Самое важное в спортивном развитии ребенка

Самое важное в спортивном развитии ребенка thumbnail

Тема физической активности в жизни ребенка очень актуальна в настоящее время. В данной статье мы ответим на самые популярные вопросы родителей, а именно расскажем о пользе занятий спортом для детей, нормах физической нагрузки, с какого возраста ее начинать и как правильно выбирать, как влияет отсутствие физической активности на здоровье ребенка. Также мы сделали подборку различных комплексов упражнений для детей от 1,5 лет и для детей от 3 лет, которые можно выполнять в домашних условиях или на улице.

Начать стоит с того, что физическая активность заложена в человека природой, это наша биологическая потребность, которая необходима для развития ребенка так же, как хорошее питание и сон. С самого рождения ребенка  развитие всех физиологических процессов в организме связано с движением. К ним относится: сенсорное восприятие, познание своего тела, обучение навыкам крупной и мелкой моторики, а также формирование иммунитета, положительной работы центральной нервной системы, сердечнососудистой и дыхательной систем. Благодаря физической активности ребенок активно познает окружающий мир, развивается интеллектуально и психологически. Говоря об интеллектуальном развитии, мы имеем в виду развитие логики и мышления, получение новой информации и опыта в процессе выполнения различных упражнений.

В середине 20 века известный американский врач – физиотерапевт Гленн Доман даже ввел понятие двигательного интеллекта. Он занимался вопросом раннего гармоничного развития детей и доказал на практике тесную взаимосвязь психического и физического развития. Подробно об этом Гленн Доман рассказывает в своей книге «Гармоничное развитие ребенка».

Итак, когда же нужно начинать занятия спортом?

Первые физические упражнения врачи прописывают ребенку с 2 месяцев, это зарядка и массаж. Она в основном состоит из поглаживающих движений ножек, ручек, спины, а также упражнений для укрепления мышц шеи, развития хватательного рефлекса. Она помогает упорядочить движения ребенка, еще не овладевшего своим телом.

По мере взросления и освоения новых навыков, активность ребенка возрастает. К 1 году многие дети уже начинают хорошо ходить, становятся энергичными и любознательными. Поэтому занятия развивающей гимнастикой с 1 года в спортивном зале являются отличной возможностью для физической активности малышей. Более того, они очень полезны для их здоровья и гармоничного развития. У нас в Центре занятия начинаются именно с 1 года.

Но многие родители спрашивают, зачем в таком возрасте заниматься в спортивном зале, если все то же самое можно выполнять на детской площадке. На самом деле разница колоссальная. Во-первых, на занятиях тренер подбирает детям большое количество разнообразных физических упражнений. Они выполняются под присмотром тренера. Также дети занимаются с родителями. Во-вторых, на гимнастике огромное пространство для движения, различные модули и снаряды – это полностью безопасные условия для развития двигательных навыков ребенка, даже, если он еще плохо ходит.

Если у вас нет возможности посещать гимнастический зал, то заниматься можно самостоятельно, например, на домашнем спортивном комплексе или на детской площадке, но под строгим присмотром родителей.

Предлагаем вашему вниманию различные комплексы упражнений для детей от 1,5 лет, которые можно выполнять дома или на улице.

1)Домашний комплекс упражнений для детей от 1,5 лет – https://www.europegym.ru/articles/24.html.

2) Комплекс упражнений во время летних каникул (от 1,5 лет) https://www.europegym.ru/articles/54.html.

3) Комплекс упражнений «учимся прыгать на двух ногах (от 1,5 лет)» – https://www.europegym.ru/articles/22.html.

В качестве дополнительной активности ребенку от 1 до 2 лет полезно много гулять, ходить, ползать, лазить по ступенькам, играть в активные игры, например, копать лопаткой снег.

Важно отметить, что самый благоприятный период для накопления различных навыков – с первого года жизни и до 6 лет. Этому есть научное объяснение: в мозгу новорожденного ребенка гораздо больше нейронов, чем у взрослого человека. Если нейроны стимулировать, то они будут создавать и укреплять новые нейрональные связи, в ином случае – отмирать. В возрасте до 5 – 6 лет происходит активное формирование новых нейрональных связей, а лучшая их поддержка – это занятия спортом. И чем раньше начать занятия, тем больше у ребенка будет возможностей для всестороннего развития.

