Самообразование роль подвижных игр в развитии ребенка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЧАЙКА»
663400 Красноярский край, Мотыгинский район, п. Мотыгино, ул. Водников, д. 17
Отчет по самообразованию 2017 – 2018 г.
инструктора по физической культуре Ю. Н. Ловцевич
«Роль подвижных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста».
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Тема выбрана мною не случайно. В последнее педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, в физическом и умственном развитии. Изучив литературу по этой теме я узнала, что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности, – писал В.А. Сухомлинский. В жизни дошкольников игры занимают самое большое место, – отмечала Н.К. Крупская. – Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания.
Игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей. Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребенка. Игра для ребенка то же, что речь для взрослого. Играя, он обретает пространство – физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс “самости” – самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, тканей.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, – заложенный самой природой в развивающемся организме ребенка, – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию.
Моя работа по самообразованию нацелена на то, чтобы дети ещё с дошкольного возраста приучались играть в подвижные игры, знали как можно больше, содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями через организацию подвижных игр, укреплять здоровье детей, способствовать их правильному физическому развитию
Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу. За основу в своей работе я взяла Основную общеобразовательную программу дошкольного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения детского сада.
Пособие «Воспитание детей в игре» А.К.Бондаренко, А.И. Матусик помогло мне освоить методику вовлечения детей в игру.
А книга «Ребёнок в детском саду» Т.И.Бабаева помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств.
Книга «Роль игры в воспитании детей» А.П.Усова помогла мне понять значение игры в нравственном развитии дошкольников.
Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным – развивать у детей физические качества: быстроту, гибкость, ловкость, совершенствовать движения детей, укреплять и закаливать организм, воспитывать у дошкольников такие нравственные качества: культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение), стремление оказать помощь, через игру.
Работая по теме, я разработала план. Провела анкетирование родителей на тему «Как играть с ребенком» и «Моя семья и здоровый образ жизни». Я сделала выводы, что родители недооценивают важность двигательной активности для формирования физического и психического здоровья детей. Дома родители предпочитают занять ребёнка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, а в худшем – просмотром телепередач или видеофильмов, игрой на компьютере. С целью разъяснения подготовила консультацию для родителей «Подвижная игра как средство оздоровления».
С педагогами провела педагогический ринг на тему: «Использование подвижных игр, игровых ситуаций и спортивных игр в работе воспитателя». Изготовила нестандартное оборудование для игр: моталки, минное поле, маски, метко в цель. На протяжении года дети играли в подвижные игры: сюжетные игры, бессюжетные игры, игровые упражнения, игры-забавы, благодаря которым у них развивались как физические качества (быстрота, выносливость, координация движений, мышечная сила, ловкость), так и основные психические процессы (внимание, мышление, память, речь). В своей работе я использовала русские народные подвижные игры («Пузырь», «Зайка серенький сидит» и т.д.), игровые упражнения на развитие тех или иных физических характеристик (например, задачами игрового упражнения «Догони мяч» было развитие умения сохранять во время ходьбы и бега необходимое направление), подвижные игры с разной подвижностью
Таким образом, с помощью игры дети были вовлечены в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у малышей постепенно появилось желание участвовать в играх. Главным достижением работы по данной теме, я считаю создание благоприятной дружеской атмосферы в детском коллективе, установление контакта между воспитателем и воспитанниками, наполнение детей яркими эмоциями. Оптимальное использование подвижных игр (физических упражнений) приводит к ослаблению стресса и напряжения детского организма, улучшает физическую, психическую и интеллектуальную работоспособность детей. Работу по этой теме буду продолжать.
Источник
Самообразование на тему:
«Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста».
Воспитатель: Маскина И.С.
Винзили 2015
Проблема физического развития подрастающего поколения сегодня рассматривается в качестве одной из приоритетных социально-педагогических задач.
Для укрепления здоровья детей особую роль играет применение разнообразных рациональных двигательных режимов и оздоровительных физических упражнений, подвижных игр, которые бы удовлетворяли требования учебного процесса и соответствовали закономерностям развития физических качеств дошкольников.
Растущий организм нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний. Двигаясь, ребёнок познаёт мир и себя, так как активные движения повышают устойчивость организма к заболеваниям.
Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития детского организма, которая влияет на формирование психофизиологического статуса ребенка.
Известно, что недостаток движений в жизни дошкольников является одной из причин нарушения осанки, ухудшение дееспособности стопы, появление избыточного веса и других нарушений в физическом развитии: недостаточная двигательная активность снижает функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем ребенка. Малоподвижный ребенок владеет меньшим объемом двигательных навыков, ему свойственен более низкий уровень двигательных качеств.
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.
Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные – и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.
