Самооценка и ее влияние развитие ребенка

Самооценка и ее влияние развитие ребенка thumbnail

От автора:

                             Самооценка и ее влияние на воспитание ребенка

Самооценка – это склонность переживать себя как заслуживающего счастья и способного успешно справиться со всеми жизненными трудностями. Это оценивание своих сторон, как сильных, так и слабых.

В основе самооценки лежит жизненная необходимость человека более точно выявить все ресурсы, которые могут помочь достижению желаемой цели. Как говорит народная мудрость: не силой, так умом; или же не мытьем, так катаньем.

«Кто понимает – не оценивает, а кто оценивает – не понимает» Китайская мудрость

Большинство семей, в которых мы вырастаем, – по сути, дисфункциональны.

Еще не родившись, ребенок верит. Он верит, что нужен этому миру, родителям; верит, что придет в этот мир желанным и любимым. Он открыт и доверчив, его душа распахнута. Сначала… Но все оказывается намного сложнее и, даже не появившись на свет, ребенок начинает получать душевные раны.

Вот первый возможный опыт получения травмы: мама ждет ребенка. Но она не налаживает с ним контакта, более того, она не рада своей беременности, не планировала ее. Быть может, нет поддержки, отец ребенка поступил безответственно, и ей трудно. И травма ребенку уже нанесена. Большая. Он на духовном уровне в утробе общается с матерью и получает информацию о том, что он лишний, что он не нужен. Между ним и матерью не установлена духовная связь Любви и принятия. И такой ребенок, появившись на свет, запустит свою «программу» нелюбви и ненужности. Откуда же взяться уверенности? Поэтому самый первый способ защитить будущего ребенка от неуверенности – это планировать его ОСОЗНАННО и с Любовью. Но все мы знаем, что в жизни многое по-другому, и редко, очень редко детки с самого зачатия живут в любви матери и отца.

Так что мы все с вами примерно с одной историей: нас рожали и мало задумывались, зачем.

Второй опыт получения травм: родившись, ребенок попадает в чужой незнакомый мир и начинает «познавать» уроки жизни. Ведь на самом деле, кому как повезет: кто-то больше, кто-то меньше получит душевных травм, но их получают все. В период от 2 до 6 лет формируется личное представление ребенка о самом себе и поэтому, если он растет в недружественной обстановке, чувство его неуверенности в себе закрепляется и он усваивает на всю жизнь, что он не такой как все.

Родительское влияние на нашу самооценку очень велико, хотя факторы, от которых она зависит, разнообразны и не сводятся к чему-то одному.

Родители препятствуют нормальному развитию самооценки, когда они:

  • передают ребенку сообщение о его или ее «недостаточности»;
  • наказывают или укоряют за выражение «неприемлемых» чувств;
  • насмехаются, относятся к детским мыслям и чувствам как к малоценным и не очень важным;
  • пытаются контролировать ребенка при помощи чувств стыда и вины; 
  • чересчур опекают его или ее, затрудняя нормальное обучение и развитие уверенности в себе; 
  • растят ребенка вовсе без правил, т.е. без поддерживающей структуры, или правила противоречивы, загадочны, не подлежат обсуждению, угнетающи, в любом случае – тормозящие нормальный рост; отрицают детское восприятие реальности и неявно способствуют сомнениям ребенка в своем здравомыслии; 
  • представляют очевидные факты как нереальные вопреки рациональности ребенка; 
  • терроризируют ребенка физическим насилием или его угрозой; 
  • превращают ребенка в сексуальный объект; 
  • утверждают, что ребенок плох, недостоин, грешен по природе своей.

Все «промахи» взрослых безумно мешают жить в последующем! Только представьте себе, скольких возможностей такой ребенок себя лишает: он не может обратиться за помощью, потому что боится получить боль отвержения, он не может рассчитывать на себя, потому что думает, что он недостаточно хорош для того, чтобы действовать, он с помощью значимых близких «внушает» себе свою беспомощность. Вот так, шаг за шагом мы формируем представление о себе. И это представление не из лучших. И что интересно, мы с каждым шагом закрепляем негативный образ себя, потому что это для нас известно и привычно. Человек так устроен, что до определенного времени действует по шаблону, сформированному в детстве, потому что так безопаснее.