Поэтому нейронетипичным детям врачи в качестве терапии назначают развивающую гимнастику. Она больше всего подходит для гармоничного физического развития человека. А период с рождения и до 6 лет является наиболее продуктивным для успешной реабилитации особенных детей.

По тем же причинам врачи советуют пожилым людям вести активный образ жизни. Физическая деятельность помогает предотвратить процесс отмирания нервных клеток, тонизирует нервную систему и улучшает умственную деятельность.

Если детей лишать биологической потребности в полноценном движении, то они перестанут развиваться не только физически, но и интеллектуально. Существует ряд случаев, когда маленькие дети, лишенные на длительное время движения, становились умственно недоразвитыми.

И, напротив, дети, которые занимаются спортом с раннего детства, физически совершенны, имеют крепкий иммунитет, правильное телосложение, хорошее мышление и психику.

Какой вид спорта лучше выбрать?

Гимнастика обязательно должна быть в жизни каждого человека. Объективно, это самый гармоничный вид физической деятельности из всех существующих, поскольку она одновременно развивает все способности человека: силу, выносливость, быстроту, координацию, гибкость, а также доступна для людей любого возраста и возможностей. Гимнастикой можно заниматься хоть в 1 год, хоть в 60 лет и старше.

Плавание в плане возраста и способностей тоже универсальный вид спорта. Но, в нем есть ряд минусов: это аллергия, частые простудные заболевания, а также сложность в подготовке к тренировке: переодевание, сушка, выход распаренным на улицу, особенно зимой.

Все остальные виды спорта все равно не настолько гармонично развивают человека, как гимнастика. Кроме того, набор в любые другие виды спорта самое раннее начинается с 4 лет. А при регулярных занятиях гимнастикой с 1-1,6 лет ребенок к 4 годам будет иметь уже отличную базу физических навыков. С гимнастической подготовкой ребенок будет успешен абсолютно в любом виде спорта.

Читайте также:  Развитие ребенка приложения для айфон

Какой физической активностью можно заменить занятия в спортивных секциях?

Полностью заменить занятия в спортивных секциях не получится, поскольку там дети получают специализированные и углубленные навыки от профессиональных тренеров. Однако в качестве хорошей дополнительной физической нагрузки можно практиковать летом: катание на беговеле, самокате (начинать можно около 2 лет), роликах, велосипеде, играть в мяч, в бадминтон, прыгать на скакалке, плавать, бегать, много гулять, ходить по пересечённой местности, заниматься на спортивных комплексах, играть на детской площадке, кататься с горок.

Зимой можно кататься на лыжах, коньках, санках, горных лыжах, сноуборде, много гулять, играть на детских площадках. В идеале хорошо чередовать все эти виды активностей, в общей сложности не более 2 часов в день. Детям в возрасте 2 – 3 лет кататься на велосипеде, беговеле рекомендуется не более 1-1,5 часов в день, чтобы не перегружать позвоночник. Беговел, велосипед, самокат, ролики хорошо развивают у маленьких детей баланс и координацию движений.

Также мы составили различные комплексы упражнений, которые полезно выполнять детям от 3 лет в домашних условиях или летом.

1)Доступные гимнастические упражнения для дома (от 3 лет) – https://www.europegym.ru/articles/9.html

2)Комплекс упражнений во время летних каникул – https://www.europegym.ru/articles/54.html.

3)Гимнастика и лечение плоскостопия – https://www.europegym.ru/articles/51.html

4)Формируем правильную осанку – https://www.europegym.ru/articles/36.html

5)Учимся подтягиваться – https://www.europegym.ru/articles/14.html

Какая оптимальная физическая нагрузка для детей разных возрастов?

Если мы говорим о регулярности тренировок по гимнастике, то для детей от 1 до 3 лет заниматься нужно не менее 1-2 раз в неделю. Связано это с тем, что ребенок должен привыкать к занятиям, запоминать упражнения, вырабатывать дисциплину.

С 3 до 5 лет регулярность занятий должна составлять не менее 2-3 раз в неделю.

