Самообразование тему искусство средство творческого развития ребенка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей –  центр дополнительного образования для детей “Юность” г. Белгорода

Работа по теме самообразования:  « Развитие творческих способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества».

Педагог дополнительного образования

Центра дополнительного образования

для детей «Юность» Бровенко С.А.

Белгород 2013г.

« Развитие творческих способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества».

Введение

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.                                                                  Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».                                                             Работа над проблемой «Развитие творческих способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества»  началась в 2010году.                

Главными направлениями  в работе над проблемой считаю:

1. Создать условия для развития творческих способностей учащихся.                                       2. Способствовать воспитанию эстетического чувства, восприимчивости ребенка к миру, и оценке прекрасного.

Условия возникновения, становления проблемы.

В центре дополнительного образования для детей «Юность» работаю педагогом дополнительного образования с 2000 года. С 2004 года веду кружки на базе подросткового клуба по месту жительства «Огонёк». В микрорайоне находятся две школы – СШ № 41 и гимназия № 22. Помимо учащихся этих школ  занятия в объединении «Умелые ручки» посещают дети  СШ № 49. Модифицированная программа «Умелые руки» рассчитана на 2 года обучения. Рекомендуемый возраст детей 7-12 лет. Возраст детей 1 года обучения  7-10 лет, 2 года обучения 10-12 лет. Набор детей в группы свободный. Количество детей в группе 1 года обучения – не более 15 человек, 2 года обучения – не более 12 человек.

Программа «Умелые руки»   включает в себя следующие разделы, которые тесно связаны между собой.

Первый год обучения

  1. Работа с бумагой – различные виды аппликаций, оригами, объемные куклы из бумаги.
  2. Работа с природным материалом – изготовление поделок.

 Второй год обучения

  1. Работы по шитью – подбор материала, способы соединения.

Изготовление мягкой игрушки

 В моём объединении занимается шесть групп -84 человека, из них – четыре группы первого года обучения «Работа с бумагой и природным материалом», две  групп второго года обучения «Рукоделие».   Все дети посещают кружки с большим удовольствием.    

Именно у детей этой социальной среды и возрастной категории необходимо формировать эстетическое чувство, восприимчивости  ребенка к миру, и оценке прекрасного; развивать творческие способности.

 Актуальность проблемы.

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого дополнительное образование   должно помочь воспитанникам найти свое место в жизни.                                                             Главная задача дополнительного образования – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности.                                                                                                            Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.                  Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка.                                                                                                                         В условиях дополнительного образования  в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.                                                                     Дети в этом возрасте хотят заниматься творчеством. При этом занятия несут не только образовательный характер, но и воспитательный.                                                                                                                              Поэтому считаю, что актуальность проблемы  заключается в том, что дети сообразно своему возрасту, развивают творческие способности   в процессе творческой деятельности.

Ведущая педагогическая идея проблемы.                                                                            Педагогическая идея моей проблемы — совершенствовать развитие творческих способностей детей на  занятиях  декоративно-прикладного искусства.

Цель – развитие способности детей через творческие задания, посещение выставок, музеев.                                                                                                         Достижение цели я вижу через осуществление следующих задач:

  • овладение учащимися знаниями элементарных основ декоративно-прикладной работы;
  • развитие у детей художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей, пространственного мышления;
  • воспитание интереса и любви к искусству.
Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы ребенка раннего возраста ее особенности

          При проведении занятий приоритет отдается творческой саморегуляции учащихся, так как такой подход усиливает личностную направленность обучения, но при этом важнейшим фактором в процессе эффективного обучения является руководство со стороны педагога обучением воспитанников. Необходимо варьировать методы обучения, учитывая хорошие, средние и плохие способности учащихся. Особое внимание уделять работе с талантливыми и одаренными детьми, позволяя  учащимся произвести самооценку полученного результата, испытав при этом чувство удовлетворения.

  Теоретическая база проблемы.

В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя найти двух одинаковых детей. Каждый ребёнок индивидуален по своему и у каждого есть задатки к творчеству. Только у одних они проснулись, а у других ещё спят.