В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.).
Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений.
Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.
Подвижные игры в основном — коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.
Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.
Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.
План работы.
№ п/п | Вид деятельности | Реализация |
1 | Изучение и подбор литературы по теме самообразования | сентябрь |
2 | Подготовка информации для родителей по теме «Подвижные игры по сезонам». | октябрь |
3 | Подготовка информации для родителей по теме «Роль подвижных игр в жизни детей». | ноябрь |
4 | Изготовление картотеки «Подвижные игры» | декабрь |
5 | Подготовка информации для родителей по теме «Подвижные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста». | январь |
6 | Изготовление атрибутов для подвижных игр. | февраль |
7 | Разучивание подвижных игр с детьми. | март |
8 | Выставка | Апрель |
9 | Родительское собрание | Май |
Источник
Татьяна Викторовна Чернышева
Самообразование «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях внедрения ФГОС»
Тема по самообразованию:
«Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка
в условиях внедрения ФГОС»
Воспитателя
старшей группы
МАДОУ Д/С № 20
Чернышевой Татьяны Викторовны
«Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях внедрения ФГОС»
Актуальность :
Дошкольный возраст является ключевым в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.
Физическое развитие по ФГОСвключает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
1) Двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны,
2) Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
3) Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей, я считаю, должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста.
Цель работы по самообразованию:
Повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях внедрения ФГОС на основе использования подвижных и дидактических игр.
Задачи:
Реализация общих образовательных задач по физическому воспитанию; – развитие интереса к игре, сплочение детского коллектива; – воспитание самооценки и самоконтроля; – формирование представлений о здоровом образе жизни. – повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме
Индивидуальный план самообразования
на 2016-2017 уч. год.
Тема:«Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях внедрения ФГОС»
Цель работы по самообразованию: повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях внедрения ФГОС на основе использования подвижных и дидактических игр.
Задачи:
реализация общих образовательных задач по физическому воспитанию;
развитие интереса к игре;
воспитание самооценки и самоконтроля;
формирование представлений о здоровом образе жизни.
План работы на год
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы
Интернет – ресурсы Сентябрь – май 1. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. Мозаика-Синтез, Москва, 2008
2. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М. ; ВЛАДОС, 2003.
3. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Учитель, 2005.
3. ПензулаеваЛ. И. Физическая культура в детском саду. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. «Мозаика-синтез», М-2014
4. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. Мозаика-Синтез, Москва, 2004.
Работа с детьми Сентябрь-май Дидактические игры по формированию представлений о здоровом образе жизни – «Мой день»,Видео просмотр: «Что такое хорошо, что такое плохо»,Чтение :«Правила гигиены» и др. День здоровья (март)
Сентябрь-май Обучение подвижным играм, соответствующим возрасту детей и развивающим физические качества – силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость,разные виды движений:
сила и выносливость – «Волшебный канат», «Кто меткий?»,
быстрота и ловкость –
«Кошки-мышки», «Кто скорей?», «Ловишки», «Быстро в домик» и др.
гибкость:
бег: «Спящая лиса», «Самолёты» и др. ;
прыжки: «Зайцы и волк», и т. д. ;
ползание и лазание: «Обезьянки», «Котята и щенята» и др.
Досуг «Вечер подвижных игр» (январь)
Январь-апрель Знакомство с русскими народными подвижными играми: «Гуси-лебеди», «Лошадки» и т. д. Спортивный праздник «Русские народные подвижные игры» (апрель)
Февраль Знакомство с новыми музыкально-подвижными играми: «Замри», «Кошки-мышки»
Май Отображение впечатлений, полученных во время подвижных игр, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) Выставка работ детского творчество «Мои любимые игры»
Работа с семьёй Ноябрь Чтение, иллюстрации, буклеты по формированию представлений о ЗОЖ Беседы с родителями
“Вечер приятного общения”
Январь Консультация для родителей «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста» Папка-передвижка
Апрель Театрализованное представление” Что такое хорошо и что такое плохо” Рисунки с родителями в семье
Самореализация Февраль Консультация для родителей” Здоровый образ жизни” Плакат детско- родительский
Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования Отчет + презентация по теме самообразования
. Важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нацеливают содержание образовательной области «Физическое развитие» на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитиечерез решение следующих задач:
– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников остается приоритетным направлением в работе нашего дошкольного учреждения. За многие годы коллективом ДОУ выбран определенный алгоритм развития двигательной активности, который способен решать задачи обозначенные ФГОС ДО.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
Прогулка — это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей.
Очень важно, чтобы двигательная активность детей на прогулке регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в его поле зрения.
Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке,являются:
• дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
• совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
• развитиедвигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;
• воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.