Поскольку мы действуем привычным образом, мы выбираем такие ситуации, которые подтвердят нам нашу неуверенность. Ком снежный все нарастает и нарастает. И вот неудача за неудачей копится в нашем багаже и мы все больше в себе разочаровываемся. Как правило, неуверенные в себе люди сосредоточены именно на неудачах, они замечают только их; все успехи – это лишь случайность или стечение обстоятельств.
И Вы представляете, с каким «багажом» мы идем по жизни?!

До самой смерти, если не начать работать с собой, над своей самооценкой.

Читайте также:  Комплексное развитие ребенка детский клуб

Самооценка нужна нам для того, чтобы видеть себя в мире такими, какими мы являемся на самом деле. Она не преследует целью нахождение в своем Я недостатков с их дальнейшим оплакиванием, самооценка нужна для того, чтобы найдя и узнав свои слабые места и стороны, верно оценить свои шансы на достижение заветной цели. Под таким углом зрения любое оценочное суждение должно подвергаться критическому осмыслению независимо от того, положительное оно или негативное, и тем самым способствовать более четкому и точному определению слабых и сильных сторон личности.

Таким образом, самооценка – это область расчетов, а не эмоциональное состояние.

Расчет может быть или правильным, или неправильным.

Низкая самооценка – это следствие неправильных расчетов, результатом которых, как правило, становятся отрицательные проявления недовольной собой и неуспешной личности. Формулировки типа «Я слабый», «Я некрасивый», «Я не очень умный», «У меня нет никаких талантов», «У меня никогда это не получится», «Я не смогу с этим справиться» и др., выражающие низкую самооценку, соответствуют неуспешности личности в жизни в целом. Такие люди нерешительны, зависимы, необъективны, часто действуют под влиянием инфантильных чувств, не способны к прямым и честным отношениям с людьми и подменяют их деструктивными психологическими играми. Ища оправдания собственным неудачам, они видят в других исключительно отрицательные качества. Как видим, заниженная самооценка есть фактор, крайне негативно влияющий на развитие личности. В социуме ее влияние на судьбу человека может проявляться как в обыденных, так сказать, неудачах – не сложившейся карьере, несчастливой семейной жизни, общей неудовлетворенности собой, подавленности, пессимизме, так и в экстремальных проявлениях.

Статистика подтверждает, что абсолютное большинство преступников и наркоманов – люди с заниженной самооценкой.

Напротив, высокая самооценка – следствие правильных расчетов. По сути, описание человека с высокой самооценкой есть почти точное описание личности, чувствующей свою компетентность. Это может быть выражено такими формулами: «Я могу», «Я достоин», «Я справлюсь», «Это мне по плечу» и т.п. Идеальный вариант самооценки – это самооценка на уровне чуть выше планки реальных возможностей личности на текущий момент. Высокая самооценка позволяет обращаться к другим с уважением и добрыми намерениями; иметь убежденность в том, что ты достоин успеха; добиваться высокого уровня социальной кооперации; чувствовать собственную значимость в рабочем процессе.

Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви.

Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, но способен в трудную минуту попросить помощи у других, при том, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высокой самооценкой внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на
поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор. И в этом ему помогает его интеллект.

Самооценка складывается из двух взаимозависимых аспектов:

Самоэффективность (ощущение личной эффективности). Уверенность в функционировании собственной психики, в способности мыслить, в процессах, посредством которых я сужу, выбираю, решаю; уверенность в способности понимать факты реальности, входящие в сферу моих интересов и потребностей; когнитивная уверенность в себе.