Проблемой развития творческих способностей заинтересованы учёные всего мира. Среди них выдающиеся психологи Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Э. П. Торренс, И. Я. Лернер С. Г. Рубенштейн, В. Н. Дружинин, А. Н. Лун, А. Я Понаморев, которые по-разному определяют понятие творчество и творческие способности.

Проблема развития творческих способностей освещается и в работах Н. С. Лейтеса, В. А. Крутецкого, Т. И. Артемьевой, О. И. Никифоровой, С. Л. Рубинштейна.

Изучением сути творчества и развития творческих способностей занимались В. И. Дружинин, Я. А. Пономарев, Э. П. Торренс.

A. M. Матюшкин, З. Н. Колмыкова, Д. Б. Боголевская понимают творчество, как выход за пределы уже имеющихся знаний.

А. Я. Пономарев понимает творчество, как взаимодействие, ведущее к общему развитию человека.                                                                                                                                                                         Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме позволил выявить следующие основные показатели сформированности творческих способностей младших подростков:                                                                                                   1. Определенный фонд знаний и умений, их качество.                                                           2. Уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимания, памяти, воображения.

3. Уровень развития мышления ребёнка, который определяется главным образом степенью сложности умственных действий..                                                                                   4. Владение приёмами поисковой творческой деятельности.                                            Исходя, из вышесказанного я разработала следующую структуру занятия, направленного на развитие творческих способностей, которая включает в себя 3 этапа:                                                                                                                                       1. Этап. Разминка. Включает в себя ребусы, кроссворды,  игры «Верю — не верю», и т. д.                                                                                                           2. Этап. Старайтесь их воспроизвести. Развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности).     Специальные задания, формирующие приёмы рационального запоминания, тренирующие внимание, необходимо постоянно включать в занятие, приучая детей всегда быть собранными, готовыми в любой момент к неожиданному повороту событий, что даёт им уверенность в собственных силах и ведёт к повышению эффективности обучения в целом.                                                                      Например. В течение 3 секунд посмотрите на рисунки, затем быстро закройте их и постарайтесь их воспроизвести.                                                                                         3. Этап.  Решение творческих задач.                                                                                          Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению. Такие задания рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Примером таких заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу: «Монгольская игра», «Танграм» (из квадрата), «Вьетнамская игра» и т.д. (см. приложение).                                                                                                                       Все вышесказанное заставило меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, творчески подходить к выбору и расположению материала, поиску новых методов работы.                                                                          Считаю достижением в своей педагогической деятельности:                                                1. Создание хорошего психологического климата при организации познавательной деятельности;                                                                                           2.  Формирование устойчивой мотивации у обучающихся разной категории;         3.  Использование разных методик при изучении блоков различных тематик.

Читайте также:  Коррекция и развитие проблемного ребенка эффективна при помощи

Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается обще- дидактическим принципам:

– научности

– систематичности

 -последовательности                              

– доступности

– наглядности

– активности

– прочности

– индивидуального подхода                  

Наряду с принципами используют и методы:

                                  Методы                                 

практические                                        наглядные

                                    словесные                                    

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.

Упражнения – многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.

Упражнения подразделяются: на конструктивные, подражательно-

исполнительские, творческие.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

Моделирование – это процесс создания моделей и их использования.

К наглядным методам относится наблюдение – рассматривание рисунков, картин, образцов изделий.

Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

 Практическая часть.                           

Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на занятиях

в объединении  «Умелые ручки», руководителем, которого я являюсь, без творчества и способностей нельзя достигнуть высоких результатов. Именно благодаря этому создается своеобразный микроклимат для развития творческих сторон. Большая роль отводится коллективным работам, где каждый ребенок вносит в работу свою лепту, и в результате получается единая картина, которая занимает одно из мест на выставке.

Отслеживание результатов.

Критерии оценивания творческой деятельности воспитанников:

Параметры

Критерии

Образовательные результаты

Показатели сформированности творческих способностей.

