влияют на мотивацию успеваемости. Важно помнить, что сейчас самое время направлять ребенка на успех через формирование адекватной самооценки: поддерживать, подбадривать, любить, уважать, подчеркивать достоинства.

Младший подростковый возраст

В младшем подростковом возрасте (в среднем школьном) ребенок учится сам оценивать себя относительно объективно. Но здесь большое значение имеет его общение со сверстниками, контакт со своими чувствами. Значимо то, как взрослые относятся к нему, интересуются его внутренним миром. Самооценка детей начинает развиваться через призму общения со сверстниками. Именно их мнение сейчас играет решающую роль. 

Читайте также:  Взаимодействие взрослых в развитии ребенка раннего возраста

 data-mce-src=

Старший подростковый возраст

Старшеклассники имеют очень нестабильную ситуацию — тут и первая любовь, и профессиональное самоопределение. Могут возникать эмоциональные трудности. Старшие школьники продолжают оставаться ранимыми, особенно по поводу замечаний в отношении их внешнего вида. У детей в этом возрасте появляются комплексы, поэтому очень важно повышать самооценку. Она начинает крепнуть, но еще не так стабильна, как у студентов или у взрослых. Именно поэтому важно проявлять интерес к своему ребенку. Поддержка, подбадривание и выстраивание четких границ остаются главными помощниками.

Условия формирования адекватной самооценки у ребенка

Не сравнивайте

Самая частая ошибка родителей — сравнение своих детей с другими в благих целях. «Посмотри, как Катя учится хорошо», «Обрати внимание, мальчик меньше тебя, а он не плачет», «Видишь, как Вася рисует». Все эти замечания не имеют никакого воспитательного воздействия и лишь прибавляют ребенку неуверенности. Вряд ли вы захотите, чтобы вас сравнивал супруг с соседкой, а начальник — с работником из соседнего отдела.

Мы все хотим чувствовать свою уникальность. Мы не знаем, как живут чужие дети, не знаем, какие проблемы могут у них возникать. Мы часто видим только то, что на поверхности. Да, Катя учится хорошо по математике, а с русским языком у нее не очень хорошо складывается. Но Катя медалистка, и ей помогают учителя. Мальчик не плачет, потому что он выспался и поел, у него хорошее настроение. А Вася хорошо рисует, потому что способности у него от природы такие. Замечайте в своем ребенке то, в чем силен он. Сравнения разрушают ваши отношения и понижают доверие.

Давайте реальную оценку

Избегайте перегибов. Не стоит занижать способности ребенка, но и завышать их. Иногда родители перегибают палку в похвале. Не следует хвалить детей за все подряд и манипулировать похвалой, постоянно говорить «ты хороший мальчик», «молодец», комментировать каждое действие, слишком эмоционально реагировать на поступки. Так мы прививаем детям зависимость от оценки.

С другой стороны, не надо постоянно концентрироваться только на негативе. Употреблять фразы «ты плохая девочка», «ай-ай-ай, как тебе не стыдно», «посмотри, все люди на тебя смотрят». Важно стараться оценивать ребенка адекватно, понимая, что сильные перегибы приведут к перекосу в ту или иную сторону. Когда вы видите, что у ребенка что-то получилось, вы можете это отметить. Расскажите, что вы видите или чувствуете. Например: «Ты нарисовал большой зеленый дом, он напоминает мне тот, который мы видели, когда гуляли». Или: «Я вижу, как ты растешь — уже ешь сама вилкой». Самое главное — оценивать ребенка реально. Если он допускает ошибку и сам говорит о ней, не переубеждать, что все в порядке, а предлагать попробовать еще раз, помочь найти путь в решении проблемы.

Уважайте границы ребенка

Этот пункт включает довольно широкий спектр. Важно относиться уважительно к желаниям и чувствам ребенка, к его мыслям и представлениям, к игрушкам и другой собственности. Давайте разбираться по порядку.