Самоуважение (ощущение личного достоинства). Уверенность в своей ценности; позитивный (утвердительный) принцип по отношению к моему праву жить и быть счастливым; комфорт при уместном утверждении моих мыслей, желаний и потребностей; чувство, что радость – мое неотъемлемое право.

Самооценка есть дорога к самосовершенствованию, а значит, к качеству деятельности, к которому мы стремимся. В подтверждение нашего заключения можно привести слова известного классика зарубежной литературы Томаса Манна, который однажды произнес до сих пор сохраняющую свою актуальность фразу:

«Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть».

Прошу оставлять комментарии! БлагоДарю!

Почитать еще:

Как снижается уровень самооценки?

Зачем нам самооценка?

Самооценка и зависимости

Share on vk

Источник

Можете ли вы утверждать, что знаете все о детской самооценке? И понимают ли родители, воспитатели, учителя, что такое самооценка и насколько она важна? 

Самооценка формируется с младенчества. О том, какие факторы влияют на ее развитие, какие нормы признают психологи, какие способы поднятия самооценки существуют, расскажем в статье. 

Формирование самооценки и ее влияние на развитие

Формирование детской самооценки начинается задолго до того, как малыш начинает осознанную жизнь: понимает слова и умеет разговаривать. Практически с самого рождения ребенок чувствует окружающую обстановку, отношение к нему родителей или других людей. 

Если внешний мир не имеет раздражителей – никто не кричит, не нервничает, не обвиняет друг друга, малыш чувствует себя хорошо, уверенно и спокойно.

Прикосновения любящих рук, объятия и поцелуи, ласковые слова ребенок ощущает инстинктивно. И если это присутствует постоянно, маленький человек чувствует себя защищенным и любимым.

Читайте также:  Зависимость развития от позиции ребенка в семье

Это главные формы для закладки самооценки. Ребенок, растущий в атмосфере спокойствия и добра, не имеет проблем с самооценкой. 

Если же в семье постоянно слышатся крики, раздражение сквозит в воздухе, обвинения звучат с утра до вечера, ребенок становится беспокойным. Он чувствует себя ненужным, считает причиной негативных событий и теряет самооценку. 

Уже к 5-летнему возрасту малыш будет иметь заниженную самооценку. Он будет думать, что плохой, что виноват в том, что родители ругаются, станет задаваться вопросом «а если бы меня не было, наверное, не было бы сейчас ничего плохого».

Развивается тревожность, агрессия, неуверенность в себе и мнительность. Маленькие дети с низкой самооценкой не умеют вести себя в обществе, плохо ладят со сверстниками, они думают, что с ними не хотят общаться и играть.

Девочка боится подойти к подружкам и поиграть с ними в куклы, потому что думает о том, что ее не примут, им и так весело. Мальчик боится показать робота, которого собрал сам, своим друзьям, потому что опасается высмеивания. 

Постепенно стеснительность и робость становятся частью жизни, формируют характер и являются причиной комплексов. Дети избегают общения, предпочитают проводить время в одиночестве и перестают к чему-либо стремиться.

Ребенок с нормальной самооценкой ведет себя спокойно в любом обществе. Ему комфортно со сверстниками и детьми разных возрастов, легко со взрослыми людьми. Он не стесняется рассказывать о себе и своих увлечениях, показать свои поделки, игрушки, нередко сам становится инициатором игр и разговоров. 

Дети с устойчивой психикой и развитой самооценкой не задумываются о том, что о них думают и кем их считают. Им достаточно собственного мнения о себе и мнения родителей.

Формирование самооценки и ее влияние на развитие

Самооценка завышена: в чем дело?

Дети с завышенной самооценкой – еще одна крайность, такие ребята могут страдать не меньше тех, у кого она занижена. Происходит это потому, что последствия схожи. Малышей, уверенных в том, что они лучше других, не принимают другие дети, дразнят и обходят стороной. 

С ними не хотят играть, разговаривать, их стараются уколоть словами и всячески принизить. Почему так происходит?