От 5 лет оптимальной будет регулярность занятий не менее 3 раз в неделю.

Совмещать различные виды спорта можно. Главное, чтобы у ребенка хотя бы один день был выходным.

В соответствии с рекомендациями Всемирной Организации Здравоохранения тренировки с высокой интенсивностью для детей от 5 лет должны длиться 60 мин, 3 раза в неделю.

В целом физическая активность должна быть в жизни ребенка каждый день в общей сложности не менее 60 мин. Больше – приветствуется.

При выборе интенсивности и регулярности спортивных занятий важно наблюдать за самочувствием ребенка и не перегружать его, то есть не форсировать нагрузку. Спорт на пределе возможностей приводит к травмам.

Но также стоит учитывать, что с улучшением физической формы, у человека становится лучше выносливость, нагрузку можно увеличивать.

У нас в Центре занятия проходят 50 мин с высокой интенсивностью, дети успевают выполнить абсолютно всё: упражнения на выносливость, силу, координацию, гибкость. Спустя 50 минут они выходят из зала сильно вспотевшие, уставшие и счастливые. Этого времени им хватает для получения хорошей всесторонней нагрузки, но при этом она не выматывает, а приносит удовольствие. Это очень важно, особенно для маленьких детей, которым важно прививать любовь к спорту!

Если гимнастикой заниматься регулярно, т.е. минимум 2 раза в неделю, то через 2-3 месяца будет заметен результат вне зависимости от возраста: это укрепление мускулатуры; формирование правильной осанки; улучшение координации движений, баланса, работы вестибулярного аппарата, и как следствие, появление уверенности в себе; улучшение гибкости и выносливости.

Особенно важно уделять внимание физической активности школьников. По статистике, более половины школьников имеют ослабленное здоровье. Среди самых распространенных проблем учащихся – частые простуды, искривление позвоночника, близорукость, гастрит, лишний вес, неврозы. Эти болезни возникают из-за ослабленного иммунитета, большой умственной и психологической нагрузки, неправильного питания, пассивного образа жизни.

Занятия спортом, сбалансированное питание и распорядок дня помогут вашему ребенку укрепить здоровье, выработать устойчивость к нагрузкам, повысить успеваемость в школе. Особенно это важно для детей младших классов, поскольку у них происходит активное взросление организма, развитие нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Спорт оказывает в этом лучшую поддержку. Однако научные исследования установили, что у 50 % детей в возрасте 7-9 лет возникает дефицит физической активности. Чем старше класс, тем больше дети стремятся пропускать уроки физкультуры, а родители часто их в этом поддерживают, не осознавая значимости физической активности для здоровья ребенка.

Источник

Добрый день, уважаемые читатели! Сегодняшняя статья поможет родителям правильно приучать детей к спорту.

Кто из отцов не приобретал с момента рождения шахматы, футбольные мячи, фитоболы, скакалки и прочие спортивные товары в надежде вырастить чемпиона или чемпионку. Одни родители хотят реализовать свои амбиции, а другие  —  вырастить здорового малыша, дав ему возможность самостоятельно выбрать занятие по душе.

devochki_na_detskoy_ploschadke

Спортивное развитие ребенка формирует не только целеустремленность и волю к победе, но и ловкость, гибкость, выносливость. Множество секций проводит набор в группы с 3 лет, потому что в этом возрасте дети слушаются тренера. К тому же к трем годам можно сделать выбор, каким видом спорта ребенку стоит заниматься.

Большинство родителей приобретают специальные детские комплексы, которые помогают заниматься спортом с юного возраста. А что делать родителям, у которых маленькая однокомнатная квартира, где с трудом семья помещается?

А если финансовая составляющая семейного бюджета слишком маленькая? В украинском городе Харькове в каждом дворе деревянные детские комплексы, позволяющие заниматься с ребенком любой возрастной категории. Да и в школьных дворах устанавливают специальные тренажеры для занятий спорта.

devochka_v_suhom_baseyne

Но не во всех городах местные власти выделяют средства на развитие спорта среди детей с младенческих лет. Поэтому поговорим о том, как самостоятельно подготовить ребенка с рождения для занятий в спортивной секции.