Наиболее успешное решение этих задач может быть достигнуто путем использования игр и физических упражнений, соответствующих возросшим двигательным возможностям детей, а также требующих от них определенного физического и умственного напряжения и более высоких морально-волевых качеств.
Подвижные игры.
В старших возрастных группах на прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. Так, в течение месяца может быть проведено более 20 подвижных игр, при этом разучено 3-4 новые игры. Каждая новая подвижная игра повторяется в течение месяца 4-5 раз, в зависимости от ее сложности, что позволяет детям хорошо усвоить правила игры, а также сохранить интерес к ней.
Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм-эстафетам, в которые рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения. Для поддержания интереса детей к подвижным играм целесообразно усложнять их содержание, правила и задания.
В ряде игр от детей требуется проявление выдержки, волевых усилий и вместе с тем быстроты и ловкости движений. В старших возрастных группах все большее место начинают занимать игры с правилами, в которых результат зависит от четкого выполнения правил, а также от взаимодействия играющих. Рекомендуются игры, где дети делятся на команды (по 6-8 человек). Это несложные игры-эстафеты, в них дети учатся заботиться не только о своих личных результатах, но и о результатах всей команды, проявлять взаимопомощь, дружеские и доброжелательные отношения друг к другу.
Во время проведения подвижных игр нужно создавать радостную и непринужденную обстановку, чтобы достичь большей заинтересованности и желания детей принимать в них участие. Этому может помочь, например, подбор интересного сюжета игры.
Упражнения в основных видах движений.
Кроме подвижных игр, на прогулке необходимо широко использовать разнообразные упражнения в основных видах движений.
Бег и ходьба.
Эффективным средством повышения двигательной активности и воспитания выносливости являются пробежки с разной скоростью в чередовании с ходьбой. Можно предложить детям медленный бег по пересеченной местности на 300-400 метров, быстрый бег на 10 метров с ходу (2-4 раза с перерывами, бег со средней скоростью на 100-200 метров. Детям объясняются преимущества умения бегать со средней и низкой скоростью (можно пробежать большое расстояние, можно бежать долго и не устать, показывается на конкретном примере, что тот, кто бежал слишком быстро, не смог добежать до места назначения.
Кроме того, используется бег трусцой (пробежки с запрещением обгона ведущего). На начальном этапе обучения бегу трусцой детям предлагается быстрая ходьба, постепенно переходящая в бег.
В старшей и подготовительной группах целесообразно использовать бег с препятствиями, например, бег с перешагиванием через 5-6 реек, бег из круга в круг, бег широким шагом с наступанием на бревно и т. д. Необходимо широко использовать разнообразные упражнения в условиях естественной местности (в бегание на горку, сбегание с нее, пробегание по поваленному дереву и спрыгивание с него и т. д.).
Упражнения в беге следует организовывать так, чтобы создавалась передышка между пробежками. Воспитатель должен постепенно увеличивать физическую нагрузку, контролируя ее в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
Прыжки.
На прогулке значительное место следует отводить упражнениям в разных видах прыжков, так как они являются также действенным средством для повышения двигательной активности детей и воспитания у них скоростно-силовых качеств и выносливости. На площадке должны быть созданы все необходимые условия для использования разных видов прыжков.Детям старшего дошкольного возраста можно предлагать:
• серии прыжков на двух ногах на месте с постепенным увеличением их количества от 25 до 40 прыжков с повторами 2-4 раза и с изменением положений ног (ноги скрестно — ноги врозь, одна нога вперед — другая назад, попеременно на правой и левой ноге, с поворотом и т. д.);
• многообразные прыжковые упражнения — спрыгивание с пенька в обруч, запрыгивание на невысокие препятствия (скамейку, санки, снежный холм, перепрыгивание через предметы;
• прыжки в длину с места и с разбега;
• прыжки в высоту с разбега;
• прыжки через короткую скакалку разными способами;
• прыжки через длинную скакалку (неподвижную, качающуюся, вращающуюся).
Метание, бросание и ловля мяча.
Наряду с упражнениями в беге и прыжках должны широко использоваться упражнения в метании, бросании и ловле мяча, с целью подготовки детей к спортивным играм (баскетбол, бадминтон, теннис). В содержание прогулки могут быть включены различные действия с мячом (резиновым и теннисным): прокатывание по земле, узкой дорожке, подбрасывание мяча
вверх и ловля его, отбивание и ведение мяча, удары о стенку, закатывание мяча в обруч с помощью дощечки, перебрасывание мячей друг другу из разных исходных положений, метание в цель и на дальность. В подготовительной к школе группе детям на прогулке дается большее количество упражнений в бросании и ловле мяча (более 60 упражнений в течение года, так как в этот период идет интенсивная подготовка к овладению элементами игры в баскетбол.
