Самообразование воспитателя дидактическая игра развитие ребенка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 37» НМР РТ
Индивидуальный план работы по самообразованию
воспитателя
Галиуллиной Лилии Кашбутдиновны
Г.Нижнекамск, 2017
Аналитический раздел
Тема: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.
Задачи:
1. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.
2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
3. Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.
4. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
5. Совершенствовать технические умения и навыки рисования.
6. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Актуальность темы:
«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская
В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.
Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Методологический раздел
Дидакти́ческиеи́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная и(или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой ? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.
Самонадеянно? Но ведь это только попытка…
Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно не только шум безразличие и постоянные “одергивания” учителя.
Народная мудрость создала дидактическую игр, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – мертвый груз.
Признаки дидактической игры
Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент. Из числа известных типов игр к дидактическим можно отнести: анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, разбор деловой почты руководителя и некоторые другие, например, социо/игровые технологии обучения.
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.
Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:
- игры по сенсорному воспитанию,
- словесные игры,
- игры по ознакомлению с природой,
- по формированию математических представлений и др.
Иногда игры соотносятся с материалом:
- игры с дидактическими игрушками,
- настольно-печатные игры,
- словесные игры,
- псевдосюжетные игры.
Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.
- Игры-путешествия.
- Игры-поручения.
- Игры-предположения.
- Игры-загадки.
- Игры-беседы (игры-диалоги).
Практический раздел
План работы на 2017-2018гг.
№ | Дата/месяц | Форма работы | Выход/результат |
1 | В течение года | Изучение литературы по данной теме | Список литературы |
2 | В течение года | Изучение методики и технологий педагогов в Интернете | Список литературы, ссылки |
3 | Сентябрь | Разработка и оформление дидактических игр по данной тематике. | Картотека |
4 | В течение Года | Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия цвета. | Картотека |
5 | В течение Года | Разработка конспектов по теме «Использование дидактической игры в процессе ОД с детьми дошкольного возраста» | Конспекты занятий |
6 | В течение года | Консультации для родителей: 1.«Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста» (образовательная область «Социализация») 2.«Использование дидактических игр в жизни детей» | Памятки Буклеты Папки-передвижки |
7 | Декабрь | Выступление на педсовете тема выступления «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка” | Памятка |
8 | В течение года | Подбор аудио и видиозаписей песен и мультфильмов | Картотека песен |
9 | Январь | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | Фотогазета для родителей |
10 | Февраль | Анкетирование родителей на тему: «Как играть с ребенком». | Отчет |
11 | Март | Папка-передвижка для родителей на тему: «Дидактическая игра в жизни ребенка». | Папка-передвижка |
14 | Апрель | ООД дидактическая игра- имитации «Постираем кукле платья» | план-конспект |
15 | Май | Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудования для развития игровой деятельности). | Пространственная развивающая среда в группе, на участке |
16 | Май | Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию. | Отчёт |
Список литературы
- Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
- Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
- «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
- Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
- Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
- Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
- Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
- Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
- Ткаченко Т.А. “Развиваем мелкую моторику”, М. Издательство ЭКСМО,2007
- Ткаченко Т.А. “Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков”, М. Издательство ЭКСМО, 2010
- Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»
- Фатеева А. А.«Рисуем без кисточки».
- Цквиария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ
- Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
Список сайтов:
- Сайт https://www.maam.ru/detskijsad/anketa-dlja-roditelei-kak-igrat-s-rebenkom.html
- https://prioslav.ru/kurse7
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B
- https://coolreferat.com/%D0%94%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0_%D0%B2_%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%BC_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B5
- https://razumniki.ru/vidy_didakticheskih_igr.html
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/01/07/didakticheskaya-igra
Источник
Муниципальное образование городского округа “Инта”
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение “Детский сад №32 «Родничок»» комбинированного вида.
Индивидуальная программа самообразования
Кузнецовой Олеси Витальевны
(2018-2019 г.)
Воспитателя МБДОУ «Детский сад №32 «Родничок»»
тема самообразования
«Дидактическая игра как средство развития
познавательных способностей»
Инта 2019 год
Пояснительная записка.
Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования – интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.
Для современного дошкольного учреждения требуется воспитатель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательный и образовательный процессы, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность воспитателя на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически осваиваю курсы повышения квалификации по предмету, повышаю свой профессионализм по индивидуальной программе самообразования.
Цель самообразования: повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя.
Игра – один из тех видов детской деятельности,
которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, требующим от него участников совместного решения задач, направленных на получение общественно полезного продукта.
Игра, с одной стороны, создает зону ближайшего развития ребенка и потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности (например, учебная) и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, ее содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей.
Актуальность. Проблема развития познавательных процессов у дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной активности и деятельности, а ещё и потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Цель: Развитие познавательных способностей у дошкольников посредством дидактической игры.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме; определить понятие «дидактическая игра», «познавательная активность», «активизация познавательной деятельности»;
- познакомиться с педагогическим опытом использования дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников;
- посмотреть на практике применение дидактической игры как средство активизации познавательной активности дошкольников;
- создать картотеку дидактических игр.