Рекомендации к проведению занятий

Для того чтобы развивающие упражнения приносили удовольствие и результат, необходимо следовать советам:

  1. Проводить занятия, когда ребенок здоров, сыт, весел.
  2. Оптимальный вариант проведения тренировки — в форме игры. Потому что так познается мир. Например, в игре «Колобок и лиса» в роли героя сказок выступает мяч. Суть задания — катить игрушку, убегая от мамы в роли зверушек. Можно и на пластиковые бутылки наклеить изображения героев произведения и играть в боулинг.
  3. С детьми от года и трех лет проводить тренировку не более 15 минут. Начинать нужно с 5 минут.
  4. Не ругать, если малыш не желает заниматься или у него не получаются упражнения.
  5. Хвалить даже за маленькое достижение.
  6. Тренировки стоит проводить за час до приема пищи.
Читайте также:  Реферат развитие сенсорных способностей ребенка

Способы спортивного развития детей от года до пяти лет

Для полноценного физического развития малыша в три месяца, полгода и девять месяцев педиатры обязательно рекомендуют водить ребенка на массаж. Так ли важны эти возрастные рамки, ведь в поликлинике велика вероятность подцепить вирусную инфекцию?

deti_v_setke

Важны, потому что занятия массажем с раннего возраста выполняют такие функции:

  • Координация движений;
  • Влияние на двигательную активность;
  • Повышение тонуса мышц.

Опытными мамами проверено волшебное действие массажа, помогающее малышам опережать сверстников в физическом развитии. Навыки ползанья, сидения у таких детей приобретаются гораздо раньше.

В частном порядке даже поликлиничный массажист за приемлемую цену согласиться приходить к вам домой. В интернете много видеороликов, посвященных правильному детскому массажу. На этом этапе родителям стоит приобрести фитбол, чтобы выполнять упражнения с маленьким человеком.

Этот спортивный инвентарь пригодится для занятий спортом до 3—4 лет.

deti_na_ulice

Важным этапом для спортивного развития младенца является приобретение специального круга для новорожденных. Маленького человека можно легко научить плавать и нырять.

У них отсутствует страх. Занятие плаваньем укрепляет мышцы, развивает дыхательно-кровеносную систему. Преимуществом этого вида спорта является универсальность — отсутствие ограничений по любым критериям.

В первый год жизни маленькое чудо осваивает навыки ходьбы. На этом отрезке жизни игры с мячом — самые лучшие.

Родителям надо приобрести несколько мячей: маленькие с пупырышками, для игр на детской площадке, для дома. Во дворе нужно научить малыша пинать ногой мяч, кидать и ловить его.

na_batite

Не все сразу будет получаться, но терпение и систематические занятия помогут добиться результата. Некоторые отцы в год пытаются научить сыновей висеть на турнике.

Такие игры лучше отложить до двухлетнего возраста. Машина-толокар станет любимым спутником на прогулке.

В полтора года дети начинают осваивать навыки спуска-подъема со ступенек. Мамам надо набраться терпения и сопровождать чадо в целях соблюдения безопасности.

Некоторые ребята пробуют прыгать с высоты. Чтобы не получить переломы лучше на площадке найти невысокий бордюр или пень и позволить ребенку тренироваться.

Дополнительно с игрой в футбол, можно добавить игру в баскетбол дома. Для этого понадобятся корзина для игрушек, игрушки, мячи.

na_detskoy_ploschadke

Правило игры простое — попасть в корзину мягкими игрушками, мячами. Такой способ прививает два навыка: складывания игрушек, меткость.

Еще одной игрой на развитие меткости может служить пластмассовая пирамида с кольцами. На палочку надо закинуть все кольца по порядку.

Но существенной преградой для спортивного развития может стать такая физиологическая особенность — склонность к вывихиванию плечевого сустава.

Эта проблема устраняется с помощью оказания медицинской помощи травматологом. Но 30% детей вывихивают суставы непредсказуемо. Этим детям можно заниматься плаваньем и шахматами. Другие виды спорта врачи не рекомендуют для занятий.

dati_na_cachelah

В 2 года дети с удовольствием играют в игры с обручем. Катить игрушку — любимая игра детворы. В этом возрасте можно начинать небольшую зарядку в сопровождении задорной детской музыки:

  1. Походить по кругу медленно.
  2. Побегать по кругу.
  3. Бежать вприпрыжку.
  4. Прыжки на месте.
  5. Поползать, как черепахи.