Что касается чувств и желаний — это не значит, что необходимо выполнять все требования ребенка, это значит признавать его право на плохое настроение, грусть, скуку, злость. Дети могут чего-то хотеть, и это действительно нормально. Не стоит подменять понятия. Если ребенок просит новую игрушку, не надо его ругать. Это желание. Объясните, почему сейчас вы не будете ее покупать, откажите, но не стоит говорить «ты постоянно что-то клянчишь».

Что касается мыслей, представлений ребенка, здесь также следует проявлять гибкость. Неважно, сколько ему лет, важно уважать интересы, выбор друзей — именно такое отношение будет формировать адекватную самооценку.

Стоит отнестись с особым вниманием к вещам ребенка: когда малыш подрастет, советуйтесь с ним по поводу его одежды, не берите без спроса игрушки, у детей постарше — дневник или личные записи. Не залезайте без спроса в сумку или рюкзак. Важно, чтобы ребенок видел уважительное к себе отношение, это будет благоприятно влиять на оценку себя. Разделяйте личность и поступки ребенка.

Станьте примером

Важно сказать и о том, что самооценка ребенка формируется еще и на примере того, как сами родители к себе относятся, как оценивают. В возрасте 3-6 лет идет процесс отождествления ребенка с родителем своего пола — с мамой или с папой. Поэтому запечатлеется то, как сами взрослые к себе относятся, что они говорят о себе, как ведут. Молчат или смело отстаивают свою позицию? Считает ли мама себя умной, красивой, интересной, насколько уверенно ведет себя? Что думает папа о себе, какие фразы произносит вслух, что показывает своим поведением?

 data-mce-src=

Именно в семье под влиянием взрослых и складывается самооценка ребенка, там она развивается. Вы можете делать вид, что оцениваете себя достаточно высоко либо наоборот, но дети видят, что происходит на самом деле. Старайтесь делать так, чтобы ваши слова не расходились с поступками. Заботьтесь о себе, общайтесь уважительно и требуйте такого же отношения к себе. Давайте послабления, делитесь своими заслугами и достижениями. Такие шаги будут полезны и для вас, и для ребенка.

Создавайте ситуации успеха 

Не стоит требовать от двухлетки завязывать шнурки, а от годовалого малыша — самостоятельно есть ложкой. Степень ответственности должна быть сообразна возрасту. Тогда ребенок будет чувствовать, что справляется хорошо, видеть свои успехи.

Если вы требуете от ребенка слишком многого, его самооценка будет занижаться. Создавайте ситуации успеха. Не стоит отдавать негибкого ребенка на гимнастику, а того, что не любит рисовать, в художественную студию. Идите за интересами ребенка. Пусть он занимается тем, что ему особенно нравится, что получается лучше всего. Именно тогда он будет расти уверенным в себе человеком, который знает себе цену. 

 data-mce-src=

Итак, основные моменты в

 

формировании здоровой самооценки ребенка

 

— личный пример, адекватные требования, много поддержки и

 

похвала по

 

делу. Именно от

 

самооценки зависит уверенность в

 

себе, успешность в

 

жизни, легкость в

 

общении с

 

людьми и

 

способность заводить новые контакты, умение говорить «нет» и

 

отстаивать свои границы. Человек с

 

адекватной самооценкой знает себе цену, но

 

у

 

него нет потребности постоянно конкурировать. Он

 

умеет сотрудничать и сам становится источником поддержки для других.

В

 

то же самое время стоит помнить, что в

 

детстве самооценка зависит напрямую от

 

взрослого и

 

является достаточно нестабильной вплоть до

 

подросткового возраста, где она постепенно выравнивается. 

Не

 

стоит бояться сделать неловкое движение, но

 

стоит помнить, что в

 

семье закладывается база самооценки. Взрослый человек способен повысить самооценку

 

при помощи собственной активности, через достижения, общение с

 

поддерживающими людьми и

 

с

 

помощью самоанализа.

Источник