Свою работу я начала с изучения методической литературы по данной проблеме. Мною были изучены следующие пособия:
«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»
Бондаренко. А. К. “Дидактические игры в детском саду”
Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в второй младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия – М. : Карапуз, 2017г.
Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2017г.
Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2016. .
П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2017г.
Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста). – М. : Линка-пресс, 2015.
«Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада»
Проанализировав изученную литературу и наблюдая за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения:
• в систематизации и обобщении предметов и явлений;
• анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;
• видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.
Используя дидактические игры, что игра позволяет:
- Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;
- Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;
- Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;
- Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;
- Формировать связную речь;
- Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.
Свою работу вела по трем направлениям:
- Создание предметно – развивающей среды в группе;
- Работа с детьми;
- Работа с родителями.
1 направление:
За период сентябрь 2018 – май 2019 года мною были подготовлены игровые пособия:
Виды дидактических игр:
- Игры с предметами (игрушками) .
- Настольно-печатные игры.
- Словесные игры.(картотеки)
Для развития мышления:
«Отгадай фигуру»
«Собери снеговика»
«Осенние листочки»
«Геометрическое лото»
«Четвёртый лишний».
«Во саду ли, в огороде…».
«Найди картинку».
«Кто это делает».
«Чем они похожи?»
«Кто где спит»
Для развития внимания:
«Что изменилось».
«Волшебное слово».
«Кто-то наследил».
«Чем похожи – чем отличаются»
«Накрой на стол»
«Найди одинаковые рукавички»
«Что, где растет?»
Для развития восприятия и памяти:
«Найди отличия»
«Сложи картинку»
«Что за время года?
«Кто, что ест?»
Для развития речи:
«Один — много»
«Подскажи словечко»
«Перепутанная сказка»
«Вершки и корешки»
«Вкусный сок»
«Кто в теремочке живет».
2 направление:
Работа с детьми строилась по следующим путям развития познавательных способностей:
- Развитие мышления;
- Развитие внимания;
- Развитие восприятия и памяти;
- Развитие речи;
- Развитие творческого воображения.
Свою деятельность выстраивала поэтапно с учетом возраста детей.
При подборе игр учитывала особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использовала сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включала в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу.
Игры на подбор пары:
«Чей хвост?»
«Кто где живет?»
«Один – много»
«Что где растет?»
«Подбери по форме»
«Подбери по цвету»
«Мамы и их детеныши»
«Поедем, полетим, поплывем»
«Угадай, чей листок»
«Оденься по сезону».
«Осенние листочки»
Взрослый предлагает ребёнку собрать листочки из частей, обращает внимание, что листочки разного цвета и величины.
– «Подул сильный ветер, и разлетелись листочки. Давай их соберём». Вместе с ребенком сложить половинки листьев, чтобы получились целые.
«Кто, что ест»
«Давайте скорее, зверят угостим, уж сильно проголодались они!»
При этом необходимо проговаривать название животного, название пищи, которую это животное ест, можно спросить какие звуки издает животное.
«Найди одинаковые рукавички»
Необходимо найти парные рукавички по цвету, рисунку, расположенными на них геометрическими фигурами. Определить их местоположение (вверху, внизу, справа, слева).
На занятиях по развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения.
На занятиях по ознакомлении с окружающим миром провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности.
В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры.
В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.
Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе предметно-развивающую среду – специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.
3 направление:
Работа с родителями:
В свою работу активно подключала родителей, используя для этого краткосрочные проекты «ПДД» (макет проезжей части улицы), «Умные игры», «Овощи, фрукты», «Пернатые друзья», «Книжка – самоделка», «День космонавтики», «День Победы».
Проводила собрания, в процессе которых родители знакомились с новыми играми, проигрывали их, обсуждали уже проведенные игры.
Систематическая работа дала положительные результаты.
Анкетирование родителей показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность.
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста» (согласно возрастной группе);
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы
4. Создать картотеку дидактических игр для родителей.
Вывод:
Таким образом, дидактические игры занимают большое место в работе дошкольных учреждений. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений.
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания.
Если в процессе обучения систематически используются, разнообразные дидактические игры, то дети, особенно в старшем дошкольном возрасте, начинают самостоятельно организовывать этот вид игр: выбирают игру, контролируют выполнение правил и действий, оценивают поведение играющих. Поэтому дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических средств, всестороннего воспитания детей.
Список Литературы:
1. Программа “Детство” ( под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой)
2. «Математика и дети» — А. Белошинская – кандидат пед — х наук.
3. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук.
4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.
5. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.
6. «Играем в числа» — серия пособий
7. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.
8.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.
9.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
10.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2014 г.
11. Ю.А. Афонькиной «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» с учётом ФГТ в ДОУ.
11. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М. 2014. – 152 с.
12. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 240 с.
13. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 2018.258с
14. Овчарова Р.В. Развивающая работа воспитателя в дошкольном учреждении. – Архангельск, 2015.
15. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2016.192с.
16. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 2012. – 228 с.
17.Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж. Брунева, Р.Олвер, П. Гринфилд – М., 2013.
Источник