Упражнения на полосе препятствий.
С целью закрепления навыков в основных видах движений, развития ловкости и поддержания интереса детям предлагается ряд упражнений (в определенной последовательности и с постепенным усложнением) на полосе препятствий.На ней могут располагаться разнообразные физкультурные пособия: гимнастические скамейки, бревна, «козлы», дуги, наклонные бумы, щиты для метания, стойки с веревочкой и др. Выполнение упражнений на полосе препятствий не должно вызывать особых затруднений у детей, так как они предварительно осваивают их на физкультурных занятиях. При организации упражнений на полосе препятствий важно учитывать уровень ДА дошкольников. Детям с высоким и средним уровнями ДА предлагается более высокая физическая нагрузка по сравнению с малоподвижными детьми. Продолжительность упражнений на полосе препятствий для этих детей должна составлять не более 10 минут.
Спортивные упражнения.
Во время пребывания детей на групповом участке или на спортивной площадке следует отводить значительное место спортивным упражнениям. Спортивные упражнения способствуют формированию разнообразных двигательных навыков и качеств.Они планируются по-разному в зависимости от времени года: зимой — это катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; весной и летом — езда на велосипеде и катание на самокате.
Зарядка после дневного сна позволяет поднять активность детей, улучшить эмоциональный настрой, провести активную профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Она имеет вариативный характер, и разную степень продолжительности от 7-15 минут. После проведения 3-4 общеразвивающих упражнений лёжа в постели (на спине, на боку, на животе) ежедневно осуществляются пробежки по массажным дорожкам (дорожки здоровья).
Самостоятельнаядвигательная деятельность детей организуется взрослым в разное время дня: утром до завтрака, в перерыве между занятиями, в свободное время после дневного сна, во время прогулки. При планировании самостоятельнойдвигательной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды: выделить достаточное для активного движения пространство, иметь достаточно разнообразные физкультурные пособия (для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды, чередования активной и спокойной деятельности детей).
Музыкально-ритмическая деятельность так же благотворно влияет на физическое развитие детей: происходит общее укрепление здоровья: развитие и рост опорно-двигательного аппарата; развитие органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма; формируется правильная осанка, повышается работоспособность, жизненный тонус организма, совершенствуется развитие координации движений.
Она тесно связана с физической культурой,из которой выбираются основные движения: ходьба, бег, прыжки, которые преобладают в играх, хороводах, плясках. Используются также гимнастические упражнения для верхнего плечевого пояса, ног, корпуса. Эти движения с включением различных предметов (мячи, обручи, флажки, ленты и т. д.) и без них разучиваются с детьми среднего и старшего возраста. Применяются некоторые перестроения (ходьба шеренгами, в круге, парами и т. д., необходимые для хороводов, танцев. Они хорошо организуют детский коллектив, облегчают проведение игр, хороводов.
Психогимнастика показана как детям с нарушениями характера, так и детям с нормой развития с целью психофизической разрядки. Она может использоваться воспитателями в повседневной работе с детьми, не требует специальной подготовки, при проведении психогимнастики не используются атрибуты. Элементы психогимнастики В ДОУ применяются при проведении ООД (помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость и снять усталость, на коррекционных занятиях с логопедом и психологом, в ходе свободной деятельности детей, или как специальные занятия (этюды, упражнения, игры) направления на развитие и коррекцию познавательной и эмоциональной сферы психики человека,
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика помогает развивать у ребёнка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память и мышление.
Профилактическая гимнастика. (картотека).
Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в лёгких, удаляет мокроту. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища. Динамические дыхательные упражнения сочетаются с различными движениями. Детям, страдающим заболеванием органов дыхания, помогают упражнения с акцентом на выдох, произнесением различных звуков (по Б. Толкачёву). В детском саду со старшими дошкольниками можно частично использовать методику парадоксального дыхания А. Н. Стрельниковой (в игровой форме, задержку дыхания (по К. П. Бутейко) и некоторые дыхательные упражнения йогов. Релаксационное дыхание хорошо сочетается с упражнениями мышечной релаксации (картотека).
Закаливание является важнейшей частью физического воспитания дошкольников. В системе работы ДОУ закаливание нужно рассматривать как сознательное применение системы мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды.
Принципы закаливания: постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, личностноориентированный подход.
Виды закаливания:
– ежедневные оздоровительные прогулки на свежем воздухе;
– водные процедуры: умывание, мытьё рук прохладной водой, полоскание рта после каждого приёма пищи и после сна прохладной водой или водой комнатной температуры
– воздушные ванны и ходьба по «дорожкам здоровья» после сна;
– ходьба босиком.
Источник