1.Разнообразие умений и навыков.                                                   2.Глубина и широта знаний по предмету.                                        3.Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности.                                       4.Развитие психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей: воображения, памяти, внимания, наблюдательности.   5.Развитие мыслительных операций.                                       6.Владение приёмами поисковой и творческой деятельности. Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы их масштаб).

Эффективность воспитательных воздействий

1.Культура поведения ребенка.                                                         2. Характер отношений в коллективе.

По итогам оценивания творческой деятельности детей составляю диаграммы развития творческих способностей воспитанников.

  Список литературы :                          

1. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – М.: Просвещение, 1990.                                                                                                                 2. Развитие творческой одарённости детей школьного возраста // Школьный психолог. 2001. №11, с. 7.                                                                                                          3. Алгоритмы активизации творческого мышления (по Бухвалову) // Школьный психолог. 2004. №4, с. 26.                                                                                   4. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. 1996. №3 с. 28                                                                                      5. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. №4 с. 20                                                                                             6. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. 1999. №2 с. 101                    7. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. №2 с. 35                                                                                       8. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / сост. И.В. Дубровина. – М.: «Академия», 1999.                                                                            9. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: «Наука», 1978.                                                  10. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее образование) // Вопросы психологии. 1998 №5 с. 82 т                                      11.

Источник

Ольга Ярлыкова
План работы по самообразованию «Художественная деятельность в развитии творческой личности ребенка»

Тема: «Художественная деятельность детей в развитии творческой личности ребенка»

Читайте также:  Радуга кинешма центр развития ребенка

Цель:

– Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

– Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Задачи:

Обучающие:

– Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

– Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

– Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

Развивающие:

Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

– Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

Воспитывающие:

– Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Актуальность темы:

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Рисование нетрадиционными техниками – важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность– одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства,в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различныетехнологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе – можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно – образного, и словесно – логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики.Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику ” кляксография”. Созданию сложного симметричного изображения способствует техника ” монотипия”.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально – положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Распределение техники по возрастным группам.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

рисование пальчиками;

оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

тычок жесткой полусухой кистью.

печать поролоном;

печать пробками;

восковые мелки + акварель;

свеча + акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

монотипия пейзажная;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография обычная;

пластилинография.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Этапы работы над темой самообразования:

Этапы Содержание работы Сроки Практическая деятельность

Диагностический Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов) 2015 – 2016 год Курсы повышения квалификации

Изучение ФГОС

Изучение психолого –педагогической литературы:

Прогностический Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы)

2015– 2016 год

Разработка перспективного плана на сентябрь – декабрь по нетрадиционной техники рисования во 2 младшей группе

Практический Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе) 2016 – 2017 год

1. Консультация для родителей “Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

2. Выставки детских рисунков для родителей

3. Составить конспект занятий по нетрадиционному рисованию

Обобщающий Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Распространение опыта своей работы 2017-2019 год 1. Мастер-класс по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования

2. Консультация для воспитателей по теме

самообразования

3. Консультация для родителей “Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Перспективное планирование кружка

«Лесовичок»

(экологическое воспитание)

Месяц Тема

Сентябрь 1. Новая встреча с Лесовичком.

2. Во саду ли в огороде.

Октябрь 1. Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем.

2. Растения в нашем уголке природы.

Ноябрь 1. Четыре времени года.

2. Лесовичок о волшебстве воды.

Декабрь 1. Лесовичок – помощник зимующим птицам.

2. Природоохранная акция «Берегите елочку»

Январь 1. Лесовичок о том, как зимуют животные нашей полосы.

2. Заказники нашего района и заповедники Иркутской области.

Февраль 1. Лесовичок об обитателях тундры.

2. Лесовичок о растениях и животных пустыни.

Март 1. Деревья нашей полосы и их значение в жизни людей.

2. Деревья которые растут на территории нашего детского сада.

Апрель 1. Лесовичок о садовых деревьях, их польза человеку, как за ними ухаживать.

2. Лесовичок о погоде, как ее определяют, что такое прогноз.

Май 1. Исследовательская деятельность в лаборатории, проведение опытов.

2. Посадка семян цветов.

Лето

1. Экскурсии в парк, к реке, к озеру.

2. Сбор трав и их назначение.

Источник