Когда ребенок не достиг школьного возраста, родители и другие родственники потакают ему дома, выполняют капризы и требования, поддерживают высокое самомнение. Но когда маленький зазнайка выходит в коллектив, начинаются сложности.

Например, девочку, имеющую лишний вес, родители холят и лелеют. Она для них «принцесса» несмотря на то, что весит на двадцать килограммов больше сверстниц. Девочка не комплексует, ведь каждый день слышит похвалу мамы и папы, которые не замечают (или не хотят замечать) лишний вес. 

Что происходит, когда такая «принцесса» приходит в школу и встречается с другими девочками? В лучшем случае ничего, если дети поведут себя корректно.

Но если в классе попадется насмешник, «принцесса» столкнется со стеной непонимания и жестокости. Дома она лучшая, самая красивая и умная, а в классе она вдруг стала «жирная толстуха», которой «голова нужна, чтобы есть»?

Это несоответствие способно взорвать детскую психику, нанести девочке оскорбление и стать причиной нервного срыва. Поэтому важно способствовать формированию правильной, адекватной самооценки с малых лет.

Самооценка завышена: в чем дело

Норма самооценки дошкольника: этапы и признаки

Существует ли какая-то норма самооценки дошкольника? Психологи выделяют несколько этапов формирования самооценки у детей дошкольного возраста.

  • С рождения до 1,5 лет. Когда малыш появляется на свет, он не имеет представления ни о себе, ни об окружающих. Среда, в которую он попадает, начинает влиять на его миропонимание и развивать самооценку. 

Новорожденные умеют только чувствовать отношение к себе, дети постарше уже оценивают свою внешность и замечают мнение окружающих.

Если малыш чувствует положительное отношение и любовь, самооценка развивается правильно. Если сталкивается с негативом и критикой в свой адрес, самооценка развивается низкой. Мнение родителей крайне важно, так как именно в первый год формируется привязанность и доверие. 

  • 1,5 года – 4 года. К этому времени ребенок переживает один-два возрастных кризиса: в 1 год и 3 года. Малыш добивается самостоятельности, доказывает, что он личность и «качает права». 

От того, как взрослые воспримут эти изменения, зависит развитие самооценки. Если поддержат и примут – разовьется адекватная, если посмеются и отнесутся несерьезно – существенно снится. 

  • 4 года – 6 лет. Ребенок формируется как личность, определяет, каким человеком хочет быть, кем стать, чем обладать. Доверие к родителям и наличие взаимопонимания помогают развиваться правильной самооценке. 

Недоверие и критика вызывают чувство вины, а это уже заниженное самовосприятие.

Самооценка формируется в зависимости от активности и деятельности детей. Развитие предполагает ситуации, в которых малыши должны каким-то образом проявлять себя и выражать свою позицию. 

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 103 курск

Игра, общение со сверстниками может требовать проявления характера. Если наблюдать за детьми, можно довольно быстро определить характер малыша. 

Тот, кто с ходу начинает командовать, говорить, что и как надо делать, не имеет проблем с самооценкой. 

Тот, кто беспрекословно подчиняется или вовсе боится подойти к играющим, страдает от низкой самооценки.

Норма самооценки дошкольника

Как повысить самооценку ребенка?

Как повысить самооценку ребенка? Как сделать так, чтобы малыш перестал стесняться людей, бояться общения и смог проявить себя и показать способности?

  • Хвалите детей. Малыши воспринимают себя так, как их воспринимают окружающие. Меня похвалили, значит, я хороший. Мне сделали замечание, значит, я плохой. 

Похвала стимулирует детей, придает уверенности, повышает самооценку. Критика моментально снижает ее и отбивает желание стремиться к чему-то.

  • Если нужно раскритиковать ребенка, старайтесь делать это деликатно. Лучше сначала похвалить, выделить положительные качества, а потом посоветовать, что поправить, чтобы стало лучше. Не обзывайте детей, не смейтесь над ними и не унижайте публично. 
  • Не произносите «Но». Фраза «Ты, конечно, молодец, НО…» сразу снижает важность похвалы. Она нацелена на указание недостатка. 