В принципе любой детский клуб раннего развития подскажет, как правильно проводить занятие. В таких обучающих заведениях педагоги строят для детей полосу препятствий, в которой закрепляются основные навыки физической активности.

В домашних условиях можно собрать каштаны, желуди и предложить малышу походить по ним.

Купив беговел, любимое чадо научится держать равновесие.

fizicheskoe_razvitie_detey_v_detskom_sady

В 3 года большинство детей идут в дошкольные учреждения, которые занимаются физической активностью. В это время родителям в зависимости от характера и предпочтений малыша целесообразно отдать его в спортивную секцию.

Агрессивным детям понравится на единоборствах. Любители бегать найдут свое призвание в легкой атлетике. Мамы девочек предпочитают выбрать гимнастику в качестве детского кружка для своих принцесс. При проблемах с позвоночником целесообразно отдать малыша корректирующую гимнастику.

В 4 года любимое чадо пора обучать езде на велосипеде, чтобы играть с друзьями во дворе. При систематических занятиях в 5 лет ребенок умеет кататься на велосипеде, бегать, прыгать, лазить.

Таким образом, спортивное развитие — залог здоровья малыша. Правильно подобранный комплекс упражнений принесет свои плоды, когда чадо начнет хвастаться достижениями.

Рекомендация Получите БЕСПЛАТНО запись онлайн вебинара:
«Ребенок от рождения до года. Ответы на вопросы».
+ Бонус для подписчиков — 18 статей о раннем развитии малыша.Чтобы скачать вебинар перейдите по ссылке >>>

Источник

Самое важное в спортивном развитии ребенка

Как определить способности ребенка в спорте?

Если ребенок склонен к физической активности: любит лазать, бегать, прыгать больше, чем играть в спокойные игры (рисовать, читать, собирать лего), можно считать, что есть смысл эту активность  куда-то пристроить, например, отдать в спортивную секцию.

Первое, что нужно учитывать при выборе секции – спорт должен нравиться ребенку (не только родителю)!

Но для того чтобы иметь успехи в спорте, одного желания не достаточно. Спорту нужно соответствовать!!!

Здесь необходимо рассмотреть 3 фактора:

-психологический (определенные черты личности, необходимые для этого спорта)

Читайте также:  Развитие ребенка раннего возраста контрольные

-психофизиологический (координация, скорость реакции, тип нервной системы)

-Антропометрический (вес, рост, гибкость и т.д.)

Если эти факторы совпадают, то ребенка можно считать одаренным в спорте и думать над тем, как эти способности развивать.

Некоторые спортивные тренера и психологи считают, что любой человек физически здоровый вполне может дойти до уровня КМС (при должной мотивации и рвении). Далее, остаются в спорте только сильнейшие, те, кто по большому счету, одарен и имеет идеальное сочетание тех факторов, о которых я писала выше.

Многие родители отдают свое чадо в спорт для здоровья, чтобы ребенок был сильным, подтянутым, гибким, но они часто заблуждаются.

Важно понимать: профессиональный спорт – это не для здоровья! Спорт – это большие нагрузки (физические и психоэмоциональные), это тяжелый ежедневный труд. Спорт – это очень полезная, но, как ни крути, очень жестокая школа.

Поэтому, если вы привели ребенка  в секцию для здоровья и для души  – говорите об этом с тренером, сообщайте о своих намерениях и изменениях. Тренера – тоже люди, они как вторые родители, они много вкладываются, и им важно понимать для чего они трудятся. Когда родители «вдруг» передумали – это всегда болезненный разрыв и для тренера и для ребенка. Учитывайте это!

Да, на начальном этапе, первые 2-3 года, вы можете присматриваться, это может быть «физкультура для малыша», но как только начинаются соревнования, достижения и конкуренция – это уже СПОРТ!

Кто занимается психологической подготовкой детей в спорте?