Как ее исправить? «Ты, конечно молодец. Твоя работа мне очень нравится. Давай подумаем, как можно сделать ее еще лучше? Может, добавить то-то и то-то?». 

Эта фраза уже нацеливает малыша на продолжение деятельности и на совершенствование сделанного.

  • Давайте детям свободу действий. Не нужно указывать с точностью до пункта на то, что нужно выполнить. Дайте простор фантазии, попросите придумать решение и воплотить его. 

Ребенок не всегда беспомощный, просто ему много чего запрещено.

Как повысить самооценку ребенка

Как поднять самооценку и можно ли ее закрепить?

Как поднять самооценку, когда она сформировалась заниженной? Ребенок уже считает себя источником проблем, отказывается общаться и играть, не хочет приступать к какому-то делу, считая, что все равно не получится. 

Как вернуть нормальное восприятие себя как личности и помочь малышу поверить в свои силы?

  • Показывать ребенку, что он любим. Слова, прикосновения, внимание, уделенное время – эти вещи бесплатны, но ценность их велика. Малыши откликаются на ласку, тепло и любовь. 
  • Разговаривать с детьми, они должны знать, что небезразличны. Спросите, как прошел день, что было интересного. Заведите привычку беседовать перед сном. Фокусируйтесь на положительных моментах. Играйте в игру «5 хороших воспоминаний сегодняшнего дня». 

Начните сами, расскажите ребенку одно хорошее воспоминание за день, попросите рассказать о его воспоминании. И так по очереди. Говорите только о хорошем.

Так с детства получится сформировать привычку фокусироваться на положительных моментах дня, чтобы рассказать о них вечером. Это хорошая привычка, которая помогает видеть больше хорошего, чем плохого.   

самооценка

  • Прекратить ругаться. В принципе. Не ругать ребенка, мужа/жену, коллег, соседей. Не устраивать сцен в общественном транспорте, магазине, не оскорблять окружающих. Ребенок, чувствуя агрессию, исходящую от вас, может раздражение воспринять на свой счет. Решит, что расстроил, чем вызвал такое поведение.
  • Давать задания по возрасту. Соизмерять возможности ребенка и способности со сложностью поручений. Ребенок в пять лет не сможет сходить в магазин и принести сумку продуктов. А подросток сможет. Малыш не в состоянии навести порядок во всем доме, а подросток в состоянии. Проводите аналогию и не нагружайте детей сложностями. 
  • Учить детей правильно отказывать. Малыш с низкой самооценкой иногда старается всем угодить и понравиться, хочет, чтобы его заметили, похвалили. 

Это нередко играет против него, так как чужие люди пользуются доверчивостью и услужливостью. Как правило, ничем хорошим это не заканчивается, самооценка не возрастает, но ребенок этого не может знать в силу малоопытности.

  • Работать над собой. Взрослым необходимо понимать, что они долгое время являются идеалом, на который равняются дети. Малыши копируют поведение, жесты, привычки, манеру общения мам и пап.

Если мама всегда молчит, беспрекословно слушается остальных и выполняет их требования (живет ради семьи и детей), это плохо влияет на домашних. Мама перестает быть личностью, воспринимается только как персонал, нанятый готовить, стирать, убирать, ухаживать за всеми.

Дочь вполне может стать такой же обезличенной, глядя на мать. А сын может вырасти эгоистом с завышенной самооценкой, глядя на отношение отца к матери. 

Детская самооценка – залог будущей жизни. Если она развивается правильно и адекватно, ребенок растет самодостаточным, знает свои возможности, способности и стремится их усовершенствовать.

Если самооценка занижена, следует принять меры по исправлению ситуации, иначе малыш станет тревожным, боязливым, стеснительным и вряд ли добьется каких-то выдающихся успехов.

Источник