На данный момент в спортивных школах психологической подготовкой  маленького спортсмена занимается ТРЕНЕР (хорошо, если совместно с родителем, с которым у них одно видение процесса).  Только на этапе высшего спортивного мастерства к работе подключается психолог, так как  перед спортсменом стоят уже более сложные задачи: мотивация, самооценка, поиск ресурсного состояния и т.д.

Но психологические трудности в детском возрасте никто не отменял!

Дети тоже сталкиваются с волнением, страхами, трудностями самооценки, откатами и прочим. Здесь очень важна позиция родителя, его устойчивость, адекватность, принятие, поддержка, бережное участие и пр. Взрослые, ваша роль в этом месте неоценима!

Мотивация и поддержка ребенка –  задача родителя совместно с тренером. Находите точки  соприкосновения и понимания в этом месте, чтобы у ребенка в голове не было неразберихи (один значимый человек говорит одно, другой – другое).

Как мотивировать детей в спорте?

В силу возрастных особенностей, дети еще не могут мотивировать себя по-взрослому.

У детей всегда детские мотивы и они очень простые. К примеру, ребенок может говорить:  мне нравится тренер, мне нравится с ребятами, мне нравится бегать, мне нравится красивый костюм, я люблю кружиться и прыгать,  я люблю пинать мячик. Это нормально и это должны учитывать и родители, и тренера. У ребенка может не быть фокуса на достижения и победы. Ему просто хорошо, когда нравится.

Детям, безусловно, нужно помогать удерживаться в спорте. Потому что когда случаются поражения, детям становятся «невкусно» и они включают «не хочу». Детей нужно поддерживать в этом месте, объяснять и проявлять бережное  участие…  Родители и тренера помогают ребенку  адаптироваться в спорте и помогают разобраться, насколько ребенку это надо.

Только к подростковому возрасту у детей формируются более взрослые мотивы. К примеру: я хочу себе нравиться, я хочу нравиться противоположному полу, я хочу стать известным, спорт – это престижно, круто, я  хочу зарабатывать деньги и т.д. Появляется более сильная личная внутренняя мотивация, понимание, для чего он тренируется, а соответственно, и большая ответственность за действия и результат.

Что делать, если появляется страх перед соревнованиями, страх перед более сильным соперником, страх проигрыша?

Очень важно разговаривать с детьми!  Не важно, выигрывают они или проигрывают!  Важно научить маленького спортсмена внимательно относиться к своим поражениям. Проигрыши и поражения – это то, что помогает стать ему лучше. Соперник всегда показывает спортсмену его слабые места, показывает ему куда расти, в чем становиться лучше. В этом смысле ему  большая благодарность! Очень  важно объяснять ребенку, что поражение – это не катастрофа, а шанс понять, что и где ему нужно подтянуть. Важно говорить, что вы ребенка любите при любых обстоятельствах. Не передавайте ему свою родительскую тревогу, страхи и переживания. Ребенку бы со своими переживаниями справиться, помогите лучше своим участием, сопереживанием и поддержкой.

Как быть с перепадами настроения? Если ребенок то хочет, то не хочет заниматься спортом?

Если ребенок не хочет заниматься спортом, и проявляет свое «не хочу»  устойчиво, то это вряд ли  можно изменить. Примите эту реальность. Не нужно насиловать его спортом, в мире много других возможностей, будьте гибче, родители. Замечайте, у кого больше горят глаза: у ребенка или у вас? Возможно, вы, как родитель реализуете свои незакрытые потребности и желания через ребенка. Признайтесь себе в этом, если это так. Не упирайтесь даже в том случае, если у вас спортивная династия и «борьба – лучшее что может быть для мальчика». Попытайтесь всмотреться в своих детей тщательнее, понаблюдайте, что увлекает конкретно вашего ребенка.

 Если убедились в том, что он действительно увлечен, то проверьте, от чего же настрой постоянно меняется? Если настроение зависит от конкретных обстоятельств, то про это нужно больше узнавать (у ребенка /у тренера), понимать от чего зависят его перепады. Может нужно что-то объяснить, поддержать, помочь адаптироваться. Это работа РОДИТЕЛЯ в первую очередь, а лучше совместная – родителя и тренера.

Текст написан по материалам интервью со спортивным психологом Андреем Ланденком.

Источник